Научная статья на тему 'Иностранные инвестиции в Свердловской области в контексте присоединения России к ВТО'

Иностранные инвестиции в Свердловской области в контексте присоединения России к ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
766
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капустина Л. М.

В статье анализируются динамика и структура привлекаемых в экономику Свердловской области иностранных инвестиций. Рассматриваются последствия присоединения России к ВТО с точки зрения изменения объемов привлечения иностранных инвестиций. Определены направления многостороннего регулирования инвестиционных мер на основе международных договоренностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN INVESTMENTS INTO SVERDLOVSK AREA IN THE CONTEXT OF RUSSIAN CONNECTION TO WTO

Dynamics and structure of the foreign investments involved in economy of Sverdlovsk area are analyzed in the article. Consequences of Russian connection to WTO from the view point of foreign investments volumes change are considered. Directions of multilateral regulation of investment measures on the basis of the international arrangements are certain.

Текст научной работы на тему «Иностранные инвестиции в Свердловской области в контексте присоединения России к ВТО»

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

Капустина Л.М.

В статье анализируются динамика и структура привлекаемых в экономику Свердловской области иностранных инвестиций. Рассматриваются последствия присоединения России к ВТО с точки зрения изменения объемов привлечения иностранных инвестиций. Определены направления многостороннего регулирования инвестиционных мер на основе международных договоренностей.

В современных условиях глобализации и увеличения масштабов международного перемещения капитала возрастает роль иностранных инвестиций как дополнительного источника капиталовложений в развитие экономического потенциала регионов. Наряду с прямыми инвестициями в регион поступают иностранные технологии, результаты научно-технических исследований и разработок, воплощаемых в новой технике, оборудовании, патентах, лицензиях, ноу-хау, начинает применяться новый организационный и управленческий опыт. Рациональнее используются местные сырьевые ресурсы. Вложения капитала стимулируют развитие производства, в котором регион имеет конкурентное преимущество, способствуют расширению экспорта, росту поступлений иностранной валюты, налоговых платежей. В результате повышаются уровень занятости населения, квалификация работников и производительность труда, модернизируется инвестиционный потенциал региона.

Наибольшая эффективность экономического развития обеспечивается за счет привлечения капитала в экспортоориентированные отрасли экономики и импортозамещающие производства, сферу услуг, инновационные секторы. Между внутренними и зарубежными инвестициями существует тесная связь: увеличение притока иностранного капитала происходит, как правило, в условиях роста национальных инвестиций. Поэтому создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных предприятий является приоритетной задачей государственной инвестиционной политики, имеющей своим косвенным результатом рост зарубежных инвестиций.

Динамика и структура иностранных инвестиций в экономику Свердловской области. В начале XXI века объемы привлекаемых в российскую экономику иностранных инвестиций растут высокими темпами, за 2003 год они увеличились в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и достигли 30 млрд. долларов. Прямые иностранные инвестиции составили 6,8 млрд. долларов и выросли за 2003 г. почти на 70%. Однако более 75% всех зарубежных инвестиций приходится на прочие инвестиции, что характеризует структуру зарубежного капитала в России как неблагоприятную. В 2003 г. прямые инвестиции составили лишь 23% от общего объема иностранных капиталовложений, что в 3 раза меньше показателя 1995 г. В первом квартале 2004 г. на прямые иностранные инвестиции приходилось 9% от общего объема прямых инвестиций в России. Портфельные инвестиции в последние годы остаются на низком уровне и в 2003 г. составляли лишь 0,4 млрд. долларов.

Иностранные инвестиции распределены по регионам РФ неравномерно, тяготеют к крупным городам с развитой инфраструктурой. Центральный федеральный округ концентрирует около половины (47%), в том числе Москва - более трети всех накопленных

иностранных инвестиций. Второе место у Северо-Западного федерального округа (11,3%), третье - у Сибирского округа. На Уральский федеральный округ приходится около 10% всех накопленных иностранных инвестиций (рис. 1).

О Центральный ФО ■ Северо-Западный ФО

□ Южный ФО И Приволжский ФО

■ Уральский ФО ■ Сибирский ФО

□ Дальневосточный ФО_

Рис. 1. Распределение накопленных иностранных инвестиций по федеральным округам за 1995 - 2002 гг., %

В последние годы темпы прироста иностранных капиталовложений в экономику УрФО превышали прирост инвестиций в среднем по стране. В 2003 г. в Уральский федеральный округ поступило 5,6 млрд. долларов иностранных капиталовложений, что в 2 раза больше, чем в 2002г., и округ переместился на 2-е место после Центрального федерального округа.

В 2003 г. объем иностранных инвестиций в экономику Свердловской области составил более 1,3 млрд долл., однако структура инвестиций с каждым годом ухудшается, растет доля прочих инвестиций и уменьшается удельный вес прямых вложений капитала. На прямые инвестиции приходится 5,9 % всех привлеченных инвестиций, на портфельные - 1,2%, прочие - 92,9%. (табл. 1)

Таблгща 1

Иностранные инвестиции в РФ и Свердловской области в 2003 г.

Виды инвестиций Российская Федерация Свердловская область

млрд. долларов % млн. долларов %

Прямые 6,8 22,8 77,8 5,9

Портфельные 0,4 1,4 15,4 1,2

Прочие 22,5 75,8 1224,3 92,9

Всего 29,7 100,0 1317,5 100,0

Составлено по: www.minfin.ru; Информационно-аналитическое издание Правительства Свердловской области. 2004. С.8.

Доля Свердловской области в общих зарубежных инвестициях в Россию увеличивается и в 2003 г. составила 4,4% (рис. 2).

Рис. 2. Доля Свердловской области в иностранных инвестициях в РФ

по видам в 2003г., %

Область опережает другие субъекты Федерации в составе УрФО по темпам роста зарубежных инвестиций (рис. 3).

О 500 1000 1500 2000 2500 3000

млн. долларов

Fue. 5. Динамика иностранных инвестиции в VpUHJ и Свербловскои области

в 1998 - 2002гг., млн. дот. Наиболее высокие темпы инвестиционной деятельности характерны для предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения, промышленности строительных материалов области. В отраслевой структуре иностранных инвестиций за 1995 - 2004 гг. произошли существенные изменения. Относительно уменьшились

■ Свердловская

область □ УрФО

удельные веса традиционных отраслей экономики, в частности, пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки, лесной, деревообрабатывающей и целлю-лозно-бумажной промышленности. Возросли иностранные капиталовложения в коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка. Стабильным сохраняется удельный вес связи, транспорта в общем объеме иностранных инвестиций, сокращается доля химической и нефтехимической промышленности, строительства, финансов, кредита и страхования. Свердловская область наибольшие объемы зарубежного капитала привлекает в цветную металлургию, пищевую промышленность, в посредническую деятельность по торговле металлоломом и металлами (табл. 2).

Таблица 2

Поступление иностранных инвестиций в предприятия Свердловской области

по отраслям экономики в 2002 г., млн. долл.

Отрасли экономики Поступило всего В том числе

прямых портфельных прочих

Всего 936,5 78,7 4,0 853,8

Промышленность, в том числе: 430,0 76,9 4,0 349,1

черная металлургия 63,2 2,9 4,0 56,3

цветная металлургия 339,3 47,1 - 292,2

химическая и нефтехимическая ОД ОД - -

машиностроение и металлообработка 0,9 0,9 - -

промышленность стройматериалов 0,5 - - 0,5

стекольная ОД ОД - -

пищевая 25,4 25,4 - -

Транспорт и связь 1,5 1,5 - -

Торговля и общепит 1,5 0,2 - 1,3

Оптовая торговля товарами производственно-технического назначения 0,2 - - 0,2

Заготовительные конторы по сбору металлолома 503,2 - - 503,2

Другие отрасли ОД ОД - -

Источник: Инвестиционная деятельность предприятий и организаций Свердловской области/ Госкомстат РФ. Свердловский областной комитет государственной статистики. Екатеринбург, 2002. С. 13.

Основными инвесторами в Свердловскую область в 2003 г. были Германия (39%), Нидерланды (27%), Кипр (13%) и Великобритания (10%).

Влияние присоединения к ВТО на объем привлечения иностранных инвестиций. Многие иностранные компании, представители иностранных государств, российские ученые считают, что вступление в ВТО станет катализатором притока иностранных инвестиций в Россию. Действительно, в связи с присоединением к ВТО российское законодательство в области внешней торговли и инвестиций станет более стабильным и предсказуемым, что должно привлечь иностранных инвесторов. Мировой опыт показывает, что вступление в ВТО обычно сопровождается ростом прямых иностранных инвестиций. Это хорошо видно на примере Китая, где приток иностранного

капитала сразу после присоединения к организации в 2001 г. вырос на 20%, а также стран Центральной и Восточной Европы, которые стали членами ВТО после 1995 года. Например, прямые иностранные инвестиции в Болгарии увеличились за следующий после вступления год почти в 4 раза, в Словении и Эстонии - в 2 раза.

Однако насколько велико будет влияние вступления в ВТО на приток прямых иностранных инвестиций в Свердловскую область - предсказать трудно. Более того, размер фактического притока будет зависеть от экономической ситуации в стране. Если экономическая политика в целом будет благоприятной для иностранных инвесторов, то вступление России в ВТО приведет к значительному всплеску инвестиций, возможно, в два или три раза. Но нельзя исключать и ситуацию, когда риски для вложения капитала в РФ для иностранных инвесторов уменьшатся незначительно, и эффект от вступления в ВТО будет небольшой. Российский рынок по факту и так уже является одним из самых открытых рынков в мире. Парадоксально, но может случиться так, что строгое следование правилам и процедурам ВТО в случае вступления нашей страны в эту организацию может даже затруднить доступ некоторых иностранных товаров на российский рынок, а это будет стимулировать приток иностранного капитала в Россию.

Свердловская область имеет хорошие позиции среди других регионов страны, располагая мощным экспортоориентированным производством и отличаясь относительно невысокой зависимостью от импорта. Так, на потребительском рынке области доля импортных товаров в среднем составляет 13 - 15%, и, как прогнозируется, снижение импортных пошлин на товары в условиях членства в ВТО не окажет существенного влияния на масштабы замещения отечественных товаров иностранными. Либеральная торговая политика РФ способствовала быстрому открытию регионального рынка для международных компаний и иностранных товаров и услуг, поэтому после присоединения России к торговой организации маловероятен существенный рост импорта. В то же время улучшается инвестиционный климат и потенциал Свердловской области, увеличиваются объемы привлекаемого иностранного капитала. Предсказать точный объем зарубежных инвестиций после присоединения к ВТО сложно, но в связи с этим можно отметить два аспекта.

Во-первых, в рамках работы по приведению законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО в нормативные акты вносятся изменения и дополнения, которые отвечают ключевым принципам ВТО: национального режима, режима наибольшего благоприятствования, транспарентности. Следование этим принципам создает более благоприятные и прозрачные условия для функционирования бизнеса в области, в том числе и иностранного. Кроме того, будут разработаны схемы по предоставлению гарантий, страхованию иностранных инвестиций, которые являются ключевыми в вопросе привлечения инвесторов в Россию и регионы.

Во-вторых, соглашения ВТО непосредственно не регулируют инвестиционный климат. Только Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, оказывает ограничительное влияние на решения правительств стран-реципиентов иностранного капитала. Под его действие подпадают действующие на территории Российской Федерации соглашения о разделе продукции и некоторые инвестиционные проекты в автомобильной промышленности. После присоединения к ВТО изменится ряд положений соответствующих нормативных актов, что, безусловно, окажет воздействие на объем инвестиций, но оно, скорее всего, будет незначительным. Это связано с тем, что на сегодняшний момент доля вкладываемых в эти проекты иностранных средств является несущественной в общем объеме инвестиций в Российскую Федерацию.

Негативно на привлечении прямых зарубежных инвестиций может сказаться удорожание энергоносителей и повышение цен на газ к 2010 г. в два раза. Это обязательство Россия взяла на себя в ответ на требования ЕС увеличить внутренние цены до уровня мировых, что стало условием Евросоюза на присоединение РФ к ВТО. Инфляция издержек уменьшит конкурентоспособность российской продукции и сделает менее привлекательным размещение в стране филиалов транснациональных корпораций. В этой связи представители черной и цветной металлургии России опасаются, что вступление в ВТО может создать сложности для роста инвестиций в развитие производства и не позволит увеличить загрузку имеющихся производственных мощностей.

Современные ТНК достаточно мощны, чтобы обеспечить свои интересы в любой стране мира. Те сотни российских предприятий, технологический уровень и профиль которых соответствуют потребностям транснациональных корпораций, так или иначе уже включены в их поле деятельности. Поэтому вступление России в ВТО существенно не изменит поведение международных корпораций и объем импортируемых ими в Россию прямых инвестиций.

Основная сложность присоединения к ВТО заключается в низкой адаптационной способности российских отраслей и в очень слабой мобильности ресурсов, как трудовых, так и финансовых. Особенно тяжело придется градообразующим предприятиям и монопроизводственным городам Свердловской области, которым придется перепрофилироваться. Рост безработицы неизбежен, но ее можно ограничить и по масштабам, и по продолжительности, обеспечив государственную поддержку межотраслевого и межрегионального перелива рабочей силы. Это более эффективный путь, чем субсидирование малоперспективных предприятий. Главным результатом станет расширение конкуренции, что вынудит промышленность региона повысить эффективность производства.

Таким образом вступление России в ВТО приведет к изменению институциональных условий хозяйствования, приведению законодательства к нормам ВТО. Эффект от растущей открытости экономики в мирохозяйственных связях будет проявляться постепенно, что в конечном итоге отразится на последовательном улучшении инвестиционного климата. Ключевыми факторами, определяющими темпы иностранных инвестиций, будут, прежде всего, факторы внутриэкономического характера. Здоровая и устойчивая макроэкономика является очевидным и основным фактором при принятии инвестиционных решений. В этом смысле присоединение к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий.

Вступление в ВТО может благоприятно сказаться на экономике, но только при условии, что определены четкие приоритеты экономического и социального развития Свердловской области и России в целом. Без определения приоритетов невозможно эффективно взаимодействовать с ВТО - организацией, в которой за внешней экономической справедливостью скрываются национальные интересы конкретных стран.

Соглашение ВТО об инвестиционных мерах, связанных с торговлей. С 1995 г. в ВТО действует принятое под давлением ТНК Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС), которое на многосторонней основе увязывает некоторые меры, применяемые в торговых и инвестиционных отношениях стран. В преамбуле Соглашения указывается, что оно призвано "способствовать расширению и постепенной либерализации мировой торговли и облегчению иностранных инвестиций,

чтобы ускорить экономический рост всех торговых партнеров, в особенности развивающихся стран-членов, обеспечивая в то же время свободу конкуренции".

Соглашение ТРИМС состоит из двух основных частей. В первой части оно обязывает страны-члены ВТО не приметать в области регулирования иностранных инвестиций меры, препятствующие развитию международной торговли, а во второй части называются конкретные меры в этой области. Действие Соглашения распространяется только на инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами.

В Приложении к Соглашению содержится перечень связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как не совместимые с указанными выше нормами ГАТТ. В их число входят:

• требование закупки или использования в процессе производства предприятием с иностранным участием конкретных товаров отечественного производства в определенных объемах или по стоимости ("потребление местного компонента");

• требование об увязке закупки или использования импортных товаров с объемом или стоимостью экспорта местной продукции ("требование в отношении сбалансированной торговли");

• требование об ограничении импорта товаров для целей производства, соотнося его с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия, то есть ограничение доступа к иностранной валюте ("требование в отношении баланса иностранной валюты");

• требование об ограничении экспорта в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции ("требование экспортного компонента").

Применение перечисленных мер запрещается независимо от того, являются ли они обязательным условием создания предприятий с иностранным капиталом или их соблюдение необходимо для получения последним каких-либо льгот, например, в виде субсидий или временного освобождения от налогов (от указанного обязательства частично освобождаются развивающиеся страны). В то же время ст. 3 Соглашения не препятствует членам ВТО использовать связанные с торговлей инвестиционные меры, подпадающие под категорию так называемых общих исключений, по соображениям охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, платежного баланса и т.д. Не рассматриваются как искажающие условия торговли требования к инвесторам в отношении передачи технологии, ноу-хау и некоторые другие.

Остальные статьи Соглашения имеют процедурно-организационный характер. В частности, предусматривается дифференцированный по группам стран порядок исполнения требований этого документа. Развитые страны должны известить Секретариат ВТО в течение 90 дней о всех применяемых ими связанных с торговлей инвестиционных мерах, которые не подпадают под общие и другие исключения, и устранить применяемые меры в течение двух лет с момента подписания соглашения с ВТО.

В переходный период страны-члены ВТО не должны изменять условия применения связанных с торговлей инвестиционных мер, о которых они уведомили Секретариат, в сторону их ужесточения. В то же время разрешается применение мер в отношении новых инвестиций, чтобы не ставить в невыгодное положение ранее созданные предприятия с иностранным капиталом, производящие аналогичные товары, к которым приметаются такие меры.

Большое значение в Соглашении (ст. 6) придается гласности и "прозрачности" всех связанных с торговлей инвестиционных мер. Этой цели служит обязательная публикация информации о мероприятиях в области инвестиционной политики на национальном, региональном и местном уровнях и соответствующее уведомление Совета по торговле товарами. Контроль за выполнением требований Соглашения возложен на специально учрежденный Комитет по связанным с торговлей инвестиционным мерам.

Общая оценка последствий ТРИМС. Рассматриваемое соглашение включает элементы большей предсказуемости и дисциплины в практику применения связанных с торговлей инвестиционных мер, а потому содействует созданию благоприятного климата для иностранных инвесторов в странах-членах ВТО. Вместе с тем необходимо отметить, что в Соглашении нет четкого определения понятия "связанные с торговлей инвестиционные меры". Это открывает возможность для различной интерпретации даже тех запрещенных мер, которые приведены в перечне Приложения.

После заключения Соглашения о ТРИМС многие страны уклоняются от его выполнения. Например, в Японии, Южной Корее, Тайване и Китае экономический рост происходит при сохранении государственной поддержки отраслей, еще не достигших возможности самостоятельного развития в условиях инвестиционной либерализации и потому остающихся объектом сильного протекционизма. В этих странах либерализация инвестиционного режима коснулась только тех отраслей и секторов, которые завоевали сильные конкурентные позиции на мировом рынке.

На переговорах о присоединении России к ВТО регулирование иностранных инвестиций рассматривалось дважды (на втором и седьмом заседаниях рабочей группы по присоединению). Констатировалось, что действующее в стране законодательство в основном не противоречит положениям ТРИМС и, как правило, не предъявляет иностранным инвесторам особых требований. Поскольку правовая доктрина России предусматривает приоритет положений международных договоров перед отечественным правом, то присоединение страны к ВТО связано со значительным объемом законодательной и нормотворческой деятельности. Россия получила в свое распоряжение обширный и систематизированный блок современного делового законодательства, сопоставимого с международным правом, что в современных условиях является одним из важных преимуществ присоединения России к ВТО. Возможности привлечения иностранных инвестиций в Россию в значительной мере обусловлены общими тенденциями развития мирового инвестиционного процесса и, прежде всего, особенностями его международного регулирования. России необходимо избегать запрещенных ТРИМС мер, в том числе на уровне субъектов Федерации.

Либерализация инвестиционного процесса в РФ может отрицательно сказаться на усилении региональной дифференциации, что требует выделения этих вопросов в специальный проблемный блок, подлежащий самостоятельному рассмотрению в ВТО, вследствие сильно различающихся местных условий. От улучшения внешних условий торговли выиграют экспортоориентированные промышленные и приграничные регионы, а также те из них, к промышленности которых применены антидемпинговые санкции. Металлургия Свердловской области может оказаться в выигрыше от возможного пересмотра в ВТО антидемпинговых санкций на продукцию предприятий региона. В целом можно ожидать, что выполнение условий ТРИМС будет стимулировать приток зарубежных капиталовложений на Средний Урал и инвестиций российских предпринимателей за рубежом.

Проект ВТО многостороннего регулирования инвестиционных мер (МСИ).

Переговоры ВТО по вопросу инвестиций, которые ведутся в рамках раунда Доха, направлены на расширение соглашения TRIMs с целью рассмотрения других типов мер, таких как экспроприация и меры, равнозначные экспроприации. Это соглашение касается только тех инвестиционных мер, которые нарушают или ограничивают международную торговлю. Однако по вопросам регулирования условий приема иностранных инвестиций на конференции ВТО в Канкуне (2003г.), в которой участвовали 146 стран-членов ВТО, так и не удалось заключить многостороннее соглашение о торговле, инвестициях и конкуренции. Предложенный руководством ВТО проект многостороннего регулирования инвестиционных мер развивающиеся страны отказались даже обсуждать, сочтя его неприемлемым.

Проект защищает права транснациональных инвесторов, кульминацией которых является "право" корпораций оспаривать законы, нормативные акты и существующую практику стран, подписавших соглашение, если они ограничивают возможность инвестора для извлечения максимальной прибыли. Проект ставит вне закона практически все регулирующие требования к иностранным инвесторам, предоставляя последним право требовать компенсацию за потенциальную потерю прибыли в будущем. В этом случае пострадавшая корпорация получает право подать иск в суд как жертва «мер, приравненных к экспроприации». Произвольные и "скользкие" определения «экспроприации» еще более расширили арсенал юридических средств корпораций и изменили само значение регулирования. Роль государства, на территории которого действует корпорация, сводится к освобождению иностранного капитала от налогообложения и охраны силами полиции свободных экономических зон, а также maquiladoras - зон, где действуют соглашения о беспошлинном импорте компонентов для последующего производства и реэкспорта готовой продукции. Евросоюз публично проводит в жизнь более мягкий вариант - "инвестиции в развитие", которые, на первый взгляд, позволяют правительствам самим определять секторы, которые они хотят отдать на откуп транснациональным инвесторам. Однако европейское лобби, защищающее интересы инвесторов, проводит в жизнь полную программу МСИ. Среди развитых стран - членов ВТО распространено мнение, что соглашение ВТО об инвестициях следует заключить в рамки существующих высоких стандартов по защите инвестиций и возможности решения конфликтов, предусмотренных двусторонними соглашениями об инвестициях. Как минимум, оно должно включать гарантии, признающие и защищающие существующие двусторонние соглашения.

Международная Торговая палата, фактически написавшая проект соглашения, заявила, что "одной из главных целей соглашения ВТО об инвестициях должно быть обеспечение сильной и эффективной защиты инвесторов от национализации, экспроприации и мер, приравненных к экспроприации". С позиции развивающихся стран истинной целью этих инвестиционных режимов является не защита от экспроприации, а радикальное ограничение возможности правительств поддерживать государственный сектор и вводить в действие законодательство по защите окружающей среды, а также здоровья и безопасности трудящихся и потребителей. Определив ограничения как экспроприацию, они подрывают возможности правительств по введению ограничений на деятельность международных корпораций. Развивающиеся страны обоснованно полагают, что соглашение в области инвестиций создаст новые возможности для корпоративных инвесторов из богатых стран, в том числе, за счет ограничения возможностей для развивающихся стран проводить самостоятельную экономическую политику. Всту-

пив в ВТО, Россия будет участвовать в принятии или изменении предлагаемого проекта Соглашения ВТО по многостороннему регулированию инвестиционных мер исходя из своих национальных интересов.

Влияние на иностранные инвестиции ГАТС и ТРИПС. Иностранные инвестиции подвергаются некоторому регулированию в рамках Соглашения ВТО по торговле услугами и Соглашения по правам интеллектуальной собственности в сфере торговли, действующих с 1 января 1995 г. В соответствии с положениями ГАТС, если страна разрешила допуск иностранного поставщика услуги на свою территорию, если перевод капитала является непременным условием оказания такой услуги, то государство должно разрешить и перевод капитала. Требование резервирования Центрального банка РФ в отношении кредитов в иностранной валюте, которые по сути являются долгосрочными инвестициями, и операций, связанных с приобретением прав на внутренние ценные бумаги (портфельные инвестиции), будет противоречить требованиям ГАТС. Валютное законодательство не должно содержать никаких ограничений. При создании иностранного банка на территории РФ идет передача акций и перемещение денежных средств, что не подпадает под какие-то государственные ограничения.

Расширение допуска иностранного капитала на рынок услуг, особенно финансовых, является одним из основных требований к России в рамках переговоров по вступлению в ВТО. Что касается квот присутствия иностранного банковского капитала, то Россия стремится закрепить ее после присоединения к ВТО на уровне 25%. До сих пор максимальная доля иностранного капитала в уставном капитале российских банков не превышала 7%. Россия отстаивает запрет на образование прямых филиалов иностранных банков на территории страны. Опыт стран ЦВЕ показал, что неоправданное открытие рынка финансовых услуг приводит к частичной утрате суверенитета национальных банков.

В настоящее время в стране действуют законодательные нормы ограничения доли иностранного капитала во всем уставном капитале страховых фирм в размере 15%, хотя реально эта доля не превышает 5%. Зарубежных инвесторов и брокеров останавливают как неразвитая инфраструктура страхового рынка, так и низкий уровень спроса в стране на страховые услуги. Либерализация рынка страховых услуг в России, включая создание благоприятных условий для иностранных страховщиков, привела бы к заметному улучшению инвестиционного климата в стране, росту иностранных и отечественных инвестиций, в том числе и в производственный сектор, что способствовало бы модернизации и росту экономики.

Применение в сегодняшних российских условиях норм Соглашения о правах интеллектуальной собственности (TRIPS) (обязательное патентование, принудительное лицензирование и др.) без принятия адекватных компенсирующих мер может усилить отток имеющихся научно-технологических разработок за рубеж и стать еще одной преградой использованию имеющихся интеллектуальных ресурсов в целях повышения конкурентоспособности отечественной промышленности. Кардинально возрастет защищенность прав интеллектуальной собственности. Все это, несомненно, должно повысить инвестиционную привлекательность российской экономики, в том числе ее банковского сектора.

По различным оценкам, доступ иностранных инвестиций в сферу услуг будет определять около 70% положительного эффекта от присоединения России к ВТО. Либерализация рынка услуг сопровождается созданием новых рабочих мест. Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов спо-

собен оказать положительное стимулирующее воздействие. Правда, за удобства потребителей в этой сфере придется расплатиться многим отечественным производителям и финансовым институтам.

Свердловская область испытывает потребность в кредитных и инвестиционных ресурсах для финансирования капиталовложений, поддержки экономического роста, структурной перестройки экономики, развития внутреннего рынка. Наиболее инвестиционно привлекательными отраслями области остаются оптовая и розничная торговля, посредничество в торговле металлами, пищевая промышленность, цветная металлургия. Вместе с тем, сложилась парадоксальная ситуация, когда дефицит инвестиционных ресурсов сочетается с нехваткой инвестиционных проектов, которые могут быть предложены потенциальным инвесторам. Поэтому необходимо обеспечить постоянный мониторинг и отбор, рекламу наиболее эффективных и значимых для экономики области инвестиционных проектов. Главное сейчас - целенаправленная подготовка к вступлению в ВТО со стороны бизнеса и власти.

Законодательная подготовка к вступлению в ВТО включает, в том числе, пересмотр и отмену тех положений, которые дискриминируют отечественных предпринимателей в сравнении с зарубежными. Значительная работа предстоит в сфере стандартизации и сертификации, сформировавшейся в России еще в ту пору, когда основным покупателем и приемщиком товаров и услуг было государство.

Поскольку основные игроки глобальных рынков - это экономически мощные корпорации, крупные промышленные концерны, инновационные лидеры в соответствующих сферах технологии и организации бизнеса, то стратегической задачей является создание в регионе крупных конкурентоспособных и инвестиционно привлекательных корпораций в металлургии и машиностроении, лесной, деревообрабатывающей промышленности, торговле.

Необходимо более активно формировать институциональную структуру государственного содействия экспорту среднеуральских предприятий, прежде всего экспорту товаров высокой степени обработки, высоко- и среднетехнологичной продукции гражданского назначения, а также создать особые механизмы, стимулирующие экспортную активность малого и среднего бизнеса. Привлечение прямых иностранных инвестиций не только решало бы проблемы совершенствования экономической структуры, инновационного развития и импортозамещения, но и увеличивало экспортный потенциал Свердловской области и страны в целом.

Немалая роль отводится проведению кампаний по созданию позитивного инвестиционного имиджа Свердловской области; сотрудничеству с международными организациями, иностранными торгово-промышленными палатами, ассоциациями и союзами в области инвестиционной деятельности. Требует совершенствования организация непосредственной работы с потенциальными и реальными иностранными инвесторами, предусматривающая разработку и осуществление административных процедур по началу и ведению хозяйственной деятельности с участием иностранных инвесторов, включая осуществление процедур регистрации предприятий с иностранными инвестициями по принципу "одного окна", предоставление консультационных услуг, обеспечение единства принципов и подходов к работе с инвесторами; содействие инвесторам в решении вопросов, связанных с ведением и - в случае необходимости - завершением инвестиционной деятельности на территории Свердловской области. Для привлечения инвестиций стоит улучшить инфраструктуру. Высококачественная телефонная связь,

доступ к Интернет, развитая транспортная сеть являются важными условиями привлечения иностранного капитала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, предприятия Свердловской области нуждаются в иностранном капитале. Это не только финансовые ресурсы, это еще и технологии, и совершенно другой уровень менеджмента организации производства или сферы услуг и иная корпоративная культура. Это как раз те направления, по которым Россия и ее регионы пока существенно отстают от развитых стран. Тем не менее следует обосновать необходимость особого инвестиционного режима для тех отраслей и сфер бизнеса Свердловской области, которые могут столкнуться с подавляющей иностранной конкуренцией, и отраслей, без которых невозможно полноценное функционирование регионального рынка, обеспечение экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.