Научная статья на тему 'Инновация как экономическая категория'

Инновация как экономическая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Наталья Юрьевна

The article considers approaches existing in the economic literature to the definition of innovation as a category. The author gives his own opinion and interpretation of this problem. One could claim that innovation as a category has complex (integrated) content and reflects the results of different stages of innovative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation as an Economic Category

The article considers approaches existing in the economic literature to the definition of innovation as a category. The author gives his own opinion and interpretation of this problem. One could claim that innovation as a category has complex (integrated) content and reflects the results of different stages of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Инновация как экономическая категория»

Н. Ю. Журавлева

ИННОВАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Последние десятилетия ХХ в., особенно 90-е годы, окончательно утвердили научнотехнический прогресс в качестве важнейшего фактора экономического развития, основы конкурентоспособности фирм, отраслей, национальных экономик. Сегодня в мире отчетливо сформировалось понимание, что будущее процветание и даже выживание в глобальной экономике определяется центральной ролью нововведений, повышающих производительность труда и вложенного капитала.

В начале XXI в. мировая экономика активно пытается формировать новую парадигму научно-технического развития. Ее слагаемыми выступают: возрастающая взаимозависимость между рынками капитала и новыми технологиями, повышенный спрос на знания, усиление социальной ориентации эффективных технологий, глобальный характер создания и использования новых знаний, технологий, продуктов, услуг и др. Все это обусловливает повышенный интерес к теории инноваций, основоположником которой считается австрийский ученый Й. Шумпетер.

Теория инноваций постоянно обновляется, обогащается, что отражает сложный и многогранный процесс развития науки и техники, всей хозяйственной жизни. И вполне естественно, что в этой теории существует много спорных положений, целый ряд понятий, которые требуют уточнения, внесения большей ясности. Это, в частности, относится и к такому базовому понятию, как «инновация».

Латинское слово innovatio (обновление, улучшение) является основой английского слова innovation (инновация), имеющего в переводе на русский язык значения «нововведение, новшество». Следовательно, термин «инновация» ассоциируется прежде всего с внесением нового, внедрением последних достижений науки и техники в производство и все другие сферы жизни людей.

Несмотря на кажущуюся простоту, понятие «инновация» является весьма емким, многогранным. И в экономической литературе в настоящее время нет его единого толкова-

Наталья Юрьевна ЖУРАВЛЕВА — аспирантка кафедры экономической теории и экономической политики СПбГУ. Окончила экономический факультет СПбГУ в 2000 г. Автор 6 научных работ. Сфера научных интересов - инновационное развитие России, экономические отношения в сфере малого инновационного предпринимательства.

© Н. Ю. Журавлева, 2006

ния. Как сложная, объемная категория инновация исследуется в разных измерениях. В зависимости от объекта и предмета исследования инновация рассматривается:

- как результат (Н. Н. Молчанов, Э. А. Уткин, А. С. Кулагин, С. Д. Бешелев и др.)1;

- как изменение (Ю. В. Яковец, Л. С. Бляхман, Ф. Валента, А. И. Пригожин и др.)2;

- как процесс (Б. Твисс, Т. Брайан, В. Л. Макаров, В. Г. Медынский и др.)3.

Не вдаваясь в подробный анализ обширного множества существующих определений, попробуем сделать не столько терминологический, сколько методологический выбор в некоторых наиболее существенных определениях, относящихся к инновациям, и высказать свое понимание этой проблемы.

Прежде всего, следует отметить, что определение инноваций должно отвечать некоторым требованиям:

во-первых, быть однозначным, чтобы четко представлять объект исследования, и в то же время — достаточно широким, отражая сложность данной категории;

во-вторых, соответствовать (насколько это возможно) толкованию, принятому в международных документах;

в-третьих, отражать достигнутый уровень научно-технического прогресса, сущностные черты современной НТР.

В условиях рыночной экономики методология системного определения инноваций базируется на международных стандартах. В качестве такового, в частности, выступает так называемое «Руководство Фраскати»4. Инновация определяется в нем прежде всего как конечный результат инновационной деятельности, как прогрессивное новшество, которое проявляется либо в виде продукта, либо в виде технологических процессов, новых методов организации и управления производством. Соответственно можно говорить о продуктовых и процессных инновациях. В этих инновациях происходит материализация, воплощение в практику научных идей, открытий и изобретений, ноу-хау, информации, новых научно-исследовательских решений, моделей и других видов интеллектуального продукта.

В экономической литературе при рассмотрении инновации как результата используются и такие понятия, как «новые технологии», «наукоемкая продукция», «высокотехнологичная продукция». Это позволяет оценить результат инновационной деятельности с отраслевых позиций. Под наукоемкой продукцией понимается продукция отраслей, где отношение среднегодового объема затрат на исследования и разработки к среднегодовому объему продаж является повышенным. Таким считается отношение, превышающее 5-10%5.

Высокотехнологичная продукция — это технически сложная продукция, для производства которой используются сложные технологические процессы. Признаком сложности является то, что в этих высокотехнологичных отраслях продукция или технологические процессы основываются на результатах не только прикладных, но и фундаментальных научных исследований.

Наукоемкая продукция одновременно является и высокотехнологичной. Однако высокотехнологичная продукция вовсе не обязательно может быть одновременно и наукоемкой. Это, в частности, связано с тем, что если в отрасли в массовом порядке производится и реализуется технически сложная продукция, то отношение в ней годового объема НИОКР к объему продаж будет ниже нормативного.

Что касается понятия «новые технологии», то имеются в виду новые научно-технические результаты в сфере НИОКР в высокотехнологичных отраслях. По сути это научно-техническая продукция данных отраслей, которая посредством лицензионных согла-

шений может продаваться как новые технологии. Эта продукция является и высокотехнологичной, и наукоемкой.

Таким образом, можно считать, что наукоемкая и высокотехнологичная продукция, новые технологии являются разновидностями инновации, рассматриваемой как результат.

Для характеристики инновации как результата очень важным является оценка ее новизны. Такая оценка дается на основе различных критериев: уровня новизны или радикальности (эпохальные, базисные, улучшающие и другие инновации), типа или масштаба новизны. В последнем случае новизна продуктов и процессов рассматривается на разных уровнях: исходя из территориального охвата рынка — продукты и процессы, новые для мирового рынка, новые для национального, регионального и других рынков; с точки зрения различий в объектах управления — продукты и процессы, новые для отрасли, новые для фирмы.

Так, фирмы, осуществляющие активную инновационную деятельность, но использующие по ряду соображений оборонительную инновационную стратегию, создают продукты и процессы, которые являются новыми для них, но не для отрасли и конкретного рынка.

Определение инновации только как продуктового и процессного результата является еще недостаточным для раскрытия многоуровневой сущности этой категории. Необходимо учитывать и тот факт, что в рыночной экономике нововведение должно быть обеспечено платежеспособным спросом, т. е. оно выходит на рынок, принимая товарную форму, и реализуется там потребителям. Именно на рынке происходит процесс коммерциализации результатов научно-технической деятельности, который в экономике постиндустриального общества становится все более масштабным.

Коммерческий аспект позволяет определить инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Как отмечает Ф. Янсен, «инновации — это одновременное проявление двух миров, а именно мира техники и мира бизнеса... Только тогда, когда к новшествам подключается бизнес, они становятся инновациями» 6, а неотъемлемой частью бизнеса, как известно, является обмен, акт купли-продажи.

В экономической науке инновации рассматриваются и как изменение. Именно так определил инновацию Й. Шумпетер. Он выделяет, как известно, пять типичных изменений, связанных с использованием новой техники и технологии, с применением нового сырья, с внедрением новых способов организации производства, с появлением новых потребительских товаров и рынков сбыта продукции7.

В результате такого рода прогрессивных изменений, связанных прежде всего с факторами производства, происходит количественное и качественное совершенствование производственной системы, перевод ее в новое, более высокое состояние.

В рыночном хозяйстве совершенствование производственной системы направлено на получение большей выгоды, максимального эффекта. Этот эффект может быть техническим, экономическим, социальным и т. д. Экономический эффект на микроуровне выражается в экономии затрат живого и овеществленного труда на производство продукции, в получении добавочной прибыли как главной цели предпринимательской деятельности. Таким образом, инновация — это обязательно рентабельное новшество, которое приносит прибыль.

Особым видом эффекта от внедрения инновации является повышение конкурентоспособности на всех уровнях: отдельный товар, фирма, регион, отрасль, национальная экономика в целом. Значение этого вида эффекта в связи с резко обостряющейся конкуренцией на мировых рынках постоянно увеличивается. Конкурентные преимущества за-

висят от многих факторов — это новые технологии, новые методы организации и управления производством, появление новых сегментов рынка, снижение стоимости производимой продукции и др.

Некоторые авторы считают, что инновации следует рассматривать и в динамическом аспекте, т. е. как процесс получения нового хозяйственного результата. Например, Б. Твисс определяет научно-технические нововведения «как процесс преобразования. как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание»8, соответственно включая в этот процесс стадии НИОКР, проектирования, распространения новшеств и т. д.

Представляется, что данный подход является неправомерным, ибо он слишком расширяет понятие «инновация». В этом случае в инновацию включаются стадии, которые собственно к ней не относятся, а относятся к инновационной деятельности как к процессу. Ведь инновационная деятельность обычно определяется (в частности, и в «Руководстве Фраскати») как комплекс работ и мероприятий по созданию, распространению (диффузии) и использованию новых или усовершенствованных продуктов и технологий, а также методов организации производства и управления. Если считать, что инновация есть процесс, связанный с получением результата, то понятия «инновация» и «инновационная деятельность» становятся тождественными, что противоречит логике.

Конечно, инновация связана со всеми стадиями инновационной деятельности, но как таковые эти стадии не входят в понятие «инновация». Правильнее считать, что в это понятие входят лишь результаты данных стадий. Поэтому инновацию следует определить как совокупность постадийных результатов, обобщающий результат всей инновационной деятельности.

Итак, инновация как экономическая категория может быть охарактеризована в следующих аспектах:

♦ во-первых, как результат стадии создания, в рамках которой происходит материализация, воплощение в практику новых идей, открытий и изобретений, новых научных решений, патентов, информации и других интеллектуальных новшеств. Этот результат обычно проявляется в виде продукта или процесса;

♦ во-вторых, как новшество, способное удовлетворять рыночный спрос, т. е. обладающее коммерческой реализуемостью. В этом случае новшество принимает товарную форму и соответственно выступает как товар на рынке инноваций, где и происходит коммерциализация новшеств. Здесь инновация выступает как результат стадии распространения (диффузии) новшеств;

♦ в-третьих, как фактор производственного процесса, постоянно возобновляемый и по сути неисчерпаемый. Это находит свое выражение во внедрении новой техники и технологии, в изменении организационных структур, методов управления и т. д. В результате использования прогрессивных новшеств производственная система переходит на новый, более высокий уровень, повышает эффективность своего функционирования;

♦ в-четвертых, как эффект вследствие использования нововведений. Эффект может быть самый различный: технический, социальный, экономический и т. д. Экономический эффект на микроуровне проявляется в добавочной прибыли, что способствует дальнейшей капитализации. Особым родом экономического эффекта являются конкурентные преимущества, получаемые в результате внедрения новшеств. На макроуровне экономический эффект выражается прежде всего в достижении основной цели общества — повышении качества жизни нации в целом.

Сущность инновации как экономической категории проявляется во всех отмеченных чертах, но наиболее глубинный сущностный признак, по нашему мнению, связан с получением эффекта, с реализацией целевой функции на всех уровнях.

1 Молчанов Н. Н. Инновационный процесс. СПб., 1995.

2 Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. М., 2004.

3 Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. М., 2004.

4 Документ был принят Организацией экономического сотрудничества и развития в 1963 г. в итальянском городе Фраскати. Положения «Руководства Фраскати» периодически уточняются, последняя редакция принята в 1993 г. (www.nv-innovations.ru).

5 Валдайцев С. В. Антикризисное управление на основе инноваций. М., 2005. С. 199.

6 Янсен Ф. Эпоха инноваций. М., 2002. С. 4.

7 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 33.

8 Твисс ^.Управление научно-техническими нововведениями. М., 1989. С. 33, 36.

Статья поступила в редакцию 28 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.