Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД КОМБИНИРОВАННЫХ ОТТИСКОВ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ'

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД КОМБИНИРОВАННЫХ ОТТИСКОВ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД / МИНИАТЮРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / АКВАРЕЛЬНЫЕ КОМБИНИРОВАННЫЕ ОТТИСКИ / СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ / ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шачкова Э. В.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что оптимизация метода комбинированных оттисков в процессе обучения художников улучшает качество, а также повышает уровень художественного образования обучающихся.Цель исследования заключается в выявлении инновационного метода комбинированных оттисков как способа оптимизации обучения будущих художников.Методы исследования. В статье рассмотрен инновационный метод комбинированных оттисков в системе занятий обучения художников художественно-графического факультета. Основное содержание исследования составляет анализ технико-технологического аспекта комбинированных оттисков, авторской программы с применением творческого проекта.Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. В рабочую практику и методику преподавания миниатюрной композиции введён инновационно-системный подход, содействующий развитию творческих способностей обучающихся, что позволяет по-новому раскрыть пути и методы совершенствования в области обучения изобразительному искусству. Занятия по миниатюрной композиции расширяют кругозор и мировоззрение обучающихся, активизируют их стремление к практике и совершенствованию нового материала по исследуемой теме в дополнительных структурах и спецкурсах.Результаты исследования получены с помощью использования схем золотого сечения и комбинированных форм изображения. Исследование подтвердило важную взаимосвязь между технико-технологическим аспектом и построением композиции, которая влияет на качество обучения изобразительному искусству.Выводы. Результаты исследования подтвердили идею, что инновационный метод комбинированных оттисков способствует формированию личностных качеств обучающихся, развитию их творческих способностей в системе занятий обучения художников в рамках дисциплины «Миниатюрная композиция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHOD OF COMBINED IMPRESSIONS AS A WAY TO OPTIMIZE LEARNING FUTURE ARTISTS

Relevance lies in the fact that the optimization of the method of combined impressions in the process of teaching future artists improves the quality and the level of art education of students.Aim of the article is to identify an innovative method of combined impressions as a way to optimize the training of future artists.Methodology. The article considers an innovative method of combined impressions in the system of training classes for artists of the art and graphics faculty. The main content of the research is the analysis of the technical and technological aspect of combined impressions, the author’s program with the use of a creative project.Scientific novelty / theoretical and / or practical significance. An innovative and systematic approach has been introduced into the working practice and methodology of teaching miniature composition, contributing to the development of the creative abilities of students, which allows revealing the ways and methods of improvement in the field of teaching the fine arts in a new way. Classes on miniature composition expand the horizons and worldview of students, activate their desire to practice and improve new material on the topic under study in additional structures and special courses.Results. The results of the study were obtained using the schemes of the golden section and combined forms of the image. The study confirmed the important relationship between the technical and technological aspect and composition, which affects the quality of teaching in the visual arts.Conclusions. The results of the study confirmed the idea that the role and significance of the innovative method of combined prints contributes to the formation of students’ personal qualities, the development of their creative abilities in the system of training artists within the discipline “Miniature composition”.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД КОМБИНИРОВАННЫХ ОТТИСКОВ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ»

УДК 378.147:75. 056

001: 10.18384/2310-7219-2022-4-77-86

инновационный метод комбинированных оттисков как способ оптимизации обучения будущих художников

Шачкова 3. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте 295007, Республика Крым, г. Симферополь, пр-т Академика Вернадского, д. 4, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность данной проблемы заключается в том, что оптимизация метода комбинированных оттисков в процессе обучения художников улучшает качество, а также повышает уровень художественного образования обучающихся.

Цель исследования заключается в выявлении инновационного метода комбинированных оттисков как способа оптимизации обучения будущих художников.

Методы исследования. В статье рассмотрен инновационный метод комбинированных оттисков в системе занятий обучения художников художественно-графического факультета. Основное содержание исследования составляет анализ технико-технологического аспекта комбинированных оттисков, авторской программы с применением творческого проекта. Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. В рабочую практику и методику преподавания миниатюрной композиции введён инновационно-системный подход, содействующий развитию творческих способностей обучающихся, что позволяет по-новому раскрыть пути и методы совершенствования в области обучения изобразительному искусству. Занятия по миниатюрной композиции расширяют кругозор и мировоззрение обучающихся, активизируют их стремление к практике и совершенствованию нового материала по исследуемой теме в дополнительных структурах и спецкурсах.

Результаты исследования получены с помощью использования схем золотого сечения и комбинированных форм изображения. Исследование подтвердило важную взаимосвязь между технико-технологическим аспектом и построением композиции, которая влияет на качество обучения изобразительному искусству.

Выводы. Результаты исследования подтвердили идею, что инновационный метод комбинированных оттисков способствует формированию личностных качеств обучающихся, развитию их творческих способностей в системе занятий обучения художников в рамках дисциплины «Миниатюрная композиция».

Ключевые слова: инновационный метод, миниатюрная композиция, акварельные комбинированные оттиски, система занятий, оптимизация обучения

© CC BY Шачкова Э . В 2022.

TÜ7

innovative method of combined impressions as a way to optimize teaching future artists

E. Shachkova

Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) in Yalta

pl. academika Vernadskogo, 4, Republic of Crimea, Simferopol, 295007, Russian Federation Abstract

Relevance lies in the fact that the optimization of the method of combined impressions in the process of teaching future artists improves the quality and the level of art education of students. Aim of the article is to identify an innovative method of combined impressions as a way to optimize the training of future artists.

Methodology. The article considers an innovative method of combined impressions in the system of training classes for artists of the art and graphics faculty. The main content of the research is the analysis of the technical and technological aspect of combined impressions, the author's program with the use of a creative project.

Scientific novelty / theoretical and / or practical significance. An innovative and systematic approach has been introduced into the working practice and methodology of teaching miniature composition, contributing to the development of the creative abilities of students, which allows revealing the ways and methods of improvement in the field of teaching the fine arts in a new way. Classes on miniature composition expand the horizons and worldview of students, activate their desire to practice and improve new material on the topic under study in additional structures and special courses. Results. The results of the study were obtained using the schemes of the golden section and combined forms of the image. The study confirmed the important relationship between the technical and technological aspect and composition, which affects the quality of teaching in the visual arts. Conclusions. The results of the study confirmed the idea that the role and significance of the innovative method of combined prints contributes to the formation of students' personal qualities, the development of their creative abilities in the system of training artists within the discipline "Miniature composition".

Keywords: innovative method, miniature composition, combined watercolor impressions, training system, optimization of teaching.

ВВЕДЕНИЕ

В современное время инновационный метод комбинированных оттисков в системе занятий обучения художников художественно-графического факультета является наиболее актуальным и универсальным. Качество профессиональной подготовки студентов во многом зависит от уровня организации учебно-творческого процесса В данном исследовании рассматривается проблема внедрения современной печатной графики с использованием инновационной технологии на основе оптимизации обучения. Роль печатной графики в эстетическом воспитании и образовании

студентов художественно-графических факультетов отражена в трудах Р. Ч. Бар-цица [1], И. Мажуга [10] и др.

Инновационный метод комбинированных оттисков в системе занятий обучения художников художественно-графического факультета в рамках дисциплины «Миниатюрная композиция» представляет собой работу с предметными и абстрактными формами миниатюрного изображения путём использования композиционных схем золотого сечения. Учебные пособия и монографии Г. К. Ахметовой «Стратегия образовательных инноваций» [2], З . А. Исаевой, А К Мынбаевой, З М Садвакасовой

[5]. «Активные методы и формы обучения в высшей школе» значительно расширяют подходы к теоретическому обоснованию использования инновационных методов обучения

Учёные утверждают, что сущность инноваций в обучении определяется их активностью: работа на опережение, предвосхищение развития, обязательное присутствие элементов творчества. Развитие изобразительных умений и творческих способностей в области изобразительного искусства эффективно влияет на учебно-познавательную деятельность обучающихся Актуальность художественного развития обусловлена необходимостью как инновационного, так и системного подхода. Составной частью изобразительного искусства является графика. Широкий выбор разнообразных направлений миниатюрной деятельности в разработанной учебной программе создаёт возможность технико-технологического изучения графических возможностей и проявления индивидуальных свойств и качеств художника. Поэтому пути и средства совершенствования инновационных технологий в системе занятий при обучении художников художественно-графического факультета являются предметом данного исследования

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследования состоит в выявлении роли и значимости инновационного метода комбинированных оттисков в системе занятий обучения художников художественно-графического факультета в рамках дисциплины «Миниатюрная композиция»

В исследовании решаются следующие задачи:

- развить творческие способности обучающихся на художественно-графическом факультете в рамках дисциплины «Миниатюрная композиция» средствами инновационного метода комбинированных оттисков;

- сформировать взаимосвязь миниатюрной композиции и её изобразительной техники как важного фактора подготовки

художников художественно-графического факультета

База и выборка исследования. В экспериментально-исследовательской работе принимало участие 100 человек: студенты 4 курса по направлениям подготовки: 54 03 02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и 54 03 01 «Дизайн»

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И . Вернадского» в г. Ялте располагает необходимыми материально-техническими условиями для реализации программы профессионального обучения.

Экспериментально-исследовательская работа (с 2000 по 2021 гг ) позволила проследить использование разработанной инновационной технологии в проведении занятий, используя технику и технологию комбинированных оттисков

Методология и методы исследования. Закономерности и дидактические принципы универсальны и применимы при обучении студентов художественных специальностей При этом инновации создают мощный прорыв тем, что повышают творческий потенциал обучающихся

Теоретической основой в данном исследовании выступают научные труды художественного образования и воспитания В . С . Кузина, С . П . Ломова [6;7] и методики обучения инновационному обучению [17].

В области педагогических новаций особый интерес вызывают научные труды М. В . Галкиной, Г. Н . Митрофановой [9].

Учебный курс по миниатюрной композиции способствует усвоению знаний в области художественного изображения заданных объектов в ходе практических занятий Сущность метода комбинированных оттисков заключается в сочетаниях и комбинациях художественных приёмов Практическая работа достигает новых, изобразительных результатов в процессе применения инновационного метода

Инновационный метод проектов, предусмотренный в завершении прохождения

K7J

программы «Миниатюрная композиция» ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся .

Композиция представляет собой основной раздел, в который входит миниатюрная, станковая и монументальная композиции. Она является соединением всех элементов в единое целое Интуитивное понятие о композиции присутствует у каждого художника, т. к. «Композиция присуща всем видам искусства» [11, с . 6], но этого недостаточно

При проведении исследования был применён творческий проект, который раскрывает инновационный метод работы с новыми материалами и современными инструментами При этом студенты самостоятельно ставят проблему, осуществляют поиск методов и средств: наблюдают, оценивают собственные результаты

Изучение законов и правил композиции, а также художественное мастерство способствует созданию гармонического изображения Параллельно был произведён анализ современных концепций профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства и инновационных подходов, которые раскрываются с помощью интеграции различных видов искусств Безусловно, монотипию очень трудно повторить, но в нашем случае этого и не требуется Во-первых, в миниатюрной деятельности монотипия, выполненная акварелью, является основополагающим толчком для дальнейшего развития и комбинирования оттисков При этом важен выбор фактуры бумаги Отлично подходит для этого эскизная или глянцевая фактура бумаги

Методика исследования опирается на изучение научно-теоретических основ развития миниатюрной композиции, где необходимо рассмотреть разнообразные схемы построения по правилу золотого сечения, с целью достижения целостности и гармонии в изображении, детализации и обобщения, ритма и движения в миниатюрном произведении Существуют различные печатные способы оттисков К не-

традиционной манере создания оттисков принадлежит диатипия .

Флоротипия представляет собой тоже печатную форму, которую покрывают краской. Затем по ней раскладывают листья, стебли, цветы растений. После чего осуществляют обработку под прессом на бумаге. Оригинальный отпечаток с силуэтами художник получает в том случае, если он заранее замыслил схему будущей композиции (например, треугольник, прямоугольник, овал и т. п.).

Акватипия имеет свои особенности: она выполняется на листе бумаги, после определённой работы в результате получается нежный художественный образ . Водяные узоры акваграфии остаются на бумаге в виде декоративного изображения. Способ декалькомании широко используется для печати на тканях, картоне . Монотипия как техника печати уникальных изображений приобрела особую актуальность в качестве развития творческих способностей обучающихся в различных учебных заведениях Первые истоки создания уникальных оттисков с печатных досок датируются XI в . , техника появляется в Китае1 [8]. Однако изобретение монотипии причисляется итальянскому гравёру Джован-ни Кастильоне (1607-1665) и художнику фламандской школы Антонису Саллерту (1590-1657). Благодаря творческому опыту Елизаветы Кругликовой монотипия появилась в России.

«О роли и значении изобразительного искусства в развитии личности обучающегося, будь то ребёнок дошкольного возраста, школьник или студент, писали многие авторы» - подчёркивают учёные научной школы академика А . С . Ломова - П . Д . Чистов и И . Ю . Руднев [12, с. 233].

Миниатюрные произведения, выполненные по принципу монотипии (от греческих слов mono - «один» и typos- «отпечаток»), имеют характер мягких и тонких очертаний форм Краски, которые нано-

1 Слово о живописи из Сада с горчичное зерно / пер . , комм . Е . В . Завадской . Москва: Издательство В . Шевчук, 2001.512 с.

сятся на идеально гладкую поверхность, создают возможность не только для одного оттиска, но и их комбинаций, которые очень органично вписываются в схемы золотого сечения и дополняют друг друга Разделение видов монотипии существует по следующим параметрам: типу основы для выполнения оттиска или оттисков (бумага, картон, холст) и печатной фактуры стекла, пластика и т п ; цветовому решению или гризайли; способу нанесения изображения «от пятна» и посредством удаления излишков краски с основы; по используемым художественным материалам (гуашь, темпера, масло, пастель, акварель, тушь, акрила, нанокраски); по типу оригинальности и прорисовки деталей в соответствии с замыслом

В XXI в . художники экспериментируют с нанокрасками, клеями, поверхностями из разных материалов, используют для оттисков листья деревьев, травы, цветы, прикладывают фактуру предметов, а также «втирают» в поверхность бумаги разнообразную растительность

Совершенствование системы профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства заключается в непрерывном художественно-педагогическом образовании и в дополнительных структурах, спецкурсах, которые расширят возможности молодого поколения и активизируют их учебно-творческую деятельность Результаты исследования вносят вклад в общий раздел композиции Техника живописи, графики и построение композиции в целом являются важными взаимосвязанными, междисциплинарными факторами творческой деятельности

Экспериментальный учебный курс способствует усвоению знаний в области художественного изображения заданных объектов в ходе практических занятий Первый этап эксперимента включает в себя применение теоретических основ, так как в авторской программе предусмотрены лекционные занятия из следующих тем: Модуль 1 Миниатюрная композиция в

историческом аспекте; Тема 1 Предпосылки возникновения и формирования миниатюрной композиции; Тема 2 . Художественные ремёсла и промыслы России как важная составляющая материальной и духовной культуры русского народа; Тема 3 Формирование знаний, умений и навыков миниатюрной композиции Эстетическое воспитание как эстетическое отношение к жжизни; Тема 4 Истоки развития миниатюрной композиции Схемы золотого сечения в процессе построения миниатюр; Тема 5 . Живописно-графический подход в процессе создания миниатюрной композиции. Приёмы. Художественные признаки миниатюрной живописи Эвристический подход в процессе обучения миниатюрной деятельности

На втором этапе исследования реализуется практическая работа с использованием инновационных технологий и целенаправленного наблюдения за поведением и процессом работы обучающихся на занятиях по миниатюрной композиции (табл . 1). Построение композиции прежде всего связано с замыслом и лич-ностно-профессиональным становлением обучающихся, но, чтобы его донести до зрителя, необходимо творческое решение, которое грамотно и гармонично выстраивается по принципу золотого сечения На этом этапе был осуществлён методический срез, который позволил выявить эффективность разработанной программы

Третий этап относится к комплексному выполнению миниатюрных композиций в разнообразии их направлений и жанров, к защите творческого проекта Проектный подход на основе миниатюрной композиции тесно связан с этапами композиционного поиска и с использованием различных геометрических схем построения, общей характеристикой проектного продукта в виде презентации, которая раскрывает цели, актуальность, основные этапы творческого проекта и его задачи, методы, приёмы и средства достижения, перспективы дальнейшего развития

Таблица 1 / Table 1

Миниатюрная композиция / Miniature Composition

1.2. Содержание практических занятий (семинаров)

Разделы, темы, дидактические единицы

Модуль 2. Традиционная миниатюрная живопись.

Тема 1. Иконописная миниатюра . Книжная графика и буквицы рукописных книг. Эскизирова-ние и выполнение копии

Тема 2 . Живописно-графические приёмы и методы работы над миниатюрой. Миниатюрный натюрморт: два-три простых по форме предмета быта с натуры Тема 3 . Миниатюрный натюрморт по представлению и воображению

Модуль 3. Особенности миниатюрной живописи: Палеха, Мстёры, Федоскино, Холуй, Жосто-во . Выполнение отдельных элементов . Копии .

Тема 4. Миниатюрная композиция с применением инновационных технологий . Выполнение миниатюрных композиций по схемам золотого сечения (цвет, графика) Тема 5 . Графические работы по мотивам композиций Палеха

Тема 6 . Художественный образ как центр миниатюрной композиции . Миниатюрный портрет в цвете: композиционное размещение, построение, цветовое решение и т. п. Модуль 4. Специфика композиции миниатюрного пейзажа

Тема 7 . Выполнение упражнений по карточкам золотого сечения . Живописно-графическая миниатюра

Тема 8 . Выполнение мини-пейзажа по представлению с использованием схем золотого сечения . Тема 9 . Выполнение миниатюрной композиции по теме: «Пейзажные мотивы Крыма» с применением нанокрасок и инновационных технологий

Модуль 5. Печатная форма миниатюрной композиции. Выполнение творческого проекта из декоративных и абстрактных мини-композиций по воображению (акваграфия).

Тема 10 . Поисковая работа. Выполнение миниатюрных композиций по представлению с применением инновационных технологий (деотипия)

Тема 11. Выполнение миниатюрных композиций по мотивам произведений . Например, А . С. Пушкина, А . П . Чехова и других писателей отечественной литературы (акватипия) Тема 12 . Защита творческого проекта. Выполнение миниатюрных композиций по теме: «Пейзажные мотивы Крыма» (флоротипия).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты работы обсуждались на заседании кафедры изобразительного искусства и дизайна, они успешно используются преподавателями Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И . Вернадского» в г. Ялте, педагогами дополнительного образования Будущие художники активно проявляют свой творческий потенциал в системе художественно-графической подготовки в рамках специальных дисциплин, а также по дисциплине «Миниатюрная композиция», и стоит отметить, что многие вопросы, связанные с живописью, остаются от-

Источник: составлено автором .

крытыми для молодого поколения Однако формирование взаимосвязи миниатюрной композиции и присущей ей изобразительной техники является особым фактором подготовки, требующей развития в системе художественно-графических факультетов . Своеобразную красоту содержит даже математика, поэтому и обнаруживается математический элемент мышления в создании композиций

Однако, « ... если бы золотое сечение служило ... математическим формообразующим принципом, об этом говорилось бы в десятках книг по "философской математике" - подобно тому, как во многих дошедших до нас книгах

обсуждаются математические принципы музыкальной гармонии, открытые пифагорейцами», - пишет российский историк науки А . И . Щетников [17]. В его книге «Золотое сечение в античной математике» он утверждает, что «древнегреческие математики, в отличие от нас, никаких формул не писали, а получали и выражали это соотношение на языке геометрии»

Инновационный метод комбинированных оттисков в системе занятий обучения художников художественно-графического факультета в рамках дисциплины «Миниатюрная композиция» имеет важное значение в области изобразительного искусства, т к способствует развитию творческих способностей обучающихся, интеграции различных наук: психологии, геометрии, композиции, живописи и др В связи с чем выполнение инновационных миниатюрных композиций расширяет кругозор основного раздела композиции в разнообразии направлений, жанров, техники и технологии [13, с 77] Миниатюрная композиция относится к разновидности общего раздела «Композиция» - это картина малых форм, выполненная на соединении и взаимосвязи частей в единое целое Автором предложен инновационный метод комбинированных оттисков при обучении графике будущих художников-живописцев

Учебный курс «Миниатюрная композиция» способствует усвоению знаний в области художественного изображения заданных объектов в ходе практических занятий Изменить качественный уровень профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства и художников декоративно-прикладного искусства, народных промыслов благодаря средствам инновационной деятельности, поиску комбинированных форм изображения, условиям творческого проекта, и с помощью разнообразия схем золотого сечения (псевдосфера, катеноид, гипоциклоид, кардиоид, Тор, розы, гиперболическая спираль, удлинённый циклоид, спираль Архимеда, обыкновенный циклоид, трак-

трис, цепная линия, эвольвент), а также оттисков флоротипии, акватипии, деоти-пии, акваграфии и др .

Результаты исследования вносят вклад в общий раздел композиции. Техника живописи, графики и построение композиции в целом являются важными взаимосвязанными междисциплинарными факторами творческой деятельности . «Ключ к успеху в любой деятельности -богатая и положительная мотивация», сообщают специалисты коллективной монографии «Инновационные технологии в образовании и воспитании одарённых детей» [4, с. 28].

Художественно-педагогическое обучение акцентирует внимание обучающегося на овладении ключевыми компетенциями методического мышления обучающихся: ценностно-смысловыми, творческими, профессиональными, что способствует активизации самостоятельной работы, исследовательской деятельности, повышению мотивации изучения данной дисциплины

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационный метод комбинированных оттисков в системе занятий обучения художников художественно-графического факультета в рамках дисциплины «Миниатюрная композиция» имеет перспективы развития в качестве учебных программ и дополнительных спецкурсов. Автором разработаны научные основы формирования инновационно-методической компетентности будущего учителя изобразительного искусства (Журнал «European Applied Sciences», № 11. 2013 (Германия) Редакционная коллегия АНО ЦСПИ), учебник (Система подготовки художников-педагогов на основе обучения миниатюрной композиции - Mauritius: LAPLAMBERT Academic Publishinq RU, 2017), монографии [14; 15; 16].

Исследование роли инновационного метода в качестве творческого проекта раскрывает научную, теоретическую и практическую значимость эксперимен-

тальной работы Учебный процесс по миниатюрной композиции на художественно-графическом факультете включает в себя применение композиционных схем в миниатюрных акварелях Возможности печатной графики в настоящее время не полностью раскрыты в рамках учебно-творческой деятельности в системе занятий обучения художников художественно-графического факультета в рамках дисциплины «Миниатюрная композиция» Однако печатная графика позволяет выполнить учебные цели и задачи, повысить самостоятельность подготовки, а также мотивировать обучающихся на дальнейшее совершенствование умений создания

акварельной миниатюры Занятия, направленные на развитие творческих способностей по созданию: тонких и изящных форм миниатюрной живописи, разнообразия композиций миниатюрных произведений и стремления к самосовершенствованию, расширяют мировоззрение обучающихся Общий вклад в теорию и методику преподавания миниатюрной композиции составляет инновационно-системный подход, содействующий развитию творческих способностей обучающихся на основе комбинированных форм изображения и использования схем золотого сечения.

Статья поступила в редакцию 29.09.22

ЛИТЕРАТУРА

I. Ахметова Г. К. , Паршина Г. Н . Стратегия образовательных инноваций: преемственность многоуровневого образования: монография . Алматы: К^ази; университет, 2007. 186 с.

2 . Барциц Р. Искусство печатной графики в художественном образовании. Москва: Московский

педагогический государственный университет, 2019. 300 с .

3 . Галкина М . В . Применение инновационных подходов в процессе обучения декоративному

искусству // Тезисы докладов преподавателей и студентов факультета изобразительного искусства и народных ремёсел на апрельской научной конференции 2006 г. : сборник научных статей. Москва: Издательство Московского государственного областного университета, 2006. С. 9-11.

4. Инновационные технологии в образовании и воспитании одарённых детей: коллективная монография / М. Р. Арпентьева, Е . А . Медник, С. Е. Рыбакова, Р. М . Шерайзина, И . А . Донина, Б . Г. Шерайзин, Н. Н . Жуковицкая, Н. Г. Шевцова, И . Г. Иванова, С. Л. Шибанова, М. А. Ятма-нова, М. Ю . Самбурова, В . И . Рерке, Н . Е. Самсонова; отв . ред . А . Ю . Нагорнова . Ульяновск: Зебра, 2017. 94 с.

5 . Исаева З . А . , Мынбаева А . К. , Садвакасова З . М. Активные методы и формы обучения в выс-

шей школе . Алматы: Цаза? университета, 2005. 122 с .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 . Ломов С. П . , Ломова Н . Ф . История и теория методов обучения рисованию в школах России:

монография. Москва: Научно-исследовательский институт истории, экономики и права, 2018. 170 с.

7 Ломов С П Современная художественная педагогика в образовательном пространстве российских регионов: теория, методика и практика // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования . 2016. № 2 . С. 40-43.

8 . Лэй Лэй Ц . Искусство китайского рисунка кистью: техники и жанры / пер . с англ . О . Е. Цветко-

вой Москва: Ниола-Пресс, 2009 128 с

9 . Пименова Е. С. , Митрофанова Г. Н . , Галкина М. В . Ростовская финифть . Эволюция промыс-

ла // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: сборник научных трудов XVII Международной конференции, XV Международного конкурса научных и методических работ / Москва, 30-31 октября 2020 г Москва: Экон-Информ, 2020 С. 91-94.

10 . Мажуга А . И . Высокая гравюра . Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. 80 с .

II. Руднев И . Ю . Композиция в изобразительном искусстве: монография . Москва: Мир науки, 2019 100 с

12 . Руднев И . Ю . , Чистов П . Д . Системные основы методики преподавания изобразительного искусства // Право и практика. 2017. № 2 . С. 232-236.

ISSN 2072-8395

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика

Г

2022 / № 4

13 . Руднев И . Ю . , Зубрилин К. М . Роль пленэра в системе художественного образования // Наука и

школа. 2016. № 6. С. 175-180. 14. Шачкова Э . В . Научные основы формирования инновационно-методической компетентности будущего учителя изобразительного искусства // European Applied Sciences. 2013 . № 11.

15 . Шачкова Э . В . Система подготовки художников-педагогов на основе обучения миниатюрной

композиции. Mauritius: LAP ЬамвеЛ Academic Publishing, 2017. 184 c.

16 . Шачкова Э . В . Развитие творческого потенциала учителей изобразительного искусства (на ос-

нове изучения миниатюрной композиции). Москва: ДПК Пресс, 2019. 350 с.

17 . Шачкова Э . В . Художественно-педагогические закономерности развития творческого потен-

циала учителей изобразительного искусства средствами миниатюрной композиции с применением инновационных технологий . Москва: НИЦ МИСИ, 2020. 204 с.

18 . Щетников А . И . Золотое сечение в античной математике // Первое сентября . Математика. 2006. № 18 (608). С. 3 .

I. Ahmetova G . K. , Parshina G . N. Strategiya obrazovatel'nyh innovacij: preemstvennost' mnogourovnevo-go obrazovaniya: monografiya [Strategy of educational innovations: continuity of multilevel education: monograph]. Almaty, Kazakh University Publ. , 2007. 186 p.

2 . Bartsits R. Ch . Iskusstvo pechatnoj grafiki v hudozhestvennom obrazovanii [The art of printed graphics

in art education: monograph. Moscow, Moscow Pedagogical State University, 2019. 300 p.

3 . Galkina M. V. [Application of innovative approaches in the process of teaching decorative art]. In:

Tezisy dokladov prepodavatelej i studentov fakul'teta izobrazitel'nogo iskusstva i narodnyh remyosel na aprelskoj nauchnoj konferencii 2006 g.: sbornik nauchnyh statej [Abstracts of reports of teachers and students of the faculty of fine arts and folk crafts at the April scientific conference 2006: collection of scientific articles]. Moscow, Publishing House of the Moscow Region State University, 2006, pp . 9-11. 4. Arpent'eva M . R . , Mednik E. A. , Rybakova S . E . , Sherajzina R . M. , Donina I . A . , Sherajzin B . G . , Zhu-kovickaya N . N . , Shevcova N . G . , Ivanova I . G . , Shibanova S . L. , Yatmanova M . A . , Samburova M. Yu. , Rerke V. I . , Samsonova N . E. Innovacionnye tekhnologii v obrazovanii i vospitanii odaryonnyh detej: kollektivnaya monografiya [Innovative technologies in the education and upbringing of gifted children: a collective monograph]. Ulyanovsk, Zebra Publ. , 2017. 94 p.

5 . Isaeva Z. A . , Mynbaeva A . K. , Sadvakasova Z. M. Aktivnye metody i formy obucheniya v vysshej shkole [Ac-

tive methods and forms of education in higher education]. Almaty, Kazakh University Publ. , 2005. 122 p.

6 . Lomov S . P , Lomova N . F. Istoriya i teoriya metodov obucheniya risovaniyu v shkolah Rossii: monografi-

ya [History and theory of teaching methods for drawing in Russian schools: monograph]. Moscow, Research Institute of History, Economics and Law Publ. , 2018. 170 p.

7 . Lomov S . P [Modern art pedagogy in the educational space of Russian regions: theory, methodology

and practice]. In: Aktual'nyeproblemy sovremennoj nauki, tekhniki i obrazovaniya [Actual problems of modern science, technology and education], 2016, no . 2, pp. 40-43.

8 . Lej Lej C. The Tao of Sketching. The complete guide to Chinese sketching techniques (Rus. ed:

Cvetkova O. E . , transl. Iskusstvo kitajskogo risunka kist'yu: tekhniki i zhanry. Moscow, Niola-Press Publ, 2009. 128 p . ).

9 . Pimenova E. S . , Mitrofanova G . N . , Galkina M. V. [Rostov enamel. The evolution of the fishery]. In:

Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii, nauke i promyshlennosti: sbornik nauchnyh trudov XVII Mezhdunarodnoj konferencii, XV Mezhdunarodnogo konkursa nauchnyh i metodicheskih rabot / Moskva, 30-31 oktyabrya 2020 g. [Modern information technologies in education, science and industry: a collection of scientific papers of the XVII International Conference, XV International Competition of Scientific and Methodical Works / Moscow, October 30-31, 2020]. Moscow, Ekon-In-form Publ. , 2020, pp. 91-94.

10 . Mazhuga A . I . Vysokayagravyura [High engraving]. St. Petersburg, Planet of Music Publ. , 2022. 80 p .

II. Rudnev I . Yu. Kompoziciya v izobrazitel'nom iskusstve: monografiya [Composition in fine arts: monograph]. Moscow, Mir nauki Publ. , 2019. 100 p.

12 . Rudnev I . Yu. , Chistov P D. [System bases of teaching methods of fine arts]. In: Pravo ipraktika [Law and Practice], 2017, no . 2, pp. 232-236.

С 26-27.

REFERENCES

13 . Rudnev I . Yu. , Zubrilin K. M . [The role of the plein air in the system of art education]. In: Nauka i

shkola [Science and School], 2016, no. 6, pp. 175-180. 14. Shachkova E. V. [Scientific basis for the formation of innovative and methodological competence of the future teacher of fine arts]. In: European Applied Sciences, 2013, no. 11, pp. 26-27.

15 Shachkova E V Sistema podgotovki hudozhnikov-pedagogov na osnove obucheniya miniatyurnoj kompozicii [The system of training artists-teachers based on teaching miniature composition]. Mauritius, LAP Lamvert Academic Publishing, 2017. 184 p .

16 . Shachkova E. V. Razvitie tvorcheskogo potenciala uchitelej izobrazitel'nogo iskusstva (na osnove

izucheniya miniatyurnoj kompozicii) [Development of the creative potential of fine art teachers (based on the study of miniature composition)] Moskva, DPK Press, 2019. 350 p.

17 . Shachkova E. V. Hudozhestvenno-pedagogicheskie zakonomernosti razvitiya tvorcheskogo potenciala

uchitelej izobrazitel'nogo iskusstva sredstvami miniatyurnoj kompozicii s primeneniem innovacionnyh tekhnologij [Artistic and pedagogical patterns of development of the creative potential of teachers of fine arts by means of miniature composition using innovative technologies]. Moscow, NIC MISI Publ . , 2020 204 p

18 . Shchetnikov A . I . [The golden section in ancient mathematics]. In: Pervoe sentyabrya. Matematika

[First of September. Maths], 2006, no . 18 (608), p . 3 .

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРE

Шачкова Эльвира Вадимовна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств Гуманитарно-педагогической академии (филиала) Крымского федерального университета имени В . И . Вернадского в г. Ялте; e-mail: Shachkova_n@mail . ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Elvira V. Shachkova - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof. , Prof, of the Department of Fine Arts and Design of Institute of Philology, History and Arts of Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of Crimean Federal University named after V. I . Vernadsky in Yalta; e-mail: Shachkova_n@mail . ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Шачкова Е . В . Инновационный метод комбинированных оттисков как способ оптимизации обучения будущих художников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С 77-86. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-77-86

FOR CITATION

Shachkova E. V. Innovative method of combined impressions as a way to optimize learning future artists . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2022, no . 4, рр . 77-86. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-77-86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.