Научная статья на тему 'Инновационный потенциал регионов Российского Севера: тенденции развития…………………………………………. . '

Инновационный потенциал регионов Российского Севера: тенденции развития…………………………………………. . Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березикова Елена Николаевна, Носкова Елена Сергеевна

В работе впервые предложена методика комплексной оценки инновационного потенциала регионов. В результате определен индекс инновационного потенциала регионов Российского Севера и на его основе все регионы соотнесены по группам, соответствующим их инновационному рейтингу. Предложена система мер по стимулированию инновационной деятельности регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION POTENTIAL OF RUSSIAN NORTHERN REGIONS: DEVELOPMENT TRENDS184209,

In the work for the first time a methodology of complex evaluation of innovation potentials of the regions is proposed. As a result the index of innovation potentials of Russian northern regions was determined, and on its basis all regions are referred to groups corresponding their innovation rating. A system of measures on stimulation of innovation activities in regions has been proposed

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал регионов Российского Севера: тенденции развития…………………………………………. . »

Березикова E.H., Носкова Е.С.

В работе впервые предложена методика комплексной оценки инновационного потенциала регионов. В результате определен индекс инновационного потенциала регионов Российского Севера и на его основе все регионы соотнесены по группам, соответствующим их инновационному рейтингу. Предложена система мер по стимулированию инновационной деятельности регионов.

Северные территории играют ключевую роль в российской национальной экономике. Не вызывает сомнений тот факт, что Север имеет мировое значение в решении фундаментальных проблем развития Земли; это родина уникальных этнокультурных образований; территория с особыми производственными и социальными технологиями; энерго-экономическими и медико-физиологическими параметрами жизнедеятельности; основной источник природных ресурсов и валютных поступлений страны; важнейший экологический ресурс Земли; сфера геополитических отношений Российской Федерации.

На Севере России важными факторами среды бизнеса являются: значительный научно-технический, кадровый, инновационный потенциал региона; благоприятный предпринимательский климат; инновационная стратегия ведущих фирм региона [1].

В современных условиях устойчивое социально-экономическое развитие регионов связано с переходом на инновационный тип развития. Одним из элементов достижения поставленной цели является проведение постоянного мониторинга инновационного потенциала региона.

Инновационный потенциал региональной социально-экономической системы -совокупность ресурсных возможностей, технологических, коммерческих, управленческих компетенций для генерации, распространения и использования нововведений в целях модернизации экономики региона [2]. Уровень развития инновационного потенциала пребывает в постоянной динамике, которая может быть как позитивной, так и негативной, поэтому оценка инновационного потенциала должна представлять собой систематический анализ его составляющих. Сложность и многообразие характеристик различных аспектов инновационного потенциала региона обуславливает наличие множества показателей, ни один из которых не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы судить об инновационном потенциале. Поэтому для его оценки необходимо определить составляющие, измерить их и, таким образом, получить комплексную оценку инновационного потенциала.

В работе проведена комплексная оценка инновационного потенциала регионов Российского Севера, основанная на методике определения уровня социально-экономического развития территорий, используемая Фондом регионального развития для распределения финансовых средств. В результате определен индекс инновационного потенциала регионов Российского Севера и на его основе получен их инновационный рейтинг.

Значимость исследования инновационного потенциала определяется, с одной стороны, возрастанием роли специфических активов территории, связанных с научно-технической деятельностью и образованием, а, с другой стороны, качественными сдвигами, обусловленными дифференциацией знаний по использованию технологий. Инновационный потенциал регионов предопределяет их дальнейшее развитие, и поэтому

представляет интерес для формирования концепции инновационного развития регионов на среднесрочный и долгосрочный периоды. В перспективе будут развиваться те регионы, которые будут не только использовать передовые технологии, но и создавать их. Исследование инновационного рейтинга регионов особенно актуально в настоящее время, поскольку инновационный потенциал регионов реализуется далеко не в полной мере и имеются негативные тенденции в его использовании [3].

В расчет интегральной оценки инновационного потенциала регионов Севера были включены следующие показатели, сведенные в 4 группы:

• макроэкономические;

• инфраструктурные;

• кадровые;

• показатели результативности инновационной деятельности.

Все показатели, кроме удельных, были соотнесены с численностью экономически активного населения. Затем по каждому из базовых показателей строятся нормированные индикаторы (для приведения показателей в сопоставимый вид) по формуле:

Индекс = Х ~ Xmin—, X — X

max min

где X - значение показателя;

Хщах, Xmin - установленные максимальное и минимальное значения показателей (референтные точки).

Далее все полученные значения нормированных индикаторов суммировались по всем показателям по каждому региону и году, и получалась комплексная оценка инновационного потенциала региона в конкретном году.

Все регионы Российского Севера были отнесены к трем группам: с низким (III группа), средним (II группа) и высоким уровнем инновационного потенциала (I группа). Полученные оценки представлены на рисунке.

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Красноярский край Мурманская область Иркутская область Хабаровский край Республика Саха (Якутия) I

Камчатская область

Магаданская область 1

Архангельская область Ямало-Ненецкий АО Республика Коми II

Сахалинская область 1

Таймырский АО Чукотский АО Эвенкийский АО III

Комплексная оценка инновационного потенциала регионов Российского Севера в 2002-2005 гг.

Можно сказать, что в группу с низким уровнем инновационного развития в 2002-2005 гг. входят три региона (Эвенкийский, Таймырский и Чукотский автономные округа), Сахалинская область в 2004 г. перешла в группу регионов со средним уровнем

инновационного потенциала. Это произошло за счет роста среднедушевых доходов населения (в 1,24 раза), инвестиций в основной капитал (в 2,14 раза), числа организаций, использующих \УеЬ-сайты (в 1,3 раза).

Во второй группе регионов (регионы со средним уровнем инновационного потенциала) на протяжении 2002-2005 гг. происходили изменения. В течение рассматриваемого периода в эту группу постоянно входили три региона (Архангельская область, Ямало-Ненецкий АО и Республика Коми). В 2003 г. из состава этой группы вышли Магаданская и Камчатская области и перешли в третью группу регионов. Этот переход можно объяснить ростом среднедушевых доходов населения (в 1,2 раза), количества организаций, ведущих подготовку аспирантов (в 1,33 раза), продукции, подвергшейся значительным технологическим изменениям или вновь внедренной (в 1,4 и 1,9 раза соответственно), затрат на технологические инновации (в 1,11 и 12,06 раза соответственно). В 2005 году Магаданская область перешла во вторую группу регионов, в то время как Камчатская область сохранила свое положение. В 2004 г. в эту группу, как уже говорилось, вошла Сахалинская область.

К группе с высоким уровнем инновационного потенциала в течение рассматриваемого периода постоянно относятся 5 регионов: Красноярский и Хабаровский края, Мурманская и Иркутская области, а также Республика Саха (Якутия). В основном это регионы, имеющие развитую научную инфраструктуру, высокую результативность научных исследований и разработок, достаточно хорошие масштабы и темпы распространения инноваций. В целом по этим показателям регионы этой группы опережают регионы II группы в 2,3 раза.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что относительные показатели инновационной активности регионов Севера отстают от среднего по Российской Федерации уровня. Российская статистика свидетельствует, что развитие научной и инновационной деятельности на Севере в последнее десятилетие характеризуется в основном негативными тенденциями — сокращением масштабов научных исследований, снижением кадрового потенциала науки, деградацией научной инфраструктуры [4]. Высокие темпы экономического роста последних пяти лет, по оценкам экспертов, достигнуты в основном за счет наращивания экспорта нефти, газа, металлов и других изделий с низкой степенью переработки в условиях роста мировых цен на эти виды ресурсов.

Инновационный потенциал имеет определенную инертность, а его структура воздействует на конкурентоспособность региона как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. Сложившийся инновационный потенциал регионов Российского Севера активно формировался во второй половине прошлого века одновременно с развитием городов, созданием крупных вузов и бурно развивающейся промышленностью. В постиндустриальных государствах крупные города меняют свою функциональную ориентацию. Из них «уходят» даже весьма современные промышленные отрасли и происходит концентрация ресурсов знаний. Эти тенденции в перспективе будут характерны и для регионов Севера.

В настоящее время на Севере сложились условия производственно-экономического отставания. Одной из причин этого является структурное и технологическое отставание отечественного производства от передового уровня современных западных производителей. Для преодоления этого отставания должны быть приняты чрезвычайные действия по подъему экономики Севера. Эти действия должны быть направлены на радикальное обновление технологии производства товаров и услуг. Толь-

ко при этом условии возможно кардинальное снижение себестоимости, повышение потребительской ценности и качества продукции. Это обеспечит быстрый рост конкурентоспособности товаров, увеличение спроса и закрепление их на международном рынке.

Последовательность развития инновационных технологий в условиях рыночных отношений на Севере во многом зависит от потребностей регионов, которые связаны с обострением технических или иных проблем. Однако, вследствие большой разобщенности производительных сил, участвующих в создании новых технологий, процесс формирования инновационно-технологической цепочки осуществляется крайне медленно и нуждается в государственном регулировании и стимулировании. В этом плане создание особых экономических зон на Севере - исключительно актуальная задача.

В последние годы лишь отдельные регионы РФ стали создавать инновационные структуры: наукограды, технологические центры и парки, бизнес-инкубаторы, лизинговые фирмы, различного рода ассоциированные структуры, фонды содействия и т.п. Среди северных регионов в этом плане выделяются Мурманская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Большинству регионов Севера присущи такие недостатки в организации инновационной деятельности, как формализм и неадекватность современному состоянию экономики, некомплексный характер, ведомственная разобщенность, низкий уровень материально-технической базы, слабая подготовка кадров в части исследовательской и внедренческой работы, слабая защита интеллектуальной собственности, почти полное отсутствие венчурного финансирования и страхования рисков, инновационного проектирования и менеджмента.

Регионы Севера обладают значительным инновационным потенциалом, практически еще не реализованным. Его эффективное использование предполагает концентрацию ресурсов на поддержание относительно высокого образовательного уровня; развитие сети университетов, академических институтов и других государственных научных организаций, формирование нового научно-технического задела. Это должно способствовать созданию системы генерации знаний, стимулированию деловой активности, а в итоге - организации производства конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг.

Главное препятствие в развитии инновационных процессов - отсутствие связующих звеньев в цепочке «наука - производство» и слабость государственного регулирования внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в жизнь [5].

Для дальнейшего развития инновационного потенциала регионов Российского Севера необходимо создать соответствующие благоприятные условия для активизации инновационных процессов. Для этого должен быть разработан и реализован комплекс мер, направленных на стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг. Эта задача должна решаться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных экономических агентов, какими являются инновационно-активные организации.

Важной проблемой является проблема выбора и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Реализовывая выбранные научные приоритеты, необходимо обеспечить рациональное использование и концентрацию имеющихся ресурсов (финансовых, трудовых). Это, в свою очередь, означает жесткое ограничение количества приоритетов. При этом все остальные исследования должны финансироваться в рамках федеральных целевых программ (ФЦП).

Для достижения позитивных результатов инновационной деятельности необхо-

димо наладить совместную работу органов исполнительной власти, бизнеса и научного сообщества по поиску и созданию новых и сохранению имеющихся рынков наукоемкой продукции и услуг.

Сформированная к настоящему времени инновационная инфраструктура нуждается в совершенствовании и использовании новых инструментов, таких как:

• создание центров трансфера технологий, системы фондов начального финансирования инновационных проектов;

• стимулирование участников инновационного процесса на создание высокотехнологичной продукции;

• совершенствование системы подготовки кадров в области инновационного менеджмента;

• реализация системы мер по формированию инновационной культуры.

Для активизации инновационных процессов необходимы:

• поддержка процессов интеграции российских компаний в мировой рынок посредством создания транснациональных компаний или участия в них;

• стимулирование развития малых и средних высокотехнологичных компаний.

Таким образом, руководящей идеей перехода регионов на инновационный путь

развития является формирование экономики инновационного спроса, что обеспечивается ускоренным развитием перерабатывающих отраслей, усилением государственной поддержки, развитием инновационной инфраструктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишняков A.A. Социально-экономические условия для развития венчурного инвестирования в Республике Коми. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ww.syktsu.rn/vestniy2006/2006-l/10

2. Митрофанова И.В. Инновационный потенциал региона: проблемы формирования и использования / И.В. Митрофанова, A.C. Бендь // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Управление инновациями». М.: Изд-во «Доброе слово», 2006. С. 186 - 189.

3. Ковалев М.М. Инновационный потенциал регионов Беларуси: состояние и перспективы / М.М. Ковалев, A.A. Шашко. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.economy.bsu.by/pdf/articles/Kovalev/2004/133.pdf

4. Романова O.A. Структурная политика и стратегия развития (об использовании разработок Ю.В. Яременко в практических исследованиях экономики Уральского региона) / O.A. Романова, А.И. Татаркин // Проблемы прогнозирования. 2003. №4. С. 2003. №4. С. 37-51.

5. Север: наука и перспективы инновационного развития / Отв. ред. В.Н. Ла-женцев. Сыктывкар, 2006. 400 с. (Научный совет РАН по вопросам регионального развития; Коми научный центр УрО РАН).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.