Научная статья на тему 'Инновационный менеджмент в Японии: ретроспективный анализ и современные тенденции'

Инновационный менеджмент в Японии: ретроспективный анализ и современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
712
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATION MANAGEMENT / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / SYSTEM MANAGEMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / RETROSPECTIVE ANALYSIS / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / CURRENT TRENDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Анжелика Ишкальевна

Япония, несмотря на скудность природных ресурсов, достигла уровня ведущей экономики мира, преодолев многие трудности на своём пути. Особенно в последнее время Японии суждено было пройти множество испытаний и кризисов, которые она встретила мужественно и стойко. Японские компании усилили свои экономические показатели, проходя через эти кризисы, поэтому их опыт бесценен. Одной из проблем, стоящих перед современной Японией, является интернационализация производства, стирающая экономические барьеры и государственные границы. Принципы современного японского менеджмента качества применяются не только на японских предприятиях, но и в многих странах мира. В статье рассматривается инновационное управление, организованное в Японии, и способы его реализации. В ней показано взаимодействие государства и бизнеса, позволившего японцам в короткие сроки достичь успехов в области разработки и внедрения инноваций. Успешный опыт Японии должен оказать научную и техническую поддержку другим странам, а также предостеречь от неудач, помогая развивать способности людей, необходимые для построения будущего своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japanese Innovation Management: A Retrospective Analysis of Current Trends

The abstract gives a retrospective analysis of current economic trends, including the innovation management that Japan is now undertaking. Having overcome many obstacles, Japan, despite its scarcity of natural resources, has earned a place among the leading economies of the world. It has continued that course of action in recent years, despite all the financial trials and crises that have plagued it. The document says Japanese companies have even strengthened their economic positions in the face of these trials. Consequently, it concludes that their experience should be viewed as an invaluable tool. According to the paper, one of the challenges facing Japan is the internationalization of production, which typically erases economic barriers and national boundaries. To cope with these new issues, Japanese entities have developed principles of modern quality management. These, it claims, can be applied not only to Japanese firms but to those in countries around the world. The article covers innovative management (IM), as it was organized in Japan, and also explains how to implement it. In the course of its analysis, the paper demonstrates the interaction of government and business, which has enabled the Japanese to quickly attain high levels of success in the sphere of IM development. Finally, it says that other countries could look to Japan's economic success as a means of scientific and technical support. The economic success could be used to warn against paths doomed to failure, and to help different peoples develop the abilities for building their countries' economic futures.

Текст научной работы на тему «Инновационный менеджмент в Японии: ретроспективный анализ и современные тенденции»

m О

i с 0. s с

0 <

о; s

1 <

m О ci ш с; о

0 s ш 25

1 Ц>

с л

Инновационный менеджмент в Японии: ретроспективный анализ и современные тенденции

Japanese Innovation Management: A Retrospective Analysis of Current Trends

УДК 338:005(520)

Ефимова Анжелика Ишкальевна

1ц. аспирант Санкт-Петербургского

государственного университета экономики чЯИ и финансов

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21

Efimova Angelika Ishkal'evna

Г* , Sadovaya Str. 21, St. Peterburg, 191023

Япония, несмотря на скудность природных ресурсов, достигла уровня ведущей экономики мира, преодолев многие трудности на своём пути. Особенно в последнее время Японии суждено было пройти множество испытаний и кризисов, которые она встретила мужественно и стойко. Японские компании усилили свои экономические показатели, проходя через эти кризисы, поэтому их опыт бесценен. Одной из проблем, стоящих перед современной Японией, является интернационализация производства, стирающая экономические барьеры и государственные границы.

Принципы современного японского менеджмента качества применяются не только на японских предприятиях, но и в многих странах мира. В статье рассматривается инновационное управление, организованное в Японии, и способы его реализации. В ней показано взаимодействие государства и бизнеса, позволившего японцам в короткие сроки достичь успехов в области разработки и внедрения инноваций.

Успешный опыт Японии должен оказать научную и техническую поддержку другим странам, а также предостеречь от неудач, помогая развивать способности людей, необходимые для построения будущего своей страны.

The abstract gives a retrospective analysis of current economic trends, including the innovation management that Japan is now undertaking. Having overcome many obstacles, Japan, despite its scarcity of natural resources, has earned a place among the leading economies of the world. It has continued that course of action in recent years, despite all the financial trials and crises that have plagued it. The document says Japanese companies have even strengthened their economic positions in the face of these trials. Consequently, it concludes that their experience should be viewed as an invaluable tool. According to the paper, one of the challenges facing Japan is the internationalization of production, which typically erases economic barriers and national boundaries. To cope with these new issues, Japanese entities have developed principles of modern quality management. These, it claims, can be applied not only to Japanese firms but to those in countries around the world. The article covers innovative management (IM), as it was organized in Japan, and also explains how to implement it. In the course of its analysis, the paper demonstrates the interaction of government and business, which has enabled the Japanese to quickly attain high levels of success in the sphere of IM development. Finally, it says that other countries could look to Japan's

economic success as a means of scientific and technical support. The economic success could be used to warn against paths doomed to failure, and to help different peoples develop the abilities for building their countries' economic futures.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, система управления, инновации, менеджмент качества, ретроспективный анализ, современные тенденции

Keywords: innovation management, system management, innovation, quality management, retrospective analysis, current trends

Обращение к данной теме вызвано активным обсуждением в научной литературе вопросов, связанных с внедрением нанотехнологий, определяющих развитие экономики России, конкурентоспособность российских предприятий, в целом социальное и политическое положение нашей страны в мире.

Общеизвестно, что, стремясь не остаться на обочине мирового научно-технического прогресса, многие компании вкладывают большие средства в развитие производств, внедрение инновационных технологий и продукции. Не стоит забывать и о значительной роли менеджмента. Несоблюдение законов рынка и общей тенденции научно-технического прогресса может привести к снижению конкурентоспособности предприятий, потере доли рынка и банкротству. Примером тому печальный опыт компании «Кодак», которая много лет была мировым лидером по разработке фототоваров и фототехнологий.

Компания «Кодак» первой предложила потребителям простой и надежный фотоаппарат, тем самым сделав доступным процесс фотографирования. Она производила все, что связано с фотографией: камеры, объективы, пленку, химикаты и другие продукты, но не спешила переключаться на выпуск цифровых фотоаппаратов, слишком долго отдавая предпочтение фотопленке, и в результате потеряла значительную долю рынка.

В 2004 г. акции компании «Кодак» были исключены из состава индекса Dow Jones Industrial Average. В 2006 г. она прекратила самостоятельное производство цифровых фотоаппаратов, а в 2009-м — производство знаменитой пленки Kodakchrom.

18 января 2012 г. компания «Кодак» подала в суд иск о банкротстве, попросив власти защитить корпорацию от кредиторов. При общем объеме активов в 5,1 млрд долл. долги компании достигли 6,8 млрд долл.

Выбор темы статьи обусловлен также стремлением автора поделиться материалом по инновационному менеджменту, собранным во время стажировки в Японии в 2008 г., поскольку именно эта страна признана мировым лидером по разработке и внедрению инноваций в промышленности и сфере услуг. В ходе стажировки автору статьи довелось воочию увидеть, как инновационные достижения находят применение в повседневной жизни японцев.

о <

о

о о

Рис. 1. Типы инноваций и их взаимодействие

> <

Обычно новшества в экономике внедряются не тогда, когда у потребителя стихийно возникают новые потребности и происходит переориентация производства, а тогда, когда само производство приучает потребителя к новым потребностям. Для того чтобы производить что-то новое, необходимо создавать множество вариантов изменений в развитии производства и рынка.

Инновационный менеджмент — «одно из направлений процесса управления, ориентированное на получение новых положительных качеств различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации нестандартных управленческих решений» [1].

Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

Как организовано инновационное управление в Японии и как удалось японцам добиться успеха в короткий промежуток времени?

Для осуществления управленческих реформ в Японии применяются три типа инноваций:

1) инновации, касающиеся технологий, товаров и услуг;

2) инновации, основанные на ценности покупателя и компании;

3) операционные инновации (рис.1). Примерами инноваций первого типа являются:

• усиление конкуренции за счет создания новаторских технологий, товаров и услуг;

• реформы в процессе планирования новых товаров;

• новаторство в области научно-исследовательского менеджмента.

Для второго типа инноваций характерны:

• реформы в области ценностей, предоставленных покупателям;

• реформы структуры предприятия.

Третий тип — операционные инновации — это реформы в процессе работы, создание новых каналов сбыта, реформы в области «полных цепочек поставок», реорганизация структуры распределения, новаторское усиление ценовой конкурентоспособности и скорости рабочих операций и т. д.

Можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

• страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла (например, США);

• страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды (например, Германия);

• страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса (НТП), координации действий различных секторов в области науки и технологий (например, Япония).

Необходимо отметить, что Япония начала участвовать в международной торговле с 1868 г.

В табл. 1 приведены сравнительные данные ВВП на душу населения Японии и ряда стран Европы, Азии и Америки в 1929-м, 1950-м и 1987 гг.

Как видим, в 1950 г. по уровню ВВП на душу населения Япония соседствовала с Бразилией, а в 1987 г. приблизилась по этому показателю к развитым странам Западной Европы, в частности к Западной Германии. Причин тому несколько:

• экономическая политика, проводимая правительством Японии;

• эффективная система управления;

• переоценка ценностей и постоянное обучение («успех зависит от того, на каких ошибках учиться»). После Второй мировой войны в Японии была достигнута стабилизация политической ситуации и прозрачность управления.

Необходимо также отметить, что успех японской экономики после 1945 г. во многом обусловлен тесным сотрудничеством корпораций и правительства страны. Аналогичное сотрудничество было налажено и в других экономически развитых странах мира, включая США и Великобританию.

Возникает вопрос: чем реально отличается японский инновационный менеджмент от американской или западной управленческой практики?

В странах с развитой экономикой менеджеры тратят значительные ресурсы на поиск новых путей организации своей производственной и дистрибутивной деятельности с целью сохранения конкурентоспособности предприятия. Японские корпорации не являются исключением из этого правила: они с успехом внедряют инновации в практику менеджмента. Однако организационные инновации в Японии имеют свою специфику.

Первое и самое главное отличие состоит в том, что японский менеджмент добился успехов прежде всего за счет низких цен и высокого качества товаров и услуг.

В литературе часто преуменьшается роль японских корпораций в сотворении «экономического чуда» и при этом чрезмерно преувеличивается роль правительства.

Таблица 1

Сравнительные данные ряда стран ВВП на душу населения, тыс. долл.

Страна/год 1929 1950 1987

Франция 2629 2941 9475

Западная Германия 2153 2508 9964

Италия 2089 2323 9023

Япония 1162 1116 9756

Великобритания 3200 4171 9178

США 4909 6697 13 550

Филиппины 1091 898 1519

Южная Корея 749 564 4143

Аргентина 2036 2324 3302

Бразилия 654 1073 3417

Чили 1928 2350 3393

* Источник: [2]

Ряд экономистов утверждают, что правительственные институты, такие, например, как Министерство международной торговли и промышленности (ММТП), преобразованное в Министерство экономики, торговли и промышленности (МЭТП)1, сыграли решающую роль в обеспечении мощного роста японской экономики в послевоенный период.

Согласно этой точке зрения, японские корпорации сыграли менее значительную по сравнению с государством роль, но при этом внесли весомый вклад в экономику страны, особенно в создание системы японского менеджмента.

В чем особенность японского менеджмента? Как удалось достичь того, что японские менеджеры и рядовые сотрудники проводят на работе больше времени, чем их западные коллеги, притом что их заработная плата была всегда (особенно в 1960-е и 1970-е гг.) ниже, чем на Западе?

Японский менеджмент характеризуется двумя особенностями. Первая состоит в высокой эффективности системы производства и распределения продукции. Вторая — это ненавязчивое руководство через вовлечение персонала в управление и активное участие в производственной деятельности. Тем самым создаются условия для нематериального стимулирования.

Вовлечение служащих в производственный процесс Джозеф Джуран приравнял к управлению качеством в масштабах компании (Company Wide Quality Control — CWQC), особо отметив, что такой тип менеджмента характерен для промышленности Японии.

Нельзя утверждать, что японский менеджмент остается неизменным и в настоящее время. С одной стороны, производительность в современной Японии снизилась, с другой — молодые японцы уже не хотят проводить на работе так же много времени, как их отцы. И все же очевидно, что два указанных феномена важны для понимания успеха японского менеджмента.

Согласно распространенной среди западных экономистов точке зрения, технологические инновации осуществляются легко, только если сопровождаются

1 Министерство экономики, торговли и промышленности было создано в 2001 г., после реформы центрального правительства, когда Министерство внешней торговли и промышленности слилось с агентствами из других министерств, связанными с экономической деятельностью, такими как Агентство экономического планирования.

снижением доходности капитала и нарушением авторских прав (пиратством).

Японские корпорации всегда проводили научные исследования и разработку продуктов, внедряли технологические инновации преимущественно за счет частного капитала, не прибегая к пиратству и не снижая прибыль. Несмотря на то что в отдельных секторах экономики роль государственного сектора была весьма существенной, технологический прогресс в основном охватил частный сектор.

Технологическое развитие обеспечило низкие цены и высокое качество товаров и услуг и таким образом помогло японским корпорациям максимизировать прибыль.

Качество, количество и затраты являются важными показателями менеджмента компаний. Для успешного управления бизнесом необходимо не только поддерживать и улучшать качество, но и повышать объем производства, обеспечивать своевременность поставок, увеличивать производительность труда, одновременно сокращая затраты.

Если перед потребителем встает проблема выбора изделий сходного качества, он, как правило, отдает предпочтение более дешевым. Необходимо помнить, что стоимость и цена изделия не одно и то же.

Оба показателя взаимосвязаны (стоимость + прибыль = цена), но стоимость зависит от производителя и продукции, а цена подвержена внешним влияниям, таким как предпочтения и запросы потребителей, условия рынка и т. п.

В истории человечества понятие качества появилось гораздо раньше, чем понятия стоимости и производительности. «Хорошее качество — это то, что удовлетворяет требования потребителей».

Каору Исикава разделил качество на две категории: отстающее качество и опережающее качество. Первая категория включает дефекты, несоответствия и неточности, обнаруженные в продукции, вторая — положительные отличия продукции, ее характеристики, превосходящие показатели аналогичной продукции (например, удобство использования), особенности продажи.

Улучшая отстающее качество, можно сократить затраты. Но опережающее качество дает возможности компании расширить рынки сбыта и увеличить прибыли.

В связи с тем, что у Японии мало собственных сырьевых ресурсов, единственный путь для ее развития — это получение иностранной валюты за счет

% 100

80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о <

60 40 20 0

1873 1880 1890 1900 1910 1920 1930 Годы

Рис. 2. Посещаемость образовательных учреждений в Японии [2]

1870 1880 1890 1900 1910 1920 1930 Годы

Рис. 3. Сравнительная диаграмма количества студентов в Японии, Америке и Великобритании по отношению к населению этих стран [2]

прибыльной разработки, производства и экспорта продукции, обладающей высокой прибавочной стоимостью, удовлетворяющей действительные и потенциальные требования потребителей и отличающейся удобством в эксплуатации.

Невозможно достичь позитивного удовлетворения потребителей качеством продукции путем простого снижения затрат на отстающее качество — необходимо осуществление управленческих решений, включая разработку новой продукции.

За счет этого компании не только минимизируют затраты на качество, но и максимизируют корпоративную прибыль.

Японские предприятия применяли принцип управления качеством в масштабах компании и, приложив рискованные усилия, провели глобальный эксперимент. Полученный опыт оказался весьма полезным не только для Японии: принципы японского менеджмента качества широко применяются во многих компаниях других стран.

Западные аналитики отмечали, что Япония преуспела благодаря своей превосходной системе образования. Они утверждали, что японское образование дает глубокие знания в области математики и естественных наук и тем самым создает фундамент для технологического прогресса, но при этом так и не сумели раскрыть секрет низкого коэффициента прогулов и отсутствия пиратства.

о

о о

> <

Японцы считают, что образование — это один из основных ключей к успеху. График на рис. 2 отражает рост посещаемости населением Японии образовательных учреждений с целью получения обязательного образования в различные исторические периоды.

Как видно из диаграммы на рис. 3, число японских студентов в 1930 г. практически достигло показателя США, а в 1920 г. Япония «обогнала» Великобританию.

Относительно инновационной политики, проводимой японским правительством, необходимо отметить централизацию в области развития НТП. Государство в лице МЭТП осуществляет централизованное управление, вырабатывает стратегические направления развития и финансирования государственных программ научных исследований, обеспечивающих реализацию этих направлений, координирует государственную и частную предпринимательскую стратегию и тактику развития, обеспечивая взаимодействие частных компаний и государства. Этим Япония коренным образом отличается от России, где участие бизнес-структур в инновационном развитии страны невелико.

Государственная экономическая политика Японии тесно связана с инновационной политикой, что очень важно для развития НИОКР в стране. Характерная особенность японской системы управления инновационной политикой состоит в наличии развитых горизонтальных связей, что обеспечивает активное участие государственных и частных организаций, за-

Рис. 4. Уровень влияния государства на производство в зависимости от состояния экономики

интересованных в формировании государственной экономической политики.

Главным отличием японской системы планирования НИОКР от американской является использование механизма оценки эффективности планирования и прогнозирования.

Основные принципы, на которых строится политика Японии по созданию благоприятных условий для стимулирования инновационной деятельности, следующие:

• финансовая поддержка приоритетных отраслей промышленности посредством субсидий и дешевых кредитов, выдаваемых государственными финансовыми организациями через Японский банк развития и Японский экспортно-импортный банк;

• распределение иностранной валюты в пользу приоритетных отраслей, для того чтобы они могли импортировать необходимые технологии и оборудование;

• стимулирование импорта новейших иностранных технологий и технической кооперации японских фирм с иностранными компаниями;

• защита возникающих отраслей путем установления высоких импортных пошлин и нетарифных барьеров;

• специальная система ускоренной амортизации для импортируемого оборудования, что уменьшает налогообложение японских фирм и делает возможным увеличение их капиталовложений в новые предприятия и проекты;

• свойственная только Японии уникальная система административного государственного управления конкуренцией, суть которой заключается в праве государства регулировать уровень риска, связанного с конкуренцией, путем организации слияний, регулирования объемов производства и капиталовложений (рис. 4).

Специфика японской системы управления заключается в том, что она позволяет формировать интегрированную инновационную политику, охватывающую все направления науки и техники, определяет необходимый набор экономических и других инструментов государственного управления, благодаря которому инновационный процесс может быть обеспечен необходимыми ресурсами.

Огромную роль в системе государственного управления инновационной деятельностью играют исследовательские организации — мозговые центры по мониторингу инновационных процессов и их прогнозированию.

Государственное влияние на соотношение кооперации и конкуренции между субъектами рынка — один из элементов косвенного воздействия государства на инновационную деятельность. Государство оказывает влияние на формирование всех ресурсов инновационного процесса. В число инструментов государственного регулирования входит антимонопольное законодательство. Государство управляет конкуренцией и тем самым влияет на инновационный процесс. Конкуренция обостряется в период экономического подъема и переходит в сотрудничество в период спада, что создает возможности для новых капиталовложений в совершенствование и развитие технологий.

Если раньше в основе развития японских НИОКР лежал принцип заимствования технологий из-за рубежа с целью их дальнейшего усовершенствования, адаптации и внедрения в производство, то сейчас, когда приобретать патенты и лицензии за рубежом становится все сложнее, Япония начала развивать не только прикладную, но и фундаментальную область исследований.

В 1951 г. был создан Японский банк развития, задача которого состоит в предоставлении долгосрочных дешевых кредитов фирмам, действующим в новых, развивающихся отраслях промышленности. Кредиты указанного банка могут покрывать 30-50% издержек инвестиционных проектов в приоритетных отраслях.

Кредиты Японского банка развития, налоговая система, государственные субсидии выступают в качестве инструментов государственного регулирования деятельности частных фирм в сфере НИОКР в целях ускорения развития национальной экономики.

Японский стиль управления, позволяющий добиться высокой эффективности без материального стимулирования, включает в себя три основополагающих элемента: пожизненный наем, надбавку за выслугу лет и профсоюз предприятия.

Изобретенная японцами система пожизненного найма основана на том, что заработная плата работника зависит от стажа работы. Согласно данной системе управления, знания, приобретаемые сотрудниками в течение периода их работы в фирме, нельзя применять в других компаниях. Кроме того, вклад работника в производственную деятельность улучшается по мере увеличения стажа его работы, а следовательно, растет и заработная плата (рис. 5).

В настоящее время данная система претерпела значительные изменения. В течение 1990-х гг. японские корпорации пережили стремительное уменьше-

Рис. 5. Соотношение заработной платы, условий контракта и стажа работы

ние объемов производства на заводах, сокращение числа работников, поставщиков и потребителей на домашнем рынке. Крупные и средние по размеру компании переместили свои производства в Китай, создав эффект опустошения.

Начавшийся в 1990-х гг. экономический спад привел к отмене системы пожизненного найма для рабочих («синих воротничков»), а затем и для служащих («белых воротничков»). Ведущие банки страны потерпели фиаско в связи с невозвращением кредитов и отказом правительства поддержать их, что до сих пор создает угрозу для японской экономики.

Сложившаяся ситуация заставила многие фирмы использовать новые стратегии, сводившиеся к сокращению расходов и экономичному управлению. Многие компании стали активно приглашать зарубежных инвесторов или менеджеров, чтобы внедрить европейские или американские методы менеджмента.

Организационные инновации, сопровождавшие интернационализацию системы управления, были связаны с офисной автоматизацией и революцией в области микроэлектроники, что подготовило наступление эры компьютеров, роботов, мобильных телефонов и Интернета.

Все это сделало организации более гибкими в использовании человеческих ресурсов и управлении информацией и обусловило сокращение персонала и отказ от пожизненного трудоустройства.

Возрастающая роль государства в финансировании науки, подготовке кадров, создании информационной и материальной структуры, обеспечении налоговых, амортизационных и других экономических привиле-

гий для НТП в частном секторе создает условия для развития и укрепления научного потенциала, тиражирования и применения нововведений.

Таким образом, научно-техническая политика, проводимая в Японии, является важнейшим инструментом государственного регулирования повышения экономической дееспособности хозяйствующих субъектов — корпораций и фирм, поддержания их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, что особенно актуально в современных условиях, когда экономический успех и конкурентоспособность определяются научно-техническим потенциалом.

Опыт организации инновационного процесса в Японии может оказаться полезным российским хозяйственникам, экономистам, управленцам, поможет им глубже разобраться в проблемах экономики России.

Использование опыта японских компаний в разработке и применении инновационных решений создаст новые возможности в совершенствовании российского бизнеса, позволит ему выйти на новые рубежи развития.

Литература

1. Алексеев А. Н. Инновационный менеджмент: Учебный курс (учебно-методический комплекс) / Моск. ин-т экономики, менеджмента и права. Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП. М., 2010: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-college.ru/.

2. Yonekura S. Institute of Innovation Research Hitotsubashi University. 2008: Matirelas of lecture «The Japanese Business Development History and Future».

В следующем номере

Рекомендуем в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление» в рубрике «Актуальные проблемы развития экономики» ознакомиться с публикацией

В. И. Савинков «Общественное телевидение в Российской Федерации — важнейший инструмент в формировании культурно-информационного пространства»

Владимир Ильич Савинков — ведущий советник аппарата Комитета Совета Федерации, кандидат социологических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.