ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ1
В.М. Юрьев, М.С. Чванова
Yurjev V.M., Chvanova M.S. Innovative potential of classical university as one of the factors of regional development: methodology of the research. Necessity of universities to participate in formation of innovative regional policy is proved in the article. The authors analyze and compare innovative activity of classical and technical universities, and also analyze innovative potential of classical university exemplified by TSU named after G.R. Derzhavin.
Формирование информационного общества принципиально изменяет роль знаний в его социальном и экономическом развитии. Основной экономической деятельностью становится производство информации и ее использование для эффективного функционирования хозяйства. Основным ограничивающим производство фактором становится не земля, как в случае аграрного общества, не капитал, как в индустриальном обществе, а знание. По мере развития общества достаточно хорошо просматривается тот факт, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения.
Однако инновационная деятельность в России характеризуется низким результатом при значительном научном потенциале. В концепции государственной инновационной политики РФ указано, что в настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют только 10 % промышленных предприятий. Подавляющее большинство ученых считают, что для того чтобы окончательно не превратиться в сырьевой придаток более развитых держав, Россия должна создать свою инновационную систему. Обсуждаются различные подходы к созданию такой системы в условиях федерального государства, ясно одно - процесс создания инновационной системы должен проходить взаимосвязанно с федеральными и региональными органами.
В настоящее время различные ведомства проводят целенаправленную работу, связанную с созданием национальной инновационной системы. Вместе с тем существует точка зрения, в соответствии с которой создание единой инновационной системы - дело далекого будущего, поскольку для этого необходимы следующие условия: развитая мощная экономическая система, система защиты интеллектуальной собст-
1 Тема поддержана грантом РГНФ № 07-02-04004а в 2007 г.
венности, в основе инновационной системы должна быть крупная корпорация, ориентированная на наукоемкую технологию. Таких условий пока нет.
Ждать, пока условия будут созданы - невозможно. В центре развития инновационной политики регионов может стать университет. Это объясняется рядом обстоятельств, а именно: большинство регионов сами не способны строить экономику, основанную на знаниях и инновациях, поскольку они долго еще будут оставаться сырьевыми; процесс создания инноваций носит нелинейный характер и зависит от общественных потребностей, платежеспособного спроса может быть даже в большей степени, чем от технологических инноваций.
Большую роль в развитии региональной экономики, основанной на инновациях, играют структуры, способные довести инновационный продукт, услугу или технологию до потребителя. Важно заметить, что лидирующую роль в создании инновационных структур в 90-х гг. сыграло Минобразование, в системе которого впервые появились технопарки.
Инновационная деятельность вузов занимает особое место в большинстве регионов страны по нескольким причинам:
- значительный научный потенциал, высококвалифицированные научные кадры;
- университетская среда, выстраивая инновационную политику, ориентируется на потребность регионов;
- университеты являются интеллектуальными центрами, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов;
- потенциал значительной части разработок достаточно высок, имеются уникальные разработки, вызывающие большой интерес за рубежом.
Роль высшей школы состоит в активном участии в реализации инновационных проектов
в научно-технической сфере. В вузах обеспечивается:
- создание цикла от проведения исследований до реализации их результатов в промышленности;
- использование результатов инновационной деятельности в подготовке специалистов;
- инвестиции в инновационную деятельность из внебюджетных источников;
- создание инновационных инфраструктур в вузе и регионе.
В вузах России действуют около 100 различных инновационных структур, при участии вузов создано более 2000 малых инновационных предприятий, осуществляющих выпуск наукоемкой технологии.
В вузах предусмотрено создание учебно-научно-инновационных комплексов, которые должны осуществить интеграцию образования, науки и производства. В настоящее время создано более 15 таких комплексов при технических университетах России. Исследования, проводимые еще Минобразованием, показали, что только 25 % вузов активно развивают инновационную деятельность, создают инновационные структуры.
Вместе с тем потенциал вузов предприятиями и организациями используется недостаточно:
- результаты исследований используются редко для создания новых товаров, технологий и услуг;
- российскими учеными недооценивается роль менеджмента;
- коммерциализацией научных разработок занимаются ученые, это ошибка, поскольку данная сфера отлична от научной и должна быть организована на высокопрофессиональном уровне.
Традиционно инновационную деятельность определяют как совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, включая инвестиции в новые знания, которые направлены на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов.
Научно-исследовательская деятельность в условиях высшей школы имеет свою специфику, которая обусловлена основным видом деятельности вуза - образовательным. Следовательно, инновационная деятельность вуза также имеет свою специфику, среди перечисленных выше составляющих появляется еще одна - образовательная.
Именно в совокупности элементов, включающей как компонент образовательную деятельность, видится естественная возможность
обеспечения конкурентного преимущества высшей школы в области инновационной деятельности. Усиливает такие позиции тенденция развития рынка услуг, в том числе образовательных.
Такая точка зрения не умаляет возможности вузов влиять на научно-техническое развитие страны, а лишь подчеркивает их возможность занять свободную нишу в области инновационной деятельности, которая из соображений существования образовательной «наследственной среды» может привести к наибольшему выигрышу при наименьших затратах.
Исходя из вышеперечисленного, представляется особо важным и актуальным направление поддержки вузов России, внедряющих инновационно-образовательные программы.
В первом туре конкурса по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, одержали победу 17 высших учебных заведений, среди которых 7 классических университетов и 7 технических. По результатам второго тура конкурса победителями стали 40 высших учебных заведений, из которых классических университетов - 12, технических - 16.
Анализируя заявки вузов-победителей конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы и сравнивая при этом только программы классических и технических университетов, можно отметить следующее: технические университеты предлагают в рамках реализации своих программ подготовку специалистов для машиностроения, энергетики, транспорта, специалистов в области новых материалов и технологий, мехатроники и автоматизации, информационных технологий, высокотехнологичных производств, радиоэлектроники. Большинство классических университетов предлагают в своих заявках создание среды для подготовки кадров в области наукоемких технологий, приоритетных направлений развития науки, техники и технологий. Многие классические университеты для реализации инновационной образовательной программы создают на своей базе инновационные структуры (технопарки, центры, комплексы и др.), предлагают реализацию своих иновационно-образователь-ных программ на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства. Из материла, представленного в заявках вузов-победителей, видно, что сегодня многие классические университеты позиционируют себя во взаимодействии с региональ-
ным сообществом как важнейший фактор экономического и социального благополучия региона, чего не прослеживается в инновационно-образовательных программах технических университетов.
Кроме того, представляет интерес некоторый анализ работы вузов в 2002 г. в области инновационной деятельности за счет средств Фонда содействия развитию инновационной деятельности высшей школы. 73,6 % поддержанных инновационных проектов предоставлены техническими университетами, всего 16,5 % - классическими, другими вузами -9,9 %. Важно заметить, что, судя по названию и краткому описанию проектов, технические университеты представляют разработки улучшенных товаров, предлагают автоматизировать технологические процессы, улучшенные приборы и оборудование для различных отраслей промышленности. Что касается классических университетов, то они предлагают принципиально новые технологии, материалы. Создается некоторое впечатление, что глубина проработки и теоретическая основа малочисленных проектов классических университетов несколько серьезнее, нежели технических.
Вместе с тем, проходящие съезды научной общественности России свидетельствуют о большей активности технических университетов в области инновационной деятельности.
Закономерно появился вопрос - в чем причина низкой активности классических университетов в области инновационной деятельности, каков инновационный потенциал классических университетов в экономике региона, можно ли активизировать их деятельность в данном направлении, учитывая, что лозунги в силу инерционности (а это и не всегда плохо) среды классического университета не помогут.
Анализ инновационных проектов, предоставленных кафедрами Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, позволил прийти к следующим выводам.
Во-первых, большинство научных школ привыкли к чисто теоретическим разработкам, их интересует результат исследований сам по себе, а производство и продажа инновационного продукта - это зачастую не совсем понятное для них дело.
Во-вторых, научным коллективам, постоянно занимавшимся исследовательскими проектами, сложно перейти даже на формулировки инновационных проектов, предусматривающих создание и реализацию продукта, услуги, технологии.
В-третьих, отсутствие структур в большинстве классических университетов, которые занимались инновационной деятельностью, тормозит ее развитие (в отличие от технических университетов, которые создавали такие структуры - технопарки с начала 90-х гг.).
В-четвертых, предложения глубоко продуманных принципиально новых технологий, которыми занимаются естественно-математические кафедры классических университетов, в своей основе опираются на хорошо проработанную фундаментальную базу. Для производства такой технологии или продукта нужно дорогостоящее, зачастую принципиально новое оборудование, технологии, материалы. Промышленность и фирмы региона, как правило, не готовы предоставить такие возможности.
В-пятых, научные школы, осознавшие слабость региональной экономики, предложили варианты создания инновационных структур, ориентированных на региональный рынок, такие как региональный центр нанотехнологий (наиболее перспективные технологии нашего времени), институт проблем информационной безопасности (до сих пор область, ориентированная на оборонную промышленность, за услугами и разработками по проблемам информационной безопасности обращалась в другие регионы) и другие.
В-шестых, примечательно, что ученые классического университета обращают внимание не только на инновационные продукты и технологии, но и услуги. Представляется, что в настоящее время, когда наблюдается востребованность духовной составляющей в жизни регионов области, когда в относительной стабилизации экономического развития России население вспомнило о том, что не хлебом единым жив человек, классический университет предложил региону создание на его базе ресурсного культурно-образовательного центра, который будет обслуживать районные поселки и малые города Тамбовской области.
В-седьмых, отсутствие законодательной базы в области защиты интеллектуальной собственности в России заметно снижает мотивацию, связанную с рекламой той или иной разработки, в силу востребованности таких разработок за рубежом и наличия возможности продавать их там. При этом известен факт наибольшего интереса зарубежных фондов именно к «финансовой поддержке» классических университетов России.
Рассмотрим инновационный потенциал классического университета как совокупность различных видов ресурсов, необходимых для
осуществления инновационной деятельности. Значимость исследования инновационного потенциала университета определяется все возрастающей ролью университетов в формировании национальной инновационной системы.
Как мы полагаем, исследование инновационного потенциала университета следует проводить по основным показателям инновационной деятельности, которые формируются исходя из следующих основных задач в этой деятельности:
• продвижение вузовских разработок на рынок;
• привлечение ресурсов предприятий и организаций, структур бизнеса и отдельных инвесторов к решению задач коммерциализации результатов НИОКР;
• создание на базе университета новых учебно-производственных структур и малых предприятий;
• участие в выполнении научно-технических, инновационных и образовательных программ разного уровня;
• эффективное использование интеллектуальных, кадровых и материально-технических ресурсов вуза в развитии экономики региона;
• кадровое сопровождение инновационной инфраструктуры региона, в том числе -дополнительная подготовка и переподготовка в области инновационного менеджмента руководителей всех уровней управления;
• создание консалтинговых структур методической и сервисной поддержки инновационной деятельности подразделений университета;
• применение современных информационных технологий в управлении инновационными процессами;
• организационная и финансовая поддержка молодежных проектов;
• обеспечение необходимой нормативноправовой базы инновационной деятельности вуза.
Основными показателями эффективности работы университета в инновационной среде являются:
• реализация инновационными структурами университета, а также научными коллективами и отдельными учеными конкретных инновационных проектов и разработок (количество проектов и разработок, объемы полученных доходов);
• активное участие аспирантов, студентов и научной молодежи в разработке и реализации инновационных проектов и разработок (численность студентов и аспирантов, привле-
каемых на оплачиваемой основе к исследованиям в рамках деятельности научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур);
• наличие инновационной инфраструктуры в вузе, обеспечивающей эффективную коммерциализацию наукоемких разработок и технологий (количество научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур, включая технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п.);
• участие вуза в разработке и реализации инновационной стратегии региона (количество договоров с администрацией; объем внебюджетных средств, полученных вузом от предприятий, учреждений и организаций на поддержку инновационной образовательной деятельности, включая стоимость переданного оборудования);
• интеллектуальный потенциал университета (общее количество научно-педагогических кадров; количество лиц, имеющих ученую степень доктора наук; количество лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, и др.);
• эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики (контингент студентов, приведенных к очной форме обучения; аспиранты дневной и заочной форм обучения; докторанты; иностранные граждане, обучающиеся в вузе на контрактной основе и др.);
• количество проведенных всероссийских и международных конференций, симпозиумов, научных семинаров;
• количество поданных заявок на патен-тирование, получение патентов;
• разработка и издание учебно-методических пособий, учебников (в том числе электронных) по инновационному и технологическому менеджменту;
• поддержка инновационной деятельности материальной и информационной базой (балансовая стоимость машин и оборудования; количество персональных компьютеров в вузе; терминалы, с которых имеется доступ в Интернет; общее количество единиц хранения библиотечного фонда вуза).
Выделенные показатели удобно рассматривать по четырем основным направлениям, по которым можно определить состояние инновационного потенциала университета:
1. Эффективность научной и инновационной деятельности.
2. Эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики.
3. Интеллектуальный потенциал универси- Тогда существующее состояние инноваци-
тета. онного потенциала университета можно пред-
4. Поддержка инновационной деятельно- ставить в табл. 1. сти материальной и информационной базой.
Таблица 1
Состояние инновационного потенциала Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
№ Наименование исходных показателей Значения показателей 2003 г. | 2004 г. | 2005 г.
1. Эффективность научной и инновационной деятельности
1.1. Количество научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур, включая технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п., ед. 52 54 54
1.2. Объем финансирования проектов в научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структурах, включая технопарки, бизнес-инкуба-горы и т. п., тыс. руб. 14059,3 20048,6 20595,8
1.3. Численность студентов и аспирантов, привлекаемых на оплачиваемой основе к исследованиям в рамках деятельности научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур, чел. 153 326 522
1.4. Общий объем научных исследований и разработок, тыс. руб. 14112,3 20103,1 21325,8
1.5. Объем научных исследований и разработок, выполненных собственными силами, тыс. руб. 14112,3 20103,1 21325,8
1.6. Объем финансирования научных исследований и разработок по федеральным целевым, отраслевым и ведомственным программам и грантам, тыс. руб. 9885,7 10244,0 7792,4
1.7. Объем финансирования научных исследований и разработок в рамках международных проектов и грантов, тыс. руб. 1073,4 3364,0 4523,4
1.8. Объем научных исследований и разработок по заказам сторонних организаций, тыс. руб. 1996,6 4102,0 5186,7
1.9. Объем финансирования из собственных внебюджетных средств вуза инициативных инновационных проектов в образовательной и научной сферах, гыс. руб. 1151,5 2386,8 3809,7
1.10. Патенты, полученные на разработки вуза, ед. 0 0 1
1.11. Учебники, подготовленные ППС вуза и получившие гриф Минобрнауки России и других федеральных министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы, учебно-методических объединений вузов и научнометодических советов по дисциплинам, ед. 16 25 31
1.12. Внебюджетные средства, полученные вузом от предприятий, учреждений и организаций на поддержку инновационной образовательной деятельности, включая стоимость переданного оборудования, тыс. руб. 1612,2 1272,9 1032,4
1.13. Внебюджетные средства, полученные вузом от физических лиц за подготовку российских граждан, тыс. руб. 113645,5 139394,2 129504,9
1.14. Внебюджетные средства, полученные вузом за подготовку иностранных граждан, тыс. руб. 396,0 244,2 293,4
1.15. Количество проведенных Всероссийских и Международных конференций, симпозиумов, научных семинаров 29 41 51
2. Эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики
2.1. Контингент студентов, приведенный к очной форме обучения, чел. 9423 9282 10044
2.2. Студенты очной формы обучения, чел. 8876 8855 9609
2.3. Аспиранты дневной формы обучения, чел. 352 367 355
2.4. Аспиранты заочной формы обучения, чел. 90 109 103
2.5. Цокторанты, чел. 24 15 14
2.6. Иностранные граждане, обучавшиеся в вузе на контрактной основе, чел. 13 24 11
2.7. Студенты и аспиранты, обучающиеся по программам двойных дипломов и за рубежом по основным образовательным программам, чел. 351 486 545
2.8. Аспиранты вуза, успешно защитившие кандидатские диссертации, но не позднее одного года после окончания аспирантуры, чел. 41 45 52
2.9. Утвержденные ВАК докторские диссертации, защищенные в советах вуза, ед. 4 22 7
2.10. Успешно защищенные в советах вуза кандидатские диссертации, ед. 117 132 142
2.11. Утвержденные ВАК докторские диссертации, защищенные научнопедагогическими кадрами вне советов вуза, ед. 4 5 7
2.12. Аспиранты и сотрудники вуза, успешно защитившие кандидатские диссертации вне советов вуза, чел. 10 12 14
2.13. Количество безработных выпускников вуза, зарегистрированных в органах службы занятости населения региона, чел. 115 145 1 45
3. Интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения
3.1. Пица, имеющие ученую степень доктора наук, чел. 86 102 118
3.2. Пица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета пункта 3.1), чел. 359 380 401
3.3. Общее количество научно-педагогических кадров, чел. 577 591 596
3.4. Пица, имеющие ученую степень доктора наук, работающие по совместительству, чел. 26 25 36
3.5. Иностранные преподаватели и специалисты, привлекаемые к учебному процессу, чел. 5 5 7
3.6. Преподаватели вуза, командированные для работы и стажировки в зарубежных образовательных учреждениях (на срок не менее месяца), чел. 4 4 9
3.7. Цоктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50-ти лет (одно и то же лицо учитывается только один раз), чел. 24 29 31
3.8. Кандидаты наук в возрасте до 30 лет, чел. 50 68 76
4. Поддержка инновационной деятельности материальной и ин< юрмационной базой
4.1. Балансовая стоимость машин и оборудования, тыс. руб. 38587,2 51814,6 43172,4
4.2. Персональные компьютеры и компьютерные рабочие станции в вузе, ед. 745 854 1147
4.3. Терминалы, с которых имеется доступ в Интернет, ед. 415 475 894
4.4. Общее количество единиц хранения библиотечного фонда вуза, тыс. экз. 766,6 1000,2 1019,1
Проводя анализ инновационного потенциала университета по выделенным показателям за 3 года (2003, 2004, 2005 гг.), следует отметить динамику роста большинства численных значений этих показателей, что свидетельствует об активизации инновационной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Активизация инновационной деятельности университета проявляется в формировании такой системы деятельности вуза, которая через высокое качество подготовки кадров, интеграцию образования и инновационной деятельности обеспечит университету эффективную конкурентоспособность на рынке образовательных и научных услуг. Создание вокруг университета инновационной технопарковой зоны позволит наиболее полно реализовать его возможности и наиболее адекватно выразить себя как системообразующий фактор развития региона в целом.
Важнейшими формами проявления системообразующей роли университета являются качество осуществляемых им образовательных программ и научно-исследовательских работ. Тем самым университет достигает эффективной конкурентоспособности и узнаваемости на рынке образовательных и научно-исследовательских и социально-экономических услуг. В свою очередь, подобная деятельность университета формирует благоприятную среду его существования, а также укрепляет в регионе государственную идеологию, ориентированную на национально-государственные интересы страны в
целом, инвестиционно-инновационную привлекательность региона, на развитие благоприятного социально-экономического климата в Тамбовской области.
Если рассматривать приоритеты инновационной деятельности на различных уровнях:
- федеральном (устанавливающие стратегические ориентиры развития страны);
- региональном (устанавливающие стратегические ориентиры развития региона);
- отраслевом (отражающие специфику развития конкретной отрасли);
- рынка научно-технической продукции (отражающие конъюнктуру на инновационный продукт в различных секторах рынка);
- научного сообщества (отражающие взгляды на важность развития тех или иных научных направлений), то особенностью системы образования является тот факт, что она связана со всеми уровнями в приведенной иерархии.
Основные направления, которые в настоящее время представляются актуальными для развития инновационно-образовательной политики высшей школы:
1. Развитие инновационных структурных подразделений вузов, совместных инновационных комплексов образовательных заведений, ориентированных на развитие новых экономических механизмов хозяйствования. Направления деятельности таких структурных подразделений представляют собой совокупность научно-исследовательской, образовательной и коммерческой деятельности в тесной взаимосвязи.
2. Отработка новых экономических механизмов социального партнерства: венчурное финансирование НТП, лизинг, кредитование, страхование, средства международных финансов и благотворительных организаций.
3. Разработка нормативно-правовой и методической базы в сфере научно-инновационной деятельности системы образования.
4. Формирование и развитие иформацион-ного обеспечения инновационной деятельности высшей школы.
5. Учет региональных потребностей в инновационных услугах, технологиях, продуктах.
В заключение хотелось бы отметить, что для реализации инновационного потенциала университету необходимо обратить внимание на:
- создание системы подготовки и переподготовки специалистов в области инновационного предпринимательства;
- создание структуры, занимающейся маркетингом инновационных продуктов и услуг;
- обеспечение экономических условий развития инноваций, производство и их продвижения на рынке;
- привлечение дополнительных внебюджетных финансовых средств для развития инновационной деятельности;
- участие ученых в создании наукоемких технологий.
Полностью исчерпала себя идея, что вуз может продавать лишь то, что создали его ученые без учета рынка этой продукции или услуг. Это предполагает усиление роли маркетинга, спроса рынка, быстрой адаптации управления вузом на всех уровнях под новые задачи, наукоемкую технологию и услуги.
Поступила в редакцию 14.06.2007 г.