Научная статья на тему 'ИНОСТРАННЫЕ КОРАБЛИ РАЗВЕДКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1950 Г. - НАЧАЛО XXI В.)'

ИНОСТРАННЫЕ КОРАБЛИ РАЗВЕДКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1950 Г. - НАЧАЛО XXI В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
363
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / NAVY / МОРСКАЯ РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ РАЗВЕДКА / NAVAL ELECTRONIC RECONNAISSANCE / ИНОСТРАННЫЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ / FOREIGN RECONNAISSANCE SHIPS / КЛАСС / CLASS / ПРОЕКТ / PROJECT / ТИП / TYPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шель Вячеслав Вячеславович

В статье рассказывается об истории и современности иностранных разведывательных кораблей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шель Вячеслав Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАННЫЕ КОРАБЛИ РАЗВЕДКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1950 Г. - НАЧАЛО XXI В.)»

В.В. ШЕЛЬ V.V. SHEL

ИНОСТРАННЫЕ КОРАБЛИ РАЗВЕДКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Исторический опыт развития и применения иностранных разведывательных кораблей (1950-е гг. — начало XXI в.)

FOREIGN RECONNAISSANCE SHIPS: HISTORY AND TODAY

Historical experience of development and application of foreign reconnaissance ships

(1950 - early XXI century)

Сведения об авторе. Шель Вячеслав Вячеславович — докторант Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник, кандидат военных наук (Москва. E-mail: schell77@mail.ru). Аннотация. В статье рассказывается об истории и современности иностранных разведывательных кораблей. Ключевые слова: военно-морской флот; морская радиоэлектронная разведка; иностранные разведывательные корабли; класс; проект; тип.

Information about author. Vyacheslav Shel - Doctoral Candidate of the Military Academy of the RF Armed Forces General Staff Colonel, Cand. Sc. (Mil.) (Moscow. E-mail: schell77@mail.ru). Summary. The article tells about the history and present day of foreign reconnaissance ships. Keywords: navy; naval electronic reconnaissance; foreign reconnaissance ships; type; project; class.

V_J

В настоящее время помимо Военно-морского флота (ВМФ) России разведывательные корабли (рзк) есть в составе военно-морских сил (ВМС) 18 государств (США, ФРГ, Франция, Норвегия, Польша, Швеция, Испания, Италия, Греция, Румыния, Болгария, Португалия, Украина, Китай, Япония, КНДР, Новая Зеландия, Тайвань). Их водоизмещение составляет от 1500 до 20 000 т. Все иностранные рзк можно условно разделить на три подкласса: корабли измерительного комплекса (кик), корабли гидроакустической разведки (кгар) и многофункциональные рзк, решающие задачи радиотехнической и гидроакустической разведки1. Они также имеют свою историю.

ПОСЛЕ окончания Второй мировой войны 1939— 1945 гг. иностранные рыболовные траулеры, вооружённые специальными радиотехническими станциями, активно использовались для ведения разведки побережья СССР и деятельности советских кораблей в море. Так, например, в 1953 году плавбаза «Печора» у побережья Советского Союза обнаружила английские рыболовные траулеры «Арктик Викинг» и «Лорд Эссенген», лежавшие в дрейфе с выпущенными рыболовными сетями. При этом на них работали радиолокационные и радиопеленгаторные станции. В операционной зоне Северного флота (СФ) вели разведку английские рзк «Ромула» и «Магнолия» под легендой «охраны рыболовства». Норвегия

также регулярно собирала разведывательную информацию посредством таких же рыболовных судов. Так, в середине 1950-х годов небольшой траулер «Эгер», «нашпигованный» самым современным электронным оборудованием, регулярно вёл разведку неподалёку от Кольского полуострова2. США в вопросах морской разведки в отличие от СССР, Великобритании и Норвегии, использовавших рыболовные траулеры для ведения наблюдения на море, приходилось полагаться в основном на собственные боевые надводные корабли и подводные лодки. Так, например, в 1964 году США использовали эсминцы «Мэддокс» и «Тернер Джой» для ведения радиоэлектронного наблюдения у берегов Северного Вьетнама. Однако в

условиях возникшей «холодной войны» этого уже было недостаточно.

Первые корабли (переоборудованные транспортные суда), специально предназначенные для ведения морской радиоэлектронной разведки (РЭР) в интересах Агентства национальной безопасности (АНБ), начали появляться у США после 1960 года. Это были три корабля: «Рядовой Хосе Ф. Вальдес» (Т^ 169), «Джеймс Е. Робинсон» (Т-AG 170) и «Сержант Джозеф Е. Миллер» (Т^ 171)3. Их экипажи укомплектовывались гражданским персоналом Командования морских перевозок (КМП) и специалистами АНБ. Одновременно к ведению морской РЭР приступили и ВМС США. Первым их кораб-

лём разведки стал созданный на базе транспортного судна рзк «Оксфорд» (AG 159), который осенью 1962 года в районе Карибского моря осуществлял перехват радиопереговоров правительств Кубы и СССР4. После этого ему присвоили новое обозначение: АвТЯ, где Ав — многоцелевое вспомогательное судно, ТЯ — технические исследования. Затем в состав ВМС США вошли ещё четыре корабля, построенных на базе крупных транспортных судов: «Джорджтаун» (АвТЯ 2), «Джеймстаун» (АвТЯ 3), «Бельмонт» (АвТЯ 4), «Либерти» (АвТЯ 5). Эти корабли в основном действовали в следующих районах: вдоль побережья Южной Америки; вдоль берегов Африки, в Карибском и Южно-Китайском морях; в Средиземном море. Эти рзк невозможно было спутать ни с какими другими кораблями и судами. Их предназначение легко угадывалось по характеру выполнявшихся ими задач и по обилию установленных антенн.

Со временем в ВМС США и АНБ было решено создать также малый разведывательный флот. Предлагалось оснастить американские рыболовные траулеры специальным электронным оборудованием для ведения морской РЭР. Расчёт строился на том, что такие корабли смогут гораздо ближе подходить к разведываемым целям, нежели крупные или военные. Однако основу такого флота к середине 1960-х годов составили не траулеры, а три бывших транспортных судна, оборудованных специальной аппаратурой. Им присвоили обозначение «АвЕЯ», где Ав — многоцелевое вспомогательное судно, а ЕЯ — исследования окружающей среды. Первым таким кораблём (АвЕЯ 1) стал «Баннер». В 1967 году, действуя с базы Йокосука (Япония), он вёл разведку вдоль берегов советского Дальнего Востока, Северной Кореи и Китая. В конце этого же года в данный район отправился «Пуэбло» (АвЕЯ 2)5. Третий корабль из этой серии,

«Палм-бич» (АвЕЯ 3), также оснащённый аппаратурой для ведения морской РЭР, действовал в другом районе Мирового океана. Как и АвТЯ, эти суда для самообороны имели лишь пулемёты и стрелковое оружие.

В дальнейшем планировалось создание ещё нескольких кораблей класса АвЕЯ, но американская программа пассивной электронной разведки с использованием кораблей была прекращена после того, как в 1967 году «Либерти» по ошибке израильтян подвергся атаке со стороны их самолётов и торпедных катеров, а в январе 1968 года «Пуэбло» захватили северокорейцы6. После этих двух инцидентов американцы на продолжительное время отказались от использования кораблей разведки. К 1970 году все рзк перечисленных выше типов были сняты с учёта ВМС. США для ведения морской РЭР стали использовать собственные боевые корабли и вспомогательные суда, усиливая их при необходимости техническими средствами наблюдения и разведки. Однако с конца 1970-х — начала 1980-х годов командование ВМС стран НАТО стало уделять большое внимание мероприятиям боевой подготовки сил советского ВМФ. В течение ряда лет в летний период к разведке деятельности сил ВМФ СССР привлекались боевые корабли различных классов. Американцы использовали танкодесантные корабли типа «Ньюпорт», действовавшие одиночно, англичане и французы — корабли классов эсминец УРО — фрегат УРО в сопровождении танкеров. На вертолётных площадках кораблей

В.В. ШЕЛЬ. Иностранные корабли разведки: история и современность •

И

«Рядовой Хосе Ф. Вальдес» (Т-AG 169) (США)

специально устанавливались контейнеры с техническими средствами разведки.

Позже, определив в качестве основной угрозы советские подводные лодки, США инициировали в 1982 году строительство большой серии судов гидроакустической разведки (T-AGOS)7. Они предназначались для океанографических исследований, а также для дальнего гидроакустического обнаружения подводных лодок с помощью буксируемых антенн системы «Сертасс»8. В период 1984—1990 гг. были построены 18 таких кораблей типа «Сталворт» (Т-AGOS-1-18) водоизмещением 2285 т, со скоростью хода 11 узлов, дальностью плавания 6400 миль и автономностью 90 суток9. Они укомплектовывались экипажами смешанного состава общей численностью 25 человек (20 гражданских и 5 военных специалистов). Оснащённые мощными гидроакустическими станциями с протяжёнными буксируемыми антенными системами, они существенно дополняли возможности системы гидроакустического наблюдения «Сосус». Однако мореходные качества этих кгар оставляли желать лучшего, особенно в бурных водах и холодных высоких широтах. Сказалась то, что данные суда проектировались по стандартной схеме и за исключением слипа (наклонная поверхность, уходящая в воду. — Прим. авт.) в корме для спуска буксируемой антенны ничем не отличались от катеров и патрульных кораблей.

Для решения этой проблемы необходимо было поменять тип корпуса корабля. Так, в

период 1991—1993 гг. появились четыре судна океанского наблюдения типа «Виктори-ес» (T-AGOS-19-22) водоизмещением 3400 т, со скоростью хода 16 узлов, экипажем общей численностью 27 человек(22 гражданских специалиста, 5 военных моряков)10. Они стали первыми военными кораблями, построенными как катамараны, с малой площадью действующей ватерлинии. Данная конструкция наименее подвержена качке при сложных гидрометеоусловиях. В результате существенно улучшились мореходные качества кгар. Кроме гидроакустической станции (ГАС) UQQ-2, на судах этого типа появились и опускаемые низкочастотные ГАС типа LFA, работающие в активном режиме11. Их импульсы, отражённые подводными целями, улавливались антеннами UQQ-2.

В 2000 году был построен кгар типа «Импекбл» (T-AGOS-23) водоизмещением 5370 т, со скоростью хода 12 узлов, даль-

ностью плавания 3 000 миль. В состав экипажа в количестве 44 человек входят 26 гражданских лиц и 18 военных моряков. Основное назначение этого судна состоит в ведении гидроакустической разведки в интересах решения задач противолодочной обороны главнокомандованием Атлантического и Тихоокеанского флотов США. Судно буксирует активную низкочастотную антенную решётку подводных шумопеленгаторных устройств для сбора первичной акустической информации, осуществляет её первичную обработку и через спутник передаёт полученные данные береговым станциям для дальнейшей обработки и оценки. «Импекбл» имеет такие же обводы корпуса, как у судов типа «Викториес».

Однако ввиду снижения в середине 1990-х годов XX века — начале XXI века активности действий подводных сил ВМФ РФ в Мировом океане необходимость в кораблях типа «Им-пекбл» отпала. Российские

Тип «Викториес» (T-AGOS-19-22)

подводные лодки не создавали угрозу США, и американцы строительство кгар этой серии свернули. Строительство второго корабля Т-АООЭ-24 прервали при 5-процентной готовности. Остальные корабли (их планировалось три — Т-АвОЭ 25/26/27) даже не закладывали. Имевшиеся кгар стали выводиться в резерв, а затем передаваться другим ведомствам для переоборудования и дальнейшего использования. В составе Командования морских перевозок (КМП) ВМС США остались только три судна типа «Викториес» и одно — «Импекбл». Все они базируются на Тихоокеанском побережье США. Ещё одно судно содержится в резерве ВМС12. Другие были переданы иным ведомствам и странам, в том числе Португалии (Т-АвОЭ-5 и -11) и Новой Зеландии (Т-АООЭ-17). Два кгар типа «Хибики» (АвОЭ), построенные в 1991—1992 гг. в Японии по типу американского

«Викториес» (водоизмещением 2850 т), действуют в интересах японских ВМС. Вместе с тем помимо кгар специальные функции КМП ВМС США, в том числе по ведению морской РЭР, выполняют ещё 18 эксплуатируемых по долгосрочному контракту судов, из них три — командно-измерительного комплекса (кик), семь — океанографических (оис) и др.13 Несмотря на изменения военно-политической обстановки в мире, штатный судовой состав КМП ВМС США поддерживается стабильно. Устаревающие либо израсходовавшие свой эксплуатационный ресурс суда списываются или выводятся в резерв и заменяются новыми. Всё это указывает на то, что в ВМС США традиционные подходы к ведению морской РЭР не подлежат каким бы то ни было ограничениям и сфера разведывательной деятельности в интересах флота только расширяется.

В настоящее время морскую РЭР ведут боевые надводные корабли, подводные лодки и специальные разведывательные суда и других государств, в том числе стран НАТО. Систематически морская РЭР ведётся в Норвежском, Баренцевом и Балтийском морях кораблями радио- и радиотехнической разведки ВМС Норвегии, Германии и Швеции. В Балтийском море могут вести разведку рзк «Навигатор» и «Гидрограф» ВМС Польши, рзк «Орион» ВМС Швеции. Установленная на рзк специальная аппаратура обеспечивает ведение РЭР на глубину до 900—1000 км и более. Их основные усилия направляются на перехват и анализ излучений радиостанций, работающих в сетях ближней связи, радиолокационных и других станций,не доступных для разведки наземными (береговыми) средствами с территорий стран НАТО. Германия представлена тремя рзк

Разведывательный корабль «Эллетра»(Италия)

Океанографическое исследовательское судно «Энтерпрайз» (Н88) (Великобритания)

Разведывательный корабль «Орион» Научно-исследовательское судно «Свердруп-2»

(Швеция) (Норвегия)

типа «Осте» проекта 423 (3200 т, 21 узел, 5 000 миль, 36 человек) постройки 1988—1989 гг. («Осте», «Окер», «Алстер»); Франция — рзк «Бугенвиль» 1988 года (5195 т, выведен из состава ВМС в 2009 г.)14 и «Дюпюи де Лом» (3600 т, 16 узлов, 6300 миль, 30 человек) 2005 года15; Италия — рзк «Эллетра» типа «Альянс» (3180 т, 17 узлов, 8 000 миль, 95 человек) 2003 года; Испания — рзк «Алерта» типа «Даре» (2292 т) 1982 года; Польша — двумя рзк типа «Мома» проекта 863 «Навигатор» и «Гидрограф» (1677 т, 17 узлов, 87 человек) 1975—1976 гг.; Греция

— рзк «Гермис» (1497 т) 1960 года (бывший рзк ФРГ); Швеция — рзк «Орион» (1400 т, 12 узлов, 26 человек) 1984 года (продлила на год эксплуатацию этого судна и строит ему на замену новейший рзк); Украина

— рзк «Симферополь» проекта 861М (до 1995 г. бывший рзк ЧФ «Юпитер», списан в 2012 г.) и рзк «Перияслав» проекта 1824Б(до 1995 г. бывший рзк ЧФ «ГС-13»). Некоторые страны для ведения

морской РЭР используют исследовательские и вспомогательные суда: Румыния — оис «Григоре Антипа» типа «Корсар» (1450 т) 1980 года и судоподъёмное судно «Эмил Раковита»; Болгария — гидрографическое исследовательское судно (гису) «Адмирал Бранимир Орманов» (списан в 2008 г.). Привлекается для наблюдения в Баренцевом море и норвежское нис «Свер-друп-2», которое использует гидроакустическую станцию с буксируемой антенной. Республика Корея для ведения морской РЭР также может привлекать свои специализированные оис и гису. В ВМС Великобритании для ведения морской РЭР активно используются боевые корабли — фрегаты УРО типов «Бродсуорд» и «Дюк», атомные подводные лодки типа «Трафальгар», оснащённые новейшими разведывательными системами16. По всей видимости, исходя из характера деятельности и наличия технических средств наблюдения и разведки, для этих же целей привле-

кается и оис «Энтерпрайз» ВМС Великобритании. К ведению разведки в Тихом океане НАТО также привлекаются корабли слежения за воздушно-космическими объектами, кгар США и Японии.

В составе военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) числятся четыре рзк, которые входят в состав Северного флота: три — на базе ледокола типа «Яньха», один — специальной постройки, способный выполнять задачи управления и связи. Помимо этих рзк к решению разведывательных задач привлекаются научно-исследовательские суда (нис), имеющие общее название «Сян Янхун» и индивидуальные номера. Четыре корабля слежения за космическими объектами и баллистическими ракетами типа «Юань Вэнг» решают задачи как измерительного комплекса, так и разведывательные. «Сян Янхун» и «Юань Вэнг» базируются на Восточном флоте. В 1999—2017 гг. состав ВМС НОАК пополнился девя-

Разведывательный корабль класса Разведывательный корабль класса

«Донг Диао» (853) (Китай) «Донг Диао» (854) (Китай)

тью рзк типа 815—815А класса «Донг Диао» водоизмещением 6614 т, со скоростью хода 20 узлов, экипажем 250 человек. Они вооружены 25-мм и 37-мм артиллерийскими установками или спаренными 14,5-мм пулемётами. Имеют ангар для вертолётов. Один из них в июле 2014 года вёл наблюдение за проводившимися под руководствами США на Тихом океане международными манёврами Я1МРАс. Кроме оборудования для измерения полётов баллистических ракет они оснащены техническими средствами для ведения морской РЭР.

В отдельных странах рзк постоянно модернизируются, строятся новые. Так, норвежские разведывательные суда присутствуют в Баренцевом море с 1950-х годов. Все четыре последних судна называются одинаково — «Марьята». Первым рзк «Марьята» (1966—1975 гг.) стал бывший китобой «Глобе 14» после переоборудования в соответствии с потребностями разведывательной службы. Судно водоизмещением 691 т, длиной 51 м, шириной 9 м использовалось преимущественно в летние месяцы — с мая по сентябрь.

Вторая «Марьята» (1976— 1995 гг.) была построена в Бергене. Имела водоизмещение 940 т, длину 46 м, ширину 11 м. При этом время навигации было расширено и охватывало период с марта по ноябрь. Новые оперативные условия, современное на тот момент техническое оборудование, а также усовершенствование технических решений привели к необходимости увеличения размеров судна. С осени 1982 по весну 1983 года длина рзк была увеличена на 14 м. В связи с этим водоизмещение увеличилось до 1430 т. В период 1988—1995 гг. судно было вновь модернизировано — изменена кормовая надстройка и установлена кормовая мачта.

Третий рзк «Марьята» (1995— 2016 гг.) имел водоизмещение 7560 т, скорость хода 15 узлов, длину 81,5 м, ширину 39,9 м. Изменения коснулись не только антенного вооружения средств разведки, но и формы корпуса с ледовым поясом, позволявшим кораблю действовать в сложных арктических условиях. Судя по насыщенности приёмными антеннами и оптико-электронными

средствами, он был способен выполнять основные функции рзк: регистрировать электромагнитные волны в околоземном пространстве, определять их параметры, носителей; вскрывать радиоэлектронную обстановку в районе, а также проявление ситуационных признаков. Имел два экипажа, что позволяло ему почти постоянно находиться в море. Очевидно, к категории главных, наиболее важных объектов, на выявление состояния и деятельности которых были направлены основные усилия этого корабля, следует отнести такие: носители ядерного оружия, системы боевого управления и связи объединений и соединений российского ВМФ. Кроме того, рзк был оборудован вертолётной площадкой. В 2016 году рзк был отправлен на серьёзную модернизацию, после которой с именем первого норвежского разведывательного траулера — «Эгер» вернётся для патрулирования в Баренцевом и Норвежском морях.

Построенный в 2016 году четвёртый рзк «Марьята» располагает гораздо более совершенными средствами наблюдения и разведки, чем все его предшественники. Он больше по размерам (126 м в длину, 23,5 м — в ширину, водоизмещение 10 тыс. т) и может развивать более высокую скорость хода. Корпус рзк был построен в Румынии. Корабль оснащён сверхсовременным оборудованием на базе Центрального разведывательного управления

Разведывательный корабль «Марьята-1» (1966-1975 гг.) (Норвегия)

Разведывательный корабль «Марьята-11» (1976-1995 гг.) (Норвегия)

В.В. ШЕЛЬ. Иностранные корабли разведки: история и современность •

Разведывательный корабль «Марьята-III» Разведывательный корабль «Марьята-IV»

(1996-2016 гг.) (Норвегия) (с 2016 г.) (Норвегия)

(ЦРУ) США в Кэмп-Перли (штат Вирджиния). Согласно последним оценкам на его постройку и оборудование ушло около 180 млн долларов. В вооружённых силах Норвегии отмечают, что новая «Марьята» способна ещё более оперативно и надёжно обеспечивать актуальными разведывательными данными принимающих решения должностных лиц. Срок службы корабля, имеющего возможность работать в сложных условиях Баренцева моря, должен составлять не менее 30 лет17. Всё это говорит о том, что уже в ближайшее время Норвегия станет одной из ведущих держав в области морской РЭР, получив сразу два рзк, оснащённых передовыми радиоэлектронными системами и средствами для походов в Арктику.

Таким образом, после окончания Второй мировой войны 1939—1945 гг. в вопросах морской разведки США полагались на собственные боевые надводные корабли и подводные лодки. Потребность в рзк для ВМС США была обусловлена непримиримой борьбой в годы «холодной войны» со своим геополитическим противником — СССР, их острым соперничеством в военной сфере, в т.ч. в области морской РЭР. Этому способствовал также бурно развивавшийся научно-технический прогресс в радиоэлектронике. Обеими противоборствующими сторонами были предприняты попытки скрыть деятельность своих кораблей разведки, но и те и другие оказались легкораспознаваемы.

В 1960-е годы XX века основу американского флота рзк составляли переоборудованные транспортные суда, вооружённые специальной аппаратурой. Вместе с тем после инцидентов в 1967—1968 гг. с американскими рзк США отказались от них. Для ведения морской РЭР в то время США использовали боевые корабли и вспомогательные суда. Только в 1982 году, определив в качестве основной угрозы советские подводные лодки, США инициировали строительство большой серии кгар. Однако ввиду снижения в середине 1990-х годов XX — начале XXI века активности действий подводных сил ВМФ РФ в Мировом океане американцы строительство следующей серии кгар свернули.

Вместе с тем помимо кгар специальные функции КМП ВМС США, в том числе по ведению морской РЭР, выполняют ещё 18 эксплуатируемых по долгосрочному контракту судов. Несмотря на изменения военно-политической обстановки в мире, в ВМС США традиционные подходы к ведению морской РЭР не подлежат каким бы то ни было ограничениям, и сфера разведывательной деятельности в интересах флота только расширяется.

Морская РЭР не утратила своей актуальности и в современных условиях. Кроме боевых надводных кораблей и подводных лодок её ведут специальные разведывательные корабли и суда многих стран. Многие страны НАТО не отказываются от применения рзк, постоянно модернизируют их и строят новые.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Морская радиоэлектроника. 2007. № 3(21). С. 27.

2 Шлезингер Р. Радиоэлектронная война / Пер. с англ. М.: Воениздат, 1963. С. 233.

3 В скобках указаны последующие названия кораблей и судов или их бортовые номера (здесь и далее по тексту статьи).

4 Хухтхаузен П.А., Шелдон-Дюпле А. Военно-морской шпионаж: история противостояния / Пер. с англ. Ю.В. Юрьева. М.: Вече, 2013. С. 220.

5 Richelson J.T. The U.S. intelligence community. 1989. Р. 188—190.

6 Вознесенский М.Б. На грани мировой войны. Инцидент с «Пуэбло». М.: Вече, 2007. С. 45.

7 Силин Ю. Прямая зависимость // Зарубежное военное обозрение. 1990. № 12. С. 59—62.

8 Мосалёв В. Суда гидроакустического наблюдения ВМС США // Там же. 1986. № 6. С. 60.

9 Ричелсон Д.Т. История шпионажа ХХ века / Пер. с англ. М.: Эксмо-пресс, 2000. С. 221.

10 Суда командования морских перевозок ВМС США: справочные данные // Зарубежное военное обозрение. 2002. № 11. С. 53, 54.

11 Судно гидроакустического наблюдения «Эффектив» ВМС США // Там же. 1996. № 7. Цв. вклейка.

12 Юрьев М. Разведка военно-морских сил США // Там же. 2007. № 7. С. 43—51.

13 Чертанов В. Реорганизация командования морских перевозок ВМС США // Там же. 2012. № 12. С. 68—70.

14 Он же. Разведывательные корабли в составе ВМС Франции // Там же. 1998. № 3. С. 53, 54.

15 Антонов А. Разведывательный корабль ВМС Франции A759 Dupuy de Lome // Там же. 2006. № 12. С. 57, 58.

16 Чертанов В. Американские разведывательные корабли — уроки истории // Там же. 2004. № 4. С. 15—20.

17 Мозговой А. Новый главный враг Северного флота, «пловец-призрак» и другие // Национальная оборона. 2014. № 12. С. 78—84. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.