ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
УДК 339.13
Алла Борисовна Нисилевич,
ст. преподаватель кафедры Иностранных
языков Московского государственного
университета экономики, статистики и
информатики (МЭСИ)
Тел.: 8 (495) 442-64-98
Эл. почта: [email protected]
Екатерина Валентиновна Стрижова,
ст. преподаватель кафедры Иностранных
языков Московского государственного
университета экономики, статистики и
информатики (МЭСИ)
Тел.: 8 (495) 442-64-98
Эл. почта: [email protected]
Данная работа предназначена для оценки новых методов и подходов в обучении как со структурной, так и с концептуальной точки зрения. Показана важность и удобство введения новых технологий для модернизации технологий обучения в высшей школе.
Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, онлайн-обучение, интернет-трансляции, программа скайп, интернет-среда, интерактивность.
Alla B. Nisilevich,
Senior Lecturer, the Department of Foreign Languages, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Tel.: 8 (495) 442-64-98 E-mail: [email protected]
Ekaterina V. Strizhova,
Senior Lecturer, the Department of Foreign Languages, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Tel.: (495) 442-64-98 E-mail: [email protected]
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN HIGH SCHOOL EDUCATION
This paper aims to consider and assess new teaching methods and approaches from both structural and conceptual viewpoints. It shows the importance of implementing new technologies as well as the need to modernize the whole structure of education. Keywords: information technologies, e-learning, online learning, webcast, skype, internet environment, interactivity.
1. Введение
В настоящее время особую актуальность приобретает развитие и использование информационных технологий дистанционного обучения. Не случайно эту форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Она дает возможность выстраивания индивидуальных траекторий образования. Она предполагает тщательное и детальное планирование деятельности каждого отдельного студента, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, наличие которых позволяет студенту получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию.
2. Новые возможности для дистанционного обучения
Сегодня, наряду с почтовыми пересылками печатных и медиа-материалов, всё чаще применяются современные компьютерные технологии: аудио/видеоконференции, E-Learning (электронное обучение), online Learning (онлайн-обучение), интернет-конференции, интернет-трансляции. Дистанционное обучение может проходить через программу skype, и в такой форме обучения много положительного:
- Индивидуальный темп обучения: скорость изучения устанавливается самими учащимся в зависимости от его личных обстоятельств, от состояния здоровья.
- Свобода и гибкость: учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
- Доступность: занятие не зависит от географического и временного положения обучающегося и преподавателя.
- Мобильность: наличие обратной связи между преподавателем и обучаемым, а это одно из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
- Творчество: комфортные и привычные условия для творческого самовыражения обучаемого.
- Экономичность: затраты на обучение вдвое ниже, чем на обычных аудиторных занятиях.
- Эффективность: индивидуальный подход гарантирует быстрый результат! Эти технологии позволяют студентам в режиме реального времени консультироваться с педагогами, где бы они ни находились, проходить тесты, сдавать экзамены.
Дистанционно можно пройти любую ступень образования: от начального до высшего; либо изучить отдельную дисциплину (например, иностранные языки). Получить образование дистанционно могут люди различных возрастов и с разными физическими возможностями. При высокой доле самостоятельности студенты могут практически в любое время связаться с преподавателем.
Плюс такого способа обучения заключается еще и в том, что проходит оно в психологически комфортной, привычной обстановке, при индивидуальном темпе.
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного активного взаимодействия всех студентов. Студент и преподаватель являются равноправными субъектами обучения. Исключается доминирование какого-либо участника процесса. В связи с этим представляется актуальной разработка методов управления самостоятельной работой студентов при изучении английского языка на основе дистанционного взаимодействия. Этот процесс предполагает:
• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний студентов.
Экономика, Статистика и Информатика
3
№3, 2013
Дистанционное обучение - это образовательная технология. На английском термин дистанционное обучение (distant teaching - деятельность преподавателя и distant learning - деятельность студента в рамках единого процесса дистанционного обучения), подразумевая под ним набор процедур, методов и форм организации учебного процесса.
Возможности дистанционного обучения:
- снижение затраты на проведение обучения;
- обучение большого количества человек;
- повышение качества обучения за счет применения современных средств (ИКТ),
- создание единой образовательной среды.
Обучение осуществляется с преобладанием дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.
Приоритетные цели дистанционного обучения:
- углубленное изучение темы, раздела какого-либо курса;
- ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках студентов по определенным предметам. Преимуществами дистанционного
обучения являются:
- более высокая эффективность;
- сокращение сроков обучения. Цель дистанционного обучения -
повышение результативности процесса обучения, рост активности и самостоятельности студентов, интегрирование их в профессионально-социальную среду уже на стадии обучения.
Философской основой дистанционных технологий подготовки стали идеи личностно-центрированного образования американского философа Дж. Дьюи. В отличие от господствовавших в то время (да во многом и сейчас) теорий о главенствующей роли преподавателя, содержания и аудиторной формы обучения, в центр своей педагогической системы Дьюи поместил ученика, совершив поворот педагогической мысли в сторону рассмотрения учебной деятельности и главного субъекта образовательного процесса - ученика. При этом подходе приоритетное значение приобрели самообразование и самоконтроль, а также разработка таких учебных
средств, которые помогают индивидуальной организации образовательного процесса. Понятно, что для овладения одним и тем же учебным материалом разным учащимся, в зависимости от уровня подготовки и интеллектуальных способностей, требуется разное время. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все учащиеся выучили материал к заданному сроку. Такие требования могут выполнить только единицы. Дистанционные технологии позволяют так организовать учебный процесс, чтобы студенты получили достаточное для каждого время, необходимое для освоения требуемого материала.
Этапы разработки дистанционной технологии обучения:
1. Формулирование целей обучения.
2. Разработка содержания подготовки (какая деятельность должна быть освоена, какие навыки и умения приобретены в процессе прохождения курса).
3. Разработка тестов для проверки усвоения учебного материала.
4. Дифференциация и индивидуализация учащихся на основе имеющихся (до начала работы) данных.
5. Распределение времени обучения и времени для самостоятельной работы.
6. Разработка учебных материалов (на основе модульного принципа).
7. Разработка заданий для самоконтроля и контроля по всем модулям.
8. Организация самостоятельной работы учеников, в процессе которой преподаватель сотрудничает с учениками с целью разрешения учебных затруднений. Использование дистанционных
технологий способствует формированию принципиально новой информационной образовательной среды (Интернет среды), обеспечивающей широкие возможности для образовательной деятельности, существенным образом влияющей на перераспределение ролей между студентами и преподавателем (акцент на самореализацию, самоактуализацию, самообразование). Использование Интернет среды, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.
Дистанционные образовательные технологии выгодно отличаются от традиционных технологий рядом особенностей.
Гибкость - возможность для студента заниматься в удобное время, в удобном месте и темпе.
Параллельность - обучение можно проходить параллельно с очной формой обучения в каком-либо другом или в своем вузе.
Охват - одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и преподавателями.
Экономичность - эффективное использование учебных технических средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней.
Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.
Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности, материальной обеспеченности обучаемого.
Интернациональность - экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Внедрение в образовательный процесс ДОТ позволяет расширить и обновить роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность.
3. Заключение
Таким образом, дистанционное обучение - это обучение, когда студенты могут выполнять тесты и задания, брать информацию и консультироваться на личном сайте преподавателя, что обеспечивает повышенную мотивацию и интерес к предмету. Это новая, специфичная форма обучения, обеспечивающая взаимодействие преподавателя и студентов между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
№3, 2013
Литература
1. Башмаков, А.И., Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А Башмаков. - М.: Филинъ, 2003. - 616 с.
2. Герасименко, Т.Л., Грубин И.В., Гулая Т.М., Жидкова О.Н., Романова С.А. Smart-технологии (вебинар и социальные сети) в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. - М.: Изд-во МЭСИ, 2012. - 15 с.
3. Корольков, А.Ф. Методика разработки электронного учебно-методического комплекса по дисциплине для дистанционного обучения: учеб. пособие / А.Ф. Корольков, Ю.Р. Стра-тонович, В.В. Фролова. - М.: Изд-во МСХА, 2004. - 83 с.
4. Щенников, С.А. Открытое дистанционное образование / С.А. Щенников. - М.: Наука, 2002. - 527 с.
5. Английский язык: компетентнос-тный подход в преподавании: технологии : разработки уроков / авт. - сост.
A.Г. Штарина. - Волгоград : Учитель, 2008.
6. Новые государственные стандарты по иностранному языку : 2-11 классы : Образование в документах и комментариях.- М. : АСТ ; Астрель, 2004. - С. 93.
7. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. -М. : Дрофа, 2007. - (Образование в документах).
8. Ялалов, Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практи-ко-ориентированному образованию / Ф. Г. Ялалов //Интернет-журнал «Эйдос» : 15 янв. 2007.
9. Терентьева И.А., Глушинский
B.А. Направления повышения эффективности работ по коммерциализации результатов инновационного процесса в высшем учебном заведении // Инновации и инвестиции. 2012. №5.
C. 35-37
10. Кузьмина А.А. Маркетинговое исследование как инструмент обеспечения инновационного развития образовательного учреждения на рынке образовательных услуг // Инновации и инвестиции. 2012. №2. С. 82-86
11. Котов Д.В. Механизм развития инновационной среды сектора высшего образования // Инновации и инвестиции. 2011. №1. С. 9-14
12. Малышев Н.Г. Интеграция информационных ресурсов образовательной среды как основа развития технологий открытого образования и образовательных коммуникаций // Открытое образование. 2012. № 1. С. 13-31.
13. Лаасер В. Мастерская программа по обучению с использованием информационных технологий как пример программ дистанционного обучения нового поколения // Открытое образование. 2012. № 6. С. 4-11.
14. Тельнов Ю.Ф., Ипатова Э.Р. Технологии смарт-обучения для реализации инновационных образовательных проектов // Открытое образование. 2011. № 3. С. 56-63.
15. Цыренова А.А., Шаралдаева И.А. Использование информационных технологии в государственном управлении в регионах // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 4. С. 197-199.
16. Герасименко Т.Л., Грубин И.В., Гулая Т.М., Жидкова О.Н., Романова С.А. Smart-технологии (вебинар и социальные сети) в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 5. С. 9-12.
17. Козарезова Л.О., Минашкин В.Г. Опыт преподавания статистических дисциплин с использованием виртуальных технологий в бизнес-образовании // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 5. С. 81-85.
References
1. Bashmakov, A.I., Developing of computer textbooks and training systems / A.I.Bashmakov, I.A.Bash-makov. - M.:Philin. 2003. - 616p.
2. Gerasimenko, T.L., Grubin I.V., Gulaya T.M., Zhidkova O.N., Romanova S.A. Smart technologies (webinar and social networking sites) in teaching foreign languages. - M.:MESI, 2012. - 15p.
3. Korolkov, A.F. Electronic textbook developing technique for e-larning: study guide/A.F.Korolkov, Y.R. Stratonovitch, VVFrolova. - M.: MSHA. 2004. - 83p.
4. Stchennikov, S.A. Open e-learning/ S.A.Stchennikov. - M.:Nauka, 2002. -527p.
5. English language: competency building approach in teaching: technologies/A.G.Shtarina - Volgograd: Uchitel, 2008.
6. New state educational standards for foreign language teaching: 2-11 classes: certificates and comments. - M.:AST; Astrel, 2004. - 93p.
7. Federal module of the state educational standard of the secondary (full) general education on foreign languages /A.D.Dneprov, A.G.Arkadev. - M.: Drofa, 2007.
8. Yalalov, F.G. Competency building approach to the practice-focused education/F. G.Yalalov//Internet -magazine "Ados": January 15, 2007.
9. Terenteva I.A., Glushinskii V.A. Ways of increasing the efficiency of work on the commercialization of the innovation process in higher education // In-novatcii i investitcii. 2012. №5. S. 35-37
10. Kuzmina A.A. Marketing research as a tool for the development of innovative educational institution in the education market // Innovatcii i investitcii. 2012. №2. S. 82-86
11. Kotov D.V. The mechanism of development of innovative environment the higher education sector // Innovatcii i investitcii. 2011. №1. S. 9-14
12. Malyshev N.G. The integration of information resources of the educational environment as a basis for the development of technologies of open education and educational communications // Otkiy-toe obrazovanie. 2012. № 1. S. 13-31.
13. Laaser V. Workshop training program for the use of information technology as an example of distance learning programs, the new generation // Otkrytoe obrazovanie. 2012. № 6. S. 4-11.
14. Telnov Iu.F., Ipatova E.R. Smart technology training for the implementation of innovative educational projects // Otkrytoe obrazovanie. 2011. № 3. S. 56-63.
15. Tcyrenova A.A., Sharaldaeva I.A The use of information technology in public administration in the regions // Ekonomika, statistika i informatika. Vestneyk UMO. 2012. № 4. S. 197-199.
16. Gerasimenko T.L., Grubin I.V., Gulaia T.M., Zhidkova O.N., Romanova S.A. Smart-technology (webinar and social networks) in the teaching of foreign languages in the language high school // Ekonomika, statistika i informatika. Vestneyk UMO. 2012. № 5. S. 9-12.
17. Kozarezova L.O., Minashkin VG. The experience of teaching statistics courses using virtual technology in business education // Ekonomika, statistika i informatika. Vestneyk UMO. 2010. № 5. S. 81-85.
Экономика, Статистика и Информатика
s
№3, 2013