Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
УДК 377+327 С. К. Ангеловская, зам. директора по учебно-
методической работе Копейского политехнического колледжа, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: angelovskajask@yandex.ru
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕМПИОНАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ WORLDSKILLS
Продолжающийся рост международного движения WorldSkills International свидетельствует о том, что традиционные профессии в сочетании с инновационными технологиями вносят существенный вклад в экономическое и социальное развитие общества. В статье рассматривается значение, роль и перспективы проведения соревнований рабочих профессий формата WorldSkills.
Ключевые слова: чемпионат профессиональных компетенций WorldSkills, инновационное развитие, повышение престижа рабочих профессий, профессиональная мотивация, профессиональное развитие, взаимодействие работодателей и ПОО.
Функционирование российской экономики и переход ее на инновационный путь развития неразрывно связаны с обновлением производства и его материально-технической базы. Однако не менее важным является решение кадровых проблем, поскольку без подготовки специалистов новой формации невозможно ни эффективное и быстрое освоение новых технологий, ни кардинальное повышение производительности труда, ни создание конкурентоспособной на мировом рынке продукции [1; 2].
Современная система среднего профессионального образования находится в состоянии перехода от традиционного к компетентностно-му подходу к образованию [3]. Ключевой идеей компетентностного подхода является формирование в процессе обучения сферы профессиональной деятельности и личностных качеств специалиста. В Стратегии развития системы
подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. отмечается, что «серьезным негативным фактором, отрицательно влияющим на способность к модернизации, являются недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена среди населения, недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования...» [4, с. 6]. Одним из путей разрешения создавшейся кризисной ситуации определяется поддержка и развитие олимпиадного движения (системы конкурсов) в сфере профессионального мастерства, в том числе на основе формата WorldSkills [4].
WorldSkills International (WSI) — международное движение, целью которого является популяризация рабочих профессий, повышение
статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. Со времени своего возникновения WSI обеспечивает экспертную оценку, разработку и формирование высочайшего уровня мировых профессиональных стандартов рабочих специальностей в промышленности и секторе обслуживания.
WorldSkills International существует с 1946 г. и в настоящее время объединяет более 60 стран-участниц. Россия является членом WSI с 2012 г. Вступление России в движение WorldSkills International связано с глобальными задачами: улучшение качества человеческого капитала, повышение производительности труда и уровня мотивации молодых людей к получению профессии и самореализации, формирование системы профессиональных и образовательных стандартов, объединение интересов работодателей и системы профессионального образования [5].
Всего два года проведения чемпионата в Челябинской области показали, что соревнования формата WorldSkills — мощный инструмент для качественного изменения не только общественного мнения относительно рабочих профессий, но и самой системы профессиональной подготовки специалистов.
WorldSkills — пример того, как можно и нужно организовывать профориентацион-ную работу. Формат проведения чемпионата как открытых конкурсных площадок позволяет школьникам, их родителям, представителям общественности увидеть реализацию профессионального потенциала участников в режиме реального времени, получить представление о выполняемых работах, условиях труда, используемом на производстве оборудовании. Приходит понимание того, что получить профессиональное образование значит гарантировать собственную занятость и трудоустройство.
Необходимо отметить, что к развитию стимулируют и сами профессиональные образовательные организации. Так, эксперты, направляемые техникумами и колледжами для участия в соревнованиях, могут сопоставлять уровень национальных компетенций, международных стандартов с уровнем компетенций в своей организации и сравнить производительность труда своих обучающихся и других участников. Кроме того, подготовка к чемпионату рабочих профессий предполагает обучение участников производственным технологиям с использованием инновационных способов и методов их реализации, ознакомление их с современными
материалами, инструментами и технологическим оборудованием, а также применение информационных технологий профессионального обучения. Тем самым чемпионат WorldSkills обеспечивает личностный и профессиональный рост его участников, усиливает их мотивацию, уверенность в выбранной профессии, специальности. Участие в чемпионатах способствует тому, что будущие работники становятся носителями передовых технологий, что обеспечивает высокую производственную культуру и качество труда. Для выпускников техникумов и колледжей участие в подобных состязаниях — реальная возможность не только добиться официального признания своего мастерства, но и хороший старт для начала карьеры.
Мы отмечаем, что одной из важнейших задач движения является вовлечение работодателей в соревновательный формат. Это позволит им не только развивать уровень компетентности своих работников, но и пересмотреть подход к организации рабочего процесса, чтобы соответствовать лучшим мировым практикам, определить вектор сотрудничества с профессиональными образовательными организациями, выбрать лучших участников, определить перспективы их дальнейшего образования и трудоустройства. Практика организации и проведения региональных и национальных чемпионатов WorldSkills показала возрастающий интерес к движению со стороны не только среднего и малого бизнеса, но и крупнейших промышленных компаний (ОАО «Южуралзолото Группа Компаний», ООО «КНАУФ ГИПС», ОАО «Копейский машиностроительный завод» и др.). Участие бизнес-партнеров в движении WorldSkills, несомненно, ведет к повышению статуса компаний на российском и международном рынках как организаций с высокой социальной ответственностью.
Челябинская область присоединилась к WorldSkills два года назад. Министр образования и науки Челябинской области А. И. Куз -нецов отметил: «Мы получили возможность влиться во всемирное движение и повысить квалификацию наших студентов, что особенно важно для Южного Урала — крупного промышленного региона. Чемпионат WorldSkills — это альтернатива конкурсам профмастерства, хорошо зарекомендовавшим себя в советские годы. Новые времена требуют обновленного содержания, и WorldSkills в полной мере отвечает этим запросам» [6; 7].
Опыт проведения II Областного чемпионата профессионального мастерства WorldSkills
Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
Russia (WSR) — Челябинск на базе Копейского политехнического колледжа показал следующее:
- возрос интерес к чемпионату и со стороны профессиональных образовательных организаций (если I Областной чемпионат проводился по 5 компетенциям, по которым соревновались 52 конкурсанта, то в Копейске встретились 119 студентов-конкурсантов по 11 конкурсным компетенциям), и со стороны работодателей (35 предприятий и организаций обеспечили спонсорскую и информационную поддержку), и со стороны общественности (чемпионат посетили более 2000 человек);
- областной чемпионат становится площадкой для подготовки к национальным соревнованиям. Из числа победителей была сформирована региональная команда, представляющая область на национальном чемпионате в г Казани. Сегодня в копилке достижений на национальных соревнованиях WorldSkills — Казань Челябинская область имеет победу в компетенциях «Мехатроника», «Веб-дизайн», «Видеомонтаж», заняты призовые места по компетенциям «Кирпичная кладка», «Флористика», «Электрик», в двух компетенциях («Инженерная графика CAD» и «Поварское дело») участники вошли в пятерку лучших;
- по итогам участия в чемпионате в образовательных организациях определяются пути создания инновационных условий для развития личности специалиста, внедрения в образовательный процесс эффективных технологий, методик и алгоритмов, направленных на формирование профессиональных компетенций, соответствующих мировому уровню, разрабатываются программы повышения квалификации методистов и педагогических работников, тренингов для подготовки участников и экспертов к конкурсным соревнованиям.
Библиографический список
Конечно, эффективное проведение чемпионатов в формате WorldSkills, достижение поставленных целей невозможно без серьезной работы, которая требует объединения усилий профессиональных образовательных организаций, органов государственного и муниципального управления и бизнес-сообщества. В 2013 г в Челябинской области на базе ГБОУ ДОД «ДУМ "Смена"» создан региональный координационный центр WorldSkills Russia — Челябинск, в 2014 г. приказом Министерства образования и науки Челябинской области принята дорожная карта развития областного движения WorldSkills. Определены направления деятельности по формированию методического обеспечения для подготовки по компетенциям WSR, по разработке мероприятий для популяризации рабочих профессий, по развитию стратегического партнерства с государственными и неправительственными организациями, предприятиями, организациями и учреждениями для достижения целей проекта, по повышению уровня мотивации к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту обучающихся.
Очевидно, что состязания такого рода способствуют повышению престижа рабочих профессий и квалификации работников, привлечению молодежи в производственные секторы экономики, а также совершенствованию квалификационных стандартов по рабочим профессиям и специальностям профессионального образования с учетом национальных и международных требований к профессиональным компетенциям. Проведение чемпионатов профессионального мастерства может стать эффективным инструментом в решении проблем инновационного развития системы среднего профессионального образования.
1. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров [Текст] : моногр. / А. Г. Мокроносов [и др.]. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. — 111 с.
2. Семенова, Е. А. Проблема подготовки кадров для российской промышленности [Электронный ресурс] / Е. А. Семенова. — Режим доступа: http://www.riss.ru.
3. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. — С. 21-26.
4. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edu.inesnet.ru/wp-content/uploads/2013/11/strategy_06.pdf.
5. Национальный Чемпионат «WorldSkills Russia — 2014» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pervo.ru/pervouralsk/society/24905-buduschie-belye-metallurgi-pervouralska-otpravilis-na-nacionalnyy-chempionat-worldskills-russia-2014.html.
6. WorldSkills Russia [Электронный ресурс]. — Режим досупа: http://www.gosbook.ru/system/ files/documents/2013/04/22/Chernyh.pdf.
7. WorldSkills Russia проведет конкурсы профессионального мастерства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trud.ru/article/25-04-2013/1292821_worldskills_russia_ provedet_konkursy_professionalnogo_masterstva.html.
УДК 377:378 С. Г. Литке, доц. Челябинского
государственного педагогического университета (ЧГПУ), канд. психол. наук, г. Челябинск, e-mail: svlitke@gmail.com
ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мониторинг рассматривается как способ исследования психической реальности и одновременно как способ обеспечения сферы управления формированием и развитием социально-психологической компетентности субъектов учреждений среднего и высшего профессионального образования на основе своевременной и качественной информации. Социально-психологическая компетентность как метакомпетенция — интегрированная и концентрированная система социально-психологических компетенций, обеспечивающих преобразование Человека — анализируется в контексте компетентностно ориентированной парадигмы современного профессионального образования.
Ключевые слова: мониторинг, сущность социально-психологической компетентности, сформированность социально-психологической компетентности, модернизация образования.
Уровень социально-психологической компетентности (СПК) субъектов организаций среднего профессионального образования (СПО), высшего профессионального образования (ВПО), обеспечивающей эффективность личностного развития, в том числе профессионального, в полной мере определяет степень результативности последнего и поэтому становится предметом специальных мониторинговых исследований. Подобные исследования обусловливают своевременную профилактику и коррекцию, связанные с совершенствованием среднего профессионального образования. Мониторинг рассматривается нами как способ исследования психической реальности и одновременно как способ обеспечения сферы управления формированием и развитием социально-психологической компетентности субъектов учреждений СПО и ВПО на основе своевременной и качественной информации.
В структуру мониторинга включены: 1) процесс отслеживания, наблюдения, предостережения; 2) разработка инструментария; 3) выделение показателей, критериев, шкал измерения; 4) определение объектов, предметов.
Сущностные характеристики родовых понятий мониторинга разработаны в различных научных отраслях:
- в экологии («непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений» [1]);
- в социологии («совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационной помощи заинтересованным организациям по реализации социальных программ» [2, с. 28]);
- в медицине (выявление и предупреждение критических ситуаций, опасных для здоровья человека);
- в педагогике («универсальная система сбора, анализа, оценивания и преобразования информации об объекте в новые векторы его развития» [3, с. 25]);
- в психологии («выявление тенденций и закономерностей психологического развития индивида и отдельных социальных групп» [3, с. 24], «предметом мониторинга могут быть психологическая готовность индивидов к обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения» [4, с. 25-49]).