Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА'

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феклистов Иван Федорович

Настоящее исследование посвящено инновационному менеджменту качества человеческих ресурсов научно-образовательного комплекса. Аргументируется организация подготовки качественных человеческих ресурсов, начиная с дошкольного образования и школы, участника научно-образовательного комплекса посредством формирования у школьника интереса к труду, получения в дальнейшем современной востребованной обществом профессии при обучении по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования. Цель: формирование эффективной системы инновационной деятельности в организации качества человеческих ресурсов в масштабах всего образования, определяемого достигнутым уровнем и перспективами развития техники и технологий. Выдвижение институциональных условий повышения роли образования, составляющего основу качества развития людских ресурсов. Показать важность повышения уровня развития людских ресурсов - знание, творчество, мастерство. Задачи: ускорение научно-технического прогресса предъявляет особые требования к профилю и содержанию образования, так как современные технологии все в большей мере приобретают комплексный характер, ускоряются темпы обновления оборудования, технологических процессов. При этом быстрая переквалификация требует достаточной общеобразовательной и общетеоретической подготовки кадров. В условиях происходящих изменений в производстве необходимо постоянное переобучение занятого населения. Методология: в настоящем исследовании с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены системы этапов подготовки качества человеческих ресурсов, включая организации дошкольного образования, школы, колледжи, вузы, НИИ, КБ, холдинги и предприятия. Результаты: в результате проведенных исследований, раскрыта важность становления и развития научно-образовательных комплексов, создаваемых на базе высших учебных заведений с участием школ, ПТУ, колледжей, НИИ, КБ, промышленных холдингов и предприятий, в подготовке качественных человеческих ресурсов и эффективного их использования. Выводы: повышение уровня образования и квалификации кадров в решении усложняющихся задач повышения эффективности производства невозможно без опережающей модернизации, особенно высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE QUALITY MANAGEMENT OF HUMAN RESOURCES IN THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMPLEX

The research is devoted to the innovative management of the human resources quality in the scientific and educational complex. Development of high-quality human resources starts with preschool education and school, where a child develops an interest in work, in obtaining a modern profession in the future. The purpose of the study is to form an effective system of innovation activity in developing the quality of human resources throughout educational system. The institutional conditions for increasing the role of education, which forms the basis of the quality of human resources development, are analyzed. Human resources are a factor of economic power and national security of the country. The importance of increasing the level of human resource development, including knowledge, creativity, and skills, is assessed. The acceleration of scientific and technological progress imposes special requirements on the profile and content of education, since modern technologies are increasingly becoming complex, and the pace of updating equipment and technological processes is accelerating. At the same time, rapid retraining requires sufficient general education and general theoretical training of personnel. In the conditions of ongoing changes in production, constant retraining of the employed population is necessary. In this study, using general methods of scientific cognition in various aspects, the systems of stages of human resource development, including preschool education, schools, colleges, universities, research institutes, design bureaus, holdings and enterprises, are considered. As a result of the conducted research, the importance of the formation and development of scientific and educational complexes created on the basis of higher educational institutions with the participation of schools, vocational schools, colleges, research institutes, design bureaus, industrial holdings and enterprises in developing high-quality human resources and their effective use is revealed. Improving the level of staff education and qualification in solving the increasingly complex tasks of increasing production efficiency is impossible without advanced modernization. Thus, higher education requires specific development approach.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 9 • Номер 3 • Март 2022 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

инновационный менеджмент качества человеческих ресурсов научно-образовательного комплекса

Феклистов И.Ф. 1

1 Научно-производственное объединение «Реинжиниринг», Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ:

Настоящее исследование посвящено инновационному менеджменту качества человеческих ресурсов научно-образовательного комплекса. Аргументируется организация подготовки качественных человеческих ресурсов, начиная с дошкольного образования и школы, участника научно-образовательного комплекса посредством формирования у школьника интереса к труду, получения в дальнейшем современной востребованной обществом профессии при обучении по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования. Цель: формирование эффективной системы инновационной деятельности в организации качества человеческих ресурсов в масштабах всего образования, определяемого достигнутым уровнем и перспективами развития техники и технологий. Выдвижение институциональных условий повышения роли образования, составляющего основу качества развития людских ресурсов. Показать важность повышения уровня развития людских ресурсов - знание, творчество, мастерство. Задачи: ускорение научно-технического прогресса предъявляет особые требования к профилю и содержанию образования, так как современные технологии все в большей мере приобретают комплексный характер, ускоряются темпы обновления оборудования, технологических процессов. При этом быстрая переквалификация требует достаточной общеобразовательной и общетеоретической подготовки кадров. В условиях происходящих изменений в производстве необходимо постоянное переобучение занятого населения. Методология: в настоящем исследовании с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены системы этапов подготовки качества человеческих ресурсов, включая организации дошкольного образования, школы, колледжи, вузы, НИИ, КБ, холдинги и предприятия. Результаты: в результате проведенных исследований, раскрыта важность становления и развития научно-образовательных комплексов, создаваемых на базе высших учебных заведений с участием школ, ПТУ, колледжей, НИИ, КБ, промышленных холдингов и предприятий, в подготовке качественных человеческих ресурсов и эффективного их использования. Выводы: повышение уровня образования и квалификации кадров в решении усложняющихся задач повышения эффективности производства невозможно без опережающей модернизации, особенно высшего образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-образовательные комплексы, качество человеческих ресурсов, образование, качество жизни, инновационный менеджмент.

Innovative quality management of human resources in the scientific and educational complex

Feklistov I.F. 1

1 Scientific and Production Association "Reengineering"

Введение

Одна из основных закономерностей развития экономики России, да и в целом мировой экономики, - это взаимосвязь экономического роста и повышения роли сферы образования, что подтверждается увеличением доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, устойчиво развивающейся по мере прогресса общества; роста его производительных сил.

Это, как правило, приводит к увеличению занятости, росту технической оснащенности труда, внедрению все более совершенных технологий, в том числе образовательных.

ABSTRACT:_

The research is devoted to the innovative management of the human resources quality in the scientific and educational complex. Development of high-quality human resources starts with preschool education and school, where a child develops an interest in work, in obtaining a modern profession in the future. The purpose of the study is to form an effective system of innovation activity in developing the quality of human resources throughout educational system. The institutional conditions for increasing the role of education, which forms the basis of the quality of human resources development, are analyzed. Human resources are a factor of economic power and national security of the country. The importance of increasing the level of human resource development, including knowledge, creativity, and skills, is assessed. The acceleration of scientific and technological progress imposes special requirements on the profile and content of education, since modern technologies are increasingly becoming complex, and the pace of updating equipment and technological processes is accelerating. At the same time, rapid retraining requires sufficient general education and general theoretical training of personnel. In the conditions of ongoing changes in production, constant retraining of the employed population is necessary. In this study, using general methods of scientific cognition in various aspects, the systems of stages of human resource development, including preschool education, schools, colleges, universities, research institutes, design bureaus, holdings and enterprises, are considered. As a result of the conducted research, the importance of the formation and development of scientific and educational complexes created on the basis of higher educational institutions with the participation of schools, vocational schools, colleges, research institutes, design bureaus, industrial holdings and enterprises in developing high-quality human resources and their effective use is revealed. Improving the level of staff education and qualification in solving the increasingly complex tasks of increasing production efficiency is impossible without advanced modernization. Thus, higher education requires specific development approach.

KEYWORDS: scientific and educational complex, human resources quality, education, quality of life, innovation management

JEL Classification: J24, i23, 015 Received: 31.01.2022 / Published: 31.03.2022

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Feklistov I.F. (fif19440yandex.ru)

CITATION:_

Feklistov I.F. (2022) Innovatsionnyy menedzhment kachestva chelovecheskikh resursov nauch-no-obrazovatelnogo kompleksa [Innovative quality management of human resources in the scientific and educational complex]. Ekonomika truda. 9. (3). - 623-638. doi: 10.18334/et.9.3.114343

Так, в американской программе Д. Буша «Америка 2000: стратегия развития образования» речь идет о создании совершенно новой системы образования, отвечающей требованиям XXI века, формирования рыночной экономики и строительства сильного, высокотехнологичного государства [6, с. 9] (Баувку, 2021, р. 9).

Резко изменило свое отношение к образованию и руководство Китайской Народной Республики. Так, 18 февраля 1993 года были официально обнародованы «Основы реформы и развития образования в Китае», в которых записано, что тот, кто успешно перестроит образование в соответствии с нуждами XXI века, будет в состоянии удержать доминирующее положение в мировой конкуренции.

В России в конце 90-х годов ХХ века в связи с переходом к рыночной экономике и фактической остановкой производства на многих предприятиях изменилась система ценностей; труд потерял в жизни общества первостепенное значение; была разрушена система профессионального образования рабочих, предприятия не смогли больше инвестировать средства в подготовку и повышение квалификации рабочих кадров [7, с. 14] (Gorвlov, Maksimtsвv, 2014, р. 14).

Поэтому необходимо создание современной системы инновационного менеджмента качества человеческих ресурсов, организация подготовки рабочих кадров с обязательным участием бизнеса.

роль инновационного менеджмента качества человеческих ресурсов

Качество человеческих ресурсов - это совокупность свойств, характеризующих текущее состояние человеческих ресурсов и процесс воспроизводства. Оно определяется адаптивностью человеческих ресурсов к изменению внешних условий, с одной стороны, и воздействием на эти внешние условия с целью их приспособления к своим изменяющимся потребностям - с другой. Одними из количественных измеримых важнейших составляющих качества человеческих ресурсов являются образовательный и квалификационный уровень.

В стратегии инновационного развития России отводится значительная роль динамичному и широкому развитию инновационных процессов организаций, сформированных на основе учреждений высшего образования, являющиеся научно-образовательные комплексами (НОК). НОК интегрируют в себе независимо от источника финансирования и правового статуса научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, лаборатории, научные секторы промышленных, транс-

ОБ АВТОРЕ:_

Феклистов Иван Федорович, научный руководитель, доктор экономических наук, профессор (fif19440yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Феклистов И.Ф. Инновационный менеджмент качества человеческих ресурсов научно-образовательного комплекса // Экономика труда. - 2022. - Том 9. - № 3. - С. 623-638. doi: 10.18334М.9.3.114343

Таблица 1

Источники инвестирования подготовки качественных человеческих ресурсов

Структура НОК Источники инвестирования Доля в общем

объеме средств,

выделенных на

образование

Университет. Школа Средства бизнеса. 60%

Колледж. ПТУ. НИИ. Средства внебюджетных фондов РФ 5%

Конструкторское бюро. Средства (возвратные), привлекаемые 5%

Холдинг. Предприятие. под поручительство Правительства РФ.

Лаборатории. Институт до- Средства федерального бюджета. 20%

полнительного образования, Средства регионального бюджета. 5%

повышение квалификации Средства государственных бюджетных 5%

фондов

Источник: разработано автором.

портных, строительных организаций, а также школ, колледжей, техникумов, профессиональных училищ, организаций дополнительного образования. НОК является важным источником развития и реализацией инноваций, организацией подготовки качественных человеческих ресурсов.

Переход России на путь инновационного развития предполагает не только коренное инновационно-технологическое перевооружение отраслей экономики, но и инновационное образование, поскольку научные знания предстают как непрерывный поток инноваций [7, с. 19] (Gorelov, Maksimtsev, 2014, р. 19).

Увеличение ресурсной привлекательности системы образования и обеспечения хозяйственно-экономической самостоятельности НОК требует внесения поправок в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, налоговое стимулирование юридических лиц, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку [10, с. 97] (Feklistov, 2021, р. 97).

С учетом опыта бизнеса высокоразвитых западных стран, где он является основным источником финансирования подготовки качественных человеческих ресурсов, повышения квалификации, дополнительного образования предлагается разработанная автором (см. табл. 1) новая структура источников инвестирования подготовки кадров начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего образования, послевузовского, подготовки научных кадров, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, а также обучения трудовых кадров, которые оказались безработными.

Школьное образование как основа подготовки качества человеческих ресурсов

По мнению Президента РАН А.М. Сергеева, «в системе среднего образования не хватает мотивированных преподавателей, престиж профессии учителя по-прежнему

низок. А если его не поднять, мы эту гонку за новыми технологиями непременно проиграем... Уровень знаний выпускников падает во всем мире, это не только наша беда. И опять же надо начинать со школы» [2] (Sвrgввv, 2021).

Чтобы сделать образ квалифицированного работника в массовом сознании молодежи более современным и привлекательным, необходимо начинать это с дошкольного образования, а затем в школе. Создать заинтересованность детей в развивающих занятиях, специальных кружках, где формируется первый интерес к творчеству, к изобретательству, к изучению иностранных языков. Здесь основополагающую роль могут сыграть квалифицированные педагогические работники (табл. 2)

Таблица 2

Анализ состояния дошкольного образования в РФ в 2020 г.

ВСЕГО

Количество мест в дошкольных учреждениях на 1000 чел. возрасте 1-6 лет 696

Численность педагогических работников на 1000 чел., чел. 683

из них имеют высшее образование, % 57,7

из них педагогическое образование, % 54,4

Численность педагогических работников, имеющих среднее-профессиональ- 42,3

ное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, %

из них педагогическое образование, % 40,5

Источник: разработано автором по материалам [5, с. 189-190].

Данные анализа (табл. 2) показывают, что недостаточно еще количество мест в дошкольных учреждениях, а также требуется повысить численность педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование.

Анализ состояния начального, основного и общего образования (табл. 3) показывает, что здесь имеются существенные проблемы. Резко снизилась численность обучающихся за последние 10 лет. Незначительно растет численность учителей, имеющих высшее образование. Значительную долю составляет удельный вес женщин в общей численности учителей.

Пока остается проблемой улучшение условий для обучающихся в общеобразовательных школах (табл. 4). Значительным остается показатель сменности в школах, а также проблема в обеспечении электронных средств обучения.

Очень важно школьнику выбрать направление в системе дополнительных общеобразовательных программ, где техническое направление в 2020 г. в школах выбрали всего 16,7% [5, с. 193]

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск объема информации), русского и иностранных языков.

Именно здесь важную роль в улучшении этих показателей сыграет НОК.

Таблица 3

Анализ состояния обучающихся по образовательным программам начального, основного и общего образования

2000/ 2001 2020/ 2021 снижение, в %

Численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и общего образования, тыс. чел. В т.ч. в городах и поселках городского типа 20493 14389 16893 12907 17,6 10,3

Численность обучающихся, получивших аттестацию об основном общем образовании, тыс. чел. 1546 1473 4,7

Численность обучающихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел. 1457 687 52,8

Численность учителей, имеющих высшее образование, % - Из них имеющих педагогическое образование, % Удельный вес женщин в общей численности учителей, % 82,9 78,5 74,3 сэ со со ^о оо 888 -

Источник: разработан автором по материалам [5, с. 193].

Таблица 4

Анализ условий, созданных для обучающихся в общеобразовательных

организациях

2000/2001 2020/2021

Численность обучающихся во вторую и третью смену, тыс. чел 4000 2500

в % от общей численности обучающихся 19,5 14,8

Обеспечение электронных средств обучения в общеобразовательных

организациях:

- число персональных компьютеров, используемых в учебных целях

на 1000 обучающихся/шт. 69 158

- имеющих доступ в интернет/шт. 49 120

Источник: разработано автором по материалам [5, с. 193].

Состояние подготовки и использования кадров среднего профессионального образования

В таблице 5 показано, что в связи с резким сокращением или даже ликвидацией профессионально-технических училищ, техникумов, переходом их в связи с получением аттестации в разряд колледжей у нас в стране резко снизилась численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Данные цифры говорят о том, что резко снизился профессиональный уровень молодых рабочих во всех отраслях экономики, именно здесь позитивную роль сыграют НОК с участием бизнеса, которые могут сформировать группу ускоренной профессиональной подготовки рабочих на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, сферы услуг.

Таблица 5

Анализ состояния подготовки кадров среднего профессионального образования

2000/ 2001 2020/ 2021 снижение, в %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность студентов, обучающихся по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, тыс. чел - на 100 тыс. населения, чел. 1103 115 576 39 47,8 66

Прием на обучение по образовательным программам квалифицированных рабочих, служащих, тыс. чел. 845 214 74,7

Выпуск по образовательным программам квалифицированных рабочих, служащих, тыс. чел 763 142 81,3

Выпуск по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на 10 тыс. чел. занятого населения, чел. 118 20 83,1

Выпуск по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена на 10 тыс. населения, чел. 90 78 13,3

Источник: разработано автором по материалам [5, с. 185, 194].

Таблица 6

Анализ профессиональной подготовки рабочих и специалистов по группам

специальностей в 2020 г.

ВСЕГО (%)

Выпуск квалифицированных рабочих и служащих:

-по профессии техники и технологий строительства 11,6

-информатики и вычислительной техники 4,7

-электроники, радиотехники и систем связи 1,2

-машиностроения 17,5

-экономики и управления 3,8

-сервиса и туризма 7,1

Выпуск специалистов среднего звена по группе специальностей техники и техно-

логий строительства 5,4

-информатики и вычислительной техники 5,4

-информационной безопасности 0,5

-электроники, радиотехники и систем связи 13,4

-машиностроения 3,9

-экономики и управления 12,1

-юриспруденции 9,4

-сервиса и туризма 3,9

Источник: разработано автором по материалам [5, с. 194-198].

Очень важным показателем качества подготовки в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, является использование электронных

средств обучения. За последние годы число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, растет незначительно. Их число на 1000 студентов из года в год остается практически на одном уровне.

Очень важным показателем качества человеческих ресурсов является выпуск квалифицированных рабочих и служащих по укрупненным группам профессий (табл. 6).

Эти данные убедительно говорят о том, что пока остается положение, когда квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по техническим профессиям недостаточно.

Красноречивым показателем качества кадров является численность студентов, принятых на программы подготовки специалистов среднего звена и выпуска специалистов среднего звена по источникам финансирования обучения.

Данные таблицы 7 показывают, одна из главных причин снижения численности подготовки специалистов среднего звена состоит в том, что родители многих людей, желающих учиться, не имеют возможности оплачивать обучение. Здесь главную роль сыграют НОК посредством финансирования промышленных предприятий и бизнеса.

Таблица 7

Источники финансирования подготовки специалистов среднего звена в 2020 г.

ВСЕГО (%)

Численность студентов, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг (в основном на средства родителей) 38,2

Число принятых студентов на платное обучение 44

\Число выпущенных специалистов, обучавшихся по договорам об оказании платных образовательных услуг (в основном на средства родителей) 34,7

Источник: разработано автором по материалам [5, с. 199]. Таблица 8 Анализ образования преподавателей и мастеров производственного обучения в 2020 г.

ВСЕГО (%)

Численность преподавателей, имеющих высшее образование осуществляющих образовательную деятельность по подготовке квалифицированных рабочих и служащих Численность мастеров, имеющих высшее образование, по подготовке квалифицированных рабочих и служащих Численность преподавателей, имеющих высшее образование осуществляющих образовательную деятельность по подготовке специалистов среднего звена Численность мастеров, имеющих высшее образование, по подготовке специалистов среднего звена 90,2 46,1 94,1 52,9

Источник: разработано автором по материалам [5, с. 194].

Важным показателем высокопрофессиональной подготовки рабочих и специалистов среднего звена является уровень высшего образования преподавателей (табл. 8).

В этом важнейшем направлении подготовки качества высокопрофессиональных человеческих ресурсов для работы в промышленности и других отраслях могут сыграть НОК. В их составе находятся бывшие профессионально-технические училища и техникумы, на учебных площадях которых можно организовать ускоренный курс обучения и при этом все финансовые затраты должны взять не родители студентов, а может и должен взять на себя бизнес, которому нужны современные подготовленные кадры. Только тогда резко возрастет численность обучающихся и выпускаемых специалистов среднего звена, так необходимых промышленности, строительству и транспорту.

Роль высшего образования в повышении качества человеческих ресурсов

Многоуровневая система непрерывного образования в области качества человеческих ресурсов должна строиться на основе принципов непрерывности и преемственности процесса образования, интеграции системы высшего и послевузовского образования.

В условиях конкуренции на рынке труда сегодня предпочтение отдается специалисту, имеющему хорошую базовую подготовку и владеющему теорией и практическими приемами решения проблем качества в конкретных условиях производства.

Академик РАН В.В. Окрепилов считает, что системы менеджмента качества по стандартам ИСО серии являются универсальным средством повышения эффективности и качества любого вида деятельности НОК. Сертификаты на систему менеджмента качества имеют сотни тысяч организаций в 159 странах мира. К сожалению, рейтинг России по этому показателю пока не совсем удовлетворительный [3, с. 608] (Okrepilov, 2014, р. 608).

Инновационным менеджментом качества человеческих ресурсов является оценка деятельности НОК по критериям так называемой модели превосходства в бизнесе, используемой при проведении национальных, европейских и региональных конкурсов на соискание премий по качеству.

Так, важной мотивацией повышения качества человеческих ресурсов для НОК стало проведение с 1997 г. Правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области конкурсов по качеству. Участие в этих конкурсах стало и самооценкой качества НОК.

В разные годы победителями в этих конкурсах по качеству стали НОК, созданные на базе Политехнического университета имени Петра Великого, Государственного экономического университета, Университета технологий и дизайна, Морского технического университета и других.

В процессе развития общества система образования регулярно приходит в противоречие с потребностями науки и производства. Переход к новым технологиям,

средствам коммуникации, системам управления людьми и инновационными процессами требует коренных преобразований и в подходах к обучению новым знаниям, что требует постоянного увеличения бюджетных средств в образование. Расходы же консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на образование составили в 2020 году - 4,0% к ВВП. Данный относительный показатель в последние годы практически не растет и даже ниже показателя 2010 г., который составил 4,1%. [5, с. 185]

Возрождение необходимых классических отраслей промышленности (начиная с пищевой) не всегда обеспечено своевременной подготовкой кадров, отсутствуют опыт и практика определения перспективных кадровых потребностей даже на крупных и успешно развивающихся предприятиях негосударственного сектора экономики [10, с. 69] ^Ш^, 2021, р. 69).

Таблица 9

Анализ обучающихся и выпущенных бакалавров, специалистов, магистров

2010/ 2020/ сниже-

2011 г. 2021 г. ние, в %

Численность студентов, обучающихся по программам бакалав-

риата, специалитета, магистратуры, тыс. чел 7050 4049 42,6

Численность обучающихся студентов на 10 тыс. чел. населения,

чел. 493 277 43,8

Принято студентов на обучение в образовательные организа-

ции высшего образования, тыс. чел 1399 1093 30,6

Выпущено бакалавров, специалистов, магистров с высшим

образованием, тыс. чел. 1177 765 34,8

Источник: разработано автором по материалам [5, с. 201].

Таблица 10

Анализ численности профессорского-преподавательского персонала в организациях высшего образования

2010/ 2020/ Сниже-

2011 г. 2021 г. ние, в %

Численность профессорско-преподавательского персонала,

тыс. чел 325 223 31,2

Из них:

- число имеющих ученую степень доктора наук, тыс. чел 40 35 12,5

- кандидатов наук, тыс. чел. 169 129 23,7

- имеющих ученое звание профессора, тыс. чел 33 24 27,3

- имеющих ученое звание доцента, тыс. чел 107 85 20,8

Источник: разработан автором по материалам [5, с. 201].

Важную роль в качестве обучения студентов играют электронные средства обучения. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях на 1000 студентов, за последние 4 года сократилось и составило в 2020 г. - 267 шт., а имеющих доступ к сети Интернет - 251 шт. [5, с. 200]

Проведенный анализ показывает, численность профессорско-преподавательского состава (табл. 10) из года в год сокращается.

Статистические данные выпуска бакалавров, специалистов, магистров образовательными организациями высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки показывают, что по этим важным направлениям за последние три года картина не меняется. К сожалению, не растет численность подготовки математиков, физиков, механиков, специалистов по компьютерным и информационным наукам (табл. 11).

Таблица 11

Анализ выпуска бакалавров, специалистов, магистров в 2020 г.

тыс. чел. %

Выпущено бакалавров, специалистов, магистров по направлению подготовки: -математики и механики

8,1 1,04

-компьютерным и информационным наукам 3,2 0,4

-физики и астрономии 5,2 0,6

-информатике и вычислительной технике 28,2 3,1

- электронике, радиотехнике и системам связи 12,5 1,6

-машиностроение 21,6 2,8

-ядерная энергетика и технологии 1,5 0,2

Источник: разработано автором по материалам [5, с. 202].

В значительной мере качество бакалавров, специалистов, магистров зависит от условий оплаты услуг за полученное образование (табл. 12).

Таблица 12

Анализ платных образовательных услуг в 2020 г.

%

Обучающихся за счет бюджетных ассигнований 55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По договорам об оказании платных образовательных услуг 45

Принято студентов за счет бюджетных ассигнований 52,8

По договорам на оказание платных образовательных услуг 44,9

Выпущено специалистов обучающихся за счет бюджета 52,7

Выпущено специалистов обучающихся по договорам платных услуг 47,3

Источник: разработано автором по материалам [5, с. 204].

Причиной снижения численности обучающихся принятых студентов и выпущенных специалистов в 2020 г. явилось значительное увеличение платы за обучение в вузе при известном снижении доходов населения (родителей выпускников школ). Государство может запретить государственным вузам обучать студентов на платной основе, так как они уже получают все ресурсы из федерального бюджета и при этом

осуществляют прием на обучение на платной основе (деньги родителей - налогоплательщиков), из года в год завышая стоимость оплаты.

Так, в «Российской газете» № 11 (от 19.01.2022) научный руководитель Высшей школы экономики Я. Кузьминов показывает как позитив рост числа абитуриентов поступивших в 2021 году на платное обучение (табл. 13)

Таблица 13

Анализ приема на обучение абитуриентов в государственные вузы в 2021 г.

Всего На бюджет На платной основе % поступивших на платной основе

Высшая школа экономики, чел 6608 2411 4197 63,5

МГУ им. Ломоносова, чел 5789 3835 1954 33,7

РАНХиГС, чел 6059 706 5353 88,3

Источник: разработано автором по материалам [РГ № 11 от 19.01.22].

Студенты-бюджетники в таких престижных государственных вузах учатся в одних группах со студентами, оплатившими обучение из родительских средств. Качество выпускников в таких государственных вузах занижено, так как на практике государственному вузу, получающему громадные внебюджетные средства, выгодно не расставаться со студентом-платником, поэтому требовательность преподавателей к уровню знаний невысокая.

Эти три государственных вуза финансируются напрямую из федерального бюджета, где зарплата профессорского-преподавательского состава вузов очень высокая по сравнению с другими вузами. При этом все ресурсы и оборудование они получают в громадных количествах из федерального бюджета.

Понятно, что эти бесконтрольные внебюджетные средства тратятся в интересах руководства вузов.

По мере ускорения научно-технического прогресса связь между уровнем образования и квалификацией кадрового потенциала страны становится все более тесной. Это обусловлено следующими положениями.

Во-первых, потребность общества в конкретном уровне образования определяется достигнутыми перспективами развития техники и технологии.

Во-вторых, без повышения уровня образования и квалификации кадров в решении усложняющихся задач повышения эффективности производства невозможны научные открытия и их внедрение в производство, а следовательно, и сам научно-технический прогресс.

В-третьих, ускорение научно-технического прогресса предъявляет особые требования к профилю и содержанию образования (например, современные технологии все в большей мере приобретают комплексный характер, ускоряются темпы обновления оборудования, технологических процессов, и для быстрой переквалификации требуется достаточная общеобразовательная и общетеоретическая подготовка кадров).

В-четвертых, развитие общества, науки и техники требует активизации и качественно нового уровня проводимых научно-исследовательских работ, соответствующей высокой квалификационной подготовки исследователей и разработчиков новых конкурентоспособных технологий.

В-пятых, непрерывно происходящие изменения в производстве вызывают необходимость постоянного обучения занятого населения, высокий же уровень образования и квалификации позволяет облегчить этот процесс (не менее важна и переподготовка незанятого населения с целью уменьшения структурной безработицы).

В-шестых, весь ресурсный потенциал общества требует модернизации и инновационных подходов, что без опережающей модернизации, особенно высшего образования, обеспечить невозможно [9, с. 102] (Feklistov, 2004, р. 102).

Роль НОК в повышении занятости, снижения безработицы и профессионального обучения безработных

Темпы роста (снижения) производительности труда напрямую зависят от качества человеческих ресурсов. В 2020 г., впервые за пять лет темпы снижения производительности труда составили 99,6%. Особенно низкий показатель зафиксирован в добыче полезных ископаемых, который составил 92,4%, в транспортировке и хранении -90,2%, в области информации и связи - 99,9%. [5, с. 121].

Численность безработных в России составила в 2020 году - 4 321 тыс. чел., что больше, чем 2019 году, на 710,9 тыс. чел., увеличение в 16,5%. [5, с. 130].

Безработных в возрасте от 20 до 49 лет - 78,8%. [5, с. 130].

Безработные использовали следующие способы поиска работы: обращались в органы службы занятости населения - 32,4%, подавали объявления в СМИ, интернет, отклик на объявления - 54,0%, обращались к друзьям, родственникам, знакомым -69,6%, непосредственно обращались к администрации (работодателю) - 32,4% [5, с. 131].

Структура безработных по продолжительности поиска работы показывает: ищут работу до трех месяцев - 1564 тыс. чел. (36,2%), от трех до шести месяцев - 1028 тыс. чел. (23,8%), от шести до двенадцати месяцев - 931,1 тыс. чел. (21,1%), двенадцать месяцев и более - 812 тыс. чел. (18,8%). Среднее время поиска работы у безработных составило 6,3 месяца [5, с. 132].

В решении этой важнейшей проблемы более эффективно могут помогать государственные службы занятости населения. Кроме информации они могут организовывать обучение новым профессиям, повышение квалификации безработных посредством договоров организаций бизнеса на их средства на базе НОК.

Сегодня много нерешенных проблем с качеством человеческих ресурсов из числа гастарбайтеров, работающих в разных сферах производства России.

В статье 4 федерального закона «О саморегулируемых организациях» (№ 315-ФЗ от 01.12.2007) записано: «К числу требований саморегулируемых организаций (СРО)

относятся наличие стандартов и правил предпринимательской деятельности, обязательных для выполнения всех требований СРО. Стандарты и правила СРО должны устанавливать запрет на осуществление членами СРО в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции» [1].

На предприятиях строительного комплекса требования закона о СРО никак не влияют на уровень профессионализма значительной части рабочих и качество работ. На практике строительная организация (юридическое лицо) получает допуск (лицензию) на проведение строительных работ при условии, если организация предъявляет СРО три-пять человек, работающих в ней и имеющих высшее профессиональное строительное образование. И организация получает этот допуск. При этом никак не учитывается то обстоятельство, что в этой организации работают несколько сотен рабочих (гастарбайтеров) из стран СНГ, которые не имеют профессионального образования и никакого опыта работы в строительстве. Ведь по статистике более миллиона таких гастарбайтеров ежегодно работают на стройках нашей страны.

По мнению профессора И.А. Максимцева, «за последние годы существенно снизился профессионально квалификационный уровень рабочих, упала трудовая и производственная дисциплина и др. Поэтому неслучайно во всех крупных техногенных катастрофах последних лет одной из главных причин случившегося, отмечаемых правительственными комиссиями, является недостаточный учет человеческого фактора» [7, с. 14] ^^Ы, Maksimtsev, 2014, р. 14).

Статья 6 закона о СРО гласит, что одна из основных функций права и обязанностей СРО - это организовать правильное обучение, аттестацию членов СРО или сертификацию произведенных членами СРО товаров, работ, услуг.

Подготовку профессиональных рабочих-строителей из числа гастарбайтеров можно осуществить на имеющихся учебных площадках НОК, в которые входят колледжи, техникумы, профессионально-технические училища и институты дополнительного образования. Обязательную учебу должен организовать СРО по договору с НОК. В соответствии со ст. 12 Закона СРО имеет право на перечисление средств за обучение от организаций, получивших допуск (лицензию) на проведение строительных работ. Все это, несомненно, повысит профессиональный уровень и качество работ миллионов рабочих, не имеющих профессию, и не только гастарбайтеров, но и тех, кто работает на стройках.

Это относится не только к сфере строительства, где значительная часть рабочих не имеет какой-либо профессии, но и в промышленности, транспорте, в сфере услуг, где также работает многочисленная армия гастарбайтеров.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Конкуренция стран в экономической области все больше сводится в современных условиях рыночного хозяйства к конкуренции в области науки и

техники и, как следствие, к конкуренции в области подготовки и организации использования квалифицированных кадров.

Заключение

Инновационный менеджмент качества человеческих ресурсов определяется как совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами. Стремительное развитие высоких технологий, рост уровня технической оснащенности производств, обеспечение высоких темпов развития науки и техники обусловлены необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства и сферы услуг, требуют наличия квалифицированных специалистов и соответствующей системы их подготовки. В этом решающую роль сыграют научно-образовательные комплексы. Они могут обеспечить повышение качества образования, вовлечение в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов и специалистов; адаптацию образовательных учреждений и выпускников к социально-экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда; повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов образовательных, научных, конструкторских, производственных, инновационных, социальных и других структурных подразделений, а также учреждений, организаций и предприятий, входящих в научно-образовательный комплекс. Современные технологии, ускоряющиеся темпы обновления оборудования, технологических процессов требуют быстрой переквалификации, а значит, достаточной общеобразовательной и общетеоретической подготовки кадров.

ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (№ 315-Ф3 от 11.12.2007)

2. Сергеев А.М. Делать шоу-не наша профессия. АиФ. [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/society/science/shou_-_ne_nasha_professiya_prezident_ran_o_tom_chto_ meshaet_nauke_v_rossii.

3. Окрепилов В.В. Развитие науки о качестве. / Избранные труды. - СПб.: Изд-во Политехнического университета им. Петра Великого, 2014. - 869 c.

4. Горелов Н.А., Максимцев И.А. и др. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). / Учебник. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. - 456 c.

5. Российский статистический ежегодник 2021. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2021. - 692 c.

6. Савельев А.Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. - М.: НИИ ВО, 2021. - 120 c.

7. Горелов Н.А., Максимцев И.А. Управление человеческими ресурсами. / 2-е изд. переработанное и дополненное. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 526 c.

8. Феклистов И.Ф. Программа инновационного развития научно -образовательного

комплекса: качество ресурсов - качество образования, научных исследований и разработок. Методология и методы. / Монография. - СПб.: Политехника-Сервис, 2020. - 387 с.

9. Феклистов И.Ф. Инновационное управление качеством ресурсов вузов: Методология

и методы. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. - 228 с.

10. Феклистов И.Ф. Инновационный менеджмент научно-образовательного комплекса. Методология и методы. / Монография. - СПб.: Политехника - Сервис, 2021. -482 с.

REFERENCES:

Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik 2021 [Russian Statistical Yearbook 2021] (2021).

M.: Rosstat. (in Russian). Feklistov I.F. (2004). Innovatsionnoe upravlenie kachestvom resursov vuzov: Metodologiya i metody [Innovative quality management of university resources: Methodology and methods] SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. (in Russian). Feklistov I.F. (2020). Programma innovatsionnogo razvitiya nauchno -obrazovatelnogo kompleksa: kachestvo resursov - kachestvo obrazovaniya, nauchnyh issledovaniy i razrabotok. Metodologiya i metody [The program of innovative development of the scientific and educational complex: the quality of resources - the quality of education, research and development. Methodology and methods] SPb.: Politekhnika - Servis. (in Russian).

Feklistov I.F. (2021). Innovatsionnyy menedzhment nauchno-obrazovatelnogo kompleksa. Metodologiya i metody [Innovative management of the scientific and educational complex. Methodology and methods] SPb.: Politekhnika - Servis. (in Russian). Gorelov N.A., Maksimtsev I.A. (2014). Upravlenie chelovecheskimi resursami [Human

resource management] M.: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian). Gorelov N.A., Maksimtsev I.A. i dr. (2010). Osnovy naukoemkoy ekonomiki (Znaniya-Kreativnost-Innovatsii) [Fundamentals of Knowledge-intensive Economy (Knowledge-Creativity-Innovation)] M.: Izdatelstvo «Kreativnaya ekonomika». (in Russian).

Okrepilov V.V. (2014). Razvitie nauki o kachestve [Development of quality science]

SPb.: Izd-vo Politekhnicheskogo universiteta im. Petra Velikogo. (in Russian). Savelev A.Ya. (2021). Vysshee obrazovanie: sostoyanie iproblemy razvitiya [Higher education: the state and problems of development] M.: NII VO. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.