Научная статья на тему 'Инновационный подход в проектировании модели обучения специалиста-хореографа'

Инновационный подход в проектировании модели обучения специалиста-хореографа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в проектировании модели обучения специалиста-хореографа»

Г.В. Бурцева

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА-ХОРЕОГРАФА

Совместимы ли понятия педагогическая «инновация», «инновационный эксперимент» и «традиционное профессиональное обучение» в учебном процессе вузовской подготовки специалиста-хореографа? В профессиональной среде есть мнения, что классическое хореографическое образование должно быть консервативным, а эксперименты в педагогике не дают положительных результатов. Педагоги-новаторы возражают, указывая, что художественное образование без педагогического экспериментирования вообще не имеет смысла, что в творческом вузе не может быть раз и навсегда установленной методики преподавания хореографической дисциплины. Спорят о том, что именно можно считать технологической инновацией в опыте педагога-хореографа.

В контексте проблемы бесспорным является тезис о том, что сосуществование в системе хореографического образования двух стратегий организации обучения: традиционной и инновационной (альтернативной) соответствует требованиям современной образовательной ситуации. При этом большинство исследователей отмечает, что инновационный тип обучения стимулирует активный отклик на продуктивную совместную и творческую деятельность в процессе обучения, готовность к сотрудничеству в новых ситуациях, раскрепощает личность учителя и ученика. По мнению авторов, инновационная среда благотворно влияет на проявление креативных свойств личности, развитие разнообразных форм мышления, способствует постоянной переоценке ценностей.

Обучение в режиме педагогических инноваций, как показывает опыт, обеспечивает реализацию не только накопленных, но и динамично формирующихся теоретических и практических знаний и умений субъектов художественно-предметной деятельности.

Более того, инновационное обучение ориентируется на готовность субъектов к быстро наступающим переменам в хореографической практике, переоценке профессиональных ценностей. Подобный тип организации обучения обязан решать вопросы

стимулирования методически нарабатываемого опыта обновленного преподавания и учения, активного отклика на возникающие в педагогическом процессе проблемные ситуации. Учебный процесс в данной модели является непрерывно инновационным, и в нём реализуется открытый тип сотрудничества преподавателя и студентов, причем профессионально-познавательная деятельность осуществляется одновременно всеми субъектами педагогического процесса.

Педагогические новации всегда носят конкретно-исторический характер. Конкретные идеи, концепции, технологии (методики) бывают объективно новыми в определенное время, но когда они становятся достоянием многих, то переходят в норму, а могут и вообще устареть и стать тормозом для развития.

Инновационность как один из принципов педагогики для практиков-хореографов - явление не новое. Давно известно, что основной смысл понятия «новаторство» в хореографическом творчестве состоит в распространении оригинального художественного опыта сочинительских и постановочных приёмов танца, преобразовании и изменении способов профессиональной деятельности, методов хореографического мышления. К этому также следует отнести самобытность, готовность воспринимать перемены в области искусства, внедрять новые творческие идеи в сознание зрителей, в хореографическую практику. Благодаря проявлению в профессиональной деятельности такого рода действий специалиста-хореографа идет накопление социокультурного творческого опыта, который обусловливает развитие и прогресс в хореографическом искусстве. Но насколько оригинальным и обширным должно быть новшество педагога-хореографа, работающего в вузе, чтобы оно имело право именоваться истинно инновационным, -об этом исследователи не говорят.

Анализ инновационно-профессиональной деятельности в вузе позволяет выделить методологические основания изучения проблемы исследования: системно-аналитический, культурно-исторический, социокультурный, рефлексивно-творческий,

Вестник МГУКИ. 1 - 2008

мотивационно-управленческий.

Системно-аналитический подход к инновационной технологической деятельности педагога-хореографа делает возможным осознание таких базовых понятий технологии специального обучения, как жизненный цикл педагогических новшеств и его этапы, структура, уровни, характер протекания процесса его разработки и внедрения в условиях профессионального сообщества. Данный подход позволяет на практике проанализировать психологические барьеры на пути педагогических инноваций в вузе.

Культурно-исторический подход обеспечивает связь традиций и новаторства в хореографическом творчестве, помогает выявить отношение традиционных и современных форм танцав обществе. Благодаря этому подходу без затруднений раскрываются профессиональные противоречия в решении данно-говопроса:

- между необходимостью развития современных направлений хореографии и сложившимися приоритетами в профессиональном хореографическом образовании;

- между тенденциями к интеграции традиционной и современной культуры танца в мировом образовательном сообществе и отсутствием обширных научных исследований в этом направлении, которые могли бы помочь раскрыть образовательные перспективы новой для вузов культуры и искусств хореографической специализации.

Вывод о возрастании интереса специалистов к современным направлениям хореографии был подкреплен данными анализа танцевальных потребностей и предпочтений студентов-хореографов в Алтайской государственной академии культуры и искусств. В

опросе приняли участие 140 человек. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Какому виду танца лично Вы отдаете предпочтение?» Профессиональные предпочтения распределились по 8 видам и танцевальным направлениям, что определило образ востребованной в студенческой среде системы дисциплин совокупной танцевальной подготовки (Рис.1).

В традиционном обучении эти соотношения видов танца оказались другими. Современный и клубный танец в совокупности за-нимает5% от общего объема часов на хореографической специализации. Сложившийся в процессе исследования совокупный образ танцевальной культурыспециалиста-хореог-рафа послужил основанием для разработки альтернативногоучебного плана.

Социокультурный аспект технологических инноваций в педагогической деятельности хореографа позволяет подходить к инновационному опыту как культурной ценности. Именно в исследованиях культурологов впервые в XIX веке появилось понятие «инновация», которое первоначально означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. На интеграцию педагогических культур должны быть направлены устремления практиков-хореографов, которые разрабатывают перспективы развития новой специализации.

Правомерно поставить вопрос: можно ли стимулировать студентов к инновационной профессиональной деятельности в условиях специфической хореографической эстетики и профессиональной культуры? Эксперимент дает положительный ответ. Есть три аспекта решения этого вопроса: создание оптималь-ныхусловий для развития творческих способ-

Рис. 1. Состав танцевальных предпочтений студентов в процессе обучения

142

ностей, проектирование и использование в субъектном опыте специальных алгоритмов профессиональногохудожественно-педагоги-ческого творчества. Но самым важным на современном этапе развития хореографического образования является обращение к инновационным технологиям обучения, способ-нымобеспечить управление качеством обучения на основе мотивационного программно-целевого подхода.

Целесообразностьиспользования МПЦУ в проектировании новой хореографической специализации обусловлено следующими факторами:

- теория обладает принципами научности, системности, целостности, что позволяетобо-сновать проектирование и реализацию системы обучения специалиста-хореографа в качестве процесса многоуровневого педагогичес-когоуправления;

- определена высокая эффективность данной концепции для исследования с позиций единства двух составляющих управления качеством обучения специалиста-хореографа: рационалистическая подсистема (программно-целевой подход) и поведенческая подсистема (мотивационное управление);

- МПЦУ позволяет устойчиво формировать мотивацию объекта (субъекта) обучения к профессиональному труду на основе механизма действия оптимального мотивационно-го комплекса ВМ > ВПМ > ВОМ, где ВМ -внутренняя мотивация, базирующая на моти-вационной сфере личности, ВПМ - внешняя положительная мотивация, ВОМ - внешняя отрицательная мотивация;

- установлен ее научный потенциал для решения вопросов о понятийно-терминологической сущности функционального состава управления, его структурно-иерархического

единства в условиях специального обучения хореографа;

- определена ценность знаний МПЦУ, которые обладают всеми признаками методологии технологического процесса обучения специалиста-хореографа. В структурузнаний входятустановленные предписания и нормы, в которых фиксируются содержание и последовательность этапов управленческой деятельности и разработанная уровневая шкала профессиональной компетентности, которая позволяет выразить качественно-количественные характеристики измеряемых параметров фактически выполненной деятельности и уровня развития педагогической системыв целом;

- программно-целевой подход определяет научно обоснованную логику решения исследуемой педагогической проблемы(много-уровневый анализ и, как результат, построение дереваинновационных целей; разработка исполняющей программы; разработка моти-вационно-управляющей программыиее реализация в условиях многоуровневого планирования, многоуровневой организации, многоуровневого контроля, многоуровневого регулирования);

- спомощью МПЦУ можно провести экспертизу и определить уровень развития педагогической системы по научно обоснованным параметрам (цели специальногообучения, содержание специального обучения, педагоги-ческиекоммуникациивсистеме «студент-хореограф - педагог-хореограф»);

- накоплен опыт использования МПЦУ в решении проблем профессиональной подготовки специалиста-хореографа, в частности -в решении педагогической проблемы управления развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки.

В.И. Флоря

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЭКОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Под влиянием глобальных проблем в конце ХХ века общий процесс экологизации науки повлиял на формирование новых научных отраслей, в которых ярко прослеживается процесс интеграции гуманитарного знания с естествознанием. Общая тенденция экологизация науки охватывает широкий круг вопросов, связанных с педагогической проблематикой. В научной литературе обсуждаются такие научные термины и понятия, как экологическая антропология, экологическая психология, педа-

гогика и социология, экология личности, семьи, жизненной среды и др. В этих новых отраслях научного знания чётко прослеживается антропоэкологическая педагогическая проблематика.

Среди них следует выделить социальную экологию, которая является своего рода синтезом экологии и социологии. Внимание социальных экологов направлено не на биологические, а на социальные явления. Они исследуют отношения между человеческими сообществами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.