www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.4.032-047
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: РЕЗЕРВЫ РОСТА
пз ш
о <
ф
О
m
НУРЕЕВ РУСТЕМ МАХМУТОВИЧ,
доктор экономических наук, профессор, руководитель департамента экономической теории, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва,
ординарный профессор НИУ ВШЭ, e-mail: [email protected]
СИМАКОВСКИЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,
аспирант департамента экономической теории, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,
e-mail: [email protected]
о В статье анализируются последствия экономических санкций как в целом для инновационного ^ развития России, так и отдельных отраслей нефтяной, газовой, финансовой и банковской сферы. Показывается, что запрет на экспорт в Россию технологий нефте- и газодобычи К привел к замораживанию уже существующих и отказу от заключения новых проектов. о Увеличение производства и экспорта американской нефти и газа привело к нарастанию щ избыточного глобального объема этих видов сырья и обусловило длительную тенденцию ^ снижения мировых цен на энергоносители.
| В последние годы наблюдается резкое снижение чистого притока зарубежных прямых § инвестиций в Россию, что обостряет проблему внутренних источников отечественной о инновационной политики. Рассмотрено влияние санкций на развитие Российской экономики в целом и отдельных её регионов.
В статье сделан обзор подходов к определению понятия инновационного потенциала
российского региона, определены несколько уровней проявления потенциала региона и его
характеристики, дано определение инновационного потенциала региона, рассмотрены
факторы, влияющие на развитие инновационного потенциала региона. Проведен анализ
-д текущего состояния региональной инновационной системы РФ.
о В статье рассмотрены основные задачи Стратегии инновационного развития Российской
Федерации на период до 2020 года. Проведен анализ степени реализации Стратегии, проблемы
и перспектив реализации основных положений Стратегии, влияния реализации Стратегии на
О экономику России, её положения в индексе ведения бизнеса.
Ключевые слова: инновационный потенциал региона; инновации; инновационная экономика;
^ инновационная инфраструктура; модернизация экономики; конкурентные преимущества;
о; экономические санкции. о
О
о о ш
о <
СП _
о © Нуреев Р. М., Симаковский С. А., 2016
RUSSIAN INNOVATIVE POTENTIAL IN
THE CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS:
RESERVES OF GROWTH
RUSTEM M. NUREEV,
Department of Economics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,
Tenured Professor of HSE, e-mail: [email protected]
SERGEY A. SIMAKOVSKY,
Department of Economics, Financial University under the Government of the Russia Federation, Moscow,
e-mail: [email protected]
CO
■H
о см
о с
о >
The paper analyzes the impact of economic sanctions in general for innovative development of Russia, as well as individual sectors of oil, gas, financial and banking sector. It is shown that the ban on exports to the Russian oil and gas technology has led to the freezing of existing and refusal to enter into new projects.
Increased production and export of US oil and gas have led to an increase in excess of the global scope of these types of raw materials and led to long-term downward trend in world energy prices. In recent years there has been a sharp decline in the net inflow of foreign direct investment in Russia, which exacerbates the problem of domestic sources of domestic innovation policy. The effect of sanctions on the development of the Russian economy as a whole and its individual regions is condifered.
The paper describes the approaches to the definition of the innovation potential of the Russian region, i
identified several levels of manifestation of the region's potential and its characteristics, provides a 5
definition of the region's innovation potential, discussed the factors influencing the development of the §
region's innovative capacity. The current state of the regional innovation system of the Russian o
Federation is analysed. ^
The paper describes the main tasks of the Russian Federation Innovative Development Strategy for the period up to 2020. The degree of implementation of the Strategy, problems and prospects of realization of the basic provisions of the Strategy, the impact of the implementation of the Strategy on the Russian cT
economy, its position in the index business are analysed in the paper. ^
-Q O
o
CL d o m
ПЗ CO
о
s <
о fee
Keywords: innovative potential of the region; innovation; innovative economy; innovation infrastructure; modernization of the economy; a competitive advantage; economic sanctions.
JEL: O31, O43, P21, E02.
В сентябре 2014 года были приняты экономические санкции против России.
Это привело к тому, что Российская Федерация столкнулась с целым рядом о
экономических вызовов, важнейшим из которых является появление новых сс
о
препятствий на пути инновационного развития страны. —
о
1. Экономические санкции Запада: ^
создание дополнительных трудностей для инновационного развития ^
Экономические санкции против России были направлены в первую очередь против нефтяной и газовой промышленности, поскольку преследовали запрет на экспорт в Россию новых технологий, что сказалось на в развитии этих отраслей, а также замораживание существующих и/или отказ от заключения новых перспективных проектов (см. табл. 1).
о _j
<
z СП 3
о
Это привело к тому, что у Роснефти под вопросом оказалась перспектива добычи в Арктике. Чистая прибыль Роснефти упала в первом квартале 2015 года, по сравнению с первым кварталом 2014 г., на 36% (с 88 до 56 млрд рублей). Газпром начал искать новых поставщиков оборудования для работ на шельфе. ЛУКОЙЛ сократил инвестиционную программу на 2015 г. на $2 млрд., потому что чистая прибыль Лукойла в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократилась на треть (Экономические санкции против России: ожидания и реальность, 2017).
Таблица 1
Экономические санкции против России
со ■н о см
5 О
Отрасль экономики Перечень санкций
Нефтяная - санкции в отношении отдельных компаний и их дочерних структур, а также связанных с ними предприятий других отраслей; - запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и не фтеперер аботки; - замораживание уже существующих и отказ от заключения новых проектов.
Газовая - санкции в отношении отдельных компаний и их дочерних структур, а также связанных с ними предприятий других отраслей; - замораживание уже существующих и отказ от заключения новых проектов.
Финансовая и банковская сферы - замораживание финансовых активов российских юридических и физических лиц; - отключение банковских структур России от международных платежных систем; - ограничение на размещение средств в западных банках; - ограничение доступа к кредитным средствам; - ограничение возможностей осуществления деятельности.
Оборонно- промышленный комплекс - запрет на проведение операций с Россией по экспорту и импорту вооружений; - запрет на экспорт в Россию товаров двойного применения, а также любых технологий, которые могут быть использованы в военных целях;
Другие - персональные санкции в отношении отдельных компаний и лиц Российской Федерации; - запрет инвестиционных проектов, поставки оборудования и материалов для объектов инфраструктуры, транспорта, энергетического комплекса субъектов РФ Крыма и Севастополя.
о
х
О
т
Источник: (Логинова, Титаренко и Саяпин, 2015. С. 40).
пз со
о <
Ф
15 о О
С
О
m
о §
з О ш СП
о
о о ш
Ll_
о
_J
<
Рис. 1. Динамика цен на нефть с 1 декабря 2006 г. по 1 ноября 2016 г. Источник: (http://ru.investing.com/commodities/brent-oil).
Однако эти проекты были рассчитаны на перспективу. В краткосрочном аспекте гораздо большее влияние на российскую экономику оказала динамика цен на нефть (см. рис. 1).
Рис. 2. Рост поставок сырой нефти (млн баррелей в день) Источник: World Bank Russia Economic Report 2016 N35. P. 5.
Начиная с 2006 года, США наращивали не только производство, но и экспорт нефтяных продуктов. В результате рост поставок американской сырой нефти постоянно увеличивался (см. рис. 2), что вызвало избыточный глобальный объем производства нефти и рост её запасов. Любопытно подчеркнуть, что инициаторами производства этого избытка являются не страны ОПЕК, а страны экономического сотрудничества и развития (см. рис. 3).
Рис. 3. Избыточный глобальный объем производства нефти и ее .запасы Источник: World Bank Russia Economic Report 2016 N35. P. 29.
CO ■H О CM
О с
О >
о
х
О
rn
пз ш
о <
ф
15 о О
с
о m
о fee
3
о ш СП
о
о о ш
Ll_
о
_J
<
Избыточный глобальный объем производства нефти и наращивание объемов производства нефти и природного газа в США создали устойчивую тенденцию к падению мировых цен на энергоносители (см. рис. 4).
со ■н о см
5 О
О х О
т
пз ш
о <
ф
15 о О
С
О
m
о §
з О ш СП
о
о о ш
LL
о
_J
<
Рис. 4. Мировые цены на энергоносители, (US $ / млн btu) Источник: World Bank Russia Economic Report 2016 N35. P. 5.
Поэтому в ближайшее время вряд ли следует надеяться на сильное увеличение цен на энергоносители.
Рис. 5. Чистый приток зарубежных прямых инвестиций в Россию, 2008-2015 гг.
Источник: World Bank Russia Economic Report 2016 N35. P. 56.
Однако гораздо больший вызов для инновационного развития был связан с замораживанием финансовых активов российский физических и юридических лиц и ограничением размещения средств в западных банках и доступа к их кредитным средствам.
Уже в 2013 году чистый приток зарубежных прямых инвестиций в Россию начал снижаться. Этот процесс продолжился после введения экономических санкций (см. рис. 5).
В результате санкций, произошло не только сокращение величины, но и изменение основных источников зарубежных прямых инвестиций в Россию. На рис. 6 видно, что если в начале 2014 года основными средствами зарубежных прямых инвестиций были реинвестиция прибыли, а также поступление из Швейцарии, Франции, Нидерландов, Австрии, США и других стран западного мира, то основными источниками зарубежных прямых инвестиций в Россию в конце 2014 года стали офшоры — Кипр, Багамы, Британские Виргинские острова и Бермуды (см. рис. 6). Большая часть этих денег не является инвестициями в традиционном понимании, это деньги, заработанные в России, российскими компаниями, зарегистрированными в офшорах, с целью оптимизации налогообложения, защиты бизнеса от рейдерских атак и по другим причинам. Эти инвестиции составляют абсолютное большинство зарубежных прямых инвестиций в Россию в 2014 году, а затем, с заметным отставанием, следуют Швейцария (10,80), Франция (9,09), Китай (5,55).
Рис. 6. Источники зарубежных прямых инвестиции в Россию в начале и в конце 2014 года Источник: World Bank Russia Economic Report 2016 N35. P. 56.
В этих условиях создание социально ориентированной инновационной экономики возможно, в первую очередь и главным образом, за счет мобилизации внутренних резервов. Это серьёзная задача, которая требует координации между бизнесом и властью страны.
2. Источники конкурентных преимуществ в регионе
В условиях обострения экономической и политической ситуации в мире важно, чтобы экономическая политика российского государства не препятствовала экономическому развитию, а стимулировала и поддерживала инновационное развитие регионов, одновременно решая двуединую задачу обеспечения экономического роста и стабильного социального развития.
В экономической литературе всё больше внимания уделяется рассмотрению инновационной деятельности региона, особенно анализу его скрытых возможностей, способности к совершенствованию, обновлению.
В зарубежной литературе исследованиями в области инноваций занимались Й. Шумпетер, Э. Мэнсфилд, М. Е. Портер, Р. Солоу, Б. Твисс, Р. Фостер (Нуреев, 2013).
со ■н о см
o n
o
>
о
X
о к
т
а в
о р
и
<
е р
15
с
о р
с
о
m
о fee
3
о ш СП
о
о о ш
Ll_
о
_J
<
о
В отечественной литературе своими исследованиями в вопросах инноваций широко известны ученые: В. Д. Андрианов, А. В. Васильев, С. Ю. Глазьев,
B. В. Горшков, Г. И. Жиц, П. Н. Завлин, Е. А. Кретова, В. И. Кушлин, Г. И. Морозова, В. А. Москвин, А. И. Пригожин, Э. А. Уткин, А. Н. Цветков, Ю. В. Яковец и др. (Гусаков, 2007).
Согласно подходу Монастырного Е. А., инновационный потенциал — это способность системы организовать и осуществлять процессы, направленные на достижение результатов, наиболее полно соответствующих изменениям внешних условий, в первую очередь, изменениям требований рынка (Монастырский, 2008.
C. 28).
Конкурентные преимущества, являясь элементом динамично развивающейся экономической системы, также имеют тенденцию к изменению и могут находиться на различных стадиях жизненного цикла (Попов и Плотников, 2014).
По мнению А. Коваленко, конкурентные преимущества составляют основу конкурентоспособности продукта, а экономическую конкурентоспособность следует рассматривать как «способность фирмы совершать конкурентные действия на определенном продуктовом рынке сравнительно лучше конкурентов» (цит. по: (Зинченко, 2013)).
В настоящее время существует множество интерпретаций понятия ^ «инновационный потенциал региона». Понятие инновационного потенциала ° выступает концептуальным отражением феномена инновационной деятельности и ^ получило развитие с начала 80-х годов ХХ века. В большинстве работ отмечается
2 важность исследования проблем оценки потенциала и указывается на К значительные различия в определении его сущности, состава и соотношения с
другими категориями. В широком смысле потенциал означает «совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области» (Большой экономический словарь, 2007. С. 465). Понятие «потенциал» имеет как объективное, так и Т субъективное содержание. По объективному содержанию потенциал — это | накопленный труд, проявляющийся в системе воспроизводства на уровне
0 общественных, коллективных и личных потребностей. Под субъективным ° содержанием потенциала понимаются способности людей к использованию
накопленного труда. Оно тяготеет к группе специфических потребностей, которую
1 характеризуют субъективные процессы управления общественным производством. В пз
ш экономической литературе используются различные термины, характеризующие
^ понятие «потенциал», но не всегда раскрывается его содержание. Разнообразие
^ подходов к определению потенциала порождает разночтение и затрудняет
о. понимание сущности рассматриваемой категории. Это сложная система,
3 включающая трудовые ресурсы, их профессиональный уровень, информацию, о. технику и технологию и т. д. Трактовка термина «инновационный потенциал» о различна, и, как следствие, отсутствует единый подход к его анализу. Понятие ^ инновационного потенциала выступает отражением развития инновационных о процессов, оно развертывалось и уточнялось в результате теоретических, Ь методологических и эмпирических исследований.
з В. И. Зинченко, Е. А. Монастырный, Е. П. Губин и Г. И. Тюльков
ш придерживаются иной точки зрения. Они включают понятие инновационной
^ активности в состав понятия инновационного потенциала. Инновационный
Щ потенциал, по их мнению, - это совокупность продуктов, находящихся на разных
® стадиях разработки, освоения или расширения производства; возможностей создать,
о производить и совершенствовать продукцию; умение организовать разработку,
ш производство и продажу товаров лучших, чем у конкурентов, наиболее полно
о соответствующих требованиям покупателей (Зинченко, 2013. С. 59).
.л <
3. Состав и структура инновационного потенциала региона
Инновационный потенциал региона состоит нз системы потенциалов:
- кадровый потенциал;
- управленческий потенциал;
- научно-технический потенциал;
- информационный потенциал;
- финансовый потенциал;
- природный потенциал.
В целом инновационный потенциал региона не сводится к простой сумме указанных потенциалов. Он является системой, обладающей синергетическими свойствами. Функцией региональных органов управления в данном случае является полноценная адекватная реализация этих свойств, обеспечение взаимосвязей между предприятиями, высшей школой и научными учреждениями, финансово-кредитными институтами, органами местного самоуправления.
Проиллюстрируем различия между регионами с точки зрения занятости. Если посмотрим на уровень безработицы, то он колеблется в широком диапазоне от 1.7 до 30.8 (см. рис. 7).
На карте цифрами обозначены: 1 - Ярославль, 2 - Калуга, 3 - Владимир, 4 - Иваново, 5 - Пермь, 6 - г. Москва, 7 - Тула, 8 - Нижний Новгород, 9 - Рязань, 10 - Мари Эл, 11 -Удмуртия, 12 - Мордовия, 13 - Чувашия, 14,16 - Татарстан, 15 - Пенза, 17 - Ульяновск, 18 -Саратов, 19, 20 - Самара, 21 - Волгоград, 22 - Калмыкия, 23 - Адыгея, 24 - Ставрополь,25 -Карачаево-Черкесия, 26 - Кабардино-Балкария, 27 - Северная Осетия, 28 - Чечня, 29 -Ингушетия
Рис. 7. Уровень безработицы в 4 квартале 2015 по регионам Источник: World Bank Russia Economic Report 2016 N35. P. 24.
Исходя из методологии анализа конкурентной среды, предложенной М. Портером, конкурентные преимущества страны определяются в соответствии с детерминантами «национального ромба», включающими параметры факторов, стратегию фирм, их структуру и соперничество, параметры спроса, родственные и поддерживающие отрасли и влияние правительства (Портер, 2005. С. 214).
Более того, в последние годы наметилась специализация регионов не только по видам выпускаемой продукции, но и по связям со странами мира. С известной долей условности, по общему объёму экспорта основной выпускаемой продукции наметилась специализация отдельных регионов. Одни из них больше связаны со странами Евросоюза, другие - с Китаем, третьи — с Северной Америкой и т.д. (см. рис. 8).
со ■н о см
о с
о >
о
х
О
т
пз ш
о <
ф
15 о О
с
о m
о fee
3
о ш СП
о
о о ш
Ll_
о
_J
<
Одним из источников конкурентных преимуществ являются инновации, создаваемые в результате научно-технической деятельности.
Инновационные конкурентные преимущества представляют особый интерес. Они формируются за счет реализации в производстве результатов НИОКР, позволяющих обеспечивать ускоренное обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и за счет этого увеличивать потребительский эффект, связанный с качественными параметрами приобретаемой продукции.
со ■н о см
5 О
О х О
т
пз ш
о <
ф
15 о О
с
о m
о ш СП
о
о о ш
LL
о
_J
<
Рис. 8. Общий объем экспорта основного назначения (по величине стоимости экспорта) Источник: World Bank Russia Economic Report 2016 N35. P. 55.
В национальной экономике потенциальным фактором для получения конкурентных преимуществ может выступать инновационный характер региональной экономики. Кроме того, такими факторами могут быть: уровень квалификации работников, уровень технологического развития в регионе, наличие и развитость инфраструктурных связей в регионе.
В качестве важного конкурентного преимущества в регионе могут рассматриваться инвестиции из бюджетных источников, особенно на начальном этапе развития. Они могут послужить дополнительным импульсом, толчком для развития. Однако данный вариант является приемлемым лишь на начальных этапах, впоследствии на смену средствам бюджета должны прийти крупные частные инвестиции.
Региональная инновационная система включает разработчиков нововведений, инновационную инфраструктуру и предприятия-потребители нововведений. Инновационная инфраструктура должна обеспечивать финансирование, кадровое и информационное обеспечение инновационного процесса, а также продвижение новшеств и доведение их до производства и массового выпуска. Инновационная система призвана обеспечить опережающее развитие наукоемких отраслей, в том числе экспорт наукоемкой продукции.
Инновационный потенциал регионов предопределяет их дальнейшее развитие, характеризует способность региона к изменению, улучшению, прогрессу. Совершенствование системы показателей и мониторинг инновационного потенциала регионов создают предпосылки для корректировки инновационной политики, поэтому оценка инновационного потенциала региона должна постоянно совершенствоваться как в методическом, так и в содержательном отношении.
4. Реализация Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
Одним из основных документов, устанавливающих ориентиры долгосрочного развития в сфере инноваций и создания в России инновационной экономики, является «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Стратегия инновационного развития..., 2011). Создание Стратегии было обусловлено в том числе последствиями мирового экономического кризиса 2008-2009 годов. В настоящее время отечественная экономика столкнулась с новым кризисом, и положения, декларированные в Стратегии, не утратили своей актуальности.
Основными задачами Стратегии являются следующие: в долгосрочном периоде ставятся задачи по развитию кадрового потенциала с акцентом на специалистов в таких сферах, как наука, образование, технологии и инноваций;
важной задачей является обеспечение прозрачности и открытости отечественной инновационной системы и национальной экономики в целом;
- особое значение придаётся интеграции российской экономики и инновационной сферы в мировые процессы создания и внедрения нововведений;
- ставится задача создания современного, конкурентоспособного, разнонаправленного и устойчивого сектора исследований и разработок, ■н способного к долгосрочному развитию и устойчивому росту; см
- переход на инновационное развитие касается не только бизнеса, но и ^ государственной сферы, ставится задача максимально широкого внедрения в повседневную работу органов государственной власти и местных органов современных инновационных технологий; о
- ключевым направлением работы и основной задачей реализации Стратегии ф инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года является активизация деятельности по реализации инновационной политики, || осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской | Федерации и муниципальными образованиями (Стратегия инновационного развития., 2011).
В основе реализации Стратегии лежат следующие принципы:
- необходимо обеспечить кадровую и инвестиционную привлекательность х инновационного сектора; §
- в кооперации с представителями научной сферы, бизнес среды определить приоритеты инновационного развития страны в целом и технологического ^
Ой
развития экономики в частности; о.
- разработать и внедрить механизмы стимулирования компаний к разработке и £
о
внедрению инновации, к модернизации; о.
о с
о
X
О
т
необходимо комплексное, полное и эффективное использование инструментов о развития;
при распределении и расходовании бюджетных средств необходимо соблюдать о принципы прозрачности, открытости, осуществлять непрерывный и <; тщательный контроль за данными процессами, проводить оценку результатов з и эффективности; ш
упомянутую выше оценку эффективности необходимо проводить на основе 0 международных стандартов; 2
особое внимание со стороны государства следует уделять нивелированию «провалов рынка», такое вмешательство должно быть ограниченным и обоснованным;
кроме того, одним из важнейших принципов является защита и поощрение добросовестной конкуренции в секторе генерации знаний.
о о ш и_
о <
Таблица 2
Целевые показатели Стратегии инновационного развития РФ
Увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации до 40-50 процентов к 2020 году (в 2009 году - 9,4 процента)_
Увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг до 5-10 процентов в 5-7 и более секторах экономики к 2020 году_
Увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 процентов к 2020 году (в 2008 году - 0,25 процента)_
Увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17-20 процентов к 2020 году (в 2009 году - 12,7 процента)_
Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35 процентов к 2020 году (в 2010 году - 4,9 процента)_
Повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5-3 процентов валового внутреннего продукта к 2020 году (в 2010 году - 1,3 процента), из них больше половины - за счет частного сектора_
Увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3 процентов к 2020 году (в 2010 году - 2,08 процента)_
СО ■н о см
5 О
Увеличение количества цитирований в расчете на 1 публикацию в журналах, индексируемых в базе данных (Web of Science), до 4 ссылок к 2020 году (в 2010 году - 2,4 ссылки на статью)_
Увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно Quacquarelli Symonds World University Rankings, до 4 единиц (в 2010 году - 1 вуз)_
Увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5 - 3 тыс. патентов к 2020 году (в 2009 году - 63 патента)_
Увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25 процентов_
о
х О
т
пз со
о <
ф
15 о О
с О
m
о ш СП
о
о о ш
Ll_
о
_J <
Источник: составлено авторами на основе материалов Стратегии (Стратегия инновационного развития... 2011).
В табл. 2 представлены промежуточные результаты реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Согласно данным Industrial Research расходы на НИОКР в России составляли 1,5% ВВП и этот показатель имеет устойчивую тенденцию роста за последние годы (2012-2015).
Ключевыми внешними вызовами в Стратегии на момент разработки определяли
технологическую революцию в ресурсосбережении и альтернативной энергетике;
- ускорение технологического развития, причём не только традиционных стран-лидеров данной сферы, но и развивающихся стран;
появление новых технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников (сланцы, нефтеносные пески).
Как уже было отмечено выше, Стратегия не утратила своей актуальности, несмотря на колебания курса рубля, изменения цен на энергоносители, в том числе нефть, экспорт которой является одним из ключевых источников доходов бюджета страны. Российская экономика испытывает чрезмерную зависимость от экспорта сырья (в первую очередь углеводородов) — более 50% доходов бюджета. Как видно на рис. 9, цены на нефть марки Brent обладают высокой волатильностью и зависят от целого ряда факторов, на которые мы не можем оказать никакого влияния и, следовательно, не можем влиять на цену ресурса, составляющего основу нашей экономики, и полностью зависим от конъюнктуры рынка. Мы уже отмечали, что с января 2014 года цены на энергоносители в целом и нефть в частности имели
тенденцию к снижению. Поэтому в ближайшее время рассчитывать на существенное повышение не приходится. В лучшем случае предполагается, что падение цен на нефть в 2017-2018 годах замедлится (см. рис. 9). Будем надеяться, что эффект от санкций, введенных в 2014 году, постепенно сойдет на нет и экономика страны адаптируется к «новым условиям».
Рис. 9. Динамика ВВП и цен на нефть 2012-2018 гг. Источник: World Bank Russia Economic Report 2016 N36. P. 29.
Стратегия разрабатывалась с учётом положений, закреплённых в таких документах, как «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (Основные направления политики..., 2005), в 2006 году — «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» (Стратегия развития науки и инноваций., 2006), которые были утверждены в 2005-2006 годах. В рамках мероприятий, указанных в данных документах, и на их базе были разработаны основы национальной инновационной системы, предприняты меры по развитию сектора исследований и разработок, формированию инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на основе технологических инноваций, что отмечается в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Опираясь на положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020, года разрабатываются такие государственные программы Российской Федерации, как «Развитие образования» (Государственная программа Российской Федерации., 2014), «Развитие науки и технологий» (Государственная программа., 2014), «Экономическое развитие и инновационная экономика» (Государственная программа., 2013), «Информационное общество (2011-2020 годы)» (Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество», 2015), а также иные государственные программы, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики (авиация, космос, атомный энергопромышленный комплекс). Как сказано в Стратегии, в рамках реализации перечисленных выше государственных программ будут детализироваться пути выполнения Стратегии и будут определяться мероприятия, направления, источники финансирования. Инновационная политика в целом будет связана с решением задач инновационного развития в различных секторах экономики и социальной сферы с помощью государственных программ (Стратегия инновационного развития, 2011).
со ■н о см
о с
О >
о
х
О
т
пз ш
о <
ф
15 о О
с
о m
о fee
3
о ш СП
о
о о ш
Ll_
о
_J
<
со ■н о см
5 о
В начале 2014 года был реализован значительный объём мероприятий, указанных в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждены запланированные программы развития, отдельно по каждому направлению, такие как «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Развитие здравоохранения», «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Информационное общество», «Развитие образования» и многие другие. Тем не менее, существуют и проблемы в реализации Стратегии, обусловленные в основном нестабильной экономической ситуацией в стране, политикой санкций, скачками курса национальной валюты, застоем в экономике, чрезмерной зависимостью от мировых цен на нефть, концентрацией на крупных, чрезвычайно дорогих инфраструктурных проектах (ЦКАД, Керченский мост, космодром «Восточный»), а не на развитии многочисленных мелких «стартапов». Как пример можно привести выход США из «Великой депрессии», чему способствовали именно мелкие, но многочисленные (десятки тысяч) проектов, в том числе инфраструктурных. Крупные корпорации с государственным участием и фонды развития не справились с задачей формирования инновационной экономики.
Существенные проблемы в реализации Стратегии связаны с инфраструктурой, они заключаются в низкой заработной плате учёных, неэффективном использовании уже созданных инновационных объектов, например, наукоградов, в которых часть площадей пустует, хотя в них уже созданы все необходимые условия. Вместо этого средства бюджета расходуются на создание с нуля отечественных «Кремниевых долин».
Реализация Стратегии также оказывает влияние на место России в индексе ведения бизнеса за последние годы. Проблема эта становится особенно актуальной в условиях ограничения внешнего финансирования. Создание благоприятных институциональных предпосылок для развития отечественного бизнеса может создать важные условия для ускорения инновационного развития в нашей стране.
Таблица 3
Место России в индексе ведения бизнеса
Легкость 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Изменение 2017/2016
1. Создания новой компании 106 111 100 88 34 41 26 ▲ 15
2. Получения лицензий и разрешений 179 178 180 178 156 119 115 ▲ 4
3. Получения электроэнергии 183 183 188 117 143 29 30 ▼ 1
4. Регистрация собственности 51 45 46 17 12 8 9 ▼ 1
5. Получения кредитов 96 98 105 109 61 42 44 ▼ 2
6. Защиты интересов инвесторов 108 111 113 115 100 66 53 ▲ 13
7. Уплаты налогов 107 105 63 56 49 47 45 ▲ 2
8. Ведения международной торговли 166 160 162 157 155 170 140 ▲ 30
9. Принудительного обеспечения выполнения контрактов 19 13 10 10 14 5 12 ▼ 7
10. Ликвидации компании 60 60 53 55 65 51 51 -
ОБЩИИ ИНДЕКС 124 120 112 92 62 51 40 ▲ 11
о
х
О
т
пз ш
о <
ф
15 о О
с
о m
о §
з О ш СП
о
о о ш
Ll_
о
_J
<
Источник: составлено по Doing Business 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017.
Если с 2007 г. по 2011 г. происходило ухудшение институциональной среды ведения бизнеса и Россия переместилась с 96 на 123 место в рейтинге Doing business, то с 2011 года началось улучшение ситуации. Оно продолжается до 2017 года. За этот период Россия переместилась со 123 на 40 место (см. табл. 3). Особенно стоит отметить динамику по таким показателям, как регистрация собственности, получение кредитов, создание новой компании, получение лицензий и разрешений.
В то же время сохраняются большие резервы. И хотя Россия занимает уже 26-е место по условиям создания компании, тем не менее число процедур составляет 3,7, на их осуществление требуется 9,8 дней.
Гораздо хуже обстоит дело со вторым показателем. Россия занимает 115-е место по получению лицензий и разрешений (число процедур - 13,7, требуется 239,3 дней и 1,4% дохода на душу населения). При этом индекс контроля качества строительства оценивается в 10 баллов, по 15-балльной системе. Заметный прогресс в последние годы произошел по показателю получения электроэнергии. Россия занимает сейчас 30 место. Для этого необходимо 3 процедуры, на которые требуется 160,5 дней (что составляет 44,1% дохода на душу населения). Индекс надежности поставок и прозрачности тарифов составляет 8 баллов по 8-ми балльной системе.
Большой прогресс в последние годы наблюдался в рейтинге условий регистрации собственности. В настоящее время Россия занимает 9-е место. Количество процедур составляет 3, на них уходит 15 дней. Индекс качества землеустройства оценивается в 26 баллов по 30-ти балльной системе. со
Существенно улучшилась ситуация с получением кредита. Россия о переместилась с 96-го места в 2011 году на 44-е место по сложности условий ^ получения кредита. Индекс консервативности юридических требований составляет 6 по 12-ти балльной системе, индекс глубины информации о кредитах 7 баллов по 8-ми балльной системе.
Россия переместилась со 108-го места в 2011 году на 53-е место по индексу > защищённости интересов инвесторов. Индекс открытости - 6 баллов по 10-ти ® балльной системе, индекс ответственности руководителей - 2 балла из 10-ти. Индекс лёгкости осуществления исков акционерами составляет 7 баллов из 10-ти. Индекс ^ защищенности прав акционеров составил в 2017 году 8 баллов из 10-ти. Индекс § корпоративной прозрачности - 8 баллов по 10-ти балльной шкале. о
Кроме того, существенно улучшилось положение России в рейтинге по о индексу уплаты налогов. Россия в 2017 году заняла 45-е место. Налоговые платежи ^ осуществляются 7 раз в год, что занимает 168 часов, а общая налоговая нагрузка — ^ 47,4% от прибыли. о.
В рейтинге международной торговли Россия переместилась со 166-го места в < 2011 году на 140-е место. Однако все равно это остается серьезной проблемой. ф
о с
Документальное оформление экспорта занимает 25,4 часа, а импорта — 42,5 часов. На пересечение границы как для экспортных, так и для импортных товаров уходит о четверо суток. Затраты на документальное оформление организации экспорта составляют 92 иЯ$, а импорта — 152,5 иЯ$, затраты на пересечение границы при £ экспорте товаров составляют 765 а при импорте - 1125 2
В индексе принудительного обеспечения выполнения контрактов Россия р занимает 12-е место. Время на выполнение контрактов составляет 337 дней, издержки — 16,5% от суммы иска. Индекс качества судебных процессов составляет и 11 баллов по 18-ти балльной системе. ее
Россия занимает 51-е место в рейтинге условий ликвидации компаний, на — что уходит почти 2 года и что оценивается в 9% от стоимости имущества. однако о возврат средств составляет только 38,6 цента на каждый доллар. Уровень о несостоятельности компаний на рынке оценивается в 11,5 баллов по 16-ти балльной ш шкале.
Несмотря на заметный прогресс по целому ряду показателей, Россия по-прежнему сильно отстает от передовых стран с точки зрения ведения международной торговли и сокращения трансакционных издержек по получению лицензий и разрешений.
Многие перечисленные выше проблемы для России не новы, и многие учёные и исследователи обращали на них внимание ещё несколько лет назад, но высокие цены на нефть позволяли не обращать внимание на нарастающие проблемы в экономике страны. Теперь эти времена закончились и нужно искать новые сценарии для реформ и выхода страны из кризиса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Большой экономический словарь (2007). / Под ред. А. Н. Азрилияна, 7-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 1472 с.
Головачев А. С. (2009). Повышение конкурентоспособности региона — главная задача государственных и местных органов исполнительной власти // Проблемы управления, № 4(33), с. 119-125.
Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 17.06.2015).
Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля со 2014 г. № 295.
о Государственная программа Российской Федерации «Экономическое
041 развитие и инновационная экономика». Утверждена распоряжением Правительства
* РФ от 21 декабря 2013 г. N 2 2492-р.
Гусаков М. А. (2007). Формирование инновационной готовности экономики s России и регионов // Экономика и управление: российский и международный опыт. £ Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, с. 63-73.
ф Зинченко В. И. (2013). Принципы разработки и применения методики
„ комплексной оценки инновационного потенциала промышленного предприятия //
* Российский журнал менеджмента, № 5, с. 58-63.
Щ Кокурин Д. И. (2001). Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 575с.
0 Логинова И. В., Титаренко Б. А. и Саяпин С. Н. (2015). «Экономические m санкции против России» //Актуальные вопросы экономических наук, № 47, с. 40.
1 Монастырный Е. А. (2008). Термины и определения в инновационной пз сфере // Инновации, № 2, с. 28-31.
° Нуреев Р. М. (2013). Теория инноваций: вчера, сегодня, завтра.
< Институциональная трансформация экономики: условия инновационного развития. ф Новосибирск, с. 108-114.
Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утверждено 5 августа 2005 г. N 2473п-П7.
m Попов А. В. и Плотников А. Н. (2014). Научная сфера и ее влияние на
2; инновационный потенциал региона // Менеджмент: управление в социальных и Р экономических системах: межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред. С. Д. Резника. Вып. 5. 3 Пенза, с. 30-35.
Портер М. Е. (2005). Конкурентное преимущество: как достичь высокого о; результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 454 с. ^ Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до
^ 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р.
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1)).
Экономические санкции против России: ожидания и реальность (2017). Под ред. Р. М. Нуреева. М.: КНОРУС.
World Bank Russia Economic Report 2016 N 35. World Bank Russia Economic Report 2016 N 36.
15 о О
REFERENCES
A Large Economic Dictionary (2007). / Ed. by A. N. Azriliyan, 7th ed., Ext. Moscow, Publ. House of Institute of New Economy, 1472 p. (In Russian).
Economic Sanctions Against Russia: Expectations and Reality (2017). Ed. by R. Nureev. Moscow, KNORUS Publ. (In Russian).
Golovachev A. S. (2009). Increased competitiveness of the region - the main task of the state and local authorities. Problems of Management, no. 4(33), pp. 119-125. (In Russian).
Gusakov M. A. (2007). Formation of innovative readiness of the Russian economy and regions. Economy and Management: Russian and International Experience. Gatchina, Publ. House LOIEF, pp. 63-73. (In Russian).
Kokurin D. I. (2001). Innovation activity. Moscow, Examination [Ekzamen] Publ., 575 p. (In Russian).
Loginova I. V, Titarenko B. A. and Sayapin S. N. (2015). «Economic sanctions against Russia». Actual Problems of Economic Science, no. 47, p. 40. (In Russian).
Monastyrnyi E. A. (2008). Terms and definitions in the sphere of innovation Innovations, no. 2, pp. 28-31. (In Russian).
Nureev R. M. (2013). theory of innovation: yesterday, today and tomorrow. Institutional transformation of the economy: the conditions of innovative development. Novosibirsk, pp. 108-114. (In Russian).
Popov A. V. and Plotnikov A. N. (2014). Science scope and its impact on the
CD
■H
innovation potential of the region. Management: Management of Social and Economic °
Systems: coll. of art. / Ed. by S. D. Reznik, vol. 5. Penza, pp. 30-35. (In Russian).
Porter M. E. (2005). Competitive Advantage: how to achieve high results and
ensure its sustainability. Moscow, Alpina Business Books, 454 p. (In Russian).
The Main Directions of Russian Policy in the Development of Innovative Systems -5
for the Period up to 2010. Approved August 5, 2005 N 2473p-P7. (In Russian). >
The Russian Federation Innovative Development Strategy for the Period up to
2020. Approved by the RF Government of 08.12.2011 N 2227-p. (In Russian). ^
The State Program of the Russian Federation «Development of Education» for ^
2013-2020. Approved by the RF Government Decree of April 15, 2014 № 295. ¡
(In Russian). §
The State Program of the Russian Federation «Development of Science and £
Technology» for 2013-2020. Approved by the RF Government Decree of April 15, 2014 1
№ 301. (In Russian). g
The State Program of the Russian Federation «Economic Development and ^
Innovative Economy». Approved by Resolution of the Russian Government Dated ^
December 21, 2013 N 2 2492-p. (In Russian).
The State Program of the Russian Federation «Information Society (2011-2020)».
Approved by the RF Government Decree of 15.04.2014 N 313 (as amended 17.06.2015).
(In Russian). o
The Strategy of the Development of Science and Innovation in the Russian
Federation for the Period up to 2015 (Approved by the Interdepartmental Commission
for Research and Innovation Policy (Minutes of 15.02.2006 N 1)). (In Russian).
World Bank Russia Economic Report 2016 N 35. (In Russian).
World Bank Russia Economic Report 2016 N 36. (In Russian).
Zinchenko V. I. (2013). Principles for the development and application of
methods of a complex estimation of innovative potential of industrial enterprises.
Russian Management Journal, no. 5, pp. 58-63. (In Russian). o
o o
LU LL
o _j
< cu
ZD O