Научная статья на тему 'Инновационный консалтинг как технология управления корпоративным развитием'

Инновационный консалтинг как технология управления корпоративным развитием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КОНСАЛТИНГ / РАЗВИТИЕ КОРПОРАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полещенко К. Н., Безбородова Т. М.

Отражены особенности и проблемы современного экономического развития России и тенденции развития инновационной системы, подчеркнута необходимость трансформации промышленных корпораций на базе инновационных преобразований как единственно возможный путь развития. Раскрыты понятийный аппарат категории «управления инновациями» и факторы управления инновациями. Уточнено понятие интеллектуального ресурса компании. Раскрыто понятие инновационного консалтинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный консалтинг как технология управления корпоративным развитием»

ске - самым крупным из всех землячеств является китайское землячество. Почти во всех областных центрах Западной Сибири созданы армянские и азербайджанские землячества. Вокруг землячеств формируются национальные диаспоры, оказывающие значительную помощь своим землякам в обустройстве и поиске работы на новом месте. Землячества являются также важным информационным каналом, накапливающим опыт обустройства и адаптации мигрантов. Помощью землячества активно пользуются и молодежь, прибывшая на обучение в Россию [11, с.35-49].

В этой ситуации иммигранту необходимо двигаться по пути приобретения новой позитивной идентичности, адекватной изменившимся социально-культурным, экономическим и политическим условиям жизни в российском обществе и устанавливать контакты с коренным населением принимающих территорий. А это, в свою очередь, доказывает важность действия такого социально-психологического фактора, как установки на налаживание самых широких отношений с новым окружением в процессе адаптации переселенцев в России.

Литература:

1. Большов В.Б. Формирование этнического взаимодействия в условиях городской среды // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Межнациональные отношения в Краснодаре на современном этапе: перспективы устойчивого развития (проблемы к решению общероссийской проблемы». - Краснодар: 2005

2. Галуза Е.В., Денисова Г.С., Кашуба Ю.А., Кон-тарев А.А. Миграционные процессы в современной России. Ростов н/Д, 2004

3. Гудков Л. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром в механизмах социокультурной интеграции // Образ врага. М.: ОГИ, 2005.

4. Лендел Р. Хорошо живую омичи или плохо? // Комсомольская правда. Омск. - 21.03.2012, С. 4.

5. Метелев С.Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России. М., 2006.

6. Мукомель В.И. Миграционная политика России: постсоветские контексты. М., 2005.

7. Оперативная информация Главного управления государственной службы занятости населения по Омской области за январь-февраль 2012 г.

8. Переведенцев В. Современная миграция населения России в освещении центральных газет. //Миграция и информация / под ред. Ж.Зайончковской. -М., 2000. - С. 32-64

9. Петров В.В. Этнические мигранты и полиэтническая принимающая среда: проблемы толерантности // Социологические исследования. - №7. - 2003. - С. 86.

10. Российская миграционная политика в контексте человеческого развития: история и современность / И.В. Ивахнюк. - М.: МАКС Пресс, 2009.

11. Соболева С.В. Положение мигрантов на сибирском рынке труда: В сборнике: // Миграция и опыт взаимодействия регионов по усилению этнополити-ческой стабильности в Евразии. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2005. - С.35-49

12. Сусоколова А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М., 2006.

13. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., Слово, 2000. - С. 28.

14. Флоринская Ю.Ф., Кириллова Е.К. Приграничное население и мигранты: портрет на фоне современных социально-демографических процессов (на примере Омской области). [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru (дата обращения 14.05.2012).

15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - Спб.: Питер Ком, 1999. - С. 220.

16.Численность и миграция населения Российской Федерации в 2010г. Статистический бюллетень. -М.: Росстат, 2011.

17. Юдина, Т. Н. Социология миграции [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Н. Юдина. - М.: Академический проект, 2006.

ИННОВАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ

ПОЛЕЩЕНКО К.Н., БЕЗБОРОДОВА ТМ,

Омский институт (филиал) ФГБУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: отражены особенности и проблемы современного экономического развития России и тенденции развития инновационной системы, подчеркнута необходимость трансформации промышленных корпораций на базе инновационных преобразований как единственно возможный путь развития. Раскрыты понятийный аппарат категории «управления инновациями» и факторы управления инновациями. Уточнено понятие интеллектуального ресурса компании. Раскрыто понятие инновационного консалтинга.

Ключевые слова: инновации, управление инновациями, интеллектуальные ресурсы, консалтинг, развитие корпорации, модернизация.

Таблица 1. Признаки неизвестной проблемы

Проблема Признак Угроза цель Особенности характер Преодоле- Возможности Перспективы

ния

Экономия

Неизвестна Негатив-ная динами-ка показателей Снижение конкурен-тоспособ-ности Оценка имею-щихся ресурсов и диагнос-тика перспек-тив развития Повышение эффективности за счет использования новых идей Интенсивный ресурсов; концентрация ресурсов; реорганизация подразделений; создание новых подразделений Повышение конкурентоспособности организации за счет внедрения системы управления инновациями

В условиях нарастания неопределенностей компании сталкиваются с новыми ранее неизвестными проблемами (табл.1). При этом природа таких проблем носит характер кризисного системного явления. Попытки преодолеть подобные проблемы за счет использования традиционных подходов, оказываются, как правило, безуспешными. Единственно возможным путем преодоления данного кризисного явления - это быстрое принятие верного решения в ситуации неопределенности. Верное решение включает реализацию системных мер, обеспечивающих не просто выход из кризиса, но и преодоление его путем интенсивного развития компании, повышения ее конкурентоспособности на основе внедрения системы управления инновациями, включающую подбор, оценку и подготовку персонала. Однако вопрос, кем должно приниматься данное решение, остается открытым.

Инновации в развитии отечественных компаний остаются неосвоенным ресурсом интенсивного развития. Обширность и разноречивость существующих трактовок понятия «инновации» зачастую не только не раскрывают их сущности, но и вводят в заблуждение руководителей, которые намерены были бы включить инновационную деятельность в стратегию развития своих организаций и предприятий. Из-за непонимания сути инновационной деятельности, отсутствия инновационной компетентности (где и как ее приобрести?), многие руководители крайне негативно относятся к этому начинанию.

Складывается парадоксальная ситуация. На словах декларируется переход отечественной экономики на инновационный путь развития, признанный высшим руководством страны как безальтернативный. На деле происходит тотальная подмена понятий и, соответственно, смыслов. Подобная тактика введения в массовое заблуждение «гражданское сознание» приносит все новые и новые плоды, дискредитируя саму идею «инновационного развития». Более того, отсутствуют четкие цели, которые должна достичь отечественная экономика в результате реализации пути инновационного развития.

Итак, уже сейчас с полным основанием можно утверждать, что механизм тотальной дезориентации субъектов экономических отношений, имеющих отношение к формированию национальной инноваци-

онной системы, успешно запущен. В интересах кого? Ответ не настолько очевиден, если претендовать на серьезный ответ. Тем не менее, понятно, что не в интересах российской экономики. Нельзя не отметить подходящий для нивелирования остроты проблемы инновационной модернизации, период времени. Появление «продвинутой» риторики, используемой даже журналистами-непрофессионалами, изобилующей всевозможными научными терминами, поражает! Столь широкий масштаб бессмысленной болтовни в средствах массовой информации может вызвать иллюзию вполне сносного положения дел. Особенно, если это обсуждается в двух-трех передачах, в которых признанные научные авторитеты, а также «околонаучные» деятели (чиновники и депутаты) вовсю используют такие термины как «инновации», «модернизация», «нанотехнологии» и т.п. Между тем, у подавляющей части населения складывается представление о том, что «раз эти люди говорят, то знают, о чем они говорят». Уместно вспомнить слова Д. Брустина: «Основное препятствие на пути прогресса - не невежество, а иллюзия знаний» [2]. Критичность ситуации состоит как раз в том, что мы имеем дело одновременно и с невежеством, и с иллюзией знаний! Процесс тотальной подмены терминов и смыслов набирает обороты! Нельзя не отметить то обстоятельство, что мы являемся свидетелями стремительной репликации смысловых симулякров - усиливающейся негативной тенденции, последствия которой, по-нашему мнению, имеют непредсказуемый характер.

Отправная точка в преодолении проблемы «инновационной безграмотности» состоит в содержании, качестве и уровне современного образования.

Сегодня уже можно констатировать, что реформы высшего образования терпят крах. Попытки каким-то образом втянуть университеты в рыночные отношения и сделать их если не главными, то хотя бы активными субъектами экономических отношений в области инновационной деятельности потерпели неудачу. Более того, принятие ряда решений правительства, направленных на поддержку университетов (конкурсы на инновационные вузы) привело к резкой дифференциации университетов, в которой у вузов не входящих в топ-список (федеральные университеты, исследовательские универ-

ситеты) не остается никаких шансов на развитие (поскольку их ресурсная база позволяет лишь выживать до поры до времени). В этой ситуации, выживание так называемых региональных университетов - аутсайдеров, становится заботой ректоров и региональных властей, чиновников, у которых, как показывает опыт последних лет, сложилось крайне негативное отношение к высшему образованию. Можно отметить следующие объективные и субъективные причины сложившейся ситуации.

Во-первых, как уже было отмечено, университеты как бизнес-корпорации не состоялись. Инвестировать в них нет никакого смысла. Если кому и удается извлечь из них какую-либо экономическую выгоду, так это ректоратам. Университеты держатся на коротком поводке, который постепенно затягивается. Каким-то образом повлиять на эту ситуацию ученым советам университетам не представляется возможным, поскольку им внушается, что будет только хуже. Поэтому они готовы отдать (и отдают) ответственность ректоратам, которые, лавируя среди нарастающих проблем, в награду за свой «героизм» озабочены не столько изменением катастрофического положения университетов, сколько собственным поощрением. В этом смысле процесс создания собственных «бизнес-корпораций» в лице государственных университетов для них уже успешно завершен.

Во-вторых, реорганизация университетов в «инновационные» предприятия требует разработки самого настоящего инновационного проекта. Осмелюсь предположить, что подавляющее большинство ректоратов попросту не знают, как это осуществить.

В-третьих, университеты постепенно все больше лишаются государственной финансовой поддержки, и что, самое главное, не имеют, находясь в статусе региональных университетов, получить поддержку бизнес-структур. Причины очевидны. Бизнес-структуры не рассматривают всерьез университеты ни как бизнес-партнеров, не как производителей образовательных услуг. Почему «всерьез»? В-первых потому, что все более очевидным становится разрыв между требованиями работодателей к компетенциям выпускников университетов и возможностями их удовлетворить со стороны вузов. Кроме того, катастрофически падает уровень компетенций самого профессорско-преподавательского состава университетов из-за отсутствия стажировок в ведущих компаниях, отсутствия совместных проектов с предприятиями реального сектора экономики (если говорить о технических университетах), участия в инновационных международных проектах. Академическое сообщество остается ориентированным на получение грантов в области фундаментальных исследований, доступ к которым для региональных университетов все более сокращается по двум причинам. Первая причина обусловлена действительно низким уровнем результатов исследований, представляемых региональными университетами. Вторая связана с лоббированием, в котором приоритет в получении грантов, безусловно, остается за федеральными университетами и институтами Российской академии наук.

К университетам пока сохраняется некоторый интерес со стороны предпринимательских структур

(фондов по развитию предпринимательства) в плане получения совместных грантов от местных органов власти. Кроме того, за университетами сохраняется право выдачи всевозможных свидетельств и дипломов, удостоверяющих прохождение слушателями курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Настолько «профессиональной» на самом деле, если слушателям

- практикам, вполне состоявшимся предпринимателям, иногда уже владельцам собственных компаний, читают лекции преподаватели университетов, чистые теоретики, не реализовавшие на практике ни один проект, ни одну разработку, не имеющие вообще никакого практического опыта. Понятно, что недовольство бизнес-сообщества неэффективностью академического сообщества нарастает.

Тем не менее, только в недрах академического сообщества и происходят процессы теоретического осмысления природы инновации, сущности инновационной деятельности и т.д. Пока только академическое сообщество владеет знаниями (пусть теоретическими) в области инноваций, но задача по передаче этих знаний не решается. И в этом уже вина бизнес-сообщества.

Таким образом, прослеживается крайне тревожная с точки зрения перспектив формирования национальной инновационной системы тенденция

- тенденция «ортогональности» направлений деятельности ключевых субъектов экономических отношений в экономике знаний относительно освоения инноватики как мощного интеллектуального ресурса развития. Академическое сообщество (субъект А) владеет знаниями, но не может их коммерциализировать. Бизнес-сообщество (субъект Б) нацелено на всяческую коммерциализацию с использованием любых доступных инструментов, средств, методов. Однако знания об инновациях как ресурсе интенсивного развития компаний, остаются бизнес-сообществу недоступными.

Такой сценарий развития ситуации грозит вхождением в «точку невозврата». Предотвратить это можно только при условии наискорейшей разработки и использования новых механизмов взаимодействия субъектов А и Б. Существуют ли реальные возможности и механизмы для такого взаимовыгодного сотрудничества?

По-нашему мнению, да. Они включают три аспекта. Первый аспект ориентирован на предметное поле, новую систему коммерциализируемых знаний - инноватику. Именно инноватика является «туннелем реальности», сферой пересечения интересов бизнеса, науки и образования. Второй аспект касается механизмов эффективного взаимовыгодного сотрудничества указанных субъектов. Третий аспект касается технологий инновационного развития компаний.

Сегодня сложилось достаточно много мифов о всесильности инноваций. В основном, это произошло благодаря апеллированию к успешным примерам развития западных компаний. Отечественный опыт сводится к примерам развития промышленных предприятий, осваивающих научно-технические разработки на базе технологических инноваций. Тем самым вне инновационной деятельности оказываются организации, осуществляющие свою деятельность

в сфере услуг. Вместе с тем сфера услуг является наиболее динамично развивающейся в ведущих странах мира, и в основе этого развития лежат управленческие инновации. Учитывая тот факт, что менеджральная революция свершилась на западе еще в середине прошлого века, западными компаниями наработан за это время значительный опыт управленческой деятельности, который продолжает совершенствоваться на базе новых моделей инновационных процессов. Например, крупными западными корпорациями успешно осваивается концепция открытых инноваций, приходящая на смену модели закрытых инноваций. Динамика инновационных процессов столь стремительна, а прибыли компаний от коммерциализации инновационных идей столь высоки, что умение управлять инновациями в зарубежных компаниях приобрело ключевое значение.

Сегодня уже очевидно, что инновации приобрели новое качество. В связи с этим изменились и подходы к управлению инновациями. Поэтому заимствование пусть даже и самого успешного опыта и попытки его применения без соответствующих процедур адаптации под конкретные организационные условия обречены на неудачу.

Итак, что же такое инновация?

Можно дать следующее определение, наиболее соответствующее современной теории и практике инновационной деятельности.

Инновация - это основанный на [комбинации идей] коммерциализированный посредством [специально разработанных механизмов] и [созданных условий] продукт [интеллектуальной деятельности].

Из этого определения вытекает четыре фактора*, определяющих специфику управления инновациями.

фактор 1. Комбинация идей

Из данного фактора следует два положения. Первое подчеркивает нетривиальный характер инноваций. Второе положение раскрывает возможности управления инновациями, основанного на комбинаторике различных типо-конструктов событий.

фактор 2. Специально разработанные механизмы

Действительно, сегодня требуется разработка механизмов, позволяющих компаниям осуществлять свое развитие как можно интенсивнее. В противном случае инновации могут иметь разрушительную силу для них самих. Механизмы (фактические тактические выверенные действия) определяются наличием, во-первых, портфеля инноваций. Во-вторых, всеми имеющимися ресурсами компании на момент принятия решения о целесообразности инновационного развития. В-третьих, организационно-функциональной моделью организации, которой придерживается компания.

фактор 3. Созданные условия

Под условиями, прежде всего, понимаются возможности реструктуризации компании для реализации инноваций. Эти условия необходимы для создания такой организационной структуры компании, которая бы способствовала полной интеграции инновации в ее деятельность. Это, пожалуй, является главным барьером, поскольку, как показывает анализ, организационные элементы новации либо отвергаются, либо изолируются компанией.

фактор 4. Интеллектуальная деятельность

Процессы управления инновациями требуют серьезной интеллектуальной поддержки, которые невозможны без фундаментальных знаний и профессиональных компетенций. Значимость фундаментальных знаний определяется предметной областью - инноватикой, являющейся по сути муль-тидисциплинарной областью знаний, базирующейся на современных системных концепциях. Более того, сама инноватика становится объектом изучения новой трансцисциплинарной области науки - инно-вациологии [1], из чего можно сделать следующие выводы:

Инновации многомерны. Такой тип инноваций позволяет проектировать информационное пространство инноваций, описывающее траектории движения идеи до ее коммерциализации.

Информационное пространство инноваций содержит «метрики» и «воздействия», в совокупности раскрывающие механизмы управления ресурсами инновационной деятельности.

Интеграция инновации в компанию невозможна без создания внутреннего рынка, где идеи и функции инновации будут иметь спрос. Для этого вне зависимости от формы организации компании в ней должна существовать отдельная структурная единица - группа по инновационному развитию.

Успешность управления инновациями будет зависеть от баланса творческих и коммерческих процессов в компании, что требует одновременно и интеллектуализации управленческой деятельности и повышения профессиональной компетенции персонала компании. Тем самым возникает необходимость в соблюдении не только функционального управленческого баланса, но и когнитивного баланса, что, в свою очередь, ведет к необходимости создания второго контура корпоративного управления - контура управления развитием компании (рис.1).

На самом деле система управления компанией включает несколько контуров управления (подсистем управления), так или иначе реализуемых в рамках различных компаний (рис.2). Другое дело, что они, как правило, не скоординированы в единую систему управления. Принципиальным является решение задачи интеграции контура управления развитием в контур управления функционированием, таким образом, как показано на рис.1 с учетом последовательности включения подсистем управления в порядке, показанном на рис.2. Для этого чрезвычайно важен выбор целевой функции. В данном случае (рис.2) - это ценности [3].

Для инновационно-ориентированной компании принимаем, что главная ценность такой компании -это инновация. Тогда инновации можно определить через следующую смысловую триаду, представленную на рис.3.

Очевидно, что создание системы управления развитием компании нуждается в интеллектуальных ресурсах. Отсутствие интеллектуальных ресурсов - главная задача стратегического развития инновационно-ориентированных компаний.

Эта задача может решаться путем организации деятельности по привлечению, производству, и воспроизводству интеллектуальных ресурсов (ИР) (рис.4).

Рис. 1 Контуры управления функционированием и развитием компании

Управление ценностями

Управление изменениями

Управление знаниями

Рис. 2 Подсистемы управления компанией

Привлечение интеллектуальных ресурсов - тактически верный путь запуска механизма развития компании в условиях кризисной ситуации. Онпоз-воляет достаточно быстро организовать работу по созданию проактивной компании, т.е. эффективной в среднесрочной перспективе, которая должна функционировать как предпринимательская организация. Такая организация (компания) способна предвидеть будущие потребности клиентов, быть креативной и готовой идти на риск. Самое главное -это создать такую систему управления, в которой функции привлечения и производства интеллектуальных ресурсов была, как можно быстрее, была преобразована в функцию самоорганизующегося воспроизводства ИР.

Чтобы обеспечить продуктивность проактивной компании в долгосрочной перспективе необходимо спроектировать такую систему управления, которая бы предусматривала бы включение в эту систему еще и внешний контур управления, ориентированный на выстраивание инновационных коммуникаций [1]. с партнерами и клиентами ориентированный на опре-

деление их приоритетов и удовлетворение их потребностей за счет взаимовыгодного сотрудничества.

Тогда схема управления компанией, в которой реализуется механизм самовоспроизводства интеллектуального ресурса (самообучающаяся организация) [2] и, одновременно, формирования инновационных коммуникаций с партнерами и клиентами, будет иметь вид, показанный на рис.5.

Понятие интеллектуального ресурса нуждается в уточнении. Мы полагаем, что говоря о развитии компании за счет интеллектуальных ресурсов, следует говорить о формировании когнитивного капитала компании [4]. Тем самым проектирование развития компании можно осуществлять на основе идеологии вложенных систем [4]., что поясняется схемой, приведенной на рис.6.

Появление интеллектуального ресурса объясняется взаимодействием компании с внешней средой, которая состоит из клиентов, партнеров и экспертов. При этом каждая группа ориентирована, на соответствующую подсистему управления (рис.7). Если выражаться точнее, то каждая подсистема

ПРОДУКТ/УСЛУГА

Рис. 3 Смысловая триада инновации

ВОСПРОИЗВОДСТВО

Рис. 4 Пути создания интеллектуального ресурса

Контур управления 1

Управление функционированием

Когнитивный I дисбаланс !

Генерация

------д-----

идеи

Коммерциализация идей

,, ' | Интеллектуальный

Управление развитием и-. ресурс

Контур управления 3

\ Контур управления 2

.................................

Управление приоритетами

Рис. 5 Схема интегрированной системы самообучающейся клиенто-ориентированной компании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6 Развитие когнитивного капитала компании как результата проектирования компании на основе вложенных систем.

рис. 7 Координация подсистем управления с группами внешней среды

ПОТРЕБИТЕЛЬ

ПОТРЕБИТЕЛЬ

Инновация =ценность

КОМПАНИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЬ

рис. 8 Соотношение инновации - ценности между компаний производителем и компаниями - потребителями.

Интеллектуальные инновации

Когнитивный капитал компании

ТЕХНОЛОГИИ

КУЛЬТУРА

ПЕРСОНАЛ

СТРУКТУРА

\ Бизнес - /

\ Бизнес - /

Ценность

/ / \ ментальность \

/ модель ^

Социальные инновации Рис. 9 Модель открытой системы вложенного типа.

Инвестиции

управления должна быть скоординирована с «группами внешней среды».

При этом подсистема «управление изменениями» (рис.2) заменяется на подсистему «управление инновациями», а подсистема «управление ценностями» заменяется на подсистему «управление приоритетами». Тем самым подсистема «управление инновациями» включает в себя две подсистемы.

Для инновационной компании ценность - это клиенто-ориентированная инновация, которая также является ценностью для компании клиента (рис.8).

Ареал инновации - ценности для компании -производителя можно представить следующим образом (рис.9). Фактически ареал инновации будет представлять собой открытую систему, на входе которой мы имеем социальные инновации и инвестиции, на выходе - интеллектуальные инновации (услуги) и когнитивный капитал.

Универсальность такой модели заключается в том, что она может быть интегрирована практически в любую компанию в качестве системной инновации путем средств и методов инновационного консалтинга.

Таким образом, инновационный консалтинг (ИК) -это инновационная система методов и технологий корпоративного развития на основе процессов управления, обучения и проектирования. ИК представляет собой системную инновацию, которая может быть интегрирована в систему управления любой компании.

Цель инновационного консалтинга - формирование основного ресурса корпоративного развития -когнитивного капитала компании.

Среди методов и технологий инновационного консалтинга следует выделить:

• метод экспресс-оценка персонала.

• метод организационной диагностики

• метод формирования команд

• технология инновационного обучение персонала

• технология проектирования инновационного развития.

• технология инновационных коммуникаций

• технология формирования и развития когнитивного капитала.

В заключение следует отметить, что устойчивое инновационное развитие экономики страны и регионов невозможно без создания полномасштабной и полноценной, специализированной и эффективной консультационной инфраструктуры.

Литература:

1. Давила, Т. Работающая инновация: как управлять ею, измеряя ее и извлекать из нее выгоду / Т. Давила, М. Дж. Эпштейн, Р. Шелтон / Пер. с англ. Зоря. Под научн. Ред. Козицкой Т.Ф. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. - 320 с.

2. Ефимова, С.В. К вопросу о карьерном росте и ролях работника на предприятиях торговли // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2013. -№ 2. С. 28-35.

3. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА, 2009. - 624 с.

4. Полещенко К.Н., Разумов В.И., Сизиков В.П. Интеллектуальные технологии в ресурсном обеспечении инновационной деятельности // Инновации. -2011. - № 7 (153). С. 94-97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.