ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
133
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ: АНАЛИЗ, ДИНАМИКА И СОСТОЯНИЕ
щетинцева И.А.,
аспирантка, Южный федеральный университет, e-mail.: ilnia007@mail.ru
В статье анализируются динамика иностранных инвестиций и их значимость в экономике России, отраслевые и региональные особенности, состояние инвестиционных ресурсов на современном инновационном этапе развития. Рассматриваются возможности привлечения иностранных инвестиций в наноиндустрию.
Ключевые слова: инвестиции; инновационная экономика; прямые инвестиции; портфельные инвестиции.
This article describes dynamics of foreign investment and their significance in Russian economy, sectoral and regional features, condition of investment resources at the present innovation stage of development. Considers opportunities of foreign investment attraction in nanoindustry.
Keywords: investment; innovation economy; direct investment; portfolio investments.
Коды классификатора JEL: F21.
Текущий этап развития мировой экономической системы характеризуется на все большим ускорением процессов транснационализации и интернационализации капитала, в которые вовлекается все большее количество стран, развитием производственных связей, миграцией рабочей силы, обменом услуг. В сложившейся ситуации роль прямых иностранных инвестиций в национальной экономике возрастает, а вопрос повышения инвестиционного потенциала РФ становится весьма актуальным. Инновационный вектор развития национальной экономики и положительная динамика наращивания прямых иностранных инвестиций также представляются значимыми вопросами. Это обосновывается прежде всего тем, что Россия как страна с развивающейся рыночной экономикой нуждается в создании положительных экстерналий (внешних экономических эффектов), возникновение которых происходит в результате возрастания конкуренции, привлечения иностранных специалистов для работы на российских предприятиях [4]. Тенденции сложившиеся в мировой экономике в последние время явно направлены в сторону усиления роли высокотехнологического, наукоемкого производства, от которого напрямую зависит уровень конкурентоспособности страны в целом. Сегодня Правительством РФ четко сформулированы задачи о необходимости структурной перестройки российской экономической системы, повышения ее конкурентоспособности и эффективности, путем перехода на инновационный путь развития. В ходе реализации поставленных целей, прямые иностранные инвестиции способны существенно скорректировать экономический потенциал и развить новые сравнительные преимущества.
В процессе становления российской экономики объемы, динамика и характер иностранных инвестиций менялись. В ходе приватизации солидные иностранные инвесторы проявили некоторую активность в приобретении части относительно конкурентоспособных российских предприятий или их имущества. Постепенно, но уверенно на фоне реформирования и развития рыночной экономики, в России расширялся поток зарубежных инвестиций. Однако происходило наращивание потока иностранного капитала в топливно-энергетический комплекс, горнодобывающую, обрабатывающую промышленность [2].
Проанализировав данные Росстата по притоку иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2010 г., можно сделать вывод о том, что основная доля иностранных инвестиций приходится на обрабатывающую промышленность 35,7%, добычу полезных ископаемых 16,7%, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий 17,5%, транспорт и связь 10%, аренду и предоставление услуг 10,5%. Отмечается снижение инвестиционной активности, в сравнении с 2009 г., даже в таких отраслях, как торговля, строительство, транспорт и связь. Отмечен высокий показатель поступлений иностранных инвестиций в обрабатывающие производства, но несмотря на это, показатель выбытия капитала из данной отрасли превышает показатель поступления. В отрасли добычи полезных ископаемых, наоборот, сложилось положительное сальдо. Рассматривая ситуацию в целом, необходимо отметить, что по итогам
© И.А. Щетинцева, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3
2010 г. динамика иностранных инвестиций положительна. По итогам I квартала 2011 г. общий объем поступивших в Россию иностранных инвестиций составил 44,3 млрд долларов, что 3,4 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. [6]
На территории России иностранные инвестиции размещены неравномерно. Это объясняется тем, что инвесторов больше привлекают такие регионы, где развита торговая, информационная, транспортная инфраструктуры, и регионы, в которых сконцентрированы предприятия топливно-энергетического комплекса. На сегодняшний день, наибольшее количество иностранных инвестиций, привлеченных в Россию, приходится на регионы с высоким потребительским спросом, такие как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и регионы с высокой концентрацией экспортно-ориентированных предприятий топливно-энергетического комплекса, например, Томская, Самарская, Нижегородская, Тюменская области и Республика Татарстан [2].
Прямые иностранные капиталовложения в российскую экономику преимущественно осуществляют крупные ТНК, для которых освоение масштабного внутреннего рынка России и возможность использования российских ресурсов является незначительной составляющей глобальной инвестиционной стратегии [2]. В отличие от них иностранные представители среднего и мелкого бизнеса производят инвестирование в быстро окупаемые, высоко прибыльные проекты. Но вектор инновационного развития РФ требует инвестиций в реальный сектор экономики. На сегодняшний день в особенно трудном положении находятся многие промышленные отрасли (машиностроение, легкая промышленность и др.) [1]. Продукция большинства российских предприятий характеризуется низкой конкурентоспособностью и ориентацией только на внутренний рынок. Основные фонды многих предприятий давно устарели, имеют слабый менеджмент, невысокая квалификация остального персонала, в производственных процессах используются отсталые технологии и оборудование [4]. Естественно, привлечь иностранных инвесторов в подобные отрасли представляется трудной задачей. Для привлечения иностранного капитала необходимо создание тщательно разработанных инвестиционных проектов. В этой ситуации представляется целесообразным создание специальных фондов собственного развития. Иными словами, необходимо обязать предприятия выделять часть прибыли на формирование и развитие таких фондов как фонд инновационного развития, фонд обучения, подготовки и переподготовки кадров, фонд модернизации производства и т.д. Предприятия самостоятельно могут обозначить какую часть прибыли они готовы ассигновать на развитие данных фондов, но делать это «в соответствии с методикой, утвержденной правительством страны». Реализация данных мер позволит добиться макроэкономической стабильности и вступить в стадию «устойчивого экономического роста на инновационной основе, что будет способствовать привлечению иностранных инвестиций» [12].
Максимальное увеличение объема иностранных инвестиций в российскую экономику способно стать «катализатором» экономического роста, что уже наблюдается в некоторых узких производственных секторах [2].
Международная практика показывает, что приобретение иностранным инвестором уже 10 % доли уставного капитала предприятия является вполне достаточным для установления необходимого уровня контроля над деятельностью предприятия и принятия участия в обеспечении эффективного функционирования и перспектив долговременного успешного развития данного предприятия. В России это регламентируется законодательством, в ст. 2 Закона №160-ФЗ прямыми иностранными инвестициями считается «приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации». Прямые иностранные инвестиции имеют определенный ряд преимуществ, в сравнении с другими иностранными капиталовложениями, т.к. представляют собой приобретения длительного интереса иностранных инвесторов в принимающей стране и лишены возможности быстрого ухода с рынка. Таким образом, ввиду более длительного срока капиталовложений, они являются наиболее предпочтительными для стран-импортёров иностранного капитала. Прямые вложения иностранного капитала в производственные фонды предприятий на территории принимающих стран имеют для инвестора пониженную ликвидность. Это выражается в том, что после их произведения их нелегко в одностороннем порядке вывести из объекта их вложения и вывести за пределы этих стран, что обеспечивает стране-реципиенту стабильность инвестиционного процесса. Прямые иностранные инвестиции являются более выгодными для принимающей страны, т.к. во многих случаях безвозвратно оседают на территории этой страны. В основном это относится к строительству или приобретению иностранными инвесторами зданий или сооружений, прокладке коммуникационных систем, которые невозможно вывести за пределы страны-реципиента. [5] Преимуществом прямых иностранных инвестиций является то, что они способствуют привлечению в национальную экономику новых технологий и на их основе разработке и производству сложных «инновационных товаров». Технологический уровень российской экономики ниже, чем в развитых странах, поэтому нам просто необходимо развивать производственные процессы и производить наукоемкие товары.
Портфельные инвестиции имеют форму денежных потоков, направленных на приобретение иностранными инвесторами государственных ценных бумаг России, приобретении некоторой части активов российских предприятий с целью извлечения дохода, но при этом иностранные инвесторы не имеют права контроля за деятельностью данных предприятий, т.к. доля принадлежащих им активов не достаточна. Для иностранных инвесторов портфельные инвестиции являются наиболее ликвидным вложением капитала, но для принимающей страны имеется определенный риск, поскольку в случае ухудшения экономической ситуации в стране инвесторы могут достаточно быстро вывести свои капиталы, что может быть чревато серьезными отрицательными последствиями для экономики страны-реципиента [5]. Тем не менее за счет портфельных инвестиций увеличивается объем привлеченного капитала на хозяйственном объекте. Портфельные инвестиции в большинстве своем основаны на частном предприниматель-
иностранные инвестиции в инновационной экономике РОССИИ.
135
ском капитале, но и государства часто приобретают иностранные ценные бумаги. Объем международного рынка портфельных инвестиций намного больше международного рынка прямых инвестиций [3]. Главным стимулом при размещении портфельных инвестиций является желание иностранных инвесторов разместить капитал в такой стране и в таких активах, в которых он способен максимизировать прибыль при наименьшем уровне риска. На протяжении довольно длительного периода иностранные портфельные инвестиции не оказывали должного влияния на российскую экономику. причиной этого являлась не сама природа этих инвестиций, а сложившаяся в результате экономического кризиса ситуация на российском рынке капиталов [2]. Прочие инвестиции включают в себя банковские вклады (валютные счета зарубежных инвесторов в российских банках), товарные кредиты, и прочие кредиты, используемые различными российскими нефинансовыми и финансовыми структурами. На протяжении последних 10 лет наблюдался рост объемов прочих иностранных инвестиций в российской экономике. В некоторых отраслях российской экономики наиболее привлекательными являются не прямые иностранные инвестиции, а долгосрочные иностранные кредиты (прочие инвестиции), т.к. как правило, российские банки выдают свои кредиты на меньшие сроки и под более высокие проценты [11]. Именно рост прочих инвестиций в 2010 г. способствовал тому, что в целом сложилась положительная динамика поступления иностранных инвестиций. Однако необходимо отметить, что поступление прямых иностранных инвестиций уменьшилось относительно соответствующего показателя 2009 г. По данным Росстата, полный объем иностранных инвестиций в 2010 г. составил 114,746 млрд долларов, что на 40,1 % больше показателя 2009 г. [7].
На примере высоких темпов развития экономической системы Китая, можно убедиться, что иностранные инвестиции являются важнейшим фактором экономического роста. В настоящее время в мировой экономике Китай занимает одну из лидирующих позиций по привлечению иностранного капитала, благодаря ведению эффективной политики стимулирования притока иностранных инвестиций детерминирующими формами привлечения иностранного капитала в китайскую экономику являются:
❖ предприятия как форма инвестиций со 100 % иностранным капиталом;
❖ совместное предприятие как форма инвестиций.
Согласно китайской законодательной базе, предприятия с иностранным капиталом, осуществляющие свою деятельность на территории Китая, обязаны использовать в производстве только современное, отвечающее мировым стандартам оборудование, применять новейшие технологии, способствовать экономическому развитию страны [8].
Китайское правительство ведет активную политику привлечения иностранного капитала в высокотехнологичные отрасли и развитие производств на основе новаторской деятельности. В результате притока долгосрочный иностранных инвестиций в китайскую экономику, наблюдается значительный рост доходов китайских граждан, улучшение их благосостояния. Приток иностранных инвестиций в экономику Китая постоянно увеличивается. Например, за шесть месяцев 2010 г. в автономном районе Синьцзян-Уйгурском состоялась реализация 1195 инвестиционных строительных проектов. Наглядным пример также служит город Шанхай, в котором еще 20 лет назад не было зданий выше 7 этажей и который в настоящее время является одним из крупнейших мировых мегаполисов, с развитой современной инфраструктурой [10].
Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в российской экономической системе, показывает необходимость нового подхода к ведению хозяйственной деятельности на большинстве отечественных предприятий, разработки новейшей комплексной системы управления на высоком качественном уровне. Данная система управления концентрируется на современных научных идеях, ее целью является достижение максимальной экономической эффективности. Достижение устойчивого роста российской экономики возможно при правильной инвестиционноинновационной деятельности предприятий. Развитие инвестиционно-инновационной деятельности в России, ее перспективы и направленность базируются на интеграции России в мировую экономику, и связи с этим представляется особенно важным разработка и внедрение Национальной программы привлечения прямых инвестиций [11].
Реальность происходящих в мировом хозяйстве процессов наглядно демонстрирует, что мир находится на рубеже текущего пятого технологического уклада и следующего — шестого, который, по мнению многих ученых, «будет обеспечен прорывом в области нанотехнологий», развитием Ы^ес индустрии. В формировании российской инновационной системы главная роль принадлежит государству, но осуществление данной стратегической задачи представляется возможным при поддержке различных финансовых институтов и интеллектуальной элиты России [13].
Президентом РФ была поставлена задача — сделать Россию одним из мировых лидеров в области нанотехнологий. Для осуществления данной поставленной цели разработана «крупнейшая в мире государственная инвестиционная программа в сфере нанотехнологий». Согласно предварительным расчетам, к 2015 г. объем продаж продуктов наноиндустрии достигнет 900 млрд рублей, 25% данной продукции должно быть реализовано за рубежом. Для развития нанотехнологий крупные бюджетные ассигнования направляются в государственную корпорацию «Роснано». Президент отметил, необходимость максимально заинтересовывать, стимулировать крупный, средний и также мелкий бизнес инвестировать в нанотехнологии [9].
По нашему мнению, для поставленных целей представляется весьма значимым привлечение также и иностранных инвесторов в сферу нанотехнологий. Привлечение иностранных партнеров не только создает дополнительные источники финансирования различных проектов в данной области, но и способствует более быстрому их продвижению на мировой рынок, что является немаловажным, т.к. многие инновационные продукты могут быстро устаревать. Российская экономика нуждается в инновационных инвестициях, т.е. в капиталовложениях в новшества, в разработку и внедрение в производство качественно-новых продуктов интеллектуального труда.
К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день Россия все еще продолжает находиться «на переферии международных инвестиционных процессов». Экономика России нуждается в привлечении иностран-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3
ного капитала, значимость которого подтверждается следующими факторами: доступ к новым технологиям и средствам производства, новейшим методам организации производства посредством инвестирования инновационных проектов, расширение материальной базы особо крупных инвестиционных проектов [3].
В заключение можно сделать вывод, что структура иностранных инвестиций на сегодняшний день не соответствует в полной мере потребностям страны и не отвечает задачам формирования инновационной экономики, поэтому для страны крайне важным является, во-первых, увеличить объемы прямых инвестиций, во-вторых, переориентировать инвестиционные потоки в инновационный сектор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дасковский В., Киселёв В. Кредитно-денежная политика — инвестиционный голодомор // Инвестиции в России. 2009. № 6.
2. Иностранные инвестиции в России: учеб. пособие / Е.Р. Орлова, О.М. Зарянкина. М.: Омега-Л, 2009.
3. Иностранные инвестиции: учеб. пособие / А.Г Ивасенко., Я.И. Никонова. М.: КНОРУС, 2010.
4. Инвестиции и инвестиционный анализ: учебник / Ю.А. Корчагин, И.П. Маличенко. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
5. Иностранные инвестиции. Э.С. Хазанович. М.: КНОРУС, 2009.
6. http://www.gks.ru.
7. http://www.forbes.ru/news/63995-pryamye-inostrannye-investitsii-v-rf-v-2010-godu-upalL-na-132-do-138-mlrd.
8. http://www.uglc.ru/china-investment/alien.htm.
9. http://www.cleandex.ru/articles/2009/10/12/nanotechnology-in-Russia.
10. http://china-business-connect.ru/inostrannye-investicii.htm.
11. Сорокин П.Ю. Усовершенствование инвестиционно-инновационной политики в нефтегазовом комплексе Российской Федерации // Экономические науки. 2010. № 3.
12. Тодосийчук А. Проблемы и перспективы перехода российской экономики на инновационный путь развития // Инвестиции в России. 2010. № 5.
13. Чубайс А. Инновационная экономика в России: что делать? // Вопросы экономики. 2011. № 1.