Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ТУРИСТИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ГОСУДАРСТВА: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ТУРИСТИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ГОСУДАРСТВА: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ПУТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ / РАБОЧИЕ МЕСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсаханова Гайна Абдуловна

Сфера туризма является одной из важных видов экономической деятельности. В 2019 г. сфера туризма считалась третьим по величине экспортным сектором мировой экономики после топлива и химических веществ, на него приходилось 7% мировой торговли. В 2019 г. эта сфера прямо и косвенно предоставляла около 330 млн. рабочих мест, что эквивалентно 10,3% от общего уровня занятости. Итак, каждый 10-й работник в мире был занят в туристическом секторе. Отметим, что каждое рабочее место, созданное в сфере туризма, способствует созданию около полутора дополнительных рабочих мест. Туризм остается важным сектором обеспечения рабочих мест для женщин и молодежи. Большинство туристических предприятий составляют микро -, малые и средние предприятия (МСП) с менее чем 50 работниками. Примерно 30% всей рабочей силы занято в компаниях с 2-9 работниками. Закрытие межгосударственных границ и введения ограничений на поездки обусловлено опасностью из-за пандемии COVID-19. При этом под угрозой оказались не только рабочие места в сфере туризма, но и в смежных секторах, включая продовольственные услуги, которые обеспечивают занятость для 144 миллионов работников во всем мире. Туристическая индустрия РФ первой почувствовала на себе последствия кризиса, а выйдет из него последней. Завершение карантинных ограничений будет началом испытаний и поисков путей восстановления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT OF TOURISM RESOURCES OF THE STATE: ADVANTAGES AND RISKS

Tourism is one of the most important types of economic activity. In 2019, the tourism sector was considered the third largest export sector of the world economy after fuel and chemicals, accounting for 7% of world trade. In 2019, this sector directly and indirectly provided about 330 million jobs, which is equivalent to 10.3% of the total employment level. So, every 10th worker in the world was employed in the tourism sector. It should be noted that each workplace created in the tourism sector contributes to the creation of about one and a half additional jobs. Tourism remains an important sector for providing jobs for women and youth. The majority of tourism enterprises are micro, small and medium-sized enterprises (SMEs) with less than 50 employees. Approximately 30% of the total workforce is employed in companies with 2-9 employees. The closure of interstate borders and the introduction of travel restrictions is due to the danger due to the COVID-19 pandemic. At the same time, not only jobs in the tourism sector were at risk, but also in related sectors, including food services, which provide employment for 144 million workers worldwide. The tourism industry of Russia was the first to feel the consequences of the crisis, and it will be the last to come out of it. The end of quarantine restrictions will be the beginning of trials and the search for ways to restore.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ТУРИСТИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ГОСУДАРСТВА: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ»

Научная статья Original article УДК 338.484.6

DOI 10.55186/27131424 2023 5 3 8

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ТУРИСТИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ГОСУДАРСТВА: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT OF TOURISM RESOURCES OF THE STATE: ADVANTAGES AND RISKS

Арсаханова Гайна Абдуловна, кандидат медицинских наук, доцент, зав.кафедрой «гестологии», профессор кафедра «финансов, кредита и антимонопольного регулирования», Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова (366021 Россия, г. Грозный, ул. Асланбека Шерипова, д. 32), тел. +7(495)250-32-24, mguspaeva@mail.ru

Gaina A. Arsakhanova, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of "Gestology", Professor of the Department of "Finance, Credit and Antimonopoly Regulation", Kadyrov Chechen State University (32 Aslanbek Sheripov st., Grozny, 366021 Russia), tel. +7(495)250-32-24, mguspaeva@mail.ru

Аннотация. Сфера туризма является одной из важных видов экономической деятельности. В 2019 г. сфера туризма считалась третьим по величине экспортным сектором мировой экономики после топлива и химических веществ, на него приходилось 7% мировой торговли. В 2019 г. эта

сфера прямо и косвенно предоставляла около 330 млн. рабочих мест, что эквивалентно 10,3% от общего уровня занятости. Итак, каждый 10-й работник в мире был занят в туристическом секторе. Отметим, что каждое рабочее место, созданное в сфере туризма, способствует созданию около полутора дополнительных рабочих мест. Туризм остается важным сектором обеспечения рабочих мест для женщин и молодежи. Большинство туристических предприятий составляют микро -, малые и средние предприятия (МСП) с менее чем 50 работниками. Примерно 30% всей рабочей силы занято в компаниях с 2-9 работниками. Закрытие межгосударственных границ и введения ограничений на поездки обусловлено опасностью из -за пандемии COVID-19. При этом под угрозой оказались не только рабочие места в сфере туризма, но и в смежных секторах, включая продовольственные услуги, которые обеспечивают занятость для 144 миллионов работников во всем мире. Туристическая индустрия РФ первой почувствовала на себе последствия кризиса, а выйдет из него последней. Завершение карантинных ограничений будет началом испытаний и поисков путей восстановления.

Abstract. Tourism is one of the most important types of economic activity. In 2019, the tourism sector was considered the third largest export sector of the world economy after fuel and chemicals, accounting for 7% of world trade. In 2019, this sector directly and indirectly provided about 330 million jobs, which is equivalent to 10.3% of the total employment level. So, every 10th worker in the world was employed in the tourism sector. It should be noted that each workplace created in the tourism sector contributes to the creation of about one and a half additional jobs. Tourism remains an important sector for providing jobs for women and youth. The majority of tourism enterprises are micro, small and medium-sized enterprises (SMEs) with less than 50 employees. Approximately 30% of the total workforce is employed in companies with 2-9 employees. The closure of interstate borders and the introduction of travel restrictions is due to the danger due to the COVID-19 pandemic. At the same time, not only jobs in the tourism sector were at risk, but also

in related sectors, including food services, which provide employment for 144 million workers worldwide. The tourism industry of Russia was the first to feel the consequences of the crisis, and it will be the last to come out of it. The end of quarantine restrictions will be the beginning of trials and the search for ways to restore.

Ключевые слова: туристическая индустрия, пути восстановления, ограничения, предприятия, рабочие места

Keywords: tourism industry, ways of recovery, restrictions, enterprises,

jobs

Важными сферами минимизации рисков, возникших из-за пандемии являются риски связанные с осуществлением транспортного обслуживания и транспортных путешествий:

- мероприятия на круизных судах,

- авиаперевозках, - автотранспорте.

1. Меры минимизации рисков на круизных маршрутах

Рынок круизных путешествий последние годы активно развивался. За период 2009-2019 гг. численность круизеров стабильно росла с 17,8 до 27,2 млн. человек [2]. По данным Международной ассоциация круизных линий (CLIA) основными трендами на рынке круизов социальные сети и «оздоровительные маршруты».

Во-первых т. н. инстаграмные путешествия, где ежедневно в социальных сетях публикуется большое количество постов с тегом #travel и круизеры делятся своим опытом с борта лайнера и поощряют к путешествиям других [5].

Во-вторых-полное погружение, когда путешественники ищут средства избавиться от стресса, а потому круизные компании предлагают на борту оздоровительные мероприятия (спа-опыт, здоровое питание, фитнес инновации).

Также активно происходило: внедрение умных технологий (цифровые Браслеты, Брелоки, бусы. Также активно внедряются экологические технологии в практику круизной индустрии. Только за 2020 г было инвестировано более 23,5 млрд. долл. у судна, использующего более чистое горючее. Около половины (49%) новых мощностей (лайнеры нового поколения) будут работать на сжиженном природном газе, что на 51 % больше, чем в предыдущем году. Более 69% круизных лайнеров уже используют системы очистки выхлопных газов (EGCS), 99 % новых заказов судов оснащены передовыми системами очистки сточных вод [10].

Однако с сентября 2020 г. рынок круизов постепенно начал восстанавливаться, сначала на внутреннем уровне. Так с разрешения правительства Италии и в соответствии с ECDC (European Centre for Disease Prevention and Control) началась круизная навигация итальянской компании Costa для итальянских туристов [13]. Однако впоследствии, в соответствии с ECDC на борт будут иметь возможность подниматься граждане других стран, однако первые маршруты будут осуществляться между итальянскими портами. Планируется запустить маршруты по греческим островам и западной части Средиземного моря, Канарам, круизам с Западом в Грецию и Египет. В декабре 2020 планируется запуск круиза на Карибы, в январе 2021 -кругосветное путешествие.

На сегодняшний день существует три списка стран: «зеленый», «оранжевый» и «красный». В первом приведены государства, граждане которых имеют возможность прибывать в ЕС (и соответственно на лайнеры Costa) без предварительных медицинских процедур; второй список предполагает необходимость предварительно сдать анализы на COVID -19; для стран из третьего списка - Европа закрыта [4]. Однако ситуация все время меняется, но тема безопасности пребывания гостей на борту является ключевой в деятельности компании Costa Cruises. Максимально допустимой

является загрузка бортов до 50%, поэтому гости имеют возможность соблюдать социальную дистанцию.

При участии независимых экспертов из сферы здравоохранения разработан и воплощается протокол безопасности Costa, в соответствии с которым меняется порядок бронирования круизов, регистрации и посадки клиентов на лайнер, а также подходы к организации сервиса на борту [7].

Во-первых, на этапе бронирования компания просит своих агентов вносить в систему актуальные телефоны и электронные адреса туристов. Ситуация может быстро меняться, как у компании, так и у клиентов, поэтому важна возможность оперативной связи. За 72 часа до отправления открывается предварительная он-лайн регистрация на круизный рейс, которую необходимо осуществить самостоятельно каждому взрослому путешественнику (на www.mycosta.com). При регистрации заполняется форма о состоянии здоровья - клиент отвечает на вопросы о самочувствии и после этого, если отсутствуют противопоказания, скачивает круизный билет. У агента такая техническая возможность отсутствует [11]. В случае, когда после оплаты путешествия, оказались проблемы со здоровьем или диагнозом ^vid -19, стоимость путевки будет возвращена в полном объеме, как лицу, что заболела, так и тем с кем была запланирована поездка. Клиенты обращаются к своим агентам, а те через колл-центр Costa получают четкие указания относительно порядка возврата средств. Для турагентов в системе бронирования указаны все подсказки с новыми правилами бронирования, регистрации на рейсы и аннуляции туров и необходимые информационные листы [9].

Произошли изменения в порядке организации посадки туристов на борт. Это сделано с целью предотвращения очередей в терминалах. Процесс регистрации ускорился благодаря предварительной он-лайн-регистрации клиентов. Кроме того, каждому клиенту выделяется персональный слот -четкое время, когда необходимо явиться на посадку [3]. Вместе с тем в терминалах появились новые процедуры: измерение температуры, проверка

общего состояния здоровья, экспресс-анализ на COVID-19 (Swab Test). Эти процедуры занимают около 30 минут. Для комфорта и безопасности пассажиров в терминах увеличено количество зон ожидания, осуществлено разграничение пространства с целью соблюдения социальной дистанции пассажиров, частые осуществляется дезинфекция всех помещений и воздушных систем.

На борту также созданы условия для соблюдения социальной дистанции и решения проблем туристов бесконтактно [8]. Стойки рецепшен отменены, с любыми запросами и пожеланиями туристы должны обращаться из собственных кают в сервисную службу лайнера. Кроме того, компания предлагает всем скачать на смартфоны приложение Costa App, благодаря которому иметь возможность: просматривать меню ресторанов и бронировать столы, заказывать экскурсии, места на шоу, а также слоты в фитнес-центры, детские клубы и тому подобное. Для работы в приложении не нужно платить за интернет, достаточно подключиться к внутренней Wi-Fi сети лайнера.

Произошли изменения в порядке проведения береговых экскурсий. Автобусы дезинфицируются после каждого рейса, социальное дистанцирование гарантируется за счет уменьшения количества участников, туристам предлагаются индивидуальные наушники, до и после экскурсии осуществляется измерение температуры [14]. Пока свободного времени для шопинга и прогулок нет и вообще, покидать лайнер возможно лишь в составе группы.

Носить защитную маску должны все гости старше 6 лет в общих зонах лайнера, в терминалах, автобусах, на экскурсиях. Но в частном среде маски не нужны - например, когда гости находятся в своих каютах, сидят за столиками в ресторанах, отдыхают в шезлонгах. Повсюду установлены дозаторы с дезинфицирующими средствами для рук. Гости будут чувствовать себя VIP -персонами: вся инфраструктура лайнера практически в персональном распоряжении, очереди отсутствуют, все проблемы решаются по обращению

по телефону. Понятно, что некоторые нововведения способствуют повышению качества сервиса и будут применяться в дальнейшем [6].

Также на каждом лайнере есть медицинский центр, который оборудован всем необходимым, чтобы диагностировать и лечить COVID. Каюты-изоляторы имеют балконы. По новым правилам изолируюсь больной и лица которые с ним путешествуют. В порту они переводятся на берег для лечения, а лайнер продолжает свой маршрут.

Вместе с тем, уже появились первые туроператоры, которые требуют от туристов подтверждение прививки от соуй-19, прежде чем допустить туриста на борт. Туристы британской компании Saga Cruises должны получить две дозы вакцины как минимум за 14 суток до отправления.

2. Минимизация рисков во время перевозки туристов авиатранспортом

Закрытие границ и кризисные явления в авиационном бизнесе разрушили логистику пассажирских авиаперевозок. Международная ассоциация воздушного транспорта обнародовала прогнозы убытков в сумме 84,3 млрд. долл. В 2020 г. доходы отрасли упадут до 419 миллиардов долларов с уровня предыдущего года 838 млрд. долл. (это на 50% меньше показателя 2019 года). Однако эксперты надеются, что в 2021 году доходы вырастут почти до 600 миллиардов долларов, а убытки сократятся до 15,8 миллиарда долларов.

Женевская организация SITA, которая специализируется на информационных технологиях в авиации разработала документ «новая нормальность: изменение лица воздушного транспорта после Covit-19». Биобезопасность превращается в приоритет экономической деятельности. В этом документе отражено, каким образом авиация использует технологии для того, чтобы справиться с «долгим и сложным» влиянием пандемии. Как прогнозируют эксперты в период пост Covit-19, будет нестабильность в возможности пересечения границ государств. Границы будут открываться и закрываться без предварительного уведомления, так как правительства используют новый, более жесткий подход к мониторингу состояния здоровья

прибывающих пассажиров. Расписание полетов также будет непредсказуемым, часто полеты будут переноситься. Коротких рейсов будет значительно меньше, поскольку распространение он-лайн видео конференции уменьшит количество деловых поездок. Для пропуска пассажиров через систему безопасности и на борт самолете будут использоваться биометрические данные - цифровые идентификаторы, хранящиеся на телефонах и проверяются с помощью признания лица. Авиакомпании будут постоянно обновлять на телефон информацией о статусе рейса и соответствующие пункты пропуска в путешествиях [12].

По данным SITA за апрель 2020 г. количество рейсов в мире сохранились почти на 80%, а в Европе - более чем на 90%, по сравнению с прошлым годом. В США численность пассажиров по данным Администрации транспортной безопасности США (TSA), сократилась с 2,5 млн. пассажиров в день, до 130000 - 215000 пассажиров в первое воскресенье мая 2020 г. Некоторые специалисты считают, что только в 2022 г. спрос на авиарейсы достигнет допандемического уровня.

Путешествия превратятся в «бесконтактные». Рекомендовано посадочные талоны хранить на смартфонах. Сенсорные экраны в киосках регистрации будут отсутствовать. Их заменят биометрические системы -распознание лица поскольку прикасаться к физической инфраструктуре в аэропортах будет запрещено. Пассажиры должны быть идентифицированы в пунктах поездки на основе биометрических данных. Регистрация и посадка на борт будет осуществляться без необходимости касаться экрана. Регистрация багажа, ожидание в очереди - все будет реализовано в новых приложениях; облачные платформы будут помогать авиакомпаниям быть более гибкими [15]. Открытые прикладные программные интерфейсы (API) предоставят данные, необходимые для оформления мобильных посадочных талонов, регистрации багажа и маркировке, безопасности, посадки, трансферов и получения багажа.

Обновление информации в реальном времени и «цифровые удостоверения». Новые виды цифровой идентификации упростят бесконтактные путешествия. Это позволит пассажирам проходить через аэропорт, используя цифровые удостоверения личности, что хранятся в их телефонах, проверены через систему распознавания лица. Приложения для смартфонов станут более важными для путешествий, чем теперь; если статус рейсов, багажа, границ и правил карантина для прибывающих пассажиров будет меняться, пассажирам необходимо сообщать и подтверждать их актуальными данными.

В долгосрочной перспективе будет наблюдаться рост стоимости авиабилетов по сравнению с 2019 г., поскольку неудовлетворенный спрос на авиабилеты растет, согласно данным Dollar Flight Club. Их отчет " влияние COVID-19 на авиационную отрасль и стоимость на авиабилеты» прогнозирует, что с 2021 г. цены на авиабилеты могут резко вырасти в среднем на 27% к 2025г. Между тем, компания-разработчик стратегий SimpliFlying сообщает, что бесконтактные полеты будут обеспечиваться: отсутствием карманов на спинках кресел; прекращением использование негигиеничных развлекательных систем с сенсорным экраном на спинке кресла (путешественники пользуются своими планшетами и компьютерами); все продукты питания и напитки должны быть расфасованными [1]. Возможно также полное прекращение питания в самолетах, если пассажир сочтет это рискованным.

В свою очередь международная организация - ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта) опубликовало документ «Biosecurity for Air Transport: A Roadmap for Restarting Aviation» (Био-безопасность для воздушного транспорта: дорожная карта для восстановления авиации), в котором изложила предложение о распределении мероприятий биобезопасности. Дорожная карта направлена на обеспечение уверенности в том, что правительства будут создавать условия для восстановления для

пассажирских перевозок. Основные аспекты дорожной карты биобезопасности на воздушном транспорте включают: перед полетные, в аэропорту вылета, во время полета, после полета.

Перед полетом предусмотрена необходимость сбора данных о пассажирах до поездки (включая информацию о здоровье), как должна осуществляться с использованием тщательно проверенных каналов таких как еУ^а или программы электронного разрешения на поездки.

В аэропорту вылета предполагается несколько уровней защитных мер:

- доступ к зданию терминала должен быть ограничен: доступ имеют работники аэропорта / авиакомпании, пассажиры (за исключение сопровождающих пассажиров с ограниченными возможностями или несовершеннолетних без сопровождения);

- проверка температуры подготовленным государственным персоналом в пунктах въезда в здание терминала;

- физическое дистанцирование между всеми процессами (включая управление очередями);

- использование покрытие для пассажиров и масок для персонала в соответствии с местными правилами;

- опции самообслуживания при регистрации пассажиров максимально используют для уменьшения пунктов столкновения и очередей. Это включает в себя дистанционную регистрацию (электронные/домашние распечатанные посадочные талоны), самостоятельную посадку;

- посадка должна быть эффективно организована с учетом измененных приоритетов, скидки загруженности и ограничения ручной клади;

- очистка и дезинфекция участков с повышенным риском в соответствии с местными правилами, что включает широкую доступность средств для обеззараживания рук.

Литература

1. Stroganova, A. M. Possibilities of using fluorescence in situ hybridization in the diagnosis of urinary bladder cancer / A. M. Stroganova, A. V. Khachaturyan // Arkhiv Patologii. - 2006. - Vol. 68, No. 5. - P. 43-46. - EDN MPVOMP.

2. Вирус папилломы человека как фактор риска при раке мочевого пузыря / Г. М. Волгарева, Г. А. Франк, Д. А. Головина [и др.] // Онкоурология. -2010. - № 4. - С. 92-102. - EDN NCKVCB.

3. Причастны ли вирусы папиллом человека к возникновению рака мочевого пузыря / Г. М. Волгарева, Л. Э. Завалишина, О. Б. Трофимова [и др.] // Архив патологии. - 2010. - Т. 72, № 4. - С. 24-27. - EDN MVNZSF.

4. Возможности применения метода флуоресцентной in situ гибридизации (FISH) в диагностике рака мочевого пузыря и его рецидивов / В. Б. Матвеев, А. И. Карселадзе, А. П. Казарян [и др.] // Онкоурология. - 2011. - № 4. - С. 90-96. - EDN OOBCHL.

5. Хачатурян, А. В. Использование реакции флуоресцентной in situ гибридизации при раке мочевого пузыря : специальность 14.01.12 "Онкология" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Хачатурян Александр Владимирович. -Москва, 2012. - 29 с. - EDN QHWSIX.

6. Роль мультипараметрической МРТ в выявлении и локализации раннего рака предстательной железы / Г. И. Ахвердиева, Э. Б. Санай, В. О. Панов [и др.] // Онкоурология. - 2013. - № 4. - С. 25-36. - EDN SAIVJX.

7. Клиническое наблюдение: стромальная опухоль предстательной железы у пациента 22 лет / В. Б. Матвеев, А. И. Карселадзе, Б. Ш. Камолов [и др.] // Онкоурология. - 2013. - № 1. - С. 74-77. - EDN QALSOP.

8. Влияние терминальных мутаций в гене CHEK2 на выживаемость до биохимического рецидива и безметастатическую выживаемость после радикального лечения у больных раком предстательной железы / В. Б. Матвеев, А. А. Киричек, А. В. Савинкова [и др.] // Онкоурология. - 2018.

- Т. 14, № 4. - С. 53-67. - DOI 10.17650/1726-9776-2018-14-4-53-67. - EDN YTGJSH.

9. Обнаружение онкогена Е7 вируса папилломы человека 16-го типа в операционном материале от российских больных раком предстательной железы / Г. М. Волгарева, В. Д. Ермилова, А. В. Хачатурян [и др.] // Российский биотерапевтический журнал. - 2017. - Т. 16, № 3. - С. 59-62.

- DOI 10.17650/1726-9784-2017-16-3-59-62. - EDN ZFVCND.

10. Детекция с помощью полимеразной цепной реакции генетического материала вируса папилломы человека 16-го типа в операционном материале от больных раком предстательной железы / Г. М. Волгарева, В. Д. Ермилова, А. В. Хачатурян [и др.] // Онкоурология. - 2017. - Т. 13, № 4. - С. 51-54. - DOI 10.17650/1726-9776-2017-13-4-51-54. - EDN VTPBPF.

11. Стебакова, Д. А. Особенности восприятия ольфакторных стимулов лицами с созависимостью / Д. А. Стебакова // Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания: проблемы и перспективы : Сборник научных трудов, Москва, 28-29 июня 2022 года / МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. - Москва: Москва: АП «Наука и образование»,, 2022. - С. 54-59. - EDN LVNSFF.

12. Portnova, G. The EEG-based emotion classification in tactile, olfactory, acoustic and visual modalities / G. Portnova, D. Stebakova, G. Ivanitsky // CHIRA 2018 - Proceedings of the 2nd International Conference on ComputerHuman Interaction Research and Applications : 2, Seville, 19-21 сентября 2018 года. - Seville, 2018. - P. 93-99. - DOI 10.5220/0006892100930099. -EDN UNOCQM.

13. Стебакова, Д. А. Психофизиологические особенности восприятия тактильных стимулов лицами с созависимостью / Д. А. Стебакова, Г. В. Портнова // International Journal of Medicine and Psychology. - 2022. - Т. 5, № 3. - С. 37-43. - EDN ZSCIOY.

14. Стебакова, Д. А. Психофизиологические особенности восприятия тактильных и обонятельных стимулов лицами с созависимостью / Д. А. Стебакова // Национальное здоровье. - 2022. - № 2. - С. 132-138. - EDN DYOCZC.

15. Стебакова, Д. А. Психофизиологические маркеры в диагностике созависимости / Д. А. Стебакова // Национальное здоровье. - 2022. - № 1. - С. 132-135. - EDN UPHLEG.

References

1. Stroganova, A. M. Possibilities of using fluorescence in situ hybridization in the diagnosis of urinary bladder cancer / A. M. Stroganova, A. V. Khachaturyan // Arkhiv Patologii. - 2006. - Vol. 68, No. 5. - P. 43-46. - EDN MPVOMP.

2. Human papillomavirus as a risk factor for bladder cancer / G. M. Volgareva, G. A. Frank, D. A. Golovina [et al.] // Oncourology. - 2010. - No. 4. - pp. 92102. - EDN NCKVCB.

3. Are human papilloma viruses involved in the occurrence of bladder cancer / G. M. Volgareva, L. E. Zavalishina, O. B. Trofimova [et al.] // Archive of Pathology. - 2010. - Vol. 72, No. 4. - pp. 24-27. - EDN MVNZSF.

4. Possibilities of using the method of fluorescent in situ hybridization (FISH) in the diagnosis of bladder cancer and its relapses /V. B. Matveev, A. I. Karseladze, A. P. Kazaryan [et al.] // Oncourology. - 2011. - No. 4. - PP. 9096. - EDN OOBCHL.

5. Khachaturian, A.V. Using the reaction of fluorescent in situ hybridization in bladder cancer : specialty 14.01.12 "Oncology" : abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Medical Sciences / Khachaturian Alexander Vladimirovich. - Moscow, 2012. - 29 p. - EDN QHWSIX.

6. The role of multiparametric MRI in the detection and localization of early prostate cancer / G. I. Akhverdieva, E. B. Sanai, V. O. Panov [et al.] // Oncourology. - 2013. - No. 4. - PP. 25-36. - EDN SAIVJX.

7. Clinical observation: a stromal tumor of the prostate gland in a 22-year-old patient / V. B. Matveev, A. I. Karseladze, B. S. Kamolov [et al.] // Oncourology. - 2013. - No. 1. - PP. 74-77. - EDN QALSOP.

8. The influence of germinal mutations in the CHEK2 gene on survival before biochemical relapse and metastatic survival after radical treatment in patients with prostate cancer / V. B. Matveev, A. A. Kirichek, A.V. Savinkova [et al.] // Oncourology. - 2018. - Vol. 14, No. 4. - pp. 53-67. - DOI 10.17650/17269776-2018-14-4-53-67. - EDN YTGJSH.

9. Detection of oncogene E7 of human papillomavirus type 16 in surgical material from Russian prostate cancer patients / G. M. Volgareva, V. D. Ermilova, A.V. Khachaturian [et al.] // Russian Biotherapeutic Journal. - 2017. - Vol. 16, No. 3. - pp. 59-62. - DOI 10.17650/1726-9784-2017-16-3-59-62. - EDN ZFVCND.

10. Detection by polymerase chain reaction of genetic material of human papillomavirus type 16 in surgical material from patients with prostate cancer / G. M. Volgareva, V. D. Ermilova, A.V. Khachaturian [et al.] // Oncourology. - 2017. - Vol. 13, No. 4. - pp. 51-54. - DOI 10.17650/1726-9776-2017-13-451-54. - EDN VTPBPF.

11. Stebakova, D. A. Features of perception of olfactory stimuli by persons with codependency / D. A. Stebakova // Topical issues of social and humanitarian knowledge: problems and prospects : Collection of scientific papers, Moscow, June 28-29, 2022 / MOSCOW INTERNATIONAL UNIVERSITY. - Moscow: Moscow: AP "Science and Education",, 2022. - pp. 54-59. - EDN LVNSFF.

12. Portnova, G. The EEG-based emotion classification in tactile, olfactory, acoustic and visual modalities / G. Portnova, D. Stebakova, G. Ivanitsky // CHIRA 2018 - Proceedings of the 2nd International Conference on ComputerHuman Interaction Research and Applications : 2, Seville, September 19-21, 2018. - Seville, 2018. - P. 93-99. - DOI 10.5220/0006892100930099. - EDN UNOCQM.

13. Stebakova, D. A. Psychophysiological features of perception of tactile stimuli by persons with codependency / D. A. Stebakova, G. V. Portnova // International Journal of Medicine and Psychology. - 2022. - Vol. 5, No. 3. -PP. 37-43. - EDN ZSCIOY.

14. Stebakova, D. A. Psychophysiological features of perception of tactile and olfactory stimuli by persons with codependency / D. A. Stebakova // National health. - 2022. - No. 2. - PP. 132-138. - EDN DYOCZC.

15. Stebakova, D. A. Psychophysiological markers in the diagnosis of codependency / D. A. Stebakova // National Health. - 2022. - No. 1. - PP. 132135. - EDN UPHLEG.

© Арсаханова Г.А., 2023 Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №3/2023

Для цитирования: Арсаханова Г.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ТУРИСТИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ГОСУДАРСТВА: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ // Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №3/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.