Научная статья на тему 'Инновационный процесс и стейкхолдеры'

Инновационный процесс и стейкхолдеры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРОЦЕСС / ГРУППЫ ВЛИЯНИЯ / INNOVATIONS / PROCESS / GROUPS OF INFLUENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапыгин Юрий Николаевич

В статье специфика инноваций как социально-экономического явления. Прокомментирован инновационный процесс как с позиций разрешения противоречий, возникающих на рынке товаров и услуг, так и с позиций участников этого процесса. Раскрыты отношения между основными элементами: новшества-нововведения-инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION PROCESS AND THE STAKEHOLDERS

In article specifics of innovations as social and economic phenomenon. Innovative process as from the positions of resolution of conflicts arising on a commodity market and services, and from positions of participants of this process is commented. The relations between basic elements are opened: innovations-innovations-innovations.

Текст научной работы на тему «Инновационный процесс и стейкхолдеры»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И СТЕЙКХОЛДЕРЫ

УДК 330

Юрий Николаевич Лапыгин,

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой Менеджмент ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы Владимирский филиал» Тел.{4922}32-77-98 Эл. почта: L1953@mail.ru

В статье специфика инноваций как социально-экономического явления. Прокомментирован инновационный процесс как с позиций разрешения противоречий, возникающих на рынке товаров и услуг, так и с позиций участников этого процесса. Раскрыты отношения между основными элементами: новшества-нововведения-инно-вации.

Ключевые слова: инновации, процесс, группы влияния.

Yury N. Lapygin,

д.э.н., professor, head of the department Management ФГБОУ «Russian academy of national economy and public service Vladimir branch»

Tel. {4922} 32-77-98 E-mail: L1953@mail.ru

INNOVATION PROCESS AND THE STAKEHOLDERS

In article specifics of innovations as social and economic phenomenon. Innovative process as from the positions of resolution of conflicts arising on a commodity market and services, and from positions of participants of this process is commented. The relations between basic elements are opened: innovations-inn ovati on s-i n n ovati on s.

Keywords: innovations, process, groups of influence.

1. Введение

Появление инноваций связано как потребностью общества в них, так и с потребностью человека в самореализации через изобретательство.

Потребность в развитии и обновлении общества обусловлена объективными причинами, одна из которых — необходимость постоянной ориентации на изменяющиеся потребности клиентов и разнообразные действия конкурентов на рынке товаров и услуг.

Можно так же выделить две группы факторов развития инновационной деятельности: внутренние и внешние. Внутренний стимул инновационной активности — желание бьггь успешным и осознание необходимости замены устаревшего оборудования. Именно этот путь зачастую лежит в основе расширенного воспроизводства, научно-технического процесса и экономического развития вообще. Внешние факторы - это усиление конкурентной борьбы, которая заставляет предпринять попытку перейти от экстенсивного к интенсивному развитию, что означает усиление конкурентных преимуществ производимой продукции и предприятия в целом.

2. Схема инновационного процесса

Побудительной причиной проявления инноваций выступает выгода, которую можно получить при реализации инновационных решений. Содержание названного процесса может быть представлено схемой, изображенной на рисунке 1 и свидетельствующей о том, что проблемы, возникающие в результате потребления, обусловлены противоречиями между новымипотребностями и имеющимся потреблением.

На следующем этапе происходит определение целей, обеспечивающих решение возникших проблем, что побуждает чиновников, научных работников, разработчиков и изобретателей вырабатывать новые правила (законы, инструкции и т. д.), новыезнания (концепции, изобретения, открытия, полезные модели ит. д.), а также новые ментальные модели, формирзлощие представления о су-ществ)'ющей реальности.

На основе выработанных новшеств, собственники (предприниматели), менеджеры и инвесторы вырабатывают альтернативные варианты качественно новых решений рассматриваемых проблем в части их реализации и с учетом критериев определяют оптимальный вариант, который затем реализуется в материальном производстве в виде нововведений с привлечением инвестиций, что обеспечивает появлениеконкретных инноваций.

Продвижение инновационных решений через систем}' маркетинга, дилерскую и торговую сеть обеспечивает удовлетворение потребностей общества и обеспечивает диффузию инноваций, что обеспечивает решение проблемы удовлетворения потребностей. Но вновь обозначившиеся проблемы побуждают общество к последующим инновациям и цикл принятия и реализации инновационных решений повторяется.

Необходимо отметить, что не каждое изменение есть инновация. Инновацией можно считать лишь существенные изменения, обладающие свойством особенной полезности (повышение производительности и качества труда, социального обеспечения, создание дополнительных конкурентных преимуществ, ит. п.).

Однако, следует разобраться во взаимосвязях таких терминов, связанных с инновациями как новшество, нововведение, инновационная деятельность, инновационный процесс и т. п.

3. Инновации-это изменения, результат или процесс?

Наличие большого количества попыток определить смысл термина «инновация» свидетельствует о том, что рассматриваемая область научных исследований находится в стадии становления и изобилует различными подходами, среди которых можно выделить три наиболее выраженных: инновации как процесс; инновации как результат; инновации как изменения.

Примеры формулировок в рамках трех обозначенных направлений приведены в таблице 1, из которой следует, что с точки зрения сторонников «процесса», инновации - это процесс создания, использования и распространения новшества, позволяющий получить дополнительную выгоду.

№3(2), 2012 222

Примечание: двойной линией выделены группы влияния (стейкхоядеры); простой.колеей- элементы процесса

Рис. I. Схема инновационного процесса

Обобщая рассмотренные определения, можно сказать, что инновации - это изменения с целью перехода к новому состоянию социально-экономических систем в процессе создания, использования и распространения результатов творческой деятельности людей, что позволяет поучить дополнительна'«) выгоду.

Термин инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в самых различных сферах деятельности человека, любое усовершенствование, способствующее сокращению затрат при прочих равных ус ловиях.

Инновации подразумевают использование в той или иной сфере общества результатов интеллект}'аль ной (научно -технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности. Инновации могут относиться к сферам производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки, культуры, сбразования, другим сферам деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор значения зависит от конкретных целей

измерения или анализа.

Инновации — это возможность в несколько раз увеличить все показатели деятельности организации. Фактически инновации являются катализатором динамичного развития организаций.

Инновационная продукция - это технологически новая продукция. Инновационная продукция охватывает изделия новые (вновь внедренные) или подвергавшиеся усовершенствованию, а также изделия, основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция).

Различия между инновацией, нововведением и новшеством заключается в следующем. Новшество есть некая идея, документально оформленная и адаптированная к применению в конкретных условиях, а нововведение - процесс реализации этого новшества в конкретных условиях среды, в данном случае на предприятии

Например, Фатхуддинов Р.А. новшеством считает оформленный в виде патента результат фундаментальных и прикладных исслсдоваигш, раз-

работок или экспериментальных работ по повышению эффективности в какой-либо сфере деятельности.

С другой стороны, новшество - это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Причем, не имеет значения, является ли идея абсолютно новой или нет.

Новшества могут оформляться не только в виде сокрытий, изобретений, товарных знаков, но ив виде документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий; научных подходов или принципов, специальных документов (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.) и т. д.

Новшество становится инновацией после его коммерциализации, после осуществления нововведения.

4. Элементы инновационного процесса

Таким образом, основные элементы инновационного процесса могут быть выражены схемой, представленной на рисунке 2.

Следует различать этапы нововве-

Экономика, Статистика и Информатика

223

№3(2), 2012

Талица 1. Сочетание понятий «инновации»

Подход

Содержание термина

Автор

Изменении

- изменения с целью внедрення и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности_

Шумпетер Й.

- целевое изменение в функционировании предприятия как системы (количественное, качественное в любой сфере деятельности предприятия)

Волдачек Л.

- изменения в первоначальной структуре производственного механизма, т.е. переход его внутренней структуры к новому состоянию: касается продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы организации; изменения как с положительными, так и отрицательными социально-экономическими последствиями

Валента Ф.

Результат

это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Постановление Правительства РФ от 24.07.98 г. №832

Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получеши экономического, социального, экологического, научно-технического ити другого вида эффекта._

Фатхутдинов

это «...результат творческой деятельности, направленной на разраоотку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.»_

Борисов А.Б.

результат трансформации идей, исследований, разработок в новое или усовершенствованное научно-техническое или социально-экономическое решение, цель которого достижение общественного признаши через использование в практической деятельности людей._

Коновалов В.М.

Процесс

- процесс создания, распространен™ и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы фирмы в целях удовлетвореши определенных потребностей_

Лапышн Ю.Н., Кузнецов С.А.

Общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инноващи ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход_

Санто Б.

процесс, в котором изооретение или идея приооретают экономическое содержание_

Твист Б.

приоыльное исиользованиеновации в виде новых технологии, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового ити иного характера_

Морозов Ю.П.

использование в той ити иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности ити его результатов_

Завлин П.Н, Казанцев А.К., Миндели Л.Э.

- это действие, которое наделяет ресурсы новой спосооностью производ1гть материальные ценности».

- это не управление изменениями, а целенаправленный поиск изменений, которые может использовать предпринимательство».

- это особый инструмент иредиришшательства»._

Друкер П.

- это такой оошественно-технико-экономическии процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инноващи ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рыже может принести добавочный доход;_

Кошарная Г.Б.

- внедрение чего-либо нового (вещи, новинки, реформы)

Хучек М.

дения и жизненный цикл новшества. Жизненный цикл новшества включает в себя разработку новшества (в начале - некая основополагающая идея, фундаментальное или прикладное исследование, теоретические расчеты),

за которым следует проектирование (оформление документации, создание конструкций, чертежи, реализация их в опытном образце), изготовление (если новшество материально по своей природе), использование

(внедрение) и заканчивается цикл устареванием.

Литература

1. Беркун С. Откуда берутся гениальные идеи? 10 мифов об инновации.

- СГЕ: Питер, 2011. -208 с. - ISBN 978-5-91180-804-4.

2. Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие. -М.: Маркег ДС, 2010. - 200 с. ISBN 978-5-94416-070-6.

3. Кокурин Д. И. Инновационный менеджмент: учебное пособие. — М.: Экзамен, 2001. - 576 с. - ISBN 5-8212-0226-4.

4. Лапыгин Ю Н., Колесников А В., Кузнецов С А. Инвестирование инноваций. - ВлГУ, ВГ1ТУ, 2005. -224 с.

5. Медынский В.Г Инновационный менеджмент: учебное пособие.

- М.: Ин фра-М, 2011. - 2 9 5 с. -1SBN 978-5-16-002226-0.

6. Морг-улова Р.В. Механизм управления отношениями со стейкхол-дерами - управленческая инновация: монография / Р.В Моргунова, Е.М. Марченко, Н.В. Моргунова. - Влади-мир: Изд-во ВлГУ, 2009. - 187 с.

7. Фатхутдинов РА. Инновационный менеджмент. - Издательство: Питер, 2008. - 448с.-ISBN 978-5-46 9-01658-8.

References

1. Bcrkun S. Where do the genius ideas come? 10 myths about innovation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- SP.: Piter, 2011. - 208 p. - ISBN 978-5-91180-804-4.

2. Gershman M. A. Innovation Management: A Training Manual. - M.: Market D S, 2010. - 200 p. ISBN 978 -5- 94416 -070-6.

3. Kokurin D.I. Innovation Management: A Training Manual - M.: Ekza-men, 2001. - 576 p. - ISBN 5-8212-0226-4.

Инновации

Инновационная деятельность: диффузия нововведений

\

Нововведения новаторов

Продажа нов шеств

Накопление новшеств

—^— /— Новшества

Фундаментальные исследования

Прхпс-аднке исследования

Потребность

Пр о екгнр ованне разработки

Опьггно-конструкторсиЕ

Новшества

ментальных моделей / Внел >еннеЧйовшеств

Нововведения новаторов

Внедрение новшеств последователями

Инновации

Рис. 2. Элементы гановационноп) процесса

4. Lapygin Yu.N, Kolcsnikov A.V, Kuznecov S.A. Innovation investment. - V1GU, VGPU, 2005. -224 p.

5. MedynSkiiV.G. Innovation Management: A Training Manual. - M.: Infra-M, 2011. - 295 p. - ISBN 978-5-16-002226-0.

6. Morgunova RV. The mechanism

of relationship management with stakeholders - management innovation: monography / R.V Morgunova, E.M. Marchenko, N.V. Morgunova. -Vladimir Izd-vo V1GU, 2009. - 187 p.

7. Fathutdinov P..A. Innovation Management - Izdatel'stvo: Piter, 2008. - 448 p. - ISBN 978-5-469-01658-8.

Экономика, Статистика и Информатика

225

п

№3(2), 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.