Введение
В настоящее время одним из возможных путей развития высшего образования являются инновации – новшества, направленные на обновление содержания образования, организацию и управление учебным процессом, повышение его качества, внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и оценки. Реализация приоритетных направлений государственной политики, внедрение инноваций определяется как грамотной инновационной стратегией университетов, так и профессиональной, и жизненной позицией научно-педагогических работников (далее – НПР). Эта социальная общность обладает способностью генерировать, внедрять и реализовывать инновационный потенциал в различных сферах вузовской жизни.
Цель статьи состоит в том, чтобы показать возможности использования методологических подходов для разработки проблемы изучения инновационного потенциала НПР.
Материалы и методы
Статья написана на основе анализа научной литературы по вопросу изучения инновационного потенциала НПР вузов.
Исходя из общепризнанного тезиса, что инновации являются двигателем роста и важной компетенцией XXI века, S. Morad, N. Ragonis, M. Barak анализируют множество определений инноваций и инновационного мышления, большинство из которых, по мнению авторов, носят весьма общий характер. Произведя анализ и синтез выборки из 100 определений инноваций из различных дисциплин, авторы представляют «концептуальную модель, состоящую из пяти когнитивных компетенций: определить потребность/проблему, генерировать новые/измененные идеи, разработать результат в соответствии с новыми/измененными идеями, реализовать новый/улучшенный результат и принять новый/улучшенный результат» [1, с. 100824].
S. Danks, J. Rao, J. M. Allen подчеркивают значимость способности организаций к инновациям, которая является определяющей в экономике знаний. Культура инноваций организации предсказывает организационную инновационность во многих отраслях. Исследователи ставят проблему измерения культуры инноваций, считая необходимым использовать методы факторного анализа [2].
Активно изучается специфика инноваций в образовании. G. Halász, исследуя концептуальные и аналитические основы изучения инновационных процессов в сфере образования, представляет результаты исследовательского проекта «Исследование инноваций» (в секторе образования Венгрии). Сопоставляя комплексные показатели инновационной активности в образовательных организациях с результатами национального опроса успеваемости учащихся, автор фиксирует взаимосвязь между инновационной активностью и успеваемостью [3].
Инновационные инициативы в образовании часто имеют проблемы с устойчивостью. G. M. Fix, M. Rikkerink, H. T. M. Ritzen, J. M. Pieters и др. в рамках интегрированной модели устойчивых инноваций и теории самоопределения выявляют основные особенности устойчивых образовательных инноваций [4].
Журнал «Innovative Higher Education» («Инновационное высшее образование») исследует различные векторы инноваций в высшей школе. Для целей нашего исследования обратим внимание на серию публикаций, в которых поднимаются вопросы поиска новых форм взаимодействия преподавательского сообщества с другими участниками образовательного процесса, формирования командного взаимодействия при внедрении инноваций в высшей школе. K. Jaskyte, A. Hunter и A. C. Mell обосновывают, что в современном обществе наиболее действенным является командный формат внедрения инноваций в университете. Авторы разработали комплексную модель междисциплинарных командных инноваций и пришли к выводу, «что члены команд, которые имели общее видение, были ориентированы на выполнение задач и любили дебаты, воспринимали свои команды как инновационные. С другой стороны, команды с когнитивным разнообразием, ориентированные на выполнение задач, имели более высокие инновационные показатели» [5]. K. N. Pryor, L. J. Steinberg представляют инновационный опыт организации успешного междисциплинарного сотрудничества в университете. «Междисциплинарное сотрудничество одновременно является и институциональным приоритетом, грандиозной организационной и культурной задачей. Авторы выявляет организационные, когнитивные, эмоциональные маркеры, которые способствуют налаживанию связей между преподавателями в кампус для создания и укрепления междисциплинарного кампусного сообщества» [6]. J. Sun, H. Turner обращаются к поиску новых инновационных форм взаимодействия университетов и промышленности. Результаты показывают, как университеты и промышленность могут получить взаимную выгоду от сотрудничества, если они придерживаются того, что авторы называют структурой взаимодополняемости инвестиций: 1) стороны определяют и уточняют свои роли, действия и вклад в управление ожиданиями; 2) стороны участвуют в обмене обучением; 3) стороны открыты для опыта, включая непредвиденные, но позитивные результаты; 4) стороны извлекают выгоду из профессионального развития, направляя и наставляя студентов в качестве учеников [7].
Внимание к анализу процесса создания и внедрения инноваций в образовании побуждает исследователей более пристально анализировать специфику инновационного потенциала основного участника образовательного процесса – научно-педагогических работников (далее – НПР).
По мнению Т. Д. Ким, Е. С. Первухина, Е. А. Шмелевой, И. В. Шляхто, П. Сердюкова и др., инновационный потенциал НПР – это «способность и готовность общности осуществлять инновационную деятельность. При этом под способностью понимается наличие и сбалансированность структуры компонентов потенциала, а под готовностью – достаточность уровня развития потенциала» [8]. Инновационный потенциал – это «не только возможность создания новшеств, осуществления инноваций, но и готовность воспринять эти нововведения для последующего эффективного использования на различных уровнях» [8]. Инновационный потенциал НПР рассматривается как готовность НПР к созданию, освоению и распространению инновационных технологий в образовании [9]. А. В. Павлова трактует инновационный потенциал НПР как совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности [10].
Проведенный нами анализ позволяет зафиксировать следующее определение инновационного потенциала НПР: «Особое качество социальной общности, которое может быть представлено через совокупность ресурсов, определяющих объемы ее участия в образовательной, научно-исследовательской, учебно-методической, управленческой и воспитательной деятельности, необходимых для достижения инновационных целей и задач вуза» [см. подробнее: 11].
Результаты исследования. Можно выделить ряд общеметодологических подходов к исследованию инновационного потенциала НПР вузов: системный, институциональный, общностный и ресурсный подходы.
Прежде всего, обратимся к самому термину «подход». Он означает совокупность универсальных категорий и принципов исследования социальных явлений, процессов и систем [12]. Анализ перечисленных выше общеметодологических подходов к проблеме изучения инновационного потенциала НПР вуза позволил определить конкретизирующие их универсальные принципы, среди которых мы выделяем: системность, структурность, функциональность, связь с окружающей средой.
Одним из основополагающих методологических подходов для нас выступает системный [13]. Эвристическая ценность использования системного подхода в образовании подтверждена многими исследованиями: П. З. Бостонова, И. С. Клименко используют его для оценки качества высшего образования [14; 15]; Е. Н. Ивахненко, С. А. Лаптенок через призму системного подхода анализируют отечественное образование как объект управления [16; 17]. С позиций системного подхода инновационный потенциал НПР анализируется, с одной стороны, в качестве самостоятельной системы по отношению к элементам, составляющим в своей взаимосвязи его структуру и выполняющим определенные функции, а с другой – как подсистемы систем более высокого уровня – высшего образования и общества в целом [18].
В рамках системного подхода анализируются следующие ключевые роли НПР: организация учебного процесса, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, научно-исследовательская деятельность научных коллективов и обучающихся, реализация программ воспитания, в целом управления процессами, в которые включены НПР, и др.
Инновационный потенциал НПР предопределяет их возможности и готовность к инновационным практикам, поэтому мы рассматриваем его как интегративное качество членов научно-образовательной общности НПР, реализуемое в различных видах их профессиональной деятельности. Системный подход к исследованию инновационного потенциала НПР, стремление выявить его социальную сущность и направленность, структуру и функции, значение для системы образования и общества позволяют рассматривать его во взаимосвязи и взаимодействии видов профессиональной деятельности НПР [18, с. 110]. Например, в образовательной деятельности инновационный потенциал проявляется через проектирование новых актуальных образовательных программ, реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ, разработку индивидуальных маршрутов (траекторий) образования и др.
В научно-исследовательской деятельности инновационный потенциал НПР реализуется через: инновационные прикладные и фундаментальные исследования; отражение результатов инновационных научных исследований в научных изданиях I и II квартилей, а также научных изданиях, индексируемых в базе данных RSCI, Web of Science Core Collection, Scopus; распоряжение исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности; представление результатов инновационной научной деятельности на высокостатусных международных и всероссийских конференциях, а также участие в конкурсах грантов, учрежденных международными, федеральными и региональными научными фондами и органами власти и др.
В учебно-методической деятельности инновационный потенциал НПР представлен следующими инновациями: обновление содержания учебных дисциплин; использование инновационных образовательных технологий, методов, приемов обучения; разработка инновационных форм контроля компетенций обучающихся; написание новых учебных и учебно-методических пособий; внедрение в учебный процесс инновационных информационных технологий [19].
На наш взгляд, особенно важно исследовать инновационный потенциал современных образовательных технологий. В настоящее время от качества инновационных технологий (в том числе цифровых), реализуемых в учебном процессе, зависит качественный результат обучения в вузе.
В управленческой деятельности инновационный потенциал НПР реализуется через использование стратегий менеджмента и маркетинга в профессиональной деятельности, например, при разработке и продвижении новой образовательной программы, наборе обучающихся на направление подготовки, проектировании бюджета.
В воспитательной деятельности инновационный потенциал НПР представлен актуальными воспитательными технологиями, в том числе цифровыми (технологии геймификации, компьютерные тренажеры и симуляторы, технологии компьютерного моделирования); новыми формами просветительской деятельности; проектной деятельностью с обучающимися; методиками внедрения воспитательных практик развития креативного мышления студентов; созданием креативных продуктов воспитательной деятельности.
Таким образом, инновационный потенциал НПР представлен во всех основных видах их профессиональной деятельности. Благодаря взаимосвязи и взаимодействию между ними формируется целостность и системность инновационного потенциала НПР в вузе.
Исходя из перечисленных характеристик инновационного потенциала НПР как подсистемы высшего образования, можно выделить различные уровни его реализации. Высший уровень – уровень реализации инновационного потенциала НПР и их коллективов (научные школы, научные коллективы, коллективы кафедр), характеризующихся творческими возможностями достижения поставленных стратегических целей профессиональной деятельности в полном объеме. Средний уровень – уровень реализации инновационного потенциала НПР и их коллективов, характеризующихся воспроизводящимися возможностями достижения тактических целей профессиональной деятельности (хотя и не всегда в полном объеме). Низший уровень – уровень реализации инновационного потенциала НПР и их коллективов, деятельность которых характеризуется выборочным обобщением инновационных практик в их профессиональной сфере.
Инновационный потенциал НПР, с позиций системного подхода, обладает рядом специфических свойств, такими как динамизм, открытость и самоорганизация.
Таким образом, системный подход к изучению инновационного потенциала НПР означает его анализ в единстве, комплексности и целостности, в тесной взаимосвязи его элементов как друг с другом, так и с окружающей средой, включая основные сферы и структуры образования и общественной жизни.
Исследование системы высшего образования с позиций институционального подхода широко представлено в современных работах. Ю. А. Бурдельная, С. М. Панчишин фиксируют внимание на корректности использования понятийного аппарата [20; 21]; Молокова Е. Л. изучает теоретико-методологические основы анализа институциональной среды высшей школы [22]; О. В. Опрятова, А. В. Рачипа с позиций институционального подхода рассматривают процесс внедрения инноваций в образовании, обращая особое внимание на институционализацию цифрового образования [23; 24]. Применительно к целям нашего исследования институциональный подход позволяет изучить влияние различных социальных институтов и их трансформаций на возникновение и изменение институциональных норм реализации инновационного потенциала НПР в вузах. Насколько существующие и изменяющиеся регламенты, формальные и неформальные правила и нормы способствуют раскрытию инновационного потенциала НПР.
Использование институционального подхода в разработке концепции инновационного потенциала НПР позволяет проанализировать один из векторов такой трансформации – встраивание инновационного потенциала НПР в современный институт высшего образования и реализация его функций. Так, например, внедрение программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» остро обозначило вопрос о готовности научно-педагогических работников вузов страны реализовывать новые цели и траектории академического развития. В связи с этой ситуацией актуальной исследовательской проблемой становится анализ инновационного потенциала НПР российских университетов, а также поиск возможностей его развития и более эффективной реализации.
Таким образом, институт высшего образования должен способствовать усилению социальных связей как внутри научно-образовательной общности НПР вуза, так и с другими вузовскими социальными общностями. Тем самым создаются условия для реализации желательного, с точки зрения современных требований общества, поведения социальных общностей. В границах внутриинституциональной деятельности образовательных учреждений должны быть созданы условия развития инновационного потенциала НПР.
Следующим методологическим подходом, рассматриваемым нами в качестве методологической базы концепции инновационного потенциала НПР, выступает общностный подход, традиции которого были заложены в классической социологии [25]. Эвристическая ценность данного подхода обоснована в исследованиях классиков современной российской социологии [26; 27].
В разрабатываемой концепции инновационного потенциала данный подход дает возможность анализировать НПР как тип социальной общности, включенной в структуру как системы, так и института высшего образования. Социальная общность НПР является, с одной стороны, элементом системы высшего образования, будучи включенной в ее образовательные организации и учреждения, с другой стороны, она выступает элементом института высшего образования на правах ключевой общности в структуре вуза, выступая субъектом реализации ее инновационного потенциала.
Основные принципы общностного подхода, такие как функциональность, системность, структурность, связь с окружающей средой, а также принцип парности (тесно связанные между собой вузовские общности НПР и студентов), позволяют: рассматривать НПР в качестве субъекта не только общественных связей и взаимодействий, но и инновационных отношений различных элементов общества; структурировать и типологизировать общность НПР по степени их включенности в практики инновационной деятельности.
Мы можем рассматривать НПР как социальную общность в силу наличия у них соответствующих признаков, таких как ценностные ориентации на инновационную деятельность, нормы, правила и образцы инновационного поведения, идентичность, характер социальных связей участников общности, схожесть условий жизни и деятельности в определенном пространственно-временном континууме. Базовые характеристики общностного подхода подробно изложены в авторском исследовании, посвященном инновационному потенциалу научно-педагогических работников вуза.
Ранее автором были выделены базовые характеристики инновационного потенциала НПР вузов: «во-первых, это доминанта научно-образовательных функций (педагогической, научной, воспитательной) в профессиональной деятельности НПР; во-вторых, взаимодействие с другими образовательными и иными вузовскими общностями в процессе профессиональной деятельности; в-третьих, использование социальных, интеллектуальных, научных, темпоральных ресурсов (как видов капитала) в тесной связи с требованиями научно-образовательной деятельности; в-четвертых, идентификация себя с главным (одним из главных) субъектом высшего образования; в-пятых, профессиональная деятельность на основе осознания принципа парности (неразрывной связи преподавателя и студента) как одного из ведущих в высшем образовании».
Таким образом, общностный подход к изучению инновационного потенциала НПР позволяет говорить об особом типе социальности, который образуют НПР со схожими целями, задачами, интересами в рамках инновационной деятельности.
Для осуществления инновационной деятельности у общности НПР должны быть ресурсы – «средства и способы, посредством которых в процессе производства и воспроизводства социальных практик включаются отношения преобразования» [28]. Доступ к уникальным ресурсам и их способность удовлетворять актуальные потребности НПР способствуют повышению привлекательности членства в этой общности.
Следовательно, еще одним методологическим подходом, необходимым для исследования инновационного потенциала НПР, выступает ресурсный подход. Его суть заключается в анализе ресурсности общности НПР. Это необходимо для формирования адекватного представления о потенциале НПР. Полученная информация может быть использована руководителями вузов для прогнозирования результатов реализации стратегий и программ развития университетов в современных условиях.
В научной литературе существует большое количество теорий и классификаций ресурсов [29]. Ресурсный подход, основанный на понятиях экономического и неэкономического капитала, связанных с именами К. Маркса, П. Бурдьё, Э. Соренсена, М. Кастельса, У. Бека и ряда других социологов, является для нас и других исследователей одним из основополагающих. Мы подчеркиваем значение ресурсов для реализации инновационного потенциала НПР.
Отметим, что понятие инновационного потенциала включает в себя различные виды капитала (как одного из основных ресурсов): человеческий капитал – квалификация, образование, компетенции НПР, являющихся членами социальной общности, реализующей инновационную деятельность; культурный капитал – знание, навыки, ценности, владение достижениями культуры, представления НПР и т. п., позволяющие реализовывать инновации в профессиональной деятельности; экономический капитал – совокупность всех материальных средств НПР и др.; социальный капитал – социальные связи за счет вхождения в социальную общность НПР, обеспечивающие доступ к ресурсам, способствующим реализации инновационного потенциала.
Социальный капитал представляет собой один из ключевых ресурсов социальной общности. Под социальным капиталом научно-педагогических работников (НПР) мы понимаем социальные связи и взаимоотношения, которые формируются в процессе их совместной инновационной деятельности. Эти связи и отношения обеспечивают НПР возможность удовлетворения их профессиональных потребностей и интересов через участие в существующих и создание новых инновационных практик.
Ресурсный подход позволяет объединить институциональный и общностный подходы путем анализа институциональных и внеинституциональных ресурсов как самого института высшего образования, так и общности научно-педагогических работников (НПР) в качестве его составной части.
Институциональные ресурсы научно-педагогических работников (НПР) включают их права, свободы и обязанности, а также материальную и нематериальную государственную поддержку для обеспечения жизнедеятельности НПР. Кроме того, к таким ресурсам можно отнести возможности обращения в СМИ, общественные организации и использование различных организационно-правовых форм для решения проблем. Эти ресурсы могут быть как внутренними, так и внешними.
Внеинституциональные ресурсы общности НПР представляют собой ресурсы, которые они приобретают через неформальные связи и отношения с коллегами, членами неформальных объединений, созданных для удовлетворения их потребностей и интересов.
Эти внеинституциональные ресурсы включают «сильные» и «слабые» связи. «Сильные связи», возникающие в локальных постоянно взаимодействующих группах (например, временные научно-исследовательские коллективы), создают основу для органической солидарности, доверия НПР друг к другу, а также возможности получения информации и контроля за соблюдением социальных норм. «Слабые связи» соединяют НПР, вовлеченные в различные структуры и сферы общества, что расширяет их информационное пространство и позволяет консолидировать ресурсы локальных подобщностей НПР. Таким образом, институциональные и внеинституциональные ресурсы являются важными для общности НПР, обеспечивая как формальную, так и неформальную поддержку и возможности для их научно-педагогической деятельности.
Институциональные ресурсы рассматриваются исследователями как актуальные или потенциальные ресурсы, к которым НПР имеют доступ в силу их статуса и который дает им возможность использовать эти ресурсы. Институциональный подход определяет границы между институциональными и внеинституциональными ресурсами НПР, демонстрирует специфику неформальных структур как источника накопления ресурсов и компенсации дефицита институциональной поддержки для их инновационной деятельности.
В свою очередь, общностный подход рассматривает ресурсы как общностнообразующий признак. Один из основных аспектов объединения НПР заключается в их схожих ресурсах, а также в необходимости дополнения ресурсов и компенсации дефицита у одних НПР за счет ресурсов других.
Обсуждение и заключение. В статье представлены возможности использования методологических подходов для исследования инновационного потенциала научно-педагогических работников (НПР). В результате вторичного анализа научной литературы было установлено, что системный, институциональный, общностный и ресурсный подходы являются ключевыми для разработки концепции инновационного потенциала НПР вузов. Эти подходы позволяют рассматривать инновационный потенциал НПР как сложный социальный феномен – социальную систему, социальный институт, социальную общность и важный ресурс, а также изучать процессы и механизмы его формирования.
1. Системный подход позволяет выделить структурные элементы и функции инновационного потенциала НПР как открытой и динамичной социальной системы, взаимодействующей с другими системами общества, такими как высшее образование и государство.
2. Институциональный подход анализирует нормативные рамки существования и реализации инновационного потенциала НПР, систем высшего образования и государства, а также их структурные элементы.
3. Ресурсный подход, основанный на принципах устойчивости, развития, гибкости и адаптивности, позволяет изучить ресурсность НПР, выявить традиционные и инновационные источники формирования ресурсов НПР, а также проанализировать структуру и взаимосвязь различных видов ресурсов.
4. Общностный подход позволяет рассматривать НПР не только как совокупность индивидов, но и как социальную общность, реализующую свой инновационный потенциал на разных уровнях.
Таким образом, на основе представленных подходов возможно предложить ряд условий становления и развития инновационного потенциала НПР – как в системе высшего образования в целом, так и в отдельных вузах. Среди этих условий можно назвать следующие: изменение соотношения объема учебной и научно-исследовательской деятельности (от соотношения 70/30 к 50/50), что создаст дополнительные условия для развития и реализации инновационного потенциала НПР; содействие становлению и развитию научных школ и научных коллективов; финансовое обеспечение актуальных научно-исследовательских проектов; поддержка и стимулирование инновационных практик в профессиональной деятельности НПР и др. Внедрение стратегий управления благодаря использованию инновационного потенциала НПР создаст условия, способствующие преодолению имитационности в образовании, а также даст возможность научно-педагогическим работникам творчески достигать поставленных стратегических целей их профессиональной деятельности в полном объеме. ●