Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА '

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии / лазерные проекторы / голографические изображения / innovative technologies / laser projectors / holographic images

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Каткова, Г.А. Карачева

Рассматриваются инновационные технологии, используемые в образовательной деятельности Вузов, обосновывается необходимость внедрения новых технологий в учебный процесс Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

The article discusses innovative technologies used in the educational activities of universities, substantiates the need for the introduction of new technologies in the educational process of the Reshetnev Siberian State University of Science and Technology.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА »

УДК 378.147

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Е. В. Каткова, Г. А. Карачёва

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: elizaveta.katkova98@mail.ru*

Рассматриваются инновационные технологии, используемые в образовательной деятельности Вузов, обосновывается необходимость внедрения новых технологии в учебный процесс Сибирского государственного университета науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева.

Ключевые слова: инновационные технологии, лазерные проекторы, голографические изображения.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

OF THE UNIVERSITY

E. V. Katkova, G. A. Karacheva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: elizaveta.katkova98@mail.ru

The article discusses innovative technologies used in the educational activities of universities, substantiates the need for the introduction of new technologies in the educational process of the Reshetnev Siberian State University of Science and Technology.

Keywords: innovative technologies, laser projectors, holographic images.

Инновационным технологиям в образовательной деятельности уделяется большое внимание в научной литературе. Каждый автор в своих научных трудах трактует термин «инновационные технологии» по-разному. По нашему мнению, наиболее полное определение инновационных технологий представлено в работе Райской М.В. «Теория инноваций и инновационных процессов». По мнению Райской М.В. под инновационными технологиями понимается система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии человека в современных социокультурных условиях [1].

В настоящее время в системе образования применяют различные инновационные технологии, которые можно разделить на педагогические и технологии будущего. К педагогическим следует отнести наиболее часто реализуемые инновационные технологии: информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; интерактивные или групповые; исследовательские; case study; технологии развития критического мышления. Такие технологии находят отражение в лекциях-визуализациях, практических уроках, на которых результаты исследовательской или проектной деятельности представляются в виде презентации, деловых игр, игрового моделирования, дискуссий, работы в группах, мозгового

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2

штурма. Базисом применения информационно-инновационных технологий в образовании является проектная деятельность, которая предусматривает стимулирование познавательного интереса, мыслительных процессов, самообразования, творческих способностей посредством планирования и осуществления проектов, формируя ключевые компетенции обучающегося [2]. Инновационными технологиями будущего в образовании являются: 3Б принтеры; облачные вычисления; гибкие дисплеи; проекционные модели; цифровые очки; дополненная реальность. С помощью 3Б принтера студенты уже создают любую нужную 3Б-модель. Также применяются модели обеспечения удобного сетевого доступа, например, к сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервису.

По мере того, как образование становится все более оцифрованным, можно с уверенностью говорить, что в будущем бумага отойдет на второй план. Ее заменят гибкие дисплеи, которые могут изменять собственную форму. В отличие от обычной бумаги пластиковые электронные документы не только долговечны, но и интерактивны. Также в учебном процессе могут использоваться проекционные модели, представляющие собой 3Б-проекцию объекта с учётом его геометрии и местоположения в пространстве [3]. Использование современных инновационных технологий, особенно технологий будущего, обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся и их творческую активность, повышает качество образования.

В соответствии с вышеизложенным авторы предлагают использовать в образовательной деятельности Сибирского государственного университета имени академика М.Ф. Решетнева дополненную реальность. Так как один из авторов является студентом Инженерно-экономического университета направления «Машиностроение», направленности «Менеджмент высоких технологий» рассматриваем внедрение технологии дополненной реальности в учебный процесс данного направления.

В процессе обучения студенты изучают технические дисциплины, которые позволяют получить теоретические знания, но не дают возможности приобрести в полном объеме практические навыки. Получить практические навыки и закрепить теоретические знания студенты могут при прохождении профессиональных производственных практик на базовых предприятиях машиностроения. Проблема прохождения практик заключается в невозможности попасть на предприятия машиностроения, и невозможности получения практических навыков в полном объеме. Также следует остановиться на аудиторном фонде и его материально-техническом обеспечении. Аудитории укомплектованы в основном учебной мебелью и техническими средствами обучения в виде мультимедийных ламповых проектов. При выполнении практических и лабораторных работ в некоторых аудиториях имеется специализированное оборудование, позволяющее студентам проводить технические измерения и составлять описания проводимых исследований. Использование таких технологий в учебном процессе позволяет студентам получить в основном теоретические знания по техническим дисциплинам, а не практические навыки [4].

Предлагаем использовать в учебном процессе лазерные проекторы с голографическими экранами, воспроизводящие объемные трехмерные изображения в пространстве. Использование на лекционных, практических занятиях и при выполнении лабораторных работ лазерных проекторов позволит студентам визуально воспринимать информацию, воспроизводить объемные трехмерные изображения с оригинальными эффектами. В табл. 1 приведены названия лекций и практических работ по техническим дисциплинам, которые можно изучать с помощью лазерных проекторов, воспроизводя трехмерные голографические изображения в пространстве. Также студенты получат возможность наглядно ознакомиться с технологическими процессами машиностроительного производства, и различным оборудованием, установленным в цехах базовых предприятий без доступа на предприятия. С помощью лазерных проекторов появится возможность проводить виртуальные экскурсии по предприятиям машиностроения и исследовать объекты трёхмерного пространства.

Описание технических дисциплин направленности «Менеджмент высоких технологий» [5]

Название дисциплины Название лекции/ практической работы Описание лекции/ практической работы

Организация машиностроительно го производства Проектирование цехов основного производства Проектирование цехов заготовительной и обрабатывающей стадий.

Технологии нововведений Классификация и идентификация технологий Просмотр учебных видеороликов про использование современных технологий. Технологии машиностроительного производства АО «Красмаш».

Этапы реинжиниринга Визуализация бизнес-процессов машиностроительного участка.

Электротехника и электроника Основы цифровой электроники. Микропроцессорные средства. Арифметические и логические основы ЭВМ. Триггеры, типы триггеров, регистры, шифраторы, дешифраторы, сумматоры, счетчики.

Управление инновациями Новые перспективные технологии Перспективные технологии в разных отраслях экономики.

Основы технологии машиностроения Проектирование технологических процессов изготовления деталей Типовые технологические процессы механической обработки деталей. Проектирование технологической операции.

В заключение хотелось бы отметить, что лазерные проекторы с голографическими экранами можно использовать и при дистанционном обучении, проводя с их помощью онлайн видеолекции и видеоконференции. Актуальным является применение данных технологий в профориентационной работе вуза, при проведении различных конференций и вебинаров, в приемной кампании. С помощью голографического экрана с лазерным проектором каждый поступающий абитуриент сможет увидеть инновационные технологии Вуза и найти подходящее для себя направление.

Библиографические ссылки

1. Райская М.В. Теория инноваций и инновационных процессов: учебное пособие / М.В. Райская; - Казань: КНИТУ, 2013. - 273 е.: ил. - Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259396 (дата обращения: 09.05.2020). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7882-1491-7. - Текст: электронный.

2. Современные инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. URL: https://www.sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania/sovremennye-innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 09.05.2020).

3. Технологии, которые изменят будущее образование [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fhi-news.ru%2Ftechnology%2F8-texnologij-kotorye-izmenyat-budushhee-obrazovanie.html (дата обращения: 10.05.2020).

4. Каткова Е.В., Кузюкова В.В, Карачёва Г.А. Внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность Вуза // Актуальные проблемы авиации и космонавтики [Электронный ресурс] : сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню космонавтики (08-12 апреля 2019 г., Красноярск): Т. 2. СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2019. - Режим доступа: https://apak.sibsau.ru/page/materials. - Загл. с экрана. С. 725-726.

5. Рабочие программы дисциплин направления подготовки 15.03.01 «Машиностроение», направленности «Менеджмент высоких технологий» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.pallada.sibsau.ru/web#action=213&model=opop.card&view_type=list&menu_id=184 (дата обращения: 11.05.2020).

© Каткова Е. В., Карачёва Г. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.