Научная статья на тему 'Инновационный процесс в новой экономике'

Инновационный процесс в новой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / НОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сомонова Н.С.

рассмотрена специфика новой экономики. Проанализирована эволюция инновационного процесса и представлены его особенности в современных условиях. Предложена новая модель осуществления инновационного процесса на промышленном предприятии, основанная на системе управления знаниями и учитывающая концепцию устойчивого развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный процесс в новой экономике»

Н.С. Сомонова

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ INNOVATION PROCESS IN THE NEW ECONOMY

Аннотация: рассмотрена специфика новой экономики. Проанализирована эволюция инновационного процесса и представлены его особенности в современных условиях. Предложена новая модель осуществления инновационного процесса на промышленном предприятии, основанная на системе управления знаниями и учитывающая концепцию устойчивого развития.

Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, управление знаниями, экономика знаний, новая экономика, инновационная экономика, устойчивое развитие.

Abstract: the article describes the specifics of the new economy. The evolution of the innovation process is analyzed and its features in the contemporary conditions are introduced. It proposes a new model of the innovation process at the industrial enterprise which based on the system of knowledge management and consider the concept of sustainable development.

Keywords: innovation, innovation process, knowledge management, knowledge economy, new economy, innovative economy, sustainable development.

На протяжении всего существования человечества движущей силой и источником развития были инновации. Под инновацией подразумевается процесс преобразования знаний и идей в товары или услуги, имеющие потребительскую ценность [1 ].

Сегодня правительства ведущих стран мира, в том числе и Россия, взяли курс на построение «экономики знаний» или «инновационной экономики», где знания и инновации играют ведущую роль. В наши дни инновационная деятельность является необходимым условием для долгосрочного устойчивого функционирования и развития любого предприятия.

Инновационный процесс (ИП) - это процесс коммерциализации новых технологий или процесс преобразования знания в инновацию. Для организации эффективного ИП на предприятии необходимо четко представлять себе его временную специфику.

Современная мировая экономика (новая экономика) обладает рядом особенностей, таких как глобализация, динамичность, непрерывная и быстрая изменчивость, ужесточение конкуренции, сокращение жизненных циклов товаров, всевозрастающая скорость информационных потоков, увеличивающаяся сложность входящих в её состав систем, возросшая роль знаний и интеллектуального капитала.

Для понимания механизма ИП в сложившихся условиях необходимо рассмотреть его эволюцию. Как правило, выделяют шесть поколений ИП [2; 5; 7; 16]:

1) Первое поколение ИП (1950-ые - середина 1960-х годов): ИП представляется как простой линейный процесс с упором на ведущую роль НИОКР в создании новых концепций продуктов, при этом рынок является лишь потребителем результатов исследований и разработок (рис. 1). Данная модель носит название «технологический толчок» [16] и представляет собой развитие, которое подталкивается технологиями.

Фундаментальные исследования Прикладные исследования

Опытно-конструкторские разработки Освоение, подготовка производства

Промышленное производство

Маркетинг Сбыт Диффузия

Рис. 1. Первое поколение инновационного процесса Такой подход к описанию инновационного процесса до сих пор превалирует в отечественной литературе.

2) Второе поколение ИП (конец 1960-х, начало 1970-х годов): происходит насыщение рынка продукцией и появляются трудности её сбыта, усиливается борьба компаний за рыночную долю. Толчком для создания инновации считается выявленная потребность. Признаётся важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР (рис. 2). Данная линейная модель получила название «подтягивание спросом» или «рыночное притяжение» [16].

Потребность НИОКР

рынка Опытное производство Серийное производство

Сбыт

Диффузия

Рис. 2. Второе поколение инновационного процесса

3) Третье поколение ИП (начало 1970-х, середина 1980-х годов): происходит усиление конкуренции и сокращение жизненного цикла товара на фоне процессов инфляции и стагфляции, что приводит к необходимости максимально рационализировать производство и сокращать расходы. Большинство компаний сделало это посредством обеспечения информационного взаимодействия между научной, производственной и маркетинговой деятельностью. То есть исследования, разработки и маркетинг консолидируются в единое целое, что и легло в основу новой совмещенной модели ИП [13; 15; 16]. Здесь делается акцент на связи технологических факторов с потребностями рынка (рис. 3).

Рис. 3. Третье поколение инновационного процесса [16] Источниками инноваций здесь могут быть как результаты НИОКР, так и потребности рынка.

4) Четвертое поколение ИП (середина 1980-х годов - настоящее время): японская модель передового опыта или интегрированная модель ИП [12; 16] - отличается тем, что инновации рассматриваются не как последовательный, а как параллельный процесс, в котором НИОКР интегрируются с производством, ведется более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Над идеей работает сразу несколько интегрированных групп специалистов (межфункциональные рабочие группы, объединяющие технологов, конструкторов, маркетологов, экономистов и др.), действующих в нескольких направлениях, благодаря чему сокращается срок разработки продукта при одновременном снижении издержек. При этом акцентируется внимание на внешних вертикальных и горизонтальных связях, создаются совместные предприятия и стратегические альянсы [5].

Источниками инноваций здесь могут быть как результаты НИОКР, так и потребности рынка.

В качестве примера такой модели можно привести процесс разработки нового продукта в компании Nissan (рис. 4).

маркетинг -► запуск

Рис. 4. Четвертое поколение инновационного процесса (процесс разработки нового продукта в Nissan) [5]

Данная модель не отменяет, а дополняет предыдущую. Поэтому вокруг находится сеть взаимодействий, представленная в третьем поколении ИП (рис. 3).

Пятое поколение инновационного процесса (с начала 90-х гг.): тенденция к объединению компаний и развитию партнерства, ведение совместного маркетинга и переход к открытым инновациям [8], появляется модель интегрированных систем и сетей или сетевая модель ИП (рис. 5), характеризующаяся стратегической интеграцией и установлением связей. Осознаётся, что при ведении инновационной деятельности необходимо не только объединять подразделения, участвующие в процессе, но также создавать и укреплять их сетевые взаимодействия с потребителями, поставщиками, исследовательскими центрами, университетами и другими учреждениями («система инноваций»). Появляются так называемые «системы инновационных теорий» [9; 10; 14]: взаимодействие и обмен знаниями осуществляется не только между подразделениями предприятия, но и с другими «источниками знаний». Этому поколению ИП присуще широкое использование новейших информационных и коммуникационных технологий.

Рис. 5. Модель инновационного процесса пятого поколения [16], где П1, П2, П3 - подразделения предприятия

ИП в данной модели является не только межфункциональным (как в интегрированной модели), но также носит мультиинституциональный, сетевой характер.

6) В настоящее время становится очевидным, что достичь устойчивого конкурентоспособного преимущества и преуспеть в инновационной деятельности можно только обладая неявными, скрытыми знаниями, которые трудноотделимы от своих носителей - сотрудников организации. Это персональные знания, основанные на индивидуальном опыте. Таким образом, основную ценность для компании представляют её ведущие высококвалифицированные сотрудники. Неявные знания стали основой нового поколения инновационного процесса, основанного на знании и обучении [11]. Инновационный процесс продолжает оставаться сетевым интегрированным процессом, но больше внимания уделяется механизмам, позволяющим создавать, распространять и использовать все типы знания.

Таким образом, при организации инновационной деятельности на предприятии важно учитывать следующие особенности инновационного процесса в новой экономике:

1) В современном мире инновации системны [4]. Они включают в себя не только изменения в различных направлениях (таких как стратегия, бизнес-модель, организация и управление, процесс, технология, продукция, маркетинг и др.), но и изменения в их взаимосвязях [1].

2) Сегодня важны не столько технологические (научно-технические изобретения), сколько организационно-управленческие инновации, поскольку именно они способствуют росту конкурентоспособности и успеху компании на рынке. Инвесторы вкладывают деньги не в изобретения, а в новые модели бизнеса, благодаря которым идеи или технологии могут принести высокие прибыли [1 ].

3) Главным стратегическим ресурсом компании является её интеллектуальный капитал и нематериальные активы, т.е. люди и знания, которыми они обладают. Основной акцент должен быть сделан на сохранении и развитии скрытых знаний.

4) Крайне важно для предприятия отслеживать и учитывать в своей деятельности информацию из внешней среды, такую как появление новых технологий и других видов знаний.

5) Стремительно растет скорость инноваций, а их стимулирование становится основным фактором обеспечения конкурентоспособности.

6) Инновационные процессы обретают глобальный характер.

В настоящее время более инновационными предприятиями и, следовательно, более конкурентоспособными являются те, которые способны создавать, поддерживать

и использовать знания самым эффективным образом. Таким образом, предприятиям необходимо уделять основное внимание в своей инновационной деятельности разработке механизмов, позволяющих увеличивать, эффективно использовать и защищать знания,

принадлежащие организации. Идеальным примером инновационной организации шестого поколения можно назвать обучающуюся и интеллектуальную организацию [3 ].

На основе вышеизложенных подходов и с учетом приведенных особенностей нами была построена модель осуществления ИП на промышленном предприятии шестого поколения (рис. 6).

Основой предложенной модели ИП является система управления знаниями (УЗ), которая составлена с учетом основных тенденций развития теории «knowledge management». В ней предполагается эффективное создание, распространение и использование знаний, для чего следует создать на предприятии полноценное подразделение, отвечающее за управление знаниями, во главе с директором по УЗ. Данная система подразумевает постоянное обучение и развитие персонала, создание базы знаний («корпоративная память») компании и постоянную трансформацию неявных индивидуальных знаний в организационные.

В предложенной модели ИП используются как внутренние, так и внешние источники получения знаний, создаются интегрированные рабочие группы и предполагается продажа неиспользуемых бизнес-решений. Все процессы осуществляются параллельно и при этом на каждом этапе происходит взаимодействие с внешними и внутренними источниками знаний.

Кроме того, в данной модели проводится анализ инноваций с точки зрения экологической безопасности и ответственности предприятия перед обществом. Таким образом, здесь учтена концепция устойчивого развития [6], обретающая все большее значение в связи с постоянно ухудшающейся экологической ситуацией в мире.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время именно знания и инновации являются основными источниками роста и конкурентоспособности. В сложившихся условиях для достижения успеха в своей деятельности предприятию необходимо построить эффективный ИП и систему управления знаниями. Разработанная нами модель может помочь в этом, так как она учитывает современные тенденции инновационного развития.

г

Анализ идеи на соответствие политике

Конкуренты Поставщики Потребители Инвесторы НИИ Университеты Патенты Литература Бенчмаркинг СМИ Финансовые учреждения Партнеры Совместные предприятия Стратегические альянсы и др.

социальной ответственности предприятия и оценка её воздействия на окружающую среду

Продажа неиспользуемых бизнес-решений

К О Н Ц Р Е П

А П Р З

И А Я

ОП

Т

Д

Ц

З Б

О Р И

В О

К

Р

С И

О

Т Д

В

У К

Т А

О

выявление неявных знаний хранение, обмен, использование

База знаний

Производство знаний Распределение

1спользование знаний

азовая

Идентификация Приобретение

знаний

знаний

компетенция

Развитие(обучение) Воспроизводство

Система управления знаниями на промышленном предприятии

Рис. 6. Модел ь ИП шестог о

поколе ния

Литература

1. Бычков В. А. Инновационное развитие: процессы и результаты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rair-info.ru/publication/publication1/.

2. Гареев Т.Ф. Эволюция моделей инновационного процесса. Вестник ТИСБИ № 2, 2006 год.

3. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях: Учебное пособие / Под ред. Д-ра эконом. наук, проф. Б.З. Мильнера. - М., 2006 г. - 304 с.

4. Мицуаки Симагути. Эпоха системных инноваций / Пер. с яп. М.Б. Черная -М., 2006. - 248 с.

5. Науменко Е.О. К вопросу о моделях управления инновационным процессом на

предприятии в современных условиях / Е.О. Науменко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2006. -№04(20). С. 22 - 38. - Шифр Информрегистра: 0420600012\0073. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2006/04/pdf/03.pdf

6. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКСОР) / Пер. с англ. Под ред. С. А. Евтеева, Р. А. Перелета. - М.,

1989.

7. Новиков Д. А., Иващенко А. А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. - М., 2006. - 332 с.

8. Чесбро Г. Открытые инновации - М., 2007. - 336 с.

9. Carlsson B. and Stankiewicz R. On the nature and composition of technological systems. Journal of Evolutionary Economics, 1:2. 93-118, 1991.

10. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance: lessons from Japan, London: Pinter, 1987.

11. Grant R. Toward a Knowledge-based Theory of the Firm. Strategic Management Journal, 17 (winter special issue), 109-122; Spender, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Imai K.I. Nonaka and Takeuchi H. Managing the New Product Development Game. The Uneasy Alliance / Clark K and Hayes R. (Eds.), Boston: Harvard Business School Press, 1985.

13. Klin S.J., Rosenberg N. An overview of innovation // The positive sum strategy: Harnessing technology for economic growth / Edited by Landau R. & Rosenberg N. -Washington: National Academy Press, 1986.

14. Lundvall B-A. (Ed.). National Systems of Innovation: towards a theory of innovation and interactive learning, London: Pinter, 1992. - С. 342.

15. Nelson R. and Winter S. An Evolutionary Theory of Economic Change, Cambridge: Harvard University Press, 1982.

16. Rothwell R. Towards the fifth-generation innovation process // International Marketing Review. - 1994. - Vol.11. - No.1. - p.7-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.