Научная статья на тему 'Иностранные корреспонденты в Третьем рейхе в 1930-е гг'

Иностранные корреспонденты в Третьем рейхе в 1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
603
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕССА / НАЦИЗМ / ИНФОРМАЦИЯ / РЕПРЕССИВНАЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN CORRESPONDENTS / INTERNATIONAL PRINTED MEDIA / NAZISM / INFORMATION / REPRESSIVE POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Санжиева Людмила Буянтуевна

В статье раскрывается роль иностранных журналистов в ознакомлении мировой общественности с текущими политическими событиями в гитлеровской Германии, разоблачении нацистского режима. Рассматриваются репрессивные методы воздействия германских властей на представителей зарубежных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the role of foreign journalists in informing the world community about the current political events in Nazi Germany and in unmasking the Nazi regime. Repressive methods of the German authorities against representatives of foreign mass media are considered.

Текст научной работы на тему «Иностранные корреспонденты в Третьем рейхе в 1930-е гг»

Людмила САНЖИЕВА

ИНОСТРАННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ В 1930-е гг.

В статье раскрывается роль иностранных журналистов в ознакомлении мировой общественности с текущими политическими событиями в гитлеровской Германии, разоблачении нацистского режима. Рассматриваются репрессивные методы воздействия германских властей на представителей зарубежных СМИ.

The article deals with the role of foreign journalists in informing the world community about the current political events in Nazi Germany and in unmasking the Nazi regime. Repressive methods of the German authorities against representatives of foreign mass media are considered.

Ключевые слова:

иностранные корреспонденты, международная пресса, нацизм, информация, репрессивная политика; foreign correspondents, international printed media, Nazism, information, repressive policy.

САНЖИЕВА Людмила Буянтуевна — к.и.н., научный сотрудник отдела истории, этнографии и социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

sаnjievа_lb @ mail.ru

Сообщения иностранных корреспондентов — один из важней -ших каналов осуществления международного информацион -ного обмена (МИО). Проблема взаимоотношений власти и представителей зарубежных СМИ, в т.ч. и в историческом аспекте, является одним из направлений исследования МИО. Большой интерес в этом плане представляет деятельность иностранных кор -респондентов в Третьем рейхе.

После прихода Гитлера к власти в 1933 г. Германия, став источ -ником ошеломляющих новостей и известий, приковывала внима -ние общественности разных стран. Широкий поток сообщений иностранных корреспондентов, аккредитованных в Берлине, при содействии СМИ проникал во все уголки земного шара и играл огромную роль в расширении МИО, в ознакомлении международ -ной общественности с текущими германскими событиями и ново -стями.

Германия 30 -х гг. XX в. была весьма заманчивым объектом для зарубежных корреспондентов. Германская политическая жизнь, обусловленная стремлением Гитлера к отмене условий Версальского договора и растущими территориальными притязаниями рейха, была полна сенсациями и привлекала иностранных корреспон -дентов. Так, выражая чаяния многих представителей иностранной прессы, парижский корреспондент американской газеты «Геральд трибюн» У. Ширер в июне 1934 г. писал в своем дневнике: «Как бы я хотел получить место в Берлине. Это история, которую мне хоте -лось бы описывать»1.

Все влиятельные органы информации — телеграфные агентства, пресса, радиовещательные корпорации — старались держать в Берлине своих лучших корреспондентов. В Берлине, Мюнхене и Кельне работали английские, американские, французские, шведские, голландские, японские, советские журналисты и представи -тели прессы других стран. Как и в других странах, перевес среди корреспондентов был на стороне англо - американских журна -листов, что было обусловлено приоритетом английских и амери канских СМИ в распространении мировых новостей. По отзывам современников, лучшим среди иностранных корреспондентов в Берлине был Норман Эббот из лондонской газеты «Таймс».

Гитлеровское руководство придавало серьезное значение исходя -

1 Ширер У. Берлинский дневник. Европа накануне второй мировой войны глазами американского корреспондента / пер. с англ. Л.А. Игоревского. — М. : Центрполиграф, 2002, с. 14.

щей из страны информации, формиро ванию за рубежом позитивного имиджа нацистской Германии. Значимость ино -странных корреспондентов в распростра нении информации обусловила повы шенный интерес Гитлера, Геббельса и Риббентропа к представителям между -народной печати, что непосредственно сказалось на пребывании иностранных журналистов в Берлине. Отношение к зарубежным корреспондентам претерпело серьезные изменения — от почти полного их неприятия до вполне удачных попы ток завоевания расположения одних жур налистов, нейтралитета по отношению к другим и применения репрессивных мер к антифашистски настроенным корреспон дентам.

В условиях нацистского режима ино -странным корреспондентам доступ к источникам объективной информации был закрыт; журналистам было нелегко, а порой и опасно получать интересующие их материалы. Наряду с использованием материалов, предоставленных министер ством пропаганды и МИДом, сообщений унифицированной немецкой прессы, направленных на дезинформацию зару бежной общественности, иностранные репортеры имели и другие источники получения закрытой информации. Они знакомили международную обществен ность с событиями, о которых гитлеров ское руководство предпочитало умалчи вать.

В период становления нацистского режима с корреспондентами, как и с дру гими иностранцами, происходило много инцидентов, которые приходилось урегу лировать при помощи дипломатических каналов. Были случаи избиения штурмо -виками иностранных корреспондентов, их аресты. Один из них был помещен в конц -лагерь, и посольство США, несмотря на принимаемые меры, не смогло вызволить его оттуда. Сын американского журнали -ста Г.В. Кальтенборна был избит штурмо -виками1.

В корреспонденциях журналистов находила широкое отражение ускорен ная милитаризация рейха. Иностранные корреспонденты стремились дать в прессу сенсационную информацию о превраще нии Германии в огромный арсенал, о стро

1 Додд У.Э. Дневник посла Додда. 1933-1938 / пер. с англ. — М. : Соцэкгиз, 1961, с. 74.

ительстве военных укреплений, производ -стве вооружения, развитии авиационной промышленности и расширении заводов Юнкерса, Хейнкель - Верке и создании подземных аэродромов. Они публиковали информацию о местонахождении воен ных сооружений, проведении военных сборов, парадов, хотя немцам за разгла шение военной тайны грозила смерть, а журналистам — арест и высылка.

Проникновение в мировую печать сообщений о милитаризации страны усу губляло сложное положение, в котором находились иностранные корреспон денты в Третьем рейхе. Публикация за границей материалов, которые шли враз рез с пацифистскими демагогическими заявлениями Гитлера, вызывала гнев и раздражение нацистского руководства и последующие репрессии против журна -листов. Сообщения о преследовании в рейхе зарубежных корреспондентов при влекали внимание мировой обществен ности. Корреспондент агентства Рейтер, германский подданный Эбах, которому было предъявлено обвинение в государст венной измене за информацию о параде штурмовиков, был вынужден бежать из страны.

Большой международный резонанс получили арест и последующая высылка из страны мюнхенского корреспондента английской газеты «Дейли телеграф» Пантера. 14 октября 1933 г. баварский министр хозяйства Г. Эссер на собрании представителей иностранной печати в Мюнхене призывал иностранных корре спондентов использовать все доступные источники информации, ходить повсюду с «открытыми глазами и ушами», поскольку германской стороне «нечего скрывать». Несколько корреспондентов, прислушав шихся к совету Г. Эссера, натолкнулись на предостережения, угрозы и даже физи ческое насилие. В их числе оказался и Пантер, который был задержан на 2 суток за информацию о выступлении Гитлера в Кельгейме и параде войск СА. Английские газеты единодушно выразили возмуще -ние арестом Пантера и требовали от бри танского МИДа принять меры против действий германских властей. Министр иностранных дел Великобритании Дж. Саймон беседовал на эту тему с послом Германии Л. Фон Гешем. Английский посол в Берлине Э. Фиппс неоднократно обращался в германский МИД с проте

стами против преследования английских журналистов и, в частности, по вопросу о высылке Пантера.

Публикации британской прессы о задержании Пантера и возможных его последствиях перепечатывались в дру гих странах, в т.ч. и Советском Союзе. Так, «Известия» уделили немало внима ния этому нашумевшему делу, которое наглядно демонстрировало беззаконие в нацистской информационной политике.

Отношение германских властей к ино странным корреспондентам станови лось все более жестким. Так, 5 мая 1934 г. «Таймс» опубликовала сообщение своего мюнхенского корреспондента об аресте в Вильсгофене корреспондента «Дейли экспресс». Корреспондент был четвертым английским журналистом, арестованным с января 1934 г. В те же дни был задержан, а затем отпущен другой корреспондент «Дейли экспресс» — Стивенс. По утверждению газеты «Дойче альгемейне цейтунг», арест произошел в результате попытки сфотографировать некоторые заводы, в т.ч. и химические1. В случаях задержания иностранных корреспондентов обраще -ние к властям за информацией неизменно имело результатом заявление о полном неведении о действиях штурмовиков.

Репрессии и строгие ограничения в информационной политике рейха не могли помешать иностранным корре спондентам в их стремлении получать дополнительные материалы, интересую щие зарубежную общественность. Следует особо подчеркнуть их искреннее стремле ние мобилизовать своими сообщениями мировую общественность на пресечение дискриминации еврейского населения в Германии. После событий Хрустальной ночи 10 ноября 1938 г. возмущению миро -вой общественности не было предела. Корреспондент «Нью - Йорк таймс» сооб -щал, что он оказался очевидцем беспре цедентной волны погромов. «Начавшись рано утром почти в каждом городе страны, — писал он, — бесчинства, грабежи и под жоги продолжались целый день. Большие толпы молча наблюдали за всем этим, а полиция регулировала уличное движение и осуществляла массовые аресты евреев якобы с целью их защиты»2.

Пресса Англии, США и других стран

1 Дойче альгемейне цейтунг, 1934, 16 мая.

2 Нью - Йорк Таймс, 1938, 11 нояб.

была заполнена негодующими статьями и протестами. После Хрустальной ночи германский посол Г. Дикгоф сообщал из Вашингтона в Берлин: «Особенно поражает тот факт, что респектабельные патриотические круги, которые являются последовательными антикоммунистами и в значительной мере — антисемитами, тоже начинают отворачиваться от нас. Я говорю не о реакции еврейских газет, — она вполне понятна, а о том, что такие люди, как Гувер, Херст и многие другие, кто ранее проявлял стремление к сотруд ничеству с нами и, в какой то мере, даже симпатию к Германии, ныне занимают резкую жесткую позицию. В общей атмо сфере ненависти расширяется кампания по бойкоту немецких товаров»3.

Постоянное наблюдение за жестокостью и цинизмом нацистов оказывало глубокое психологическое воздействие на зарубеж -ных корреспондентов. Так, уже работая в Германии, У. Ширер писал: «Я не приемлю тоталитарную диктатуру, но стал испыты -вать еще большее отвращение к ней, живя в Германии и наблюдая, как гнусно оскор -бляют здесь человеческую личность»4.

Высланные из Германии корреспон -денты продолжали последовательно разо блачать гитлеровский режим, используя свой опыт пребывания в стране и знание Германии. Так, в сентябре 1939 г. иностранная пресса широко цитировала Никербокера, который подсчитал, что только 6 или 7 фашистских главарей к началу войны поместили в иностранных банках около 1,5 млрд франков. Опубликованные в английской и аме риканской прессе антигитлеровские материалы Г. Никербокера вызвали гнев министра пропаганды Геббельса, который назвал журналиста «лжецом международ ного масштаба и фальсификатором».

Таким образом, в 30 е гг. прошлого сто летия сообщения иностранных корре спондентов о милитаризации рейха и дру гих ужасающих подробностях германской жизни, несмотря на репрессии гитлеров ского правительства, были важным источ ником информирования международной общественности.

3 Документы и материалы конца второй миро вой войны : сборник документов. В 2 т. Т. 1. — М. : Госполитиздат, 1948, с. 112.

4 Ширер У. Указ. соч., с. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.