Научная статья на тему 'Инновационный менеджмент в современной России: реальность или симулякр'

Инновационный менеджмент в современной России: реальность или симулякр Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1237
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / менеджмент / инновационный менеджмент / управление / инновационная деятельность / симулякр / виртуальная реальность / innovation / management / innovation management / management / innovation / simulacrum / virtual reality

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вера Александровна Иванова, Галина Юрьевна Железнова

В современной управленческой теории инновационный менеджмент понимается как сочетание управления инновационными процессами и управления изменениями. Это касается продуктов, бизнес-процессов и организационных инноваций. Управление инновациями является предметом стандартов серии ISO 50500, разработанных ISO TC 279. Управление инновациями включает в себя набор инструментов, которые позволяют менеджерам и инженерам взаимодействовать с общим пониманием процессов и целей, а также позволяет организации реагировать на внешние или внутренние возможности и использовать свой творческий потенциал для внедрения новых идей, процессов или продуктов. В России признается «решающее значение» инновационного менеджмента для успеха компании. В то же время в реальности пресловутое «инновационное развитие» так и остается в сфере виртуальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Management in Modern Russia: Reality or Simulation

In modern management theory, innovation management is understood as a combination of innovation management and change management. This applies to products, business processes and organizational innovations. Innovation management is the subject of the ISO 50500 series of standards developed by ISO TC 279. Innovation management includes a set of tools that enable managers and engineers to interact with a common understanding of processes and goals, and also allows organizations to respond to external or internal capabilities and use their creative potential to introduce new ideas, processes or products. In Russia, the «crucial importance» of innovation management is recognized for the company's success. At the same time, in reality, the notorious «innovative development» remains in the sphere of virtual reality.

Текст научной работы на тему «Инновационный менеджмент в современной России: реальность или симулякр»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10021

Инновационный менеджмент в современной России: реальность или симулякр

Innovative Management in Modern Russia: Reality or Simulation

Вера Александровна ИВАНОВА,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и финансового права Института деловой карьеры

E-mail: ideka@ideka.ru

Галина Юрьевна ЖЕЛЕЗНОВА,

преподаватель кафедры менеджмента и административного и уголовного права Института деловой карьеры

E-mail: ideka@ideka.ru

Аннотация. В современной управленческой теории инновационный менеджмент понимается как сочетание управления инновационными процессами и управления изменениями. Это касается продуктов, бизнес-процессов и организационных инноваций. Управление инновациями является предметом стандартов серии ISO 50500, разработанных ISO TC 279. Управление инновациями включает в себя набор инструментов, которые позволяют менеджерам и инженерам взаимодействовать с общим пониманием процессов и целей, а также позволяет организации реагировать на внешние или внутренние возможности и использовать свой творческий потенциал для внедрения новых идей, процессов или продуктов.

В России признается «решающее значение» инновационного менеджмента для успеха компании. В то же время в реальности пресловутое «инновационное развитие» так и остается в сфере виртуальной реальности.

Ключевые слова: инновации, менеджмент, инновационный менеджмент, управление, инновационная деятельность, симулякр, виртуальная реальность

Abstract. In modern management theory, innovation management is understood as a combination of innovation management and change management. This applies to products, business processes and organizational innovations. Innovation management is the subject of the ISO 50500 series of standards developed by ISO TC 279. Innovation management includes a set of tools that enable managers and engineers to interact with a common understanding of processes and goals, and also allows organizations to respond to external or internal capabilities and use their creative potential to introduce new ideas, processes or products.

In Russia, the «crucial importance» of innovation management is recognized for the company's success. At the same time, in reality, the notorious «innovative development» remains in the sphere of virtual reality.

Key words: innovation, management, innovation management, management, innovation, simulacrum, virtual reality

Используя современные инструменты управления инновациями, менеджмент компаний может запускать и далее использовать творческие возможности персонала для непрерывного развития компании1. К типовым инструментам процесса принято от-

носить мозговой штурм, создание прототипов, управление жизненным циклом продукта, управление идеями и проектами, модель Phase-Gate, планирование продуктовой линейки, а также управление портфелем2. В целом совокупный процесс можно рассматривать как эволюцион-

ную интеграцию организации, технологии и рынка путем итерации ряда действий: поиска, выбора, внедрения и захвата3. В современных условиях инновационные процессы встраиваются в развитие и развиваются на существующих или вновь изобретенных технологиях, к которым компания (организация) имеет доступ и пытается найти выгодные приложения.

Процесс здесь основан на поиске областей, где потребности клиентов не удовлетворяются, а затем — на поиске решений этих потребностей4. Для достижения успеха в сфере инновационного управления необходимо понимание как рынка, так и технологий.

Создав многофункциональные команды разработчиков, в состав которых входят как инженеры, так и маркетологи, можно решить оба аспекта5.

В глобальной цифровой экономике жизненный цикл продуктов с усилением конкуренции сокращается, что стимулирует компании сокращать время выхода на рынок. Соответственно, менеджеры по инновациям должны сокращать время разработки без потери качества, удовлетворяя все потребности рынка6.

В цифровой экономике инновации стали необходимой предпосылкой выживания и развития предприятий. Наиболее прямой путь инноваций в бизнесе лежит через технологические, так называемые «прорывные», и социальные инновации. Управление ими играет важную роль в продвижении технологических и институциональных инноваций. Целью управления инновациями в любой современной компании является создание подходящей среды для стимулирования инноваций. Адекватная среда помогает фирмам запускать больше проектов сотрудничества, становясь «стартовой площадки для коммерческих предприятий»7. При этом поддержка высшего руководства имеет решающее значение для успешных инноваций, которым необходимы четкое направление и поддержка8.

Таким образом, менеджмент инноваций может считаться совокупностью специфических приемов и методов, обеспечивающих реализацию различных инновационных проектов. Методы и принципы инновационного менеджмента, лежащие в основе его методологии, формируются по своим правилам, генерируя способы решения задач управления в инновационных проектах. В данном случае возникают и реализуются нетрадиционные для «простого» бизнеса роли (исследователь, изобретатель, конструктор, инноватор и пр.), а также специфика проектной организации9.

Насколько данные подходы применимы в России, стране традиционно догоняющего развития? Рассматривая вопросы «инновационного развития сложных социально-экономических систем», Г.И. Жиц ставит вопрос, может ли менеджмент быть инновационным в принципе10? Вопрос не случаен, если поставить под сомнение и наличие типа развития в России указанных автором систем.

Очевидно, что инновации требуют нетрадиционных, новых, творческих, т.е. инновационных, подходов к управлению. На практике это применение идеи окружающей среды для развития бизнеса. Открытые инновации уже признаны новой эрой создания, продвижения и внедрения новшеств в глобальном мире.

Отсюда продвижение парадигмы открытых инноваций в России может быть обозначено в качестве приоритета, включая определение степени готовности российской инновационной сферы (при наличии таковой) к реализации принципов открытости; адаптации декларируемой российской инновационной системы к глобальной парадигме открытых инноваций11.

Примечательно, что российские авторы не включают инновационный менеджмент в число базовых категорий инновационного развития экономики, упоминая здесь инновационный потенциал, инновационные затраты и инновационные результаты12. Вопросы, кто и, главное, как будет управлять потенциалом, «вовлекаемым в инновационный процесс», равно как и комплексом организаций, занимающихся исследованиями и разработками, коллективами исследователей, наращивать их качественные характеристики, развивать базу исследований, минимизировать инновационные затраты, остаются «за кадром».

«Инновационный менеджмент» как категория менеджмента и деловая практика пришел в Россию с началом социально-экономической стабилизации в середине нулевых годов и считался тогда «сравнительно новым понятием для научной общественности и предпринимательских кругов»13. Тогда же в России был отмечен «бум новаторства», под которым понимался переход от старых форм к новым формам и методам управления экономикой. В этих условиях «инновационной» деятельностью были «буквально вынуждены» (курсив наш. — Авт.) заниматься все субъекты экономики14. При этом понимание инноваций было весьма своеобразным и вращалось вокруг общих понятий «новый» или «нововведение». Это «простое» понимание не изжито и сегодня.

Категории «инновация» и «инновационная деятельность» в действующем российском законодательстве остаются неопределенными, отсутствует четко законодательно закрепленный объект регулирования, что порождает неясность того, а что, собственно, регулируется, хотя понятие «инновация» и закреплено в постановлениях Правительства РФ.

На рубеже 1990-х — 2000-х годов «инновация» («нововведение») трактовалась как конечный результат инновационной деятельности, реализованный как новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, реализуемый на рынке или применяемый на практи-ке15. В 2005 г. инновационная деятельность стала считаться выполнением работ и (или) оказанием услуг, ориентированных на создание и выпуск принципиально новой или имеющей новые потребительские свойства продукции (товаров, услуг или работ). Сюда вошло создание и внедрение новых либо модернизация действующих способов (технологий) производства, распространения и использования; использование новшеств при выпуске продукции (товаров, работ, услуг) с ощутимой экономией затрат либо созданием условия для этого16.

В этих в целом вполне внешне адекватных определениях есть российская особенность. В них отсутствует акцент на самостоятельной, пионерной разработке новых технологий, продуктов и т.п. Отсюда (вспомним теорию догоняющего развития) под инновацией стали понимать приобретение и установку передового импортного оборудования, на котором и начинается производство нового (для России или регионального, местного рынка) продукта либо оказание соответствующих услуг.

Очевидно, что это не может считаться инновацией, укладываясь в лучшем случае в понятие модернизации. Соответственно и деятельность по управлению данными процессами сложно отнести к инновационному менеджменту, по крайней мере, в его классическом понимании. В то же время страницы журналов, анонсы бизнес-тренеров, учебные программы вузов говорят именно об инновационном менеджменте, оригинальном, подлинном, без его российских особенностей.

В таком виде извращаются цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности, хотя формально все соответствует букве закона, в котором под государственной поддержкой понимается «совокупность мер, принимаемых для формирования необходимых правовых, экономических и организационных ус-

ловий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность»17. В данном случае российский законодатель не видит разницы между собственными, действительно новыми разработками и «простой» технологической модернизацией на базе передового импортного оборудования.

Вопросы охраны прав на результаты деятельности, считающейся инновационной, как и вопросы договорных отношений между субъектами такой деятельности, равно как и между ними и другими участниками инновационного процесса, в целом урегулированы гражданским законодательством.

Новое понимание инноваций как объекта инновационного менеджмента, высказываемое большинством современных авторов, критически относится к «традиционному» взгляду на инновации как на разработку и создание новых технологий и товаров, обращая внимание, что инновация — это не новый продукт сам по себе, а удовлетворение новой (либо по-новому) потребности потребителя (рынка, общества), формирование нового рынка или потребителя18. Такой подход к инновации выводится из сопоставления их источников, их видов и роли в развитии экономики и общества.

Признавая целевым назначением инновационного менеджмента, во-первых, достижение планируемого уровня продуктивности, масштабируемости бизнеса за счет его инновационной части; во-вторых, удовлетворенность, профессиональный и творческий рост сотрудников, занятых в инновационных проектах; в-третьих, достижение общественно значимого результата, главной целью инновационного менеджмента следует назвать достижение стратегического успеха за счет выхода на передовые (по отношению к конкурентам) рыночные позиции. Непрерывный инновационный процесс дает возможность выстраивать последовательность укорачивающихся периодов «голубых океанов»19.

Российские авторы признают «решающее значение» инновационного менеджмента для «дальнейшего успеха любой компании». При этом и «долгосрочная устойчивость» бизнеса также связывается со способностью направить инновационные ресурсы. А есть ли такие ресурсы у российского бизнеса? В конце сентября 2018 г. глава Федеральной антимонопольной службы России И. Артемьев весьма категорично отметил отсталый и полуфеодальный характер российской экономики, где все еще много «малоразвитых регионов», в которых «конкуренцией и не пахнет»20. Мало кто будет спорить

с тем, что инновационное развитие (не говоря уже о «прорывах») все еще находится по большей части в сфере виртуальной реальности. В науке все еще открытым считается вопрос «о том, кто должен заниматься инновациями, предприятия или государство»21. Если нет ясности в этом вопросе, то остальные отпадают сами собой, а «эффективное управление инновационной деятельностью» существует пока лишь в переводной теории, мало соприкасаясь с повседневной практикой.

1 Clark Charles H. Idea Management: How to Motivate Creativity and Innovation. N.Y.: AMACOM, 1980.

2 Kelly P., Kranzburg M. Technological Innovation: A Critical Review of Current Knowledge. San Francisco: San Francisco Press, 1978.

3 Tidd J., Bessant J. Managing Innovation: Integrating Technological, Market and Organizational Change. 4e - first Keith Pavitt (ed.). Chichester: Wiley. 2009.

4 Trott P. Innovation Management and New Product Development. Prentice Hall, 2005.

5 Boutellier R., Gassmann O., von Zedtwitz M. Managing Global Innovation. Berlin: Springer, 2000. P. 30.

6 Trott P. Opt. cit.

7 Rickne A., Laestadius S., Etzkowitz H. Innovation Governance in an Open Economy: Shaping Regional Nodes in a Globalized World. United States and Canada: Routledge, 2012.

8 Wong S. K.S. The role of management involvement in innovation// Management Decision. 2012. № 51(4). P. 709—729.

9 Cулmaнoв И.А. Менеджмент инноваций // URL: http://projectimo.ru/innovatika/innovacionnyj-menedzhment.html

10 Жиц Г.И. Инновационный менеджмент (некоторые рассуждения о том, может ли менеджмент не быть инновационным?) // Инновации. 2009. № 6. С. 102—107.

11 Трифилова АА. Обзор международных событий в мире инноваций // Инновации. 2009. № 2. С. 25—30.

12 Малкина М.Ю. Институциональные ловушки инновационного развития российской экономики // Journal of Institutional Studies. 2011. Вып. 3. № 1.

13 Кутеева М.В. Проблемы инновационного менеджмента в России на переходном этапе // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. № 3. С. 101—103.

14 Там же.

15 Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832).

16 Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Руководство (утв. Председатель Правительства РФ М. Фрадков 5 августа 2005 г. № 2473п-П7).

17 Статья 16.1 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137; 2014. № 52 (ч. I). Ст. 7554.

18 Чечурина М.Н. Новые подходы к инновационному менеджменту // Вестник Мурманского государственного технического университета. 1998. Т. 1. № 1. С. 117—124.

19 Султанов ИА. Указ. соч.

20 Глава ФАС назвал экономику России отсталой и полуфеодальной // Коммерсантъ. 2018. 25 сентября.

21 Тавасиева З.Р., Кочиева О.Т. Инновационный менеджмент в современной России // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79). С. 78—81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.