Научная статья на тему 'Инновационный подход к управлению организационно-техническим развитием строительного производства'

Инновационный подход к управлению организационно-техническим развитием строительного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арутюнян И.А., Кучеренко О.Н.

Рассматривается проблема организационно-технического развития строительного производства. Для решения поставленной задачи предлагается использование методологических принципов системотехники и логистики. В качестве модели логистических системорганизационно-технического развития рекомендуется модель в виде сетей и графов, для поиска оптимальных решений на которых следует использовать алгоритм исключения дефекта (АИД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к управлению организационно-техническим развитием строительного производства»

УДК 69.06:658.012.2

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

И. А. Арутюнян, к .т. н., доц., О. Н. Кучеренко, ст. препод. Запорожская государственная инженерная академия

Постановка проблемы. Роль отрасли «Строительство» в социально-экономическом развитии страны состоит в реализации инвестиций в основной капитал всех отраслей народного хозяйства и населения, направленном на капитальное строительство. Поэтому внедрение методов, которые усовершенствуют и повысят эффективность работы строительных организаций, сегодня более чем актуально.

Потенциальные возможности логистизации строительства, превращенные в реальные логистические системы, дают немалый экономический и социальный эффект. По экспертным оценкам ученых и специалистов, широкое применение методов логистического управления позволит: сократить время движения сырья и материалов в производственном цикле и сфере обращения примерно на 25-30%; снизить уровень запасов продукции у потребителей на 30- 50%; обеспечить комплексный учет всех затрат в материальных потоках; повысить уровень обслуживания потребителей; сократить дефицит товаров и услуг.

Формулирование цели. Создание такой логистической системы, которая с достаточно высокой степенью надежности обеспечивает оптимальные условия принятия эффективных решений организационно-технического развития строительства с учетом управления материальными, информационными и финансовыми потоками, отвечающими технологии и организации строительного процесса, и успешное завершение строительства в заданный срок при минимальных затратах и организационно-технологической надежности (ОТН) [1; 2]. Основной материал.

Общефирменные цели, являясь глобальными, как бы предопределяют и цели логистизации. Подчинение целей логистизации общефирменным целям самоочевидно. Следует отметить, что логистика - один из многих инструментов (наряду с маркетингом, менеджментом и др.) повышения эффективности и конкурентоспособности строительной фирмы.

Логистика - учение о системном планировании, управлении и контроле материальных, энергетических, информационных потоков, т. е. наука и практика управления потоковыми системами [3; 4].

Агрегированные (системотехнические) цели достигаются только в масштабах всей фирмы и поэтому непосредственно сопряжены с общефирменными целями. Если абстрагироваться от специфических проблем каждой отдельно взятой строительной фирмы, то в составе агрегированных целей логистизации строительства можно назвать:

- сокращение потерь несопряженности потоков;

- повышение качества и конкурентоспособности строительной продукции;

- снижение затрат на содержание запасов и мобилизацию средств фирмы;

- рост адаптивности строительного производства к изменяющейся конъюнктуре рынка.

Дифференциация целей логистизации строительства первоначально осуществляется по основным потокам строительной фирмы, постепенно переходя на логистические системы, логистические цели и логистические операции. Применительно к потокам рекомендуется сосредотачивать логистические усилия на достижении следующих целей:

- организация материалодвижения строительной фирмы по принципу "точно вовремя";

- повышение уровня финансовой устойчивости фирмы;

- рост квалификационного уровня кадров и продуктивности труда.

Являясь наукой и практикой управления экономическими потоковыми системами, логистика как бы предполагает разграничение ее на логистику материальных потоков, логистику финансовых потоков, логистику потоков трудовых ресурсов, логистику информационных потоков. Для краткости их можно называть соответственно: товарная, финансовая, трудовая и информационная логистики

Функциональная дифференциация логистики обнаруживается при логистизации процесса производства и реализации товарно-материальных ценностей и услуг. Если принять в расчет, что основными стадиями этого процесса выступают снабжение (закупки материально-технических ресурсов), производство (шире - предпринимательская деятельность), сбыт (в более широком понимании - распределение товаров и услуг), а также хранение, транспортировка и грузопереработка (что в совокупности можно назвать транспортно-складскими операциями), то вполне правомерной будет следующая функциональная дифференциация логистики: закупочная логистика; предпринимательская логистика, распределительная логистика; транспортно-складская логистика [3].

Для ответа на поставленные вопросы необходим нетрадиционный подход к разработке структуры модели, она должна отражать всю взаимосвязь элементов системы, быть информативной и понятной. Она должна объединить производство и распределение и отражать обязательные поставки энергоносителей, его стоимость, себестоимость производства тепловой энергии, стоимость транспортировки продукции и показатель спроса.

Предлагаемый подход к построению модели исходит из того, что целое всегда обладает такими свойствами, которых нет у его частей, но они появляются вследствие совместной работы на основе взаимной зависимости и условий достижения целей.

С народнохозяйственной точки зрения безразлично, за счет чего будет достигнут минимум, с точки зрения владельца безразлично, где именно достигается экономия; требуется достичь не минимума затрат только на производство или только на транспорт, а минимума совокупных затрат. Здесь учитывается уже элемент системности, т. е. совместная и согласованная работа (синергическая характеристика системы).

При решении такой необходимой и непростой задачи следует учитывать большое множество самых разнообразных факторов и обстоятельств. При этом следует последовательно и неуклонно соблюдать принцип единственности критерия оптимальности. Должно быть совершенно ясно, что оптимальной является только стратегия, обеспечивающая минимум затрат, причем если вариант кажется "неприемлемым" по каким-то другим соображениям, то их следует учесть в критерии и ограничениях.

Учет как можно большего числа факторов повышает достоверность результатов. Однако большое число факторов сильно усложняет как саму модель, так и последующие расчеты. Учет тех или иных факторов существенно влияет на возможность использования известных методов.

Используемые модели не учитывают варианты, условия и объемы обеспечения системы сырьем, здесь же следует учесть и транспортные условия доставки сырья. Формирование моделей с учетом приведенных обстоятельств усложняет их, однако делает более полными. Кроме учета условий поставок сырья, к недостаткам таких моделей следует отнести отсутствие изменения границ мощностей предприятий (вариантности).

В современных экономических условиях выпускаемая промышленная продукция должна сбываться потребителям с учетом рыночного спроса, т. е. цену определит рынок, однако "плавающие" цены следует ориентировать на определенные условия, которые необходимо прогнозировать. Поэтому после производства продукции следует иметь четкое представление о путях ее движения, количественных соотношениях, целесообразности поставки в эффективные пункты с учетом требований маркетинга.

Все названное требует конструирования таких моделей, которые бы отражали сущность системы, т. е. охватывали бы все имеющиеся "ничейные" зоны и стороны ее функционирования, условия и ограничения. Критерием оптимальности задачи остается минимизация совокупных затрат.

Здесь закладываются требования учета межсистемных связей, логистического и системотехнического подходов.

Можно выделить следующие основные этапы формирования логистической системы [3]:

1. Выбор стратегии разработки системы на основе логистического целеполагания и результатов технико-экономического анализа деятельности. Стратегия разработки системы должна не только постулировать основные цели и задачи логистизации строительства, но и позволять моделировать логистическую систему.

2. Формирование логистических операций и логистических цепей как основных элементов логистической системы. Для этого необходимо, во-первых, установить сферы влияния логистики,

а, во-вторых, провести детальный анализ существующих энергетических потоков. В случае несоответствия существующих потоков требованиям логистизации необходимо их переформирование.

3. Формирование логистической системы как упорядоченной совокупности логистических цепей. При этом разрабатываются подсистемы обеспечения, конструируются функциональные подсистемы, сообразуясь с функциями логистической системы, даются аналитическая, логическая

и экономико-математическая интерпретации показателей системы.

4. Заключительным этапом логико-аналитического моделирования логистической системы является оценка эффективности ее функционирования. Методологической базой подобной оценки может служить методология анализа и оценки эффективности управления строительством, модифицированная к требованиям и условиям его логистизации Общим и объединяющим

знаменателем подхода может быть модель, основанная на потоковых алгоритмах теории графов [5-7]. Это сетевая модель с ограниченной пропускной способностью, учитывающая и увязывающая производственные процессы и отображающая единство всего межсистемного цикла: выбор источников сырья - транспорт - производство - распределение -спрос - цены. Она обеспечивает единство пространства протекания производственных процессов, сквозную информационную поддержку, совместимость, позволяет согласовать работу автономных частей проекта.

При планировании организационно-технического развития на этапе экономического обоснования и определения решения по максимизации экономических результатов предполагается использовать новую архитектонику моделирования логистических системотехнических проблем, основанных на теории графов (сетевое моделирование) и идее двойственности в задачах потокового программирования.

Динамическая модель строительного производства может быть представлена как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных потоков (см. рис. 1) [8].

Рис. 1. Логистическая модель интеграции экономических потоков строительных производственных систем (фирм)

Таким образом, логистическая модель увязывает все процессы в их системной последовательности, а системотехнический подход позволяет создать модель, учитывающую „стыки и ничейные зоны".

При таком подходе просматривается единая логика, единый почерк, единый взгляд на стратегию и организацию выработки и принятия решений.

Реальные системы сложные и имеют пограничные области, где проявляются неконтролируемые действия, сбои в их работе, нехватка информации, информационная неразбериха и закрытость, дублирование, перекрывание друг друга, враждебность внутри системы, запутанность и неразбериха, противоречия информативных и нормативных данных, потенциальные неприятности и правовая неграмотность.

Однако основные вопросы, касающиеся материальных ресурсов (закупки, транспорт), условия производства продукции, ее перевозки, потребления и условия транспортировки, можно отразить в единой логистической модели. Ее наглядность зависит от моделируемой ситуации, а, стало бать, и размерность по горизонтали и вертикали, что определяется реальными процессами, которые хочет и может отразить модель.

Решение поставленной задачи выполняется с использованием универсального алгоритма исключения дефекта (АИД) [5-7], который позволяет получить неизвестные прямой и переменные двойственной задачи и проконтролировать результат. АИД имеет преимущества и достоинства в сравнении с использованием процедуры симплекс-метода, транспортного алгоритма, обладает физической и экономической интерпретацией, отличается тем, что способствует перераспределению потоков в сети.

Выводы. В результате выполненного исследования организационно-технического развития производства предложен новый подход к разработке модели на методологических основах системотехники и логистики. Научно-технический уровень исследований в сравнении с аналогами и традиционными приемами отличается новизной, связанной с учетом межсистемных связей в подходе формирования структуры сетевой модели, охватывающей вопросы поставки материальных ресурсов, их транспортные условия, объемы организационно-технических мероприятий, их оптимальное распределение, финансирование, трудовые и информационные потоки.

Научная новизна предложенного метода заключается в конструировании модели, отражающей единство всего межсистемного цикла: сырье - транспорт - производство - распределение - спрос - плавающие цены.

Логистическая модель увязывает все процессы в их системной последовательности, а системотехнический подход позволяет создать модель, учитывающую "стыки и ничейные зоны".

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гусаков А. А. и др. Организационно-технологическая надежность строительства. - М: 8УР Ар8у8, 1994. - 427 с.

2. Системотехника строительства. Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Гусакова. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1999. - 432 с.

3. Стаханов В. Н., Ивакин Е. К. Логистика в строительстве: Учебное пособие. - М.: «Изд. Приор», 2001. - 176 с.

4. Логистика: Уч. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 327 с.

5. Павлов И.Д., Радкевич А.В. Модели управления проектами: Учебное пособие - Запорожье, ГУ «ЗИГМУ», 2004. - 320 с.

6. Филлипс Д., Гарсиа-Диас А. Методы анализа сетей /Пер. с англ. - М.: Мир, 1984. -496с.

7. Форд Л. Р., Фалкерсон Д. Потоки в сетях /Пер. с англ./ - М.: Мир, 1966. - 276 с.

8. Павлов И. Д., Радкевич А. В., Павлов Ф. И. Исследование систематических и логических условий по интеграции участников сложных проектов // Вюник Придншровсько! державно! академи будiвництва та архггектури. - Д.: ПДАБА, 2007. - № 4. - С. 38-44.

УДК 69.06:658.012.2

Инновационный подход к управлению организационно-техническим развитием строительного производства /И. А. Арутюнян, О. Н. Кучеренко //Вкник ПридншровськоТ державноТ академн будiвництва та арх^ектури. - Дншропетровськ: ПДАБА, 2008. - № 9. С. 45- 48. - рис. 1. -Бiблiогр.: (8 назв.).

Рассматривается проблема организационно-технического развития строительного производства. Для решения поставленной задачи предлагается использование методологических принципов системотехники и логистики. В качестве модели логистических систем

организационно-технического развития рекомендуется модель в виде сетей и графов, для поиска оптимальных решений на которых следует использовать алгоритм исключения дефекта (АИД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.