Научная статья на тему 'Инновационный потенциал будущих проектов на основе ГЛОНАСС-технологий'

Инновационный потенциал будущих проектов на основе ГЛОНАСС-технологий Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Урличич Юрий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал будущих проектов на основе ГЛОНАСС-технологий»

12 января 2012 г. 16:07

Y

ТЕМА НОМЕРА

формирование нового технологического уровня российской экономики. Хочу отметить, что на международном рынке профессиональной аппаратуре высокоточного определения координат более 30% дохода приходится на совмещенное ПЛОНАСС/GPS оборудование.

Насколько доступны сегодня навигационные сигналы ГЛОНАСС?

Юр*й Уршчж. В настоящее время орбитальная группировка "ГЛОНАСС состоит из 26 космических аппаратов (КА) Тлонасс-М" и одного "Глонасс-К" Всего на орбите 27 навигационных спутников. Из них по целевому назначению используется 22. Это обеспечивает 100% доступность навигационных сигналов ГЛОНАСС на всей территории Российской Федерации и стран СНГ и 99% глобально. Из-за особенностей баллистического построения орбитальных группировок по уровню доступности система ГЛОНАСС превосходит GPS в высоких широтах и несколько уступает в экваториальной зоне. Мы приступили к летно-конструкторским испытаниям спутника нового поколения "Глонасс-К" сдополнительными навигационными сигналами на чостоте L3 и кодовым разделением. Кодовое разделение сигналов позволит повысить точность навигационных определений за счет использования более широкополосных сигналов в частотных диапазонах выделенный для системы ГЛОНАСС.

Одновременно, кодовое разделение может обеспечить в рамках международного косл*ые-ского сотрудничество совместимость и взаимодополняемость существующих и создаваемых глобальных и региональных навигационных спутниковых систем В середине нынешнего года планируется запуск трех спутников "Глонасс-М" одной ракетой-носителем, что позволит завершить создрние орбитальной группировки из 24 космжеских аппаратов, используемых по целевому назначению, чтобы обеспечить 100% доступность навигационного сигнала на всей территории земного шара и околоземного пространства на высоте до 2000 км.

Роль ГЛОНАСС в развитии высокотехнологичных отраслей промышленности в России?

fOpw Ypftmt Недавно В.В. Путин охарактеризовал ГЛОНАСС высокой технологией в прямом и переносном смысле этого слова. Действительно, при создании столь сложной техники, которая должна работать в агрессивной среде открытого космоса, используются последние достижения мировой науки и техни-

ки. Эти же достижения применяются для создания технологий и систем на земле. В результате ГЛОНАСС становится своеобразным локомотивом еысокотехнологических отраслей ЭКОНОМИКИ.

Мы из собственных средств финансируем совместную с компанией ООО КБ "ГеоСтар навигация" разработку нового чипсета ГЛОНАСС/АЗР$ Геос-3 для массового рынка, которьм скоро придет на смену самому эффективному на сегодняшний день на российском рынке по критерию цена/качество приемнику Геос-1М. В 2011 г. КБ "Навис" планирует но-чатъ серийное производство разработанного за средства госбюджета приемника ЫУ08С. По оценкам экспертов такого чипсета ГЛОНАСС/ОРБ как Геос-3 в мире еще не существует.

Несхолько слов о последних разработках в области применения ГЛОНАСС для интеллектуальных транспортных систем?

Юрий Урлк^. ГЛОНАСС является технологической основой для интеллектуальных транспортных систем (ИТС), создание которых позволит эффективно решить целый комплекс существующих проблем. По оценкам российской академии транспорта, каждый час, проведенный в пробке легковым автомобилем, обходится государству в 500 рублей? Ущерб от пробок только по Москве составляет 38-40 млрд рублей в год А внедрение создаваемых ИТС позволит получить колоссальный экономический эффект от их применения.

По статистике, в результате ДТП в мире погибают более 1 млн. человек в год то есть ежегодно с карты мира исчезает крупный город В связи с этим ОАО "Российские космические системы" предложило Президенту России проект “ЭРА-ГЛОНАСС направленный на снижение тяжести последствий ДТП. Аналогичная система уже разрабатывается и внедряется в Евросоюзе (еСа11). Благодаря оснащению транспортного средства автоматизированными навигационными терминалами отечественного производства, передающими службам экстренного реагирования информацию об аварии, включаюиую координаты транспортного средства, сокращается интервал времени между происшествием и оказанием помощи пострадавимм.

Расскажите подробнее о проекте 'Социальный ГЛОНАСС0?

Юрий Урго«ж. Также мы разрабатываем еще один проект федерального уровня — "Со-

циальный ГЛОНАСС", который направлен на обеспечение дополнительной безопасности и улучшение качества жизни граждан. По данным МВД в России ежегодно пропад ает свыше 120 тысяч человек, в том числе 23 тысячи — несовершеннолетние. Находятся только 80% от общего числа. В инструкции по уходу за людьми болеющих болезнью Альцгеймера рекомендуется положить в их карманы карточки с его именем, адресом и телефоном родственников, но как они могут помочь, к примеру, в лесу? Требуются новые, более современные методы определения местоположения пропавшего человека.

Речь идет о необходимости создания системы мониторинга, способной обеспечивать максимально возможное качество реальной "без-барьерной" среды существования людей с ограниченными возможностями, информирование родственников, медицинских и социальных работников о местоположе-нии донной категории граждан, оказание им информационной поддержки и экстренной помощи

В рамках проекта "Социальный ГЛОНАСС' создается система персонализированной навигационно-информационной под держки и обеспечения оперативного оказания экстренной помощи людям на основе технологии ГЛОНАСС Эго и люди с ослабленным зрением, престарелые и дети.

Применение спутниковых систем в решении задач повышения безопасности?

Юрий Урпклл. Мировая статистика стихийных бедствий, несчастных случаев и катастроф демонстрирует рост рисков, связанных с крупными инженерными сооружениями (дамбами, тоннелями, мостами, высотными зданиями), с опасными природными явлениями (оползнями, извержениями вулканов, землетрясениями). Значительные смещения конструктивных элементов этих сооружений приводят к их разрушению.

Для определения смещений этих элементов применяется высокоточный мониторинг смещений инженерных сооружений (ВМСИС), использующий систему ГЛОНАСС. Разработанная нами программа ВМСИС позволяет определить смещения с миллиметровой точностью. На основе полученных донных проводится анализ и принимается решение о защите или эвакуации населения. Система высокоточного мониторинга смещений инженерных сооружений может также использоваться для наблюдения за смещениями земной коры и тектоническими процессами. Системой мониторинга, использующей аппаратуру ГЛОНАСС сейчас оснаще-

T-Comm #2-2011

и

л

Y

но 54 пожарных гарнизона в различных городах страны, что позволяет наблкэдать за перемещением, а также своевременностью прибытия техники к месту чрезвычайной ситуации.

Недавно "Российские космические системы" получили грана ЕС на создание методов диагностирования предвестников землетрясения. Мы проводим исследования в области верхней атмосферы, на основе информации, поступающей от наземной топографической сети мониторинга ионосферы, размещенной на территории Сахалинской области. Станции мониторинга состояния ионосферы в городах Южно-Сахалинск. Поронайск и Ноглики являются новейшими разработками нашей организации и не имеют аналогов в мире. Наши станции могут принимать сигналы не только от отечественных, но и от зарубежных космических систем.

В 2010 г. наша организация завершила разработку первой очереди системы комплексного диагностирования предвестников землетрясений, и приступает к ее автономным испытаниям в одном из сейсмически активных регионов мира — на Сахалине.

Комплексное применение спутниковых систем (ГЛОНАСС дистанционное зондирование Земли и т.п.) в решении задачи повышения безопасности трудно переоценить. Конкретный пример: для облегчения решения задачи поиска и спасания потерпевших бедствие самолетов, вертолетов и морских судов сегодня существует международная спутниковая система КОСПАС-САРСАТ. Оснащение аварийных радиобуев КОСПАС-САРСАТ приемниками ГЛОНАСС/вРБ позволяет определить с метровой точностью местоположение терпящего бедствие в любой точке земного шара и, как следствие, существенно сократить время поиска пострадавших. На цифровой карте отобро-жается место терпящего бедствие в объединенном центре приема информации систем КОС-ПАС/САРСАТ и КУРС. Имеется возможность передачи указанной информации в МЧС России. В настоящее время цифровые карты до масштаба 1:100000 включительно созданы на 70% территории РФ. В результате видно, где

произошла авария на реке, водохранилище, в горах и т.п. Кстати, на новых спутниках “Глонасс-К" планируется установить аппаратуру ретрансляции сигналов КОСПАС-САРСАТ, аналогичные планы есть и у GPS, и у Galileo. Таким образом, мы видим некую синергию различных глобальных спутниковых систем в интересах безопасного развития человечества.

Каковы тенденции дальнейшего развития технологий на основе ГЛОНАСС и их инновационный потенциал?

Юрий Урличкм. С каждым днем сферы и области эффективного использования ГЛОНАСС расширяются, и эта закономерность подтверждает важность дальнейшего развития ГЛОНАСС и информационных технологий на ее основе. Существует острая необходимость обеспечения централизованного сбора, обработки и анализа данных о состоянии широкого круга экономически и социально значимых объектов инфраструктуры России, прогнозирования негативных техногенных, природных и социальных процессов и их последствий, а также скоординированного принятия управленческих решений с учетом функций органов исполнительной и государственной власти. В начале 2010 г. на первом Всероссийском форуме глобального развития "5+5" ОАО "Российские космические системы" был представлен крупнейшей в России инновационный проект — создание автоматизированной системы комплексного государственного мониторинга объектов инфраструктуры и ресурсов Российской Федерации (проект "МИР'). Он был рекомендован к реализации и должен будет обеспечить решение всего комплекса перечисленных задач путем перехода от работы с геоданными к роботе с пространственновременным аспектом данных любой природ»'

Кроме того, Роскосмос принимает активное участие в создании международной аэрокосмической системы глобального мониторинга (МАКСМ), задачей которой является формирование единого, общепланетного "информационного пространства безопасности" в ин-

тересах снижения глобальных рисков и ликвидации возникающих угроз.

В настоящий момент человечество находится на этапе перехода к информационному (постиндустриальному) обществу — интеллектуальному социуму, построенного на знаниях, готовому изменятся, создавать и продвигать инновации. Хочу заметить, что невозможно создать постиндустриальное общество, без развития высокотехнологичного общества, одной из главных составных частей которого являются спутниковые системы, формирующие в свою очередь единую среду информационного общества — инфосферу.

В инфосфере можно выделить две составляющие — это материальную (инфокоммуни-кации: глобальные сети добывания, передачи, отработки и хранения информации) и гуманистическую (мировоззрение людей: психология, менталитет, "шкала ценностей").

Я уверен, что материальную часть мы в состоянии создать уже сегодня. Говоря о гуманистической составляющей инфосферы, следует отметить, изменение мировоззрения — крайне сложный и медленный процесс. Еще 1ёте говорил о том, что существенное изменение человеческих взаимоотношений занимает не меньше 50 лет. Предложенные ОАО "Российские космические системы" проекты на базе ГЛОНАСС-технологий призваны не просто улучшить жизнь граждан, а внести изменения в мировоззрение нашего общества. Если мы говорим об информационном взрыве, об инфо-коммуникациях, то начать менять мировоззрение людей нужно с небольших, но базовых шагов — например с предоставления бесплатного доступа к мировой сети Интернет, сначала инвалидам, затем малоимущим, далее детям, и, наконец всему обществу в целом. (Конечно, речь не ноет о предоставлении бесплатного доступа к развлекательной информации.) Это даст огромный толчок для гуманизации и развития всего общества. В этом сила и безусловный инновационный потенциал будуицх проектов на основе ГЛОНАСС.

Innovative potential of future projects based on GLONASS technologies

Yuri UHichich

Today, there are only two functioning global navigation satellite systems in the world — GLONASS (Russia) and the system Navstor, better known as GPS (USA). Now only these countries have independent satellite navigation, are able to carry an independent policy in Iris field, which guarantees ihe sovereignity of their navigation In the future (after 2015) number of navigational spacecraft orbital groups of many countries will increase. Counfries having or creating a global navigcrfion satellite system (GNSS) are: GLONASS (Russia), GPS (USA), Galileo (EU), COMBASS (China).

12 T-Comm #2-2011

A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.