Научная статья на тему 'Инновационные технологии в повышении эффективности использования сельскохозяйственной земли'

Инновационные технологии в повышении эффективности использования сельскохозяйственной земли Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
207
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в повышении эффективности использования сельскохозяйственной земли»

Показатели Технология

Т радиционная Ресурсосберегающ ая Отклонение, (+; -)

Производственная затраты всего, тыс. р. 71 250 58 500 -12 750

В том числе на 1 га 4,75 3,90 -0,85

на 1 т 1,9 1,3 -0,6

Полная себестоимость 1 т,

тыс. р. 78 750 65 250 -13 500

В том числе на 1 т 2,1 1,45 -0,65

Выручка, тыс. р. 112 500 135 000 +22 500

В том числе на 1 га 7,50 9,0 +1,5

на 1 т 3,0 3,0 -

Прибыль, всего тыс. р. 33 750 69 750 +36 000

В том числе на 1 га 2,25 4,65 2,4

на 1 т 0,9 1,55 +0,65

Уровень рентабельности производства, % 42,8 106,9 +64,1

Однако без содействия государства переход сельского хозяйства на новый инновационный уровень будет длительным и сложным; и опыт стран, осуществивших серьезную техническую перестройку аграрного техниче-

ского производства, показал, что государственная поддержка обязательно должна сопровождать этот процесс не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЗЕМЛИ

И.П. Шаляпина, д.э.н., проф., Н.В. Щербаков, ассист. Мичуринского государственного аграрного университета

Россия обладает значительными земельными ресурсами, в том числе и пригодными для ведения на них сельскохозяйственного производства, однако использование сельскохозяйственных угодий в нашей стране никак нельзя назвать эффективным. Это объясняется отсутствием отлаженной законодательной базы в области сельскохозяйственного производства и надлежащей поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя со стороны государства. Кроме того, за годы реформ не был сформирован экономический механизм передачи земель более эффективному собственнику, и, как следствие, практически отсутствует рынок земли.

Земля является основным средством производства в аграрном секторе экономики. От нее, от ее состояния во многом зависят экономическая эффективность сельского хозяйства, продовольственная и экологическая безопасность страны. Вот почему разработка научно обоснованного механизма функционирования научно-технической сферы АПК и развития инновационного процесса в отрасли, способного обеспечить окупаемость затрат на использование научно-технического потенциала

аграрного сектора и повышение эффективности производства, должна затрагивать земельные отношения в первую очередь.

Под инновациями понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Развитие и результаты инновационной деятельности в сельском хозяйстве зависят, в основном, от следующих взаимосвязанных факторов:

- научно-инновационного потенциала государства, отрасли, региона, организации;

- потребности отрасли и отдельных хозяйств в нововведениях, уровня их инвестиционной активности;

- ресурсного потенциала и способности концентрировать его элементы на приоритетных направлениях научно-инновационного развития отрасли;

- инновационной политики.

Согласно статистическим данным, на 01.01.2007 г. общая площадь земель в стране

составляла 1 709,8 млн га, из них сельскохозяйственного назначения - 406 млн га, в том числе сельскохозяйственных угодий (пашня, залежь, кормовые угодья, многолетние насаждения) - 221,1 млн га, площадь их постоянно сокращается. Так, в середине 1960 гг. она составляла 234,7 млн га. Некоторое сокращение сельскохозяйственных угодий происходит в основном из-за роста городов, расширения площадей под промышленными, транспортными и иными объектами. Кроме того, начавшийся со второй половины 1990-х гг. процесс интеграции производителей сельскохозяйственной продукции, перерабатывающих и обслуживающих предприятий часто приводил к изменению профиля вновь созданного предприятия. При этом происходил перевод сельскохозяйственных угодий в несельскохозяйственные. Также значительные площади сельскохозяйственных угодий выбывали из сферы товарного производства в пользование населения (личные подсобные хозяйства, садоводы, огородники).

Проблемой современного сельскохозяйственного землепользования стало ухудшение качественного состояния земельных угодий из-за снижения содержания гумуса в почве (за последние 15-20 лет в среднем на 20%), различных видов эрозии. Кроме того, развитие земледелия сдерживает низкая техническая оснащенность сельского хозяйства. Например, в Тамбовской области за последние пять лет машинно-тракторный парк сократился на 30%. На начало 2007 г. имелось около 7 тыс. тракторов и 2,6 тыс. зерно- и кормоуборочных комбайнов, из которых только 35% были в пределах сроков амортизации.

Стоит отметить, что численность сельскохозяйственных машин сокращалась более быстрыми темпами по сравнению с сокращением обрабатываемых площадей. Если в 1990 г. на 100 га посевных площадей приходилось 1,1 трактора, то сейчас менее 0,8.

Почасовая производительность зарубежной и отечественной техники существенно не различается. Но высокое качество изготовления зарубежных комбайнов позволяет использовать их интенсивно с первого дня поступления в хозяйства, а надежность при надлежащем техническом обслуживании дает им возможность работать до 20 час. в сутки и беспрерывно два-три месяца. Это обеспечивает среднюю сезонную наработку таких комбайнов, как «Клаас», «Мега-360» до 1100 га и намолот зерна до 1 500-1 700 т, что в 3-4 раза больше, чем у комбайна «Дон-1500».

По удельным затратам труда, материалоемкости все зарубежные комбайны имеют су-

щественные преимущества перед отечественными.

Однако очень высокая цена делает зарубежную технику недоступной для многих сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В то же время система управления сельскохозяйственным производством, базирующаяся на научной основе, позволяет четко определить стратегию развития хозяйства, применяя мировой опыт эффективного использования сельскохозяйственных земель применительно к местным условиям.

Приоритетным направлением развития эффективного землепользования следует считать поэтапный переход к ресурсосберегающим, почвозащитным технологиям возделывания сельскохозяйственных культур с применением минимальных и нулевых систем обработки почвы. Этот способ обработки, в отличие от плуга, не выворачивает наружу плодородный слой земли, сберегая его, предотвращая развитие эрозионных процессов на фоне повышения плодородия почвы и оптимизации затрат расходных материалов в земледелии.

Развитие научно-технического прогресса в сельском хозяйстве сегодня часто определяется как «прецензионное земледелие» и включает в себя следующие направления:

— оптимизация затрат отрасли растениеводства и повышение продуктивности возделываемых культур за счет привлечения инновационных технологий в процессы сельскохозяйственного производства;

— внедрение геоинформационных систем учета и систем параллельного вождения;

— формирование электронных карт полей сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— внедрение систем дифференцированного внесения средств защиты растений и минеральных удобрений на базе электронных карт; формирование агрономической электронной базы данных по контурам; разработка логистических маршрутов движения и формирование рабочих участков в рамках земельного массива;

— использование высококлассной техники при уборке зерновых, что обеспечивает высокую производительность, позволяет проводить работы при высокой влажности, минимизировать потери зерна, обеспечивать высокую степень его очистки до соответствия требования приема на элеваторе, осуществлять компьютерный контроль урожайности, влажности зерна, убранных площадей.

Однако для осуществления таких проектов требуются значительные вложения средств. К сожалению, немногие сельскохозяйственные товаропроизводители имеют воз-

можность это сделать. На наш взгляд, наряду с основательной поддержкой нововведений в сельском хозяйстве со стороны государства в рамках национального проекта «Развитие АПК» необходимы серьезные дополнительные инвестиции. Объемы инвестиций в инновационное развитие АПК со стороны частного капитала и зарубежных инвесторов в значительной степени определяются правом владе-

ния, пользования и распоряжения землей - основным средством сельскохозяйственного производства. Однако сложившиеся в России земельные отношения, пока, к сожалению, не стимулируют формирования эффективных землепользователей с учетом отражения интересов различных категорий товаропроизводителей, в нашем случае - инвесторов в агропромышленное производство.

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

А.А. Фадеев, к.э.н., исполнит. дир. ООО «Земля» - Агентство земельных ресурсов и землеустройства, Н.Н. Корнева, к.э.н., доц., рук. сектора Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве

Основным принципом действующего земельного законодательства, закрепленного в п. 2 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ (№ 136-Ф3), является «приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве...». При этом основными целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Для обеспечения охраны земель (ст. 13 ЗК РФ) собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить специальный комплекс мероприятий, направленных, в первую очередь, на предотвращение деградации сельскохозяйственных угодий и восстановление их почвенного плодородия. Кроме того, в целях охраны земель должны разрабатываться федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Федеральным законом «О землеустройстве» в целях охраны земель предусматривается разработка Генеральной схемы землеустройства территорий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также схем использования и охраны земель соответствующих административных уровней. Кроме того, действующее законодательство предусматривает применение мер экономического стимулирования землепользователей в сохранении и вос-

становлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности в порядке, устанавливаемом бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Однако на практике подавляющее большинство из указанных выше положений не выполняется. За время, прошедшее с момента вступления в силу указанных федеральных законов, в стране не разрабатывались ни генеральная схема землеустройства, ни схемы использования и охраны земель, ни проекты внутрихозяйственного землеустройства, ни проектная документация по защите земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания вторичного засоления, иссушения, уплотнения и от других негативных (вредных) воздействий. Более того, из-за отсутствия финансирования было практически полностью прекращено проведение почвенных, геобота-нических, эрозионных, культуртехнических и других видов специальных обследований и изысканий, связанных с получением объективной информации о качественном состоянии сельскохозяйственных угодий. Таким образом, можно реально говорить о том, что государство полностью устранилось от решения проблем охраны земельных ресурсов страны, вследствие чего их состояние оценивается как неудовлетворительное.

По данным государственного (национального) доклада «О состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2006 году», площадь сельскохозяйственных угодий страны в составе земель сельскохозяйственного назначения с 1991 г. сократилась с 213,8 до 191,7, или на 22,1 млн га. За это же время пахотный клин уменьшился на 15,7 млн га, а посевные площади -почти на 40 млн га.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.