Научная статья на тему 'Инновационный путь белорусского автомобилестроения'

Инновационный путь белорусского автомобилестроения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гусакова Наталья

Машиностроительный комплекс занимает важнейшее место в структуре экономики нашей страны. О том, что необходимо для его успешного инновационного развития, а также повышения конкурентоспособности продукции отечественного автопрома, интервью с генеральным директором Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси, генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь академиком Михаилом ВЫСОЦКИМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative way of the Belarusian automobile

The machine building complex is the most important place in the structure of our economy. What is necessary for successful innovation development and increase of competitiveness of production of domestic car industry, interview with the General Director of the joint Institute of mechanical engineering of the National Academy of Sciences of Belarus, General designer on automotive techniques of the Republic of Belarus, academician Mikhail VYSOTSKY.

Текст научной работы на тему «Инновационный путь белорусского автомобилестроения»

Инновационный путь белорусского автомобилестроения

Машиностроительный комплекс занимает важнейшее место в структуре экономики нашей страны. О том, что необходимо для его успешного инновационного развития, а также повышения конкурентоспособности продукции отечественного автопрома, — интервью с генеральным директором Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси, генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь академиком Михаилом ВыСОЦКИМ.

— Михаил Степанович, в 2006— 2010 гг. на базе Института машиностроения реализовывался комплекс целевых научно-технических программ. Достигнута ли главная задача по созданию и освоению производства в республике новых поколений техники на базе высоких технологий?

— Во многом возрождение и положительная динамика развития отечественного машиностроения обязаны научным разработкам в рамках Государственной научно-технической программы «Машиностроение». Каков результат? С участием 12 научных организаций НАН Беларуси, пяти университетов Минобразования,

конструкторских коллективов ведущих объединений Минпрома предприятиями освоено более 100 видов новых базовых моделей техники. Она составляет основу ассортимента крупнейших предприятий отечественного машиностроения. Наша главная цель — обеспечить их устойчивое развитие путем постоянного обновления

Седельный тягач МАЗ-6430А9

Седельный тягач МАЗ-5440А9

Контейнерный автомобиль-щеповоз на базе МАЗ-6501А3

модельного ряда выпускаемой техники и технологий ее проектирования и производства.

Много принципиально новой экспор-тоориентированной и импортозамещающей мобильной техники создано в рамках программ «Механика» и «Машиностроение». По заданиям последней выпущено большинство моделей автобусов марки МАЗ. В 1998-2003 гг. сошли с конвейеров автобусы первого поколения: городской МАЗ-103, городской сочлененный МАЗ-105, пригородный МАЗ-104С, междугородный МАЗ-152. Их промышленный выпуск позволил быстро обновить устаревший парк, основу которого составляли «Икарусы» и ЛАЗы, тем самым улучшив качество жизни людей за счет повышения безопасности и комфортабельности пассажирских перевозок.

В 2004—2008 гг. благодаря широкому внедрению компьютерных технологий была успешно реализована задача увеличения наукоемкости продукции. В этот период начались разработки семейства седельных автопоездов среднетоннажного класса грузоподъемностью до 12,5 т для пригородных, региональных и междугородных перевозок, супернизкопольного городского автобуса второго поколения МАЗ-203, низкопольного городского автобуса второго поколения средней пассажи-ровместимости МАЗ-206, автопоездов нового поколения повышенной грузовместимости для международных

и междугородних перевозок и т.д. Следует отметить, что вся техника соответствует нормам по экологии Евро-3, 4, 5.

Широкая гамма карьерной и горнодобывающей техники освоена на Белорусском автомобильном заводе. Создан карьерный самосвал грузоподъемностью 360 т, который был продемонстрирован в сентябре минувшего года. Вся новая техника создается с учетом мировых тенденций.

— И каковы же они на сегодняшний день?

— Они характеризуются следующими направлениями. Первое — массовое использование автоматизированного и компьютеризированного технологического оборудования, скомпонованного по типу легко переналаживаемых гибких производственных систем. Второе

— крупномасштабный переход на выпуск машин модульной комплектации с применением типоразмерных компонентов массового производства. Третье — выпуск наукоемкой, «электронно-комплектованной», продукции — одно из обязательных слагаемых конкурен-

тоспособности мобильной техники на внешних рынках, особенно западных, а по мере роста количества закупаемой импортной техники — и на внутренних. Четвертое — новые конструкционные и инструментальные материалы и ресурсосберегающие технологии формообразования деталей.

Нельзя не отметить быстрое возрастание наукоемкости продукции и соответствующих затрат на научно-исследовательские, опытно-

конструкторские и технологические работы, которые становятся затруднительными и даже «неподъемными» для компаний-одиночек. Налицо также углубление мировой специализации и кооперации, которое более всего проявляется именно в области компонентов и выражается, с одной стороны, в увеличении доли покупных деталей в готовом изделии, с другой — в укреплении и доминировании узкого круга компаний-гигантов на рынках ключевых компонентов. Решающая роль в революционном преобразовании конечных видов продукции, технологий и производств принадлежит именно им. Обладая высокой степенью уни-

«ДОБИТЬСЯ УСПЕХА МОЖНО ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В НАУКЕ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТЕ И ЛОГИСТИКЕ»

Автомобиль-самосвал МАЗ-5550V5

Бортовой автомобиль МАЗ-534019

Автопоезд в составе бортового автомобиля МАЗ-530905

ТЕХНИКА, СОЗДАННАя В РАМКАХ ГП «МАШИНОСТРОЕНИЕ»:

фикации, они обеспечивают непрерывное расширение функций и рост технико-экономических показателей новых поколений машин и оборудования. Именно такие динамичные изменения имеют место в области ключевых и технически сложных автомобильных комплексов — двигателей, приводов, электронных систем управления, контроля и диагностики, а также систем безопасности и подрессоривания. К сожалению, мы несколько отстаем по этим компонентам по сравнению с передовыми достижениями развитых стран.

— В чем причина? Какие проблемы в области отечественного машиностроения в связи с этим нужно решить?

— Прежде всего необходимо освоить отечественное производство двигателей особо большой мощности — в диапазоне 400—600 л.с. и более. В них остро нуждаются заводы страны. Современный двигатель — «сердце» любой машины и в то же время самый высокотехнологичный ее компонент. Как правило, интегрированные системы управления «завязаны» на электронике. Но здесь мы пока не располагаем достаточным научным заделом для мгновенной ликвидации технического отставания от лучших достижений. Конкретные шаги для активизации совместных работ предпринимаются, но быстро и в соответствии с требованиями рынка существующий пробел может быть устранен только путем создания иностранного или совместного предприятия на территории нашей страны с участием лидеров мирового дизелестроения.

Не менее актуален вопрос оснащения машин отечественной электроникой. Известно, что наиболее продвинутые, «наукоемкие» компоненты

имеют в качестве основной составляющей электронные системы управления, без которых их функционирование просто невозможно. Поэтому производство бортовых электронных систем динамично развивается, а их доля в стоимости машины достигает 10—15%, и по прогнозам, вскоре эта цифра вырастет до 30%. Автомобиль все больше превращается в некую «электронную платформу», в рамках которой все системы образуют гибкую сетевую структуру.

— Ведутся ли подобные работы в вашем институте?

— Да. Мы создаем бортовые электронные системы, обеспечивающие расширенный информационный обмен, комплексы инструментальных средств и методов проектирования и программной поддержки интеллектуального управления систем активной безопасности, а также электронно-гидравлические системы управления навесными орудиями энергонасыщенных тракторов МТЗ.

— В сотрудничестве с МАЗом успешно реализован инновационный проект — созданный вами многозвенный магистральный автопоезд. Какие интересные решения были привлечены к его созданию? Позволяют ли они говорить о новом уровне безопасности, комфорта и экологично-сти машин?

— это не просто новинка, а образец принципиально нового класса техники для перевозки различных видов грузов. Его преимущества очевидны, а потому автопоезд получил одобрение Министерства транспорта и коммуникаций и Ассоциации БАМАП. При его разработке использованы самые современные технические решения, материалы и компоненты, включая разнесенную

14

НАУКА И ИННОВАЦИИ №2(96)_2011

гибридную силовую установку, встроенный индивидуальный электропривод колес, электронные системы автоматизированного управления согласованного криволинейного движения звеньев, автоматическое регулирование длины сцепки и другие решения. В этой связи многозвенный автопоезд — своеобразный полигон для отработки новых подходов к созданию транспортных средств, внедрения инновационных решений, которые в дальнейшем могут применяться на всех автопоездах. В 2009 г. МАЗом изготовлен экспериментальный образец многозвенного автопоезда, который успешно прошел комплекс испытаний на Республиканском автополигоне. В мае 2010 г. с участием Министерства транспорта и коммуникаций, ГАИ МВД Республики Беларусь, ООО «Белинтер-транс» успешно проведены пробе-говые испытания машины на трассе Брест — Москва.

Беларусь, как транзитная страна, должна производить принципиально новые образцы автомобилей для трансконтинентальных перевозок по транспортному коридору «Запад — Восток» от Бреста до Пекина и Токио.

— Использование многозвенных автопоездов потребует и новых подходов к планированию перевозок. Что делается в данном направлении в институте?

— Для научного обеспечения логистических систем, которые во многом определяют эффективность использования транспорта, в институте совместно с ООО «Белинтертранс» создан Научно-технический центр магистрального автомобилестроения и логистики. Он призван проводить научные исследования и испытания магистральной автотехники, разра-

батывать логистические системы и схемы по доставке грузов, автоматизированные системы контроля и управления автомагистральными грузовыми потоками по территории республики и т.д.

— Ввод в эксплуатацию Республиканского полигона для исследований, испытаний и сертификации мобильных машин и комплексной техники стал заметным событием для страны. В чем уникальность данного сооружения в плане проектировочного, технического и строительного решений?

— Среди основных направлений деятельности Республиканского полигона — исследования и испытания опытных образцов и серийно выпускаемой техники, презентация новых моделей автомобилей отечественного и зарубежного производства и т.д.

Длина динамометрической дороги — 3382,8 м, ширина проезжей части — 10 м. Асфальтобетонное покрытие — единственное в своем роде на всей европейской части Евразийского континента — позволяет проводить испытания транспортных средств с осевой нагрузкой до 20 т, что уникально для такого рода сооружений. Дорога является многофункциональной. Для проведения акустических исследований в конструкцию дорожной одежды встроен участок с покрытием из малошумного асфальтобетона. Для оценки эффективности торможения встроена площадка протяженностью 250 м с основанием из монолитного железобетона в виде неразрезных плит с покрытием из специальной базальтовой плитки, допускающим осевую нагрузку до 20 т. Для исследования работоспособности стояночных тормозных систем предусмотрены съезды с уклонами 8, 12 и 18%. Это позволяет проводить практически

Исследования маневренности

№2(96)_2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ

15

весь спектр испытаний транспортных средств по их важнейшим параметрам и показателям — тормозным, экологическим, топливной экономичности, устойчивости, управляемости и т.п. — на сравнительно небольшой площади, в то время как на полигонах в других странах для этих целей оборудованы отдельные площадки.

На динамометрической дороге можно испытывать широкий спектр авто

— от мототехники до тяжелых грузовиков, автобусов, троллейбусов и спецтехники.

В настоящее время завершено сооружение 2-й очереди полигона — лабораторного корпуса и вспомогательных помещений. Планируется проектирование и строительство 3-й очереди — скоростной кольцевой дороги, спортивных трасс, различных спецучастков.

— Каковы направления в области научного сопровождения машиностроения вы считаете наиболее перспективными?

— Как я уже сказал в начале года в интервью газете «Веды», дальнейшее инновационное развитие белорусского машиностроения заключается в практической реализации научно-технических разработок и новых знаний, полученных при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках государственных научных и научно-технических программ, в новых конкурентоспособных машинах. Добиться успеха можно только при условии эффективного взаимодействия специалистов науки, промышленности, транспорта и логистики. Именно такая консолидация научно-технического потенциала способна обеспечить интенсивное инновационное развитие многих отраслей в этом веке.

Наталья ГУСАКОВА

Николай Сарвиров

начальник Центра научно-технической информации Белорусской железной дороги

Новый формат

пассажирских

перевозок

Ежедневно сотни тысяч людей совершают деловые, рекреационно-туристические поездки, пользуясь услугами железнодорожного транспорта. Мониторинг мнений пассажиров свидетельствует о том, что перемещение за минимальный промежуток времени, точно в срок и «от двери до двери» в современном ритме жизни имеет особое значение. Определяющие факторы при этом — цена, комфорт, время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.