выход - в инновациях
инновационный менеджмент как механизм
выхода региона из экономического кризиса
_Аннотация
В статье определяется роль инновационного менеджмента и инновационной деятельности при выходе региона из экономического кризиса. Предлагается ряд мероприятий по поддержке формирования и развития инновационной инфраструктуры: анализ состояния экономики региона, деление территории и отрасли по стратегическому значению их для региона, концентрация бюджетных ассигнований на выбранных приоритетах, а также изменение управленческого инструментария в соответствии
с реалиями современной экономики. _
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный менеджмент, экономический кризис, региональная экономика, механизм выхода региона из экономического кризиса, инновационная активность _
В современной экономике инновационные идеи, новые продукты и высокие технологии, а также новейшие стратегические управленческие решения позволяют бизнесу завоевывать конкурентные позиции, обеспечивать его выживание и финансовую устойчивость. При этом стратегия и тактика развития инновационно-производственного сектора, устанавливают новые условия организации и содержания управленческой деятельности. Появляется необходимость формирования и развития специальных форм инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент, осуществляемый на предприятиях в различных отраслях народного хозяйства, должен охватывать все стадии инновационного процесса, начиная с зарождения инновационной идеи, маркетингового исследования инновации и до ее масштабного распространения в народном хозяйстве [4].
Для определения роли и места инновационного менеджмента и инновационной деятельности при выходе региона из экономического кризиса следу-
Дубровская Е.С.
канд. экон. наук,
доцент кафедры
экономической
теории, Казанский
государственный
технический
университет
им. АН.Туполева
региональная экономик
_
од нно
_инновационным
_менеджмент
■должен охватывать
_все стадии
_инновационного
процесса, начиная _с зарождения
инновационной идеи, _маркетингового
_исследования
_
инновации
> ее масштабного распространения Родном хозяйстве
ет сначала провести всесторонний анализ состояния экономики региона. Одной из главных задач такого анализа является определение территорий, отраслей и их производств (видов деятельности), имеющих особо важное значение для социально-экономического развития региона с учетом его экономического и научного потенциала, занятости населения, конкурентоспособности выпускаемой и планируемой к выпуску на внутреннем и внешнем рынках.
По результатам такого анализа необходимо разделить территории и отрасли на имеющие и не имеющие стратегическое значение для региона, что в свою очередь позволит определить основные направления инновационной деятельности и сферы ее приложения.
Либерализация цен вызвала резкий рост материальных затрат, что привело к многократному росту накладных расходов, связанных с обслуживанием исследований [1]. Этот рост сопутствующих затрат практически не дает возможности для вложений средств в обновление экспериментальной базы предприятий и обеспечения стимулирующей роли аботной платы.
тих жестких условиях ограничений финансовых ресурсов стратегическая линия региона заключается в концентрации бюджетных ассигнований на выбранных приоритетах через финансирование исследований по государственным программам и тематическим планам на грантовой основе [3]. Тактические цели заключаются в варьировании процентных соотношений между различными формами планирования НИР, а также между областями науки и техники, различными организациями, регионами России, в расширении практики конкурсного формирования проектов и программ, в сочетании средств государственного бюджета со средствами внебюджетных фондов.
В условиях выхода региона из экономического кризиса на предприятии требуется новый подход к инновационной деятельности со стороны его подразделений. Они должны принять инновационное направление процесса планирования и мыслить категориями создания, приобретения и исследования новых технологий.
ивная экономика, 2010, № 5
Новое мышление необходимо и в области подготовки менеджеров. В переходных условиях в обязанности менеджеров должны входить не только руководство финансами, рынками и продукцией, но и ответственность за инновационную деятельность предприятия.
Механизм управления научно-технической деятельностью предприятий в современных условиях должен отражать:
• особенности специфической связи науки и производства;
• ориентацию научных исследований и разработок на рыночные потребности общества;
• повышение влияния рыночной конъюнктуры на стратегические решения предприятия;
• учет того фактора, что идея нововведения должна возникать на базе новых потребностей, а уже затем - знаний.
Целями инновационного менеджмента на государственном уровне являются: стимулирование инновационной активности и развитие научно-технического потенциала [2].
Политика стимулирования инновационной активности должна проводиться и на федеральном уровне, и на республиканском, и на муниципальном уровне. Основной целью деятельности государственных органов в этой области должно стать создание инновационного климата, который обеспечивал бы благоприятные правовые, экономические и другие условия для становления и развития наукоемких фирм, занятых освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. В ходе осуществления экономических преобразований в регионе проведение инновационной политики становится мощным рычагом преодоления спада в экономике, обеспечения ее структурной перестройки и насыщения рынка разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого сначала следует провести всесторонний анализ состояния экономики региона, по результатам которого необходимо разделить территории и отрасли по их стратегическому значению для региона, а затем необходимо сконцентрировать бюджетные ассигнования на выбранных приоритетах и изменить управленческий инструментарий в соответствии с реалиями региональной экономики.
в условиях выхода региона
из экономического кризиса на
предприятии требуется
новый подход
к инновационной
деятельности
со стороны его подразделений
региональная экономика*
в области
подготовки
менеджеров
новое мышление
необходимо
Литература
1. Гончаренко Е.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика. - М. : Кнорус, 2009. - 352 с.
2. Клавдиенко В. Стимулирование инновационной активности в странах ЕС: национальный и наднациональный аспекты // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 10. - С. 58-69.
3. Мазуренко С. Федеральные программы - инструмент инновационного обновления российской экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 5. - С. 8-15.
4. Макаров В.Л., Варшавский А.Е. Инновационный менеджмент в России: Вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности. - М. : Наука, 2004. - 880 с.
5. Ясин Е. Условия инновационного развития и необходимые институциональные изменения // Проблемы теории и практики управления. - 2007. -№ 7. - С. 8-20.
Dubrovskaya E.S.
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor of Economic Theory, Kazan Tupolev State Technical University
Innovation management as a mechanism to move the region from the economic crisis
Abstract
The article defines the role of innovation management and innovation at the output of the region from the economic crisis. Offered a number of measures to support the formation and development of innovation infrastructure: the analysis of the region's economy, the division of territories and industry by the strategic importance of the region, the concentration of budget allocations for the selected priorities, as well as change management tools in accordance with the realities of the modern economy.
Keywords: innovation, innovation management, the economic crisis, regional economy, an escape mechanism to the region from the economic crisis, innovation activity
ивная экономика, 2010, N 5