Научная статья на тему 'Инновационный механизм управления экономикой предприятия'

Инновационный механизм управления экономикой предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давиденко Л. М.

Состояние вопроса: Целью исследования является выявление особенностей управления предприятием в условиях вызовов цифровой экономики и технологического бума. Проанализированы современные подходы в области управления инновационной деятельностью на основе интеграции технологий, стимулирования процесса генерации идей и формирования экосистемы партнерства в бизнесе. Показано, что за технологическими инновациями стоят перспективные направления развития отраслей обрабатывающей промышленности. Материалы и методы: Исследование основано на использовании открытых источников и официальных сайтов, базируется на действенности основных принципов экономики знаний и приемах технологической интеграции, как признанных особенно эффективными в управлении интегрированными хозяйственными структурами. Результаты: Раскрыты теоретические подходы в области формирования инновационного механизма управления предприятием. Проанализированы логические звенья развития информационного общества, как предпосылки перехода предприятий на новый уровень технологического развития. Показано, что экономика знаний и процесс генерации идей могут служить фундаментом для развития отечественных предприятий в период реализации глобальных проектов Индустрии 4.0. Выводы: Инновационный механизм управления экономикой представляет собой совокупность инструментов, категорий и принципов, на основе которых современное предприятие получает импульс к технологическому прорыву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный механизм управления экономикой предприятия»

IV. Экономика, социальные аспекты,

культура в странах региона

Для цитирования: Давиденко Л.М. Инновационный механизм управления экономикой предприятия // [Электронный ресурс] URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2019/1/articles/4_1.pdf

DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2019.01.022

УДК 334.758.2/6

JEL Classification: G34, L4, F15

Инновационный механизм управления экономикой предприятия

Л.М. Давиденко

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан

E-mail: [email protected]

Введение

Исследование вопросов эффективной экономики находится на главных позициях научных изысканий по всему миру. Однако, многочисленные аспекты освоения производственных ресурсов, углубления технологических процессов на предприятиях отраслей промышленности остаются не до конца раскрытыми и нуждаются в систематизации факторов экономического роста в условиях ограниченности ресурсов. В связи с этим представляется важным структурировать механизм управления экономикой предприятия по направлениям: экономический блок, инвестиционный блок, инновационный блок. Экономическое направление призвано регулировать затраты и ресурсное обеспечение производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Инвестиционная составляющая механизма управления экономикой предприятия состоит в регулировании инвестиционного потока, в том числе привлечение источников в виде государственных грантов и субсидий. Инновационная составляющая располагается в плоскости технологической интеграции, формирования экосистемы партнерства в бизнесе, как способа взаимовыгодного сотрудничества путем расширения ресурсных возможностей и обеспечения конкурентных преимуществ в условиях неопределенности внешней среды. Действия такого механизма ориентированы на цифровую экономику, что особенно важно в настоящее время для достижения технологического прорыва.

1. Экономика знаний и генерация идей

Инновационная экономика направлена на формирование информационного цифрового общества. Ученые, в числе которых Мануэль Кастельс, Джон Нейсбитт, Элвин Тоффлер, Лейф Эдвинссон и Майкл Мэлоун,

«Grand Altai Research & Education»

156

сошлись во мнении, что макроэкономика развивается в определенной зависимости от информации и уровня экономики знаний (рис. 1).

Первая волна - неолитическая революция, BO3EÏHKH0BCIÎJIC сельского хозяйства, связана с производством пищи [4]

10000 лет назад

Вторая волна - промышленная революция или переход от ремесленного произволегва к собственно промышленному производству [4]

Третья волна - кибернетическая революция, распространение во всех сферах человеческой деятельности электроники и компьютеров, космос н космические технологии, новая биология, генная инженерия и биохимия [41

начало 60-е - 70-с гг. XX в.

Новая волна - технологическая интеграция, промышленная роботизация, цифровой банкинг, «умные» производственные системы, «s m ait» -устройства, беспилотный транспорт [5]

конец XX в. - начало XXI в.

Рис. 1 — Этапы развития информационного общества (автор по [1-5]) Figure 1 — Stages of development of the information society (author on [1-5])

В основе инноваций лежит институт экономики знаний, прежде всего, новые способы их обработки, хранения и генерации. Знание — это «полученная определённым способом и упорядоченная некоторым образом информация, которая с различной степенью достоверности и объективности отражает в сознании человека те или иные свойства существующей действительности» [1]. Принято выделять компоненты предоставления интеллектуальных услуг (рис. 2).

социальным капитал

ментальный капитал

с

структурны» капитал

7

7

информационный капитал

институциональный капитал технологический капитал человеческий капитал финансовый Капитал природно-ресурсный капитал культурно-нравственный капитал

\

JE

инновационным капитал

Л

интеллектуальный капитал

рыночным капитал

организационный капитал

Рис. 2 — Компоненты капитала в области интеллектуальных услуг

(автор по [5])

Figure 2 — The components of the capital of the corporation of intellectual services

(author on [5])

Таким образом, в информационном обществе формируется набор необходимых компетенций, без которых организация производственно-хозяйственной деятельности предприятий не представляется возможной, в частности:

1) управление процессом коммуникации в форме установленных информационных сообщений;

2) переработка, анализ и синтез полученной информации;

3) идентификация и конструирование понятий, выяснение и фиксация их смысла и установление отношений между ними;

4) глубокая аналитика связанных технологических процессов;

5) высокая скорость прямого и обратного потоков информации на всех уровнях иерархической структуры организации.

Постепенно происходит смена и усложнение понятия «знания», которое приобретает собственную область исследования и процесс генерирования в форме новых идей (рис. 3).

Знание - избирательная, упорядоченная, определенным способом полученная, в соответствии с какими-либо критериями оформленная информация, которая имеет важное социальное значение

Джозеф Алоиз Шумпетер (Joseph Alois Schumpeter)

TL

Теория экономического развития (1912).

2. Бизнес - циклы: теоретический, исторический и статистический анализ капиталистического процесса, в 2-х т. (1939).

3. Капитализм, социализм и демократия (1942).

4. Десять великих экономистов (1951),

5. Шумпетер Элизабет. История экономического анализа (History of Economic Analysis, 1954).

Л

Л

Знание - необходимая людям информация, используемая ими по определенным правилам, в соответствии с определенными процедурами и с учетом отношений людей к информации

Фриц Махлуп (нем. Fritz Machlup)

Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М: Прогресс, 1966. - 462 с. («Производство и распространение знаний в США» (1962).

2. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие // Вехи экономической мысли Т.2. Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина - СПб.: Экономическая школа, 2000 - С.73 - 93 - 534 с. (англ. Theories of the Firm: Marginalist, Behavioral, Managerial, 1967),

3. Теория иностранной валюты (1939 - 1940).

4. Проблема проверки в экономике (1955).

5. История мысли об экономической интеграции (1977).

=4

Знание - целостная и систематизированная совокупность информации о закономерностях природы и общества, которая накапливается человечеством в процессе активной преобразующей деятельности

IL

Питер Фердишнд Друкер (нем. Peter Ferdinand Drucker)

Ti

y

The Practice of Management (1954). Русскоязычное издание: Практика менеджмента. - M.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015.

2. The Origins of Totalitarianism (1939).

3. The Future of Industrial Man (1942).

4. Managing Time for a Great Change (1995)

5. Concept of the Corporation (1945).

Л

Л

Рис. 3 — Термин «знание» в трудах ученых (автор) Figure 3 — The term «knowledge» in the writings of scientists (author)

Влияние промышленной революции оказало прямое воздействие на становление цифровой экономики, которая смогла объединить преимущества последних цифровых разработок и инновационный подход к зарождению и продвижению идей, технологий в современном обществе (рис. 4).

--■-

Определение сущности цифровой экономики и экономики знаний

Экономика Интернета, построенная на открытых стандартах и платформах, агрегирующих и повышающих ценность больших объёмов данных В1§Оа1а (С. Алимбеков)

Новое качество экономики, позволяющее ввести в научный оборот более широкое понятие «электронно-цифровая (информационная) нейро-сетевая экономическая система» (С. Дятлов)

Рынки на основе цифровых технологий, которые облегчают торговлю товарами и услугами с помощью электронной коммерции в Интернете (Т. Ефернна)

Виртуальная среда, дополняющая нашу реальность (В. Иванов, член-корр. РАН)

Экономика, основанная на цифровых технологиях или производство с использованием цифровых технологий (Р. Мещеряков, д. т. н.)

Принцип образования на всю жизнь становится потребностью, нормой. Казахстанское законодательство должно поощрять предпринимателей, стимулировать научные исследования, разработки и внедрение новых технологий (Н. А. Назарбаев)

Основа, которая позволяет создать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми, а, следовательно, задаёт новую парадигму развития государства, экономики и всего общества (В. В. Путин)

Киберфизическая система взаимодействия между виртуальной и реальной частями мира (И. Ужинский)

Экономическая модель, в которой претерпевают кардинальную трансформацию рыночные бизнес-модели, модель формирования добавочной стоимости, сокращается значение посредников всех уровней (А. Энговатова)

Рис. 4 — Понятие цифровой экономики и экономики знаний (автор по [6, С.28-29]) Figure 4 — The concept of digital economy and knowledge economy (author of [6, pp. 28-29])

В качестве инновационного механизма функционирования современного предприятия выступает не только экономика знаний, но и процесс генерации бизнес-идей. Для зарождения и развития идеи, которую можно использовать в

качестве рационализаторского предложения или совершенно нового продукта / услуги важно умело использовать зарекомендовавшие себя методы генерации бизнес-идей (рис. 5).

метод «от обратного» заключается в перестановке, метод инверсии Н г _г ^

перевороте установок с целью научиться более гибко

мыслить, создавать оригинальные идеи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5 — Методы генерации бизнес-идей (автор по [7-11]) Figure 5 — Methods for generating business ideas (author of [7-11])

Практика показывает, что экономика инноваций строится на индивидуальном и групповом подходах к организации производственного, научно-исследовательского процесса [13]. Для предприятий в зависимости от их размера характерно наличие проектных подразделений, за которыми закрепляются процессы разработки и реализации универсальных предложений, относящихся к предприятию в целом, его подсистем и структурных подразделений. Зачастую на период реализации проектов образуются, а затем трансформируются проектные группы [14-16].

В небольших фирмах идеи могут служить началом совершенно новых видов деятельности, не обязательно напрямую связанных с традиционными сферами [17-20]. Для воплощения таких идей в жизнь используется собственный арсенал и государственные программы, участие в которых необходимо научно обосновывать, в том числе документами, содержащими бюджеты всех видов деятельности предприятий. Успех среди разработчиков и генерации идей, получила схема «Бизнес-модель», которую можно легко адаптировать к любой бизнес-идее, в том числе в области разработки технологических инноваций (рис. 6).

8. Ключевые 7. Ключевые 2. Ключевые 4. 1, Сегменты

пиртнеры действия ценности Взаимоотношения потребителей

Кто наши Какие проблемы с клиентами

ключевые Какие ключевые клиента мы Для кого мы

партнеры? действия нам решаем? Какие отношения с работаем?

НИМ, необходимы? Что ценного в каждым из клиентов?

госструктуры. (для начала работы, нашем Насколько они Структурные.

проектные для каналов сбыта, для предложении? интегрированы? подразделения

институты отношений с Какие услуги мы Прямое или интегри

Ключевые клиентами, получения можем взаимодействи е рованные

поставщики? Разработчики и учета доходов) предложить хозяйственные

6. Ключевые каждому из 3. Каналы структуры

коми ьютерн ых сегментов

программ, ресурсы потребителей? Через какие каналы

структурные подразделения Какие ключевые ресурсы нужны для Техпола гические клиенты получают наши ценности?

Какие ключевые создания ключевых ценностей? инновации путем Какие каналы

ресурсы мы от них научно- наиболее

получаем? Каналы исследователь эффективны?

Какие действия они распространения ского

для нас Отношения с консалтинга, Прямая и обратная

пр ед пр ии и мают? ПрограАшно- клиентами. Потоки доходов инжиниринга связь между

техническое Человеческий капитал, центрами затрат и

обеспечение технологии, инвестиции прибыли

9, Структура расходов 5. Потоки доходов

Каковы наиболее важные затраты, связанные с бизнее-

моделью? За что готовы платить наши клиенты?

Какие ключевые ресурсы являются самыми дорогими? Инновационное предложение, прототип

Внедрение технологических инновации За что они платят сейчас?

Какие основные действия являются самыми дорогими? Обслуживание технологического процесса

Проектирование и разработка ПСД, поиск источников За что еще готовы платить?

финансирования Инновационное предложение

Рис. 6 — Холст бизнес-модели (от англ. Business model canvas) (по [21, 22]) Figure 6 — Canvas business models (from the English. Business model canvas)

(by source [21, 22])

В целом генерация идей и их реализация процесс непредсказуемый, носит в большей степени творческий характер. Руководители предприятий в обязательном порядке должны учитывать эту специфику и тщательно продумывать программу мотивации сотрудников к рационализаторству.

2. Экосистема и партнерство в бизнесе

Бизнес-партнерство представляет собой способ организации деятельности на основе сотрудничества. Целевое содержание экосистемы бизнеса представлено на рис. 7.

Экосистема предприятия

создание корпоративных структур по степени интеграции: концерн, трест, синдикат, консорциум, ассоциация

организационные формы стратегического бизнес - партнерства: международные стратегические альянсы, межфирменные сети

контролирующие собственники, менеджмент -носители

определяют системообразующие элементы бизнеса, организационную, финансовую структуры, миссию и стратегию

акционеры и кредиторы - поставщики финансового капитала, «сырья» для всех остальных видов капитала

характеризуется структурой инвестированного капитала, средневзвешенной стоимостью \VACC, рентабельностью, устойчивым

темпом роста

потребители - носители рыночной компоненты социально - репутационного капитала

г^

обеспечивают приток денежных ресурсов и финансовое благополучие компании, характеристиками являются индекс лояльности покупателей, стоимость бренда, показатели концентрации покупателей, объем и динамика

продаж, рыночная доля V_У

конкуренты, влияющие на социально - репутационныи капитал компании (рыночная компонента)

характеристиками являются индикаторы взаимодеиствия с конкурентами, рыночная доля конкурентов

государство

Рис. 7 — Экосистема предприятия (автор по [23-25]) Figure 7 — Enterprise Ecosystem (author by [23-25])

3. Технологическая интеграция и технологические инновации

Технологическая интеграция способствует росту эффективности взаимосвязанных бизнес-процессов на предприятии. Анализ результатов

технологической интеграции в виде оценки действующей модели бизнеса, добавленной стоимости, синергетического эффекта включает в себя оценку достигнутых результатов развития технологической интеграции. В свою очередь технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности (рис. 8).

Технологические инновации

новые / усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке новые / усовершенствованные процессы или способы производства (передачи) услуг, используемые в практической деятельности

!!! считаются осуществленными в том случае, если они будут внедрены на рынке пли в производственном процессе

различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и

процессные

продуктовые

процессные

новые (радикальные)

наличие области применения, функциональные характеристики, свойства, конструктивные или

использованные материалы и компоненты, отличающиеся от ранее выпущенных продуктов; основаны на принципиально новых технологиях

технологическое усовершенствование

существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были явно улучшены за счет использования более эффекгивных компонентов и материалов, используемых в одной или нескольких технических подсистемах (для комплексной продукции)

освоение технологических или новых усовершенствованных методов, включая методы передачи продуктов

повышение эффективности производства или передачи существующей на предприятии продукции, которая может быть предназначена для производства и поставки технологически принципиально новых или усовершенствованн ых продуктов

M

внедрение принципиально новых

услуг, совершенствование существующих услуг, добавление новых функций или характеристик, значительное улучшение возможностей пользователей

Рис. 8 — Сущность технологических инноваций (автор) Figure 8 — The essence of technological innovation (author)

Заключение

Хронология экономической мысли в области построения эффективных экономических отношений между предприятиями, государством,

финансовыми структурами показывает, что мероприятия по научным изысканиям в области технологических инноваций играют важнейшую роль в реализации инновационной стратегии отдельных предприятий и преодолении технологического отставания отечественного промышленного комплекса от мировых лидеров.

Оптимизация бизнес-процессов строится на функционально-логической связи между количественными и качественными параметрами ресурсного обеспечения (человеческий капитал, основные и оборотные производственные фонды, фонды обращения, капитальные вложения). Эффективным инструментарием реализации программ развития предприятий в этом направлении выступает технологическая интеграция.

Использование приемов технологической интеграции в сочетании с элементами экономики знаний и интеллектуального капитала открывают перспективы роста промышленности в рамках проектов Индустрии 4.0.

Список литературы

1. Пяткин В. В., Колчин А. И. От информационного общества к цифровой экономике или к экономике знаний? // Вестник современных исследований. — Издательство: Соловьёв Вадим Анатольевич. — 2018. — №7.1 (22). — С.244-246.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. The Coming of Post-Industrial Society — N.Y., 1973 г.

3. Александров А. В., Дмитриев Т. А. Дэниел Белл / Гуманитарная энциклопедия: Персоналии [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2019. — URL: https ://gtmarket.ru/personnel s/daniel-bell.

4. Тоффлер Элвин. Третья волна. — М.: ООО ACT, 2004. — 784 С.

5. Зубенко Н. В., Ланская Д. В. Цифровая экономика как комплементарная часть экономики знаний // Проблемы общества и экономики, основанных на знании: инновации и неоиндустриализация: сборник научных статей молодых исследователей / Научный редактор В. В. Ермоленко. — Издательство: Кубанский государственный университет (Краснодар). — 2018. — С. 139-147.

6. Экономика знаний и роль человеческого капитала в ее формировании: монография / Е. Н. Чижова и др.; под ред. проф. Е. Н. Чижовой. — Изд-во: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова (Белгород), 2017. — 296 С.— ISBN 978-5361-00589-5.

7. Баркалов С.А., Баркалов Н. Н., Кудаева Е. А. Методы креативного решения проблем и генерации идей // Управление строительством. — Издательство: Воронежский государственный технический университет (Воронеж), 2017. — №1 (9). — С. 103-109. — ISSN: 2587-5701.

8. Грицкевич О. В., Ушакова Е. О. Опыт проведения деловых игр в форме коллективной генерации идей у студентов направления «Инноватика» // Актуальные вопросы образования. — Издательство: Сибирский государственный университет геосистем и технологий (Новосибирск). — 2018. — С.101-104.

9. Панферов В. П. Сравнение методов генерации и оценки идей в целях управления человеческим капиталом инновационно-ориентированного предприятия // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: экономические науки. — 2019 — №1 (19). — С. 139-142.

10. Голубчикова М. Г., Харченко С.А. Способность к диалогу и генерации новых идей как результат развития учебной самостоятельности студентов в процессе кластерного

Наука и образование Большого Алтая»

165

взаимодействия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — Издательство: Омская гуманитарная академия (Омск). — 2018. — №4 (34). — С.115-121. — ISSN: 1998-5320eISSN: 2587-943X.

11. Мандель Б. Мозговой штурм: в ожидании перезагрузки? // Ректор ВУЗа. — Издательство: Издательский дом «Панорама» (Москва). — 2015. — №12. — С.38-49. — ISSN: 2074-9616.

12. Давиденко Л. М. Технологическая интеграция в обрабатывающей промышленности в условиях цифровой экономики: монография, Л. М. Давиденко. — Павлодар: Инновац. Евраз. ун-т, 2019. — 216 С.— ISBN: 978-601-7902-53-7.

13. Цыренов Д. Д. Экономическая сущность и природа знания в экономике знаний // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — Издательство: Белгородский университет кооперации, экономики и права (Белгород). — 2014. — №2 (50). — С.389-397. — ISSN: 2223-5639.

14. Давиденко Л. М. Цифровая трансформация экономики промышленного комплекса [Электронный ресурс] / Л. М. Давиденко // Grand Altai Research & Education // Nauka i obrazovanie Bol'sogo Altaâ: сетевое издание». — 2018. — Выпуск 2 (9). — С.13-19. — URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2018/2/articles/1_2.pdf. — DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2018.02.02.

15. Миллер А. Е., Давиденко Л. М. Переход к интеллектуальным производственным технологиям: проблемы и пути их решения // Омские научные чтения — 2018 [Электронный ресурс]: материалы Второй Всероссийской научной конференции (Омск, 10-15 декабря 2018 г.) / [редкол.: Т. Ф. Ящук и др.]. — Электрон. текстовые дан. — Омск: Изд-во О м. гос. ун-та, 2018. — С.1191. — С.975-977. — 1 электрон. опт. дис к (CD-ROM); 12 см. — ISBN 978-5-7779-2339-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Миллер Н. В., Давиденко Л. М. Новая индустриальная платформа промышленных компаний: условия развития // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин [Текст]: материалы II Международного научного форума, 6-7 декабря 2018 г. — Выпуск 1 / Государственный университет управления. — М.: Издательский дом ГУУ, 2018. — 390 С. — С.206-215. — ISBN 978-5-215-03115-5.

17. Толкачев А. Н. Креативные способы генерации идей в менеджменте // Бизнес и дизайн ревю. — Издательство: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт бизнеса и дизайна» (Москва). -2016. — №3 (3). — С.8. — eISSN: 2541-9951.

18. Сулеева Д. А. Положительное влияние кризиса на инновационный процесс // Наука и инновационные технологии. — Издательство: Международный университет инновационных технологий (Бишкек), 2018. — №9 (9). — С.148-151. — ISSN: 1694-7762.

19. Андреева К. В. Функции знаний в экономике знаний // Евразийский союз ученых. — Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Международный Образовательный Центр» (Москва). — 2015. — С. 15-17. — ISSN: 2411-6467.

20. Кузнецов С.В., Миллер А. Е., Давиденко Л. М. Перспективы развития технологической интеграции: региональный аспект // Проблемы прогнозирования, 2019. — №1 (172). — С.23-32.

21. Osterwalder Alexander & Pigneur Yves. The Business Model Generation. A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers — Published by John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey. — Published simultaneously in Canada. — ISBN 978-0470-87641-1.

22. Официальный сайт компании «Strategyzer» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.strategyzer.com/.

23. Миллер А. Е., Миллер М. А., Давиденко Л. М. Развитие экосистемы технологической интеграции хозяйственных структур на основе цифровизации // Вестник Сургутского

государственного университета. — 2019. — Выпуск 1 (23). — С.96-105. — ISSN 23123419.

24. Когденко В. Г., Мельник М. В. Современные тенденции в бизнес-анализе: исследование экосистемы компании, анализ информационной составляющей бизнес-модели, оценка возможностей роста // Экономический анализ: теория и практика. — Издательство: ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» (Москва), 2017. — Том 16. — №10 (469). — С.1878-1897. — DOI: 10.24891 / ea.16.10.1878.

25. Власова М. С. Организационно-экономический механизм вовлечения субъектов малого бизнеса в программах развития инновационных экосистем // Петербургский экономический журнал. — Изд-во: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (Санкт-Петербург). — 2018. — №3. — С.53-59. — ISSN: 2307-5368.

References

1. Pyatkin V. V., Kolchin A. I. Ot informatsionnogo obshchestva k tsifrovoy ekonomike ili k ekonomike znaniy? // Vestnik sovremennykh issledovaniy. — Izdatelstvo: Solovyev Vadim Anatolyevich. — 2018. — №7.1 (22). — S. 244-246.

2. Bell D. Gryadushcheye postindustrialnoye obshchestvo. The Coming of Post-Industrial Society

— N.Y. — 1973 g.

3. Aleksandrov A. V., Dmitriyev T. A. Deniyel Bell / Gumanitarnaya entsiklopediya: Personalii [Elektronnyy resurs] // Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy. 2006-2019. — URL: https://gtmarket.ru/personnels/daniel-bell.

4. Toffler Elvin. Tretia volna. — M.: OOO ACT. 2004. — 784 s.

5. Zubenko N.V., Lanskaya D.V. Tsifrovaya ekonomika kak komplementarnaya chast ekonomiki znaniy // Problemy obshchestva i ekonomiki. osnovannykh na znanii: innovatsii i neoindustrializatsiya: sbornik nauchnykh statey molodykh issledovateley / Nauchnyy redaktor V.V. Ermolenko. — Izd-vo: Kubanskiy gosudarstvennyy universitet (Krasnodar). — 2018. S. 139-147.

6. Ekonomika znaniy i rol chelovecheskogo kapitala v eye formirovanii: monografiya / E. N. Chizhova i dr.; pod red. prof. E. N. Chizhovoy. — Izd-vo: Belgorodskiy gosudarstvennyy tekhnologicheskiy universitet im. V. G. Shukhova (Belgorod). 2017. — 296 s.

7. Barkalov S. A., Barkalov N. N., Kudayeva E. A. Metody kreativnogo resheniya problem i generatsii idey // Upravleniye stroitelstvom. — Izdatelstvo: Voronezhskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet (Voronezh). 2017. — №1 (9). — S. 103 — 109.

8. Gritskevich O. V., Ushakova E. O. Opyt provedeniya delovykh igr v forme kollektivnoy generatsii idey u studentov napravleniya «Innovatika» // Aktualnyye voprosy obrazovaniya. — Izd-vo: Sibirskiy gosudarstvennyy universitet geosistem i tekhnologiy (Novosibirsk). — 2018.

— S. 101-104.

9. Panferov V. P. Sravneniye metodov generatsii i otsenki idey v tselyakh upravleniya chelovecheskim kapitalom innovatsionno-oriyentirovannogo predpriyatiya // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigoryevicha i Nikolaya Grigoryevicha Stoletovykh. Seriya: ekonomicheskiye nauki. — 2019 — №1 (19). — S. 139-142.

10. Golubchikova M. G., Kharchenko S. A. Sposobnost k dialogu i generatsii novykh idey kak rezultat razvitiya uchebnoy samostoyatelnosti studentov v protsesse klasternogo vzaimodeystviya // Nauka o cheloveke: gumanitarnyye issledovaniya. — Izdatelstvo: Omskaya gumanitarnaya akademiya (Omsk). — 2018. — №4 (34). — S. 115-121.

11. Mandel B. Mozgovoy shturm: v ozhidanii perezagruzki? // Rektor VUZa. — Izdatelstvo: Izdatelskiy dom «Panorama» (Moskva). — 2015. — №12. — S. 38-49.

12. Davidenko L. M. Tekhnologicheskaya integratsiya v obrabatyvayushchey promyshlennosti v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki: monografiya. L. M. Davidenko. — Pavlodar: Innovats. Evraz. un-t. 2019. — 216 s. — ISVN: 978-601-7902-53-7.

13. Tsyrenov D. D. Ekonomicheskaya sushchnost i priroda znaniya v ekonomike znaniy // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii. ekonomiki i prava. — Izdatelstvo: Belgorodskiy universitet kooperatsii. ekonomiki i prava (Belgorod). — 2014. — №2 (50). — S. 389-397.

14. Davidenko L. M. Tsifrovaya transformatsiya ekonomiki promyshlennogo kompleksa [Elektronnyy resurs] / L. M. Davidenko // Grand Altai Research & Education // Nauka i obrazovanie Bol'sogo Altaâ: setevoye izdaniye». — 2018. — Vypusk 2 (9). — S. 13-19. — URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2018/2/articles/1_2.pdf. — DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2018.02.02.

15. Miller A. E., Davidenko L. M. Perekhod k intellektualnym proizvodstvennym tekhnologiyam: problemy i puti ikh resheniya // Omskiye nauchnyye chteniya — 2018 [Elektronnyy resurs]: materialy Vtoroy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (Omsk. 10-15 dekabrya 2018 g.) / [redkol.: T. F. Yashchuk i dr.]. — Elektron. tekstovyye dan. — Omsk: Izd-vo O m. gos. un-ta. 2018. — s. 1191. — S. 975-977. — 1 elektron. opt. dis k (CD-ROM); 12 sm.

16. Miller N. V., Davidenko L. M. Novaya industrialnaya platforma promyshlennykh kompaniy: usloviya razvitiya // Shag v budushcheye: iskusstvennyy intellekt i tsifrovaya ekonomika. Revolyutsiya v upravlenii: novaya tsifrovaya ekonomika ili novyy mir mashin [Tekst]: materialy II Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. 6 — 7 dekabrya 2018 g. — Vypusk 1 / Gosudarstvennyy universitet upravleniya. — M.: Izdatelskiy dom GUU. 2018. — 390 s. — S.

17. Tolkachev A. N. Kreativnyye sposoby generatsii idey v menedzhmente // Biznes i dizayn revyu. — Izdatelstvo: Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya vysshego obrazovaniya «Institut biznesa i dizayna» (Moskva). -2016. — №3 (3). — S. 8.

18. Suleyeva D. A. Polozhitelnoye vliyaniye krizisa na innovatsionnyy protsess // Nauka i innovatsionnyye tekhnologii. — Izdatelstvo: Mezhdunarodnyy universitet innovatsionnykh tekhnologiy (Bishkek). 2018. — №9 (9). — S. 148-151.

19. Andreyeva K. V. Funktsii znaniy v ekonomike znaniy // Evraziyskiy soyuz uchenykh. — Izdatelstvo: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Mezhdunarodnyy Obrazovatelnyy Tsentr» (Moskva). — 2015. — S. 15-17.

20. Kuznetsov S. V., Miller A. E., Davidenko L. M. Perspektivy razvitiya tekhnologicheskoy integratsii: regionalnyy aspekt // Problemy prognozirovaniya. 2019. — №1 (172). — S. 23-32.

21. Osterwalder Alexander & Pigneur Yves. The Business Model Generation. A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers — Published by John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey. — Published simultaneously in Canada.

22. Ofitsialnyy sayt kompanii «Strategyzer» // [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.strategyzer.com/.

23. Miller A. E., Miller M. A., Davidenko L. M. Razvitiye ekosistemy tekhnologicheskoy integratsii khozyaystvennykh struktur na osnove tsifrovizatsii // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2019. — Vypusk 1 (23). — S. 96-105.

24. Kogdenko V. G., Melnik M. V. Sovremennyye tendentsii v biznes-analize: issledovaniye ekosistemy kompanii. analiz informatsionnoy sostavlyayushchey biznes-modeli. otsenka vozmozhnostey rosta // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. — Izdatelstvo: OOO «Izdatelskiy dom FINANSY i KREDIT» (Moskva). 2017. — Tom 16. — №10 (469). — S. 1878-1897. — DOI: 10.24891 / ea.16.10.1878.

25. Vlasova M. S. Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm vovlecheniya subyektov malogo biznesa v programmakh razvitiya innovatsionnykh ekosistem // Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal. — Izdatelstvo: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy institut kino i televideniya (Sankt-Peterburg). — 2018. — №3. — S. 53-59.

206-215.

«Grand Altai Research & Education»

168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.