УДК: 330.322.16
Л.А.НИКОЛАЙЧУК, канд. экон. наук, [email protected]
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
L.A.NIKOLAYCHUK, PhD in ec, [email protected]
National Mineral Resources University (Mining University), Saint Petersburg
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
Предложен инновационный механизм привлечения инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы на примере нефтяной отрасли России, который включает применение основных инструментов регулирования недропользования: налогообложения и системы лицензирования. Предложенный механизм направлен на привлечение инвестиций в геологоразведочную отрасль, а также стимулирование более полного извлечения запасов нефти за счет применения льгот и более жесткого контроля при недропользовании с целью рационального использования минерально-сырьевой базы нефтяной отрасли.
Ключевые слова: инновационный механизм, привлечение инвестиций, воспроизводство минерально-сырьевой базы, недропользование, нефтяная отрасль.
INNOVATIVE MECHANISM OF ATTRACTION OF INVESTMENTS INTO REPRODUCTION OF MINERAL RESOURCT BASE OF OIL BRANCH OF RUSSIA
An innovative mechanism for attracting investments into mineral resource base renewal of oil industry Russian has been developed in the paper. This mechanism includes application of main instruments of subsoil use regulation such as tax instruments and licensing system of soil use. The proposed mechanism is aimed at attracting investments into geological exploration branch and stimulation of greater amount of oil extraction using privileges and stricter monitoring of subsoil use, resulting in more rational use the mineral resource base of oil industry.
Key worlds: innovative mechanism, attracting investments, mineral resource base renewal, subsoil use, oil industry.
Минерально-сырьевой комплекс является в настоящее время доминантой реального сектора современной российской экономики, главным фактором ее стабилизации. Топливно-энергетический комплекс составляет одну из наиболее значимых отраслей минерально-сырьевого комплекса и оказывает существенное влияние на формирование бюджета страны и отдельных регионов.
В прогнозе Энергетической стратегии до 2030 г. топливно-энергетический баланс
строится на базе углеводородного сырья. Максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов, в том числе нефти, и увеличение абсолютных объемов инвестиций в нефтяную отрасль является одной из основных задач энергетической стратегии России.
В настоящее время реалии рыночной экономики привели к снижению сырьевого потенциала страны. Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов должно осуществляться как минимум в объемах, обеспе-
чивающих компенсацию их потребления. Для осуществления добычи нефти в тех объемах, которые закладываются государством в будущем, уже сегодня необходимо решать проблему с обеспеченностью объемов добычи разведанными запасами.
Основные направления воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтяной отрасли - это проведение геологоразведочных работ и максимальное извлечение запасов из эксплуатируемых месторождений.
Однако сегодня наблюдается отставание прироста запасов нефти, осуществляемого за счет геологоразведочных работ, от объемов добычи. Исключением является
2010 г., в котором коэффициент компенсации добычи приростами запасов нефти составил 1,37. Также стоит отметить, что разведанные запасы нефти выработаны более чем на 50 %, постоянно увеличивающая доля трудноизвлекаемых запасов может достигнуть 65 %.
Сложившаяся ситуация вызвана недостаточностью финансирования. Следует проводить инвестиционно-инновационное обновление нефтяного комплекса с целью его воспроизводства.
Согласно Долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья процентное соотношение финансирования по воспроизводству углеводородного сырья государства и недропользователей должно составлять соответственно 6,5 и 93,5 %. При этом в
2011 г. затраты недропользователей на проведение геологоразведочных работ составили 91 % от общего финансирования. Этот факт, а также и то, что прирост запасов не компенсирует объема добычи, говорят о том, что недропользователи недостаточно заинтересованы во вложении инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Что касается финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы средствами государства, то необходимо увеличить финансирование прогнозно-поисковых работ. Стоит отметить, что в 2011 г. бюджетное финансирование воспроизводства минераль-
но-сырьевой базы углеводородного сырья снизилось на 16 % к 2010 г., а затраты недропользователей выросли только на 4 %.
Необходимо принимать кардинальные меры по стимулированию недропользователей к вложению инвестиций в геологоразведочные работы. Одним из направлений увеличения притока финансирования в воспроизводство минерально-сырьевой базы может стать совершенствование системы лицензирования недрпользования. Следует упростить процедуру выдачи лицензий и ужесточить контроль за выполнением их условий. Введение права свободной продажи прав пользования недрами позволит сделать геологоразведочную отрасль более привлекательной для частных инвесторов как способной в будущем приносить прибыль.
Очень часто обязанность недропользователей компенсировать затраты федерального бюджета на проведение геологоразведочных работ до открытия ими месторождения является отталкивающим фактором для вложения инвестиций в проведение следующих этапов геологоразведочных работ. В 2011 г. количество проведенных аукционов снизилось по отношению к 2010 г., при этом по углеводородам состоялось только 30 % аукционов из-за низкой инвестиционной привлекательности проектов.
Низкие инвестиционные возможности нефтяных компаний зачастую связаны с высокой налоговой нагрузкой, которая делает невыгодной добычу трудноизвлекаемых запасов нефти и не стимулирует финансирования малоизученных месторождений. Необходимо расширять дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых и с помощью налогообложения стимулировать финансирование модернизации технологий добычи.
Действующая система налогообложения не обеспечивает максимального уровня налоговых поступлений в бюджет и обременительна для недропользователей, что препятствует интенсивному развитию отрасли в целом и проведению геологоразведочных работ в частности.
Для стимулирования недропользователей к воспроизводству минерально-сырьевой
базы и рациональному недропользованию необходимо ввести налоговые льготы в начальной стадии освоения месторождения с целью окупаемости инвестиций, вложенных в геологоразведочные работы в малоизученных и малоосвоенных районах (Восточная Сибирь, Республика Саха и континентальный шельф). Введение налоговых льгот позволит ускорить продажу лицензий на ведение работ в малоизученных регионах и перевести в распределенный фонд перспективные и прогнозные ресурсы.
При стимулировании инвестиций в более полное извлечение нефти следует особое внимание уделить традиционным добывающим регионам: Поволжье, Урал, Ханты-Мансийский автономный округ. Предприятия, ведущие добычу нефти на освоенных месторождениях, получив максимальную выгоду от добычи легкоизвлекаемых запасов, трудноизвлекаемые не добывают. Здесь нужно не просто стимулировать недропользователей льготами в налогообложении для безубыточного извлечения запасов, но и принять на законодательном уровне меры, обязывающие максимально отрабатывать месторождение. Государство заинтересовано в полном извлечении запасов, а предприятия заинтересованы в извлечении максимальной прибыли, поэтому необходимы меры, позволяющие сочетать оба этих фактора с выгодой для обеих сторон.
В качестве льгот в налогообложении при добыче трудноизвлекаемых запасов предлагается дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых на основе показателя выработанности запасов, который является удобным и администрируемым фактором дифференциации. Тогда нефтедобывающее предприятие будет заинтересовано в более полной отработке месторождений, а следовательно, и во вложении средств в новые технологии для проведения геологоразведочных работ и добычи нефти. Зачастую предприятия недостаточно полно и комплексно эксплуатируют месторождения в связи с недофинансированием модернизации оборудования. Стоит обратить внимание на техническое оснащение предприятий, на реальные возможности добывать трудноизвлекаемые запасы нефти. Не каждое добывающее предприятие заинтересовано в инвестировании средств в передовые технологии и перевооружение технических средств.
В качестве рычага стимулирования инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы, можно использовать не только налог на добычу полезных ископаемых, но и налог на прибыль. Применение пониженной ставки налога на прибыль при налогобложении прибыли предприятий, направляемой на геологоразведочные работы в малоизученных регионах, позволит сбалан-
Инновационный механизм привлечения инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы
Государство
Недропользователи
Совершенствование системы лицензирования недропользования
Введение льгот и дифференциации налогообложения
Финансирование геологоразведочных работ
Финансирование геологоразведочных работ
Максимальная отработка разведанных месторождений
Применение новых технологий при разведке и добыче
Модель инновационного механизма привлечения инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы
нефтяной отрасли России
сировать доли частных и государственных инвестиций в геологоразведочные работы.
Таким образом, для увеличения объемов финансирования в воспроизводство минерально-сырьевой базы необходимо усовершенствовать механизм регулирования недропользования от поисковой стадии до завершения разработки месторождения, по следующим направлениям (см. рисунок):
• порядок предоставления в пользование участков недр;
• характер системы налогообложения при добыче нефти, сейчас преимущественно фискальный;
• стимулирование и жесткий контроль при отработке трудноизвлекаемых запасов нефти.
Таким образом, механизм привлечения инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной отрасли России должен не только охватывать налогообложение, лицензирование, инновационную политику при геологоразведочных работах и добыче, но и отражать жесткую взаимосвязь между государством и недропользователями. Реализация этих мер позволит увеличить объем инвестиций в воспроизводство минерально-сыреьвых ресурсов в целом и нефтяной отрасли в частности, что, в свою очередь, приведет к обеспечению оптимального соотношения между объемом добычи и приростом запасов и к увеличению поступлений в федеральный, региональные и местные бюджеты.