ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011
Инновационный проект в туризме:
специфика и перспективы развития
В.С. Орлова
аспирант, младший научный сотрудник,
Институт социально-экономического развития территорий РАН
В статье рассматриваются особенности инновационного проекта в туристской сфере. Проанализированы результаты разработки инноваций в туризме на примере проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза». Смоделирован вариант развития инновационного туристского проекта.
Ключевые слова: туризм, инновации, инвестиции, инновационный туристский проект.
Современные тенденции всеобщей глобализации и транснационализации требуют поиска новых форм и способов удовлетворения постоянно изменяющихся и возрастающих потребностей туристов. Вместе с тем побудительным мотивом приоритетного развития инноваций выступает формирующаяся рыночная цивилизация и связанная с ней конкуренция. Поэтому эффективному функционированию туристской индустрии и максимальной реализации туристского потенциала территории будет способствовать разработка инновационных проектов в сфере туризма. При этом для практической реализации новшеств необходимо обеспечение достаточного объема инвестирования инновационного развития туризма.
На основе анализа теоретических подходов к раскрытию понятий «туризм» и «инновации» нами определено, что инновации в туристской деятельности, являясь системными преобразованиями, характеризуются качественной новизной и приводят к существенным позитивным сдвигам, обеспечивающим эффективное развитие сферы туризма.
С целью исследования инноваций в туристской деятельности Институтом социально-экономического развития территорий (при участии автора) в 2010 г. проведен социологический опрос руководителей организаций малого туристского бизнеса Вологодской области. Выборка составила 50% предприятий от генеральной совокупности (87 единиц).
54,0
60
40
20
300
200
100
0
205
-♦
1998 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
и новые турмаршруты
□ новые туристские направления
□ новые виды туризма
Рис. 1. Турфирмы, разрабатывающие новые туристские маршруты, направления и виды туризма, % от общего числа респондентов
Рассмотрев полученные результаты мониторинга [3], можно отметить, что практику разработки новых туристских маршрутов имели более половины (54%) организаций туристского бизнеса в регионе, новых направлений и видов туризма — 47,6% и 34,9% всех предприятий соответственно (рис. 1).
В настоящее время среди туристских проектов области самым известным и развитым является инновационный проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза». При этом за 11 лет его реализации туристский поток в Великоустюгский район увеличился в 68,3 раза (рис. 2).
Проект получил признание не только на общероссийском, но и на зарубежном рынках туристских услуг. К основным результатам его реализации относятся:
• увеличение доли занятых в туризме до 7,4% от общей численности занятых в экономике района (2009 г. к 1998 г. — в 74 раза);
• рост налоговых поступлений от проекта, составивших в 2008-2009 гг. 10% собственных доходов бюджета района (табл. 1).
Однако эффективному развитию проекта и полноценной реализации туристского потенциала Вели-коустюгского района препятствует ряд проблем:
Рис. 2. Динамика въездного туристского потока в Великоустюгский район в 1998-2009 гг.
- недостаток туристской инфраструктуры, отвечающей современным стандартам качества;
- ограниченная транспортная доступность района;
- сезонный характер туристских посещений;
- недостаток квалифицированного кадрового потенциала в сфере туризма.
Обслуживанием туристов на родине Деда Мороза занимаются 11 туристских фирм и 30 коллективных средств размещения (табл. 2). При этом действующие в настоящее время гостиницы относятся к средней и низшей классификационной категории и отличаются невысоким уровнем качества предоставляемых услуг.
Правительством области принят Генеральный план г. Великий Устюг и разработана Схема территориального планирования Великоустюгского района, где определены свободные инвестиционные площадки для размещения туристских объектов. Общий объем инвестиций за период реализации проекта составил 1,6 млрд. руб., в которых значительные доли заняли средства областного бюджета и частных инвесторов — 31,9 и 35,1% соответственно (табл. 3). Следует отметить, что в 2009 г. под влиянием финансово-экономического кризиса впервые за время существования проекта средства, направляемые на его развитие, резко сократились (в 3,2 раза к 2008 г.).
Имеющиеся данные по проекту позволяют исследовать посредством корреляционно-регрессионного анализа влияние факторов «инвестиции» и «туристский поток» на динамику объема дохода от функционирования инновационного проекта. При этом «туристский поток» рассматривается как обобщающий показатель реализации туристского потенциала тер-
%
0
Основные показатели реализации проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза»
1
Показатели 1998 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. к 1998 г., %
Прямой доход, млн. руб. 1,2 300,3 349,3 463,5 500,0 в 416, 7 р.
Совокупный доход (кумулятивный эффект), млн. руб. 2 615,6 716,0 927,0 1000,0 в 500 р.
Количество занятых в туризме и сопутствующих отраслях, чел. 50 2050 2200 2300 2400 в 48 р.
Доля занятых в туризме в общей численности занятых района, % 0,1 6,5 7,0 7,3 7,4 в 74 р.
Налоговые поступления в бюджет района, млн. руб. - - 25,4 39,0 40,0 -
Доля проекта в бюджете района, % - - 8,9 10,0 10,0 -
Источник: данные Управления туризма Вологодской области.
ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011
ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011
Таблица 2
Туристская инфраструктура Великоустюгского района по состоянию на 2010 г.
Источник: данные Управления туризма Вологодской области.
ритории, который отражает влияние различных факторов: имиджа туристского центра, его безопасности, инфраструктурной обеспеченности, экологической благоприятности, социально-экономического положения как самих туристов, так и муниципального образования.
Полученное уравнение регрессии, определяющей зависимость объема дохода (У^) от величины инвестиций (I) и туристского потока (Р), принимает следующий вид:
У = 6,77 + 0,41 + 1,26Р (1)
Таким образом, результаты расчетов показали, что для возрастания дохода от реализации туристского проекта на 1 млн. руб. необходимо увеличить инвестиции на 400 тыс. руб., а туристский поток — на 1260 чел.
Итоги проведенного анализа позволяют моделировать развитие инновационного проекта: прогнозировать доход от его реализации, планировать необходимый объем инвестиций и туристский поток. Так, при увеличении туристского потока в 3,2 раза и росте объема вложений ежегодно в 1,25 раза потенциальная величина дохода от реализации проекта (при сохранении прочих равных условий) составит в 2015 г. 1024,9 млн. руб. (табл. 4).
Следует полагать, что при создании комфортных условий для пребывания туристов на родине Деда Мороза в дальнейшем г. Великий Устюг преобразуется в уникальный российский туристский центр. При этом стратегия развития проекта заключается в создании современной туристской инфраструктуры (в том числе посредством развития государственночастного партнерства) и формировании круглогодичного туристского потока. Вместе с тем весьма перспективной видится реализация проекта «Великий Устюг — детская столица России».
Показатели Ед.
Туристские фирмы 11
Коллективные средства размещения, номерной фонд 30 2338
Предприятия общественного питания, посадочных мест 24 1788
Специализированные магазины сувенирной продукции 9
Нестационарные торговые точки сувенирной продукции 10
Таблица 3
Источники инвестиций в развитие проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза» в 1998-2009 гг., млн. руб.
Источники инвестиций 19982001 гг. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Всего 19982009 гг.
Инвестиции, в том числе: 52,1 29,8 41,8 105,7 156,6 221,0 413,6 518,7 159,8 1607,1
федеральный бюджет 2,0 14,6 5,4 2,4 30,0 25,0 101,1 95,6 3,4 279,5
бюджет Правительства Москвы 4,8 0,7 0,0 4,5 0,2 0,0 110,7 80,0 25,6 226,5
областной бюджет 20,5 5,0 20,0 46,8 28,6 100,5 137,9 124,6 29,2 513,1
бюджет района 4,5 0,6 1,0 1,6 1,6 3,4 4,4 5,8 1,6 24,5
средства частных инвесторов 0 0 15,2 34,3 49,6 92,2 59,5 212,7 100,0 563,5
Источник: данные Управления туризма Вологодской области.
Таблица 4 1
Прогноз результатов реализации инновационного 2
проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза» 3
Показатели Я \© S а к 2009 г., раз
Общий объем инвестиций в 2011-2015 гг. 1639,4 -
Доход в 2015 г. 1024,9 в 2 р.
Поступления в бюджет района в 2015 г. 82,0 в 2 р.
Литература
Малахова Н.Н. Инновации в туризме и сервисе / Н.Н. Малахова, Д.С. Ушаков. М.: ИКЦ «МарТ», 2008. 224 с.
Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: Академия, 2007. 208 с. Орлова В.С. Инновации в развитие предприятий малого бизнеса туристского комплекса Вологодской области / В.С. Орлова, Л.В. Дубиничева: отчет о научно-исследовательской работе. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 165 с.
4. Официальный сайт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vologda-oblast.ru
5. Феденева И.Н. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2007. 175 с.
6. Чередникова Л.Е. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме: стратегия и тактика. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. 449 с.
The innovative project in tourism: specificity and development prospects
V.S. Orlova, The younger scientific employee, the post-graduate student, Institute of territories socio-economic development of the Russian Academy of Sciences (ITSED RAS)
In article of features of the innovative project in tourism are considered. Results of working out of innovations in tourism on a project example «Velikiy Ustyug - Father Frost native land» are analysed. The version of development of the innovative tourist project is modelled.
Keywords: tourism, innovations, investments, the innovative tourist project.