Научная статья на тему 'Инновационный потенциал хозяйствующих субъектов: содержание и формы реализации'

Инновационный потенциал хозяйствующих субъектов: содержание и формы реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ / ТИПЫ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Посталюк М.П., Выдрина Г.М.

В статье рассматриваются вопросы содержания и форм реализации инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, его сущность и структура; выявляются факторы формирования и реализации инновационного потенциала хозяйствующих субъектов на различных уровнях, в различных сферах и условиях; определяются критерии инновационной активности хозяйствующих субъектов и раскрываются возможности их использования при реализации различных типов инновационных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies different aspects of the notion and forms of realization of innovational potential of business entities, its essence and structure, and reveals the factors of forming and realizing the innovational potential of business entities at different levels, in different spheres and conditions. The authors outline the criteria of innovational activity of business entities and reveal the possibilities of their usage in realizing various types of innovational strategies.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал хозяйствующих субъектов: содержание и формы реализации»

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 5 2008 г.

Экономика

Инновационный потенциал хозяйствующих субъектов: содержание и формы реализации

Посталюк М.П.

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Академии управления «ТИСБИ» (Казань)

Выдрина Г.М.

Старший преподаватель Набережночелнинского филиала Академии управления «ТИСБИ»

В статье рассматриваются вопросы содержания и форм реализации инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, его сущность и структура; выявляются факторы формирования и реализации инновационного потенциала хозяйствующих субъектов на различных уровнях, в различных сферах и условиях; определяются критерии инновационной активности хозяйствующих субъектов и раскрываются возможности их использования при реализации различных типов

инновационных стратегий.

Инновационный потенциал хозяйствующих субъектов является основой стабилизации и ускорения современного экономического роста в нашей стране. Переход к инновационному типу развития может быть осуществлен через достижения соответствия уровня и характера развития инновационной деятельности новым требованиям постиндустриального общества и является необходимым условием осуществления в нем глубоких структурных преобразований.

Ранее существовало мнение, что развитие рыночных отношений само по себе обеспечит ускорение научно-технического прогресса, структурную перестройку и преодоление существующего технологического разрыва в развитии отечественной экономики. Недостаточно продуманный переход к рынку привел к значительному ослаблению ее инновационного

потенциала на всех уровнях и во всех сферах. Ситуация потребовала принятия кардинальных мер, направленных на укрепление и развитие инновационного потенциала и прежде всего на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. С этой целью в 1998 г. была принята государственная программа «Активизация инновационной деятельности в России». Повышенное внимание к инновационной деятельности - одна из главных тенденций развития передовых макроэкономических систем, благодаря чему происходит их успешное развитие.

Переход к инновационному типу развития производства, формирование и развитие собственного инновационного потенциала в условиях становления рыночной экономики в России является одним из главных условий успешного развития нашего национального хозяйства и

30

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 5 2008 г.

Экономика

повышения конкурентоспособности отечественных товаров. С целью повышения эффективности хозяйствования многие российские предприятия сегодня столкнулись с необходимостью активизации своей инновационной деятельности. Этот процесс является сложно реализуемым по многим причинам, среди которых не последнее место занимает недостаточная методологическая разработка проблем развития отечественного инновационного потенциала.

Разработкой проблем исследования инноваций как фактора экономического роста, движущих сил развития экономики занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные ученые. Среди отечественных ученых стоит выделить Н.Д. Кондратьева, положившего начало теории «длинных волн в экономике» и предсказавшего сегодняшнюю инновационную волну. Современные инновационные проблемы исследуются в трудах И.Т. Балабанова, Г.М. Доброва,

С.В. Валдайцева, Л.И. Гапоненко, С.Ю. Глазьева, Д.И. Кокурина, Д.С. Львова, В.Т. Рязанова, Ю.В. Яковца и других ученых. В трудах зарубежных авторов Р Акоффа, Г. Менша, Б. Сан-то, Б. Твисса, Й. Шумпетера исследован инновационный характер развития экономических систем на различных этапах. Но комплексной экономической трактовки понятия «инновационный потенциал» в существующей отечественной и зарубежной литературе пока не дано. Недостаточно изучены страновые особенности современного инновационного потенциала и пути его дальнейшего развития. Не исследованы вопросы институционального обеспечения процессов формирования и развития инновационного потенциала хозяйствующих субъектов.

На протяжении многих лет в нашей стране инновационная проблематика разрабатывалась в рамках исследований научно-технического прогресса. Эти проблемы были выделены в самостоятельную область экономических исследований с переходом на рыночные условия хозяйствования. В экономической теории и хозяйственной практике термин «инновация» стал активно использоваться для обозначения ряда производных понятий, таких как «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное развитие», «инновационный потенциал» и т.п.

Базовое понятие «инновация» происходит от английского слова innovation, что в полном переводе означает «введение новаций» (новшеств). Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление и т.д. Термин «инновация», с научной точки зрения, является универсальным и не имеет однозначной экономической трактовки. Ввел понятие «инновации» в 30-е годы ХХ столетия австрийский ученый Й. Шумпетер, трактуя его как изменение экономического процесса с целью внедрения и использования новых видов товаров, производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В научных источниках ряд авторов, например, Д.В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова, под инновацией (нововведением) понимают итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющего конкретные общественные потребности и дающего ряд эффектов (экономических, научно-технических, социальных, экологических и др.). Ю.П. Морозов под инновациями в широком смысле понимает прибыльное использование новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера. А.И. Пригожий считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения и диффузии.

Обобщая мнения ученых и практиков, можно утверждать, что инновация как процесс представляет собой разработку, создание и распространение новшеств. Причиной возникновения нововведения является воздействие различных факторов: экономических, политических, социальных, технических, научных, психологических и других. Само же новшество становится инновацией в виде товара, услуги, технологии, метода и т.д. Каждая инновация проходит свой жизненный цикл, который имеет общие и специфические формы деятельности. В качестве общих в инновационный цикл входят креативные (поиск и выбор), научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские, ко-

31

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 5 2008 г.

Экономика

мерциализационные, потребительские формы деятельности. Ее результаты, в основном, и создают тот задел, на базе которого начинает формироваться инновационный потенциал и реализовываться инновационная деятельность.

Возникает вопрос: входит ли процесс поиска, формулировки и определения инновационности идеи в инновационный цикл? И является ли сама идея инновацией? Мы считаем, что инновационная идея является потенциальной инновацией, существующей в форме инновационной возможности. В реальную инновация превращается тогда, когда, пройдя через все стадии инновационного цикла: поиск, формулировку, выбор и реализацию, она материализуется в новый процесс, его элементы и результат. При этом идея сама по себе, как нематериальное, невесомое новшество, может входить в состав инновационного потенциала.

Что же представляет собой потенциал хозяйствующих субъектов вообще и инновационный в частности?

Проведенный анализ методологического обеспечения инновационного процесса показал, что комплексного определения инновационного потенциала с общеэкономической точки зрения в научной литературе не имеется. Вопросы инновационного развития хозяйствующих субъектов различного уровня рассматриваются в большинстве научных трудов, учебников и практических разработок, дается определение структуры инновационного потенциала и методика расчета отдельных его составляющих частей.

Так, М.И. Бухалков, анализируя производственный потенциал предприятия, определяет его как совокупность показателей или факторов, характеризующих силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности хозяйствующим субъектом. И.Т. Балабанов, Д.И. Кокурин, Ю.П. Морозов, А.М. Селезнев, Ю.В. Яковец при характеристике научного и научно-технического потенциалов так же используют определенные совокупности показателей и факторов, что в большей степени раскрывает структурные, а не потенциальные возможности хозяйствующих субъектов.

32

Мы считаем, что сущность термина «потенциал» характеризуется силами поиска и выбора хозяйствующего субъекта в наличной среде его материальных и нематериальных возможностей. Потенциал - от латинского potentialis - могущий. В словаре иностранных слов И.А. Васюкова приводится толкование термина как мощь, сила, которая может быть мобилизована, приведена в действие, использована для решения каких-либо задач, достижения определенных целей, осуществления плана в определенной области. Экономический смысл эта сила приобретает тогда, когда она является редкой, ограниченной и ее использование предполагается в условиях неопределенности и риска.

Понятие инновационного потенциала хозяйствующих субъектов в научной и учебной литературе последних лет также неоднозначно. В ней инновационный потенциал определяется как мера готовности хозяйствующего субъекта выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели. Такая трактовка носит специфический характер и относится к стратегическому планированию и развитию организации. Положительной стороной приведенной трактовки является её динамический подход к исследуемой категории. Инновационный потенциал является изменяющейся (подвижной) характеристикой любой экономической системы и ее подсистем: глобальной (мировой), отдельных регионов мира, страны, территориальных образований страны или отрасли её экономики, отдельного предприятия или научнотехнической организации, домохозяйства.

Если при определении понятия инновационного потенциала за основу берется ресурсный подход, тогда оно характеризуется соответствующим набором ресурсов, которые должны быть вовлечены в процесс создания инноваций или подготовлены к этому. Это, отчасти, инфраструктурное обеспечение внедрения новшества. Этот термин характеризует уровень развития инновационной сферы, её способность и возможность развиваться дальше. Он задействован в хозяйственном процессе и связан с другими экономическими субъектами, предприятиями, государственными учреждениями и особенностями социально-экономических отношений и взаимодействий между людьми.

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 5 2008 г.

Экономика

Анализируя вышеизложенное, определим понятие инновационного потенциала как взаимодействующую совокупность различных возможностей в условиях их редкости и неопределенности реализации. Сюда могут быть включены многообразные виды материальных и нематериальных ресурсов, необходимые для осуществления инновационной деятельности (поиска, разработки, освоения, распространения новации) в рамках определенного субъекта хозяйствования. Инновационный потенциал любого уровня экономической иерархии не является изолированным. Происходит постоянный обмен отдельными составляющими инновационных потенциалов, ведущий к развитию инновационного потенциала каждой подсистемы и системы в целом.

От уровня инновационного потенциала предприятия зависит процесс формирования эффективной системы инновационного управления, его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, а затем и повышения конкурентных преимуществ на рынке.

Инновационный потенциал характеризует способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию требуемого объема и соответствующих показателей качества, которые формируются за счет совокупности ресурсов, которые предприятие уже использует или может реально привлечь для достижения своих стратегических целей.

Инновационный потенциал имеет соответствующие финансово-экономические характеристики и должен учитываться при определении стоимости предприятия.

Инновационная деятельность, которая характеризуется высокой степенью неопределенности и высокими рисками, требует постоянного исследования процесса формирования, оценки и реализации инновационного потенциала хозяйствующих субъектов.

Уровень инновационного потенциала хозяйствующих субъектов определяется многими факторами, которые можно подразделить на следующие группы: факторы собственного инновационного процесса, как самостоятельного

процесса, как самостоятельного объекта управления; факторы внутренней среды; факторы внешней среды.

Первая группа факторов представляет собой совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющей его развитие. Здесь, в первую очередь, выделяют такие элементы инновационного процесса как поиск инновационных идей, постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ их реализации.

Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т.д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и нематериальных и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров.

На уровень развития инновационного потенциала хозяйствующего субъекта оказывают большое влияние следующие позитивные факторы: сохранение и расширение производственной базы; сокращение затрат; реализация нужд и предложений потребителя; повышение научно-технического потенциала специалистов; имидж корпорации и другие.

Вместе с тем, существуют негативные факторы, сдерживающие формирование и развитие инновационного потенциала хозяйствующих субъектов. К ним можно отнести: высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений; длительные разрывы жизненных инновационных циклов; неуверенность в успехе; непатентоспособность нововведения; трудности в сохранении доли на рынке; отсутствие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров и другие.

Инновационный потенциал включает в себя не только инновационность хозяйствующих субъектов, то есть способность создавать и реализовывать новшества, но и инновативность, то есть способность адаптировать в свою деятельность инновационный опыт других, в том числе и зарубежный опыт инновационной де-

33

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 5 2008 г.

Экономика

ятельности хозяйствующих субъектов. По этим двум ключевым синтетическим критериям мы можем проводить типологию хозяйствующих субъектов по уровню их инновационной активности. Используя эти синтетические критерии, можно оказывать регулирующее воздействие на инновационную стратегию хозяйствующих субъектов.

Инновационная стратегия требует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и умений выявить управленческий потенциал, необходимый для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои внутренние «запасы» управленческих талантов, определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие инновационные ресурсы.

Различают два основных типа инновационной стратегии:

- адаптивную, когда предприятие использует нововведение на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т.е. в целях выживания;

- конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.

Адаптивную инновационную стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков, технологий, зачастую идущих в русле сложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Используя эту стратегию, организации рассматривают в каждый данный момент явления одного уровня, ограничивая тем свое развитие, имеют при этом лишь краткосрочный финансовый успех, но не получают конкурентного преимущества.

Конкурентная инновационная стратегия складывается из факторов инновационного потенциала; основанная на творческом подходе, она предполагает обратную связь путем анализа инновационной среды организации. Через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации.

Таким образом, инновационный потенциал хозяйствующих субъектов характеризует их качественное и стоимостное состояние, показывает их место и роль на конкурентном рынке, определяет краткосрочную и долгосрочную перспективы их развития.

Innovational Potential of Business Entities:

The Notion and Forms of Realization

The article studies different aspects of the notion and forms of realization of innovational potential of business entities, its essence and structure, and reveals the factors of forming and realizing the innovational potential of business entities at different levels, in different spheres and conditions. The authors outline the criteria of innovational activity of business entities and reveal the possibilities of their usage in realizing various types of innovational strategies.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.