ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коваленко С. В., Глушненкова Л. Т. Инновационные технологии в образовании: зарубежный опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S3. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470045.htm.
ART 470045 УДК 316:378
Коваленко Светлана Витальевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «(Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток [email protected]
Глушненкова Людмила Тимофеевна,
доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток Luda [email protected]
Инновационные технологии в образовании: зарубежный опыт
Аннотация. В статье анализируются подходы зарубежных экспертов к инновациям в образовании. Выявляются критерии инновационных процессов, определяются общие характеристики и проблемы внедрения образовательных инноваций. Ключевые слова: образование, инновация, инновационный процесс, критерии инноваций, инновационные барьеры, инновационные технологии. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Глобализационные процессы в целом определяют необходимость модернизации системы образования. Образовательные инновации выступают в качестве основного инструмента данных преобразований.
Объект исследования - инновации в образовании.
Методы исследования - исследования на основе системного анализа экспертных оценок.
Научную новизну исследования составляет анализ подходов зарубежных авторов к инновациям в образовании.
В настоящее время проблема внедрения инноваций в сфере образования представляет значительный научный интерес.
Эксперты Джули А. Ферст-Боу (Julie A. Furst-Bowe), проректор Университета штата Висконсин и Рой. А. Байер (Roy A. Bauer) в исследовании «Применение модели Болдриджа для инноваций в области высшего образования («Application of the Baldrige Model for Innovationin Higher Education) рассматривают инновации в качестве значимых изменений, приводящих к улучшению процессов и услуг образовательной организации, к созданию новых корпоративных ценностей [2].
При этом авторы выделяют в качестве главного критерия инноваций в образовании устойчивый характер инноваций, указывая, что многие образовательные учреждения считают себя инновационными. Однако в большинстве случаев инновации в образовании являются случайными. Лишь ряд образовательных организаций осуществляют контроль над результатами инноваций, которые влияют на качество образовательных услуг [2].
Людвиг Дж. Юсинг (Ludwig J. Issing), доктор философии, профессор Свободного Берлинского университета, куратор проекта ERASMUS и Хайке Шаумбург (Heike Schaumburg), профессор университета Гумбольдта в Берлине в совместной работе «Образовательные технологии как ключ к нововведениям в области образования» (Educational Technology asa Keyto Educational Innovation: State of the Art Report from
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коваленко С. В., Глушненкова Л. Т. Инновационные технологии в образовании: зарубежный опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S3. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470045.htm.
Germany) считают, что недостаточно обеспечить образовательные учреждения технологическими новинками, внедрить онлайн и офлайн-курсы. По мнению данных авторов, необходимы глубокие системные и структурные изменения, которые будут сопровождать внедрение инновационных технологий в образовательной среде [4].
Гильермо Ороско-Гомес (Guillermo Orozco-Gomez), доктор образования Гарвардского университета, эксперт в области коммуникаций, разработчик ряда образовательных инновационных технологий в исследовании «Можем ли мы быть более креативными для того, чтобы расширить масштабы нововведений в области образования?» (Can we be more creative in thinking about how to scale up educational innovation?) предлагает относиться к образовательным инновациям как к творчеству (творческому процессу), на которое оказывает серьезное влияние история, традиции, идеология. Рассматривая понятие «инновация в образовании», эксперт предлагает выделять в образовательных инновациях помимо технического компонента еще и политический, культурный, бюрократический, социальный [3].
Кроме того, исследователь указывает, что ведущую роль во внедрении образовательных инноваций играет преподаватель, который является «посредником» между участниками инновационного процесса и «новыми инструментами» - инновационными технологиями.
Гильермо Ороско-Гомес (Guillermo Orozco-Gomez) также считает основным критерием инноваций «видимые и конкретные» положительные результаты [3].
В целом, несмотря на разность трактовок, можно выделить ряд общих признаков (критериев), позволяющих идентифицировать инновации в образовании: новизна, системность, прогрессивный характер, комплексность.
При изучении возможностей и перспектив внедрения инноваций в образовании эксперты выделяют ряд проблем (см. таблицу).
Проблемы внедрения инновации в сферу образования
Проблема внедрения инновации в сферу образования Возможности решения Эксперт, источник
1 отсутствие институциональной основы (структура, кадры, финансы) 1.создание и развитие системы консалтинга в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции 2. совмещение в образовательной сфере преимущества академической и корпоративной школ Guillermo Orozco-Gomez Can we be more creative in thinking about how to scale up educational innovation? Journal of Educational Change, 2006 Issing Ludwig J, Schaumburg Heike Educational Technology as a Key to Educational Innovation: State of the Art Report from GermanyTech Trends, v45, no 6, pp. 23-28, 2001 Kinser Kevin Innovation in Higher Education: A Case Study of the Western Governors University New directions for higher education, no. 137, Spring 2007
2. консервативность образовательной среды активное внедрение практически ориентированных инновационных технологий Bower Elizabeth A Barriers to Innovation in Continuing Medical Education Journal of continuing education in the health professions, 28(3):148-156, 2008
Источники: [1-5].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коваленко С. В., Глушненкова Л. Т. Инновационные технологии в образовании: зарубежный опыт // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S3. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470045.htm.
Известный эксперт в сфере инновационных форм высшего образования Кевин Кинсер (Kevin Kinser),старший научный сотрудник Института глобальных исследований политики в области образования в университете в Олбани, Университет штата Нью-Йорк в своей статье «Инновации в высшем образовании: анализ ситуаций в Западном Губернаторском университете) (Innovation in Higher Education: A Case Study of the Western Governors University) выявляет специфику внедрения инновационных технологий на примере Западного Губернаторского университета (Солт Лэйк Сити).Рас-сматривая проблемы внедрения инноваций в образовании, Кинсер указывает в качестве основных инновационных барьеров: легитимность, деньги и технологии, которые преодолеваются на основе комплексного подхода [5].
Эксперты, в целом, выявляя ряд проблем при внедрении инноваций, приходят к выводам о необходимости сочетания традиционных и инновационных технологий в образовании при условии структурных изменений [1-5].
Ссылки на источники
1. Bower Elizabeth A Barriers to Innovation in Continuing Medical Education Journal of continuing education in the health professions, 28(3):148-156, 2008.
2. Furst-Bowe Julie A., Bauer Roy A. Application of the Baldrige Model for Innovation in Higher New directions for higher education, no. 137, Spring 2007.
3. Guillermo Orozco-Gomez. Can we be more creative in thinking about how to scale up educational innovation? Journal of Educational Change, 2006.
4. Issing Ludwig J, Schaumburg Heike Educational Technology as a Key to Educational Innovation: State of the Art Report from GermanyTech Trends, v45, no 6, pp. 23-28, 2001.
5. Kinser Kevin Innovation in Higher Education: A Case Study of the Western Governors University New directions for higher education, no. 137, Spring 2007.
Svetlana Kovalenko,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the State and municipal management department, Far Eastern Federal University, Vladivostok [email protected] Ludmila Glushnenkova,
Associate professor of the State and municipal management department, Far Eastern Federal University, Vladivostok Luda [email protected]
Innovative technologies in education: international experience
Abstract. The article analyzes the approaches of foreign experts to innovation in education. The criteria of innovation processes are identified, the general characteristics and problems of the implementation of educational innovation are defined in the article.
Key words: education, innovation, innovative process, the criteria of innovation, innovation barriers, innovative technologies.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 12.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.01.17
Принята к публикации Accepted for publication 14.01.17 Опубликована Published 25.01.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Коваленко С. В., Глушненкова Л. Т., 2017
9772304120173