Научная статья на тему 'Инновационный территориальный фармацевтический кластер Иркутской области: проблемы подготовки кадров'

Инновационный территориальный фармацевтический кластер Иркутской области: проблемы подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
182
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ПРОИЗВОДСТВО ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PHARMACEUTICAL CLUSTER / PRODUCTION OF MEDICINES / TRAINING / ELEARNING

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ковальская Галина Николаевна, Алферова Марина Алексеевна

В связи с переходом на инновационную модель развития фармацевтическая отрасль России нуждается в хорошо подготовленных кадрах, способных решать широкий круг задач. Авторами статьи обсуждается проблема подготовки кадров для территориального фармацевтического кластера Иркутской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ковальская Галина Николаевна, Алферова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF EFFICIENCY AND SAFETY OF MEDICINES USED IN THE TREATMENT OF ISCHEMIC HEART DISEASE

In connection with the transition to innovative model of development of pharmaceutical industry in Russia needs a well-trained staff, able to solve a wide range of tasks. The authors of the article discusses the problem of training for territorial pharmaceutical cluster in the Irkutsk region

Текст научной работы на тему «Инновационный территориальный фармацевтический кластер Иркутской области: проблемы подготовки кадров»

13. Hill A., Pozniak A. Нормальная продолжительность жизни, несмотря на ВИЧ-инфекцию. // AIDS. — 2010; 24: 1583-84.

14. May M., Sterne J. A., Sabin C., et al. Prognosis of HIV-1-infected patients up to 5 years after initiation of HAART:

collaborative analysis of prospective studies // AIDS. — 2007; 21: 1185-97.

15. Rodríguez B., Sethi A.K., Cheruvu V.K., et al. HIV RNA level and CD4 cell decline. // JAMA. — 2006; 296; 12: 1505.

REFERENCES

1. Ivanova E.S., Shapiro A.B., Martsenyuk M.V., Luzin P.M., Nikolenko N.N. Commitment chemoprophylaxis in HIV-infected pregnant women// Russian journal "AIDS, Cancer and Public Health". — 2007; 1: 65-7.

2. Larin A.B., Tukov Y.A. Influence of medical and social status of people living with HIV in the Chelyabinsk region on adherence. — Social aspects of public health. — №6 (22), 2011. (hptt: //vestnik.mednet.ru).

3. Guidelines Health Ministry №5951-PX on August 6, 2007 "Monitoring of drug therapy in patients with HIV infection".

4. Pavlenok P.D., ed. Basics of Social Work//A Textbook. — INFRA-M.; 1999. — P. 368.

5. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of 13 February 2012. №16 «On urgent measures to combat the spread of HIV infection in the Russian Federation".

6. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 27, 2004. №856 «On approval of rules providing free medicines for the treatment of HIV infection in an outpatient setting in federal specialized medical institutions".

7. Russian Federation Government Resolution dated November 13, 2001 N 790 "On the federal targeted program" Prevention and control of social diseases (2002-2006) ".

8. Russian Federation Government Resolution dated May 10,

2007 N 280 "On the federal targeted program" Prevention and control of social diseases (2007-2012)".

9. Tukov Y.A. Medical and social aspects of the prevalence of secondary disease in HIV-infected and economic substantiation of the need for their drug provision:Thesis PhD. — Orenburg, 2012. — 21 p. (in Russian)

10. Federal Law №38-FZ of the Russian Federation on March 30, 1995 "On prevention of the spread in the Russian Federation of disease caused by the human immunodeficiency virus (HIV)".

11. Hepfner K. AIDS — Biomedical and social aspects of the disease. — M., Medicine, 1992. — P. 96.

12. EggerM., May M., Chene G., et al. Prognosis of HIV-1-infected hatients staring highly active antiretroviral therapy: a collaborative analysis of prospective studies//Lancet. — 2002; 360: 119-29.

13. Hill A., Pozniak A. The normal lifespan despite HIV // AIDS. — 2010; 24: 1583-84.

14. May M., Sterne J. A., Sabin C., et al. Prognosis of HIV-infected patients up to 5 years after initiation of HAART: collaborative analysis of prospective studies//AIDS. — 2007; 21: 1185-97.

15. Rodriguez, Boswell, Bangsberg, Whalen, Sieg, Deeks, Lederman. HIV RNA level and CD4 cell decline//JAMA. — 2006; 296; 12: 1505.

Информация об авторах: Ростова Наталья Борисовна — профессор кафедры управления и экономики фармации ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России, д.ф.н., e-mail: N-Rostova@mail.ru; Иванова Эльвира Сергеевна — заведующий отделом лечебной помощи, к.м.н.; Иванова Юлия Николаевна, аспирант кафедры; Киселева Ольга Васильевна — аспирант кафедры.

Information about the authors: Natalya Rostova Borisovna — Professor of the Department of Management and Economics Pharmacy Medical University, PhD, DSc in Pharmacy, e-mail: N-Rostova@mail.ru; Ivanova Elvira S. — head of the department of medical care, MD, PhD; Ivanova Julia N. — graduate student; Olga Kiseleva — graduate student.

© КОВАЛЬСКАЯ Г.Н., АЛФЕРОВА М.А. — 2015 УДК 614.2:615.1 (571.53)

ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ:

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Галина Николаевна Ковальская, Марина Алексеевна Алферова (Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра фармации, зав. — д.ф.н., проф. Г.Н. Ковальская, кафедра педагогических и информационных технологий, зав. — к.г-м.н., доц. И.М. Михалевич)

Резюме. В связи с переходом на инновационную модель развития фармацевтическая отрасль России нуждается в хорошо подготовленных кадрах, способных решать широкий круг задач. Авторами статьи обсуждается проблема подготовки кадров для территориального фармацевтического кластера Иркутской области.

Ключевые слова: фармацевтический кластер, производство лекарственных препаратов, подготовка кадров, дистанционное обучение.

THE ISSUES OF EFFICIENCY AND SAFETY OF MEDICINES USED IN THE TREATMENT OF ISCHEMIC HEART DISEASE

G.N. Kovalskaya, M.A. Alferova (Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, Russia)

Summary. In connection with the transition to innovative model of development of pharmaceutical industry in Russia needs a well-trained staff, able to solve a wide range of tasks. The authors of the article discusses the problem of training for territorial pharmaceutical cluster in the Irkutsk region.

Key words: pharmaceutical cluster, the production of medicines, training, e-learning.

Современное состояние фармацевтической отрасли России характеризуется рядом системно обусловленных проблем: неспособность обеспечивать население основной номенклатурой лекарственных препаратов, весь цикл которых находился бы на территории страны; низкий уровень инноваций и технологий, используемых при разработке и производстве лекар-

ственных препаратов: низкий уровень обеспечения лекарственной безопасности страны, в т.ч. Вооруженных Сил, по номенклатуре лекарственных препаратов, используемых в военное время для оказания медицинской помощи. Среди основных причин — дефицит высококвалифицированных кадров для фармацевтической отрасли [1].

Задача подготовки и переподготовки специалистов для разработки и производства лекарственных средств обозначена в стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 г. «Фарма 2020» как одна из главных и увязана с целями перехода отрасли на инновационную модель развития. Согласно принятой стратегии потребность в высококвалифицированных кадрах, необходимых для реализации инновационного сценария развития фармацевтической отрасли, покрыта только на 10%.

Разрешение данного противоречия лежит в создании эффективных механизмов взаимодействия между образовательным сообществом и работодателем, т.е. о целой системе мер, начиная с отбора профессионально ориентированных абитуриентов до работы с выпускниками, давно закончившими вуз.

В принятой федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период с 2011 до 2020 года и дальнейшую перспективу» в качестве одного из показателей социально-экономической эффективности ее реализации фигурирует создание 10 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест (исследователей-химиков и биологов, специалистов по доклиническим и клиническим испытаниям, промышленных технологов, менеджеров инновационной и научной сферы) [3,4].

От вузов требуются значительные усилия для обеспечения кадрами вновь создаваемых предприятий и исследовательской инфраструктуры. Кластерный подход, заложенный в программные документы развития фармацевтической отрасли, является наиболее эффективным способом преодоления кадровых рисков. Об этом свидетельствует тот факт, что фармацевтические кластеры наиболее активно развиваются в тех регионах, где имеется развитая образовательная и исследовательская инфраструктура [1,2,5].

В 2014 г. активно начал работать инновационный территориальный фармацевтический кластер Иркутской области, в состав которого вошли 23 участника. Это, в первую очередь, разработчики (ФГБУН «Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского» СО РАН, ФГБУН «Сибирский институт физиологии и биохимии растений» СО РАН, НИИ биологии ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» и др.) и производители (ОАО «Фармасинтез», Иркутский филиал ФГУП «НПО «Микроген» МЗ РФ, ОАО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод», ЗАО «Тайга-продукт» и др.) лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище. В состав кластера вошли и организации, занимающиеся подготовкой и дополнительным профессиональным образованием фармацевтических кадров: Иркутский государственный медицинский университет и Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования.

На первом этапе роль этих организаций в основном сводится к проведению круглых столов, обучающих семинаров и циклов тематического усовершенствования для специалистов — участников фармацевтического кластера. В процессе проведенного анкетирования участников были определены наиболее востребованные направления и тематика образовательных мероприятий, включенных в программу развития кластера на 2014-2015 гг .

В настоящее время на кафедре фармации Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования прошли обучение более 300 специалистов по следующим темам: «Методика организации и проведения клинических исследований лекарственных средств — стандарт GCP», «Современное производство лекарственных средств. Оригинальные и дженериче-ские лекарственные средства», «Фармацевтический маркетинг. Построение и развитие фармацевтического продукта», «Система контроля качества лекарственных средств в России. Правила надлежащего производства лекарственных средств — стандарт GMP», «Управление

качеством лекарственных средств. Сертификация продукции», «Биологически активные добавки к пище в системе мероприятий по реализации государственной политики в области здорового питания». В процессе обучения были использованы как традиционные, так и современные технологии профессионального образования — вебинары.

Для дистанционного обучения в академии используется информационно-образовательная среда, которая представляет собой комплекс программных средств, позволяющих планировать, проектировать, реализо-вывать, контролировать учебный процесс и управлять им. Это среда дистанционного обучения I'Logos, автоматизированная информационная система (АИС) академии, платформа организации и реализации вебина-ров Mirapolis Virtual Room. Освоение учебных модулей слушателями реализуется в среде ДО I'Logos по предоставляемому на период обучения индивидуальному доступу. Среда содержит наборы инструментов не только обучающегося, но и преподавателя для текущего контроля им за работой слушателя: план работы, календарь выполнения работ, мониторинг времени и количества обращений к модулям, протоколы тестирования; систему связи и организации коллективной работы. Списки учебных групп для работы в среде дистанционного обучения конвертируются из автоматизированной информационной системы академии, а в обратном направлении могут быть перенесены оценки из протоколов дистанционного обучения.

Преподаватели кафедры фармации первыми в академии освоили и теперь активно наряду с of-line технологиями работы с модулями дистанционного обучения используют еще одну новацию организации занятия на дистанции, но уже в режиме of-line, — вебинары. Организация каждого нового вебинара от преподавателей потребовала более глубокого освоения программного функционала Mirapolis Virtual Room, так как каждое учебное мероприятие на площадке было уникальным либо в плане количества участников, либо выбора методики организации занятия и предоставления учебных ресурсов, либо различия контингента.

Откликаясь на неординарные запросы, связанные с повышением квалификации фармацевтических специалистов кафедра фармации всякий раз, учитывая особенности каждого, выстраивает новую модель организации учебного процесса. Наиболее показательной в этом плане оказалась модель обучения специалистов, работающих на фармацевтических предприятиях Иркутской области в рамках инновационного фармацевтического кластера. Инженерный контингент на кафедре еще не обучался, поэтому задача разработки цикла и учебной программы «Правила производства и контроля качества лекарственных средств в Российской Федерации (стандарт GMP)» оказалась крайне непростой. Учебная программа была определена как цикл тематического усовершенствования по вопросам надлежащего производства лекарственных средств. Содержание программы было наполнено ве-бинарами, электронными модулями для самостоятельного изучения, контрольными тестами. Вся подготовка к циклу заняла около месяца. Контроль за обучением осуществлялся в среде дистанционного обучения I'Logos, итоговый контроль знаний проводился в той же программной среде, но в режиме on-line. Анализ оценок освоения модулей (средний результат 88,9%) и итогового тестирования (90,3%) показал, что педагогическая эффективность в дистанционном обучении может сравниться с уровнем усвоения знаний в очном учебном процессе.

Конечно, такие высокие результаты напрямую связаны с четким проектированием процесса, правильно выбранной смешанной формой обучения, разнообразием методов и средств организации занятий, согласованностью с заказчиком. В качестве обучения специалистов были заинтересованы обе стороны: и заказчик и

исполнитель; поэтому контроль за процессом был двухсторонний. Кафедра фармации работала в постоянной связи с корпорацией, оперативно координируя учебную деятельность слушателей.

Таким образом, сделан первый и важный шаг в решении проблем подготовки кадров для фармацевтической отрасли в рамках территориального кластера Иркутской области.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

Работа поступила в редакцию: 09.06.2015 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послевузовское фармобразование: потребности и реалии. — [Электронный ресурс] URL: http://www.rosapteki.ru/ learning

2. Болл С.В., Иванов С.В. Особенности формирования фармацевтических кластеров в России. — [Электронный ресурс]. URL: http://farmbiotex.ru/files/expert_opinion/farm.klaster.book. pdf

3. Воронцова Н.А. Перспективы формирования фармацевтического кластера в Иркутской области // Известия ИГЭА. —

2011. — Т. 77. №3. — С. 72-75.

4. Ковальская Г.Н., Михалевич Е.Н. Правила производства и контроля качества лекарственных средств в Российской Федерации (стандарт GMP): пособие для провизоров. — 2-е изд. перераб. и доп. — Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2015. — 112 с.

5. Наркевич И.А., Трофимова Е.О. Перспективы обеспечения фармацевтической промышленности кадрами нового типа //Ремедиум. — 2011. — №6. — С. 68-73.

REFERENSES

1. Postgraduate farmobrazovanii: needs and realities. — URL: http://www.rosapteki.ru/learning (in Russian)

2. BollS.V., IvanovS.V. Features of formation of pharmaceutical clusters in Russia. — URL: http://farmbiotex.ru/files/expert_ opinion/farm.klaster.book.pdf (in Russian)

3. Vorontsova N. A. Prospects of formation of a pharmaceutical cluster in the Irkutsk region // Izvestiya Irkutskoy Gosudarstvennoj Ekonomicheskoj Akademii. — 2011. — Vol. 77. №3. — P. 72-75.

(in Russian)

4. Kovalskaya G.N., Mikhalevich E.N. Rules of production and quality control of medicines in the Russian Federation (GMP standard). — Irkutsk: RIO SEI DPO IGMAPO, 2015. — 112 p. (in Russian)

5. Narkevich I. A., Trofimova E. O. prospects of providing pharmaceutical industry with staff of the new type // Remedium. — 2011. — №6. — P. 68-73. (in Russian)

Информация об авторах: Ковальская Галина Николаевна, д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой фармации Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, e-mail: kovalskaya_gn@mail.ru; Алферова Марина Алексеевна — старший преподаватель кафедры педагогических и информационных технологий Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, 664079 г. Иркутск, м-н Юбилейный, 100, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, кафедра фармации, тел. (3952) 46-96-62, e-mail: Alfjorova@mail.ru

Information About the Authors: Kovalskaya Galina Nikolaevna — The Leader of Pharmacy Department, PharmDr, professor, e-mail: kovalskaya_gn@mail.ru; Alferova Marina Alekseevna — senior lecturer, Department of pedagogical and information technologies, Irkutsk state medical Academy of postgraduate education, 664079 Irkutsk, m-n Jubilee, 100, Irkutsk state medical Academy of postgraduate education, Department of pharmacy, phone: (3952) 46-96-62,

e-mail: Alfjorova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.