Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INTERACTIVE TECHNOLOGY / ИННОВАЦИОННАЯ АТМОСФЕРА ВУЗА / INNOVATIVE ATMOSPHERE OF THE UNIVERSITY / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / PRESENTATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY / МАСТЕР-КЛАСС В ОБРАЗОВАНИИ / MASTER CLASS IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нюдюрмагомедов А.Н.

В статье раскрываются основные направления создания инновационной образовательной среды университета и пути реализации интерактивного потенциала деятельности преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative potential of the University educational environment

The author describes the main directions of developing innovative educational environment of the university and the ways of realization of lecturers’ interactive potential.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 371.132

А.Н. Нюдюрмагомедов

Инновационный потенциал образовательного пространства университета

Дагестанский государственный университет; nudurmagomedov@mail.ru

В статье раскрываются основные направления создания инновационной образовательной среды университета и пути реализации интерактивного потенциала деятельности преподавателей.

Ключевые слова: инновация, интерактивная технология, инновационная атмосфера вуза, презентация педагогической технологии, мастер-класс в образовании.

Современный специалист в любой области общественной жизни должен быть готов к качественному выполнению своих профессиональных функций, уметь проектировать свою деятельность на основе полученных в вузе знаний, уметь самостоятельно добывать, обрабатывать и обобщать новую информацию и адаптироваться к социальной и корпоративной среде. Все эти возможности ему должна открывать инновационная образовательная среда высшей школы.

Инновации в высшем образовании должны быть ориентированы на овладение студентами базовыми компетенциями, которые позволяют специалисту приобретать новые знания и способы деятельности как в учебном процессе, так и самостоятельно. А это возможно, если инновационная деятельность преподавателей, увлеченных инновационными технологиями своего труда, поможет студенту размышлять над получаемой информацией, выражать свое отношение к получаемым знаниям, осваивать нововведения, выдвигать свои идеи, строить и реализовывать свои оригинальные проекты, «создавать личностный и социальный смысл будущей профессиональной деятельности» [1]. Соответственно, инновацию в профессиональном образовании можно рассматривать как импровизированный, модернизированный или новый авторский проекты учебных технологий, использование которых позволяет создавать благоприятные условия для совместной учебной деятельности студентов и преподавателей и улучшает качество результатов педагогического процесса.

Инновации в высшем образовании как по своей природе, так и по технологиям реализации должны быть направлены на улучшение качества образования и повышение конкурентоспособности учебного заведения и его выпускников на рынке образовательных услуг. Такая работа не должна быть ограничена инициативой некоторой части инноваторов. Она требует создания, поддержки и развития инновационной атмосферы во всех подразделениях университета. Специалисты считают, что «развитие вуза может быть оптимизировано на основе приоритетов инновационной деятельности, перевода «спонтанного творчества» в прогнозируемые и управляемые инновации» [2].

При такой постановке проблемы возникают вопросы, а может и должен ли быть каждый вуз инновационным, можно ли в любом вузе создавать инновационную атмосферу, каким инновационным потенциалом владеет аксиологический, содержательный, организационный, управленческий и творческий компоненты культурно-образовательной среды вуза.

Целями наших научно-методических поисков стали выявление и оценка инновационного потенциала разных компонентов целостного образовательного пространства университета. Начали мы свои поиски согласно известной классификации и логике инновационных процессов в педагогической инноватике.

Педагогические инновации по характеру их возникновения принято делить на три группы: 1) как результат научно-методических изысканий, рекомендуемый для обновления отдельных компонентов образования; 2) создаваемые инициативными педагогами с целью обновления собственной практики и инновации; 3) связанные с инициативой сверху, предназначенные для качественного обновления всей системы образования.

В инновационной деятельности университета можно продуктивно использовать интерактивный потенциал всех этих трех направлений педагогических инноваций. Если рассматривать их по вертикали, то к инновациям, спускаемым «сверху», можно отнести новые федеральные стандарты профессионального образования. В них предписано, что для реализации компетентностного подхода необходимо широко практиковать в учебном процессе активные и интерактивные формы занятий (семинары в диалоговом режиме, групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, тренинги, групповые исследования, телеконференции и др.). Удельный вес интерактивных форм занятий должен быть не менее 30 % в бакалавриате и не менее 40 % в магистратуре [3]. Такая директива «сверху» привела в движение нормативное направление работы университета. На факультетах составлены планы инновационного развития, в учебно-методических комплексах указывают предполагаемые для использования интерактивные технологии, массовыми становятся научно-практические и онлайн-конференции, создается фонд учебно-методических электронных средств, создаются центры инновационных технологий.

Все это должно способствовать дальнейшей работе вуза в соответствии с современными требованиями к компетентности специалиста, которого готовят в нем. В связи с этим преподавательский корпус для реализации таких требований нуждается как в научно-педагогической, психологической, методической, так и в технологической поддержке. Для этого в университете создан Центр современных образовательных технологий (ЦСОТ) имени известного дагестанского педагога, одного из основателей университета С.М. Омарова. Основными направлениями работы такого научно-методического подразделения являются разработка интерактивных технологий и помощь преподавателям в их использовании в своей работе, помощь преподавателям в подготовке и презентации собственных проектов и технологий, распространение новых технологий и интерактивного опыта преподавателей-инноваторов и создание на их основе инновационной атмосферы в образовательном пространстве университета. Научные изыскания работников ЦСОТ позволили выявить три наиболее перспективных направления разработки и внедрения интерактивных технологий. Первое направление охватывает взаимодействие преподавателя и студентов в получении новых знаний и способов познавательной деятельности. Второе направление - помощь студентам в получении новой информации. Кроме того, предложены технологии открытого взаимодействия студентов между собой в различных формах групповой работы, эстафеты и проекты продолжительного действия по отдельным разделам или курсам учебных программ [4, с. 222-227]. По всем этим направлениям разработаны примерные варианты интерактивных технологий, подготовлены и апробированы в учебном процессе более сорока презентаций и мастер-классов. С дидактическими и методическими пояснениями выставлены видеозаписи этих технологий на сайте университета. В помощь преподавателям подготовлено методическое пособие по разработке и реализации интерактивных технологий в учебном процессе [5]. Вся эта работа проведена в рамках исследовательского проекта «Стратегическое развитие университета» под руководством научного управления университета. В рамках этого проекта создан сам центр, осна-

щенный современными техническими средствами в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Если в первом направлении инновационного развития только декларированы требования к этому процессу, то по второму направлению университет оказывает конкретную поддержку инициативным преподавателям в создании и реализации своих инновационных проектов.

Третьим направлением развития инновационного пространства университета можно назвать создание методической базы для разработки интерактивных технологий. Для этого в ЦСОТ создан каталог известных в педагогической инноватике инновационных технологий с описанием средств и процедур их организации, который поможет преподавателям в выборе формы и характера своих новых проектов. Преподаватели, желающие разработать новую технологию, презентацию или ретроинновацию, могут получить в инновационном центре необходимую помощь и поддержку.

Необходимо выявлять, изучать и рекомендовать к внедрению опыт инноваторов с помощью мастер-классов. За последние два года при поддержке ЦСОТ в университете проведено более сорока мастер-классов, собраны их видеозаписи и разработаны рекомендации по использованию в учебном процессе. Все это является очень актуальным и продуктивным путем развития инноваций. Однако слабое знание сущности и технологий различных форм учебных занятий мешает инициативным преподавателям реализовать их инновационный потенциал. Каждая технология имеет свое научное основание, должна быть построена на новой оригинальной идее, направлена на более эффективное формирование конкретных компетенций студентов. Если эти элементы инноваций не осознаны преподавателем, то даже занятие, в активном темпе проведенное, не позволяет раскрывать его интерактивный потенциал. Для качественной организации изучения и распространения интерактивного потенциала инноваций необходимо наладить совместную работу ЦСОТ, методических советов факультетов, методических комиссий кафедр и самих преподавателей.

Одним из действенных средств развития инноваций являются мультимедийные технологии и интернет-ресурсы, помогающие быстро доставать и ярко представлять информацию, структурировать учебный материал, раскрывать ассоциации и аналогии, стимулировать собственные мысли и идеи студентов [5]. Однако в педагогическом сообществе сложилось искаженное мнение, что без компьютерных ресурсов невозможны инновационные технологии. Интернет-ресурсы и компьютерные продукты являются только вспомогательными средствами, помогающими максимально раскрывать интерактивный потенциал инновационных педагогических технологий. Иногда изобразительные средства даже могут мешать реализации педагогических и методических задач интерактивных занятий.

Также продуктивными направлениями распространения инновационных технологий в вузе являются повышение квалификации на базе ЦСОТ и семинары-тренинги для молодых преподавателей. Организованные в текущем году курсы повышения квалификации, посвященные использованию интерактивных технологий на базе ЦСОТ с привлечением инноваторов университета, показали их высокую продуктивность. Особый интерес к ним проявили преподаватели, не получившие в базовом образовании серьезную психолого-педагогическую и методическую подготовку.

Все отмеченные направления раскрытия интерактивного потенциала педагогических технологий могут оставаться без внимания преподавателей, если не организовать систематическую, непрерывную пропаганду инновационных находок, новых проектов и мастер-классов в методической работе кафедр, факультетов, методсовета университе-

та и через университетские электронные средства информации. Здесь нужна стратегическая, целенаправленно управляемая работа по выявлению, стимулированию, моральной и материальной поддержке, активизации, популяризации, демонстрации и диалоги-зации инновационного опыта университета. Интегрируя все перечисленные направления реализации интерактивного потенциала инноваций, можно создать и развивать инновационную атмосферу в университете.

Литература

1. Пряткина Н.Ю. Условия формирования инновационных компетенций студентов в вузе // www.science-education.ru/104-6843.

2. Беликова С.С. Образовательное пространство вуза: состояние и социальный потенциал формирования творческой способности специалиста: автореф. дис. ... к. с. н. // www. dissertât. com/content/obrazovatelnoe-prostranstvo...

3. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» // www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/050100b.doc.

4. Нюдюрмагомедов А.Н. Интегративные образовательные технологии открытого взаимодействия // Вестник ДГУ. Сер. История, педагогика, психология. - 2013. - № 4. -С. 222-227.

5. Разработка и внедрение интерактивных технологий в высшей школе: научно-методическое пособие / под ред. А.Н. Нюдюрмагомедова. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2013. - 68 с.

6. Миронова Е.С. Инновационные образовательные технологии в современном образовательном пространстве вуза //www.pandia.ru/77/251/86964.php.

Поступила в редакцию 3 июня 2013 г.

UDK 371.132

Innovative potential of the University educational environment A.N. Nudurmagomedov

Dagestan State University; nudurmagomedov@mail.ru

The author describes the main directions of developing innovative educational environment of the university and the ways of realization of lecturers' interactive potential.

Keywords: innovation, interactive technology, innovative atmosphere of the university, presentation of educational technology, master class in education.

Received June 3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.