Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / МАТЕМАТИКА / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОДХОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / НАСТАВНИК / ТЬЮТОР / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыгина Наталья Александровна

В статье представлен обзор и анализ педагогических технологий, применяемых в обучении математическим дисциплинам иностранных курсантов. Представленные технологии объединены в педагогическую модель, основанную на междисциплинарности, наставничестве, повышении мотивации и индивидуальном обучении. Междисциплинарный подход позволяет связывать математические знания с другими областями знания и дисциплинами, что способствует более глубокому пониманию инструментальной значимости математических концепций. Взаимосвязь математики с другими предметами позволяет видеть ее роль и значимость в решении практических задач, стимулирует развитие творческого и аналитического мышления. Наставничество обеспечивает ускорение адаптации курсантов и индивидуализацию обучения. Наставники помогают определить потребности и способности курсанта, адаптировать материалы и методики обучения, создать благоприятную обучающую среду. Педагогические технологии, основанные на повышении мотивации, способствует активизации интереса и вовлеченности курсантов в изучение математики. В целом индивидуализация обучения является эффективным подходом для адаптации образовательного процесса к индивидуальным потребностям и особенностям каждого курсанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярыгина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING MATHEMATICAL DISCIPLINES FOR FOREIGN CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article presents an overview and analysis of pedagogical technologies used in teaching mathematical disciplines to foreign cadets. The presented pedagogical learning model, based on interdisciplinarity, mentoring, increasing motivation and individual learning, is a promising approach to the development of mathematical skills and competencies in foreign cadets. An interdisciplinary approach allows you to connect mathematical knowledge with other areas of knowledge and disciplines, which contributes to a deeper understanding of mathematical concepts. The relationship of mathematics with other subjects allows us to see its role and significance in solving practical problems, stimulates the development of creative and analytical thinking. Mentoring provides acceleration of adaptation of cadets, individualization of training. Mentors help identify student needs and abilities, adapt learning materials and methods, and create a supportive learning environment. Pedagogical technologies based on increasing motivation contribute to the activation of interest and involvement of cadets in the study of mathematics. Individualization of training is an effective approach for adapting the educational process to the individual needs and characteristics of each cadet.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

Инновационные технологии в преподавании математических дисциплин для иностранных курсантов военных вузов

Ярыгина Наталья Александровна,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры (общепрофессиональных дисциплин) Московского высшего общевойскового командного училища E-mail: lartchik@mail.ru

В статье представлен обзор и анализ педагогических технологий, применяемых в обучении математическим дисциплинам иностранных курсантов. Представленные технологии объединены в педагогическую модель, основанную на меж-дисциплинарности, наставничестве, повышении мотивации и индивидуальном обучении. Междисциплинарный подход позволяет связывать математические знания с другими областями знания и дисциплинами, что способствует более глубокому пониманию инструментальной значимости математических концепций. Взаимосвязь математики с другими предметами позволяет видеть ее роль и значимость в решении практических задач, стимулирует развитие творческого и аналитического мышления. Наставничество обеспечивает ускорение адаптации курсантов и индивидуализацию обучения. Наставники помогают определить потребности и способности курсанта, адаптировать материалы и методики обучения, создать благоприятную обучающую среду. Педагогические технологии, основанные на повышении мотивации, способствует активизации интереса и вовлеченности курсантов в изучение математики. В целом индивидуализация обучения является эффективным подходом для адаптации образовательного процесса к индивидуальным потребностям и особенностям каждого курсанта.

Ключевые слова: военный вуз, математика, математические дисциплины, индивидуальных подход, междисциплинарность, наставник, тьютор, мотивация.

о с

U

со см о см

Последние десятилетия характеризуются резким ростом международной активности в сфере образования. Онлайн-университеты, программы студенческого обмена, иностранные гранты, стажировки за рубежом, специальные факультеты для иностранных граждан - все это можно назвать индикаторами образовательной глобализации, происходящей на современном этапе. Образовательная политика Российской Федерации также способствует активизации сотрудничества с иностранными вузами, факультетами, кафедрами, педагогами и студентами [7, с. 148].

Образовательные услуги постепенно становятся значимым экспортным ресурсом страны, а сфера высшего образования становится все более открытой для иностранных граждан, желающих получить образование в российских вузах [3, с. 198]. Более того, на сегодняшний день становится очевидным, что подготовка высококвалифицированных кадров для зарубежных стран в образовательных учреждениях России является важным компонентом и фактором внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности Российской Федерации, особенно на постсоветском пространстве [1, с. 72].

Следует отметить: тогда как проблема привлечения иностранных граждан к обучению в российские вузы, можно сказать, практически решена, вопрос о действенных методиках обучения иностранных курсантов остается открытым.

Наблюдается ряд негативных факторов, оказывающих влияние на существующие в стране подходы к подготовке иностранных граждан в вузах России. Большинство этих факторов имеют институциональную природу; речь идет, прежде всего, (1) о несовершенстве нормативного массива, регулирующего процесс подготовки специалистов, имеющих гражданство иной страны, в российских вузах, (2) об отсутствии скоординированной работы ключевых субъектов системы образовательного экспорта на федеральном, региональном и вузовском уровнях [7, с. 150].

К сожалению, как показывает реальная педагогическая практика, в вузах страны практически нет дифференциации подходов к обучению россиян и иностранцев. При этом совершенно очевидно, что процесс обучения иностранных курсантов военных образовательных организаций высшего образования должен быть тесно сопряжен с процессом целенаправленной адаптации; программный материал по каждой специальности должен учитывать этнические, национальные и межкультурные различия, а также тот факт, что уровень

подготовленности выпускников общеобразовательных школ в разных странах существенно варьируется. Многие вузы в данной связи внедрили в курс так называемый довузовский этап, направленный на прохождение языковых курсов (РКИ), на адаптацию иностранных граждан к новой образовательной, воспитательной и социальной среде. Данную меру можно охарактеризовать с положительной точки зрения, однако, ее оказывается недостаточно.

Военные вузы страны, как и многие другие, также активно принимают на обучение иностранных граждан. Вышеописанные проблемы их обучения присущи, таким образом, и обучению иностранных курсантов. Особенно важным, по нашему мнению, является модернизация подходов к обучению математическим дисциплинам в военных вузах. Следует заметить, что сама по себе математика не является профилирующим предметом в военных вузах, в связи с чем она незаслуженно остается на периферии внимания как самих курсантов, так и преподавателей. При этом владение математическими дисциплинами оказывает существенное влияние на академическую успеваемость курсантов по другим предметам, так как методы и постулаты естественнонаучных дисциплин широко применяются в профессиональной и производственной деятельности [9, с. 74]. Дисциплины общематематического блока следует считать фундаментом и инструментом для освоения профессиональных и специальных дисциплин [9, с. 75].

Модернизацию подходов к преподаванию математических дисциплин для иностранных курсантов в военных вузах следует, по нашему мнению, реализовывать в контексте инновационных педагогических технологий. В рамках настоящего исследования нами предлагается применять

(1) индивидуализированный подход к обучению,

(2) интерактивные и творческие методики обучения, (3) методики повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности, (4) методики тью-торской поддержки (наставничество), (5) междисциплинарный подход. Данные подходы могут быть имплементированы в рамках единой методики преподавания математических дисциплин (Рисунок 1).

Рис. 1. Параметры инновационной модели обучения математическим дисциплинам иностранных курсантов

Следует раскрыть сущность выделенных нами параметров обучения. Индивидуализированный подход в современной научной литературе часто именуется личностно-ориентированным или дифференцированным. Подобный подход фокусируется на том, чтобы сделать курсанта ключевым субъектом и ядром процесса обучения. Это позволяет опираться не на усредненного обучающегося, а учитывать его индивидуальные особенности. Как мы отметили выше, иностранцы при поступлении в российские военные вузы обладают существенными различиями в уровне математических знаний, что обусловлено различиями национальных систем школьного образования. Тем не менее, в контексте традиционного подхода преподаватель уравнивает обучающихся и преподносит новый материал так, как будто контингент курсантов является однородным и с одинаковой успешностью сможет выполнить предлагаемые задания. По нашему мнению, крайне важно уже перед первым занятием проводить диагностику знаний в области математики, что позволит условно дифференцировать группу обучающихся на уровни, а также выявить персональные отличия во владении тем или иным аспектом математического зна-ниевого массива.

Целью первоначального этапа обучения является идентификация субъективного опыта курсанта, уровня его знаний, уровня развития математического мышления, его «пробелов» и сильных сторон. Результаты подобной диагностики, безусловно, будут в дальнейшем определять образовательную траекторию курсанта в области освоения математических дисциплин. По нашему мнению, крайне нецелесообразной представляется текущая практика использования результатов итогового контроля знаний выпускников школ и начального контроля знаний абитуриентов. При сдаче выпускных школьных экзаменов и вступительных экзаменов результаты их оказываются представленными в виде «чистых» бальных оценок; преподаватель в вузе не видит, как сдал экзамен тот или иной курсант. В ситуации, когда результаты экзаменов оцифрованы и переданы преподавателю вуза, он сможет более продуктивно работать с каждым конкретным субъектом процесса педагогического воздействия. Конечно, пока о подобной реформе в краткосрочной перспективе говорить не приходится, поэтому оптимальным будет проведение диагностики непосредственно перед началом обучения в вузе. Для последовательной реализации принципа субъектности требуется не только инициальная, но и промежуточная регулярная диагностика. Без диагностики личностно-ориентированное обучение вряд ли возможно.

Учебный материал априори не может быть одинаковым для всех курсантов. Образовательный контент, представляемый курсантам во время занятия по математике, должен быть сформирован, с одной стороны, в рамках образовательной программы, а с другой - так, чтобы «растренировать»

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

именно те аспекты, которые по результатам диагностики оказались наиболее проблемными.

К сожалению, подобных учебников или хотя бы точечных разработок в нашей стране нет. Иногда преподаватели кафедр вырабатывают собственные учебные пособия, а также раздаточный материал для каждого учащегося, однако, далеко не всегда педагог имеет возможность и время для подобной методической работы. Личностно-ориентированный подход предполагает регулярную коррекцию и адаптацию учебного материала под текущий прогресс обучающегося [11, с. 71].

Выходом из подобной ситуации может стать программная среда, которая фиксирует прогресс курсантов и автоматически корректирует образовательную траекторию. В качестве аксиоматического на сегодняшний день признается тот факт, что компьютеризированные среды поддержки в преподавании дисциплин математического цикла в ситуациях, где это оправдано учебной целью программы, переводит преподавание на более высокий уровень [5, с. 143]. Подобные среды уже были внедрены в педагогическую практику (в основном - в обучении иностранному языку и в виде мобильных приложений) как в России, так и зару-бежом, однако, применительно к математическим дисциплинам таких разработок пока не имеется.

По итогам инициальной диагностики преподаватель разделяет курсантов на группы в целях организации последующего обучения. К примеру, курсанты, обладающие недостаточно развитыми навыками в реализации операций логико-математического мышления, не могут моделировать задачу в виде схемы, таблицы, диаграммы, поэтому для них преподаватель может организовать дополнительные занятия по формированию мыслительных навыков. В целом предлагаемый нами подход предполагает выделение следующих категорий курсантов:

1) Курсанты с низким уровнем знаний в области математики и малой способностью к усвоению математических дисциплин;

2) Курсанты, имеющие уровень знаний по математике ниже среднего по группе и с трудом достигающие требуемых задач по математике;

3) Курсанты, имеющие средний уровень подготовки и способные беспрепятственно усваивать базовый уровень содержания математического образования;

4) Курсанты с высоким уровнем подготовки и способные обучаться в дальнейшем на высоком уровне академической успеваемости. Подобная дифференциация выступает фундаментом для формирования индивидуальных траекторий обучения. Ошибочным, по нашему мнению, будет предположение о том, что индивидуальный подход требуется лишь к курсантам, от-

5 несенным к 1 и 2 группам. Курсанты, имеющие о математические способности, также требуют вни-Я мания, ведь в них можно развить выдающиеся ма-° тематические и инженерно-технические способно-2 сти [8, с. 73].

Важным компонентом инновационной модели обучения иностранных курсантов математическим дисциплинам выступает тьюторство - наставничество. Тьюторами могут выступать курсанты старших курсов. Учитывая тот факт, что иностранные курсанты зачастую оказываются в ситуации культурного шока и, в большинстве своем, испытывают стресс и психологический дискомфорт от погружения в иную социальную и культурную среду, тьютор может стать тем, кто, во-первых сможет помочь в освоении нового материала по трудному и изложенному на неродном курсанту языке предмету, и, во-вторых, стать «проводником» в новом для иностранного обучающегося окружении. Важно, чтобы тьютор не только имел математические способности и хорошую дисциплину, но и был коммуникативно открытым и эмпатичным. Таким образом, подобное «обучение в сотрудничестве» [11, с. 72] преследует целью не только повышения знаний и умений в трудоемкой и сложной области математических дисциплин, но и достижение эффекта адаптации, социализации, формирования коммуникативных умений, которые, безусловно, необходимы будущему офицеру.

Вопрос о тьюторской поддержке иностранных курсантов тесно сопряжён со следующим параметром, представленном в системе обучения (Рис. 1) - повышением мотивации. Проблема снижения мотивации к учебе среди иностранных курсантов весьма актуальна. Мотивация является важным фактором, влияющим на активность и эффективность учебного процесса, а снижение мотивации может иметь негативные последствия для академической успеваемости обучающихся и их адаптации к новой учебной среде.

Мотивация иностранных курсантов может быть подвержена различным факторам. Одной из основных причин снижения мотивации является чужеродная культурная среда и непривычность новых условий быта. Иностранные курсанты могут столкнуться со множеством языковых и культурных барьеров, чувством изоляции и неуверенности, что может отрицательно сказываться на их мотивации к учебной деятельности и на дисциплине. Фактором, влияющим на снижение мотивации иностранных обучающихся, является недостаточная поддержка со стороны учебного заведения. В отечественных военных вузах, осуществляющих набор иностранных граждан, наблюдается отсутствие адекватного академического и социального сопровождения, недостаточная информационная поддержка, неадаптированные учебные методики. Тьютор и педагог, таким образом, должны уделять внимание адаптационной динамике курсанта-первокурсника.

Помимо тьюторского сопровождения, педагоги могут организовать мероприятия, направленные на социализацию курсантов, но при этом ориентированные на освоение математических дисциплин. Подобными мероприятиями могут быть конкурсы, конференции, форумы, круглые столы, самостоятельные исследования и проекты. Дан-

ный аспект, в свою очередь, приводит нас к рассмотрению междисциплинарности как важного свойства обучения математическим дисциплинам. Неоднократно доказано, что эффективность обучения математике и формирования абстрактно-логического мышления повышается за счёт организации творческой деятельности обучающихся. Особенно действенны творческие методы обучения в контексте мультидисциплинарного подхода [4, с. 100].

Можно предположить, что содержание математического образования может быть встроено не только в собственно математические дисциплины, но и в логику будущей профессиональной деятельности [2, с. 53]. В подобной ситуации курсант не только овладевает целостным математическим аппаратом, но и формирует навыки, важные в будущей профессии. Все вышесказанное - междис-циплинарность, повышение мотивации, индивидуализация обучения, наставничество - представляется нам весьма актуальным в свете текущего перехода дидактической парадигмы «знаниевой» к «индивидуально-творческой» [2, с. 53].

Принцип профессиональной направленности выступает ведущим в компетентностном подходе, декларируемом сегодня функционерами системы высшего образования России [10, с. 95]. Кроме того, тенденция к интеграции учебных дисциплин позволяет «постигать межпредметные обобщения и приближаться к пониманию общей картины мира» [6, с. 23]. Методы математики применяются во многих областях знаний и человеческой деятельности. Офицеры, в частности, должны решать профессиональные задачи, используя методы математического анализа, теорию вероятностей и математической статистики, моделирования, методом математических испытаний, моделей линейного программирования и их приложений. Математические дисциплины могут быть сопряжены с такими предметами, как «Теория управления», «Оперативно-тактическая подготовка», «Основы информатизации профессиональной деятельности», «Огневая подготовка», «Информационное обеспечение оперативной деятельности» [6, с. 24] и проч. Экстраполяция математических знаний в контекст профессиональной подготовки, таким образом, имеет существенную практическую значимость.

Таким образом, представленная педагогическая модель обучения курсантов математике, основанная на междисциплинарности, наставничестве, повышении мотивации и индивидуальном обучении, является эффективным и перспективным подходом к развитию математических навыков и компетенций у иностранных курсантов. Междисциплинарный подход позволяет связывать математические знания с другими областями знания и дисциплинами, что способствует более глубокому и применительному пониманию математических концепций. Взаимосвязь математики с другими предметами позволяет курсантам видеть ее роль и значимость в решении практических задач,

а также стимулирует развитие творческого и аналитического мышления. Наставничество играет важную роль в педагогическом процессе, обеспечивая индивидуальное внимание, поддержку и руководство каждому курсанту. Наставники помогают определить индивидуальные потребности и способности обучающегося, адаптировать материалы и методики обучения, создавая благоприятную обучающую среду. Повышение мотивации является ключевым фактором успеха в процессе обучения. Педагогическая модель, основанная на повышении мотивации, способствует активизации интереса и вовлеченности курсантов в изучение математики. Индивидуализация обучения является эффективным подходом для адаптации образовательного процесса к индивидуальным потребностям и особенностям каждого курсанта.

Литература

1. Белов, В.А. Совершенствование организации аппарата обучения иностранных граждан в России на современном этапе / В.А. Белов // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. -2004. - № 1. - С. 71-82.

2. Биджиев, Д. У. О современных подходах к математическому образованию / Д.У. Биджиев // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-1. - С. 51-54.

3. Бондарь, Е.А. Адаптационная готовность иностранных граждан к обучению в вузе / Е.А. Бондарь // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2016. - № 7 (228). - С. 198-202.

4. Валеева, О.А. Инновации для математики перспективные подходы к обучению математике в военном вузе / О.А. Валеева // ВВО. - 2021. -№ 6 (33). - С. 98-101.

5. Вербицкая, И. О компьютерной поддержке преподавания математических дисциплин / И. Вербицкая, В. Спектор // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С. 141-143.

6. Городилова, М.А. Интеграция математических и профессиональных знаний курсантов военных вузов при обучении дисциплинам математического цикла / М.А. Городилова, И.Ю. Чи-грина // Высшее образование сегодня. - 2017. -№ 6. - С. 22-26.

7. Зимина, Д.А. Образование иностранных граждан в университете / Д А. Зимина // Скиф. -2019. - № 4 (32). - С. 148-151.

8. Исаева, Т.А. Технология развивающего обучения реализация модели личностно-ориентированного обучения в преподавании математики / Т.А. Исаева, М.О. Глаголева // ВВО. - 2021. - № 3 (30). - С. 72-75.

9. Панфилова, О.А. Особенности и современные тенденции преподавания естественнонаучных дисциплин в высших ведомственных учебных заведениях (на примере ВИПЭ ФСИН России) / О.А. Панфилова, Д.В. Сергеева, А.С. Соловьев, Е.Е. Филипова // Пенитенциарная наука. - 2010. - № 11. - С. 74-77.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

10. Румянцева, Н.М. Развитие междисциплинарных связей на довузовском этапе обучения иностранных граждан / Н.М. Румянцева, Д.Н. Рубцова // Kant. - 2019. - № 1 (30). - С. 95-101.

11. Столяревский, С.П. Цель обучения - развитие индивидуальности применение личностно-ориентированных технологий в преподавании математических дисциплин / С.П. Столяревский, Т.А. Исаева // ВВО. - 2019. - № 5 (20). -С. 70-73.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING MATHEMATICAL DISCIPLINES FOR FOREIGN CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Yarygina N.A.

Moscow Higher Combined Arms Command School

The article presents an overview and analysis of pedagogical technologies used in teaching mathematical disciplines to foreign cadets. The presented pedagogical learning model, based on interdisciplinary, mentoring, increasing motivation and individual learning, is a promising approach to the development of mathematical skills and competencies in foreign cadets. An interdisciplinary approach allows you to connect mathematical knowledge with other areas of knowledge and disciplines, which contributes to a deeper understanding of mathematical concepts. The relationship of mathematics with other subjects allows us to see its role and significance in solving practical problems, stimulates the development of creative and analytical thinking. Mentoring provides acceleration of adaptation of cadets, individualization of training. Mentors help identify student needs and abilities, adapt learning materials and methods, and create a supportive learning environment. Pedagogical technologies based on increasing motivation contribute to the activation of interest and involvement of cadets in the study of mathematics. Individualization of training is an effective approach for adapting the educational process to the individual needs and characteristics of each cadet.

Keywords: military university, mathematics, mathematical disciplines, individual approach, interdisciplinarity, mentor, tutor, motivation.

References

1. Belov, V.A. Improving the organization of the apparatus for teaching foreign citizens in Russia at the present stage / V.A. Belov // Vestnik RUDN. Series: Legal Sciences. - 2004. -No. 1. - S. 71-82.

2. Bidzhiev, D.U. On modern approaches to mathematical education / D.U. Bidzhiev // Problems of modern pedagogical education. - 2019. - No. 64-1. - S. 51-54.

3. Bondar, E.A. Adaptation readiness of foreign citizens to study at a university / E.A. Bondar // Issues of journalism, pedagogy, linguistics. - 2016. - No. 7 (228). - S. 198-202.

4. Valeeva, O.A. Innovations for mathematics: promising approaches to teaching mathematics in a military university / O.A. Valeeva // VVO. - 2021. - No. 6 (33). - S. 98-101.

5. Verbitskaya, I. On computer support for teaching mathematical disciplines / I. Verbitskaya, V. Spektor // Higher education in Russia. - 2008. - No. 2. - S. 141-143.

6. Gorodilova, M.A. Integration of mathematical and professional knowledge of cadets of military universities in teaching disciplines of the mathematical cycle / M.A. Gorodilova, I. Yu. Chigri-na // Higher education today. - 2017. - No. 6. - S. 22-26.

7. Zimina, D.A. Education of foreign citizens at the university / D.A. Zimina // Skif. - 2019. - No. 4 (32). - S. 148-151.

8. Isaeva, T. A., Glagoleva, M.O. Developmental learning technology, implementation of the model of student-centered learning in teaching mathematics. - 2021. - No. 3 (30). - S. 72-75.

9. Panfilova, O. A., Sergeeva, D. V., Solovyov, A. S., and E. E., Peculiarities and current trends in teaching natural sciences in higher departmental educational institutions (on the example of the Higher Educational Institution of the Federal Penitentiary Service of Russia) Filipova // Penitentiary Science. - 2010. -No. 11. - S. 74-77.

10. Rumyantseva, N.M. Development of interdisciplinary relations at the pre-university stage of teaching foreign citizens / N.M. Rumyantseva, D.N. Rubtsova // Kant. - 2019. - No. 1 (30). - S. 95-101.

11. Stolyarevsky, S.P. The purpose of learning is the development of individuality, the use of personality-oriented technologies in teaching mathematical disciplines / S.P. Stolyarevsky, T.A. Isaeva // VVO. - 2019. - No. 5 (20). - S. 70-73.

о с

u

CM 1Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.