Вестник Института экономики Российской академии наук
3/2014
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Т.Б. МАЛКОВА
доктор экономических наук, профессор, ИФ РЭУ им. Г.В. Плеханова
ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ В РЕГИОНЕ
В статье рассматриваются инновационные возможности предприятий при формировании интегрированной структуры в регионе, а также различные структуры управления теплоэнергетикой региона. Проанализированы критерии, определяющие эффективность инновационных процессов в теплоэнергетике.
Ключевые слова: модернизация, реорганизация, инновационная активность, теплоэнергетика региона, механизм инновационного воздействия, эффективность инновационных процессов.
Классификация 031, Ъ94.
Экономический потенциал хозяйствующих субъектов зависит от их структуры и институциональной среды. Именно структура определяет характер экономических и производственных связей между подразделениями и менеджментом предприятия. По мнению Т. Тимченко [10], конкурентоспособность и экономическая эффективность хозяйствующих структур определяется прочностью и однозначностью связей, уровнем взаимодействия и взаимовлияния элементов. Много-связанность объектов в структуре теплоэнергетики, неоднозначность критериев оценки ее деятельности, ограниченность формализованных и инновационных подходов к управлению тормозят процесс развития и повышения эффективности ее функционирования, которые невозможны без внедрения новых организационно-экономических механизмов в деятельность предприятий теплоэнергетики [1].
По мнению С.Б. Авдашевой [1], любую систему можно рассматривать как суперпозицию сети функциональных подсистем. Эти подси-
стемы должны находиться не только в определенном взаимодействии между собой, но и в соответствии с подсистемами внешней среды [2]. В условиях отсутствия эффективных механизмов регулирования взаимоотношений между объектами системы и инфраструктурными элементами внешней среды решение проблемы повышения эффективности инновационной деятельности структуры теплоэнергетики возможно только в рамках системного подхода. Такой подход в контексте формирования и деятельности интегрированных структур представляется как действенный механизм координации экономической деятельности всех элементов теплоэнергетической структуры.
Эффективное функционирование интегрированной структуры может осуществляться только в том случае, когда подсистемы ориентируют свою деятельность на достижение единой цели, актуальной для всех субъектов системы и для общества в целом. Это обусловлено тем, что источником, поддерживающим определенный уровень инновационного потенциала, является внешняя среда, определяющая условия, благоприятные или неблагоприятные, для поддержания инновационной активности и конкурентных преимуществ. Одним из важных конкурентных преимуществ формируемой структуры является ее способность внедрять инновации. В свою очередь, такая способность определяется характером связей как внутри структуры, так и вне ее.
Для изображения функционирования связей внутри структуры можно использовать иерархическую модель слоистого строения кристаллической решетки бинарных или тройных соединений. Такие модели можно использовать для описания процессов, стимулирующих перестройку структуры при взаимодействии с окружающей средой или при изменении ее внутренних параметров.
При моделировании таких структур можно воспользоваться особенностями не только их иерархии, но и характером взаимодействия между их элементами. Иерархия структуры (см. рис. 1) позволяет представить ее в виде последовательности уровней (плоскостей) [5].
В существующей структуре содержатся иерархические уровни, включающие только обособленные от государственных институтов элементы бизнес-структур (теплосетевые, теплоснабжающие организации, генерирующие предприятия, котельные и др.), то есть реализуются вертикальные связи (рисунок 1,а).
Например, в составе структуры теплоэнергетики, обеспечивающей теплоснабжение города Иваново и Ивановской области, выступают теплосетевые, теплоснабжающие предприятия. Субъектами теплоснабжения являются: три ТЭЦ, ЗАО «Ивановская тепловая блок-станция», 144 коммунальные промышленно-отопительные котельные и теплосетевые организации, а также 930 котельных департаментов социальной сферы и промышленных предприятий. Последний
тип котельных предприятий практически не осуществляет продажу тепловой энергии, покрывая большую долю теплоснабжения в местах со слаборазвитой промышленностью.
Уровень государственных институтов (исполнительной и институциональной среды)
Уровень взаимодействия хозяйствующих субъектов и потребителей
Уровень государственных институтов (исполнительной и институциональной среды)
Уровень взаимодействия хозяйствующих субъектов и государственных органов
Уровень предпринимательских структур и потребителей
б)
Рис. 1. Существующая (а) и предлагаемая (б) структуры управления теплоэнергетикой региона.
Источник: Доничев O.A, Малкова Т.Б., Лебедева O.A. (2013). С. 42-46.
Наличие более тысячи энергетических объектов различной мощности и социальной значимости требует организации многоаспектной деятельности руководства региона. В современных условиях решение задачи по консолидации финансовых ресурсов, реконструкции и развитию структуры энергетики в регионе базируется на формировании интегрированных информационно-аналитических систем, основанных на многоуровневых иерархических вычислительных системах, обеспечивающих объединение данных по производству, потреблению топливных и энергетических ресурсов [9].
В настоящее время рынок предлагает достаточно широкий набор технических и программных средств, на основе которых можно создать системы учета и контроля тепловой энергии с требуемыми характеристиками. Однако повышение инновационной активности инте-
грированной структуры невозможно без наличия полномасштабных автоматизированных систем контроля и учета тепловой энергии (АСКУТЭ), а также информационно-измерительных автоматических систем (ИИАС). Внедрение таких систем существенно ускоряет и облегчает процессы расчета и перерасчета начислений по поставленной тепловой энергии, повышает качество учета информации по жилищному фонду, населению и платежам, способствует снижению задолженности населения за коммунальные услуги.
Результаты проведенных экспертных оценок позволили определить важность функций контроля и измерения тепловой энергии, обеспечивающих новые подходы для принятия управленческих решений по активизации инновационной деятельности. Это связано с тем, что такие системы позволяют ускорить информационно-аналитические, измерительные и информационно-технические процессы, что обеспечивает интеграцию и согласование оперативных данных, поступающих от различных элементов теплоэнергетической структуры для формирования оптимального управленческого решения. Более того, изменение статуса снабжающих организаций и потребителей требует, чтобы АСКУТЭ была открытой для всех уровней интегрированной структуры, что дает возможность для реконфигурации ее информационной части по составу потребителей, прогнозированию потребления тепловой энергии, необходимости ввода новых мощностей, по качеству тепловой энергии, по техническому состоянию систем теплоснабжения.
Функции АСКУТЭ представлены на рис. 2 и указывают на необходимость горизонтальной и вертикальной интеграции данных о потребляемой мощности, загрузке системы, потерях тепловой энергии, использовании экономических расчетов по энергосбережению и др. Наличие такой системы способно обеспечить необходимые условия устойчивого функционирования и развития промышленности региона, модернизацию структуры теплоэнергетического сектора, ее техническое перевооружение лишь при наличии государственных институтов.
По мнению Ю.Ф. Битерякова [6], в рамках территориальной кооперации предприятий теплоэнергетики в Ивановской области уже в настоящее время используется частично интегрированная схема корпоративного участия.
При такой схеме государство в лице регионального правительства способствует:
1) привлечению средств из государственного бюджета на замену тепловых сетей и котельных;
2) поддержке научно-исследовательских работ по энергосбережению;
3) созданию улучшенных технологий генерации;
4) снижению экологических нарушений со стороны тепловых станций;
5) формированию госзаказа на создание необходимого объема генерирующих мощностей.
Рис. 2. Функции автоматизированной системы контроля и учета тепловой энергии (АСКУТЭ).
Взаимодействие государства и экономических субъектов способствует согласованию частных интересов собственников с долгосрочными целями и приоритетами, повышению уровня показателей состояния отрасли, и их сопоставимость с мировым уровнем потребительских качественных и ценовых характеристик тепловой энергии [9]. Поэтому в предлагаемой нами структуре должны содержаться уровни (слои), включающие хозяйствующих субъектов и государственные институты, взаимодействующие между собой как по горизонтали, так и по вертикали (см. рис. 1б). По мнению многих авторов, интегрированные структуры должны иметь матричную структуру управления. Их особенность заключается в том, что на иерархическую вертикальную структуру управления накладывается «горизонтальная» функциональная структура, исполнители которых могут быть подчинены нескольким органам управления. Для такого типа структуры свойственно повышение ответственности менеджмента и собственников за устойчивый рост экономического благосостояния региона, за своевре-
менное принятие продуктивных управленческих решений, за повышение инновационной активности.
Многие исследователи [3] считают, что существующие предпосылки для формирования интегрированных структур могут быть реализованы в результате организационных мероприятий, основанных на интеграции собственного капитала, информационного пространства при реализации общих целевых установок. Основополагающими элементами такой структуры являются уровни иерархии, отображающие ее территориальный, ведомственный характер. Учитывая процессы экономической и административной интеграции наряду с объектами, образующими систему производства, транспорта и распределения тепловой энергии во всех типах иерархий, необходимо наличие системы информационного обслуживания инвестиционно-инновационной системы, обеспечивающей восстановление ресурсов и обновление производства [10].
Более того, интегрированная структура нуждается в функционировании ряда других экономических подсистем, таких как банки, страховые компании, производители инноваций, законодательные и другие институты. Предметом их взаимодействия служат процессы производства, передачи, распределения и потребления тепловой энергии.
Все эти элементы не изолированы: они не только взаимодействуют, согласуются, но и дополняют друг друга. Вместе с тем они относятся к тем или иным государственным, частным структурам, что затрудняет возможность участия регионального правительства в согласовании региональных энергетических программ развития промышленных комплексов и естественных монополий [8].
В результате административные органы регионов сталкиваются с множеством дополнительных проблем. Среди них наиболее значимыми являются [7]:
- отсутствие в элементах существующей структуры перспективного планирования в инновационной среде;
- недостаток нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности;
- низкий уровень корпоративной ответственности предприятий, обеспечивающих клиентов тепловыми ресурсами;
- недооценка проблемы управления инновационно-инвестиционной деятельностью со стороны собственников и менеджмента предприятий.
Указанные проблемы могут быть решены в рамках новых подходов к функционированию теплоэнергетической структуры, реализующих новую концепцию научно-технического развития отрасли [6].
Важными условиями для создания эффективной системы управления в такой структуре, повышения корпоративной ответственно-
сти менеджмента и собственников компаний теплоэнергетики перед потребителями являются [8]:
- заинтересованность высшего руководства региона;
- наличие четкого нормативно-правового, экономического и организационного обеспечения деятельности таких структур;
- переход на новую систему тарифообразования, позволяющую компаниям получать экономически обоснованную норму прибыли и осуществлять инвестиции, необходимые для развития отрасли и экономики региона.
Последнее из условий в настоящее время весьма актуально, так как износ оборудования в системах теплоснабжения во многих регионах России превышает, как указано выше, 60-70%.
В качестве показателя, отражающего уровень инновационного развития региональной теплоэнергетики, то есть ее готовности к обновлению основных элементов инновационной системы в соответствии с существующими подходами, были выбраны следующие критерии:
- объемы инвестиционных средств, направленных на инновационное обновление основных фондов теплоэнергетической структуры;
- объемы инвестиционных средств, направленных на совершенствование системы управления;
- сокращение сроков выполнения услуг (%);
- эффективность использования топливных ресурсов;
- степень загрузки производственных мощностей.
На наш взгляд, именно перечисленные критерии позволяют судить об эффективности и активности инновационных процессов. Значение таких критериев для структуры теплоэнергетики Ивановской области в 2009-2011 гг. приведены в табл. 1.
Как видно из приведенной таблицы, в период с 2009 по 2011 гг. уменьшились объемы инвестиционных средств, направленных на обновление основных фондов предприятий и на совершенствование системы управления. Наметилась положительная тенденция в повышении эффективности использования топливных ресурсов и во взаимодействии хозяйствующих субъектов с потребителями. При этом отмечается снижение степени загрузки производственных мощностей в связи с потерей ряда потребителей пара и горячей воды в лице крупных промышленных предприятий текстильной отрасли.
Из проведенного нами анализа следует, что слабой стороной инновационной деятельности теплоэнергетики региона является низкий уровень загрузки производственных мощностей, большие сроки выполнения предложений и заказов со стороны потребителей. Поэтому, на наш взгляд, для повышения эффективности инноваций в функционировании теплоэнергетической структуры необходимо
Таблица 1
Критерии, определяющие эффективность инновационных процессов в теплоэнергетике г. Иваново период с 2009 по 2011 г.
Наименование критерия 2009 2010 2011
Объемы инвестиционных средств, направленных на инновационное обновление основных 48921,0 89622,5 6804,0
фондов, тыс. руб.
Объемы инвестиционных средств, направлен- нет 7500,0 637,3
ных на совершенствование системы управления, тыс. руб. данных
Сокращение сроков выполнения услуг, % 78 70 60
Уровень гармонизации взаимодействия хозяйствующих субъектов с потребителями, отн. ед. 0,49 0,5 0,63
Эффективность использовании топливных 194,0 194,58 195,64
ресурсов, т.усл.т./Гквт
Степень загрузки производственных мощно- 0,91 0,86 0,8
стей
минимизировать рост тарифов, повысить эффективность эксплуатации вводимого оборудования, обеспечить приток инвестиций в инновации, а также уменьшить сроки внедрения инноваций.
В качестве одного из условий достижения поставленных задач можно выделить необходимость повышения показателя качества обслуживания потребителей. В табл. 2 приведены параметры показателей качества обслуживания потребителей тепловой энергией в структуре теплоэнергетики г. Иваново, по данным консультационных пунктов сбытовых компаний. Мониторинг этих параметров проводился поквартально, однако в таблице мы приводим усредненные данные по годам.
Таблица 2
Параметры качества обслуживания потребителей тепловой энергии
в г. Иваново за 2010-2012 гг.
Параметры 2010 2011 2012
Возможности реализации личного приема потребителей 0,7 0,77 0,8
Возможности использования телефонной связи 0,97 0,97 1
Возможности инновационных способов приема потребителей (через интернет, сайт) 0,5 0,5 0,5
4. Наличие печатного периодического издания 0,13 0,5 0,5
5. Простота и доступность схемы обжалования действий со стороны субъектов 0,6 0,93 0,9
6. Степень полноты, актуальности и достоверности информации 0,5 0,5 0,5
Из табл. 2 видно, что среди 6 показателей наиболее благоприятное влияние на инновации оказала доступность системы обжалования действий со стороны сбытовых организаций. Данный параметр имеет одно из наибольших значений среди остальных - (0,9). Первый и второй параметры (возможности реализации личного приема потребителей и возможности использования телефонной связи) представляют собой наиболее традиционные методы взаимодействия с потребителями и на протяжении всего рассматриваемого периода имеют высокие показатели. Такие показатели как появление печатных периодических изданий и инновационного способа приема потребителей через интернет пока никаким образом не оказали влияния на степень полноты и достоверности получаемой информации.
Отметим, что, несмотря на то что уровень сотрудничества между поставщиками тепловой энергии и ее потребителями достаточно высокий (Кс = 0,7), качество обслуживания потребителей не соответствует современным требованиям по качеству. Известно, что показатель сотрудничества зависит от трех слагаемых: уровня информативности, исполнительности и результативности пожеланий потребителей [9]:
Кс = АЫн + ВЫс + СРс, (1)
где Ын - индикатор информативности; Ыс - индикатор исполнительности пожеланий потребителя; Рс - индикатор результативности выполнения пожеланий; А=0,2; В=0,5; С=0,3.
По данным консультационных пунктов теплосбытовой компании г. Иваново, для индикаторов информативности в 2012 г. получено значение 0,69 (среднее значение параметра обслуживания потребителей) для Ыс = 0,8 и Рс = 0,54. Повышение комплексного показателя Кс в 2012 г. по сравнению с 2011 г. связано с повышением индикатора исполнительности пожеланий потребителей, но не с их результативностью и как следствие не с повышением эффективности инноваций. Этот вывод находится в соответствии с результатами исследования особенностей влияния инноваций на функционирование предприятий теплоэнергетики.
Для выявления особенностей влияния инноваций на функционирование теплоэнергетической структуры была использована система сбалансированных показателей ССП (BSC). Эти показатели поддаются числовому измерению и являются оценочной характеристикой степени достижения стратегических целей структуры, показывают эффективность бизнес-процессов, содержат информацию о ее рентабельности, финансовой эффективности и инновационной активности. В табл. 3 представлены результаты интегральной экспертной оценки состояния трех генерирующих компаний Ивановской области, отличающихся
низким уровнем инновационной активности. В качестве экспертов, которым было предложено оценить соответствующие параметры, выступили специалисты производственного и сбытового участков генерирующих компаний, технологи, бухгалтеры и главный инженер. Максимальное количество баллов каждого показателя равно 10.
Из табл. 3 видно, что не для всех субъектов теплоэнергетики региона инновационная деятельность является значимым фактором. Одной из причин низкой результативности инновационной деятельности рассматриваемых субъектов, на наш взгляд, может быть отсутствие целевых задач, а также объективных критериев оценки такой деятельности.
Таблица3
Параметры, оценивающие финансовое состояние генерирующих предприятий теплоэнергетики Ивановской области
Показатель (в баллах) ТЭЦ-1 ТЭЦ-2 ТЭЦ-3
Производство тепловой энергии 4,2 3,4 3,2
Ликвидность 3,0 2,3 2,5
Рентабельность 4,8 4,3 4,0
Эффективность капитала 2,6 1,8 2,4
Финансовая устойчивость 5,2 4,6 4,3
Капитализация 7 5,6 7,8
Сумма баллов 26,8 22 24,2
Действительно, в существующих подходах к оценке влияния интеграционных процессов на инновационную активность акцентируется внимание на финансовых показателях. Это объясняется тем, что одной из особенностей инвестиционной деятельности в энергетике, и в теплоэнергетике в частности, является высокая капиталоемкость основных производственных фондов элементов структуры теплоэнергетики. В связи с этим возникает необходимость концентрации, прежде всего крупных, финансовых ресурсов для реализации инновационной деятельности.
Оценка состояния 98 котельных Ивановской области, а также результаты исследования объектов теплоснабжения Владимирской и Костромской областей стали основой для принятия решений о необходимости активизации инновационных процессов в системе теплоснабжения, в технологии получения тепловой энергии, в тепловых сетях, в нормировании потребления тепловых ресурсов, в системе управления.
Полученные данные были также использованы для определения влияния процессов интеграции в существующей структуре теплоэнергетики на эффективность инновационной деятельности по методике,
предложенной М.А. Ерохиным [6]. Предложенная методика оценки позволяет определить эффективность инновационной деятельности, выявить проблемы и определить направление развития. В табл. 4 приведены результаты анализа эффективности инновационной деятельности предприятий теплоэнергетики Ивановской области. В основе предложенной методики заложено сопоставление показателей с лучшими их значениями для отрасли, приведенных в статистических отчетах.
Анализ параметров эффективности, приведенных в таблице 4, показывает, что значение всех показателей ниже пороговых. Это связано, в частности, с отсутствием кадров, способных разработать и реализовать новшество. Более того, отсутствие необходимого количества патентов, лицензий и ноу-хау свидетельствует о низком научно-исследовательском потенциале предприятий теплоэнергетики, слабой связи с исследовательскими институтами (инновационный потенциал представлен в табл. 4).
Таблица 4
Показатели эффективности инновационной деятельности на предприятиях ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 Ивановской области в 2012 г., %
Показатель Значение показателя, % Пороговое значение, %
Отношение затрат на научные исследования к объему ВРП 0,5 10
Отношение количества созданных передовых технологий к численности научно-технического персонала 1,5 25
Отношение количества выданных охранных документов к внутренним затратам на разработки 2,0 10
Отношение количества выданных охранных документов к численности персонала, занятого научными разработками 3,5 5
Отношение объема научных исследований к численности персонала, занятого научными разработками 11 15
Отношение затрат на технологические инновации к объему ВРП 0,5 2,0
Это означает, что развитие топливно-энергетического комплекса носит экстенсивный характер, рост количества производимой тепловой энергии основан в большей мере на традиционных способах ее получения [4]. Кроме того, неблагоприятной тенденцией инновационного развития существующей структуры теплоэнергетики является
постоянный разрыв в темпах прироста денежных средств, полученных предприятием и составляющих 10,9%, от уровня прироста производительности труда, который сохраняется в пределах 5,2-5,5%.
Все это свидетельствует о необходимости внедрения современных информационных технологий и новых подходов к смягчению противоречий между элементами структуры; использования новых элементов мотивации менеджмента и собственников к внедрению инноваций; изменения кадровой политики и совершенствования структуры управления.
Литература
1. Авдашева С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
2. Анискин Ю.Б. Инвестиционная активность и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 4. С. 77-82.
3. Антонов Г.Д., Иванова О.П. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 5. С. 32-44.
4. Битеряков Ю.Ф., Бочаров А.Е. К проблеме совершенствования управления энергетическими компаниями // Вестник ИГЭУ. 2004. Вып. 1. С. 129-130.
5. Доничев О.А., Малкова Т.Б., Лебедева О.А. Особенности формирования корпоративных структур в системе теплоснабжения региона // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 1.
6. Малкова Т.Б., Кукукина И.Г. Теория и методология корпоративной ответственности в условиях гармонизации экономики. Иваново, 2009. С. 132.
7. Малкова Т.Б., Лебедева О.А. Особенности и проблемы управления теплоэнергетикой Ивановского региона // Вестник ИГЭУ. 2012. № 3. С. 69-72.
8. Наумов Э. В. Модель новой энергетики // Энергетика. 2012. № 4. С. 19-20.
9. Скляров Е.В. О создании информационной системы мониторинга и управления эффективностью энергосбережения на объектах города Москвы // Промышленная энергетика. № 6. 2011. С. 2-6.
10. Тимченко Т. Стратегия развития корпорации: варианты формирования // Вестник Института экономики РАН. 2010. № 4. С. 151.