Научная статья на тему 'Инновационный потенциал как элемент стратегического развития компании'

Инновационный потенциал как элемент стратегического развития компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационный потенциал / стратегическое планирование / производственный план / инновации / стратегия развития предприятия. / innovative potential / strategic planning / production plan / innovation / enterprise development strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. Н. Карташова

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным со стратегическим развитием. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса инновационного потенциала как элемента стратегического развития компании. Определены условия повышения эффективности его использования при стратегическом развитии предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POTENTIAL AS THE ELEMENT OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE COMPANY

Currently, more attention is paid to the processes associated with strategic development. That is why in the present article an analysis of the topical issue of the innovation potential as an element of the company's strategic development has been carried out. The conditions for increasing the efficiency of its use in the strategic development of the enterprise are determined.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал как элемент стратегического развития компании»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

Е.Н. Карташова, магистрант

Научный руководитель: Е.Ю. Абрамова, канд. экон. наук, доцент

Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»

(Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10127

Аннотация. В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным со стратегическим развитием. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса инновационного потенциала как элемента стратегического развития компании. Определены условия повышения эффективности его использования при стратегическом развитии предприятия.

Ключевые слова: инновационный потенциал, стратегическое планирование, производственный план, инновации, стратегия развития предприятия.

Инновационный потенциал предприятия представляет собой возможность реализации экономических и производственных целей, установления высокого уровня конкурентоспособности, купирования кризисных ситуаций и принятие мер, направленных на получение наибольшей прибыли. Корректное использование инновационного потенциала является одним из основных факторов, которые необходимы в разработке системы стратегического развития любой компании [1].

Инновационный потенциал имеет сильное влияние на стратегическое управление, потому как:

- в данный момент инновации играют первостепенную роль в деятельности организации;

- антикризисное управление является частью инновационного потенциала, соответственно, и стратегического управления;

- глобализация в современном мире позволяет сформировать широкое поле для инновационного развития.

Для оценки инновационного потенциала предприятия необходимо проанализировать множество аспектов его деятельности. К примеру, эффективность производственной деятельности, состояние внешнего экономического рынка, уровень прибыли, получаемой компанией, размер оборотного капитала, уровень выполнения

производственного плана и т.д. Рассмотрение данных факторов поможет определить уровень инновационного потенциала организации, что, в свою очередь, предоставит возможность достижения поставленных экономических целей [2].

Критерии, которые характеризуют уровень проведения оценки инновационного потенциала:

- сопоставления исследования и инновационного потенциала;

- реализация оценки ресурсов инновационной политики;

- оценка инновационной деятельности;

- оценка уровня управления коммерциализации инноваций;

- сопоставления ресурсов и результатов инновационной политики;

- сопоставление инновационного потенциала организации с другими компаниями.

Для увеличения инновационного потенциала предприятия необходимо снизить размер производственных затрат, что сохранит часть оборотного капитала и будет способствовать установлению экономической стабильности. Инновационный потенциал является одним из составных элементов стратегического развития компании. Данное обстоятельство подразумевает также создание позитивного имиджа предприятия. Этот аспект представляет

собой важную составляющую благополучного развития любой организации, деятельность которой направлена на получение финансовой прибыли. Необходимо учитывать потребности потребителей конечного продукта для того, чтобы занимать одну из ведущих позиций на экономическом рынке среди предприятий, функционирующих по отношению к одной и той же производственной отрасли.

Повышение инновационного потенциала компании невозможно без наличия в рабочем штате квалифицированных сотрудников. Руководству предприятия требуется уделять особое внимание подбору специалистов. Они должны быть компетентными в сфере деятельности предприятия, ведь от этого зависит эффективность производственного процесса и выполнение установленных норм в обозначенный срок [3].

Если предприятием было разработано какое-либо нововведение в отношении производимой продукции, необходимо предпринять меры, направленные на скорейший выход конечного результата производства на рынок. Это позволит опередить компании, осуществляющие деятельность в той же сфере, повысить уровень конкурентоспособности и инновационного потенциала.

Предприятия, которые достигают стратегического развития путём увеличения инновационного потенциала, уделяют особое внимание разработке нововведений. Необходимым является создание отдела, в полномочия которого будет входить поиск новых идей и информации, способствующей их разработке (креативный отдел). Для повышения эффективности функционирования таких отделов можно ввести систему тендерной оценки предложений. То есть, сотрудники будут презентовать свои разработки руководству на конкурсной основе. Для специалистов с наибольшим коэффициентом полезности предприятию стоит создать систему поощрений. Такой метод организации рабочего процесса позволит повысить инновационный потенциал компании [4].

Для эффективной реализации инновационного потенциала предприятия необ-

ходимо чёткое регламентирование приоритетных целей. Данные стратегические меры позволят направить деятельность компании на их первоочерёдное достижение. В инновационной экономической среде необходимо разработать долгосрочную стратегию развития предприятия, в которую будут также включены методы её практической реализации. Основной целью любой коммерческой компании является получение финансовой прибыли. Любое предприятие неспособно достичь дальнейшего развития без увеличения размера общего и резервного денежного капитала. Таким образом, для использования инновационного потенциала предприятия, требуется разработка бизнес-плана по увеличению оборотного капитала, привлечению сторонних инвестиционных средств и т.д.

Коммерческие организации, имеющие недостаточно высокий уровень инвестиционного потенциала, нуждаются в принятии мер по совершенствованию и внесении изменений в общую стратегию развития. Для этого необходимо учесть множество аспектов: эффективность производственной деятельности, состояние внешней экономической среды, имеющийся в настоящий момент уровень конкурентоспособности. Также, требуется проанализировать возможности экономического развития компании в долгосрочной перспективе.

Рекомендации к повышению уровня инновационного потенциала:

- координация действий;

- преемственность деятельности, учет положительного и негативного опыта;

- стимулы к инновациям;

- баланс между экономическими задачами и результатами внедрения инноваций;

- формирование и удовлетворение потребности в стратегической информации.

Таким образом, инновационный потенциал является одним из основополагающих элементов стратегического развития любого коммерческого предприятия. Без учёта инновационных тенденций получения финансовой прибыли в ожидаемых объёмах невозможно. Для достижения

наибольшей эффективности деятельности тоспособности, увеличит размер получае-компании, прежде всего, необходимо чёт- мой финансовой прибыли, приобретёт покое определение первоочерёдных целей, а зитивный имидж на экономическом рынке также, разработка путей их реализации. и новые перспективы дальнейшего разви-Следовательно, предприятие сможет уста- тия. новить более высокий уровень конкурен-

Библиографический список

1. Чумаков А.Г. Инновационный потенциал предприятия и его роль в антикризисном управлении // Современные наукоемкие технологии. 2014. №10 (1). С. 121-123.

2. Матузова И.В. Методика оценки инновационного потенциала промышленного предприятия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Вып. № 4. Т. 6. 2013. С. 87-97.

3. Козлов А.В., Чжан С. Инновационный потенциал промышленных предприятий: методика определения и сравнительный анализ на примере угольной промышленности Китая //Вестник ЗабГУ, 2015. № 5. С. 100-109.

4. Яшин С.Н., Солдатова Ю.С. Совершенствование методики оценки экономического состояния и уровня инновационного развития предприятия // Финансы и кредит. 2014. №12. С. 39-47.

5. Цуканова Н.Е. Методы оценки инновационного потенциала производственных предприятий // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. №3. С. 236-242.

INNOVATIVE POTENTIAL AS THE ELEMENT OF STRATEGIC DEVELOPMENT

OF THE COMPANY

E.N. Kartashova, graduate student

Supervisor: E.Yu. Abramovа, candidate of economics scince, associate Professor National research university «Moscow power engineering institute» (Russia, Moscow)

Abstract. Currently, more attention is paid to the processes associated with strategic development. That is why in the present article an analysis of the topical issue of the innovation potential as an element of the company's strategic development has been carried out. The conditions for increasing the efficiency of its use in the strategic development of the enterprise are determined.

Keywords: innovative potential, strategic planning, production plan, innovation, enterprise development strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.