Innovative technologies in training students of the specialty «Technology of products of public catering» on the example project method
Maar N.
Инновационные технологии в обучении студентов специальности «Технология продукции общественного питания» на примере метода проектов
Маар Н. Ю.
Маар Наталья Юрьевна /Maar Natalia - преподаватель специальных дисциплин, специальность: технология продукции общественного питания, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области Октябрьский аграрно-технологический техникум, пос. Качкан, Октябрьский район, Ростовская область
Аннотация: в данной статье проведён краткий обзор инновационных технологий в образовательном процессе СПО, специальность «Технология продукции общественного питания», применение проектной технологии для активизации познавательной деятельности студентов. Abstract: in this article the brief review of innovative technologies in the educational process, software, specialty «Technology of catering products», the use ofprojects to enhance the cognitive activity of students.
Ключевые слова: инновации в образовании, проектная технология. Keywords: innovations in education, design technology.
К вершинам мудрости ведут нас три пути: путь размышленья - самый благородный, путь имитации - доступней всех других, и горький путь - на собственных ошибках.
Конфуций, V век д. н. э.
Инновационными технологиями обучения считаются методы, побуждающие обучающихся к творческой активной мыслительной, практической деятельности в процессе образования. Причем инновационное обучение включает в себя использование системы методов, направленных на изучение знаний и умений и их практического применения в процессе их дальнейшей трудовой деятельности. Именно инновационная деятельность создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью преподавателей и учебно-исследовательской студентов.
Как показывает практика, использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому результату. В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Для развития у студентов способностей к формированию внимания, навыков самостоятельности, системного мышления необходимо использование современных педагогических технологий [1].
В условиях инновационных процессов в системе обучения перед преподавателями остро стоит задача повышения мотивации и активности студентов. В современных условиях образовательный процесс среднего профессионального образования направлен на выполнение социального заказа -формирование самостоятельной, активной, инициативной, творческой личности, личности, готовой к сотрудничеству, к самостоятельной организации пространства деятельности. Следовательно, система профессионального образования должна стать гибкой и открытой, способной к принятию новых технологий образовательного процесса. Перед преподавателем возникает проблема, связанная с пересмотром используемых в учебном процессе технологий. Одним из вариантов решения этой проблемы видится рекомендация использования в обучении проектной технологии.
Известно, что формирование компетенций в образовательном процессе происходит посредством технологий, содержания образования, типа взаимодействия между преподавателем и студентом. Одним из наиболее действенных методов для реализации компетентностного подхода является метод проектов, рассматриваемый как совокупность приёмов, действий студентов в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, значимой для них и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное
предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта [2].
Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную обучающимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Влияние метода на развитие знаний, умений и навыков обучающихся. Результаты обучения методом проекта
1. Адаптация к современным социальным условиям жизни.
2. Глубокое овладение общими и профессиональными компетенциями.
3. Развитие разносторонних качеств личности.
4. Рост творческой активности.
5. Интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие.
На занятиях по профессиональному модулю происходит приобщение студентов к практической деятельности, обучение нестереотипным способам решения профессиональных проблем и принятия самостоятельного выбора соответствующего решения, формирование умения анализировать, систематизировать порядок и технологию приготовления сложных блюд, делать выводы; вовлечение студентов в исследовательскую и проектную деятельность. Опыт работы преподавателей подтверждает, что если включать студентов в творческую деятельность, то у них развиваются память, аналитические способности, способности предвидения и другие профессиональные качества [3].
На заключительном этапе проектной деятельности подводятся итоги работы обучающихся студентов, дается качественная оценка проделанной работе по осуществлению проекта, всего узнанного и приобретенного. Проводится презентация работы, которая важна в первую очередь для обучающегося. Подводятся итоги и воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество студентов, их самостоятельность - все это, несомненно, положительные результаты, требующие обобщения и оглашения.
В течение ряда лет студенты групп, обучающихся по специальности «Технология продукции общественного питания», участвуют в научно-практических студенческих конференциях, занимая только призовые места. Ими подготовлены такие проекты как: «Наш любимый майонез», «Что мы знаем о салате?» и т. д. Проекты, над которыми работают студенты, вызывают интерес к изучению дисциплины и направлены на познание будущей профессии, тем самым вызывают понимание значения изучения дисциплины в профессиональном образовании.
Таким образом, благодаря проектной деятельности, порождается глубокий интерес к изучаемой дисциплине; развиваются творческие способности, память, мышление, воображение; формируются умения работать с дополнительной литературой, представлять информацию в различных видах, что положительно влияет на качество обучения и формирование компетентностей, необходимых выпускникам в построении профессиональной карьеры.
Литература
1. Анапович Г. Н. Роль активных методов преподавания [Текст] // Родники культуры: сборник методических докладов и тезисов преподавателей учреждений СПО культуры и искусства: вып. 1 «Культура и образование: юбилейные размышления в Сибирской провинции». М.: АПРИКТ: ООО «МИЦ «Аюна», 2011. 127 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Полат Е. С. и др. Под ред Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.
3. Полат Е. С. ИОСО РАО Метод проектов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://refdb.ru/look/1218951.html/ (дата обращения: 10.07.201б).