почвы и грунта, поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха в радиусе 5,2 м. Эти последствия не приведут к значительному изменению физико-химического состава почвы и грунта, деградации растительности, накоплению токсических элементов в растениях, к загрязнению воды токсичными веществами, к загрязнению воздуха токсичными соединениями и заболеванию людей и животных.
Зоны действия основных поражающих факторов
Зоны действия основных поражающих факторов приведенных сценариев аварий находятся:
- при ремонте и обслуживании электрооборудования - поражение электротоком персонала происходит в зоне производства работ с электрооборудованием;
- при пожаре в момент заправки дизельного технологического оборудования в карьере из передвижной заправочной станции - зависит от объема разлившегося дизельного топлива и радиуса распространения огня, в нашем случае это радиус распространения 5,2 м.
Санитарно-защитная зона, установленная согласно Санитарно-эпидемиологических правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к проектированию производственных объектов» в размере 1000м, включая всю территорию карьера. Число пострадавших
- при поражении электротоком пострадавших 1 человек;
- при пожаре в момент заправки дизельного технологического оборудования в карьере из передвижной заправочной станции пострадавших возможно 1 -2 человека.
Выводы
В результате проведённого расчёта можно сделать вывод, что риск опасности при разработке Шандашинского месторождения габбро не будет иметь широкого распространения, носит локальный характер и поэтому является приемлемым.
Список использованной литературы:
1. Карта месторождений полезных ископаемых Казахстана. Авторы: Нестеркина Н. В., Смоляр В. А. и др. Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан, Комитет геологии и охраны недр. г. Алматы, 1997.
2. Закон о гражданской защите Республики Казахстан, № 188^ от 11.04.2014г.
3. Методы расчета критериев взрывопожарной опасности помещений, зданий и сооружений РТМ 95. 1640-87.
4. Методика оценки последствий аварийных взрывов топливо-воздушных смесей», М., НТЦ «Промышленная безопасность»,1993 г.
© Аскарулы А., Имангазин М.К., 2019
УДК 004.92
В.А. Ахтямова
преподаватель ОГБПОУ «ТГПГК», г. Томск E-mail: ahtyamovava@tgpgk .tomsk.ru.
М.Г. Лазуткина преподаватель, ОГБПОУ «СПК», г. Северск E-mail: marinalazutkina.61@mail.ru.
Ю.В. Новикова Преподаватель ОГБПОУ «ТМТТ», г. Томск E-mail: monjjj@yandex.ru.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
Аннотация
Авторы статьи рассматривают процесс изучения дисциплины «Инженерная графика» с применением
~ 29 ~
современных информационных технологий, что позволяет формировать у будущего специалиста общие и профессиональные компетенции и успешность на рынке труда.
Ключевые слова:
Инженерная графика, Информацинно-Коммуникационные Технологии, компетентностной подход, системы автоматизированного проектирования, чертёж.
Одной из главных задач в образовании является внедрение современных образовательных технологий в обучение дисциплине «Инженерная графика», так как государству требуются грамотные, компетентные и конкурентоспособные специалисты, умеющие ориентироваться в быстро изменяющемся информационном пространстве и формировать верное решение.
Главная цель педагога при проведении уроков - формировать профессиональные компетенции через организацию познавательной деятельности обучающегося таким образом, чтобы он учился самостоятельно решать профессиональные задачи.
Конструктивное сотрудничество между педагогом и студентом, подбор учебного материала, применение современных методик и технологий обучения, использование технических средств обучения -всё это влияет на образовательный результат деятельности преподавателя.
Инновационные технологии в обучении позволяют достичь образовательных результатов, характеризующихся:
- усвоением максимального объёма знаний;
- максимальной творческой активностью;
- широким спектром практических навыков и умений.
Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) в преподавании учебной дисциплины «Инженерная графика» (далее Инженерная графика) являются одним из эффективных способов повышения мотивации к обучению и дают возможность широко использовать компьютер для объяснения нового материала, выполнения тренировочных заданий, тестирования и т.д.
Другими словами: применение ИКТ активизирует познавательную деятельность обучающегося, а преподавателю помогает решать трудные задачи традиционной педагогики (обеспечение творческой, самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом в интерактивном режиме).
Инженерная графика относится к ряду естественных наук, рассматривающих геометрические основы построения изображений предметов на плоскости, вопросы решения пространственных геометрических задач при помощи этих изображений, способы выполнения чертежей изделий и т.д.
Чертёж - графическое средство выражения замысла. Чертёж, определяющий форму и размеры предмета, должен быть лаконичным в графическом исполнении. Для правильного выражения своей мысли с помощью эскиза или чертежа требуется знание основ построения изображений геометрических объектов.
«Инженерная графика по ФГОС входит в общепрофессиональный цикл и является основой инженерного образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты разработаны в компетентностном подходе и позволяют развивать у студентов общие и профессиональные компетенции» [1].
Инженерная графика развивает у обучающегося пространственное воображение - качество, характеризующее высокий уровень инженерного мышления. В процессе изучения также расширяется кругозор обучающегося, развиваются навыки логического мышления, внимательность, наблюдательность, аккуратность и другие качества, развитие которых является одной из задач обучения в среднем профессиональном образовании.
Не секрет, что изучение Инженерной графики оказывается достаточно сложным для большинства обучающихся, так как является абсолютно новой (и по содержанию, и по форме) дисциплиной. Студенты не усматривают связи с дисциплинами, изучаемыми в средней школе. В разделе Начертательная геометрия, входящем в Инженерную графику, в самом начале рассматриваются не привычные геометрические объекты, а «какие-то абстрактные» точки, прямые, плоскости, ортогональные проекции... Преодоление
этого непонимания требует определённых умственных усилий и соответствующей перестройки мышления обучающихся.
Инженерная деятельность в современных условиях немыслима без использования персональных компьютеров и систем автоматизированного проектирования (далее САПР).
Применение в учебном процессе современных пакетов САПР оказывает большую помощь в изучении дисциплины и является наиболее интенсивной формой обучения, что позволяет иначе взглянуть и на методику преподавания Инженерной графики, и на организацию учебного процесса в целом.
Изучив имеющиеся САПР (AutoCAD, Visio, KOMPAS и др.), где есть необходимые функции изображения объектов, их пространственных форм и технологических схем, обучающиеся на занятиях Инженерной графики выполняют различные чертежи.
Рассмотрим несколько возможных для применения на занятиях универсальных пакетов САПР.
Visio - это программа, предназначенная для быстрого и эффективного конструирования графических изображений любой сложности. Вне зависимости от способностей пользователя к рисованию Visio облегчает создание графиков, диаграмм и рисунков. Visio удобна для выполнения технологических схем и простых иллюстраций, а также позволяет пользователю разрабатывать наборы своих шаблонов, например, изображения ёмкостей, печей, колонн и т.д. (см. рис. 1), что в дальнейшем ускоряет процесс оформления графического материала.
Рисунок 1 - Технологическая схема
Программа Visio обладает возможностями построения сложных чертежей и графических изображений, имеет множество полезных и удобных надстроек, обеспечивающих доступ к библиотеке диаграмм и к построению стандартных графиков.
AutoCAD (англ. Computer-Aided Design) - двух- и трёхмерная система автоматизированного проектирования и черчения.
На современном этапе программа включает в себя полный набор средств, обеспечивающих комплексное трёхмерное моделирование, в том числе работу с произвольными формами, создание и редактирование SD-моделей тел и поверхностей, улучшенную SD-навигацию и эффективные способы выпуска рабочей документации.
Интерфейс программы п
зост в работе (см. рис. 2).
Рисунок 2 - Интерфейс программы AutoCAD
В ходе обучения выполняются практические задания разной степени сложности:
- создание машиностроительных чертежей деталей (см. рис. 3) и оборудования;
- создание 3D-моделей деталей;
- создание принципиальных схем автоматизации технологических процессов;
- создание технологических схем пиролиза, полимеризации, ректификации и т.д.
Рисунок 3 - Чертёж детали, выполненный в программе AutoCAD
KOMnAC-3D - это программа САПР, которая служит для построения и оформления проектной и конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД.
Данная программа широко используется, и это объясняется рядом причин (см. рис. 4 [3]):
- возможности KOMnAC-3D не уступают аналогам типа AutoCAD, Solid Works и другим, при этом в отличие от перечисленных продуктов программа имеется в свободном доступе;
- интерфейс полностью русифицирован;
- построение всех чертежей и оформление документации ведётся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к российской конструкторской документации;
- интерфейс прост для начинающего пользователя.
© ita® С \вап Я» =Сперей. - С^И. ИЗ U »т Н - 1 - По до Spa
*й] Параметры |
Е- С,»..,.,.-.., . г..,„ , ;
Рисунок - 4
Применение на занятиях компьютера и других ИКТ позволяет оптимизировать управление обучением, повышает эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, мотивирует студентов на получение знаний [2, с. 84].
Сегодня специалист, владеющий навыками работы с существующими системами автоматизированного проектирования и обладающий компетенциями конструктора, востребован на рынке труда.
Список использованной литературы:
1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2009. - 240 с.
2. Шампанер Г. Обучающие компьютерные системы // Высшее образование в России. - 1998. - №3. - С.84-96.
3. Большаков В.П. Создание трёхмерных моделей и конструкторской документации в системе KOMПAC-3D: практикум / В.П. Большаков. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 485 с.
© Ахтямова В.А., Лазуткина М.Г., Новикова Ю.В., 2019
УДК 004.9+УДК 628.8
В.Ю. Бардадым
студент СПбГАСУ г. Санкт-Петербург, РФ
ПРЕМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОГРАММЫ MagiCAD КАК НАДСТРОЙКИ AutoCAD
Аннотация
В современном мире для сокращения времени, затрачиваемого на проект, инженеры-проектировщики используют специальные программы для автоматических расчетов. Одной из самых популярных и удобных программ в сфере проектирования систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха является MagiCAD. Эта программа устанавливается как надстройка к программам для моделирования, таких как Revit и AutoCAD. Но в данной статье будут рассмотрены MagiCAD как надстройка AutoCAD и проблемы, с которыми может столкнуться инженер, работающий в ней.
Ключевые слова:
MagiCAD, надстройка AutoCAD, визуализация, тяжелая модель, Revit, низкая продуктивность.
Программа MagiCAD [1] имеет большую библиотеку инженерного оборудования. К примеру, в ней можно найти трубы и воздуховоды (рис. 1, 2), выполненные из нужных для проекта материалов, арматуру любых типоразмеров (рис.3), оборудование разных производителей. Подобрав нужные элементы, программа позволяет смоделировать систему и сделать расчет, после чего выявляет ошибки на стадии моделирования. Но несмотря на все эти огромные преимущества, есть ряд недостатков в данной программе именно как надстройки AutoCAD [2], о которых будет рассказано ниже.
Первая проблема, с которой можно столкнуться в процессе работы с моделью - это визуализация [3]. Как правило, при создании проекта инженер занимается разработкой одной из систем, к примеру, разработкой системы холодоснабжения. Далее для работы над другой системой создается новый файл с нужными подложками (архитектурными планами, конструктивными планами и т.д.). Таким образом прорабатываются все системы и при дальнейшей их загрузке в один файл обнаруживаются пересечения, которые необходимо предотвратить. В этом случае для детального рассмотрения всех элементов систем проектировщик начинает «крутить» модель и приближать нужные места пересечений. На данном этапе понятно, что не все элементы можно легко просмотреть. То есть, если, к примеру, приближается труба холодоснабжения, идущая к фанкойлам, и воздуховод находится перед этой трубой, невозможно «пройти сквозь воздуховод» (рис. 4), и для того чтобы посмотреть трубу, нужно «прокрутить» модель до того положения, чтобы трубу стало видно.