Научная статья на тему 'Инновационный потенциал как элемент стратегического развития предприятия'

Инновационный потенциал как элемент стратегического развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1896
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATIONS / INNOVATIONAL POTENTIAL / INVESTMENTS / INVESTMENT STRATEGY / INVESTMENT ACTIVITY / ENTERPRISE DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Возбранная Татьяна Викторовна, Кириченко Любовь Павловна

В статье рассматривается сущность и структура инновационного потенциала, который определяет характер соответствующей деятельности предприятий, дается характеристика его теоретических аспектов, приемов и методов формирования, определяются показатели, оценивающие развитие инновационного потенциала, а также условия повышения эффективности его использования при стратегическом развитии предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovational potential as an element of enterprise strategic develop ment

The article deals with the essence and structure of innovational potential which defines the pattern of enterprise innovation activities; description of its theoretical aspects, ways and methods of formation is given; indices evaluating innovational potential development and also the conditions for its application efficiency increase in strategic development of enterprise are determined.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал как элемент стратегического развития предприятия»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 332.14 Т.В. Возбранная, Л.П. Кириченко

Инновационный потенциал как элемент стратегического развития предприятия

В статье рассматривается сущность и структура инновационного потенциала, который определяет характер соответствующей деятельности предприятий, дается характеристика его теоретических аспектов, приемов и методов формирования, определяются показатели, оценивающие развитие инновационного потенциала, а также условия повышения эффективности его использования при стратегическом развитии предприятия.

Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, инвестиции, инвестиционная стратегия, инвестиционная деятельность, стратегия развития предприятия.

T.V. Vozbrannaya, L.P. Kirichenko Innovational potential as an element of enterprise strategic development

The article deals with the essence and structure of innovational potential which defines the pattern of enterprise innovation activities; description of its theoretical aspects, ways and methods offormation is given; indices evaluating innovational potential development and also the conditions for its application efficiency increase in strategic development of enterprise are determined.

Keywords: innovations, innovational potential, investments, investment strategy, investment activity, enterprise development strategy.

Многие предприятия, сталкиваясь с вопросами конкуренции, выживаемости в жестких условиях рынка, главным фактором успеха и эффективности признают инновационную деятельность и ее результаты. Поэтому участники рыночных отношений для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности должны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять инновационную политику. В связи с этим актуальной остается проблема эффективного использования достижений науки и техники в ходе осуществления рыночных отношений, основой изучения которой послужили теоретические положения и научные принципы, разработанные ведущими отечественными и зарубежными специалистами в области инновационной деятельности предприятия, формирования национальной инновационной системы и рынка новшеств и инноваций, инновационного менеджмента, конкуренции и конкурентоспособности предприятия.

Переход к инновационной экономике, требующий развития фундаментальных исследований, является основной целью государственной политики в области развития науки и технологий, когда приоритетным становится накапливание необходимых инновационных интеллектуальных ресур-

сов, определение задач экономического развития, формирование инновационного потенциала. Последнее включает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы как физическими, так и юридическими лицами для достижения целей в определенной области при реализации той или иной инвестиционной стратегии развития; ее выбор зависит от целей развития предприятия, состояния показателей инновационного потенциала.

Значимость стратегического управления предприятием определена переходом к новой модели управления развитием предприятия в меняющейся среде. В связи с этим стратегическое управление представляет собой работу предприятия на будущее, что предусматривает разработку и принятие решений на долгосрочную перспективу на верхнем уровне управления высшим управленческим персоналом. Реализация подобного рода решений требует длительного времени, а разработка стратегии - большого объема информации, получаемой из разных источников о самых разнообразных процессах, затрагивающих как внешнее окружение предприятия, так и его внутриоргани-зационные системы. Риск решений долгосрочного характера значительно выше потерь из-за не-

верных оперативных решений, а результаты зачастую сложно прогнозировать. Стратегические решения, как правило, отличаются инновационным характером, направленностью на долгосрочную перспективу, необратимостью, высокой степенью риска [6].

Традиционно считается, что инновации, или нововведения, проявляются в разработке и создании новых товаров и услуг, отражающих новейшие достижения науки и техники. Вместе с тем не все научно-технические решения могут быть отнесены к инновациям, поскольку далеко не все из них полезны и востребованы на рынке. Инновации, как известно, связаны с иным, обновленным, качеством решения сложившихся проблем жизнедеятельности человека, при этом достижения науки и техники способствуют созданию инновационной среды, условий, необходимых для инновационной деятельности. В связи с этим инновационность выступает как способность к созданию продукта, требуемого рынком. Необходимой мотиваций проявления инноваций как процесса введения новшества признается выгода, возникающая при реализации инновационных решений. Нововведения классифицируются по предметному содержанию, способу осуществления, объему, результативности, а также по инновационному потенциалу.

Вопросы формирования и развития инновационного потенциала как отражение сущности инновационной экономики широко освещены в трудах отечественных и зарубежных авторов. Однако отсутствие однозначной трактовки понятия инновационного потенциала, комплексного изучения его сущности и структуры как социальноэкономического феномена порождает множество идей и в определенной степени затрудняет выработку конкретных практических рекомендаций по его формированию и эффективному использованию в целях стимулирования инновационной активности на уровне отдельного предприятия и на уровне экономики страны в целом [5]. Зачастую инновационный потенциал определяют как совокупность факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса. В соответствии с другой точкой зрения инновационный потенциал - накопление определенного количества информации о результатах научнотехнических работ, изобретений, образцов новой техники и продукции, проектно-конструкторских разработок. Иная трактовка предусматривает рассмотрение инновационного потенциала как

научно-технического потенциала в виде научноисследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций.

Неоднозначное понимание инновационного потенциала определяет совокупность основных характеристик, формирующих его сущность. Прежде всего инновационный потенциал является элементом социально-экономического потенциала предприятия, все части которого тесно связаны между собой. Инновационный потенциал предполагает сбалансированность ресурсов достаточного уровня развития для возможности осуществления эффективной инновационной деятельности, а также организационный и институциональный механизмы (патентные службы, технологические и научные центры, инновационные агентства), способствующие осуществлению инновационной деятельности. Кроме того, он характеризуется наличием неиспользованных, скрытых возможностей ресурсов, приведение в действие которых обеспечено реализацией инновационной стратегии, и выступает некой характеристикой способности экономической системы к изменению, улучшению в результате перехода имеющихся ресурсов в новое качество.

Совокупность составляющих элементов в структуре инновационного потенциала способствует обеспечению восприятия и реализации новшеств - получению инноваций. Такими элементами признаются достигнутый уровень научно-технического развития, институциональный уровень развития, уровень развития инфраструктуры, кадровые ресурсы, условия внутренней и внешней среды, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими подсистемами социально-экономического потенциала, инвестиционный уровень развития, раскрывающий эффективность осуществления инвестиций в инновационные проекты.

С учетом вышесказанного инновационный потенциал включает как достигнутый определенный результат (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса), так и потенциальные ресурсы и возможности, способствующие повышению эффективности инновационной деятельности. При этом необходимым является учет существующих и потенциальных ограничений со стороны внешней и внутренней среды (природноклиматические условия, социальные, демографические факторы, приоритеты государственной

политики) [1].

Поскольку адаптация фирмы к внешней среде предполагает проведение изменений (нововведений), а изучает процесс осознанных изменений именно стратегический менеджмент, то решением внедрять инновацию или нет, будет ответ на вопрос о том, «насколько она необходима с точки зрения стратегической конкурентоспособности организации» [7].

Инновации могут внедряться в каждую из подсистем организации, в которых степень их адаптации будет неодинакова, что обусловлено различной способностью к восприятию инноваций. Очевидно, легче всего внедряются инновации, непосредственно не влияющие на структуру формальных и неформальных взаимоотношений работников в организации. Наиболее сложным процесс внедрения инноваций будет в том случае, если затронет систему интересов участников организации.

Рост вероятности принятия к внедрению инноваций на предприятии обусловлен поддержкой его руководством попыток реализации нововведений. При этом должен быть принят ряд мер для развития инновационной активности предприятия. Необходимо увеличить удельный вес бюджетных средств в инновационных затратах предприятия, усилить воздействие государственных программ на его инновационную деятельность, привлечь иностранные инвестиции для финансирования инновационной деятельности, увеличить долю затрат на маркетинговые исследования рынка инноваций, провести подготовку менеджеров для управления инновационными процессами. Комплексная реализация мер будет способствовать положительному позиционированию российских товаров в условиях конкуренции.

Нужно также учитывать, что организация считается успешной лишь тогда, когда она достигает своих целей. Очевидно, что для большинства организаций (за исключением так называемых «некоммерческих») одной из основных целей является получение прибыли. В таком случае текущая эффективность организации определяется тем, что создаваемая ею стоимость превращается непосредственно в прибыль. Стратегическая конкурентоспособность организации определяется ожиданиями ее владельцев относительно прибыли, которую она получит в перспективе за счет как текущей создаваемой стоимости, так и стоимости, которая будет создана в будущем. Каждому предприятию необходимы ресурсы, чтобы

финансировать свою производственно-торговую деятельность.

Финансирование инновационной деятельности может происходить за счет собственных и заемных средств. При этом необходимо учитывать, что на этапе разработки и реализации инноваций рынок капитала выступает одним из главных факторов общественного признания инновации. Без достаточного финансового обеспечения жизненный цикл инновации ограничивается стадией «идея». Любое новшество должно быть инвестиционно привлекательным и конкурентоспособным на рынке капитала [4].

Основой взаимодействия между потенциальным инвестором и новатором должно стать инвестиционное предложение, позволяющее перевести знания предпринимателя о предметной области и технологиях на экономический язык, понятный инвестору. Основным преимуществом инвестиционного предложения является его простота: с одной стороны, предприниматель имеет возможность не обращаться в консалтинговые агентства, что требует значительных финансовых затрат, с другой - венчурные фонды получают стандартизованные предложения, что снижает трудозатраты на их рассмотрение [8].

В современной мировой практике насчитывается существенное число показателей, дающих оценку уровню развития инновационной деятельности, - от показателей, оценивающих человеческий капитал, знания, НТП до отдельных показателей фондового рынка. В России в систему показателей оценки инновационного потенциала включают характеристику ресурсов и результатов инновационной деятельности. Комплексная оценка масштабов, состава и динамики инновационного потенциала обеспечивается совокупностью групп показателей, включающих показатели инноваций (источники информации об инновациях, численность и состав персонала, объем и структура производственных фондов, используемых в инновационной деятельности, затраты на инновации, результаты инновационной деятельности, анализ инновационной активности предприятия) и показатели, характеризующие влияние инноваций на экономику и общество (технологическая структура экономики, экспорт и импорт технологий, оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость, оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта).

Итак, необходимым условием комплексной

оценки инновационного потенциала признается наличие как обоснованной системы показателей, так и статистической базы. Кроме того, при оценке совокупного инновационного потенциала страны необходимым является учет показателей регионов, так как формирование и развитие инновационного потенциала на макроуровне предполагает учет и анализ специфики инновационного развития конкретных регионов (наличие ресурсов, кадров, инфраструктуры), что обусловлено становлением новых федеративных отношений, в условиях которых целесообразно в каждом регионе разрабатывать свою инновационную среду.

Оценка инновационного потенциала может осуществляться на уровне частной оценки готовности организации к реализации нового проекта и на уровне комплексной оценки текущего состояния организации относительно уже реализуемых проектов, что определяет выбор детальной или диагностической методик оценки.

В первом случае анализ осуществляется на этапе обоснования инноваций и подготовки проекта к реализации и внедрению. При этом предусматривается описание нормативной модели, характеризующей состояние инновационного потенциала организации: определяются качественные и количественные требования к состоянию потенциала. Затем определяется фактическое состояние инновационного потенциала по всем его составляющим и их компонентам, координируются нормативные и фактические значения параметров потенциала, выделяются стороны, соответствующие нормативу, и стороны, расходящиеся с нормативом, предусматриваются пути усиления последних.

Использование диагностического подхода к оценке инновационного потенциала организации обусловлено ограниченностью сроков, отсутствием специалистов, способных проводить системный анализ. Проведение диагностического анализа предусматривает наличие определенных навыков и информационной базы. Доступная информация, характеризующая различные стороны деятельности компании, используется в качестве диагностических параметров. Диагностический анализ инновационного потенциала организации предполагает оценку состояния внешней среды, наличие перечня диагностических параметров, характеризующих внешние проявления (политические, экономические, социальные, технологические), и структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние органи-

зации, установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы. Кроме того, проводятся мониторинг диагностических параметров и обработка статистических данных, оценка структурных параметров, определяется интегральная оценка потенциала организации.

Действие в рамках государственной экономической политики и законодательства совокупных региональных инновационных систем способствует формированию инновационного потенциала страны в целом, занимающего одно из важнейших мест в совокупном потенциале как страны, так и отдельных регионов.

Инновационный потенциал организации включает прогнозируемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм для достижения поставленных целей и задач в сфере наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов и услуг, а также их модификации. Наиболее признанной и распространенной на сегодняшний день является структуризация потенциала по видам научно-технических ресурсов, соответствующим составным элементам процесса научно-технической деятельности - кадровой, материально-технической, информационной, организационной, финансовой составляющих.

Развитие общества и экономики предусматривает разработку новых подходов к различным аспектам жизни, появление базы, удовлетворяющей возрастающие потребности общества, в качестве которой и выступают инновации.

Уровень развития инновационного потенциала свидетельствует об уровне развития экономики в целом, о степени готовности страны, регионов, предприятий к созданию новых технологий, новых продуктов, что определяет необходимость анализа внутренней среды организации при оценке инновационного потенциала. Внутренняя среда организации состоит из элементов, формирующих ее производственно-хозяйственную систему и образующих такие составляющие, как проектный, функциональный, ресурсный, организационный, управленческий элементы. Проектный блок определяет направление деятельности организации и ее результаты в виде продуктов и услуг; функциональный - преобразование ресурсов в продукты и услуги в процессе деятельности организации; ресурсный - комплекс материально-технических, трудовых, информационных, финансовых ресурсов предприятия; организационный - характеризует организационную структуру, технологию процессов по всем функциям и проектам; управ-

ленческий - предусматривает общее руководство организацией, систему и стиль управления.

Вне всякого сомнения, предприятия должны создавать условия для более эффективного использования инновационного потенциала: формировать резервы финансовых и материальных средств, прогрессивных технологий, привлекать социально-психологические и культурные факторы, способствующие развитию инновационной деятельности, создавать целевые рабочие группы с преобладанием горизонтальных потоков информации, придерживаться демократичного стиля управления.

Развитие инновационного потенциала обусловливает развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственнохозяйственной системы. Состояние инновационного потенциала определяет выбор и особенности реализации инновационной стратегии развития предприятия, в связи с чем крайне важной является его грамотная оценка.

Таким образом, инновационный потенциал представляет собой сложное, многофакторное, многовариантное явление, требующее тщательного изучения. Вместе с тем отсутствие единого определения данного понятия, а также окончательно разработанной системы показателей инновационного потенциала затрудняет его оценку.

рассмотрение понятия и изучение сущности и структуры инновационного потенциала как одного из элементов стратегического развития предприятия, определение показателей, характеризующих инновационный потенциал, и факторов, определяющих его более эффективное использование, обусловило выявление значимости инновационно-

го потенциала предприятия как индикатора уровня развития экономики в целом, а также готовности к созданию новых технологий и продуктов.

Литература

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основы бизнеса: учеб. пособие. - Минск: Мисанта, 2003. - 253 с.

2. Балдин К.В., Передеряев И.И. Инвестиции в инновации: учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2008. - 238 с.

3. Бясов К.Т. Основные аспекты разработки инвестиционной стратегии организации // Финансовый менеджмент. 2005. № 4. С. 21-25.

4. Голов РС. Классификация и функциональные особенности инноваций // Экономика и управление в машиностроении. 2009. № 2. С. 32-36.

5. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин. - М.: ЮНИТИ, 2004.

- 343 с.

6. Кузин Б.И., Юрьев В.Н., Шахдинаров Г.М. Методы и модели управления фирмой. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с.

7. Медынский В.Г Инновационный менеджмент. - М.: Инфра-М, 2008. - 294 с.

8. Янковский К.В., Мухарь А.И. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. - СПб.: Питер, 2007.

- 448 с.

9. Чернов В.А.Инвестиционная стратегия: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 158 с.

Возбранная Татьяна Викторовна - канд. филос. наук, доцент кафедры экономики и финансов Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, тел.: 8909-845-38-81, e-mail: t777777@mail.ru Кириченко Любовь Павловна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, тел.: 8909-845-3881, e-mail: t777777@mail.ru

Vozbrannaya Tatiana Viktorovna - candidate of philosophical sciences, associate professor of economy and finance department, Komsomolsk-on-Amur State Technical University, tel. 8909-845-38-81, e-mail: t777777@mail.ru Kirichenko Lubov’Pavlovna - candidate of economic sciences, associate professor of economy and finance department, Komsomolsk-on-Amur State Technical University, tel. 8909-845-38-81, e-mail: t777777@mail.ru

УДК 332.1 А.А. Унгаев

Проблемы и перспективы региональной политики Российской Федерации на современном этапе

В статье анализируются итоги региональной политики Российской Федерации, рассмотрены основные стратегии регионального развития страны. Обобщены приоритетные направления и основополагающие принципы региональной политики Российской Федерации в условиях глобальной конкуренции.

Ключевые слова: государственная региональная политика, региональное планирование, стратегии регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.