Научная статья на тему 'Инновационный климат как инструмент стимулирования инновационного развития региона'

Инновационный климат как инструмент стимулирования инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / КОСВЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / INNOVATION ECONOMY / INNOVATION CLIMATE / INSTRUMENTS OF INDIRECT INFLUENCE / TOMSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Видяев Игорь Геннадьевич

Рассмотрены проблемы развития инновационной экономики. Обоснована необходимость применения косвенных методов стимулирования этого развития. Акцентировано внимание на формировании благоприятного инновационного климата как основного косвенного инструмента инновационного развития в регионе. Приведены показатели инновационного развития Томской области и обобщены причины успешного развития. Выделены текущие проблемы дальнейшего инновационного развития и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Видяев Игорь Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE CLIMATE AS INSTRUMENT OF STIMULATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

The need for the transition of the Russian economy to innovative development is discussed in the article. The main cause of barriers for implementation of this transition is shown. The limited use of direct government regulatory instruments and the necessity of combining them with indirect methods to stimulate this development are described. Creating a favorable climate for innovation as the main indirect instrument of regional development is presented herein. The analysis of the innovation climate definition and its structure was conducted. Indicators of innovations development of the Tomsk region are considered and reasons for the success of this process are summarized, including: the development of scientific and educational complex in the region, the availability of skilled labor, the active support of innovative development authorities, development of regional legislation in the sphere of innovation compared to other Russian regions. The current issue of further innovative development of the region and the ways to solve them are highlighted.

Текст научной работы на тему «Инновационный климат как инструмент стимулирования инновационного развития региона»

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.146.2:316.422(571.16)

И. Г. Видяев

ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Рассмотрены проблемы развития инновационной экономики. Обоснована необходимость применения косвенных методов стимулирования этого развития. Акцентировано внимание на формировании благоприятного инновационного климата как основного косвенного инструмента инновационного развития в регионе. Приведены показатели инновационного развития Томской области и обобщены причины успешного развития. Выделены текущие проблемы дальнейшего инновационного развития и предложены пути их решения.

Ключевые слова: инновационная экономика, инновационный климат, косвенные инструменты, Томская область.

Сегодня Россия находится в состоянии выбора: продолжить свое развитие по пути сырьевой экономики, т. е. обеспечить рост ВВП за счет увеличения объема добывающего производства, или же пойти по пути инновационной экономики. Выбор очевиден и шаг в этом направлении со стороны государства уже сделан. В указе Президента РФ о долгосрочной государственной экономической политике [1] основная роль отдана формированию высокотехнологических и наукоемких отраслей.

В принципе выбор второго направления развития экономики государства не идет в противодействие первому. Вполне логичным смотрится обеспечение перелива капитала из добывающих отраслей в наукоемкие и высокотехнологические. Однако это проще сказать, чем осуществить. Так, для обеспечения роста воспроизводства минеральносырьевых ресурсов с каждым годом приходится обеспечивать все большие вливания в добывающий сектор. Если в 2000 г. сумма инвестиций в основной капитал составляла 285,2 млрд руб., в 2005 г. -501,9 млрд руб., то в 2012 году эта сумма возросла в несколько раз и составила 1837,6 млрд руб. [2]. Объем инвестиций в основной капитал в обрабатывающем секторе экономики имел в 2012 г. сопоставимый объем - 1660,5 млрд руб. [2]. Однако перевод этих величин в удельные показатели, например, объем инвестиций, приходящийся на одну организацию, дает следующие значения: добывающий сектор - 968 млн руб. на 1 организацию, обрабатывающее производство - 85,4 млн руб.

В таких условиях обеспечение становления инновационной экономики видится проблематичным, так как такие расхождения в объемах инвестиций предопределяют не только текущую структуру государственной экономики, но и структуру в ближайшие годы [3]. Следовательно, налицо преобла-

дание в среднесрочной перспективе сырьевой направленности экономики над инновационной.

Однако несмотря на то, что многие ученые видят в применении прямых инструментов регулирования экономики выход из сложившейся ситуации, опыт развития ведущих экономик мира свидетельствует, что использование данных инструментов регулирования (таких как создание государственных и государственно-частных организаций, кластеров, расширение практики государственных заказов, создание крупных государственных инвестиционных фондов, разработка и реализация программ развития территорий и специальных программ и т. п.) не создает долгосрочных мотивов для развития инновационной деятельности в стране [3, 4]. Необходимо обязательное сочетание этих инструментов с косвенными регуляторами экономики, такими как налоговый режим, ценовая политика, доступность финансовых ресурсов и пр. Совокупность инструментов государственного регулирования создает условия формирования благоприятной среды для «взращивания» высокотехнологического и наукоемкого бизнеса, образует благоприятный инновационный климат.

Благоприятный инновационный климат является необходимым условием для успешного развития инновационного бизнеса в государстве, который связан с большими рисками. Поэтому для развития инновационного бизнеса критическое значение имеет уровень рисков и барьеров, существующих в регионе [5]. Не случайно ряд крупных инновационных компаний был основан в США выходцами из России, которые не смогли в своем отечестве реализовать смелые замыслы в силу неразвитости рыночных институтов.

Однако прежде чем говорить об инструментах управления и формирования благоприятного инно-

вационного климата в регионе, необходимо понять, что представляет собой инновационный климат.

В настоящее время инновационный климат рассматривается как неустоявшееся понятие и концепция, о чем свидетельствует тот факт, что за последние семь лет по инновационной проблематике было защищено 212 докторских диссертаций, из них 79 по исследованию инновационного развития на микро-, мезо- и макроуровне и только одна диссертация по формированию и управлению инновационным климатом.

Анализ отечественных подходов к описанию инновационного климата в региональном аспекте свидетельствует о том, что он включает в себя блоки характеристик, к которым можно отнести: научнотехнический, производственно-технологический,

социокультурный, экономический, финансовый, политический, природно-климатический [6-8]. Данный подход к структурному исследованию инновационного климата опирается на описание сфер деятельности, что облегчает процедуру определения объектов исследования, оценки и управления инновационным климатом, но не позволяет получить целостное, комплексное представление о нем.

Решение данной проблемы видится через рассмотрение понятия инновационного климата региона сквозь призму системной парадигмы, под кото-

рой мы понимаем методологию познания человеком действительности с позиций ее системного устройства (системности) [9]. Ее сущность применительно к нашему объекту сводится к рассмотрению инновационного климата региона как совокупности взаимодействующих и взаимовлияющих объективных (например, географическое положение) и субъективных факторов (деятельность органов власти, хозяйствующих субъектов и общества), обеспечивающих формирование целостной, динамично развивающейся инновационной системы в регионе (рис. 1) [10].

Данные факторы имеют разную природу и степень влияния региональных органов власти на них. Так, объективные факторы, такие как географическое положение региона, наличие природных ресурсов, климат и другие, поддаются слабому влиянию администрации субъекта федерации. Субъективные факторы (социальная и экономическая политика, научно-технический прогресс, производственно-технологическая, финансовая, культурно-досуговая, инновационная инфраструктура и т. п.), наоборот, напрямую зависят от деятельности органов власти. Именно через воздействие субъективных факторов государство может оказывать влияние на формируемый инновационный климат в регионе.

Рис. 1. Основные составляющие инновационного климата региона

Однако исследование только субъективных факторов искажает социально-экономическую картину сложившегося положения региона. Поэтому только изучение субъективных и объективных факторов в комплексе позволяет понять причины происходящих изменений в инновационном климате региона и приводящих к возникновению дисфункций в нем. Данный аспект, как нам видится, необходимо рассматривать как основной предмет исследования инновационной среды [3]. Эти положения позволяют в едином ключе и с единых позиций не только описать состояние и взаимодействие отдельных характеристик и факторов, но и получить целостное представление о состоянии инновационного климата в регионе и тем самым сформировать эффективный механизм, в частности инструменты управления им.

Как говорилось выше, эффективность государственного регулирования зависит от адекватно сформированной системы прямых и косвенных инструментов управления в соответствии со сложившейся ситуацией в регионе и с учетом его природных, социальных, исторических, экономических и других особенностей. Понять сущность этого тезиса возможно только на примере какого-нибудь субъекта РФ.

Показательным примером успехов в области развития инноваций и формировании инновационного климата является Томская область. Сложившаяся к настоящему времени отраслевая структура производства Томской области имеет в основном экспортную ресурсно-сырьевую направленность. Основной ее базой являются топливно-энергетический комплекс, химическая промышленность, машиностроение и цветная металлургия. В этих отраслях (за исключением машиностроения) действует ограниченное число предприятий (около 20), производящих более 70 % промышленной продукции [11]. При этом Томская область занимает лидирующие места в различных инновационных рейтингах из года в год. Например, 1-е место в рейтингах инновационной активности регионов России в 2011-2012 гг. [12, 13], 1-е место в рейтинге экологоэнергетической эффективности в 2009 г. [14], 6-е место в рейтинге инновационной активности регионов в 2010 г. [15], это только часть общепризнанных заслуг региона. Также наблюдается постоянный рост объемов производства инновационной продукции и услуг в регионе от 253,3 млн руб. в 2000 г. и 4,8 млрд руб. в 2007 г. до 11,1 млрд руб. в 2011 г. [16].

В чем причина подобных успехов? Чем обусловлены такие показатели инновационной активности в регионе?

Во-первых, в области исторически сложился мощный научно-образовательный комплекс. В Том-

ской области функционирует 10 учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования, в том числе 6 государственных университетов, из них 2 национальных исследовательских, 11 НИИ, 6 институтов ТНЦ СО РАН, 6 институтов ТНЦ РАМН. Доля организаций научно-образовательного комплекса в ВРП превышает 5 %.

Во-вторых, регион богат качественными и высокопроизводительными трудовыми ресурсами. Доля населения с высшим образованием в общей численности лиц, занятых в экономике Томской области, в 2010 г. составила 32 %. Томская область по данному показателю заняла 12-е место в Российской Федерации. Самая высокая среди всех субъектов Российской Федерации концентрация научных сотрудников высшей квалификации, которая обусловлена наличием в Томской области более 5 тыс. докторов и кандидатов наук. Патентная активность в Томской области вдвое превышает среднюю по Российской Федерации. В 2010 г. патентная активность в Томской области составила 5,52 %, в среднем по Российской Федерации - 2,85 %.

В-третьих, и это критически важно, органы региональной власти заняли весьма активную позицию в сфере поддержки и развития инновационной деятельности в Томской области. На протяжении последних 15 лет, начиная с 1998 г., Томская область проводит международный инновационный форум ¡ппоуш Энергия развития [17]. С 2005 г. в результате победы в федеральном конкурсе по отбору заявок субъектов РФ здесь создана и успешно функционирует особая экономическая зона технико-внедренческого типа [18].

В-четвертых, в регионе имеется развитое региональное законодательство в области инноваций. Именно здесь был принят и действует первый в России закон об инновационной деятельности [19], а также действует долгосрочная целевая программа развития инновационной деятельности на период 2011-2014 гг. [20]. Томская область является пионером и лидером по планированию и реализации стратегических проектов и идей в области инноваций.

Можно выделить и другие причины лидерства, но если посмотреть глубже, становится очевидным, что инновационная активность в регионе неразрывно связана с условиями, в которых она возникла и поддерживается, а именно инновационным климатом региона. Здесь созданы максимально благоприятные условия для развития инноваций.

Однако несмотря на то, что прошло более 10 лет, как органы власти Томской области активно стали продвигать идею инновационного развития, регион все равно находится еще в начале пути. Причиной чего является нерешенный комплекс системных проблем, который свойственен как для

Томской области, так и для государства в целом. Суть некоторых из них сводится к следующему:

- наблюдается низкий уровень рентабельности проданных товаров в обрабатывающем (в том числе и инновационном) секторе экономики Томской области по сравнению с добывающим производством. Это в свою очередь способствует удержанию инвестиций в сырьевом секторе на фоне незначительных инвестиций в обрабатывающее производство;

- рост доходов производства предприятий Том -ской области происходит за счет роста цен на производимую продукцию, а не расширения и развития производства по объемам и качеству. На этом фоне меры по совершенствованию технологии производства, снижению ее капиталоемкости и себестоимости оказываются незначительными;

- инфляционные доходы (доходы, полученные производителем, от необоснованного увеличения цен на продукцию организации) являются зачастую основным инструментом для предприятий в противостоянии высокой плате за кредит, сдерживании снижения процентных ставок и росту тарифов на товары и услуги организаций инженерной инфраструктуры (естественных монополий);

- ограниченность расходов консолидированного бюджета Томской области создает барьеры на пути повышения доступности государственных инвестиций, дотаций и субвенций для инновационных организаций и другие проблемы.

Выход из этой ситуации есть. Для этого необходимо следующее:

- использовать меры по регулированию цен с ориентацией на инновационное развитие производства (например, установление предельных надбавок к ценам производителя на товары и услуги, за исключением инновационных товаров и услуг, размер надбавок на которые производитель определяет самостоятельно; установление единой величины оптовой и розничной наценки на товары и

услуги, кроме увеличенных наценок на инновационную продукцию и услуги и т. п.);

- снижать налоговое бремя для инновационных организаций (частичное и полное освобождение от налогов той части прибыли, которая инвестируется в развитие производства при вводе высокотехнологичного оборудования);

- повышать амортизационные премии при вводе обычного оборудования с 10 до 25-30 % и т. п.;

- предоставлять льготные кредитные ставки для производителей инновационной продукции и услуг;

- субсидировать субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих инновационные товары, работы, услуги, предназначенные для реализации за пределами региона, в том числе для экспорта, и другие меры.

Все эти меры ориентированы на одно - сформировать региональный инновационный климат таким образом, чтобы он стимулировал и поддерживал процессы регионального инновационного развития. Но учитывая тот факт, что регионы находятся в разном социально-экономическом состоянии, содержательно комплекс мер должен корректироваться и определяться для каждого региона индивидуально.

В заключение необходимо отметить, что инновационное развитие России возможно только при целенаправленном формировании и поддержании благоприятного инновационного климата, который будет способствовать созданию и росту организаций, производящих высокотехнологическую и наукоемкую продукцию, услуги и создающих высокопроизводительные рабочие места.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект 13-32-01213 «Методика оценки инновационной среды региона в современных экономических условиях»).

Список литературы

1. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента РФ от 07.05.12. № 596. URL: http://www.kremlin.ru/acts/15232 (дата обращения: 22.04.2013).

2. Инвестиции в основной капитал [Информационный портал Федеральной службы государственной статистики]. URL: http://www.gks.ru/ free _doc/ new_site/ business/invest/lnv.xls (дата обращения: 22.04.2013).

3. Видяев И. Г. Основные инструменты регулирования социально-экономического развития территорий // Известия Томского политехнического университета. 2009. № 6. С. 13-17.

4. Сизов В. В. Определение тенденций кластеризации российской экономики в условиях рыночных реформ // Вестн. Томского гос. пед.

ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 12. С. 41-48.

5. Тютюшев А. П., Гасанов М. А., Васечко Д. Ю. Кластеры как инновационные экономические структуры сетевого типа // Вестн. Томского

гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 12. С. 121-126.

6. Голова И. М. Инновационный климат региона как условие социально-экономического развития: дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2008. 386 с.

7. Неверова О. И. Инновационный климат как фактор повышения инвестиционной привлекательности экономических систем: дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. 183 с.

8. Теребова С. В., Вячеславов А. М. Инновационный климат в регионе: состав и факторы развития // Проблемы развития территории. 2011. Июль - сентябрь. Вып. 3 (55). С. 40-50.

9. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 4-22.

10. Видяев И. Г. Оценка развития социально-экономической системы региона: дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 2011. 172 с.

11. Инновационная стратегия Томской области [Информационный портал Ассоциации инновационных регионов России]. URL: http://www.i-regions.org/association/news/regional/ Tomsk.doc (дата обращения: 21.05.2013).

12. Рейтинг инновационной активности в 2012 году [Фонд «Петербургская политика»]. URL: http://www.fpp.spb.ru/iRating_2012-06_08.php (дата обращения: 21.05.2013).

13. Рейтинг инновационной активности в 2011 году [Фонд «Петербургская политика»]. URL: http://www.fpp.spb.ru/iRating_2011.pdf (дата обращения: 21.05.2013).

14. НЭРА - МСоЭС «Рейтинги эколого-энергетической эффективности экономик субъектов Российской Федерации» [Независимое экологическое рейтинговое агентство]. URL: http://nera.biodat.ru/ratings/regions/ tables_and_charts.php#table1 (дата обращения: 22.05.2013).

15. НАИРИТ подводит итоги Рейтинга инновационной активности регионов 2010 [Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий]. URL: http://www.nair-it.ru/news/17.05.2011/217 (дата обращения: 22.05.2013).

16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 990 с.

17. XV Томский инновационный форум. INNOVUS энергия развития. URL: http://tomskforum.ru/ru/section/2 (дата обращения: 24.05.2013).

18. О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа: утв. постановление Правительства Российской Федерации от 21 дек. 2005 г. № 783 [Российские особые экономические зоны]. URL: http://www.rosez.ru/law/law0002.doc (дата обращения: 24.05.2013).

19. Закон Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области»: утв. Гос. Думой Томской области от 4 сентября 2008 г. № 186-ОЗ. URL: http://www.investintomsk.com/files/doc/186_oz.doc (дата обращения: 24.05.2013).

20. Долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2011-2014 гг.»: утв. постановление Администрации Томской области от 10.03.2011 г. № 65а. URL: http://storage.esp.tomsk.gov.ru/ files/8578/65a-2011-инновации.pdf (дата обращения: 25.05.2013).

Видяев И.Г, кандидат экономических наук, доцент.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: vig@tpu.ru.

Материал поступил в редакцию 24.10.2013.

I. G. Vidyaev

INNOVATIVE CLIMATE AS INSTRUMENT OF STIMULATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

The need for the transition of the Russian economy to innovative development is discussed in the article. The main cause of barriers for implementation of this transition is shown. The limited use of direct government regulatory instruments and the necessity of combining them with indirect methods to stimulate this development are described. Creating a favorable climate for innovation as the main indirect instrument of regional development is presented herein. The analysis of the innovation climate definition and its structure was conducted. Indicators of innovations development of the Tomsk region are considered and reasons for the success of this process are summarized, including: the development of scientific and educational complex in the region, the availability of skilled labor, the active support of innovative development authorities, development of regional legislation in the sphere of innovation compared to other Russian regions. The current issue of further innovative development of the region and the ways to solve them are highlighted.

Key words: innovation economy, innovation climate, instruments of indirect influence, Tomsk region.

References

1. On the long-term national economic policy: President decree of RF from 07 May 2012 No 596. URL: http://www.kremlin.ru/acts/15232 (accessed 22 April 2013) (in Russian).

2. Investments in fixed assets [site “Information portal of the Federal State Statistics Service"]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/ invest/lnv.xls (accessed 22 April 2013) (in Russian).

3. Vidyaev I. G. The main regulatory tools of socio-economic development of the territories. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2009, vol. 6, pp. 13-17 (in Russian).

4. Sizov V. V. Identifying trends of clustering of Russian economy in conditions of the market reforms. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 12, pp. 41-48 (in Russian).

5. Tyutyushev A. P., Gasanov M .A., Vasechko D. Yu. Clusters as innovative economic structure of the network type. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, vol. 12, pp. 121-126 (in Russian).

6. Golova I. M. Innovative climate of the region as a condition for socio-economic development. Doct. dis. econ. sci. Ekaterinburg, 2008. 386 p. (in Russian).

7. Neverova O. I. Innovative climate as a factor of increase of the investment attractiveness of economic systems. Dis. cand. econ. sci. Moscow, 2011. p. 183 (in Russian).

8. Terebova S. V., Vyacheslavov A. M. Innovative climate in the region: composition and development factors. Problems of development of the territory, 2011, issue 3, pp. 40-50 (in Russian).

9. Kornai Ya. System paradigm. Problems of Economics, 2002, vol. 4, pp. 4-22 (in Russian).

10. Vidyaev I. G. Evaluation of regional socio-economic system. Dis. cand. econ. sci. Irkutsk, 2011. 172 p. (in Russian).

11. Tomsk region innovation strategy [site “Information portal of the Association of Innovative Regions of Russia"]. URL: http://www.i-regions.org/ association/news/regional/Tomsk.doc (accessed 21 May 2013) (in Russian).

12. Rating of innovation activity in 2012 [site “Petersburg Politics Foundation"]. URL: http://www.fpp.spb.ru/iRating_2012-06_08.php (accessed 21 May 2013) (in Russian).

13. Rating of innovation activity in 2011 [site “Petersburg Politics Foundation"]. URL: http://www.fpp.spb.ru/iRating_2011.pdf (accessed 21 May 2013) (in Russian).

14. Ecological and energy efficiency ratings of the Russian Federation economy [site “Independent Ecological Rating Agency”]. URL: http://nera. biodat.ru/ratings/regions/tables_and_charts.php # table1 (accessed 22 May 2013) (in Russian).

15. NAIDITsummary Rating of regional innovation activity 2010 [site “NationalAssociation ofInnovation and Development ofInformation Technology”]. URL: http://www.nair-it.ru/news/17.05.2011/217 (accessed 22 May 2013) (in Russian).

16. Regions of Russia. Socio-economic indicators 2012. Rosstat. Moscow, 2012. p. 990 (in Russian).

17. Site “XV Tomsk innovation forum. INNOVUS energy development”. URL: http://tomskforum.ru/ru/section/2 (accessed 24 May 2013) (in Russian).

18. On Establishment of Tomsk Special Economic Zone of Technical Innovation Type: Decree of the Government of RF from 21 December 2005 No 783 [site “Russian special economic territories”]. URL: http://www.rosez.ru/law/ law0002.doc (accessed 24 May 2013) (in Russian).

19. On innovations in the Tomsk region: State Duma of Tomsk region from 4 September 2008 No 186-OZ. URL: http://www.investintomsk.com/files/ doc/186_oz.doc (accessed 24 May 2013) (in Russian).

20. The long-term government program “Development of innovation activities in the Tomsk region for 2011-2014": Resolution of the Tomsk Oblast Administration from 10 March 2011 No 65a. URL: http://storage.esp.tomsk.gov.ru/files/8578/ 65a-2011-мнновацмм.pdf (accessed 25 May 2013) (in Russian).

National Research Tomsk Polytechnic University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: vig@tpu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.