Научная статья на тему 'Инновационные технологии: современный методический образовательный ресурс в подготовке квалифицированного специалиста'

Инновационные технологии: современный методический образовательный ресурс в подготовке квалифицированного специалиста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА / АНАЛИЗ ТЕКСТА / МЕТАТЕКСТ / МЕТАТЕКСТОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ / АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / TEXT INTERPRETATION / ANALYSIS OF TEXT / METATEXT / METATEXTUAL ELEMENT / AUTHOR''S INTENT / LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мачулина Марина Александровна, Кузнецова Ю. И.

В статье рассматривается современный подход к интерпретации текста художественного произведения, основанный на использовании анализа метатекста художественных произведений. Анализ метатекстовых элементов художественного текста способствует глубокому пониманию художественных произведений: выявление роли изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии авторского замысла, выявление средств создания языковой картины мира в произведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technologies-modern methodical educational resource in the preparation of a qualified specialist

The article discusses the current approach to the interpretation of a fiction text, based on the analysis of metatext works of art. Analysis metatextual elements of a literary text contributes to the understanding of works of art: identify the role of figurative-expressive means of the language in the disclosure of the author's intention, identifying the means of creating linguistic picture of the world in the work.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии: современный методический образовательный ресурс в подготовке квалифицированного специалиста»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин

М.А. МАЧУЛИНА кандидат педагогических наук, доцент кафедры историко-филологических дисциплин филиала ГОУ ВО Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске*

Ю.И. КУЗНЕЦОВА старший преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин

филиала ГОУ ВО Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске

Инновационные технологии: современный методический

ресурс в

подготовке квалифицированного специалиста

В качестве основой задачи современного профессионального образования выступает подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности. Будущий специалист должен овладеть целой системой умений для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности. Новые требования общества к уровню образованности привели к необходимости изменения технологий обучения. Актуальными являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с ориентацией на личность, ее интересы, склонности и способности. Опыт использования инновационных технологий в процессе подготовки студентов доказывает их преимущества: они помогают сформировать у будущих спе-

* Мачулина Марина Александровна, e-mail: sgpizh@yandex.ru

образовательный

циалистов навыки самостоятельного получения новых знаний; стимулируют творческие способности каждого из студентов; помогают приблизить учебу к практике будущей профессиональной деятельности. С этой точки зрения особый интерес представляет технология интерпретации текста художественного произведения на основе анализа метатекста.

Основным недостатком современного прочтения художественных произведений является фрагментарное, поверхностное знакомство с ними, что ведет к нарушению целостности восприятия произведения. Приоритетными направлениями в анализе художественных произведений, как правило, выступают рассмотрение особенностей жанра и композиции, сюжетных линий произведения и системы образов без учета организации текста как единого целого и маркирования его составляющих. От умения видеть все элементы текста, определять их значение и роль часто зависит навык быстрого ориентирования в структуре текста и его верной интерпретации. Сложившуюся ситуацию может изменить новый подход к интерпретации текста произведения - анализ его мета-текстовых элементов. Такой подход - необходимое условие достижения нового качества образования: чтение, понимание, интерпретация текста - это основные общеучебные умения, благодаря которым возможно обучение вообще1.

Метатекст в современной лингвистике определяется как разновидность текста особого типа, т. е. элемент «мета» (через) предполагает нечто косвенное, переносное, переход в новое измерение. На данный момент в лингвистической науке метатекст изучается фрагментарно, определение понятия «метатекст» отличается множественностью интерпретаций, представленных в трудах ученых. Собственно лингвистический план метатекста в современной лингвистике исследуется преимущественно в аспектах внутреннего (внутри данного текста) и внешнего по отношению к тексту (в виде отдельного, самостоятельного текста) комментирования. Метатекст как относительно новое понятие для современной филологической науки позволяет объяснить главное в тексте (особенно - художественном), а именно: природу подтекста - скрытых авторских смыслов, деталей,

1 Воителева Т.М. Анализ и интерпретация текста как путь к его пониманию (методический аспект) // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки, 2013, № 3, с. 94.

нюансов. Роль метатекста - обобщающая, интерпретирующая, помогающая с иных позиций увидеть и понять природу и сущность языка, языковых явлений, закономерных принципов построения текста. Метатекст - это процесс соотношения основного текста произведения с собственной позицией говорящего, проецирующейся на произведение, которая порождает сигналы для читателя о начале, продолжении произведения, чувствах героев, коме того, с помощью метатекста вводятся примеры, подводятся итоги, то есть, проводится автокоррекция текста. Для осуществления успешной коммуникации автор старается, чтобы читатель

правильно понял его произведение. В результате в мета-

1

тексте проявляется языковая личность автора .

Уточним: совокупность проблем, которые ставятся в творчестве художника слова, образуют семантическую область авторского пространства текста. Для речевого портрети-рования языковой личности писателя принципиально важной оказывается любой текстовый нюанс, отправная точка, фиксируемая именно метаткекстом. Однако не следует забывать, что авторская индивидуальность интегрируется в тексте двумя путями: как личность, формирующая текст, и как личность, в тексте формирующаяся сама. Второй путь свидетельствует о более высокой эстетической организации текста, проявляющейся уже в качестве дискурса. На наш взгляд, семантическая область авторского пространства, куда мы помещаем проблемы, темы, идеи, образы, должна осмысляться именно в метатексте, а не просто в тексте.

На современном этапе в лингвистике принято выделять два пути образной интеграции индивидуальности (языковой личности) в текст. Это «центробежный» (от личности к центру) и «центростремительный» (от текста к личности). Первый путь можно назвать индивидуальным постижением текста, его интерпретацией, а второй - индивидуальным постижением личности, творением личности как текста. С одной стороны - растворение «Ego» в тексте, признание его законов, с другой - воплощение текста в «Ego». Именно второй путь представляется нам очень важным с точки зрения характеристики языковой картины мира и идиостиля языковой личности, ее творящей (и творящей себя при этом), тем более

1 Буров А.А. Синтаксическая номинация: лингвокогнититвное измерение. Пятигорск, 2013, с. 71.

что в пространстве текста как дискурса оба этих пути образной интеграции взаимодействуют, пересекаясь»1.

Таким образом, подтверждается, что в пространстве художественного текста сосуществуют, диалектически взаимодействуя и динамически развиваясь, два компонента - основной и метатекстовый. Они образуют в текстовом пространстве, соответственно, два подпространства, которые сосуществуют как одно неразрывное целое. Отчетливой границы между ними нет, они тесно переплетены своими элементами. При этом элементы основного текста могут одновременно выступать метатекстовыми средствами, тогда как последние выполнять текстообразующую функцию. Некоторые метатекстовые средства могут получать в основном тексте относительную автономию и даже перерождаться в самостоятельные текстовые образования (таковы, к примеру, парентетические явления, способные получать особенно в художественном тексте самим различную текстовую протяженность). Главным регулятором всех этих отношений выступает языковая личность автора, сам говорящий. Именно с его проявлением, позицией и т.д. связана следующая закономерность. В текстовом пространстве с усилением одного из названных компонентов ослабевает, другой - наоборот. Если автор находит необходимым отчетливее, ярче, сильнее обозначить свое присутствие в текстовом пространстве, он усиливает метатекстовый компонент, неизбежно ослабляя проявление основного, базового, собственно текстового компонента. Хотя стоит подчеркнуть, что оба плана взаимокомпенсированы, проявление обоих компонентов взаимоуравновешено.

Итак, метатекст - это особое языковое подпространство текста, которое позволяет понять позицию повествователя, его отношение к тому, о чем он говорит и по поводу чего намерен высказать свое мнение, не навязывая его читателю. Изучение метатекста представляет интерес с позиции выражения языковой личности автора, а также с позиции анализа языковой картины мира через метатекст художника слова. Текст любого произведения - переплетение текста и метатекста: они тесно связаны, неотделимы, неразрывны, они взаимно отражают друг друга, связаны намеками, отсылками. Поэтому важно понять намеки, замеча-

1 Буров А.А. Указ. соч., с. 74.

ния автора, иногда довольно искусно скрытые, звучащие только отголоском или в одном слове.

Нас интересует возможность представления метатекста в тексте как особой системы средств репрезентации авторского присутствия в пространстве им же создаваемого текста, проявление которого представляет особый интерес в разрезе художественно-литературного текста. Следовательно, представляет несомненный интерес анализ корреляции «текст-метатекст» как одного из средств выражения языковой индивидуальности автора, представляющего авторское оценочно-комментирующее «начало» в художественном произведении. Кроме того, пространство метатекс-та в художественном тексте предоставляет автору безграничные когниолингвистические возможности для выражения самых разнообразных смысловых и ситуативных «ло-кусов». Сквозь призму метатекста в тексте произведения можно разглядеть особенности речевого мышления носителя русского языка с его своеобразной языковой идентичностью и языковой картиной мира.

При традиционном подходе основной целью анализа текста произведения преимущественно было выявление роли языковых средств, а при современном центре оказывается языковая личность автора. Каждый текст рассчитан на восприятие читающего. Анализируя метатекстовые элементы произведения следует обращать внимание на смысл, целенаправленность, идею в любом составляющем произведения, любом образе, от самых «внешних», казалось бы, мелких или «технических», до самых центральных и определяющих все содержание произведения. Интерпретация метатекста внутри произведения позволит читателю лучше понять подтекст произведения, познакомиться с языковой личностью автора, понять его намеки, замечания, иногда довольно искусно скрытые, звучащие только отголоском или в одном слове.

Мачулина М.А., Кузнецова Ю.И. Инновационные технологии: современный методический образовательный ресурс в подготовке квалифицированного специалиста. В статье рассматривается современный подход к интерпретации текста художественного произведения, основанный на использовании анализа метатекста художественных произведений. Анализ мета-текстовых элементов художественного текста способствует глубо-

кому пониманию художественных произведений: выявление роли изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии авторского замысла, выявление средств создания языковой картины мира в произведении.

Ключевые слова: интерпретация текста, анализ текста, мета-текст, метатекстовый элемент, авторский замысел, языковая картина мира.

Machulina M.A., Kuznetsova Yu.I. Innovative technologiesmodern methodical educational resource in the preparation of a qualified specialist. The article discusses the current approach to the interpretation of a fiction text, based on the analysis of metatext works of art. Analysis metatextual elements of a literary text contributes to the understanding of works of art: identify the role of figurative-expressive means of the language in the disclosure of the author's intention, identifying the means of creating linguistic picture of the world in the work.

Keywords: text interpretation, analysis of text, metatext, meta-textual element, the author's intent, language picture of the world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.