Научная статья на тему 'Иностранная помощь развитию в сфере информационнокоммуникационных технологий'

Иностранная помощь развитию в сфере информационнокоммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашмянская Инна Сергеевна

В статье делается попытка раскрыть содержание иностранной помощи развитию в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и охарактеризовать типы такой помощи, а также показать мотивы действий различных групп доноров. В ней прослеживается эволюция международных институтов по оказанию помощи развитию в сфере ИКТ, анализируется оказываемая различными группами доноров динамика и структура иностранной помощи, выявляются факторы повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранная помощь развитию в сфере информационнокоммуникационных технологий»

ИНОСТРАННАЯ ПОМОЩЬ И РАЗВИТИЕ

Иностранная помощь развитию в сфере информационнокоммуникационных технологий

И.С. Ашмянская

В статье делается попытка раскрыть содержание иностранной помощи развитию в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и охарактеризовать типы такой помощи, а также показать мотивы действий различных групп доноров. В ней прослеживается эволюция международных институтов по оказанию помощи развитию в сфере ИКТ, анализируется оказываемая различными группами доноров динамика и структура иностранной помощи, выявляются факторы повышения ее эффективности.

Иностранная помощь - это добровольная передача ресурсов на льготных условиях или в виде дара/пожертвования субъектами одной страны субъектам другой1. По целевому назначению можно выделить следующие виды иностранной помощи: военная, гуманитарная (помощь населению в условиях природных, техногенных или социальных катастроф), экономическая (льготные займы, кредиты), техническая. Именно к последнему виду относится иностранная помощь развитию в сфере информационно-коммуникационных технологий.

В современном мире высокие технологии, и, в частности, информационные и коммуникационные технологии, способствуют развитию экономики и являются стимулом к преодолению так называемых «ловушек недоразвитости» - ситуации самоподдерживающегося процесса обеднения населения страны, когда она из-за собственного недоразвития не только не создает добавочного продукта, который бы способствовал росту

сбережений и увеличению объема инвестиций, но и в силу высокого прироста населения «проедает» те запасы, которые были созданы предыдущими поколениями. Именно такова ситуация во всех наименее развитых странах и во многих развивающихся странах, где темпы прироста населения больше, чем темпы экономического роста.

Теория «ловушек недоразвитости», или «ловушек бедности», - это продолжение модели экономического роста, разработанной Робертом Солоу2. Согласно исходной его модели, на темпы роста национального дохода воздействует ряд факторов: накопление капитала, изменение нормы сбережения, увеличение численности населения, технологический прогресс. Основной вывод из модели Солоу заключается в том, что в длительной перспективе именно технологическое развитие становится фундаментальной предпосылкой для экономического роста.

В отношении развивающихся стран модель Солоу в своем классическом виде

Ашмянская Инна Сергеевна -аспирантка кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД России. Специалист отдела развития бизнеса ЗАО «КПМГ».Е-таН: vestnik@mgimo.ru

предполагала, что при прочих равных условиях развивающиеся страны будут показывать более высокие темпы роста, так как с технологической точки зрения проще сокращать отставание, когда уже разработаны и доступны технологии, ускоряющие экономический рост. Однако реальность оказалась несколько иной. Уже в конце 1950-х гг. Пол Розенштейн-Родан описал ситуацию, когда бедные страны не могут преодолеть свою бедность сами, поскольку незначительные доходы не позволяют инвестировать в производство, а Харви Лейбенстайн и Рагнар Нурксе обратили особое внимание на то, что некоторые развивающиеся страны не только не догоняют в своем развитии передовые страны, но, наоборот, все более сбавляют темпы экономического роста, при этом население в этих странах становится все беднее. Так родилась концепция «порочного круга бедности»3. Позднее, в 1990-х - 2000-х гг., в работах Пола Кругмана, Джозефа Стиглица, Джагдиша Бхагвати, Карлы Хофф и ряда других экономистов это явление получило название «ловушек бедности», рначе - или «ловушек недоразвитости»4.

Суть такого явления заключается в том, что при превышении темпов роста населения над темпами прироста валового внутреннего продукта население выживает за счет «проедания» собственных сбережений. Как следствие этого, его прожиточный минимум постоянно снижается.

Рис.1. «Ловушка недоразвитости» -снижение сбережений по мере роста населения и выбытия капитала.

Инвестиции

Выбытие капитала и рост населения (Я+п)к

Сбережения э^к)

Капиталовооруженность к0 к*

На рисунке 1 продемонстрирована графически «ловушка недоразвитости» -отрезок до уровня к0, на котором уровень сбережений находится ниже уровня выбытия капитала и роста населения. При этом, согласно логике «порочного круга бедности», по мере все большего выбытия капитала и роста населения уровень сбережений будет снижаться, равно как и уровень инвестиций. Ведь население будет жить за счет своих ранее сделанных накоплений, и средств на инвестирование оставаться не будет.

«Ловушки недоразвитости» являются примером, когда экономический рост тормозится отсутствием внутренних инвестиций и снижением нормы сбережения, а, следовательно, при увеличении численности

населения приводит к общему падению уровня жизни в стране. Пути выхода из «ловушки недоразвитости» продолжают изучаться, но можно выделить основные из них:

1. Повышение количества исследований и разработок (research & development), которые проводятся в развивающейся экономике и становятся достоянием населения, то есть дают немедленную отдачу для производства и потребления;

2. Снижение бюрократических преград на пути инновационного развития и поощрение инновационного предпринимательства и притока иностранных инвестиций

- среди наиболее доступных методов создание свободных экономических зон и предоставление «налоговых каникул»;

3. Стимулирование широкого потребления продукции инновационных и высокотехнологичных отраслей среди фирм и домохозяйств. Созданный спрос на технологичную продукцию будет способствовать созданию новых высокотехнологичных производств, в том числе с участием иностранных инвестиций.

Таким образом, создается цепочка технологичного производства - от разработки до внедрения и потребления. Доходы, получаемые правительством от новой технологичной сферы, могут быть направлены на модернизацию других отраслей экономики или на социальные программы. Но первоначальные средства на исследования, разработки и внедрение в условиях наименее развитых стран должны поступать извне.

Выход из «ловушки недоразвитости» состоит во внешних инвестициях в технологичный сектор экономики. При этом финансовое вливание должно стать таким катализатором, который помог бы запустить механизм создания новой сферы производства с последующей генерацией дохода и его распределением на остальные отрасли экономики. Именно с целью запуска такого механизма, который бы стал залогом выхода развивающихся стран из «ловушки недоразвитости», развитые страны создали ряд международных институтов, призванных помочь развивающимся странам преодолеть отставание в технологическом развитии, прежде всего, в секторе информационнокоммуникационных технологий (ИКТ).

Впервые о критичности отставания развивающихся стран в развитии ИКТ заговорили в начале 1990-х гг. Быстрое распространение мобильной связи и доступа в сеть Интернет среди развитых стран обеспечило переход сферы услуг на новый технологический уровень. Однако в развивающихся странах эти технологии если и присутствовали, то были все же далеки от массового использования. Неравенство между различными группами людей и стран

в распространении и использовании ИКТ получило название «информационного неравенства», или «цифрового барьера» (digital divide). Сначала этот термин использовался для обозначения неравенства в количестве компьютеров, находящихся в собственности различных этнических групп в США.

Затем, к концу 1990-х гг., это словосочетание стало применяться по отношению ко всему спектру информационных технологий (компьютерное и телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение, мобильная связь и широкополосный доступ в Интернет), и прочно вошло в политический дискурс. Преодоление цифрового барьера было обозначено в качестве одной из целей Саммита тысячелетия. Рис. 2 дает визуальное представление о цифровом разрыве в мире, основываясь на количестве компьютеров, приходящихся на 100 человек.

Рис.2. Глобальный цифровой барьер.

Количество

компьютеров на 100 человек

0--I.S4 Щ 2537-40.73

|4^5 - 12.54 40 74 89

Для преодоления глобального цифрового барьера по запросу от Экономического и Социального Совета ООН в ноябре 2001 г. при Генеральном секретаре ООН была создана Рабочая группа по информационным и коммуникационным технологиям5. В ее состав вошли около 50 представителей государственных структур и руководителей крупнейших ИТ-компаний из различных стран мира. В качестве основной задачи Группы было определено не финансирование проектов и управление ими, а формирование связей между различными организациями (национальными правительствами и системой ООН, бизнесом и частными фондами), то есть их привлечение к решению проблем, признанных приоритетными. К числу основных целей были отнесены:

— распространение информации о здоровье и образовании;

— предоставление бизнес-возможностей молодежи и женщинам;

— работа над снижением стоимости доступа в сеть Интернет и развитие ИКТ-инфраструктуры.

Главным же направлением деятельности Группы была признана интенсификация использования технологий для борьбы с

бедностью и оказание помощи развивающимся странам, при этом один из основных целевых регионов была названа Африка. Группе был выдан мандат на три года. В 2003 и в 2004 годах она представила Генеральному Секретарю ООН два годовых отчета, в которых, вместе с основными результатами ее деятельности, давались рекомендации по всем ключевым вопросам политики в области использования информационно-коммуникационных технологий и развития информационного общества.

Эта Рабочая группа активно работала в подготовке Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу в Женеве в 2003 году, и в Тунисе - в 2005 году. В марте 2004 года Группа организовала проведение Всемирного форума по управлению Интернетом6 в штаб-квартире ООН. Когда в 2005 году мандат Рабочей группы по информационным и коммуникационным технологиям истек, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выступил с предложением о разработке проекта создания Глобального альянса за ИКТ и развитие7. Он должен был на более широкой чем Рабочая группа, основе реализовывать потенциал информационных и коммуникационных технологий для достижения сформулированных в Декларации тысячелетия8 целей развития:

— ликвидации крайней нищеты и голода;

— обеспечения всеобщего начального образования;

— содействия равенству мужчин и женщин и расширению прав и возможностей женщин;

— сокращения детской смертности;

— улучшения охраны материнства;

— борьбы с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;

— содействия экологической устойчивости. Альянс был создан после продолжительных

переговоров, проходивших как внутри ООН, так и между ООН и внешними организациями. Инаугурация Альянса прошла 19-20 июня 2006 г. в Куала-Лумпуре под патронажем правительства Малайзии. Глобальный Альянс представляет собой платформу для привлечения частного сектора и гражданского общества в целях конкретного воплощения результатов Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу (2003-2005 гг.). Функционирование Альянса предусмотрено в качестве децентрализованной сети, открытой для участия всех сторон, включая правительства, бизнес, гражданское общество и международные организации. Ключевые вопросы, которыми занимается Альянс:

— ИКТ в развитии экономики и борьбе с бедностью и безработицей,

— ИКТ в развитии здравоохранения и образования,

— ИКТ в преодолении гендерного и социального неравенства.

Особого внимания в этой связи заслуживает Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО)9. Это было двухэтапное мероприятие с участием первых лиц более 170 стран, целью которого стала выработка единого видения всех аспектов развития ИКТ (технических, политических, финансовых) во всем мире. Первый этап ВВУИО прошел в Женеве в декабре 2003 года и привлек более 11 тысяч участников из 175 стран. Второй этап проходил в Тунисе в ноябре 2005 года, и его посетили более 19 тысяч делегатов из 174 стран. По итогам первого этапа, целью которого было сформировать четкие цели данной организации и план конкретных действий, были разработаны два документа - Женевская декларация принципов и Женевский план действий10. По итогам второго этапа были приняты документы - Тунисское обязательство и Тунисская программа для информационного общества11.

Из целей, заявленных в этих документах, можно отметить:

— использование информационных технологий как инструмента (а не как самоцели) для развития а) человеческого потенциала; б) повышения производительности труда; в) экономического роста; г) создания новых рабочих мест и расширения возможностей трудоустройства; д) повышения качества жизни;

— преодоление неравенства между развитыми и развивающимися странами в распределении преимуществ информационных технологий; преодоление разрыва в цифровых технологиях, прежде всего для тех, кому грозят отставание и дальнейшая маргинализация;

— предоставление молодежи возможности воспользоваться преимуществами, предоставляемыми ИКТ, для получение более полного доступа к образованию, современным знаниям и научным достижениям;

— расширение возможностей неимущих, прежде всего, проживающих в отдаленных, сельских и маргинализированных городских районах, в отношении доступа к информации и использования ИКТ как инструмента, помогающего им в их усилиях избавиться от нищеты. Конкретные действия, предусмотренные

этими документами, должны финализироваться достижением к 2015 году обеспечения подключения к ИКТ:

— удаленных районов и создания в них пунктов коллективного доступа к Интеренту;

— университетов, средних и начальных школ;

— научно-исследовательских центров;

— публичных библиотек, культурных центров, музеев;

— почтовых отделений и архивных учреждений;

— центров здравоохранения и больниц;

— всех местных и центральных государственных учреждений и обеспечение наличия у них Web сайтов и адресов электронной почты;

— всего населения планеты доступом к службам теле- и радиовещания.

Важными признавались также задачи:

развития контента и создания технических условий, которые способствовали бы представлению и использованию в сети Интернета всех языков мира; разработки всеми странами национальных электронных стратегий, включая наращивание необходимого человеческого потенциала, с учетом национальных особенностей; создания каждой страной по крайней мере одного действующего партнерства между государственным и частным секторами (ПГЧ) или партнерства между несколькими секторами (ПНС) в качестве образца для дальнейшего участия частного сектора в конкретных проектах развития информационного общества на местном, региональном и национальном уровнях; создания схем бизнес-инкубаторов; предоставления венчурного капитала (на национальном и международном уровнях); учреждения государственных инвестиционных фондов, в том числе для микрофинансирования малых, средних и микропредприятий (МСМП); реализации стратегии привлечения инвестиций; проведения мероприятий в поддержку экспорта программного обеспечения (торгового консультирования); поддержки сетей для проведения научноисследовательских и опытно-конструкторских работ.

Также следует отметить ряд направлений, на развитие которых было решено направить основные усилия международного сообщества:

— электронное государственное управление;

— электронная коммерческая деятельность;

— электронное обучение;

— электронное здравоохранение;

— электронная занятость (создание благоприятных условий для работников и работодателей, применяющих электронные формы труда, при этом расширять возможности трудоустройства для женщин и лиц с ограниченными возможностями);

— электронная охрана окружающей среды: а) использование ИКТ как инструмента для охраны окружающей среды и устойчивого потребления природных ресурсов; б) создание системы контроля на базе ИКТ для прогнозирования и мониторинга воздействия человеческой деятельности на окружающую среду;

— электронное сельское хозяйство (систематическое распространение на базе ИКТ информации по сельскому хозяйству, животноводству, рыбному промыслу, лесному хозяйству и продовольствию с целью предоставления свободного доступа к комплексным, актуальным и подробным знаниям и информации, особенно в сельских районах);

— электронная научная деятельность (использование ИКТ для эффективного сбора, распространения, использования и сохранности собранной научной информации).

Эволюцию международных институтов под эгидой ООН, оказывающих помощь развитию в области ИКТ, можно представить в виде следующей схемы, как показано на рисунке 3.

Рис.3. Эволюция институтов ООН, оказывающих помощь развитию в области ИКТ.

Важен вопрос финансирования описанных выше инициатив. Изначально, на женевском этапе Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, встал вопрос об оценке существовавших уже на тот момент финансовых механизмов в области ИКТ и их применимости для решения задач в целях развития. В 2004 году по инициативе Генерального секретаря ООН была создана Целевая группа по финансовым механизмам (ЦГФМ)12. Ее задача заключалась в тщательном анализе вопроса об адекватности существующих финансовых механизмов для решения задач ИКТ в целях развития.

Целевая группа подготовила отчет13, в котором было указано, что в развивающихся странах традиционно финансирование ИКТ-инфраструктуры поступает либо из государственного бюджета, либо по линии программ доноров и международных финансовых учреждений, которые направлены на поддержку крупных капиталовложений в инфраструктуру. Вместе с тем, как указано в отчете, наиболее кардинальное трансформирующее влияние оказывают долгосрочные частные инвестиции от крупных зарубежных ИТ-компаний. И создание условий для привлечения таких инвестиций должно стать ключевой задачей правительств развивающихся стран.

В целом, можно отметить: до периода 2003-2005 гг. (что совпадает по времени с рекомендациями по финансированию ЦГФМ), финансирование ИКТ-инфраструктуры в большинстве развивающихся стран было основано на государственных инвестициях.

С 2005 года отмечается существенный приток инвестиций в тех странах, где на основе надежной регламентарной базы поощряется участие частного сектора и где осуществляется государственная политика, направленная на преодоление «цифрового разрыва».

На современном этапе международными организациями в структуре ООН выработано понимание, что наиболее эффективное финансирование ИКТ-инфраструктуры достигается на базе совместного участия частного и государственного сектора, при условии, что внутреннее финансирование дополняется потоками средств в направлении Север-Юг и сотрудничеством на уровне Юг-Юг. При достижении устойчивости потока инвестиций со стороны частного сектора в ИКТ-инфраструктуру многосторонние и двусторонние государственные доноры перераспределяют государственные ресурсы на другие цели в области развития. В частности, это могут быть стратегии и программы по снижению уровня бедности.

Донорами иностранной помощи развитию ИКТ на постоянной основе, как правило, выступают: международные организации и союзы государств; правительства стран; ИТ-компании. Как уже отмечалось, роль международных организаций, прежде всего институтов системы ООН, заключается в привлечении внимания широкого круга общественности к определенной проблеме или цели на самом высоком уровне. В отношении международной помощи развитию ИКТ-инициативы ООН способствовали активизации деятельности правительств многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой в направлении создания и проработки государственной политики по развитию ИКТ и информационного общества. Большинство национальных стратегий таких стран, посвященных развитию ИКТ, были подготовлены после 2005 года - после Тунисского этапа ВВУИО. То есть, указанные инициативы ООН способствовали привлечению внимания национальных правительств к необходимости создания условий для частных инвесторов по финансированию развития ИКТ. И на этом роль ООН можно считать выполненной.

В финансировании инициатив международных организаций, прежде всего системы ООН, большую роль играют региональные банки и фонды развития:

— Африканский банк развития14 - банк, основанный в 1963 году Организацией африканского единства с целью способствовать экономическому развитию на всем африканском континенте, предоставляя для этого финансовые ресурсы, представляет собой группу финансовых организаций: Африканский банк развития, Африканский фонд развития, Нигерийский трастовый фонд.

В группу входят 78 стран-членов, при этом основными донорами финансовых средств являются США, Япония, Великобритания. Проекты ориентированы на страны Африки южнее Сахары;

— Азиатский банк развития15 - финансовый центр, основанный в 1966 году, чтобы стимулировать рост экономики в Азии и на Дальнем Востоке, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие. Финансирование проектов также осуществляется через Азиатский фонд развития. Членами Банка являются 67 стран, включая США, Канаду, Австралию и европейские страны. Программы Банка реализуются в странах АСЕАН, а также Индии, Китае, Пакистане и Афганистане;

— Арабский фонд экономического и социального развития16 - панарабский финансовый институт, основанный в 1968 году с целью организации финансирования помощи развитию. Фонд объединяет 21 страну и реализует свои программы в странах Ближнего Востока и Северной Африки;

— Межамериканский банк развития17 -международная финансовая организация, созданная в 1959 году с целью финансовой поддержки экономики стран Латинской Америки и Карибского бассейна. На данный момент в организацию входит 47 государств-членов;

— Международная ассоциация развития18

- организация, входящая в группу Всемирного банка и созданная в 1960 году с целью оказания помощи самым бедным странам за счет добровольных пожертвований стран-членов. Членами Ассоциации являются 170 стран.

Ниже приведены данные об объеме финансовых средств, затраченных выше упомянутыми организациями на реализацию проектов в области развития ИКТ в регионах их ответственности.

Таблица 1 Финансирование международными организациями проектов развития ИКТ (млн долл. США)19

Фонд/ Банк 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Группа АГОВ н.д. Н.Д. 6,2 Н.Д. 14,8 4,1 Н.Д. 54,2 78,0

Группа ДэЭВ 1,2 10,0 2,9 2,4 0,6 31,9 0,6 18,7 н.Д.

АРЕБЭ 82,5 Н.Д. 362,3 438,2 211,9 109,7 155,7 н.Д. 108,4

1АЭВ 100,5 631,5 67,1 35,4 436,2 237 30,7 16,1 н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮА 89,1 321,7 98,1 190,3 491,5 763,0 200,8 295,5 322,9

Следует отметить, что указанные организации выделяют наиболее крупные объемы финансирования под проекты в успешно развивающихся странах, оформляя эти суммы в качестве займов. Так, например, подавляющая часть суммы, указанной для Межамериканского

банка развития в 2001 и 2004 годах, - это займы на проекты развития образования и здравоохранения с использованием ИКТ в Аргентине (600 млн. долл.) и Мексике (350 млн. долл.) соответственно. Однако есть и донорские проекты. Так, например, в 2005 году Международная ассоциация развития выделила 400 млн. долл. на проект восстановления ИКТ-инфраструктуры в Пакистане, разрушенной в результате землетрясения.

Анализ финансовых потоков, идущих от международных организаций, по региональным направлениям (рисунок 4), показывает, что наиболее крупные финансовые потоки международной помощи развитию ИКТ от международных организаций за период с 2000 года по 2009 год были направлены в страны арабского мира и африканские государства, расположенные южнее Сахары, -33% и 24% соответственно от общего объема международной помощи ИКТ-развитию.

Рис.4. Региональное распределение международной помощи развитию ИКТ.

Региональное распределение международной помощи развитию ИКТ, 2000-2009 гг.

■ Ближний Восток и Север Африки

■ Африка южнее Сахары

■ Южная Америка

■ Южная и ЮгоВосточная Азия, АТР

■ Центральная и Восточная Европа

В самой реализации проектов помощи развитию ИКТ и их финансировании значительную роль играют правительства стран, прежде всего развитых. Для них помощь развитию ИКТ имеет не только имиджевое значение. Осуществляя такую помощь, правительства оказывают поддержку собственным национальным компаниям в распространении их сферы влияния и в освоении новых рынков сбыта. Так, например, среди стран «Большой восьмерки» наиболее активны в оказании помощи развитию ИКТ США и Япония. Эти страны известны как лидеры в сфере ИКТ-технологий, и помощь развитию ИКТ помогает им упрочить свой имидж. И США, и Япония придерживаются политики активного отстаивания интересов своих компаний в их выходе на новые зарубежные рынки. Например, в 2000 г. на саммите «Большой восьмерки» в Окинаве правительство Японии во главе с премьер-министром Мори объявило о выделении 15 млрд. долл. США на помощь в подготовке специалистов в развивающихся странах20.

Комплексный пакет помощи, разработанный Японией, был основан на том, что частный сектор развивающихся стран будет

развивать ИКТ-инфраструктуру, в то время как государственный сектор дополнит усилия частного разработкой политики в сфере ИКТ и подготовкой соответствующих кадров. Именно последнему процессу будет способствовать реализация японской программы помощи. В рамках этой программы японской стороной были реализованы проекты по подготовке 10 тысяч технических специалистов, а также были открыты 30 центров по дистанционному обучению и предоставлению медицинских услуг.

Также следует отметить, что некоторые развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сумели достичь такого уровня развития ИКТ-инфраструктуры и обучения специалистов в области ИКТ, что позволило этим странам стать участниками глобального рынка услуг на базе ИКТ с использованием их конкурентных преимуществ. Это создает новые возможности для привлечения уже частных инвестиций (а не средств по линии иностранной помощи развитию) в ИКТ-инфраструктуру в этих странах.

Так, Индия, получавшая в конце 1980-х гг. на льготных условиях оборудование, на сегодняшний момент достигла положения мирового лидера аутсорсинга21 и уже сама оказывает помощь развитию ИКТ в менее развитых странах. За 2008-2010 гг. правительство Индии выделило на безвозмездной основе более 150 млн. долл. США для оказания развивающимся странам помощи в развитии ИКТ22. Причем более 50% помощи от Индии получают страны Африки южнее Сахары, а также страны ЮгоВосточной Азии. В африканских странах это, в основном, средства на образовательные и здравоохранительные проекты, связанные с оснащением школ и больниц современным ИКТ-оборудованием. А в странах ЮгоВосточной Азии преобладающая доля средств приходится на проекты, направленные на техническое развитие, включая поставку оборудования, программного обеспечения, помощь в создании ИТ-центров и технопарков, проведение тренингов для ИТ-специалистов. Значительная часть таких проектов инициируется взаимными соглашениями о сотрудничестве в области развития ИКТ между правительством Индии и правительствами развивающихся стран.

Для правительства Индии помощь развивающимся странам является очень важным политическим инструментом. Индия оказывала поддержку более политического, чем экономического характера соседним по региону странам, а также африканским государствам. Еще со времен лидерства Индии в Движения неприсоединения 1950-60-х гг. в ее внешней политике сформировалось понимание необходимости оказания помощи развивающимся странам для поддержки

своего международного статуса. А с начала 2000-х годов Индия начала целенаправленно развивать дипломатические и экономические отношения со странами Африки, конкурируя в этом с Китайской Народной Республикой. На африканском континенте Индия преследует цель завоевания новых рынков и расширения производственных мощностей своих компаний. Также не следует забывать про привлекающие Индию минерально-сырьевые и углеводородные ресурсы стран Африки23.

Интересно, что сами официальные представители Индии не называют упомянутые выше виды помощи «помощью развитию». В их терминологии это «сотрудничество по линии Юг-Юг»24. С точки зрения экспертов политического дискурса, это вполне понятно: страна, которая сама еще не решила всех проблем с собственным развитием, не может претендовать на оказание качественной помощи развитию других странам25.

Вместе с тем «сотрудничество по линии Юг-Юг» - очень удобное для обоснования активной международной деятельности Индии. Оно строится на том, что странам Юга легче и лучше сотрудничать друг с другом, так как эти страны могут предложить друг другу более выгодные решения насущных экономических проблем развития, чем обычно отстаивают развитые страны. Официальные представители Индии в своих заявлениях постоянно подчеркивают такого рода идеи26. Да и правительство Индии открыто заявляет, что цель такой помощи - это «упрочение имиджа Индии как технологической державы»27.

Оказываемая помощь африканским странам в области развития ИКТ, несомненно, положительным образом сказывается на условиях развития индийского бизнеса в этих государствах. Так, проекты по налаживанию ИКТ-инфраструктуры в странах Центральной Африки, реализуемые на базе безвозмездной помощи в рамках сотрудничества по развитию ИКТ, ведут к упрочению позиций индийских сотовых операторов в этом регионе. В частности, с 2008-го года правительство Индии через свою компанию ТС1Ь28 реализует проект стоимостью более 125 млн. долл. США по прокладке оптоволоконных сетей и налаживанию спутниковой связи в 36 африканских странах29.

В начале 2011 года, не без поддержки со стороны правительства Индии, завершилась сделка между индийским сотовым оператором ВЬаги Л1г1е1 и кувейтской компанией 7ат. Индийская компания приобрела активы 7ат по предоставлению услуг сотовой связи в 15 центрально-африканских странах30. Выход на африканский рынок поможет индийскому сотовому оператору сохранить высокие темпы собственного развития и закрепиться на зарубежном рынке с огромным потенциалом роста31.

Также следует отметить, что для Индии помощь развивающимся странам, под каким бы названием это не подавалось общественности, является важным элементом повышения собственного имиджа в представлении развитых стран. Это особенно важно в свете стремления Индии войти в состав Совета Безопасности ООН в качестве постоянного члена, а также участвовать наравне со странами «Большой восьмерки» в решении глобальных вопросов32.

Возвращаясь к характеристике уровня участия в развитии ИКТ различных групп доноров иностранной помощи, хотелось бы также упомянуть частные ИТ-компании. Они играют существенную роль в оказании иностранной помощи развитию ИКТ, ведь, в конечном счете, даже иностранная помощь развитию ИКТ по каналам международных организаций и правительств государств будет проходить через ИТ-компании. Именно ведущие ИТ-компании способны поставить наиболее передовые технологии и оборудование, необходимое для обозначенных целей развития. Более того, международные организации и правительства государств, участвующие в процессе оказания помощи развитию ИКТ, пытаясь привлечь к сотрудничеству ИТ-компании, подчеркивают выгодность таких проектов для самих компаний. Ведь помогая развитию ИКТ в странах, где эти технологии еще мало пока мало распространены, компании сами создают новые рынки и новые возможности для своего бизнеса.

Так, например, Intel33, американская корпорация, производящая широкий спектр электронных устройств и компьютерных компонентов, выбрала своим слоганом фразу «Спонсоры будущего». С мая 2006 года свои плоды приносит программа Intel World Ahead34, глобальная инициатива, цель которой - открыть для еще одного миллиарда жителей планеты мир широких возможностей, предоставив каждому доступ к современным информационным технологиям. Программа ориентирована на развивающиеся страны и концентрируется на пяти областях: доступе к ИКТ; образовании на базе ИКТ; использовании ИКТ в здравоохранении; связи на базе ИКТ и локализации контента и программного обеспечения. Финансирование программы осуществляется через специализированный фонд Intel Foundation и составляет примерно 100 млн. долл. США в год35.

В числе достижений программы Intel World Ahead - разработка на базе собственных технологий недорогого компьютерного образца

- «Персональный мобильный компьютер ученика» (Classmate PC) Intel. Он был безвозмездно передан ряду школ в Венесуэле, Аргентине, Ливии, Вьетнаме, кроме того, локальные компании в развивающихся странах

получили право на его основе изготавливать компьютеры под своими марками. Эта возможность также оказалась востребованной

- индийская компания Connoiseur Electronics и индонезийская компания Zyrex на базе Intel Classmate PC поставляют ноутбуки на местные рынки.

Однако не так много компаний организуют специальные программы помощи развитию ИКТ. Чаще всего ИТ-компании выделяют средства через программы корпоративной и социальной ответственности, которые идут на образовательные проекты, а также выражаются в поставках оборудования, производимого данной компанией. Эти проекты и поставки в большинстве своем также ориентированы на развивающиеся страны.

На рисунке 5 представлены данные по объемам средств, выделяемых ИТ-компаниями в рамках корпоративной социальной ответственности на проекты развития ИКТ. Данные по компании Intel приведены без учета описанной выше программы Intel World Ahead.

Рис.5. Финансирование проектов развития в рамках корпоративной социальной ответственности ИТ-компаний.

Финансирование проектов развития в рамках корпоративной социальной ответственности ИТ-компаний, 2007-2010 гг.

2007 2008 2009 2010

В целом, совершенно разные факторы обусловливают участие компаний в программах корпоративной ответственности. Это и законодательные требования, и отчетность перед акционерами, и соображения из области деловой этики. Отчасти правы также те критики мотивов помощи, оказываемой в рамках корпоративной социальной ответственности, которые считают, что компании лишь ищут пиар-повод для продвижения своей продукции. Однако в целом нельзя отрицать существенную роль ИТ-компаний в организации помощи развитию ИКТ.

Таким образом, международную помощь, направленную на развитие ИКТ, можно подразделить на следующие виды:

— помощь, направленная на развитие ИКТ-инфраструктуры - а) прокладывание оптоволоконных сетей; б) налаживание спутниковой связи; в) обеспечение доступа к ресурсам сети Интернет и мобильной связи; г) обеспечение компьютерным оборудованием:

— помощь, направленная на внедрение ИКТ в сферы образования и здравоохранения, с тем, чтобы повысить предоставить населению больше образовательных

возможностей и более эффективную заботу о здоровье;

— помощь по созданию условий для применения ИКТ в сфере государственного управления, а также для ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий.

Основными донорами иностранной помощи развитию ИКТ на постоянной основе, как правило, выступают: а) международные организации и союзы государств, б) правительства стран, в) ИТ-компании. Каждая из этих групп преследует собственные интересы. Для международных организаций, и прежде всего ООН, - это реализация заявленных целей по переходу к постиндустриальному обществу, а также по преодолению политически опасного глобального цифрового барьера. Для стран, развитых и быстро развивающихся, - это возможность упрочить свой имидж на международной арене, а также укрепить отношения с развивающими странами-реципиентами, в том числе с видом на ресурсы последних. Кроме того, правительства стран нередко реализуют проекты помощи развитию ИКТ в тандеме с национальными ИТ-компаниями, а для них это возможность закрепиться на новых рынках с хорошим потенциалом.

Проекты по линии иностранной помощи развитию в сфере ИКТ финансируются в большинстве своем за счет грантов, то есть, по определению, возврат этих средств не предполагается. Но также осуществляются и займы на масштабные проекты развития ИКТ-инфраструктуры на условиях льготного кредитования, когда реципиенты помощи пользуются средствами безвозмездно, пока проект реализуется, но на последней стадии или уже после реализации реципиент платит процент по займу. Получателями грантов, как правило, становятся наименее развитые страны, тогда как странам, более успешно

развивающимся, помощь выделяется на базе займов.

В заключение хотелось бы поднять вопрос об оценке эффективности программ помощи развитию ИКТ. В целом достаточно сложно проследить, насколько помощь развитию ИКТ способствует росту экономики и повышению уровня жизни населения, потому как между этими показателями отсутствует линейная связь. Но, по мнению автора, наибольшую долгосрочную эффективность имеют проекты со следующими характеристиками:

— проекты, направленные на развитие навыков работы в сфере ИКТ, в том числе предпринимательства с использованием ИКТ;

— проекты в сфере образования с использованием ИКТ;

— проекты по развитию ИКТ-инфраструктуры, особенно на условиях льготного кредитования.

Такого рода проекты по сути своей являются инвестицией в человеческие и предпринимательские ресурсы, именно те ресурсы, которые, возвращаясь к теории вопроса, необходимы для выхода из «ловушки недоразвитости». Проекты же инфраструктурного характера создают условия, обеспечивающие наиболее эффективное развитие.

Ashmanskaya I.S. Foreign Development Aid in the Area of Information and Communication Technologies.

Summary: In the article the author attempts to uncover the content of foreign development aid in the area of information and communication technologies (ITT) and provide characteristics of such aid as well as driving motives of various groups of donors. The author traces the evolution of international institutions responsible for development aid in the area of ITT, analyses the dynamics and structure of such type of foreign aid been delivered by different groups of donors and identifies factors that could raise its effectiveness.

----------- Ключевые слова -----------------

информационно-коммуникационные технологии, «ловушка отсталости», «ловушка нищеты», ИТ-компания, ИКТ- инфраструктура, «цифровой разрыв», Глобальный альянс за ИКТ и развитие, Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества.

-------------- Keywords ------------

Information and communication technologies, «underdevelopment trap», «poverty trap», IT-company, ITT-infrastructure, «digital divide», Internet Governance Forum, United Nations Global Alliance for Information and Communications Technology and Development, World Summit on the Information Society.

Примечания

1. Капица Л.М. Международный институт иностранной помощи

2. Solow Robert M. Technical Change and the Aggregate Production Function The Review of Economics and Statistics, Vol. 39, No. 3. (Aug., 1957)

3. Nurkse Ragnar Problems of Capital Formation in Underdeveloped Countries. Oxford, 1953

4. Hoff, Karla. The Modern Theory of Underdevelopment Traps. April 2000

5. United Nations Information and Communication Technologies Task Force (UN ICT TF) http://unicttaskforce.org/

6. Internet Governance Forum (IGF) http://www.intgovforum.org/cms/

7. United Nations Global Alliance for Information and Communications Technology and Development http://www.un-gaid.org/

8. Саммит тысячелетия ООН http://www.un.org/russian/conferen/millennium/summit.htm

9. World Summit on the Information Society (WSIS) http://www.itu.int/wsis/index.html, http://www.un.org/russian/conferen/wsis/

10. Geneva Declaration of Principle and Geneva Plan of Action // World Summit on the Information Society http://www.itu.int/wsis/documents/ doc_multi.asp?lang=en&id=1161|1160

11. Tunis Commitment and Tunis Agenda for the Information Society // World Summit on the Information Society http://www.itu.int/wsis/ documents/doc_multi.asp?lang=en&id=2266|2267

12. Task Force on Financial Mechanisms for ICT for Development http://www.itu.int/wsis/tffm/

13. The Report of the Task Force on Financial Mechanisms for ICT for Development http://www.itu.int/wsis/tffm/final-report.pdf

14. African Development Bank Group (AfDB) http://www.afdb.org/en/

15. Asian Development Bank (AsDB) http://www.adb.org/

16. Arab Fund for Economic and Social Development (AFESD) http://www.arabfund.org/

17. Inter-American Development Bank (IADB) http://www.iadb.org/en/

18. International Development Association (IDA) http://www.worldbank.org/ida/

19. AidData Tracking Development Finance http://www.aiddata.org/home/index

20. Japan's Comprehensive Co-operation Package to Address the International Digital Divide http://www.mofa.go.jp/policy/economy/ summit/2000/it1.html

21. Ашмянская И.С. Индия и глобальный аутсорсинг, или «бангалоризация» мировой экономики. // Азия и Африка сегодня. - 2007. - N 1. - С. 6-10.

22. AidData Tracking Development Finance http://www.aiddata.org/home/index

23. India in Africa Catching up // Economist May 26th 2011 May 26th 2011 http://www.economist.com/node/18745335

24. India pitches for South-South cooperation ahead of G15 summit // Hindustan Times May 16, 2010; 'Strengthening South-South cooperation is crucial' // Times of India May 6, 2011

25. Report: India Conflicted About Global Role // India Real Time by The Wall Street Journal May 26, 2011

26. India hopes to woo Africa with Pan-African e-Network // Digital Communities August 25, 2008 http://www.digitalcommunities.com/ blogs/international/India-hopes-to-woo.html

27. AidData Tracking Development Finance http://www.aiddata.org/home/index

28. Telecommunications Consultants India Ltd (TCIL) http://tcil-india.com/new/tcilindex.php

29. Pan African e-Network Project http://www.panafricanenetwork.com/index.jsp

30. Bharti enters into exclusive discussions with Zain for the acquisition of Zain Africa BV New Delhi, February 15, 2010 www.airtel.in

31. Zain продает часть активов Bharti Airtel за 10,7 млрд долл. Новости РБК-Украина 26.03.2010 http://www.rbc.ua/rus/top/show/ zain_prodaet_chast_aktivov_bharti_airtel_za_10_7_mlrd_doll_26032010

32. India Emerges as an Aid Donor // Center for Global Development October 5, 2010 http://blogs.cgdev.org/globaldevelopment/2010/10/ india-emerges-as-an-aid-donor.php

33. http://www.intel.com/

34. http://www.intel.com/content/www/us/en/company-overview/world-ahead.html

35. Intel 2009 Annual Report P. 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.