Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ СОЦИУМЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ СОЦИУМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркова Валентина Васильевна

В статье представлен авторский опыт философской рефлексии по поводу методологических и мировоззренческих оснований современных инновационных технологий профессионального образования. Опираясь на традиции философии образования, автор доказывает идею продуктивности индивидуальной интеграции нового знания, профессиональных умений и навыков в ментальную структуру личности обучающегося при постоянном творческом взаимодействии с педагогом, который сам находится в состоянии перманентного профессионального самосовершенствования. Диверсификация инновационных технологий в профессиональном образовании усиливает тенденцию поиска человекомерных презентации образовательной деятельности и нового педагогического профессионализма, который являл бы собой такие способы организации процесса развития базовых способностей личности, где ценностные составляющие стихийного и целенаправленного потоков жизненного опыта человека на уровне индивидуального бытия-в-культуре смогли бы реализоваться в духовном мире личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркова Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF VOCATIONAL EDUCATION IN A GLOBALIZING SOCIETY

The article presents the author’s experience of philosophical reflection on the methodological and philosophical foundations of modern innovative technologies of vocational education. Based on the traditions of the philosophy of education, the author proves the idea of the productivity of individual integration of new knowledge, professional skills and abilities into the mental structure of the student’s personality with constant creative interaction with the teacher, who is in a state of permanent professional self-improvement. The diversification of innovative technologies in vocational education strengthens the tendency to search for humane presentations of educational activities and new pedagogical professionalism, which would be such ways of organizing the process of developing the basic abilities of an individual, where the value components of the spontaneous and purposeful flows of human life experience at the level of individual being-in-culture, could be realized in the spiritual world of the individual.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ СОЦИУМЕ»

14. Belikov V. A. Aktual'nost' issledovanija pedagogicheskih uslovij reshenija problem obra-zovanija lichnosti [Relevance of the study of pedagogical conditions for solving the problems of personality education], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2018, no. 6, pp. 23-38. (In Russian)

Байгутлин Рафик Ражапович, старший преподаватель кафедры эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов Сибайско-го института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Сибай, e-mail: rafikbaigutlin@mail.ru

Махмутов Мурат Мажитович, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Сибай, e-mail: murten@mail.ru

Петров Евгений Николаевич, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Сибай, e-mail: Petrov8484@mail.ru

Baigutlin Rafik Razhapovich, Senior Lecturer of the Department of Operation of Transport and Technological Machines and Complexes of the Sibay Institute (branch), Bashkir State University, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, e-mail: rafikbaigutlin@mail.ru

Makhmutov Murat Mazhitovich, Senior Lecturer of the Department of Theory and Technique of Teaching Technology, Sibay Institute (branch), Bashkir State University, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, e-mail: murten@ mail.ru

Petrov Evgeny Nikolaevich, Senior Lecturer of the Department of Theory and Technique of Teaching Technology, Sibay Institute (branch), Bashkir State University, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, e-mail: Petrov8484@mail.ru

Сведения для цитирования: Баркова, В. В. Инновационные технологии профессионального образования в глобализирующемся социуме / В. В. Баркова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 42-49.

УДК 378 ББК 74.47

инновационные технологии профессионального

ОБРАЗОВАНИЯ В ГЛОБАЛИЗИРУЮщЕМСЯ СОЦИУМЕ

В. В. Баркова

В статье представлен авторский опыт философской рефлексии по поводу методологических и мировоззренческих оснований современных инновационных технологий профессионального образования. Опираясь на традиции философии образования, автор доказывает идею продуктивности индивидуальной интеграции нового знания, профессиональных умений и навыков в ментальную структуру личности обучающегося при постоянном творческом взаимодействии с педагогом, который сам находится в состоянии перманентного профессионального самосовершенствования. Диверсификация инновационных технологий в профессиональном образовании усиливает тенденцию поиска человекомерных презентации образовательной деятельности и нового педагогического профессионализма, который являл бы собой такие способы организации процесса развития базовых способностей личности, где ценностные составляющие стихийного и целенаправленного потоков жизненного опыта человека на уровне индивидуального бытия-в-культуре смогли бы реализоваться в духовном мире личности.

Ключевые слова: инновации, глобальное общество, образовательная деятельность, потенциал.

Сложные ритмы движения социального времени, разломы цивилизаций, социально-экономические и геополитические вызовы и т. д. подчеркивают значимую роль феномена образовательной деятельности в подготовке человека с активной личной и гражданской позициями, умеющего разрешать непростые ситуации социального бытия в условиях глобализирующегося мира. Однако фетишизация рационализированных основ образовательных практик, которая сложилась в эпоху индустриализации и традиции которой до сих пор пронизывают структурные компоненты образовательной деятельности, мешает гибко реагировать на вызовы времени, необходимость изменения цели профессиональной образовательной деятельности, переосмысление ее возможностей, задач, дидактического инструментария и даже самой идеи профессионального образования, тем самым ощутимо деформирует внутреннюю меру свободы и готовности к ориентированию молодыми людьми самих себя в многообразной коммуникативной деятельности с другими, что порождает дефицит экзистенциального и кризис самоидентификации, способные превратить людей в орудие безличных процессов, в массу, толпу [1]. Данная проблема в ее различных аспектах разрабатывается современными исследователями различных направлений [2-5].

Глобализация создает совершенно иную реальность действительности, для понимания которой требуются новые мировоззренческие концепты, знания, подходы, объяснения, когни-тивистика, гуманитарно-конструктивные образовательные парадигмы, с эффектом опережающего действительность развития человека. Инновации не являются в мир невесть откуда, они представляют собой результат интеллектуальных поисков мыслителей, педагогов-новаторов. Начиная с античных времен духовно продвинутые люди полисов, метрополий упорно создавали всякого рода новшества, в том числе и в педагогике, совершенствовали их, что позволяло уже в те времена кардинально изменять экономические и социальные аспекты жизни общества, культуру, геополитические горизонты мировидения и даже ход истории.

В профессиональном образовании глобализация образовательного пространства и образовательной деятельности привела к созданию инновационной педагогики, имеющей универсальный характер, поскольку она способна осуществлять образовательную деятельность со всеми группам населения. По мысли А. Г. Ас-молова, на смену существующим технологиям

пришла инновационная «смысловая педагогика», которая предполагает организацию педагогического процесса на основе понимания особенностей психологических механизмов трансформации ценностей мировой культуры знания в достояние внутреннего мира субъектов образования, что открывает каждому из них доступ к социальному лифту, определяет их востребованность как субъектов труда и возможность иметь гарантированный источник материальных доходов.

Особенность инновационной философии профессионального образования заключается в стремлении создать концепт личности, способной строить свою деятельность в открытом мире на основе многогранного целостного мировоззрения, признании права человека на свободный выбор личных целевых ориентиров, которые сложились в его мыследеятельности как индивидуализированный сплав образовательной, компетентностной и культурно-идентификационной матриц его самости с естественной потребностью в самореализации.

Развертывая многовекторность воздействия на обучаемых, современное профессиональное образование раскрывает причины явлений фактов действительности, обозначает перспективы их развития, необходимость учитывать включенность человека в эти события и возможность его влияния на социальные процессы, формирует у субъектов образования потребность в проявлении социокультурной эвристики, позволяющей осуществлять перевод познавательной мотивации обучаемого в его поисковые и управленческие виды деятельности, потребность активного участия в созидании реальности социального, интеллектизирует когнитивный опыт учащихся, проблематизируя смыслы их личного бытия, обогащая его опытом других.

Вопросы развития образовательной деятельности активно разрабатывались в 1970-1980-х годах. Заметную роль сыграли работы П. П. Гай-денко, В. А. Конева, М. К. Мамардашвили, В. Н. Поруса, В. М. Розина, К. А. Свасьяна, а также зарубежных исследователей М. Ве-бера, Х. Г. Гадамера, Э. Дюркгейма, А. Камю, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др. В 1990-х годах педагогами, философами, психологами, культурологами продолжали разрабатываться методологические, теоретические и практико-ориентированные аспекты инновационного ценностно-смыслового подхода к проектированию образовательной деятельности. Эти поиски были представлены работами Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинского,

В. В. Серикова. Проблемы интеграции социально-гуманитарных дисциплин в метаисследова-ниях образовательных процессов освещались

A. Я. Данилюком, А. Ф. Закировой, Л. М. Лузиной, Ю. В. Сенько, И. И. Сулимой. Рефлексии ценностных оснований инновационных педагогических систем рассматривались Л. А. Беляевой, А. П. Валицкой, А. С. Липской, А. П. Огур-цовым, И. Г. Фомичевой. Культурологические аспекты инновационного развития педагогических систем были представлены Н. А. Асташо-вой, В. П. Бездуховым, И. Е. Видт, Н. Б. Крыловой, В. А. Сластениным, Г. И. Чижаковой.

Исходным базисом в понимании значимости исследуемой проблемы стали идеи о роли инновационной образовательной деятельности в повышении конкурентоспособности государства, организаций, предприятий, служб и самой личности, представленные в трудах Е. А. Галу-зо, А. А. Герниченко и др.; творческом развитии личности, ее мышления и деятельностных качеств, изложенные в работах С. Н. Бегидова,

B. А. Сластенина; нравственных мотивациях личностного роста субъекта образования, особенностях реализации им жизненных планов в быстро меняющихся глобальных тенденциях (мегатрендах) социального развития, представленные в работах С. К. Бондыревой, В. А. Кру-тецкого, В. Н. Мясищева, Д. И. Фельдштей-на и др.; влиянии инновационных методик на процессы самоактуализации и самореализации обучаемых как шагов, презентующих их лич-ностно приоритетные позиции в жизнеделании, рассмотренные Е. В. Бондаревской, А. Ф. Заки-ровым, И. И. Сулимой и т. д.

Философские интерпретации феномена инновационного обучения были представлены Ж. Бодрийяром, Дж. Гелбрейтом, В. Диль-теем, У. Ростоу, Г. Л. Тульчинским, Ю. Хабер-масом, М. Хоркхаймером, В. С. Швырёвым, Ф. Шлейермахером и т. д. В известном сочинении «Герменевтика субъекта» М. Фуко отмечал, что функции философии совпадают с функциями педагогики, особенно в формировании «заботы о самом себе». А. Маслоу в работе «Дальние пределы человеческой психики» писал, что если образование будет способствовать самоактуализации личности, то очень скоро мы будем наблюдать расцвет цивилизации нового типа [6]. Таким образом, по мысли вышеуказанных авторов, в эпоху социальных трансформаций и кризисных неопределенностей человек должен постоянно настраивать и перенастраивать сложившиеся жизненные отношения, способы развития

своего личностного потенциала качественно новым образом, то есть всегда находиться в непрерывном образовательном поле и постоянно повышать свой уровень компетентности.

Время глобальных перемен вынесло на поверхность социального бытия необходимость каждому человеку различными способами актуализировать в сфере профессиональной занятости личностные потенциалы, задатки и способности, выявлять возможности и траектории их дальнейшего развития, потенциалы индивидуальной самореализации, самоактуализации каждого человека не внутри его, но и не вне его — они, как писал М. Бубер, в мире «между» — между человеком и природой, человеком и другими людьми, человеком и историей всего рода. Конечно, на формирование смысложиз-ненных ориентаций и мотиваций молодых людей в условиях глобализирующейся социальной системы влияет среда их окружения, жизненные обстоятельства личного бытия, смысловые контексты социума, что собственно определяет интеллектуально-личностное развитие человека, ценностные выборы, актуализирующие мен-тально-архетипические поля родовых потенций, заложенных в ментальных мирах человеческого подсознания.

Подсознание — это другое «я» человека, которое может проявиться неожиданно для него самого и для окружающих. Это «я» — экстра-вертный «я», сидящий в засаде интроверсии и заявляющий о себе в выражении типа: «Я так вижу». Текст этого «я» многосторонне связан с его носителем: он выражает «внутреннее», не выразимое другими, но уловленное в себе человеком; является вербально-смысловой тканью его «я», воплощая его душевную самость; продлевает и «собирает» я-состояния, я-образы, я-идеи, по этим следам возвращая его к единому центру «я»; является способом изменения и развития «я»; становится призывом понять и до-создать его мир внутренней жизни. При этом полнота становящегося внутренним содержания, удерживаемая самим бытием, есть то, что может быть названо опытом, воспринимаемым как всеобщая форма освоения мира, определяющим свойством которого выступает способность удерживать явления бытия в сознании.

Образование как самоорганизующаяся система, будучи диалектически связано со всеми сферами социальной жизнедеятельности, не просто впитывает в себя происходящие в этих сферах изменения, но и отвечает на них. Инновационная политика в образовательной сфере, повышение качества образовательных услуг

стали необходимым актом реальности человеческого бытия, поскольку для того, чтобы производить или внедрять инновации в экономической системе, техногенных структурах, экологии природы и социума, способах трансляции межпоколенного социокультурного опыта, изучении действительности через призму форм общественного сознания и других формах познания, обеспечивающих становление единого информационного пространства, взаимодействие потоков знаний, людей, идей и т. д. Образование объективно должно интегрировать в свою деятельность современные инновационные и информационные технологии.

Большое значение в осмыслении процессов внедрения инновационных технологий в образовательной сфере и их влияния на человека имели работы Ж. Бодрийяра, П. Вирилио, Э. Тоффлера, Э. Фромма, а также исследования гиперреальности, ставшей в результате технологической революции новым жизненным пространством человека, принадлежащие Н. А. Носову, Д. В. Иванову, М. Маклюэну, М. Кастельсу. Широкое освещение эта проблема получила также в отечественной науке в работах В. Е. Емели-на, В. А. Кутырёва, А. И. Ракитова, Л. В. Сквор-цова, М. Эпштейна.

Современность неуклонно акцентирует тот момент, что в глобальных изменениях алгоритмов социального развития настал период, когда на вопросы практики нельзя ответить, опираясь на старые знания и способы действия. Назначение инновационных образовательных технологий в освоение мирового опыта организации производства и оказания образовательных услуг опирается на получение обучаемыми «процессуальных знаний», что требует от них перезагрузки мыследеятельности и овладения умением и способностью мыслить проблемно, глобально, конструктивно.

Инновации в педагогической деятельности — это нововведения, связанные с изменением содержания и технологии обучения, формированием нового виденья человеком самого себя в профессиональном образе мира, новых параметрах и условиях вписывания в этот мир своей культуры, культуры мышления, культуры деятельности. Д. Хофштадтер, затрагивая вопрос о том, как инновационные материалы могут быть представлены в образовательной деятельности на различных уровнях концепта событий, отмечал целую палитру возможностей их осмысления: в логике парадокса, диалога, полилога, в понятиях, в образах, эмоционально-экспрессивных трансакциях [7]. Причем эта множест-

венность экспрессий воспринимается человеком целостностью действий, мыслей, чувств и эмоций, возникающей в моменты «перехода» трансцендентных знаний «извне» к трансцен-денции их «вовнутрь», как акты распредмечивания и опредмечивания в мыследеятельности обучаемого культурного опыта человечества.

Только осознав роль знаний в достижении поставленных целей, человек по-настоящему становится способным превратить их в мощный способ реализации задуманного, поскольку в его мышлении происходит объединение когнитивных и конструктивных функций сознания, что дает возможность переоткрыть себя и мотивировать к восприятию инноваций в образовательном процессе. Для реализации этих мотиваций в учебном учреждении должны быть созданы необходимые условия образовательной среды, настраивающие ценностно-смысловой контекст сознания человека на инновационное освоение культурного опыта современности через особые формы педагогического взаимодействия.

В инновационных образовательных технологиях человек, вовлекаясь в субъект-субъектные отношения, по Витгенштейну, видит процесс слияния смысла объекта и чувственных данных о нем, т. е. выстраивает логистику развертывания смысла в образы. Мысль человека интенциональна и интерперсональна. Не только мысль о предмете и формах его познания и преобразовании, но и осмысление с кем-то, и иного нет способа проникновения в целостный опыт других, кроме приобщения к той деятельности, которая этот опыт образовала. Здесь важны, по словам А. А. Ухтомского, «доминанта на лицо другого» и «глаза, обращенные внутрь самого себя» (по В. П. Зинченко). С точки зрения конструктивной педагогики, это встреча с сознанием другого и открытие инаковости в собственном сознании — два взаимно стимулирующих процесса к импровизации, интерпретации и коннотации вырабатываемой информации и смыслополаганий. Не случайно Г. Риккерт писал, что познание — это не отражение объектов, а преображающее их понимание.

Целью инновационных проективных технологий в образовательной деятельности является развитие у субъекта образования способности к актуализации и реализации собственных интеллектуальных потенциалов, способных раскрыться через рефлексивную саморегуляцию действий и опыта. Выбор инновационного пути еще не гарантирует эффективность механизмов его реализации. Разнообразные риски

неизбежно сопровождают образовательную деятельность, дополняет которые такой феномен, как инновационное поведение. Инновационное поведение проявляет себя в процессах, связанных с научением обучающихся использовать нестандартные решения в осмыслении возникающих ситуаций в учебно-образовательной деятельности, в результате чего изменяется система социальных коммуникаций на различных уровнях организации, сложившаяся система интересов и поведенческих стереотипов.

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает проявление индивидуальности, самодостаточности, творческого отношения к реальности бытия, самоактуализацию. В этом случае инновационные рефлексии становятся не только инструментом в руках субъекта образования, но и развивающим его методом, поскольку связаны с постоянной интерпретацией полученных знаний. Инновационное поведение, по И. Р. Харитонову, — это функциональная система творчества, обусловленная эвристическим потенциалом личности, включающим способность создавать, воспринимать, реализовывать новшества, избавляться от устаревшего, нецелесообразного опыта и творческие стремления по преобразованию действительности [8].

Инновационное поле образовательного дискурса в профессиональном образовании формирует в сознании обучающегося ментально-дея-тельностный аттрактор, т. е. переход из «бытия в возможности» к «бытию в действительности» (Аристотель), в результате чего человека по жизни ведет уже не инстинкт, а способность мыслить о ситуации. Механизмы поведения в социальной реальности бытия вырабатываются только по ходу самой деятельности. У человека их нет в готовом виде. Осуществляется это по логистической цепочке событий автопоэзи-са: побуждающий автопоэзис (умения, способности «личностного самопрогрессирования»); автопоэзис самореализации («я сам», «знаю», «могу», «хочу», «стремлюсь», «добьюсь»); ав-топоэзис трансцендирования (способность видеть себя в многообразии потенциальных и актуализированных возможностей).

Таким образом, обучающийся в процессе работы с инновационными технологиями сам «конструирует» профессиональные образовательные платформы собственного мира, создает свое видение перспективы его развития и путь, который он должен пройти с помощью интеллектуального аттрактора, чтобы почувствовать себя в состоянии когнитивного субъекта, кото-

рым он стремится стать. Данный аттрактор в социальной синергетике понимается как возможность неограниченного воспроизводства схем и сценариев деятельности там, где отсутствует «заданность на выбор». Каждый последующий шаг инновационного обучения расширяет возможности «построения себя изнутри», т. е. задает вектор персонального развития, способ существования, оценку достигнутого, понимание собственного «я» через осознание своей индивидуальности и направлений самореализации в социуме. Для совершенствования диалектики когнитивно-ориентировочных функций мышления необходимы методы инновационного индивидуального и индивидуализированного сопровождения (выбор коррекционного образовательного маршрута и личностно ориентированных адаптационных технологий), а также методы демонстрационного эксперимента, вербального инструктирования, дидактического комментирования, «задания на смысл» и т. д. Вместе с тем в условиях быстро меняющегося рынка труда и появления новых профессий и научных областей миссия образования становится более сложной.

Учитывая инновационную реконфигурацию образовательного процесса, профессиональные учебные заведения постоянно совершенствуют поиски способов предоставления студентам знаний и компетенций, которые позволят им добиться успеха в будущей профессиональной жизни. Однако перед вузами стоит задача вооружить своих студентов и сквозными компетенциями, которые переносимы в любую область знаний и подчас занимают центральное место в достижении успеха выпускников на рынке труда. Для достижения высоких результатов студенты должны обладать сильными soft skills, способными дополнять знания, полученные во время учебных циклов. Использование трансверсальных инновационных программ личностного развития в учебном процессе актуализирует ментально-деятельностное «я» обучающегося и его установки на формирование унифицированных матриц продуктивных действий для прокладывания маршрутов своего «зановорождения» (М. К. Мамардашвили) и реализации себя в социуме. При этом человек постоянно интерпретирует добываемую им информацию, добавляя в текст знания свой предметный и личностный смысл и опыт распредмечивания тех или иных событий бытия. Возникает бесконечная цепь «смыслов, ориентирующих сознание» на: смыслопостижение, смыслоинтер-претацию, смыслодиверсификацию, дифракцию,

интерференцию, коннотацию смыслов, смысловой катарсис и многие другие феномены психосемантической регуляции деятельности личности. Посредством данных феноменов человек как бы «распахнут к миру» (М. Хайдеггер) [9].

В современных образовательных инновационных программах индивидуально ориентированного обучения часто используют терминологию М. Хайдеггера, М. Фуко, Ж. Делёза, такие понятия, как «смысловые складки», «семантические связи», «ризомные сети», что безусловно, увеличивает синсематизм текста, превращая его в нелинейную «композицию», где смысл уточняется через диалог ассоциаций, метафор, аллегорий, антифразисов, «вплетает» в себя кинестетические, висцеральные, эмоционально-практические феномены. Следует отметить, что инновационные образовательные технологии и методы — экстралингвистические, экстралогические, связанные с «осязанием мыслью», «чтением образами, а не словами», «эйдетическим пониманием действий» — еще только в начале своего становления и исследования. В связи с этим инновационные процессы в образовательной деятельности можно рассматривать как доведение научных идей до стадии практического их использования. Но не должны отрицаться и педагогические опыты прошлого, необходимо ориентироваться на сближение и диалектическое взаимодействие с ними в открытой образовательной модели различных образовательных традиций, призванных самим временем обеспечить вхождение каждого обучаемого на природосообразных началах в сложный мир современных знаний.

Одной из задач современной инновационной образовательной деятельности становится раскрытие творческого потенциала всех участников педагогического процесса. Ведь человек может совершенствовать других только при условии самосовершенствования, что декларирует другое положение — «учитель и ученик растут вместе». Взаимосвязанная деятельность того, кто дает знания, и того, кто их получает, постоянно восходит на новые круги сложности, заставляя участников образовательного процесса следовать непреложному закону культуры: «чем больше отдаешь, тем больше получаешь взамен». Отсюда вытекают определенные следствия и цели философии образования: «поддер-

живать, а не наставлять». Для этого необходимо рассматривать взрослого как друга и партнера обучаемого, дружеские связи между ними строить как симметричные отношения. В этой связи М. Мид говорит о новом типе культуры, порождающем принципиально иную форму диалога между поколениями, — префигуративной культуре, «где взрослые учатся также у своих детей». Постмодернистская философия образования, актуализируя вопросы инноваций в сфере образовательной деятельности в условиях современной реальности, в лице Ж. Батайя, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, М. Маннони, М. Фуко, Г. фон Шёнебека детально излагает свое видение векторов решения этих проблем. Авторы констатируют, что объем знаний растет. Это порождает быстрое их устаревание. Знание-истина уступает место знанию-компетенции, которое демонстрирует принцип эффективности владения им. Задача компетенции — не создание универсальной объясняющей картины мира, а конструирование действенной, и, вероятнее всего, временной эффективной модели, продуцирующей действие в данных, достаточно случайных, быстро изменяющихся условиях. Логика такого знания — не стратегия, а тактика, не вечное, а скоротечное, не устойчивое, а изменчивое. В их конкуренции и отсутствии какого-либо консенсуса все они одновременны и равноправны в своем существовании. Знания становятся некоторой формой нарратива, свободными для получения и продуцирования, изложения и модификации, в противовес их былой закрытости и закостенелости.

Диверсификация инновационных технологий в профессиональном образовании усиливает тенденцию поиска человекомерных презентации образовательной деятельности и нового педагогического профессионализма, который являл бы собой такие способы организации процесса развития базовых способностей личности, где ценностные составляющие стихийного и целенаправленного потоков жизненного опыта человека на уровне индивидуального бы-тия-в-культуре смогли бы реализоваться в духовном мире личности как «закон смысла». Только врастание человека в культуру позволит ему изнутри экзистенционально прочувствовать реальный мир социума и увидеть потенциально бесконечные предметные варианты своего в нем самоосуществления.

Библиографический список

1. Бердяев, Н. А. Судьба человека в современном мире / Н. А. Бердяев // Литмир : электронная библиотека. — URL: https://www.litmir.me/br/?b=39373&p=1 (дата обращения: 31.01.2022).

2. Баркова, В. В. Идеи образования и его культурные смыслы / В. В. Баркова, В. С. Цилиц-кий. — Челябинск, 2019. — 233 с.

3. Борисов, С. В. Аксиология образования: «ищу человека!» / С. В. Борисов // Философия образования. — 2012. — № 5 (44). — С. 69-77.

4. Загребин, С. С. Культурологические аспекты развития профессионального образования / С. С. Загребин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 9-11.

5. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса : мультидисциплинар-ное методическое пособие для преподавателей-практиков / Е. А. Балыгина, С. А. Безбородо-ва, А. В. Бородина, И. Л. Гольдман [и др.]. — Ростов-н/Д., 2016. — 149 с.

6. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. URL: https://cpp-p.ru/ wp-content/uploads/2015/08/predel.pdf (дата обращения: 31.01.2022).

7. Хофштадтер, Д. Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда / Д. Хофштадтер // Лит-мир : электронная библиотека. — URL: https://www.litmir.me/br/?b=138924&p=1 (дата обращения: 01.02.2022).

8. Харитонов, И. Р. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / И. Р. Харитонов. — Санкт-Петербург : Союз, 2011. — 313 с.

9. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер ; пер. с нем. А. В. Михайлова. — Москва : Изд-во «Гнозис», 1993. — 464 c. — ISBN 5-7333-0485-5.

For citation: Barkova, V. V. Innovative technologies of vocational education in a globalizing society / V. V Barkova // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 1 (33). — P. 42-49.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF VOCATIONAL EDUCATION IN A GLOBALIZING SOCIETY

V. V. Barkova

The article presents the author's experience of philosophical reflection on the methodological and philosophical foundations of modern innovative technologies of vocational education. Based on the traditions of the philosophy of education, the author proves the idea of the productivity of individual integration of new knowledge, professional skills and abilities into the mental structure of the student's personality with constant creative interaction with the teacher, who is in a state of permanent professional self-improvement. The diversification of innovative technologies in vocational education strengthens the tendency to search for humane presentations of educational activities and new pedagogical professionalism, which would be such ways of organizing the process of developing the basic abilities of an individual, where the value components of the spontaneous and purposeful flows of human life experience at the level of individual being-in-culture, could be realized in the spiritual world of the individual.

Key words: innovations, global society, educational activity, potential.

References

1. Berdyaev N. A. Sud'ba cheloveka vsovremennom mire [The fate of man in the modern world]. Litmir: elektronnaya biblioteka, available at: https://www.litmir.me/br/?b=39373&p=1 (accessed: 31.01.2022). (In Russian)

2. Barkova V. V., Tsilitskiy V. S. Idei obrazovaniya i ego kul'turnye smysly [Ideas of education and its cultural meanings]. Chelyabinsk, 2019, 233 p. (In Russian)

3. Borisov S. V. Aksiologiya obrazovaniya: «ishchu cheloveka!» [Axiology of education: "I am looking for a person!"], Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education], 2012, no. 5 (44), pp. 69-77. (In Russian)

4. Zagrebin S. S. Kul'turologicheskie aspekty razvitiya professional'nogo obrazovaniya [Cultural aspects of the development of professional education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo ob-razovanija [Innovative development of vocational education], 2016, no. 4 (12), pp. 9-11. (In Russian)

5. Balygina E. A., Bezborodova S. A., Borodina A. V., Gol'dman I. L. et al. Informatsionno-metodicheskoe obespechenie uchebnogo protsessa: mul'tidistsiplinarnoe metodicheskoe posobie dlya prepodavateley-praktikov [Information and methodological support of the educational process: a multidisciplinary methodological guide for practicing teachers]. Rostov-n/D., 2016, 149 p. (In Russian)

6. Maslou A. Dal'nie predely chelovecheskoy psikhiki [Far limits of the human psyche], available at: https://cpp-p.ru/wp-content/uploads/2015/08/predel.pdf (accessed: 31.01.2022). (In Russian)

7. Khofshtadter D. Gedel', Esher, Bakh: eta beskonechnaya girlyanda [Godel, Escher, Bach: this endless garland], Litmir: elektronnaya biblioteka [Litmir: electronic library], available at: https:// www.litmir.me/br/?b=138924&p=1 (accessed: 01.02.2022). (In Russian)

8. Kharitonov I. R. Innovatsionnyy menedzhment: ucheb. posobie [Innovative management: textbook. allowance]. St. Petersburg, Soyuz, 2011, 313 p. (In Russian)

9. Khaydegger M. Raboty i razmyshleniya raznykh let [Works and reflections of different years]. Moscow, Izd-vo «Gnozis», 1993, 464 p., ISBN 5-7333-0485-5. (In Russian)

Баркова Валентина Васильевна, профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат философских наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: barkova.vv@yandex.ru

Barkova Valentina Vasilievna, Professor of the Department of Philosophy and Cultural Studies, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: barkova.vv@yandex.ru

Сведения для цитирования: Кашигина, Е. А. Современные фитнес-технологии в преподавании учебной дисциплины «Физическая культура» в профессиональной образовательной организации / Е. А. Кашигина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 49-53.

УДК 372.016:796 ББК 74.267.5

СОВРЕМЕННЫЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛьТУРА»

в профессиональной образовательной организации

Е. А. Кашигина

Одним из приоритетных направлений формирования и укрепления здоровья нации служит процесс физического воспитания подрастающего поколения, ориентированный на укрепление здоровья, повышение работоспособности и физической подготовленности. В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Данная статья посвящена исследованию эффективности влияния занятий современными видами аэробного фитнеса на состояние здоровья обучающихся профессиональной образовательной организации по сравнению с традиционными средствами физической культуры. Излагаются материалы, методы, результаты и обсуждение результатов данного исследования. На основании анализа полученных результатов автор приходит к выводу, что внедрение в учебный процесс современных фитнес-технологий аэробной направленности открывает дополнительные возможности повышения уровня физического состояния обучающихся в рамках учебных занятий физической культурой.

Ключевые слова: фитнес-технологии, аэробный фитнес, аэробика, аэробная нагрузка.

Сегодня, во времена быстрых изменений условий жизни и интенсификации образовательного процесса, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения, и это становится предметом острой общественной тревоги, поскольку само здоровье детей и молодежи является показателем уровня разви-

тия общества, характеризует его благополучие и гармоническое развития [1; 2]. По современным данным, среди обучающихся наблюдаются функциональные отклонения в деятельности различных систем организма, заболевания и изменения сердечно-сосудистой системы, нервно-психические расстройства, заболевания органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.