Научная статья на тему 'Иностранные боевики: угроза для Европы'

Иностранные боевики: угроза для Европы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ БОЕВИКИ / ДЖИХАД / СИРИЯ / ТЕРРОРИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранные боевики: угроза для Европы»

Европу. Уроженцы Сирии и раньше меньше других демонстрировали охоту к перемене мест. В этом убедился депутат Национального совета (Большой палаты парламента Швейцарии) Хайнц Бранд, побывавший в лагере беженцев в Ливане в конце декабря 2014 г.: «сирийцы хотели бы быть ближе к своей родине, чтобы иметь возможность наблюдать за развитием событий и вернуться домой как можно скорее после нормализации военно-политической обстановки» .

Можно сказать, что выбор Сирии как источника трудовых ресурсов был логичным, однако у европейских организаторов миграционного броска не все получилось. Теперь придется «отделять зерна от

1 Аль-Ватан. Дамаск, 30.07.2014.

2 http://www.swissinfo.ch/rus/politics/ Оптимальное решение проблемы беженцев: Швейцарский взгляд Луиджи Йорио

(Luigi .Топо) 04.02.2015.

плевел» и многих соискателей европейского убежища отправлять обратно (уже поговаривают о 400 тысячах). Министр по вопросам экономического сотрудничества и развития ФРГ Герд Мюллер в своем интервью газете Bild am Sonntag сообщил, что по его информации, только 10% людей, которые были вынуждены бежать из Сирии и Ирака, прибыли в страны Евросоюза3.

Складывается впечатление, что проект по получению трудовых ресурсов из Сирии натолкнулся на другой проект, за которым стоят Эрдоган и аравийские монархии, цель которого - отправить в Европу как можно больше активных мусульман, в том числе тех, кто воевал в ИГИЛ. Механизм уже запущен и в будущем году следует ждать очередного цунами.

3 Bild am Sonntag. 10.01.2016. http://www.riasv.ru/entry/240457/

ИНОСТРАННЫЕ БОЕВИКИ: УГРОЗА ДЛЯ ЕВРОПЫ

Ольга Новикова,

зав. Отделом Западной Европы и Америки ИНИОН РАН

Ключевые слова: иностранные боевики, джихад, Сирия, терроризм

У иностранных боевиков (ИБ) во все времена есть одна общая черта: принадлежность к особой идентичности - идеологической, националистической или религиозной. Беспрецедентные волны эмиграции мусульман на Запад способствовали детерриторизации уммы, заново поставив вопрос о том, что значит быть мусульманином и какие территории являются мусульманскими. Идеи радикального ислама стали широко доступны в интернете. Многие национальные традиции обличаются как неисламские. Таким образом, транснациональная исламская идентичность провозглашается единственной альтернативой опасному чуждому Западу и уже далекой родине. Поэтому все возрастающий поток иностранных боевиков идет с Запада, а не из стран Ближнего и Среднего Востока.

Конечно, не каждый едущий в Сирию, Ливан или Ирак изначально имел намерение стать боеви-

ком, могли быть соображения личного характера, взгляды могли радикализироваться уже на месте. Известны случаи, когда ислам принимали христиане из Канады, США, Франции, Германии, Великобритании, Бельгии и Италии. Как правило, это люди, родители которых развелись и которые стремились к стабильности. Изучение ислама придавало им устойчивость, равновесие. Следующим их шагом было путешествие на Ближний и Средний Восток и изучение арабского языка. Любопытно отметить, что многие боевики-террористы в прошлом любители рэпа и тяжелого рока. В некоторый случаях вступление в ряды ИГИЛ воспринимается молодежью как определенный вызов обществу.

Хотя трудно определить точное количество мусульман из Европы, которые присоединились к повстанческим или экстремистским группам в Сирии и Ираке, европейские официальные лица полагают, что их количество увеличилось, что в этих конфликтах принимают участие больше европей-

ских мусульман, чем в предыдущих. По данным Европола, от 3 тыс. до 5 тыс. граждан Евросоюза покинули Европу, чтобы воевать в Сирии, Ираке и других конфликтных зонах1. Петер Нойман, директор Международного центра по изучению радикализации Королевского колледжа Лондона, называет цифру 4 тыс. боевиков2.

Основные страны происхождения европейских боевиков - Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Германия, Нидерланды, Испания, Швеция и Великобритания. Многие из них - из второго или третьего поколения иммигрантов, но не все. Из стран Евросоюза приезжают 18% от числа всех иностранных боевиков, причем 6% из них - новообращенные мусульмане3. Среди приехавших из Франции эта цифра достигает 25%.

Джихадисты из западных стран предпочитают действовать не у себя на родине, а выезжать за рубеж. В Европе и Америке боевики редко имеют возможность провести больше одного теракта, прежде чем их арестуют или убьют, за рубежом они сражаются значительно дольше, и для тех из них, кто стремится к насыщенной, бурной жизни, это имеет значение. Среди западных аналитиков и политиков (больше американских, чем европейских) распространено мнение, что боевики предпочли бы заниматься террористической деятельностью на Западе, но для этого они должны обучиться в тренировочных лагерях за границей. Это положение согласуется с идеей, что иностранные боевики со временем превращаются в «местных». На самом же деле интенсивная террористическая подготовка не нужна для проведения терактов в западных странах, в определенном объеме ее можно получить и на Западе. Кроме того, в тренировочных лагерях лишь незначительная часть боевиков получает навыки в создании взрывчатых устройств, умении уходить от слежки, что необходимо для осуществления террористических мероприятий в европейских и американских городах. К тому же поездки в тренировочные лагеря за границу сопряжены с риском. Т. Хеггхам-мер из норвежского Института оборонных исследований полагает, что только один из десяти иностранных боевиков возвращается на Запад для

1 Teffer P. «Up to 5,000 Europeans Joined Jihad, Europol Chief Says,» EUObserver.com, January 14, 2015 - Mode of access: https://euobserver.com/news/12720

2 Neumann P.R. Foreign fighter total in Syria/Iraq now exceeds 20,000; surpasses Afghanistan conflict in the 1980s ICSR, Department of War Studies, King's College London, London - Mode of access: http://icsr.info/2015/01/foreign-fighter-total-syriairaq-now-exceeds-20000-surpasses-afghanistan-conflict-1980s/

3 Barrett R. Foreign fighters in Syria, June 2014. - Mode of

access: http://soufangroup.com/wp-content/uploads/2014/06/TSG-Foreign-Fighters-in-Syria.pdf

проведения теракта4. Их мотивации для возвращения могут быть разные. Возможно, вначале они предполагали участвовать в вооруженной борьбе только за границей, но оказавшись в тренировочном лагере и подружившись с другими боевиками, могли испытывать корпоративное чувство лояльности по отношению к организации и желание служить ей. Возможно также, что под влиянием религиозных установок умеренного толка, не поощряющих применение насилия за пределами своей страны, боевик посчитал насильственные действия на родине легитимными и вернулся без всякого внешнего влияния на принятие этого решения. В любом случае многие ветераны в ходе боевых действий могли стать еще более агрессивными, их взгляды - еще больше радикализироваться. Нередки случаи получения психологических травм.

Участие ветеранов, вернувшихся из-за границы, повышает результативность нападений внутри страны, они имеют опыт вооруженной борьбы, умеют изготавливать взрывные устройства, готовить планы нападения и пользуются большим авторитетом среди боевиков. Они убеждены в легитимности борьбы на родине и часто являются руководителями операций. Первая волна возвращения лиц, связанных с «Аль-Каидой», появилась после свержения режима талибов в Афганистане в конце 2001 г.

Отличительная черта нынешнего поколения иностранных боевиков-террористов - их готовность и умение использовать уже наработанные социальные сети, которые объединяют боевиков разных государств, что упрощает планирование террористических актов. Сформировалась своеобразная диаспора боевиков - удобный международный фонд для мобилизации необходимых для проведения терактов кадров. В Афганистане в этом отношении все было иначе, была очевидна этническая разобщенность. Европейцы, узбеки и китайцы - представители каждой нации стремились сражаться бок о бок со своими соплеменниками, арабы объединялись в отдельную группу.

Помимо совершения террористических актов, иностранные боевики-террористы осуществляют другие виды деятельности. Они вербуют своих сторонников, способствуют радикализации взглядов молодежи, мобилизуют ресурсы, обучают новые кадры, работают в сфере материально-технического обеспечения деятельности террористов, служат курьерами.

4 Hegghammer Th. Should I Stay or Should I Go?, Explaining Variation in Western Jihadists' Choice between Domestic and Foreign Fighting, p. 3. - Mode of access: http://hegghammer. com/_files/Hegghammer_-Should_I_stay_or_should_I_go.pdf

Куда направляются иностранные боевики-террористы? В настоящее время это, прежде всего, ИГИЛ, где их привлекает идеология, связанная с созданием халифата, желание поддержать сопротивление, оказанное западным странам. Боевики сосредотачиваются в Сирийской Арабской Республике, Ираке и Афганистане, кроме того, они воюют в Йемене, Ливии, Пакистане и странах Сахеля, в Сомали и на Филиппинах.

При рекрутировании боевиков руководство «Аль-Каиды» придерживается определенной тактики. Для террористических атак на удаленного противника отбираются лучшие, хорошо обученные и идеологически мотивированные, но немногочисленные члены террористических ячеек. Руководство «Аль-Каиды» осуществляет связь с региональными структурами, такими, например, как «"Аль-Каида" на Аравийском полуострове», что позволяет повысить эффективность деятельности иностранных боевиков-террористов. Начиная с 2015 г. крупнейшей тренировочной базой для боевиков становится Ливия. Здесь боевиков учат планировать террористические акты, совершать побеги из мест заключения, применять взрывчатые устройства и вести психологическую войну.

Исламисты широко используют информационно-пропагандистские технологии при вербовке иностранных боевиков. Отдельные лица подвергаются радикализации через социальные сети, кроме того, интернет сильно упростил условия прямой и анонимной связи вербовщиков с потенциальными боевиками. В дальнейшем участники таких контактов могут перейти к зашифрованным каналам связи. В интернете вербовщики используют «узкоориентированное вещание», ориентируясь на определенные сегменты целевой аудитории - на молодежь, женщин, подростков. Определённые сетевые кампании направлены на вербовку высокообразованных специалистов - инженеров, врачей, учителей и т.д.

Но, несмотря на развитость социальных сетей, которые широко используют вербовщики иностранных боевиков-террористов, по-прежнему важнейшее значение имеют непосредственные контакты между людьми. Поэтому вербовки происходят в школах и колледжах (Великобритания), тюрьмах (Франция), криминальных сообществах (этнические чеченцы в Австрии). В некоторых европейских странах вербовки проводились на собраниях верующих.

Важным является вопрос о финансировании иностранных боевиков. Их финансовые потребности довольно скромны и включают расходы на проезд, верхнюю одежду, необходимые для жизни в полевых условиях предметы, мобильные телефоны. ИБ несут некоторые расходы до приезда в конфликтную зону, включая приобретение оружия.

Иностранные боевики не рассматриваются ИГИЛ как источник финансирования. В 2014 г. власти Саудовской Аравии провели исследования в отношении 1150 человек, которые следовали в конфликтные зоны Сирии и Ирака. Их источники дохода включали заимствования средств у друзей и родственников, кредиты, заработную плату и социальные выплаты. Иногда были использованы доходы мелкого бизнеса, созданного в целях финансирования поездки. Источники финансирования иностранных боевиков носят легальный характер, в этом отношении есть сходство с моделью финансирования мелких террористических ячеек. Экстремисты, планировавшие террористические акты в Западной Европе, обычно использовали собственные средства членов ячейки. Только одна четвертая часть всех ячеек получала финансовую поддержку международных террористических организаций.

Существуют и незаконные средства финансирования, но в случае с ИБ они поступают в результате совершения малозначимых преступлений. Например, берутся краткосрочные банковские займы, при этом они не возвращаются. Имеются случаи неправомерного использования социальных пособий, мелкого мошенничества, воровства. Возвращение боевиков в страну происхождения тоже требует денег, которые часто переводятся в близлежащие страны. Многие ИБ обращаются за помощью в свои посольства, заявляя о потере документов.

Главное следствие присутствия иностранных боевиков в Сирии - дальнейшее распространение насилия. Привыкшие к насилию бойцы возвращаются домой или едут на другие поля сражений, где они не только могут совершать террористические акты, но и опять войдут в мировую сеть своих соратников, с которыми у них сохраняется и крепнет чувство общности и лояльности.

Европейские страны принимают меры, чтобы противостоять угрозам, связанным с ИБ. Были созданы структуры по координации усилий в деле наблюдения за лицами, собирающимися примкнуть к джихаду за пределами границ ЕС, и возвратившимися боевиками. Были предприняты усилия по трем направлениям: уголовное преследование, использование административных рычагов превентивного или карательного свойства, меры по дера-дикализации.

Все страны Евросоюза ратифицировали Римский статут Международного уголовного суда, в соответствии с которым ИБ могут быть обвинены в «международных преступлениях» (военные преступления, преступления против человечности, геноцид), совершенных за пределами Евросоюза. Однако в мае 2014 г. Россия и Китай заблокировали на Совете Безопасности распространение юрисдик-

ции Международного уголовного суда на ситуацию в Сирии. Обычно правонарушения, в том числе относящиеся к терроризму (указанные в уголовных кодексах или в специальном антитеррористическом законодательстве), могут преследоваться в судебном порядке государством - членом ЕС при условии, что правонарушения были совершены на его территории (принцип территориальности), его гражданином (принцип активного гражданства, или активный персональный принцип) или против его граждан (пассивный персональный принцип). Это означает, что неграждане, которые совершают преступления за пределами ЕС, могут избежать судебного преследования. Поэтому некоторые государства-члены решили поменять законы с целью введения принципа экстерриториальности.

В соответствии с решением Европейского со-вета1 в национальных уголовных законодательствах отражен ряд преступлений, относящихся к терроризму. Это членство в террористических группах, публичное подстрекательство к совершению террористического противозаконного действия, вербовка террористов и их подготовка. Некоторые страны, например, Бельгия и Германия, пошли еще дальше и ввели уголовную ответственность за прохождение такой подготовки. Применение этих положений кажется проблематичным, поскольку следование в зону конфликта не является преступлением само по себе, если не удалось доказать попытку совершения определенного вида преступления. Примечательно, что первое успешное уголовное преследование иностранных боевиков, отправляющихся в Сирию, было возбуждено на основании голландского уголовного закона об убийстве и поджоге, а не о терроризме. Ограничения, заложенные в национальных законодательствах, европейские страны пытаются преодолеть с помощью новой интерпретации уже существующих правил и создания новых. Были сделаны попытки юридического преследования сборов и самой поездки в конфликтные зоны. В Бельгии и Германии собираются ввести статьи уголовного кодекса, квалифицирующие поездки в зоны конфликтов как противозаконные.

К административным мерам можно отнести конфискацию проездных документов (например, паспорта) у лиц, заподозренных в джихадистской деятельности. Это практикуется в Дании, Франции, Германии, Нидерландах и Великобритании. В Бельгии некоторые городские советы лишают регистра-

ции лиц, побывавших в Сирии, таким образом перекрывая им доступ к системе социального обеспечения. В Великобритании и Нидерландах пошли еще дальше, здесь возможно лишение гражданства (в Нидерландах, правда, такое решение не принимается, если лицо после этого не будет иметь никакого гражданства). Дополнительные административные меры подключаются, когда дело касается несовершеннолетних. В Нидерландах Агентство по защите детей может оформить опеку в воспитательном учреждении, забрать документы, удостоверяющие личность, у комбатантов-подростков и у детей, чьи родители собираются ехать в зоны конфликтов. В Дании в подобной ситуации власти могут конфисковать паспорта несовершеннолетних и отказаться выдавать новые.

Ряд европейских стран используют «мягкие» инструменты, препятствующие радикализации или способствующие интеграции уже отбывших наказание индивидов. Это характерно для Дании, воспринявшей инклюзивную модель, и не распространяется на Францию и Испанию, где очевиден репрессивный подход. В Дании полагают, что жесткая политика приведет к дальнейшему «исключению» и так уже маргинализированных групп населения и поляризации общества. Такой подход основан на убеждении, что индивиды представляют разную степень угрозы для общества, и некоторые из них могут вернуться к нормальной жизни. На индивидуальном уровне предлагается задействовать институт наставничества, занятия по выходным, помощь психологов. В этом процессе принимают участие полиция, религиозные деятели, социальные работники и НПО. Несмотря на теракт в Копенгагене в феврале 2015 г., в Дании по-прежнему действует так называемая «модель Орхуса», направленная на укрепление доверия между бывшими боевиками и властями, которые помогают им реинтегрироваться в общество. А в Великобритании в то же время практикуются превентивные аресты2.

Во Франции в январе 2015 г. была запущена программа противодействия экстремистской пропаганде. В Германии на уровне земель было предложено значительное количество инициатив. Например, в Гессене представители властей посещают школы, где проводят дискуссии по соответствующей теме, создают центры для проведения консультаций для родителей. На федеральном уровне Федеральное ведомство по вопросам миграции и

1 Council Framework Decision 2008/919/JHA of 28 November 2008 amending Framework Decision 2002/475/JHA on combating terrorism - Mode of access: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX:32008F0919

2 Foreign Fighters: An Overview of Responses in Eleven Countries. Center for Security Studies ETH Zurich, 2014. - March, p. 15. - Mode of access: http://www.css.ethz.ch/publications/pdfs/ Foreign_Fighters_2014.pdf

беженцев поддержало подобные инициативы, пытаясь привлечь к диалогу семьи лиц с радикальными взглядами. С 2012 г. появился проект ХАЯТ (ИЛУЛТ), нацеленный на то, чтобы тщательно оценить личность каждого возвратившегося боевика и, если это возможно, запустить процесс консультаций и реинтеграции в Берлине и на востоке Германии. Эта модель предусматривает осуществление процесса деидеологизации, способствующего постепенной реинтеграции в общество. Он имеет три измерения - идеологический, прагматический и эмоциональный. В идеологическом плане предусматривается делегитимизация и доказательство несостоятельности взглядов джихадистов, побуждение ИБ к разрыву с прошлым. Прагматический подход предусматривает предоставление помощи в поиске работы, получении образования и в обеспечении жильем. В сфере эмоциональной помощи проект ХАЯТ направлен на работу с семьями бывших боевиков, которые должны оказывать поддержку последним. Кроме того, необходимо помочь ему изменить круг своего общения, социальную группу, на нормы и ценности которой он ориентируется, кому старается подражать1.

Иностранные боевики создают не только непосредственную угрозу безопасности Европы, но и вызов долгосрочного характера. Как можно скорее остановить поток боевиков - это самое главное, но важно также бороться с радикализацией отдельных групп населения в Европе и проводить продуманную политику по отношению к возвратившимся боевикам. Правительства и общества западных стран должны не одинаково, а дифференцированно относиться к иностранным боевикам. Кроме того, надо понимать, что в наши дни опасность исходит и от террористов-одиночек, которые не обладают военным опытом иностранных боевиков и вообще не нуждаются в длительной подготовке. Выработав более адекватный подход к решению проблемы иностранных боевиков, можно предотвратить появление и такого рода террористов.

1 Lister Ch. Returning foreign fighters: Criminalization or reintegration? Policy Briefing. BROOKINGS INSTITUTION, Washington, D.C., 2015. - August. - P. 10 - Mode of access: http://www.brookings.edU/~/media/research/files/papers/2015/08/ 13-foreign-fighters-lister/en-fighters-web.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.