Научная статья на тему 'Инновационные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин'

Инновационные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1188
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРНИР / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / INNOVATIONAL TECHNOLOGIES / INTERACTIVE EDUCATION / SOCIOLOGICAL TOURNAMENT / HUMANITIES AND SOCIAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболев Ю. Н., Александров А. А.

Анализируются интерактивные методы обучения и технологии, отвечающие новым целям и задачам учебного процесса, в сочетании образовательной, научно-исследовательской и учебно-методической составляющих. Исследуется влияние на обучение современных информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий освоения инновационных методик проведения занятий, освоение принципов разработки тестовых и контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболев Ю. Н., Александров А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION TECHNOLOGIES IN TEACHING HUMANITIES AND SOCIAL DISCIPLINES

Interactive methods of education and teaching technologies, corresponding to the new aims and tasks of the curriculum are analyzed in combination with educational, research, methodological components. The influence of the multimedia, information and communicational technologies implementation, innovational methods of teaching and, testing and quality control procedures are examined.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Ю.Н. Соболев, кандидат педагогических наук, доцент;

А.А. Александров. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Анализируются интерактивные методы обучения и технологии, отвечающие новым целям и задачам учебного процесса, в сочетании образовательной, научно-исследовательской и учебно-методической составляющих. Исследуется влияние на обучение современных информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий освоения инновационных методик проведения занятий, освоение принципов разработки тестовых и контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования.

Ключевые слова: инновационные технологии, интерактивное обучение, социологический турнир, социально-гуманитарные дисциплины

INNOVATION TECHNOLOGIES IN TEACHING HUMANITIES AND SOCIAL DISCIPLINES

U.N. Sobolev; A.A. Aleksandrov. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

Interactive methods of education and teaching technologies, corresponding to the new aims and tasks of the curriculum are analyzed in combination with educational, research, methodological components. The influence of the multimedia, information and communicational technologies implementation, innovational methods of teaching and, testing and quality control procedures are examined.

Key words: innovational technologies, interactive education, sociological tournament, humanities and social disciplines

Эпоха информационного общества, основой которого становятся знания, их производство, передача и усвоение, предъявляет новые требования к системе образования, ее моделям, методам и формам, позволяющим на качественно новом уровне подготовить обучающихся к будущей трудовой деятельности. Информация превращается в основной предмет человеческого труда, изменяет содержание самого процесса труда, расширяет участие работника в принятии решений.

Отмечается, что сегодня социально-гуманитарное образование должно иметь проблемно-ориентированный характер, базовым принципом которого является ориентация на самостоятельную работу студентов и активные методы обучения [1].

Студенты, овладевая основами своей специальности, усваивают не только определенное количество знаний, но и навыки творческой профессиональной деятельности. Математики, физики, химики, биологи, социологи и филологи просто не могут вести обучение, не касаясь творческой стороны своей специальности. Определенную роль в этом играет и преподавание социально-гуманитарных дисциплин, т.к. именно в этой сфере приходится сталкиваться не только с теоретическими, но и с практическими задачами общественной жизни.

По этой причине проблема использования инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин сегодня является крайне актуальной. Подтверждением этого факта служит большое количество конференций, семинаров, круглых столов, посвящённых этой проблематике.

Одной из инновационных технологий необходимо указать интерактивное обучение [2]. В учебном процессе потребность интерактивного взаимодействия возникает тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизведения содержания первоисточников, материалов лекции, учебника, а побуждает анализировать: вскрывать свойства, отношения, наличие противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить

его с другими проблемами, то есть делать то, что в психологии называется решением задач. Опыт показывает, что работа с упражнениями активизирует мышление студентов, углубляет знания, повышает интерес к предмету.

Другим условием активизации умственной деятельности является знание студентами общих правил, по которым надо действовать при изложении материала, в диспутах, при столкновении различных точек зрения. Методика работы по совершенствованию умственной деятельности студентов разнообразна. Она зависит от конкретных условий, от предмета, от уровня развития студентов, особенностей преподавателя и т. д.

Интерактивные методы предполагают внедрение в систему обучения, наряду с традиционными, таких новых методов и технологий, которые отвечали бы новым целям и задачам учебного процесса. К таким новым методам и относятся приемы проблемного преподавания. Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения [3].

Социально-гуманитарные дисциплины отличаются своей вариативностью, потенциальной возможностью получения множества решений, многообразием точек зрения, имеющих одинаково научный характер. Следовательно, преподавание этих дисциплин имеет свои специфические возможности для развития творческого мышления. Для решения этих задач можно предложить курсы повышения квалификации по программе «Инновационная деятельность в социально-гуманитарном образовании».

Тематика учебного плана курсов повышения квалификации «Инновационная деятельность в социально-гуманитарном образовании» разделяется на две части.

В первой части рассматриваются общие вопросы инновационных процессов, происходящих в социально-гуманитарном образовании. Особое внимание уделяется таким актуальным проблемам, как: инновационные процессы в системе российского образования; когнитивные и методологические основания возникновения новаций в социально-гуманитарных науках; информационные технологии в профессиональном гуманитарном образовании; этические характеристики инновационной деятельности в образовании; особенности инновационной образовательной программы.

Во второй части учтен опыт разработки, совершенствования и внедрения инновационной междисциплинарной образовательной программы «Прикладная этика» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» «Инновационная образовательная среда в классическом университете». В инновационной образовательной программе находят отражение большинство современных приложений этики в различных областях человеческой жизнедеятельности, связанных с основными тенденциями развития современного общества. Инновационная образовательная программа включает в образовательный процесс сочетание производственно-ознакомительных практик студентов и научно-исследовательских проектов, активные формы профессиональной переподготовки и повышения квалификаций. Основы организации учебного процесса по специальности 032200 «Прикладная этика» имеют целью повышение качества образования в контексте апробации основных учебно-методических и организационных принципов модернизации высшего профессионального образования, с учетом требований модульно-рейтингового (кредитного) обучения студентов, и обеспечение принципа мобильности учебного процесса.

В ходе реализации программы повышения квалификации будет предусмотрено: сочетание образовательной, научно-исследовательской и учебно-методической составляющих; овладение способами проведения занятий с использованием интерактивных методик обучения и современных информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий; освоение инновационных методик проведения занятий; освоение принципов разработки тестовых и контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования. Можно предложить такой план учебного процесса.

№ Название модулей и разделов Трудоемкость в часах

п/п Аудиторные занятия Самостоят.

Всего всего лекции практика работа

1 Болонский процесс и задачи российского образования 8 2 2 6

2 Инновационные процессы в системе российского образования 10 7 4 3 3

3 Когнитивные и методологические основания возникновения новаций в социально-гуманитарных науках 10 7 4 3 3

4 Информационные технологии в профессиональном гуманитарном образовании 10 7 4 3 3

5 Этические характеристики инновационной деятельности в образовании 10 7 4 3 3

6 Особенности инновационной образовательной программы 10 7 4 3 3

7 Инновационные характеристики магистерской программы «Актуальная этика» 10 7 4 3 3

8 Инновационные характеристики магистерской программы «Политическая этика» 10 7 4 3 3

9 Инновационные характеристики магистерской программы «Религиозная этика» 10 7 4 3 3

10 Инновационные характеристики магистерской программы «Этика этноконфликта» 10 7 4 3 3

11 Инновационные характеристики магистерской программы «Биомедицинская этика» 10 7 4 3 3

12 Итоговая аттестация: выпускная работа

ИТОГО: 108 72 42 30 36

Одной из современных инновационных образовательных технологий следует указать социологический турнир, который представляет собой форму занятий, придающих учебному процессу соревновательный характер, содействует развитию навыков интеллектуальной коллективной деятельности и публичных выступлений, а также личной ответственности каждого участника [4, 5]. Его можно проводить на двух уровнях: внутри группы и между студенческими группами.

Внутригрупповые турниры могут проводиться несколько раз в семестр. Их тематика соответствует основным разделам курса либо наиболее важным проблемам, например, история социологии; социология культуры, личности, образования и т.п. Подготовка к турниру начинается с объявления преподавателя, что очередное семинарское занятие будет проводиться в форме турнира. Предлагается тема, к примеру, промышленная социология. Готовясь к турниру, студенты должны изучить материалы лекций по этому разделу, ознакомиться с основной и дополнительной литературой.

В начале занятия преподаватель разбивает группу на две или три команды, что зависит от численности группы. Если она не превышает 15 человек, то достаточно иметь две команды численностью 5-7 человек. Состав команд должен быть примерно равным и по

успеваемости. Для ведения турнира и определения победителей желательно иметь двух помощников из числа авторитетных студентов. Следует заметить, что их суждения об игре команд помогают преподавателю понять студенческий взгляд на происходящее, полнее и точнее оценить достоинства игроков.

При подборе заданий надо иметь в виду их количество и качество. По качеству они должны быть достаточно сложными, чтобы создавать интеллектуальное напряжение, и разнообразными, чтобы выявлять разные способности студентов: умение работать с текстами, дискутировать, анализировать жизненные ситуации, делать выводы т.д. Их количество должно давать возможность всем студентам проявить свою активность, знания и умения. Преподавателю следует добиваться, чтобы ведущие роли попеременно брали на себя все члены команд.

Социологический турнир между группами следует отнести к соревнованиям более высокого ранга. В отличие от внутригруппового турнира здесь вводится домашнее задание. Соперничающие группы заблаговременно предлагают темы и готовят рефераты, с которыми выступают на турнире. Жюри оценивает не только качество рефератов, их содержание и форму, но и поведение оппонентов, актуальность и оригинальность темы домашнего задания. Завершается турнир подведением его итогов, определением победителей и их награждением [4].

Изложенный опыт проведения социологических турниров не исчерпывает всех возможностей этой формы учебных занятий.

Одной из составляющих оптимизации структуры образовательного процесса является внедрение новых обучающе-контролирующих форм, усиление значения самостоятельной учебной работы студентов и самостоятельной контролирующей работы. Без увеличения доли самостоятельного усвоения материала, без приобретения навыков самообразования в учебной, научной, да и производственной деятельности в складывающихся социально-экономических условиях не возможно стать конкурентоспособным специалистом [1]. В настоящее время создание простого учебного методического комплекса (текст лекций, контрольные вопросы, литература и т.д.) уже недостаточно. По некоторым дисциплинам, особенно быстро изменяющимся, необходимо регулярное обновление материала. Вследствие этого следует создавать банк актуальных данных по дисциплинам социально-гуманитарного блока. Это могут быть текущие новости, анализ ситуации в стране и в мире, новостные дайджесты и пр. (Указанную технологию в преподавании экономического блока дисциплин успешно использует доцент кафедры экономики и сервиса КамГУ имени Витуса Беринга Кривоусова Е. А.)

Рассмотренными выше инновационными технологиями образовательный процесс в вузе не ограничивается. Преподавание - процесс творческий, поэтому список инновационных технологий будет только расширяться, чтобы образовательный процесс шёл в ногу со временем [6].

Литература

1. Хазова Л.В. Подходы к организации преподавания социально-гуманитарных дисциплин в негуманитарных вузах // Социально-гуманитарные знания. 1997. № 3.

2. Янушевич И.И. Использование инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин на гуманитарном факультете Белгосуниверситета [Электронный ресурс].URL^http://www.pacademy.edu.by/public/academ.phtml?l&page=yanushevich.htm (дата обращения: 17.09.2009).

3. Бедулина Г.Ф. Интерактивные методы преподавания социально-гуманитарных дисциплин [Электронный ресурс].Ш^ http://Ww^.pacademy.edu.by/public/academ.phtml?l&page=yanush^ch.htm (дата обращения: 20.08.2009).

4. Купрейчик Г.В. Роль социологического турнира в подготовке современного специалиста [Электронный ресурс].Ц^: http://www.pacademy.edu.by/public/academ.phtml?l&page=yanushevich.htm (дата обращения: 05.02.2009).

5. Материалы Интернет-конференции «Инновационные образовательные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин» [Электронный ресурс].URL: http://www.pacademy.edu.by/public/academ.phtml?l&page=yanushevich.htm (дата обращения: 10.09.2009).

6. Сопровождение государственных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс].иЯ^: http://www.umu.spbu.ru (дата обращения: 17.09.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.