Научная статья на тему 'Инновационные учебные наглядные пособия по теоретической механике (раздел «Статика»)'

Инновационные учебные наглядные пособия по теоретической механике (раздел «Статика») Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
256
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА / СТАТИКА / НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / THEORETICAL MECHANICS / STATIC / VISUAL AIDS / INNOVATION / EDUCATIONAL PROCESS INTENSIFICATION / STUDENT ACADEMIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Маркин Юрий Сергеевич

Описаны инновационные учебные наглядные пособия (модели) по теоретической механике (раздел «Статика»), интенсифицирующие учебный процесс и создающие условия для проведения учебно-исследовательской работы студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL VISUAL AIDS FOR THEORETICAL MECHANICS (SECTION «STATIC»)

The article describes innovative educational visual aids (models) for theoretical mechanics (section «Static»), with the purpose of intensifying educational process and creating requirements for student's academic research.

Текст научной работы на тему «Инновационные учебные наглядные пособия по теоретической механике (раздел «Статика»)»

Маркин Ю.С.

ИННОВАЦИОННЫЕ УЧЕБНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ (РАЗДЕЛ «СТАТИКА»)

Описаны инновационные учебные наглядные пособия (модели) по теоретической механике (раздел «Статика»), интенсифицирующие учебный процесс и создающие условия для проведения учебноисследовательской работы студентами.

Ключевые слова: теоретическая механика, статика, наглядные пособия, инновации, интенсификация учебного процесса, учебно-исследовательская работа студентов.

Прибор для демонстрации сложения и разложения плоских векторов. Прибор [1] предназначен для демонстрации аксиомы статики о параллелограмме сил. Схема прибора представлена на рис. 1.

А

Рис. 1. Схема прибора для демонстрации сложения и разложения плоских векторов

Прибор (рис. 1) состоит из стержней 1, 2, 3, 4, попарно одинаковых и образующих параллелограмм АБСБ. В шарнире А параллелограмм крепится к полой станине 5. Диагональный стержень 6 (индикатор) нижним концом проходит внутри отверстия в сплошном пальце 7 (шарнир А) и располагается внутри полой станины 5, а другим концом закреплен подвижно в противоположном шарнире С. На резьбовом конце пальца 7 находится барашек 8 (рис. 1, разрез А - А), предназначенный для фиксирова-

ния требуемого положения слагаемых векторов. Роль слагаемых векторов выполняют стержни 1 и 2, а роль суммарного вектора - стержень 6. Эти стержни снабжены стрелками, направленными соответственно к шарнирам В, Б, Си образуют между собой углы а и (. При перемещении стержней 1, 2, 3 и 4 параллелограмма АБСБ, например, вручную устанавливают требуемые углы а и ( и это положение фиксируют с помощью резьбового барашка 8. При этом визуально наблюдают сложение (разложение) векторов в течение некоторого промежутка времени. Если положение векторов не фиксировать барашком 8, то сложение векторов можно демонстрировать и, следовательно, наблюдать в динамике при изменении углов а и ( почти от 0° до суммы, равной примерно 180°.

Предложенный прибор механизирует труд преподавателя, значительно повышает наглядность процесса сложения (разложения) плоских векторов как в статике (в любом зафиксированном их положении), так и в динамике (при их перемещении) и интенсифицирует процесс обучения.

Гибкая нерастяжимая нить. Ее реакция всегда направлена вдоль нити в ту сторону, чтобы предотвратить возможное перемещение нити с подвешенным к ней грузом. На схемах нить изображает применяемые в технике тросы, канаты, цепи и другие гибкие элементы. Важным свойством гибкой нерастяжимой нити является способность передавать силу, приложенную к ее концу, вдоль самой себя. Для демонстрации этого явления предложена модель [2], представленная на рис. 2.

Рис. 2. Модель гибкой нерастяжимой нити

Модель гибкой нерастяжимой нити (рис.2) состоит из кронштейна 1, к которому прикреплена нить 2, перекинутая через блок 3, с грузом 4 на

конце. На нить нанизана полая трубка со стрелкой 5 на конце, имитирующая силу тяжести груза 4, с возможностью относительного движения и расположения, например, в положении 5'. Модель наглядно демонстрирует перемещение силы тяжести груза из положения 5 в положение 5', т.е вдоль нити.

Модель для демонстрации реакций связей при точечном и линейном контактах. На рис. 3 представлена схема модели [3]. Модель (рис. 3) состоит из станины 1, выполненной в виде ниши, в которой установлен брус 2, составленный из пластин прозрачного материала, например, из органического стекла, склеенных или соединенных между собой с помощью резьбовых крепежных элементов. В точке А брус 2 упирается ребром в основание ниши, в точке В - в вертикальную стену ниши, а в точке С опирается боковой поверхностью на острый угол противоположной стены ниши. Из точек А, В и С исходят цилиндрические стержни соответственно 3, 4 и 5, выполненные из цветного пластика, например, из красного, с конусами на концах. Эти стержни пронизывают прозрачный брус и расположены в вертикальной плоскости симметрии бруса.

Цилиндрические стержни 3, 4 и 5, выполненные из цветного пластика, например, из красного, с конусами на концах, исходящие соответственно из точек А, В и С, изображают реакции связи в перечисленных точках. Сквозь прозрачные стенки бруса весьма хорошо видны реакции связей и точки их приложения, расположенные в середине линий касания острых углов связи и бруса.

Рис. 3. Схема модели для демонстрации точечных и линейных контактов

Модель для демонстрации теоремы о трех силах. Модель [4] (рис. 4) предназначена для демонстрации равновесия тела под действием трех непараллельных сил, лежащих в одной плоскости.

Рис. 4. Схема равновесия системы трех сходящихся сил

Модель состоит из основания со стойкой 1. В точке А к стойке верхней частью шарнирно подвешено тело 2 с помощью крючкообразного подвеса, которое в точке В касается вертикальной стойки. Тело выполнено из прозрачного материала, например, органического стекла. В центре тяжести тела (в точке С) шарнирно с двух сторон прикреплены пластинчатые векторы 3, выполненные также из прозрачного материала и изображающие силу тяжести Р. Из точки к пересечения линий действия возникающих реакций связей ЯА и Яв в направлении соответственно точек А и В выполнены цилиндрические отверстия, в которых расположены элементы дюралайта 4 и 5, включенные последовательно в электрическую цепь с контактами 6 и 7, соприкасающимися соответственно с контактами 8 и 9 источника электрического тока, не показанного на схеме. Боковые стороны тела 2 покрыты тонировочной пленкой 10.

При подвешивании в точке А верхней частью тела 2 с помощью крючкообразного подвеса к оси вращательного шарнира оно в точке В касается вертикальной стойки станины 1. В момент подвешивания электрическая цепь, составленная из элементов дюралайта соответственно 4 и 5, своими контактами 6 и 7 соединяется с соответствующими контактами 8 и 9 источника электрического тока, не показанного на схеме. При прохождении электрического тока по элементам дюралайта 4 и 5 они начинают

светиться и высвечивать на тонировочном покрытии 10 возникшие реакции связи ИА и Яв соответственно в точках А и В, а их линии действия пересекаться в точке к, расположенной в соответствии с известной теоремой о трех силах на линии действия силы тяжести Р. Тонировочные пленки 10, наклеенные на боковые поверхности тела 2, исполняют роль экранов, на которых высвечиваются возникающие реакции связей и одновременно скрывают от наблюдателя внутреннее устройство тела. Достаточно разорвать электрическую цепь поднятием тела, свечение элементов прекращается. Возникшие реакции связей исчезают. При повторном подвешивании тела опять происходит подключение электрической цепи к источнику тока. Описанный эффект повторяется. И так при каждой последующей демонстрации теоремы о трех силах.

Таким образом, описанная модель достаточно наглядно демонстрирует теорему о трех силах, которая утверждает, что если твердое тело под действием трех непараллельных сил находится в равновесии, то линии действия этих сил пересекаются в одной точке (доказательство этой теоремы приведено в любом учебнике по теоретической механике).

Модель удобно демонстрировать при чтении лекций, на практических занятиях или в процессе самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и решению домашних задач, а также при выполнении расчетно-графических заданий.

Модель подпятника. Модель подпятника [5] относится к наглядным учебным пособиям. Схема модели представлена на рис.5. Модель (рис. 5, а) состоит из станины 1 с нишей (вырезом), в которой расположены нижние концы сменных стаканов 2, установленных в станине вертикально, выполненных из прозрачного материала, например, из органического стекла. Стакан 2 исполняет роль подпятника. Один стакан имеет днище плоское горизонтальное (рис. 5, а - г), другой - коническое (рис. 5, д - е), третий - сферическое (рис. 5,ж). В стакане 2 расположена сменная пята 3, одна из которых имеет плоское горизонтальное сплошное основание, а другая - сферическое (рис. 5, а). Другая пята имеет одно основание плоское горизонтальное кольцевое (рис. 5,в), а другое - горизонтальное сплошное, усеченное конусом (рис. 5, г - д).

Установив в станину 1 прозрачный сменный стакан 2, например, с плоским горизонтальным днищем, в нем располагают пяту 3 со сферическим основанием (рис. 5,а) и демонстрируют взаимодействие плоскости и сферы. Затем, располагая в стакане 2 пяты 3 с различными формами ос-

нований, демонстрируют взаимодействие плоского днища подпятника со сплошным горизонтальным (рис. 5,б), плоским горизонтальным кольцевым (рис. 1.3,в), плоским горизонтальным сплошным, усеченным конусом (рис. 5,г), основанием пяты. При установке стакана 2 с коническим днищем демонстрируют сочетание двух конических поверхностей (рис. 5,д), а также - конуса и сферы (рис. 5,е). И, наконец, установив стакан 2 со сферическим днищем, демонстрируют сочетание двух сфер (рис.5,ж).

б) в) г)

3

л

і/Угуі

д)

е)

ж)

Рис. 5. Схемні моделей подпятников

Очевидно, что предложенная модель обеспечила наглядность демонстрации взаимодействия пяты и подпятника и увеличила в семь раз количество демонстрируемых сочетаний геометрии пяты и подпятника. Следовательно, предложенная модель направлена на повышение качества обучения студентов. Кроме того, модель имеет возможность оказывать

студентам помощь в теоретическом исследовании коэффициентов трения скольжения, возникающих в различных геометрических сочетаниях пяты и подпятника.

Модель невесомого стержня. Модель [6] относится к наглядным учебным пособиям и предназначена для применения в учебных лабораториях по теоретической механике.

К станине 1 (рис. 6) с помощью вращательного шарнира прикреплен невесомый стержень 2 (невесомыми в теоретической механике считают стержни, вес которых многократно меньше действующих на них сил). К станине 1 и к стержню 2 шарнирно прикреплен брус 3. Стержень 2 выполнен из трубчатого профиля с продольным окном на боку и стрелкой на конце, внутри которого расположена неоновая лампа 4, включенная в электрическую цепь с источником электрического тока, включателем-выключателем с возможностью включения и последующего выключения ее оператором в момент завершения демонстрации реакции невесомого стержня. Электрическая цепь на схеме не показана.

Рис. 6. Схема модели невесомого стержня

При демонстрации реакции невесомого стержня 2 включают с помощью включателя, не показанного на схеме, неоновую лампу 4, находящуюся внутри трубчатого стержня с продольным окном на боку и стрелкой на конце. Светящаяся неоновая лампа высвечивает реакцию стержня 2 и ее направление.

Если надо продемонстрировать реакцию невесомого стержня при повернутой модели на 180° вокруг горизонтали [7], то выполняют боковые окна с двух его сторон (рис. 7).

Рис. 7. Схема стержня при повернутой модели

Расположение высвечивающихся реакций связей невесомого стержня с двух сторон значительно повышает наглядность наблюдения возникающих реакций невесомого стержня. После демонстрации реакций связей неоновую лампу выключают.

Модель жесткой заделки консольной балки. Модель [8] относится к наглядным учебным пособиям и предназначена для применения в учебных лабораториях по теоретической механике, сопротивлению материалов и другим учебным дисциплинам.

В станине 1 (рис. 8) выполнено прямоугольное отверстие. В отверстии расположена балка 2, к концу которой приложена сила Р. Ширина отверстия соответствует ширине балки 2. Верхняя поверхность отверстия выполнена наклонной, образующей свободное пространство над балкой клиновидной формы, в котором расположен клин 3 с задним выступом, снабженным винтовым механизмом 4 с ручным приводом с возможностью заклинивания балки в любом нужном положении и последующего освобождения для изменения ее длины 1, а свободная часть балки снабжена тензодатчиком 5.

Винтовым механизмом 4 с ручным приводом вытягивают клин 3 из клиновидного пространства станины 1 и освобождают балку 2. Освобожденную балку 2 перемещают вдоль паза и устанавливают требуемую длину 1 ее консольной части. Затем с помощью винтового механизма 4 досылают клин в клиновидное пространство и защемляют балку в этом положении, демонстрируя ее жесткую заделку. Зафиксировав балку 2 в нужном положении, ее нагружают силой Р и производят измерение возникших изгибных напряжений с помощью тензодатчика 5 и соответствующей аппаратуры, не показанной на схеме.

Рис. 8. Схема жесткой заделки консольной балки

Назначив ряд длин консольной части балки 2, например, ! = 0,5 м, 0,7 м, 0,9 м и т.д., и измерив соответствующие изгибные напряжения описанным выше образом строят график изменения изгибных напряжений балки от ее длины. Если возникающие изгибные напряжения в балке рассчитать теоретически, то появляется возможность сравнения теоретических и экспериментальных данных.

Устройство для исследования реакции вращательного шарнира. Устройство [9] относится к наглядным учебным пособиям и предназначено для организации учебно-исследовательской работы студентов первого курса.

Устройство (рис.9) состоит из станины 1, стержня 2, соединенного вращательным шарниром со станиной. Стержень 2 упирается в остроконечную опору, представляющую собой телескопическую стойку 3 прямоугольного сечения с возможностью фиксирования нужной высоты. Основание стойки 3 расположено в направляющем пазу станины 1, выполненного перпендикулярно геометрической оси вращательного шарнира, с возможностью перемещения вдоль паза и жесткого закрепления в нужном положении с помощью резьбовых крепежных элементов.

При изменении высоты телескопической стойки 3 изменяется и положение точки касания круглого стержня 2 с остроконечной опорой или линии касания при прямоугольной форме сечения стержня. Вместе с этим изменяется направление и величина реакции связи вращательного шарнира в соответствии с известной теоремой о трех силах. Кроме того, положение точки (линии) касания можно изменять перемещением основания стойки 3 вдоль паза, расположенного в станине 1, и закреплением ее в нужном положении. И, наконец, положение точки (линии) касания можно

вариировать как изменением высоты стойки, так и перемещением основания стойки вдоль паза и закреплением ее в нужном положении.

/Ув

2\/Х - Ж /3

Рис. 9. Схема устройства для исследования реакции вращательного шарнира

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет обучающимся проводить исследования при определении направления и величины реакции вращательного шарнира в достаточно широких пределах: 1. в зависимости от угла наклона стержня без изменения положения точки касания стержня и опоры; 2. в зависимости от изменения положения точки касания вдоль стержня при одном и том же угле его наклон; 3. в зависимости от изменения как угла наклона стержня, так и изменения положения точки их касания.

Источники

1. Патент РФ № 30988, МКИ G 01 N 3/00. Прибор для демонстрации сложения сил по правилу параллелограмма / Маркин Ю.С., Наумов Л.Г., Маркин О.Ю. и др. Опубл. 10.07.2003. Бюл. № 19.

2. Патент РФ № 91169 , МКИ G 01 N 3/00. Модель гибкой нерастяжимой нити / Маркин О.Ю., Маркин Ю.С., Маркина Н.О. и др. Опубл. 27.01.2010. Бюл. № 3.

3. Патент РФ № 44180, МКИ G 01 N 3/00. Модель для демонстрации реакций связей с остроконечными опорами / Маркин Ю.С., Наумов Л.Г., Маркин О.Ю. и др. Опубл. 27.02.2005. Бюл. № 6.

4. Патент РФ № 44824, МКИ G 01 N 3/00. Модель для демонстрации теоремы о трех силах / Маркин Ю.С., Наумов Л.Г., Маркин О.Ю. и др. Опубл. 27.03.2005. Бюл. № 9.

5. Патент РФ № 41868, МКИ G 01 N 3/00. Модель подпятника / Маркин Ю.С., Наумов Л.Г., Маркин О.Ю. и др. Опубл. 10.11.2004. Бюл. № 31.

6. Патент РФ № 48634, МКИ G 01 N 3/00. Стержень - связь / Маркин Ю.С., Наумов Л.Г, Маркин О.Ю. и др. Опубл. 27.10.2005. Бюл. № 30.

7. Патент РФ № 57460, МКИ G 01 N 3/00. Стержень-связь / Маркин Ю.С., Наумов Л.Г, Маркин О.Ю. и др. Опубл. 10.10.2006. Бюл. № 28.

8. Патент РФ № 41152, МКИ G 01 N 3/00. Консольная балка / Маркин Ю.С., Наумов Л.Г., Маркин О.Ю. и др. Опубл. 10.10.2004. Бюл. № 28.

9. Патент РФ № 38061, МКИ G 01 N 3/00. Устройство для исследования реакции вращательного шарнира / Маркин Ю.С., Наумов Л.Г., Маркин О.Ю. и др. Опубл. 20.05.2004. Бюл. № 14.

Зарегистрирована 24.11.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.