Научная статья на тему 'Инновация как условие формирования новой образовательной традиции'

Инновация как условие формирования новой образовательной традиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ / EDUCATIONAL INNOVATION / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / PEDAGOGICAL EXPERTISE / ULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратовская Светлана Викторовна

Статья посвящена изучению сущности образовательной инновации как условия формирования новой традиции в образовательной деятельности обучение в течение всей жизни. Автор анализирует научные основы образовательной инновации, определяет ее составляющие, актуализирует проблему педагогической экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation as a Condition of Formation of New Educational Tradition

The article is devoted to the problem of educational innovation as the a factor to create a new cultural tradition in educational activity lifelong learning. The author analyzes the scientific foundations of the educational innovation, describes its components, actualizes the problem of pedagogical expertise.

Текст научной работы на тему «Инновация как условие формирования новой образовательной традиции»

5. Тотоонова М. Х. Современные представления о моделировании в педагогике // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 404-406.

СШ

С. В. Ратовская

УДК 378.012:001.895

ИННОВАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ

становление постиндустриального общества является одной из основных особенностей современного развития. В основе общества такого типа - новая традиция в образовательной деятельности, а именно: обучение в течение всей жизни [11, с. 11]. Процесс формирования новой традиции сопровождается крупномасштабными инвертированиями в человеческие ресурсы, новыми требованиями к образовательной и профессиональной подготовке человека. В Послании заместителя генерального директора ЮНЕСКО по образованию Н. Бернетта (2010 г.) указано, что образование в интересах развития - «это не просто формальное обучение, а такое, которое включает широкий спектр образовательного опыта и образовательных программ и проходит через всю жизнь» [1, с. 9].

Условия формирования новой традиции в отечественном образовании заложены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [15]. В Федеральной целевой программе развития образования РФ на

период 2016-2020 гг. указано, что эффективное развитие российского высшего образования возможно за счет создания и распространения структурных и технологических инноваций, а именно: инновационное развитие модели деятельности вуза, кардинальное совершенствование модели обучения по программам аспирантуры и магистратуры, модернизация образовательных программ, технологий, содержания образовательного процесса на всех уровнях профессионального образования посредством внедрения новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей обучающегося, а также внедрение в профессиональную образовательную среду технологий проектного обучения; создание национально-региональной системы независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях [14, с. 5-6]. В связи с этим образовательные инновации играют важную роль в модернизации и развитии отечественной системы высшего образования.

Инновации являются сложным и многоаспектным феноменом человеческой деятельности. С философской точки зрения проблема инноваций рассматривается как проблема взаимодействия традиции и внедренного нового. С одной стороны, традиция аккумулирует в себе систему норм и ценностей, составляющих основу социума, культуры или интеллектуального направления. С другой стороны, традиция как «постоянная культура, предназначенная в своем актуальном воспроизведении для роста культуры в целом, для преодоления ее как данности, преобразования в культуре как творчества, создает новую культуру» [2, с. 188]. Традиция, выступающая формой взаимодействия настоящего и прошлого, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности, получает в инновации конкретно-историческую реализацию. Так, инновация включает в себя элементы прошлого («новое - хорошо забытое старое»), тенденции современности, несет в себе черты будущего, сохраняя в этом

случае важную для культуры преемственность.

Несмотря на то, что инновационная практика существует уже много тысячелетий, предметом специального научного исследования инновации стали лишь в ХХ столетии. Этимологически термин «инновация» восходит к латинскому слову тпоуайо, в котором префикс т имеет значение приложение, а поуайо -«деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового» [8, с. 238]. Вероятно, первоначальное значение этого слова легло в основу всех тех понятий, которые оно объединяет в современных европейских, в том числе и русском, языках и трактуется как нововведение - «новое правило, вновь установленный порядок» [9, с. 291].

В научной среде существует значительное количество определений данного термина. Подходы к его пониманию не исключают один другого, а только ставят акценты на разных проявлениях этого явления в деятельности человека. В психологическом словаре 1990 г. инновация рассматривается в контексте отличительных признаков технологического подхода: «создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике» [10, с. 139]. В экономическом словаре 2009 г. инновация рассматривается как «более качественный шаг в развитии технологии, управления, мышления, чем простое расширение или улучшение существующих методов, одна из функций предпринимательской способности» [17, с. 152]. Проведенный анализ понятия позволяет определить инновацию и как некий результат деятельности человека (новшество, крупное новшество, внедренное новшество), и как процесс деятельности - внедрение (введение новшества, акт новшества) для обеспечения определенных потребностей и интересов человека, которые не могут уже быть удовлетворены с помощью старых, традиционных средств и способов.

С конца 50-х гг. ХХ века в странах Запада и США начинают исследоваться инновационные процессы в системе образования. Возникает новая отрасль знания - образова-

тельная инноватика, а также соответствующие направления научных исследований. В Российской Федерации инновационные процессы в образовании стали предметом специального исследования с конца 90-х годов прошлого столетия. Способствовали развитию образовательной инноватики социально-экономические преобразования в обществе, усиление гуманитарного образования. Благодаря работам Е. Бондаревской, В. Краевско-го, В. Полонского, С. Полякова, В. Серикова, Н. Юсуфбековой поднята важная проблема взаимоотношения нового и традиции в образовательной деятельности.

В методологии гуманитарного управления инновациями осуществлено различение понятий «инновация в образовании» и «образовательная инновация». Основано данное различение на том, что в процессе образовательной деятельности человек в силу личных особенностей воображения, мышления, восприятия изучает новое, т. е. осуществляет инновацию, которая является особым фактором в его развитии. Она позволяет проявиться тем особенностям, которые есть у каждого, а также формирует особенности в умении, понимании, мышлении. Используя их, человек, в свою очередь, может изменить образовательную систему, которая участвовала в их формировании. Мы согласны с мнением Г. Прозумен-товой, что образовательную инновацию можно рассматривать как составляющую инноваций в образовании и характеризовать ее как «изменения, которые осуществляются через осознанную деятельность человека; когда образование становится предметом личностного участия, заботы» [16, с. 6]. По мнению автора, образовательная инновация представляет собой процесс порождения и реализации образовательной инициативы участниками совместной деятельности, становление их субъектной позиции в этой деятельности и образовании. При таких условиях результатом образования является не столько психологические новообразования, сколько становление «Я-пространства» субъекта образовательной деятельности. Внедрение образовательной инновации приводит к новому уров-

ню качества интеллектуального и психолого-социального развития личности и преподавателя, и обучающегося.

Анализ понятия «образовательная инновация» дает возможность определить его связь с рядом других: инновационный образовательный процесс, инновационное образовательное пространство, инновационная образовательная деятельность. Для полного понимания структуры образовательной инновации, ее влияния на формирование новой традиции в образовательной деятельности человека необходимо рассмотреть их сущность.

Цель инновационного образовательного процесса, по мнению Л. Витвицкой, состоит в «формировании личности, которая способна занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям - условиям неопределенности современного общества» [3, с. 5]. Соответственно, специфическое содержание инновационного образовательного процесса означает внедрение изменений в существующую систему образования, образовательный процесс, образовательные технологии с целью получения новых, более эффективных результатов образования, а именно формирование прежде создателя, а не только потребителя ранее созданных благ.

Можно выделить разные уровни инновационного образовательного пространства: федеральный, региональный, личностный. Изменения образовательного пространства в современной системе высшего образования заключаются в вариативности способов получения образовательной услуги; отсутствии монополии на образовательную услугу; возможности выбора личностью конкретного пути образования, который соответствует ее жизненным планам, способностям, физическим и финансовым возможностям. Личностный уровень или «Я-пространство» субъекта образовательной деятельности становится наиболее значимым в плане того, что обучающийся включает в поле своих интересов преподавателя с его требованиями, учитывает его позицию, мнение. Публичная позиция преподавателя во взаимодействии с обучающимся превращается в личностную позицию

последнего, формируя его «Я-образователь-ное пространство».

Размышляя об образовании, необходимо учитывать его двойственную сторону: образование является процессом развития человека и образование - это «система образовательных организаций», на что указано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [15]. В «Я-инновационном образовательном пространстве» осуществляется инновационная образовательная деятельность человека по развитию своей личности в течение всей жизни. Для удовлетворения потребности человека обучаться в течение всей жизни образовательные организации, развиваясь, формируют инновационное образовательное пространство: новые организационные формы, образовательные программы, технологии и методы обучения.

Инновационную деятельность образовательной организации высшего образования Н. Журавская исследует как систему, которая состоит из имманентных ей элементов, находящихся в непрерывном взаимодействии [6, с. 178]. Свойства системы инновационной образовательной деятельности характеризуют следующие положения:

1. Наличие собственной организации инновационной образовательной деятельности, которая проявляется во взаимодействии социальных механизмов, обеспечивающих отношения координации и субординации образующих ее компонентов. В процессе полного прохождения образовательной инновацией жизненного цикла изменяется социальная реальность, в которую включена образовательная система.

2. Обладание системными особенностями, которые формируются в определенном деятельностно -коммуникационном простр ан-стве: инновационные возможности субъектов высшей школы, их способности воспринимать инновации, инновационный потенциал.

3. Наличие определенности, целостности у системы инновационной образовательной деятельности.

Теоретический анализ исследований по проблеме изучения составляющих понятия

позволил определить, что образовательная инновация - сознательная деятельность человека по конструированию новых образовательных методов, способов, форм, технологий, внедрение их в образовательный процесс на основе переосмысления предыдущего опыта и для удовлетворения образовательных потребностей человека.

Проблема внедрения образовательных инноваций часто отождествляется с распространением передового педагогического опыта. Мы рассматриваем внедрение как особый вид соотношения теории и практики, который отличается преднамеренностью, целенаправленностью. Структура процесса внедрения включает следующие компоненты: цель, средства (различные материалы и определенные виды деятельности: изучение новых идей, разъяснение на курсах и семинарах, знакомство с опытом), результаты внедрения.

Особенностью внедрения инновации является ее цикличный характер: возникновение (старт) - быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинёрами, консерваторами, скептиками) - зрелость - освоение - диффузия (проникновение, распространение) - насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части образовательного процесса) - рутинизация (достаточно длительное использование новшества, в результате чего оно становится обычным явлением, нормой) - кризис (исчерпанность возможностей применить его в новых областях) - финиш (нововведение перестает быть таковым, заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой) [7, с. 94]. Следовательно, образовательные инновации не появляются «просто так», по субъективному желанию преподавателя, педагога. Напротив, инновации не являются только проявлением его творчества, они представляют собой результат действия объективных процессов развития образовательной системы.

Для успешного внедрения образовательных инноваций у участников образовательного процесса должна быть сформирована ориентация на инновационную деятельность:

понимание необходимости внесения новых, прогрессивных идей и приемов в процесс воспитания, обучения и развития обучающихся. Эта деятельность включает изучение и экспертную оценку существующих инноваций, принятие решений об их образовательной полезности (целесообразности и эффективности), определение направлений инновационной образовательной деятельности, конструирование инновационных педагогических инструментов (методики, средства, курсы, технологии) и их внедрение в образовательный процесс, анализ достигнутых результатов и прогнозирование развития инновационных процессов.

Немаловажным для исследования образовательных инноваций является изучения восприимчивости к ним. А. Субетто пишет о том, что «инновационная восприимчивость образовательных систем - комплексное понятие, с помощью которого раскрывается инновационная полисистемность образования, сложнейшее взаимодействие инновационных процессов, протекающих по всем целевым подсистемам и функциям (функциональным подсистемам) учебных заведений и систем образования в региональном и страновом измерениях» [13]. Выделяют пять основных этапов процесса восприятия новшества.

1. Ознакомление с новшеством (человек впервые слышит (узнает) о новшестве, но еще не готов к получению дополнительной информации).

2. Появление интереса (человек проявляет заинтересованность в новшестве, начинает искать дополнительную информацию о нем). Человек старается получить максимально возможные сведения о новшестве. Интерес заставляет человека активно искать информацию. Его личностные качества, шкала ценностей и нормы социальной ситуации будут определять, где он будет искать ее и как интерпретировать.

3. Оценивание. Человек мысленно «примеряет» новшество к своей существующей или предполагаемой ситуации, а затем решает, стоит ли опробовать данное новшество. На этом этапе заинтересованный в иннова-

ции человек ищет более специализированную информацию о новшестве.

4. Апробация. Задача этого этапа - продемонстрировать новшество напрямую; тогда как на предыдущем этапе человек только мысленно «проигрывал» эту ситуацию. Результаты этого этапа наиболее важны. В это же время может произойти отказ от новшества.

5. Окончательное восприятие. Человек окончательно решает для себя: воспринять новшество, т. е. продолжать использовать его в полном масштабе, или отказаться от него. Основная задача этого этапа - оценка результатов предыдущего этапа и принятие окончательного решения о применении новшества в будущем [12].

На основании анализа этапов внедрения образовательной инновации можно сделать вывод о том, что инновационная образовательная деятельность образовательной организации, не будучи формализованным процессом, требует учета человеческого фактора, в частности, преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее внедрения. В эту деятельность включены различные социальные группы (разработчики, потребители), каждая из которых имеет собственные мотивы, интересы, задачи, цели. Члены этих групп могут иметь свои представления, ожидания, эмоциональные переживания, связанные с возможными последствиями реализации инновации. Преодолению социально-психологических барьеров инновационной образовательной деятельности способствуют: а) учет установок, ценностных ориентаций, этических норм поведения ее участников; б) применение социально-психологических методов активного обучения участников для развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию; в) мотивация участников для работы в условиях проектирования и широкого внедрения образовательных инноваций.

В системе высшего образования далеко не всегда осуществляется полный инновационный цикл. Это имеет место и на уровне образовательной организации, и отдельных групп инициативных преподавателей.

Э. Скибицкий предлагает при исследовании изменений в образовательной организации использовать критериальный комплекс. Изменения можно охарактеризовать как образовательную инновацию, если:

- изменения проводятся на уровне образовательной организации, т. е. «единицей» изменений является вся образовательная организация, а не отдельные ее элементы; преобразуется не только собственно образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структурная система;

- изменения предполагают новый вариант решения актуальной образовательной проблемы;

- процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности;

- изменения происходят в контексте реализации разработанной модели организации образовательной деятельности обучающихся, отличной от общепринятых в большинстве других образовательных организаций;

- изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образовательной деятельности;

- изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности преподавателя;

- изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности [12].

Интересным для изучения внедрения образовательных инноваций является опыт Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский гуманитарный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте [5; 6]. При внедрении образовательных инноваций реализуются принцип постепенности как основной принцип внедрения инновации в образовательный процесс, принцип «ориентации на потребителя», чтобы не потерять тот бесценный опыт, который был накоплен образовательной организацией за время своего существования.

При внедрении образовательных инноваций невозможно все расписать детально. Мно-

гое зависит от инициативы исполнителей, а она, в свою очередь, зависит от того, в какой мере они заинтересованы во внедрении и использовании новшества. Особенность внедрения нововведений состоит в том, что они, решая одни проблемы, неизбежно порождают другие. Заменяя нечто старое, отжившее в образовании, инновации запускают механизм, который вызывает ряд изменений во всем образовательном процессе. Несогласованность может усиливать существующие, но еще неосознаваемые педагогическим сообществом противоречия. Поэтому образовательная инновация требует особых методов оценивания самой инициативы, этапов внедрения, особенностей реализации, планируемых результатов. Оценить инновацию - значит сделать вывод о вероятности получения полезного результата в случае ее реализации. Возможно, традиционные формы оценивания результатов внедрения нововведений становятся недостаточными для обеспечения потребностей и интересов обучающихся в новых условиях. Дальнейшее исследование предполагает изучение возможностей педагогической экспертизы с целью оценки современного состояния, разработки методического обеспечения и дальнейшего сопровождения инновационного развития образовательной организации, что будет способствовать более полному изучению формирования новой традиции в отечественном образовании.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению сущности образовательной инновации как условия формирования новой традиции в образовательной деятельности - обучение в течение всей жизни. Автор анализирует научные основы образовательной инновации, определяет ее составляющие, актуализирует проблему педагогической экспертизы.

Ключевые слова: образовательная инновация, традиция, образование, культура, педагогическая экспертиза.

SUMMARY

The article is devoted to the problem of educational innovation as the a factor to create a new cultural tradition in educational activity -

lifelong learning. The author analyzes the scientific foundations of the educational innovation, describes its components, actualizes the problem of pedagogical expertise.

Key words: culture, education, educational innovation, tradition, pedagogical expertise.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернетт Н. Послание заместителя генерального директора ЮНЕСКО по образованию Н. Бернетта // Вклад кафедр ЮНЕСКО в устойчивое развитие. - 2010.- № 13. -206 с.

2. Визгин В. П. Традиции и инновации: взгляд историка науки // Традиции и революции в истории науки: сб. науч. ст. / АН СССР, Ин.т философии: под ред. П. П. Гайдаенко. -М.: Наука, 1991. - С. 187-204.

3. Витвицкая Л. А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. -Оренбург, 2012. - 42 с.

4. Глузман А. В. Инклюзивное образование в структуре современного антропологического пространства // Гуманитарные науки. -2015. - № 2 (30). - С. 8-10.

5. Глузман А. В. Педагогическое образование в Республике Крым: опыт системного проектирования / А. В. Глузман, Л. И. Редь-кина, Н. А. Глузман, Н. В. Горбунова // Гуманитарные науки. - 2014. - № 2 (28). -С. 21-25.

6. Журавская Н. Т. К вопросу о системном подходе к исследованию инноваций в высшей школе // Вестник ТГПУ. - 2007. -Вып. 295. - С. 178-181.

7. Ерофеева Н. И. Управление проектами в образовании // Народное образование. -2002. - № 5. - С. 94

8. Крысин Л. Современный словарь иностранных слов. - М.: Аст-Пресс Книга, 2012. - 416 с.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. -М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и образование», 2007. - 640 с.

10. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

11. Руководство и рекомендации по переориентации педагогического образования на решение задач устойчивого развития [Образование в интересах устойчивого развития в действии. Технический документ № 2]. -ЮНЕСКО, 2005. - 79 с.

12. Скибицкий Э. Г. Комплексный подход к проектированию и внедрению целостных компьютеризированных курсов в учебный процесс // Проблемы специализированного образования. - Новосибирск: Изд-во НИИ МИОО НГУ, 1998. - Вып. 1. - С. 177-196.

13. Субетто А. И. Сочинения. Ноосфе-ризм. - Том седьмой: Системология образования и образованиеведение / под ред. Л. А. Зеленова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. - 520 с.

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. [Электронный документ]. -URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazova nie-dok.html.

15. Федеральная целевая программа развития образования РФ на 2016-2020 годы / Бюллетень Министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2015. - № 9. - С. 2-47.

16. Экспертиза образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. -Томск, 2007 - 127 с .

17. Dictionary of Economics (3 ed.). -Oxford University Press, 2009. - 323 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.