Научная статья на тему 'ИНОК ВАРСОНОФИЙ НА СИНАЕ'

ИНОК ВАРСОНОФИЙ НА СИНАЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНОК ВАРСОНОФИЙ НА СИНАЕ»

DOI: 10.31696/2072-5795-2022-1-4-7

ИНОК ВАРСОНОФИЙ НА СИНАЕ

В.В. Беляков

Веками главным побудительным мотивом посещения Египта для россиян было вовсе не желание посмотреть его архитектурные памятники или торговый интерес, хотя его описаний в XV-XVIII веках довольно много1. Русские паломники стремились поклониться святым для христиан местам Синая - Неопалимой купине и горе Моисея, хранителями которых были и остаются насельники построенного в середине VI века православного монастыря Св. Екатерины. О существовании этих святынь наши соотечественники узнали, вероятнее всего, от византийских священников уже вскоре после крещения Руси в 988 году.

В 1001 году, согласно Никоновской летописи, князь Владимир отправил первых послов в Египет. «В лето 6509... послал Владимир гостей своих, в качестве послов, в Рим, а других в Иерусалим, и в Египет и в Вавилон2, увидеть земли и обычаи их»3. Впрочем, из летописи не ясно, добрались ли послы до мест назначения, а если и добрались, то что они там увидели и вернулись ли благополучно на родину. Зато из географии посольств очевидно, что послы были отправлены по церковным делам. Ни торговые, ни тем более политические соображения не могли в ту пору оправдать снаряжение посольств в столь дальние от Руси края.

Хотя письменных упоминаний о Синае на Руси не было до 1370 года, наши соотечественники определённо посещали монастырь Св. Екатерины и до этого. В богатейшей библиотеке монастыря есть два древних манускрипта, принесённых из Руси. Первый из них - рукописная Псалтырь, которую иностранные исследователи датировали началом XI века4. Позднее она была отнесена к концу XI - началу XII века5. Второй манускрипт обнаружил в 1995 году отечественный исследователь Я.Н. Щапов. Знакомясь в библиотеке Синайской обители с рукописью конца XII века Sin. Slav. 39, которую счита-

ли сербской, он пришёл к выводу, что эта рукопись - Апостол-апракос с Месяцесловом - является древнерусской. На полях есть приписки имён. «Несомненно, именно из-за этих имён, для их поминания в святом Синайском монастыре, сама книга была привезена из Руси на Синай, - отмечал Я.Н. Щапов, - причём это должен был сделать кто-то из членов этого рода, уже после смерти самого вкладчика, вероятно, в XIII веке»6.

Наиболее раннее из известных ныне письменных упоминаний о паломничестве на Синай относится примерно к 1370 году. Его автор - архимандрит смоленской Ав-рамьевской обители Агрефений. Записки этого паломника весьма скупы, в них нет описания святых мест Синая - только расстояние до них от Палестины. «...От Газы до Египта 12 дней, от Египта до Александрии 6 дней, а до Синайской горы 15 дней; дотоле ходят православные христиане, а далее ходу нет христианам православным»7.

Из краткого текста не ясно, побывал ли сам Агрефений на Синае. Не исключено, что он почерпнул эту информацию в Палестине. Но, по крайней мере, смоленский архимандрит говорит о посещении Синая православными паломниками как о чём-то вполне обычном. Это даёт основание предполагать, что русские паломники «ходили» на Синай задолго до появления записок Агрефения.

Первый опубликованный рассказ о поездке на Синай принадлежит иноку Варсоно-фию. В 1462 году он открыл в русской литературе описание монастыря и его окрестностей, горы Моисея и горы Св. Екатерины. Об авторе записок, к сожалению, практически ничего не известно.

Надо сказать, что монастырь расположен на высоте 1500 метров в южной части Синайского полуострова, почти в 500 километрах от Каира. До середины XX века добраться до него можно было только на верблюде, и путь занимал 12-13 дней. Попасть туда было на-

много труднее, чем побывать в Иерусалиме. Этим и объясняется сравнительная редкость посещения монастыря Св. Екатерины, не говоря уже о публикациях.

Итак, слово иноку Варсонофию.

Инок Варсонофий8

Пришёл же я, иеромонах Варсонофий, в святой монастырь Синайский, в землю ара-витскую и мадиамскую в год 6970 (1462), в 27 день месяца января, на память перенесения мощей святого Иоанна Златоуста.

Пошёл же я на гору Хоривскую в пятницу, на память возвращения мощей святого священномученика Игнатия Богоносца, и целовал святой камень, под которым стоял святой пророк Моисей и видел Господа Бога Создателя, идущего мимо него, и убоялся Его великим страхом, и погрузился в камень. И отпечаталось всё его тело в твёрдом камне: голова, и плечи, и руки, и ноги - всё его тело, и ему было невозможно стоять прямо [и] ровно, и [он стоял] пригнувшись, на коленях, опираясь локтями обеих рук о камень. И тот святой камень, придав ему большую силу, по Божию повелению покрыл всё его тело. А размером тот камень в три сажени, высота - 5, а ширина его - пять саженей. А лежит этот святой камень на самом верху той святой горы Хоривской, а возле него вторая церковь во имя святого пророка Бого-видца Моисея. Там же он и скрижали взял из руки Божьей, и там же он и с Богом беседовал уста к устам - на той святой горе Хо-рив - святой пророк Боговидец Моисей. И на середине горы Хоривской есть вторая церковь, во имя святого пророка Илии, и за святым престолом его церкви есть место, где сидел святой Илия. И есть там другая церковь, святого пророка Елисея. И есть там четвёртая церковь, во имя святого священномученика Антипы, ведь [там] было ровное хорошее место. И на середине горы Хоривской, где жил святой пророк Илия и Елисей, - вот там есть вода, круглое озерцо, огороженное камнями. А вокруг воды - деревья, из [одного из] которых я вырезал себе посох. С древних же времён святые отцы построили большой каменный мост. А снизу

от земли и до вершины святой горы Хоривской семь тысяч ступеней.

А в субботу, на память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого - я пошёл на гору, тоже очень высокую, на которой лежало тело великомученицы Екатерины, принесённое святыми ангелами из города Александрии после её святого страдания за Христа. И тело её лежало на святой горе больше трёхсот лет, никому не видимое, пока не открыл Бог святому старцу в Раифском монастыре: на высокой горе лежат мощи - и повелел положить её мощи в святой церкви в монастыре святой горы Синайской. И старец, отправившись в святой монастырь Синайский, сказал им, что открыл ему Господь Бог, - а они недоумевали и говорили между собою: где высокая гора? И они отправили священников и клириков со всеми кадилами и свечами на поиски - а отправили их числом восемь. А когда те вышли из монастыря и недоумевали, куда пойти, то встретился им святой ангел в монашеском образе и сказал им: «Я знаю путь к высоким горам». И повёл их ангел. Когда он привёл их на высокую гору, где лежат мощи святой Екатерины, то стал невидим для них. Святые же отцы с радостью и страхом взяли святые мощи великомученицы Екатерины и понесли в святой монастырь Синайский под псалмы и песнопения и положили в великой церкви близ святого престола с правой стороны, где [она] и доныне лежит. И та самая святая высокая гора называется Екатеринина гора. И там я совершил земной поклон Господу Богу, и Пречистой Его Матери Божией, и святой великомученице Екатерине и с любовью целовал ещё одно место, от которого исходит благоухание - где лежало святое тело; и целовал ещё одно место - где сидели святые ангелы. И видел камень, из которого течёт вода от удара жезлом Моисеевым по Божию велению: высота камня 12 пядей, а ширина его 24 пяди - из которого пили воду сыны Израилевы.

Пошёл же я на высокую гору Синайскую, на которой стоял святой Моисей, и, увидев Неопалимую купину месяца февраля в первый день, на память святого мученика Три-

фона, сотворил молитву со слезами Господу Богу, и Пречистой Его Матери, и святому пророку Боговидцу Моисею.

Вот, записал я святые церкви Синайской горы: 1) церковь соборная Преображения Христова, 2) церковь святой Неопалимой купины, 3) церковь Иакова, брата Божия, 4) Иоанна Предтечи, 5) Иоакима и Анны, 6) Симеона Столпника, 7) бессребреников Космы-Дамиана, 8) церковь священномуче-ника Ангипы, 9) церковь святых царя Константина и матери его Елены, 10) церковь святой мученицы Ирины. Это - святые приделы внутри святой великой церкви Христова Преображения.

Вот я записал, какие есть в монастырях святые церкви: 1) церковь святого первому-ченика Стефана, 2) церковь Пречистой Богородицы, 3) святого Иерофея, 4) церковь святого Феод opa, 5) церковь Положения пояса [Пресвятой Богородицы], 6) церковь перенесения [мощей] Иоанна Златоуста, 7) церковь святого Николы, 8) церковь святого Аарона, 9) церковь святых мучеников Евстратия, Ак-сентия, Мардария и Ореста, 10) церковь Собора Пресвятой Богородицы, 11) церковь святого Иоанна Богослова, 12) церковь святых апостолов Петра и Павла, 13) церковь Иоанна Крестителя, 14) церковь святых Сергия и Вакха. А все эти церкви - по кельям святых отцов.

Вот я записал святые церкви, которые находятся за монастырём: 1. Церковь Рождества Пречистой Богородицы, где [Пре]святая Богородица встретила святых отцов, когда все побежали из монастыря, оставив [его] пустым. И сказала им [Пре]святая Богородица, Матерь Божия: «Святые отцы, почему вы убежали из монастыря?». А они отвечали, говоря: «Из-за нехватки хлеба и масла и из-за множества гадов, живущих в монастыре». И сказала им [Пре]святая Богородица, Матерь Божия: «Теперь с этого момента Я стану вашим келарем. В этих местах все гады издохнут. И кто выдержит [пребывание] на этом месте до конца своей жизни - за всех вас Я буду отвечать на Страшном суде перед Сыном и Богом Моим, Господом Иисусом Христом». И то место зовётся «Явление Пречистой Богородицы». И там есть боль-

шой камень, на котором сидела Пречистая, -от него и доныне исходит благоухание. И возле этого святого камня церковь стоит.

И святые отцы с радостью повернули назад, пошли в святой монастырь Синайский, нашли большую корчагу, полную деревянного масла, переливающегося через край. И все гады издохли в том монастыре - по слову [Пре] святой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

И есть там святая церковь на святой горе Хорив во имя святого пророка Боговидца Моисея, где тот видел Господа Бога, Спаса нашего Иисуса Христа и взял скрижали, с Богом беседовал. И на середине горы Хо-ривской есть там третья церковь - во имя святого пророка Илии, а за святым престолом его церкви - место, где сидел святой пророк Илия, где ворон приносил ему хлеб в пищу. На том же месте есть церковь святого пророка Елисея. И ещё одна церковь есть, священномученика Антипы, на том же месте. Все эти церкви стоят - четыре подряд -на середине горы Хорив.

8. Церковь, где Пречистая дала свой пояс святому апостолу Фоме, и монастырь.

9. Церковь святого Георгия - монастырь.

10. Церковь Сорока мучеников - монастырь, в котором маслины и смоквы, и деревья там есть. 11. Церковь святого Анофрия, и там же - его источник. 12. Церковь святого пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня - монастырь. 13. Церковь святого мученика Пантелеймона - монастырь. 14. Церковь святых преподобных Иоакима и Анны- монастырь. 15. Святых апостолов Петра и Павла - монастырь. 16. Церковь святых бессеребреников Космы и Дамиана - монастырь. Всего же церквей в святом монастыре Синайском и за монастырём сорок.

Святой же монастырь Синайский огорожен четырьмя высокими каменными стенами. Железных ворот трое. Путь же в монастырь один. И как пройдёшь первые ворота- там широкая улица. Там же конюшня, куда ставят ослов. И все трое ворот стоят в ряд, все железные. А всего монашеских келий тысяча.

А святая великая соборная церковь Христова Преображения стоит на 12 столпах.

А с левой стороны великой церкви есть колодец с водой у каменной оградной стены, а за стеной монастырской ограды - и ещё один колодец, напротив того колодца снаружи. Из колодца выведена по трубам вода внутрь [ограды] в монастырский колодец под землёй.

Святой монастырь Синайский стоит между двух гор. А третья гора Синайская - прямо с восточной стороны, а с западной стороны - путь в монастырь. Святая же гора Синайская стоит вдали от монастыря, больше чем на два выстрела - на которой стоял святой Моисей и видел Неопалимую купину.

Когда пришёл Моисей из Египта в Аравию, он взял себе в жёны Сепфору, дочь Ра-гуила, священника мадиамского, и стал отцом двух её сыновей. Моисей пас овец и как раз пригнал овец попить воды из колодца -где сейчас стоит Синайский монастырь, около того самого колодца. Святой же Моисей стоял на горе Синайской и увидел купину, горящую в огне, но не сгорающую, и дивился чуду, и задумался про себя, и размышлял, говоря: «Что я вижу за великое видение - а посмотрю-ка я, спустившись». И когда он подошёл близко, то был ему голос ангела Божия из купины, говорящий Моисею: «Сними обувь со своих ног: место, на котором ты стоишь - святая земля». И Моисей сделал так. И увидел стоящую посреди купины Пречистую Деву Марию с простёртыми ввысь руками, держащую Младенца у своей груди - Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. И Господь сказал Моисею: «Я Бог отца твоего Авраама и Бог отца твоего Исаака, и Я Бог отца твоего Иакова. И Я не Бог мёртвых, но живых. Не бойся, подойди ближе ко Мне!» И Моисей сделал так. И сказал Господь: «Звуки плача и рыдания множества людей-израильтян дошли до Моих ушей, и не могу выносить оскорбления их египтянами. Веди же их в землю, обещанную вашим предкам». Моисей же отказывался, говоря: «Я гнусав и косноязычен и от страха бежал из Египта, ибо я убил египтянина и спрятал его [тело] в песке». Господь же сказал ему: «Не бойся, Я с тобой». И Моисей поступил так, как сказал ему Бог.

А святая купина стоит в долине, где великая соборная церковь. А за престолом великой церкви, на том святом месте, где Пречистая Дева Мария стояла посреди огненной купины, держа Господа Иисуса Христа, Сына Божия, - на том святом месте лежит камень, белый мрамор, окованный кругом медью, на котором - на меди - изображены святые пророки. А на вершине этого камня - святой престол, на котором служат святую литургию каждую субботу, вечером же поют стихиры похвалы Неопалимой купине, и каждый человек входит в ту святую церковь, сняв обувь. Если же по забывчивости войдёт в церковь не разувшись, тогда принимает епитимью три года ходить босым.

Есть купина - трава, полевой цветок, низко растёт, а есть другое [растение], растущее как толстые прутья, широкое и высокое, колючее. А мы говорим, это шиповник, а другие говорят, чертополох.

И я пробыл во святом монастыре Синайском 6 дней и только [тогда] пошёл в Раифу.

Примечания

1 Египет глазами россиян XV-XVIII веков. Сборник хожений / Сост., предисловие, послесловие, прим. и коммент. В.В. Белякова; отв. ред. Э.Е. Кормышева. М.: Институт востоковедения РАН, 2013.

2 Под Вавилоном явно имелся в виду христианский Старый Каир, известный также как Вавилон Египетский.

3 Полное собрание русских летописей. Т. 910. Патриаршая или Никоновская летопись. М., 1965. С. 68.

4 Altbauer М, Lunt H.G. An Early Slavonic Psalter from Rus. Harvard, 1978.

5 Tarnanidis I.C. The Slavonic Manuscripts Discovered in 1975 at St. Catherine's Monastery on Mount Sinai. Thessaloniki, 1988. P. 109.

6 Щапов Я.Н. Три дня в Синайском монастыре Святой Екатерины // Геннадиос. Сборник статей к 70-летию академика Г.Г. Литаврина. М., 1999. С. 287.

7 Хождение архимандрита Агрефенья // Православный палестинский сборник, 48-й выпуск. СПб., 1896. С. 2.

8 Перевод с древнерусского И.С. Юрьевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.