Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / "РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА" / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрина Наталья Михайловна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с инновацинным подходом в сфере регулирования контроля (надзора) государственных и муниципальных органовза деятельностью юридических лиц. Приоритетные направления по защите прав и свобод хозяйствующих субъектов, риск-ориентированный подход, переход на дистанционные формы деятельности государственных органов нашли отражение в усовершенствованном законодательстве по контролю(надзору).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александрина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH IN THE SYSTEM OF STATE CONTROL (SUPERVISION) OVER THE ACTIVITIES OF LEGAL ENTITIES

The article deals with issues related to the innovative approach in the field of regulation of control (supervision) by state and municipal bodies over the activities of legal entities. Priority areas for the protection of the rights and freedoms of economic entities, a risk-based approach, and the transition to remote forms of government activity are reflected in the improved legislation on control (supervision).

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Александрина Наталья Михайловна

старший преподаватель кафедры управления Нижегородской академии МВД России

Alexandrina Natalia Mikhaüovna

senior lecturer of the department of management of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia

E-mail: aleksanlrinan.m@gmail.com

Инновационный подход в системе государственного контроля (надзора)

за деятельностью юридических лиц

Innovative approach in the system of state control (supervision) over the activities of legal entities

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с инновацинным подходом в сфере регулирования контроля (надзора) государственных и муниципальных органовза деятельностью юридических лиц. Приоритетные направления по защите прав и свобод хозяйствующих субъектов, риск-ориентированный подход, переход на дистанционные формы деятельности государственных органов нашли отражение в усовершенствованном законодательстве по контролю(надзору).

Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность, правовое регулирование, нормативный правовой акт, «регуляторная гильотина», систематизация, актуализация, цифровизация, инновация, мониторинг, информационные системы, риск-ориентированный подход.

Annotation. The article deals with issues related to the innovative approach in the field of regulation of control (supervision) by state and municipal bodies over the activities of legal entities. Priority areas for the protection of the rights and freedoms of economic entities, a risk-based approach, and the transition to remote forms of government activity are reflected in the improved legislation on control (supervision).

Keyword: control and Supervisory activities, legal regulation, regulatory legal act, «regulatory guillotine», sys-tematization, updating, digitalization, innovation, monitoring, information systems, risk-based approach.

Традиционносфераконтрольнонадзорнойдеятельностиявляетсяодни-мизнаиболееважныхнаправленийвгосударственномуправлениикакдлясамихпредпринимателей, та-кидляобществавцелом. В свое время серьезным и прогрессивным шагом для развития правового регулирования в сфере контроля стал Федеральный закон РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ«0 защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»1. Несмотря на многочисленные изменения и дополнения, назрела необходимость кардинального пересмотра его базовых положений.

Важным инструментом масштабного мониторинга, анализа, переработки и отмены нормативных правовых актов, которые негативно влияют на общий климат в экономической сфере, является «регуляторная гильотина»2. В результате реализации данного масштабного проекта проходит системная планомерная работа по критическому анализу требований, в соответствии с которыми нормативные акты пересматриваются министерствами, службами, экспертами с учетом предложений от предпринимательского сообщества.

Одной из основных задач «регуляторной гильотины» является создание новой системы понятийных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снятие избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательства, снижение риска причинения им ущерба.

1 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изм. от 13.07.2020): Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ // СПС «КонсупьтантПлюс» (дата обращения 29.10.2020).

2 См.: Об обязательных требованиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 №247-ФЗ// СПС «КонсупьтантПлюс» (дата обращения 29.10.2020).

Инновационный подход в сфере регулирования отношений государственных органов и бизнеса нашел отражение в усовершенствованном законодательном нормативом правовом акте России «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»1 (далее — ФЗ РФ от 31.07.2020 №248-ФЗ). Целью которого является обеспечение соблюдения обязательных правил и требований организациями, оптимизация издержек государства и бизнеса, связанных с осуществлением государственного и муниципального контроля (надзора).

Новая модель базового закона должна основываться на таких принципах и подходах, как:

— профилактика рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и стимулировании добросовестности контролируемых лиц;

— изменение критериев оценки эффективности контрольной (надзорной) деятельности в зависимости от показателей минимизации риска причиненного ущерба;

— снижение интенсивности проверочных мероприятий за счет увеличения предупредительных мер и использования механизмов независимой оценки;

— расширение применения риск-ориентированного подхода, являющегося основополагающим во всей системе контроля (надзора);

— закрепление исчерпывающего списка видов контроля (надзора) и минимизация перечня исключений.

Анализ ФЗ РФ от 31.07.2020 №248-ФЗ показывает, что реализация данной модели государственного контроля (надзора) удалась не в полной мере и оценка данного нормативного правового акта экспертами, учеными, бизнес-сообществом не однозначна2.

В то же время следует обратить внимание на такую установку, как цифровизация контрольно-надзорной деятельности. В частности, в целях информационного обеспечения создаются единые реестры:

— видов федерального,регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

— контрольных (надзорных) мероприятий;

— заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований.

С учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне,межведомственное информационное взаимодействие при организации контроля осуществляется в том числе в электронной форме.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 21 ФЗ РФ от 31.07.2020 №248-ФЗ документы, которые оформляются контролирующими органами, специалистами,экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Следует также особо выделить мониторинг — специальный режим дистанционного государственного контроля (надзора),осуществляемый в целях предотвращения причинения ущерба охраняемым законом ценностям,заключающийся в целенаправленном, постоянном, опосредованном получении и анализе информации о деятельностиорганизаций и граждан, об объектах контроля с использованием систем дистанционного контроля.Для этих целейдолжностными лицами контрольного (надзорного) органа применяются специальные технические средства, которые имеют функции фотосъемки, аудио— и видеозаписи, измерения. Данный вид контроля основан на добровольном участии контролируемых лиц, осуществляемом в определенных случаях, которые устанавливаются положением и по заявлению объекта контроля на условиях соглашения.

В условиях пандемии коронавирусной инфекции законодательно установлены значительные ограничения контрольно-надзорной деятельности в части запрета на проведение большинства плановых мероприятий по контролю и обязанности согласования с прокурором внеплановых проверок (как выездных, так и документарных), а также наблюдается изменение формата общения. Инновационный способ проведения проверок заключается в использовании средств дистанционного взаимодействия, в том числе с использованием аудио— или видеосвязи(за исключением отдельных случаев)3.

Так, в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 20 марта 2020 г. № ЕД-7-2/181 @4 в целях минимизации рисков возникновения и распространения коронавирусной инфекции,

1 О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации:Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 №248-ФЗ// СПС « Консул ьтантПл юс» (дата обращения 29.10.2020). г См./Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад — 2019 / С.М. Плаксин, И.А. Абузярова и др.;. М.: НИУВШЭ, 2020. 138 е.; Мартынов A.B. Перспективы применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольно-надзорной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. №5. С. 143-165.

3 Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 (ред. от 14.09.2020) // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения 29.10.2020).

4 О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции:приказ Федеральной налоговой службы от 20 марта 2020 г. № ЕД-7-2/181 @ //СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 29.10.2020).

Александрина Н.М. Инновационный подход в системе государственного контроля (надзора)..

659

территориальным налоговым органам временно, до особого распоряжения, необходимо обеспечить проведение процедур, связанных с вынесением решения по результатам рассмотрения материалов проверки и некоторых этапов производства по делу о налоговых правонарушениях, по телекоммуникационным каналам связи, а также с использованием каналов видеоконференцсвязи.

Таким образом, инновационные подходы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц включают в себя модернизацию системы управления, начиная с реформирования законодательной базы. Наличие дублирующих, избыточных, а также устаревших, формальных и неиспользуемых в практической деятельности требований негативным образом отражается на взаимоотношениях государственных органов и бизнеса. Необходимость устранения противоречий и совершенствование административных ресурсов привело к разработке механизма «регуляторной гильотины», который разрабатывается и реализуется на современном этапе.

В условиях пандемии коронавирусной инфекции наибольшую актуальность приобретают дистанционные формы взаимодействия субъектов и объектов контрольно-надзорной деятельности. Важным элементом является не только создание баз и реестров, содержащих информацию о сроках и результатах проверки, но и проведение различных видов и этапов контроля с использованием телекоммуникацион-ныхканалов связи, а также с использованием каналов видеоконференцсвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.