Научная статья на тему 'Инновационный потенциал предприятия: экономический аспект'

Инновационный потенциал предприятия: экономический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Бушуева Анастасия Алексеевна

В статье рассматривается инновационный потенциал предприятия. Определяются факторы эффективности инновационного потенциала. Рассматриваются стадии формирования и развития инновационного потенциала. Исследуются методы оценки инновационного потенциала предприятия с точки зрения стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Бушуева Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал предприятия: экономический аспект»

ской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 86-88.

2. Лебедева Т.Е. Маркетинговые исследования // Учебно-методическое пособие / Ответственный редактор О.В. Каткова. Нижний Новгород, 2008.

Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand. Techn.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Bulganina Anastasia Evgenievna, student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia MARKETING RESEARCH OF DEMAND FOR PHOTO STUDIO SERVICES Abstract. The article shows the results of a marketing study conducted in January 2019. The purpose of the survey was the demand for services and analysis of the requirements of customers of photo salons and studios. Shown are the peculiarities of photo studio activities, the range and cost of services, the structure of information posted on websites and social networks.

Keywords: marketing research, photo studio, questioning.

УДК 332.122.64

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент (bystrova_nv@mail.ru) Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н, доцент (cveta-ts@yandex.ru) Бушуева Анастасия Алексеевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (dec2112fa@mail.ru)

В статье рассматривается инновационный потенциал предприятия. Определяются факторы эффективности инновационного потенциала. Рассматриваются стадии формирования и развития инновационного потенциала. Исследуются методы оценки инновационного потенциала предприятия с точки зрения стратегического управления.

Ключевые слова: предприятие, инновации, инновационный потенциал, инновационная деятельность, экономический аспект.

Главным фактором экономического роста и обеспечение надлежащего места отечественной экономики в мировой экономической системе является эффективное использование инноваций, которые превращаются в решающий фактор социально- экономического развития и играют ведущую роль в решении экономических, экологических, социальных и культурных задач. В этой связи особую актуальность приобретает рассмотрение комплекса вопросов относительно инновационной деятельности предприятий и, в частности, инновационного потенциала как системного показателя, который характеризует уровень эффективности предприятия в реализации

стратегии инновационного развития. Инновационный потенциал является надежной основой для обеспечения эффективности инновационной деятельности предприятия

Предприятие представляет собой сложную систему с определенным набором структурных элементов. Ключевым фактором эффективного функционирования данной системы является поддержание и прирост уровня ее конкурентоспособности. Необходимо отметить, что на сегодняшний день это возможно только при высоком уровне инновационной активности предприятия. Эффективная инновационная политика является фактором, обеспечивающим прирост, как уровня прибыли, так и степени конкурентоспособности субъекта рынка. Однако такой уровень инновационной активности сопряжен со значительной степенью риска. Соответственно, налицо необходимость развития методик, позволяющих снизить риск принятия неверного управленческого решения в процессе стратегического планирования инновационной деятельности. Инновационный потенциал, как мера инновационных возможностей предприятия, является одним из ключевых параметров при определении стратегических планов предприятия, включающих программу инновационного развития.

В современных условиях развития небольшая доля предприятий использует инновационный потенциал для повышения уровня конкурентоспособности. Необходимо разграничить понятия инновация и новшество. Новацией называют новый вид продукции, метод производства или технологию, которая стала результатом научных исследований или практических разработок. Инновация - это новшество, которое было введено в сферу коммерческого оборота, то есть практически освоено.

Исследователи С.Д. Ильенкова И. Шумпетер, ввели в научную среду понятие «инновация», как воплощение научного открытия в новой технологии или продукте.

Сторонники результативного подхода (Р.Г. Яновский, В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, А.Г. Кирьяков), рассматривают понятие «инновация» как конечный результат инновационной деятельности. Результат инновационной деятельности выражается в виде нового продукта или технологии [7].

Ряд зарубежных авторов под инновацией понимают процесс, в ходе которого получает практическое выполнение новая идея. Конечным результатом внедрения инновации является получение прибыли.

С точки зрения масштаба, инновация представляет собой изменения социальной системы, основанные на достижениях науки и техники с целью ее качественного улучшения и преобразования. А с точки зрения восприятия новизны, под инновацией понимаются любые новые процессы, происходящие на предприятии или в организации впервые. Также инновация возникает как результат совмещения предложения по изменению тех или иных процессов, продуктов, услуг и наличия спроса на их совершенствование. Одной из характеристик инновации, является ее реализуемость и возможность получения экономического эффекта.

Жизненный цикл любых инноваций состоит из следующих этапов:

1) зарождение инновации (создание новых идей, их реализация);

2) рост инновации (прибыль от реализации новых идей увеличивается);

3) зрелость (рост объема продаж прекращается, т.к. рынок перенасытился производимым продуктом);

4) насыщенность рынка (уменьшается как рост объема продаж, так и получаемая прибыль);

5) отмирание (производимый продукт больше не пользуется спросом на рынке и вытесняется с него) [3].

В основном, инновационный потенциал предприятия отображает его способность к наиболее эффективному осуществлению различных функциональных задач при условии наибольшего использования имеющихся в его распоряжении экономических ресурсов. К основным ресурсам хозяйствующих субъектов, необходимых для эффективного осуществления ими инновационной деятельности, относятся:

- финансовые ресурсы;

- материальные ресурсы;

- технико-технологические ресурсы;

- интеллектуальные ресурсы;

- инфраструктурные ресурсы;

- кадровые ресурсы;

С целью повышения конкурентоспособности на предприятии необходимо создавать такие инновации, которые бы позволили, в первую очередь, оптимизировать деятельность предприятия и сократить расходы, связанные с функционированием [5]. Среди таких инноваций могут быть следующие:

- повторное использование ресурсов, часто на предприятиях можно использовать один и тот же ресурс в нескольких технических процессах;

- переработка и утилизация отходов, самостоятельная переработка отходов производства и их дальнейшая утилизация предоставляет предприятию возможность экономить на затратах на охрану окружающей среды.

В общем виде структура инновационного потенциала любого предприятия отображена на рисунке 1.

Разные фирмы обладают разным инновационным потенциалом, например, низким или высоким, а, следовательно, и разными перспективами на свою дальнейшую деятельность.

К примеру, если предприятие обладает высоким инновационным потенциалом, то оно способно устанавливать новую стоимость с помощью использования всех имеющихся у предприятия активов для его инновационного развития. Инновационный потенциал любого предприятия обычно формируется из двух основных составляющих: интеллектуального потенциала и инновационного потенциала материальных ресурсов.

Рисунок 1 - Базовые элементы инновационного потенциала предприятия

Процесс формирования инновационного потенциала предприятия проходит под влиянием внешних и внутренних факторов. К факторам внешней среды относятся технологические, социальные, политические, экономические изменения; данные изменения влияют на инновационный потенциал предприятия, оказывая влияние на все предприятие в целом. Инновационный климат образуют факторы внешней среды, которые оказывают влияние на инновационную деятельность предприятия. Инновационный микроклимат, как правило, формируется под воздействием внешней микросреды, к таким факторам относят инвесторов, потребителей, а также поставщиков и новаторов. Любое предприятие составляет стратегии для своего развития именно по отношению к факторам инновационного микроклимата. Предприятиям следует отслеживать изменения инновационного климата, с той целью, чтобы анализировать и оценивать текущую ситуацию, а также предвидеть последствия определенных изменений.

К внутренним же факторам зачастую относят организационную структуру и культуру предприятия. Внутренняя среда подвержена изменениям также как и внешняя.

Существует несколько методик оценки инновационного потенциала предприятия:

1. Диагностический метод - для оценки определяются отдельные элементы, по которым дается экспертное заключение о состоянии инновационного потенциала;

2. Детальный метод - применяется, как правило, еще на этапе разработки инноваций. Для проведения изучения формируется модель исследуемых параметров. Она включает в себя качественные и количественные нормативные показатели, которые обеспечат достижение целей и развитие инновационных возможностей.

Рассматривая инновационный потенциал предприятия с точки зрения стратегического управления, можно отметить, что указанные методы оценки позволяют решать стратегические задачи, направленные на развитие предприятие в разных областях с использованием различных моделей [2].

Инновационным потенциалом предприятия можно управлять, так как он непостоянен. Таким образом, инновационный потенциал можно поднять и укрепить. Такие механизмы для мобилизации инновационного потенциала предприятия, как: консультирование, воплощение различных программ, организация финансово-экономической экспертизы, осуществление обучение персонала, формирование и укрепление международных связей, обеспечение информационной поддержки и др. являются основными. Для получения максимального экономического эффекта от инноваций, необходимо грамотно организовать инновационную деятельность в организации

[4].

На практике выделяют следующие основные группы показателей состояния инновационного потенциала с точки зрения экономики:

1. Кадровые показатели (сотрудники, способные создавать неординарные решения);

2. Затратные показатели (свободные денежные средства, необходимые для финансирования изобретений);

3. Материально-техническая база, которая необходима для массового производства нового продукта.

На рисунке 2 группы показателей состояния инновационного потенциала рассмотрены подробнее.

Рисунок 2- Система обобщенных показателей инновационного потенциала

предприятия

В качестве одного из главных показателей эффективности инновационного потенциала предприятия выступает денежный показатель. Рассматривается сумма денежных средств, которая была затрачена на реализацию

инновационной деятельности [4]. Но следует отметить, что потраченные на введение инноваций средства не всегда находятся в прямой зависимости с величиной инновационного потенциала, т.к. можно тратить большие средства, но получать взамен незначительные результаты.

Таким образом, инновационный потенциал предприятия складывается из ресурсов и источников их пополнения, которыми оно располагает, его связей, положения и организационной системы в целом. Потенциал предприятия сам по себе представляет источник формирования конкурентного преимущества организации и именно поэтому нуждается в постоянном развитии и совершенствовании. Инновационный потенциал является стратегическим ресурсом предприятия, который позволяет нейтрализовать негативное влияние как внешних, так и внутренних факторов. Инновационный потенциал любого предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты всякой его деятельности, но и на пределы роста и структурного развития предприятия в целом.

Список литературы

1. Быстрова Н.В., Максимова К.А. Электронная коммерция и перспективы ее развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 86-90.

2. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Мазунова А. А., Парадеева И.Н. Имидж организации как фактор повышения ее конкурентоспособности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 8-2. С. 321-324.

3. Быстрова Н.В., Цыплакова С. А. Организационно-экономические факторы создания и развития индустриальных парков // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 82-85.

4. Князев С.А. Оценка инновационного потенциала предприятия // Вестник Волгоградского государственного университета. 2010. №1 (16). С. 27-32

5. Ковалев С., Ковалев В. Секреты успешных предприятий: бизнес-процессы и организационная структура. - М.: БИТЕК, 2012. - 498 с.

6. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Исследование теоретических подходов к содержанию имиджа организации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 (68). С. 490-492

7. Халий И.А., Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционалистской среде. - М.: институт социологии РАН, 2007. - 296 с.

Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Maksimova Ksenia Alekseevna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Bushueva Anastasia Alekseevna, master student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE: ECONOMIC ASPECT

Annotation: The article discusses the innovative potential of the enterprise. Factors of the effectiveness of the innovation potential are determined. The stages of the formation and development of innovative potential are considered. Methods for assessing the innovative potential of an enterprise from the point of view of strategic management are investigated. Keywords: enterprise, innovations, innovative potential, innovative activity, economic aspect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.